Конспект занятия в старшей группе по лепке тарелка с узором

Обновлено: 08.07.2024

Познакомить детей с керамической посудой, с материалом, из которого она изготовляется; учить различать разную форму посуды: широкую (тарелки, миски блюда), высокую (кружки, цветочные вазы, кувшины); познакомить с разными способа­ми украшения посуды: росписью и рельефом.

Материал.

У воспитателя пять-шесть предметов декоративной посуды разной формы и по-разному украшенной (роспись, рельеф). Сре­ди обливной, т.е. покрытой глазурью, посуды один-два пред­мета без глазури или частично обливные.

Ход занятия.

Педагог привлекает внимание к форме посуды. Приглашает двух детей к столу и предлагает на одну сторону стола поставить низкую посуду, а на другую — высокую. Назвать низкие предме­ты и высокие. Рассмотреть один из низких предметов. Назвать и показать его части: донышко, стенки, расширяющиеся кверху.

Сказать детям, что нарисованные на посуде украшения на­зываются росписью. Ее художники выполняют при помощи красок, ангобами (цветная глина).

Но есть и другие украшения — рельефные. Показать их. Пройти вдоль стульев, на которых сидят дети, чтобы они паль­цами ощупали выпуклость узора. Объяснить, что такие узоры не рисуют, а делают из мелких объемных элементов, а потом налепляют на поверхность посуды. Они называются налепами. Есть и другие узоры. Их вдавливают различными по форме па­лочками, стеками, печатками. Бывает, что на одном изделии узор выполняют из выпуклых и углубленных элементов. Рас­смотреть с детьми такое изделие.

Далее обратить внимание детей на то, что большинство ке­рамических изделий гладкие и блестящие. Дать возможность погладить их пальцами. Сравнить с поверхностью изделий без глазури, или с внутренней стороной высокой посуды, или с донышком широкой. Рассказать: чтобы глиняная посуда стала блестящей, ее специально перед обжигом в печи покрывают глазурью (стекловидная масса определенного состава, от кото­рого зависит цвет глазури). Обливная посуда более красивая, прочная, не пропускает воду. Керамическую посуду изготов­ляют в гончарных мастерских.

ЗАНЯТИЕ 2

Программные задачи.

Учить детей лепить широкую, невысокую посуду в опреде­ленной последовательно (скатать шар, расплющить его в диск, загнуть или оттянуть края), тщательно заглаживать края и по­верхность изделия; учить украшать край тарелки углубленным рельефом с помощью печаток и стеки, составлять узор из двух элементов по форме.

Материал.

У воспитателя одна-две керамические тарелки с узором по краю, пластилин, печатки: шурупы, колпачки от фломастеров и др. У детей пластилин (глина), стеки, печатки.

Ход занятия.

— Дети, представьте, что вы как будто захотели стать ху­дожниками-керамистами и изготовлять красивую посуду с узо­рами, — говорит педагог. — Но ведь сразу мастером не станешь!
— Сначала надо научиться этому. Я мастер-керамист и в художе­ственной школе обучаю учеников своему делу. Пойдете учить­ся в художественную школу? Тогда проходите в класс, сади­тесь за столы и начнем первый урок.

Когда дети сядут на свои места, воспитатель продолжает

— Сначала я вас научу лепить простое изделие — керами­ческую тарелку с узором.

ЗАНЯТИЕ 3

Программные задачи.

Учить передавать в лепке характерную форму миски: неболь­шое дно, высокие стенки (верхняя часть), украшать изделие рельефным выпуклым узором — налепами; закреплять знако­мые способы лепки, развивать мелкие движения пальцев при лепке элементов выпуклого узора.

Материал.

У воспитателя керамическая миска, исходная форма из пла­стилина — диск, кусочек пластилина другого цвета (для пока­за лепки отдельных элементов для узора), тарелка (см. заня­тие 2). У детей пластилин двух цветов, дощечки.

Ход занятия.

Занятие проводится в игровой форме — как продолжение обучения детей в художественной школе.

Можно показать один-два приема лепки мелких элементов, например дисков и цилиндриков из пластилина другого цвета, чем миска. Сказать, что каждый ученик сам решит, из каких двух элементов он составит узор на своей миске. Перед лепкой предложить одному-двум детям рассказать, в какой последо­вательности нужно изготовить изделие, и называть при этом все необходимые способы лепки.

В ходе занятия-урока педагог следит, как дети передают осо­бенности миски, как заглаживают поверхность изделия и его край. Спрашивает, где ребенок расположит узор, из каких эле­ментов он будет состоять. Одобряет тех, кто придумал свои эле­менты или внес в узор дополнения, например окантовал край миски или под узором наложил тонкий длинный опоясываю­щий миску цилиндр и т.п. По ходу занятия оценивает работы. В конце предлагает всем показать миски, у которых правильно передана форма, а потом - изделия с хорошо заглаженной по­верхностью. Ставит на стол миску с красивым узором, а дети должны поместить рядом с ней изделия с другим узором. Зво­нит в колокольчик и говорит, что урок окончен и наступила пе­ремена. Можно отдохнуть и поиграть.

ЗАНЯТИЕ 4

Программные задачи.

Учить детей лепить посуду более сложной формы, состоя­щую из нескольких частей; развивать умение заранее представ­лять себе способы лепки изделия и последовательность опера­ций; формировать умение самостоятельно украшать изделие, используя навыки, полученные на предыдущих занятиях.

Материал.

Ход занятия.

В конце занятия, после просмотра вылепленных изделий, нужно объявить, что ученики первого класса художествен­ной школы переведены во второй класс, где они будут учить­ся лепить высокую посуду. Предложить отобрать несколько отличающихся друг от друга ваз для выставки посуды, ко­торую устроят ученики после окончания художественной школы.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: развивать творчество детей в декоративной лепке, в использовании приемов барельефной лепки в украшении тарелки; развивать мелкую моторику через раскатывание пластилина из тонких жгутиков, завитков, шарообразных форм; формировать интерес к работе с пластилином; способствовать самостоятельности и аккуратности при работе с пластилином.

Материал: Заготовки из картона (белые круги диаметром 15 – 20 см по количеству детей, использовать схематичное изображение узора на тарелке в виде линий (для размазывания; пластилин разных цветов.

Ход занятия:

-Ребята, я приготовила посуду, мне кажется чего-то, не хватает.

Воспитатель выставляет на стол глубокую тарелку, ложку, вилку (не хватает плоской тарелки под второе блюдо).

-Какого предмета столовой посуды тут не хватает?

(Ответы детей)

-Правильно, не хватает тарелки под второе блюдо.

- Вы любите работать с пластилином? (Ответы детей)

- У меня есть тарелки, но они совсем не яркие, хотите их украсить? (Ответы детей)

- Давайте украсим их – сделаем на них узор из пластилина. Но сначала мы разомнем наши пальчики.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

(Смотрим на раскрытые ладони и вертим ими)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять,

(Хлопаем в ладони)

Не сидится им опять.

(Встряхиваем кистями)

(Стучим по столу)

(Круговые вращения кистью)

Полепить мы захотели.

(Потираем руками)

2. Выполнение работы.

Но чем можно украсить тарелки?

Дети: можно взять пластилин и украсить разными узорами тарелки.

Дети выбирают тарелки, пластилин разных цветов.

Воспитатель: Украшает наравне с детьми свою тарелку и попутно показывает знакомые приемы барельефной лепки (раскатывание, загибание, сплющивание) и элементы узоров (цветок, завиток, линия.) Уточняет у детей цвета пластилина.

Дети выполняют работу, воспитатель помогает по мере необходимости.

3. Заключительная часть. Дети выставляют свои законченные работы на полочки.

-Молодцы ребята, какие красивые у вас получились тарелочки, яркие. А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Чашку в руки я беру

И ко рту я подношу,

Голову я наклоняю,

Чай до дна я выпиваю.

А можно ли есть из такой тарелки?

Тарелки, которые изготавливают не для еды, а красоты называют декоративными. Давайте повторим это слово и запомним его.

Как вы считаете, они достойны для выставления на показ? Давайте пригласим гостей на выставку.

Нетрадиционные техники художественно-творческой деятельности Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего.

Организация художественно-творческой деятельности в ДОУ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ Супонева Светлана Николаевна старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего.

Подарок маме. Декоративная лепка сувениров из глины

Подарок маме. Декоративная лепка сувениров из глины Очень интересным занятием может быть изготовление бус, подвесок, брошек из глины в качестве подарка к праздникам. Необходимо подобрать такие.

Средства развития художественно-творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Средства развития художественно–творческой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Вопросы теории, методики и практики.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию

Цель: создание условий для развития художественно-творческой деятельности через украшение тарелки декоративной лепкой.

Обучающие: формировать умения делать простейший рисунок способом налепа, формировать умение делать простейший узор, понимать, что сочетание всех элементов должно быть симметричным, совершенствовать приемы лепки-отщипывание, сглаживание, вдавливание, сплющивание, примазывание;

Развивающие: развить мелкую моторику и глазомер, умение сравнивать, чувство композиции, развивать речь;

Воспитательные: воспитывать аккуратность, заботливое отношение к окружающим, эстетический вкус.

Предварительная работа: рассматривание образцов барельефной лепки, рассматривание иллюстраций.

Материалы, инструменты: изображения с разными декоративными тарелками, одноразовые пластиковые или картонные тарелки, мольберт, пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки, бросовый материал.

Образовательные области: художественно-эстетическая, физкультурная, познавательная, социально-коммуникативная.

Ход занятия:

I Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

В группе находится мольберт с изображениями разных декоративных тарелок, воспитатель предлагает детям посмотреть их.

Воспитатель: ребята, а что такое изображено на картинках? (ответы детей)

Воспитатель предлагает рассмотреть узоры на тарелках.

Воспитатель: какие именно тарелки вам понравились больше всего? Но зачем человеку столько разных тарелок? (ответы и предложения детей).

Воспитатель подводит итог: жизнь человека разнообразна, и разные тарелки нужны для разных случаев. Сегодня мы увидели много разнообразных тарелок и все они сделаны мастерами. Давайте будем с уважением относится к таким людям, беречь их труд, аккуратно обращаться с тарелками, не бить их.

Воспитатель: ребята хотели бы вы тоже побыть мастерами? (ответы детей)

Воспитатель: тогда я предлагаю вам украсить эти тарелки!

II Основная часть

На мольберте находятся образцы украшенных тарелок.

Воспитатель обращает внимание на образцы и вместе с детьми обсуждает способ лепки (барельефая лепка).

Дети выполняют работу. Воспитатель украшает наравне с детьми свою тарелку и одновременно показывает знакомые приёмы барельефной лепки (раскатывание, загибание, сплющивание) и элемент узоров (цветок, завиток, линия), уточняет у детей цвета пластилина.

Дети встают в круг и изображают летающую тарелку, двигаясь по кругу (воспитатель показывает).

Я в летающей тарелке

Взял с собой своих друзей

Чтобы было веселей

Подлетаем мы к планете

Выходите за мной дети.

III Заключительная часть

Дети выставляют свои получившиеся тарелки на выставку.

Воспитатель: можно будет есть из такой тарелки?

Воспитатель: тарелки, которые изготавливаются не для еды, а красоты называются декоративными. Давайте повторим это слово и запомним его.

Воспитатель: как вы считаете, наши тарелки достойны для выставления на показ? (ответы детей).

Воспитатель: сегодня мы с вами постарались и пополнили выставку красивой коллекцией декоративных тарелок, на которую мы можем даже пригласить гостей.

Оценить 2209 0

Формировать способности к творческому созданию образа на основе чувства формы, отбора и своеобразного комбинирования элементов, колорита, в своеобразной композиции.

Развивать чувство формы, композиции и способности выполнять узор на любом силуэте.

Формировать желание поделиться радостью, удачной работой с другими людьми, желание сделать подарок родным, близким людям, используя свои умения в декоративной деятельности

Формировать умение детей лепить декоративные тарелки из целого куска пластилина пластическим способом.

Упражнять в скатывании комка пластилина между ладонями , сплющивание ,и равномерном прощипывании краев

Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей. Закрепить видеть и выделять характерные элементы росписи. Познакомить с названиями элементов росписи: ягоды, цветы, завиток, травка. Обратить внимание на цветовую гамму. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству.

Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества.

Развитие у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения к Родине, народу.

Воспитывать уважение к традициям русского народного творчества.

Словарная работа: выставка, декор, экспонаты, дерево.

Материалы: Хохломские изделия, пластилин, стеки, сюрприз, музыкальный центр.

Звучит русская народная мелодия

В. - Здравствуйте, ребята, поздоровайтесь пожалуйста с нашими гостями.

Сегодня я приглашаю вас на выставку.

В. - Представьте, что на моей ладошке лежат билетики. Чтобы взять свой билет нужно прикоснуться к моей ладошке и назвать свое имя.

Дети по очереди подходят и называют свои имена.

В. - У всех есть билеты? Проходите на выставку. Эту выставку создали волшебники – художники Золотой Хохломы.

Все листочки, как листочки,

Здесь же – каждый золотой.

Красоту такую люди

Наша выставка совсем необычная, не похожая на другие – уникальная выставка. На нашей выставке предметы можно брать в руки.

На столе и на полках стоит хохломская посуда. Даю детям предметы в руки рассмотреть.

В. - Как вы думаете, из чего сделаны изделия? (ответ детей)

Эти изделия сделаны из дерева.

В. - Почему их назвали золотыми? (ответ детей)

Их назвали золотыми, потому что у изделий желтые листья и желтый фон – похожий на золото.

Рассказываю, демонстрируя хохломскую тарелку.

В. - Традиции в изготовлении и росписи изделий передаются из поколения в поколение – сыну от отца, отцу от деда. Чаши, миски, вазы сначала вытачивают из дерева, затем подготавливают к росписи. Покрывают тонким слоем глины, сушат изделие, намазывают маслом и снова сушат в печи, покрывают олифой, затем натирают порошком алюминия (серебрянкой). Когда роспись закончена и высушена, художник покрывает изделие лаком, а серебрянка под желтой пленкой, становится очень похожа на золото. Так рождаются замечательные золотые чаши, миски, вазы и много другой посуды.

В. - Ребята, давайте поставим экспонаты на место, я приглашаю вас во второй зал.

Там стоят пустые полки. Обращаю внимание на реакцию детей.

В. - Это зал необычный. Вы видите, что полки здесь пустые. Это зал начинающих, юных мастеров. Вы умеете лепить из пластилина? Знаете, что такое узоры? А сможете организовать свою выставку?

Д. - Да, мы сможем организовать свою выставку.

. Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на столах лежат тарелки, они такие же красивые, как эта? Почему? Правильно, они не закончены. И вам юным мастерам придется потрудиться, завершить работу, чтобы тарелки можно было разместить на выставке. Согласны? Садитесь, пожалуйста, за столы.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

(Смотрим на раскрытые ладони и вертим ими)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять,

(Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

(Стучим по столу)

(Круговые вращения кистью)

Полепить мы захотели.

(Активное шевеление пальцами)

Мы дадим им отдохнуть.

(Сложили ладони вместе)

Даю указание детям: Нам пора оформлять выставку, кто закончил красивые тарелки ставьте на полочки. Теперь в зале юных мастеров тоже стоят изделия и радуют глаз. Вам нравится? Наша выставка готова. Кто из вас будет экскурсоводом и расскажет о своем изделии: какого цвета тарелка, какие узоры нарисованы?

1 – 2 ребенка рассказывают о своих работах. У нас получилась замечательная выставка. Вам понравилось?

Хотите и дальше совершенствовать свое мастерство? На память я хочу подарить

Читайте также: