Конспект занятия в старшей группе по лепке кактус
Обновлено: 07.07.2024
Оценить 1055 0
Кактусы зацвели (конспект занятия; лепка)
Задачи. Вызвать интерес к лепке кактусов разных видов по представлению или с натуры (на выбор). Показать зависимость пластического образа от способа лепки. Инициировать поиск способов создания образа цветка, распустившегося на кактусе. Усложнить способы лепки посуды (кактусниц). Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать интерес к углубленному познанию природы отражению все новых впечатлений в изобразительной деятельности.
Материалы, инструменты, оборудование. Пластилин, стеки, зубочистки, трубочки для коктейля, доски для лепки.
Содержание занятия. В начале занятия дети рассматривают необычное растение и иллюстрации. Проводится краткая беседа для уточнения и расширения представления о кактусах (особенности внешнего вида, условия произрастания, разнообразие, специфика ухода в комнатных условиях).
Затемдетям предлагается слепить коллекцию цветущих кактусов.
лепим кактусницу – т.е. цветочный горшок подходящего размера;
задумываем кактус и лепим его по памяти, с натуры или по изображению в иллюстрациях;
лепим красивый цветок и прикрепляем к кактусу;
превращаем наш кактус в самый настоящий – утыкиваем его колючками из зубочисток или трубочек для коктейля, разрезанных на кусочки.
Дети сами выбирают способ лепки, в зависимости от формы задуманного кактуса.
1. Формировать умение использовать в лепке приёмы раскатывания, сплющивания и оттягивания.
2. Продолжать формировать умения украшать поделку при помощи стеки.
3. Продолжать формировать умения работать с пластилином в соответствии с гигиеническими требованиями.
1. Вводная часть.
Игровой момент – вносится посылка. Что это? Нужно отгадать загадку:
И не Ёжик, и не ёлка,
Но не даст себя в обиду.
Потому что весь в иголках
Он зелёный и колючий.
Предложить аккуратно потрогать. Какого он цвета? Какой он на ощупь? А это плохой или хороший цветок? Ищем с детьми + и -, ответы фиксируем в пиктограммы.
+ кактус живой, красивый, за ним можно и нужно ухаживать.
— кактус колючий, он не цветёт.
2. Основная часть.
Кактус живее в пустынях (показ иллюстраций, там редко идут дожди. Он привык обходиться малыми количествами воды. (Дать одному ребёнку лейку с водой и попросить немного полить кактус). Кактус один, а нас много. А всем хочется ухаживать за растением. Что же делать? (проблемная ситуация).
Предложить детям сделать такой же кактус. Из чего его можно сделать?
В итоге обсуждения делаем выбор материала – пластилин. А это хороший или плохой материал? Обсуждаем, ответы фиксируем в пиктограммы.
+ можно изготовить разные поделки, пластилин яркий и красивый.
— он липнет, им можно испачкаться (что нужно делать, чтобы не испачкаться).
*Объяснение способов лепки.
3. Заключительная часть.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Инженерно-техническая школа имени дважды Героя Советского Союза
Дошкольное отделение ул. 8 Марта д. 15
Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (лепка из пластилина)
Автор: Воспитатель
Кумпан Юлия Александровна
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Закреплять умение лепить с натуры знакомые предметы (кактус в горшочке); передавать их характерные особенности.
- Закрепить правила работы с пластилином: раскатывать шар ладонью и придавать ему форму овала.
- Уточнить знания детей о кактусах, как о домашних растениях.
- развивать навыки коллективного творчества. Расширять образные представления детей.
– воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, вызвать желание помогать, оказывать помощь. Вызывать чувство радости от созданного изображения.
Интегрируемые образовательные области:
Демонстрационный материал: письмо от Лунтика; картинка с изображением Лунтика; иллюстрации с изображением кактусов: цветущего, большого из Южной Америки и маленьких домашних; живой цветок кактус в горшке; образец кактуса из пластилина, изготовленный заранее. Подарочная коробка/пакет для отправки кактусов.
Раздаточный материал: пластилин черного/коричневого и зеленого цветов, розового/красного/желтого/белого цветов; доски для лепки; стеки; пластмассовые крышки от бутылок; хвойные иголки (веточка) или зубочистки.
Форма проведения: совместная деятельность.
Ход деятельности:
Дети заходят в группу. В группе на столе лежат заранее приготовленные предметы: кактус в горшочке и письмо.
Обращаю внимание детей на кактус в горшке, представленный на столе и рядом лежащий конверт с письмом от Лунтика.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно вокруг, что нового у нас появилось в группе?
Воспитатель: Да у нас здесь самый настоящий кактус и еще чей-то конвертик. Как вы думаете, откуда он здесь появился? Вы не видели, кто его принес?
Воспитатель: Ребята, хотите посмотреть и узнать, кто его нам прислал?
Воспитатель: Тогда, давайте посмотрим и вместе узнаем откуда все это появилось в нашей группе.
Открываем конверт и видим Лунтика на картинке. Читаем письмо.
«Здравствуйте, ребята! У гусениц, Вупсеня и Пупсеня, скоро День рождения. Вупсень и Пупсень очень любят кактусы, это их любимые цветы. И я хотел бы сделать для них подарок. Подарить им их любимый цветочек. Вы не могли мне помочь сделать своими руками этот подарок? Вам в помощь я отправляю вместе с письмом этот замечательный кактус. Посмотрите, на него внимательно. До, свидания ребята. Очень надеюсь на вашу помощь. Спасибо!
Воспитатель: Ребята, что скажите? Поможем Лунтику с подарком для гусениц?
Воспитатель: А из чего мы можем сделать наш кактус?
Дети: Слепить, нарисовать, сделать аппликацию, раскрасить, вырезать…
Воспитатель: Молодцы! Правильно все говорите! Вот сколько есть разных способов, чтобы помочь Лунтику.
А, давайте мы с вами внимательно посмотрим на кактус, который прислал нам Лунтик.
Рассматриваем с детьми растение.
Воспитатель: Дети, что вы можете сказать о кактусе?
Д: (У него есть колючки, он зеленого цвета, об него можно уколоть руки. У него есть цветочки … )
А, вы знаете, что кактус – очень выносливое и неприхотливое растение. Стебель у кактуса толстый и может иметь разную форму. На кактусе много колючек – это видоизмененные листики.
Как вы думаете, почему стебель у кактусов толстый, а листики в виде иголочек?
Воспитатель: Колючки у кактусов, это средство защиты. А еще, листики в виде шипов не дают испаряться воде, которая находится в растении. Появились кактусы у нас из Южной Америки, там бывает очень жарко, и долго нет дождей. А когда бывает длительная засуха, долго нет дождей, влага, находящаяся внутри толстого стебля, помогает растению выжить. Вот так растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям, которые часто случаются в природе. Люди полюбили это удивительное растение и стали выращивать его в горшочках на подоконниках.
Кактусы бывают очень разные маленькие и большие, некоторые из них достигают гигантских размеров, высотой больше нашего детского сада. Бывают цветущие и нецветущие. Цветы бывают разных форм и цветов (рассматривание иллюстраций кактус цветущий, кактус больших размеров и маленьких размеров).
Воспитатель: Теперь я приглашаю вас сесть за ваши столы.
Дети проходят за свои места.
Воспитатель: Но перед тем, как мы начнем помогать Лунтику, давайте с вами немножко поиграем с нашими пальчиками, которыми мы будем делать наш цветочек.
(руки на столе с согнутыми кулачками)
Наши алые цветы распускают лепестки,
(плавно разжимают кулачки)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(машут перед собой руками)
Наши алые цветы закрывают лепестки.
(плавно сжимают руки в кулаки)
Головой качают, тихо засыпают.
(качают головой, сжимаем кулачки обратно)
На столе лежат приготовленные материалы для работы.
Воспитатель: Очень хорошо, наши пальчики размялись, поиграли, а теперь давайте начнем. Посмотрите перед вами лежат те предметы, которые понадобятся нам для нашего кактуса. Вот такой цветочек у нас с вами получится (показываю готовый кактус, заранее приготовленный).
Воспитатель: Ну, вот наш горшочек с землей для нашего цветочка уже готов.
В этот горшок мы и посадим наш кактус.
(Дети сажают его в горшок с землёй).
Осталось сделать нашему кактусу иголочки. Для этого нам потребуется еловая ветка или зубочистки (по выбору детей).
В шар втыкаем еловые иголочки или зубочистки, чтобы получился настоящий кактус. (дети доделывают поделку до конца).
Воспитатель: Ну, вот наши кактусы готовы. Какие они у вас красивые и замечательные получились. Я думаю, Лунтику очень понравятся наши цветочки. Давайте, мы с вами упакуем наши замечательные кактусы в эту коробочку, и отправим ее Лунтику. Чтобы подарки успели ко дню рождения гусениц Вупсеня и Пупсеня (упаковываем подарки в коробочку или красивый картонный пакетик).
Воспитатель: Ребята, кому вы сегодня помогали?
Воспитатель: А зачем мы ему помогали?
Воспитатель: Чтобы подарить подарок на день рождение гусеницам Вупсеню и Пупсеню.
Воспитатель: Хорошо, а что нового вы сегодня узнали. Что было самым интересным?
Материалы:
Пластилин восковой, стеки, дощечка для лепки, ножницы. А так же шпажки, зубочистки, крышечки от лаков, клея, йогуртов и другой бросовый материал.
Возрастная аудитория:
Дошкольники, школьники младших классов
Фотографии цветущих кактусов. На них мы видим, какое разнообразие форм имеют кактусы, и какое разнообразие цветков.
А на этой фотографии - магнитики на холодильник в виде миниатюрных кактусов.
Цитата из интернета:
Родина кактуса комнатного находится на Американском континенте, но распространение его там неравномерно. На территории Мексики, в Аргентине, Боливии, Чили это создание представлено большим многообразием
В чем может заключаться польза кактусов, этих довольно колючих обитателей, которые давно обосновались на наших подоконниках, а с недавнего времени и у компьютеров? Растение интересно тем, что оно применяется во многих сферах жизни. А вот информация о том, что оно защищает от вредных электромагнитных излучений – миф, хотя глазам полезно отдохнуть от излишне яркого экрана на зеленой поверхности питомца, который растет в горшочке рядом с компьютером.
Используется растение при производстве шампуней, витаминов, дезодорантов. Некоторые разновидности отлично подходят для приготовления необычайно вкусных блюд. Мякоть, плоды и цветы можно тушить, варить из них варенье, делать компоты и желе. Некоторые сорта могут использоваться в качестве природных антибиотиков. Сегодня известно более двух тысяч самых различных видов. Все они отличаются и размерами, и формами, и условиям выращивания. Они имеют различный период цветения, а некоторые совсем не цветут.
Литературное приложение:
Стихи Ольги Срединой
КАКТУСЫ
Кактусят колючие комочки,
Как ежата, рядышком лежат.
Я люблю их, странных иностранцев,
И созвучна им моя душа
Так же, как они, внутри ранима,
А снаружи колкости броня.
На собак хозяева похожи-
Кактусы похожи на меня.
Если кто пригреет, приголубит,
Расцветают нежные цветы:
Розовые, белые, большие
Полные нектара доброты
КАКТУСЯТА
Дождь и снег штурмуют за окном
Зябкие коробки типовые.
Кактусы, как узники живые,
На прогулку выстроились в ряд
И молчат, за спину сложив руки,
Заключенных маленький отряд.
Бедные! Ведь, с солнышком в разлуке
Как они, наверное, грустят!
1 вариант
Выбираем горшочки для кактусов. Это может быть любой бросовый материал подходящего (не слишком большого) объема. Ведь баночки придется чем-то заполнять. Возьмем пластиковые стаканчики из-под йогуртов. Можно срезать у них жесткий край, а можно и не срезать.
С помощью ножниц разрезаем зеленый пластилин на одинаковые кусочки. Каждый раскатываем в колобок и расплющиваем в лепешечку. Работаем только на ладошках.
Из розового пластилина раскатываем длинную и тонкую колбаску и отрываем от нее одинаковые кусочки руками. При отрывании получаются веретенообразные детали, из которых формируется несколько соцветий.
2 вариант
В этом варианте мы будем использовать шпажку. Втыкаем ее в горшочек и нанизываем на нее овальные части кактуса.
Маленькие желтые цветочки делаем так: лепим капельки, прижимаем их к отросткам и деревянной шпажкой протыкаем сердцевину, дополнительно фиксируя цветок на месте.
Небольшие белые цветочки делаем примерно так же, как в предыдущем варианте
4 вариант
Разрезав пластилин на кусочки, скатываем каждый в колобок и собираем кактус.
5 вариант
Делим зеленый пластилин на произвольное количество разновеликих частей и каждую, раскатав в колобок, расплющиваем.
Составив композицию, прикрепляем колючки из пластилина более светлого оттенка. Получаем его, смешав зеленый с желтым цветом.
Приготовив некоторое количество цветочков из однотонного или смешанного пластилина, размещаем их на концах отростков
7 вариант
Один большой колобок превращаем в кактус, прилепив грани из пластилина, отличающегося от основного (более холодного, например). Его можно получить, смешав зеленый с синим цветом.
Читайте также: