Конспект занятия в средней группе животные жарких стран

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 3309 0

совершенствование грамматического строя речи: образование сложных существительных, образование причастий;

развитие связной речи через умение передать содержание придуманных детьми сказок;

развитие внимания, памяти, зрительного гнозиса;

воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества.

Предварительная работа: расширение словаря, совместное составление плана сказки; придумывание сюжета, интриги сказки; сочинение сказок с родителями по плану, предложенному учителем-логопедом на заданную тему,

– Ребята, к нам на занятие пришёл Незнайка. Он собирается отравиться в жаркие страны и просит нас рассказать ему, какие животные жарких стран там обитают. У вас лежат разрезные картинки животных жарких стран. Соберите их и тогда на доске появятся их изображения. (Приложение 1)

Картинки диких животных появляются, сопровождая загадками:

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.

Этот зверь раскрашен броско
В чёрно-белую полоску.
Под степным высоким небом
В Африке пасутся…

Бегемотик-бегемот
Припеваючи живёт.
Ну а если рот закрыт?
Значит бегемотик сыт.

Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос

Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.
На что она обижена? (Лев, львица)

– Итак, сегодня на занятии мы будем говорить о животных жарких стран.

2. Незнайка предлагает вам помочь ему назвать семьи животных жарких стран:

У каждого ребёнка на столе лежит картинка:

1-й ребёнок: Лев, львица, львёнок, львята.
2-й ребёнок: Тигр, тигрица, тигрёнок, тигрята.
3-й ребёнок: Жираф, жирафа, жирафёнок, жирафята.
4-й ребёнок: Слон, слониха, слонёнок, слонята.
5-й ребёнок: Медведь Панда, медведица Панда, медвежонок Панда, медвежата Панда.

– Теперь Незнайка знает, как называются члены семьи животных жарких стран.

– Слон какой? (Огромный, могучий, здоровенный, гигантский, сильный, большой, большеухий, длинноносый, спокойный, выносливый, травоядный)
– Зебра какая (Чёрно-белая, быстрая, ловкая, красивая, гривастая, короткошерстная, травоядная)
– Бегемот какой? (Большой, толстый, коротконогий, малоподвижный, ленивый, большеголовый, травоядный)
– Жираф какой? (Высокий, пятнистый, длинноногий, спокойный, длинношеий, травоядный)
– Лев какой? (Лев сильный, большегривый, злой ,ленивый, грозный, хищный)
– Незнайка понял, что слон, зебра, бегемот и жираф – травоядные животные жарких стран. Объясните ему, что значит травоядные?
– А лев – хищное животное. Что это значит? (Это значит, что лев питается мясом)
– Ребята, Незнайка запомнил много новых и сложных слов: большеухий, коротконогий, длинношеий, малоподвижный, чёрно-белая.

– Кенгуру что делает? (Кенгуру прыгает по полю.)
– Кенгуру что делает? Кенгуру какой? (Кенгуру, прыгающий по полю)
– Бегемот что делает? (Бегемот купается в воде.)
– Бегемот какой? (Бегемот, купающийся в воде)
– Лев что делает? (Лев грызёт кость.)
– Лев какой? (Лев, грызущий кость)
– Слон что делает? (Слон пьёт воду.)
– Слон какой? (Слон, пьющий воду)
– Жираф что делает? (Жираф срывает листья.)
– Жираф какой? (Жираф, срывающий листья)

5. Физ минутка

По саванне мы идём.
Путь далёк, далёк наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под пальмой посидим.
Посидим, отдохнём,
На занятие пойдём.

Читает стихотворение:

Я сказочник, я сказочник,
Я сказочник Мерлин!
Художник самых красочных
И праздничных картин!
Я палочкой прекрасною,
Волшебною взмахну
И сказку африканскую
Показывать начну
А сказка не простая:
Она про чудеса,
Про льва,
Про жирафёнка,
Про зебру и слона.

– Мы с вами сейчас поможем оживить картину, которую принёс сказочник. Вы сочинили сказки про животных жарких стран. О ком из зверей расскажете, тот и появится на картине.

Почему у слона длинные уши?

В стародавние времена у слонов были маленькие уши. Слон по имени Яшка любил наблюдать за птицами. Ему очень захотелось летать самому.
Он закрывал глаза и начинал махать ушами, представляя, что парит над облаками. Яшку увлекало это занятие и он часами мог размахивать ими.
Его уши увеличились до гигантских размеров. С тех пор у всех слонов большие уши, которыми они отмахиваются от насекомых и охлаждаются в жару.

Почему у жирафа длинная шея?

Однажды, в субботнее утро жирафёнок потерял своего друга. Ослик очень любил апельсины и уснул на маленьком апельсиновом дереве.
Дерево за ночь выросло, и ослик оказался высоко над землёй. Жирафёнок пошел на поиски друга и увидел, что произошло.
У жирафят в те времена шея не была длинной. Жирафёнок сильно старался помочь ослику. Он стал тянуться к нему, шея потихоньку вытягивалась вверх.
Друзья радовались счастливой встрече. С тех пор у всех жирафов шея длинная.

Почему зебры полосатые?

Давным-давно зебры не были полосатыми. Стояла сильная засуха. Засушливое время кончилось и пошёл сильный ливень, который продолжался долгое время. Образовались реки, озёра и моря. И вот одной зебре очень захотелось стать капитаном дальнего плавания. Она надела черно-белую тельняшку и отправилась в путешествие. Ей так понравился этот наряд, что она его не снимала. С тех пор все зебры стали полосатыми.

Отчего у льва длинная грива?

Однажды в саванне наступила сильная жара. Львы тогда носили длинную и густую шерсть, которая покрывала всё тело. Обезьяна открыла парикмахерскую. Лев был первым клиентом. Обезьяна начала стричь льва. Волосы были очень густыми и поэтому стрижка затягивалась. Мастеру приходилось менять несколько ножниц. Прошло четыре часа. Терпению льва пришёл конец. Он посмотрел на себя в зеркало: тело льва было покрыто короткой шерстью, а грива и кисточка хвоста оставались прежними. С тех пор все львы - длинногривые.

– Посмотри, Мерлин, твоя картина ожила. Сказки ребят помогли появиться на ней животным.

7. Итог занятия

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия в средней группе

Интеграция образовательных областей:

Программные задачи:

Речевое развитие:

Социально-коммуникативное развитие : формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его), развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Художественно-эстетическое развитие : формировании на основе полученных знаний и развитие способностей художественного и эстетического восприятия, развитие чувства композиции, совершенствование отдельной части целого рисунка.

Познавательные: развивать внимание, связную речь, фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику;

воспитывать активность, интерес к живой природе.

- наглядные (наблюдение, метод демонстрации)

- словесные (рассказ воспитателя, рассказ детей).

-Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
-Показ с называнием (это джунгли).
-Пояснение к тому, что видят дети (это буйвол).
-Просьба-предложение (Маша назови пожалуйста).
-Многократное повторение слова.
-Активное действие детей.
-Приближение объекта к детям.
-Вопросы.
-Художественное слово.
-Включение предметов в деятельность детей

-Выполнение игровых действий.

Материалы и оборудование:

Ход занятия.

Ребята, доброе утро. Давайте встанем все в круг.

Вышли дети на лужок, получается кружок.

На место сейчас сядет тот, кто назовет транспорт. Молодцы.

Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в Африку.

Кто знает, что такое Африка?

На чем мы можем поехать в Африку?

Перед тем, как начать путешествие давайте проведем с вами артикуляционную гимнастику.

Итак ребята, приготовились я произношу волшебные слова.

Раз-два-три повернись дружно в Африке окажись.

Вот мы и в Африке.

Внимательно слушайте голоса животных, и угадайте чей это голос.

Ребята, а сейчас давайте рассмотрим изображение животных жарких стран и расскажем о них.

Послушайте пожалуйста загадку и угадайте про кого она.

Он ходит голову задрав

Не потому что важный граф

Не потому что гордый нрав,

А потому что он……( Жираф).

Молодцы это жираф.

Послушайте веселое стихотворение про жирафа.

На жаре одежду сняв,

В душ отправился жираф

Он в присядку наклонился

Изогнулся и……( свалился).

Жирафы-самые высокие животные. Шерсть у жирафов гладкая, на спине и шее растет короткая черная грива. У жирафов на голове есть рожки. У жирафов очень хорошее зрение, поэтому они могут вовремя заметить приближающуюся опасность. Главный враг жирафов-лев. Но они предпочитают более слабых или больных животных. Потому что здоровый жираф может дать сдачи. Жирафам сложно есть траву, потому что у них очень длинная шея. Чтобы полакомиться травой или напиться, жираф сильно раздвигает передние ноги, или сгибает их в коленях. Основная пища этих животных, сочные листья с высоких деревьев. Жираф без труда может дотянуться до самых высоких веток. Жирафы спят очень чутко и в глубокий сон впадают всего на несколько минут.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Я на двух ногах скачу,

Деток бросить не хочу,

Я их в сумочку беру.

Кто я? – Мама (Кенгуру.)

Ответы детей. Правильно ребята это кенгуру.

Носит мама кенгуру

Малыша в кармане

Кенгуру передвигается на длинных ногах. Толстый и мощный хвост служит опорой, когда кенгуру сидит, и балансиром когда он совершает прыжок.

Передние лапы у кенгуру совсем короткие, он ими придерживает пищу, и подносит её ко рту. Иногда он опирается на них при прыжке.

У кенгуру рождается малыш величиной не больше грецкого ореха. Он ползает по животу матери в сумку. Там он живет около полугода, питаясь только молоком матери. Затем подросшие кенгурята выбираются из сумки и путешествуют вместе с матерью. Однако почуяв опасность, они могут снова запрыгнуть в сумку.

Это что за великан

Держит в хоботе фонтан?

Умываться любит он,

И зовут чистюлю . (Слон)

Весит слон триста тонн

Слоны-самые крупные животные которые живут на суше. Верхняя губа и нос у слонов как будто срослись, образуя хобот. На конце хобота, находятся ноздри. Хобот очень важен для слона, если его отрезать, то слон погибнет от истощения.

С помощью хобота слон подносит ко рту пищу, набирает в него воду, а затем вливает в рот.

Так же у слонов есть бивни, в которые превратились резцы верхней челюсти. Бивни служат для добычи пищи и защиты от врагов. Так же у слонов есть большие уши, которые защищают их от перегрева.

Цель: формирование у детей представлений о зоопарке и диких животных жарких стран, живущих в нем.

Задачи: способствовать дальнейшему познанию ребенком мира приро­ды, открывая для него новых животных; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

Африка, Африка - волшебный континент.

На всей большой планете земли прекрасней нет.

Львы и обезьяны, зебры и слоны,

Верблюды, бегемоты – жители страны.

Воспитатель: Назовите, каких животных услышали в стихотворении?

Дети: Львы, обезьяны, зебры, верблюды бегемоты.

Воспитатель: в какой стране они живут?

Дети: в Африке.

Воспитатель: какая погода в Африке?

Дети: жаркая.

Воспитатель: какие ещё вы страны ещё знаете?

Воспитатель показывает Африку на физической карте мира, дети рассматривают какие животные там обитают.

Воспитатель: сегодня мы поговорим о животных жарких стран, а где мы с ними можем познакомиться, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Этот город для зверят, сотни клеток в нем стоят.

Живут рядом лев и кошка, лиса, заяц, енот-крошка.

Обезьяна, попугай. Что за город – отгадай?

Дети: это зо опарк.

Воспитатель : молодцы, ребята. Вот мы в зоопарк . Каких животных мы там увидим. Послушайте загадку:

Хобот есть, большие уши,

Важно шествуют по суше,

И огромны, и сильны

Дети: Слоны.

Воспитатель: что вы знаете о слонах?

Воспитатель: (или ребенок) Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. У них есть бивни. Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога. Огромными ушами слон обмахивается как веером, чтобы не было жарко. Слоны очень любят воду и если есть поблизости река или озеро, обязательно зайдут искупаться. Слонята ходят за слонихой, держась хоботком за ее хвост.

Воспитатель: послушайте еще одну загадку :

Вот лежит в воде давно всё зеленое бревно;

Любит Африканский Нил наш зубастый…

Дети: Крокодил .

Воспитатель: (или ребенок) К рокодил - грозное и опасное животное. Сильные зубы нужны крокодилу для того, чтобы хватать добычу, разрывать и пережевывать. Молодые крокодилы едят рыбу, птиц, насекомых, а взрослым по зубам даже зебры, прибежавшие к водоему попить воды. Крокодилы – это хищные животные. Сильные и крепкие зубы служат крокодилу надежной защитой от врагов. Крокодил может жить и на земле и в воде. Но именно в воде они чувствуют себя спокойнее. Плавать крокодилам помогают лапы, которыми они гребут, и хвост, который они используют как руль.

Воспитатель: Крокодилиха откладывает яйца в ямку недалеко от воды. А детеныши крокодила вылупляются из яиц, совсем как цыплята или утята.

Воспитатель: кто же еще живет в зоопарке :

В жаркой Африке гуляет,

Длинной шеей удивляет,

Сам высокий, будто шкаф,

Жёлтый, в пятнышках …

Дети: Жираф.

Воспитатель: (или ребенок) Ж ираф может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие животные. Жираф выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. В этом положении жираф не может сразу же убежать, этим пользуются хищники и нападают на пьющих воду жирафов. Шерсть жирафа пятнистая – покрытая пятнами. Живут жирафы стадами, разделенными на две группы : в одной мамы с детенышами, в другой папы.

Это лев. Он царь зверей. В мире нет его сильней.

(дети идут по кругу неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой)

А смешные обезьяны раскачали все лианы.

(останавливаются, ставят ноги на ширине плеч и, согнув в локтях руки с растопыренными пальцами, выполняют пружинку)

А вот умный добрый слон посылает всем поклон.

(пальцы рук прижаты к голове, дети выполняют наклоны туловища вперед – вправо, вперед – влево)

Леопард так быстро скачет, словно мой любимый мячик.

(выполняют легкие прыжки на месте, согнув руки в локтях)

Зебра головой качает, к себе в гости приглашает.

(ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты до уровня плеча. Приподнимая то правую, то левую ногу, дети раскачиваются из стороны в сторону)

Вот удав меня пугает и к себе не подпускает.

(руки вытянуты вперед перед собой. Дети выполняют руками волнообразные движения.)

Вот павлин, он чудо – птица и всегда собой гордится.

(ходьба по кругу. Руки назад, пальцы широко расставлены. Дети двигаются грациозно, легко переступая с ноги на ногу, оттягивая носок.)

Пони бегает, резвится, хочет с нами подружиться.

(дети по кругу выполняют легкие подскоки. Руки двигаются в перед, назад в такт движениям ног) (по С. Маршаку)

Воспитатель: а мы отгадываем следующую загадку:

Воспитатель: (или ребенок) Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго, потому что быстро устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами. Люди много раз пытались приручить зебр, чтобы помогать человеку, как лошадь, но ничего из этого не вышло. Зебра не переносит на своей спине ни людей, ни грузы.

Воспитатель: еще одна загадка:

У него густая грива,

Спать не ляжет не поев,

Очень любит он охоту

Царь зверей, конечно.

Воспитатель: вот и закончилась наша экскурсия по зоопарку , присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: мы узнали, что в зоопарке живут животные , которых мы в обычной жизни увидеть не сможем. Но, тем не менее, они живут своими семьями, давайте назовем семьи этих животных:

Слон – слониха – слоненок – слоновья семья

Крокодил – крокодилиха – крокодильчонок – крокодилья семья

Жираф – жирафа – жирафенок – жирафья семья

Зебра – зебра –зебренок – зебриная семья

Лев – львица – львенок – львиная семья

Воспитатель: сейчас я приглашаю вас к столам. Вам нужно соединить линией маму и детеныша.

Воспитатель: ребята, где мы сегодня побывали? Что означает слово – зоопарк ? О каких животных узнали? Что вам больше всего понравилось?

Если в жаркую страну, я случайно попаду,

(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

То увижу там шакала, кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва. (поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)


Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников.

Формировать навыки составления рассказа – описания по картине.

Закреплять представление детей об Африке и африканских животных.

Сохранять и укреплять физическое здоровье детей через выполнение физкультурных минуток, артикуляционных упражнений.

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Вызывать положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать любознательность, отзывчивость.

Оборудование: картинки с изображением животных из жарких стран, детские игрушки по теме, доска, письмо.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, чтение сказок, рассказов, лепка, рисование, конструирование, выкладывание.

Содержимое разработки

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников.

Формировать навыки составления рассказа – описания по картине.

Закреплять представление детей об Африке и африканских животных.

Сохранять и укреплять физическое здоровье детей через выполнение физкультурных минуток, артикуляционных упражнений.

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Вызывать положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать любознательность, отзывчивость.

Оборудование: картинки с изображением животных из жарких стран, детские игрушки по теме, доска, письмо.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, чтение сказок, рассказов, лепка, рисование, конструирование, выкладывание.

- Я сегодня утром получила письмо. Вы хотите узнать, что там написано?

- Ребята, от кого пришло письмо? Что случилось с животными? Поможем доктору Айболиту?

2. Артикуляционная гимнастика.

А, чтобы нам красиво и правильно отвечать на вопросы, нам нужно подготовить наши ротики.

Артикуляционная гимнастика

Рот по шире открываем, в бегемотиков играем,
Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

Губки в трубочку сложи-

Хоботок свой покажи.

Загадки Доктора Айболита .

У всех стало весёлое настроение, теперь садитесь поудобней и слушайте внимательно загадки от доктора Айболита.

У него большие ушки,

Длинный хобот носит он.

Он силен, и добродушен,

Потому что это… (слон) Выставляется картинка

- Какие слова помогли вам догадаться?

-Зачем слону такие большие уши?

Энергично взмахивая ушами, слон спасается от перегрева, т.е. себя охлаждает и ещё благодаря таким ушам он очень хорошо слышит.

У слона толстые ноги, большие широкие уши, небольшой хвост, а самое удивительное – это хобот. Им слон всё делает, как рукой.

4. Загадка про жирафа:

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

( жираф) Выставляется картинка

- Сейчас нам Настя прочитает стихотворение про это красивое животное.

Посмотрите, что за диво!

Ах, какой жираф красивый!

Весь пятнистый, очень модный,

Ходит важно он и гордо.

На соседей словно граф

Свысока глядит жираф.

Рассматривание иллюстраций с изображением жирафа. Дети описывают внешний вид жирафа.

Какой жираф? (Высокий, длинный, пятнистый, ростом в двухэтажный дом).

Что у него на голове? (Маленькие ушки, смешные рожки).

Для чего жирафу длинная шея? (Чтобы легко доставать листочки с деревьев; увидеть приближающегося льва).

Жирафы приготовили вам интересную игру. Они хотят посмотреть, какие вы внимательные, поэтому слушайте внимательно и повторяйте движения игрового массажа.

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде

На лбу, на ушах, на шее

Есть на носу, на животе, коленях и носках.

(показывают части тела).

-Какие интересные животные живут в Африке: пятнистые, с длиной шеей, с большими ушами. А сможете узнать животное по описанию?

- Слушайте внимательно, Соня опиши

У неё есть копыта, грива, хвост. Она хорошо бегает. У неё сильные ноги. У этой лошадки одежда в полос ку. Выставляется картинка

1 Что есть у зебры?

2 Какие ноги у зебры?

Все зебры отличаются друг от друга. У всех у них полоски располагаются по-разному. У зебр есть полоски даже на гриве и на хвосте.

7.Чистоговорка.

Ащ-ащ-ащ- у зебры полосатый плащ.

Произносят вместе. ( Сидя)

Произносят по группам – у кого лучше получится. ( Стоя)

А у зебры есть полоски, полосочки везде.
На лбу,на ушах, на шее, на носу,
На боках, на животе, на коленях и ногах.

9.Рассказы детей о понравившемся животном.

А теперь я хочу послушать ваши рассказы о понравившемся вам животном. Выходите сюда, берите игрушку и рассказывайте о нём.

-Ребята, а где вы видели живых слонов, жирафов, зебр?

(Высказывания детей из личного опыта: в цирке, зоопарке…)

Родина этих животных-Африка . Послушайте, пожалуйста, стихотворение про Африку. (Кира)

А в Африке, а в Африке
Нет снега и пурги.
А в Африке, а в Африке
Не носят сапоги.
А в Африке, а в Африке
Лишь солнце и жара
И не несётся в Африке
На санках детвора.

-Ребята, а в Африке есть снег?

-А там тепло или холодно?

Вот такая жаркая Африка, такая далекая и такая необччная, где живут самые интересные животные.

11. Рефлексия

-О ком мы сегодня говорили?

Вы сегодня очень хорошо отвечали, этим помогли Доктору Айболиту вернуть всех животных домой. (Звонок от Д. Айболита)

- Ребята, от кого пришло письмо? Что случилось с животными? Поможем доктору Айболиту?

Артикуляционная гимнастика

Рот по шире открываем, в бегемотиков играем,
Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

Губки в трубочку сложи-

Хоботок свой покажи.

-Представим, что нам в рот залетела самая

нас­тоящая смешинка, и нам всем вдруг стало

весело-весело.Прищуриваем глаза, растя-

гиваем губы в радостной улыбке и, нажав

указательным пальцем на «хохотатель-

Весёлые мартышки

Мы весёлые мартышки Дружно прыгнем к потолку.

Мы играем громко слишком, Ручки поднесём к виску.

Мы в ладоши хлопаем, Оттопырим ушки

Мы ногами топаем. Хвостик на макушке!

Надуваем щёчки, Шире рот откроем.

Скачем на носочках Гримасы всем состроим:

Язычки покажем! Все с гримасами замри!


Проект "Путешествие в Африку"

Ромашова Елена Анатольевна, старший воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками


Техническое творчество дошкольников средствами LEGO – конструирования

Схема реализации проекта в рамках образовательного пространства МДОУ № 25 “Дельфиненок” г. Миасс:

Тематика блока: “Мир вокруг нас”.

Название проекта: “Путешествие в Африку”.

Вид проекта: творческий, подгрупповой.

Участники проекта: дети подготовительных групп “Улыбка” и “Лесная сказка”.

Возраст детей: 6-7 лет.

Взаимодействие педагогов и родителей:

Педагог LEGO – конструирования Ромашова Елена Анатольевна.

Воспитатель группы “Улыбка” Попова Галина Геннадьевна.

Воспитатели группы “Лесная сказка” Лановская Надежда Евлампиевна и Шляхтина Светлана Михайловна.

Билиотекарь детской библиотеки Ларина Галина Алексеевна.

Родители детей подготовительных групп “Улыбка” и “Лесная сказка”.

Продукт детской деятельности: проект “Путешествие в Африку”, техническое творчество дошкольников средствами LEGO – конструирования.

Сроки реализации: 1 месяц.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Формулирует проблему (цель).

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Дополнение задач проекта.

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность

Объединение в рабочие группы.

Оказывает практическую помощь (при необходимости)

Направляет и контролирует осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений, навыков.

Подготовка к презентации проекта. Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности.

Предварительная работа:

Ознакомление с художественной литературой по теме “Африка”

Просмотр мультфильмов “Король Лев”, “Катерок”, “Крошка Енот”, “Доктор Айболит” и др.

Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Африка”

Составление описательных рассказов и заучивание стихов о животных – обитателях Африки.

Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любое африканское животное и придумать про него сказку. Оформить детскую книжку-малышку.

Выставка африканских игрушек-животных.

Дидактические настольные игры: “Кто, где живет?”, “Где, что растет?”, “Обитатели жарких стран”

Рисование животных, обитающих в Африке.

Прослушивание музыкальных произведений народов Африки и знакомство с детскими песенками про Африку, людей и животных, проживающих на этом континенте.


Тема проекта: “Путешествие в Африку”

Цели проекта: дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; использовать конструкторы LEGO для постройки животного мира континента.

Материалы к проекту: глобус или географическая карта, схемы – подсказки с изображением фауны Африки, иллюстрации с изображением флоры Африки, оборудование к опыту.

Итоговое занятие проекта “Путешествие в Африку”

1. Вступление.

- Дети, предлагаю совершить одно путешествие. Куда же мы отправимся?

Доплывем до Занзибара,

Поплутаем по Сахаре,

Погуляем с Гиппопо по широкой Лимпопо.

- Догадались, куда мы совершим путешествие? В Африку! Попробуйте сами найти ее на глобусе. Сделать это не сложно. Изображая на глобусе Африку, использовали много желтого цвета. Нашли Африку.

- Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке много пустынь.

- Что такое пустыня, как вы думаете? Пустыня от слова пусто, пустынно. Посмотрите (иллюстрация), земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком, мягкой рассыпчатой пылью, темными камнями. Там очень мало растений, почти нет животных.

- Как вы думаете, на чем мы можем добраться до Африки? Можно лететь на самолете, а можно на пароходе через море.

2. В пустыне Сахара.

На спине своей всегда носит горб он или два.

И в пустыне ходит всюду, все зовут его … (Верблюдом).

Верблюда называют “кораблем пустыни”. Почему? Движения у него плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему не жарко им в пустыне? Длинная густая шерсть защищает верблюда от палящих солнечных лучей. (Опыт с зажженной лампой, чтобы не обжечь руку между лампой и рукой поставить экран, например, кусок меха). На ногах у верблюда широкие мозоли, чтобы ноги не проваливались в песок. (Опыт с песком: в емкость насыпать песок или манку, взять острый карандаш, попробуйте “пройтись” по песку на каблуках (острие карандаша) и на широкой подошве без каблука (обратная сторона карандаша). Заметили, острые каблучки проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет. В природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда на ступнях - широкие. Перед тем как отправится в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. В горбу верблюда находятся жир и вода, он будет расходовать их в переходах по пустыне. Жарко в пустыне! Так жарко, что иногда можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Вдруг посмотрите небольшое озеро, по берегам которого растут пальмы (иллюстрация). Это оазис. Отдохнем здесь.

Физминутка: “Чунга-чанга” (дети танцуют, имитируют купание)

3. Отправляемся дальше в путь.

саванна (иллюстрация). На глобусе саванна зеленого цвета.

- Чем покрыта земля в саванне? Травой. Она здесь всегда густая: желтая, сухая, когда нет дождя, и зеленая сочная после дождей. Погуляем по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.

-Что за зверь рычит (иллюстрация)? Это царь зверей – лев. Где же он, почему его не видно? Цвет шерсти помогает льву быть незаметным среди желтой, сухой травы. Почему льву важно быть незаметным? Он хищник, он выслеживает добычу. Его добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели (иллюстрации). В саванне очень трудно спрятаться – там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? Зебры, газели, антилопы очень быстро бегают. Львы нападают, главным образом, на слабых, больных животных, они оберегают здоровых животных от болезней.

В саванне живет самое высокое животное на земле. Кто это? Жираф. У него длинные ноги, длинная шея. Он высотой с двухэтажный дом и достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья. Самое любимое лакомство жирафа – листья акаций. Рядом с жирафом часто пасутся зебры, антилопы, страусы. Чем привлекает их жираф? Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.

В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:

И петь не поет, и летать не летает…

За что же народ его птицей считает? (Б.Заходер)

Это страус. Он не умеет летать. Почему же его считают птицей? У страуса есть крылья, правда служат они лишь украшением. На голове, как и у всех птиц, - клюв. Страусы, как и все другие птицы, откладывают яйца, из которых вылупляются птенцы. Страус очень прожорлив. Его еда – это растения, ягоды, зерна. У страуса есть враги. Как спастись ему от них (внимательно рассмотрите страуса)? О грозящей опасности страус узнает своевременно, благодаря большим зорким глазам, причем длинная шея играет здесь роль сторожевой башни. У страуса длинные и очень сильные ноги, на которых он бегает так быстро, как лошади. Страус – птица сильная и задиристая, заметив опасного зверя, он порой сам бросается ему на встречу. Удар ноги страуса такой же сильный, как удар ноги лошади.

В саванне есть небольшое озеро. Это водопой. ( Детский бассейн с водой) Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться.

Физминутка: “Водопой”. ( Дети показывают, как пьют львы, зебры и антилопы, жирафы, слоны).

Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Это бегемот. Пасть у бегемота огромная, клыки достигают 65 см в длину (показать на линейке). Особенно большие клыки на нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Детеныши бегемота часто восседают на спинах своих родителей, как на серых мокрых скалах. А если мать поплывет – маленький бегемот стоит на ней как капитан на капитанском мостике.

4. Наше путешествие по Африке продолжается.

Что еще мы видим на глобусе? Куда дальше отправимся? Всеми оттенками коричневого цвета изображены горы. Они возвышаются посреди открытого, ровного пространства. Это Килиманджаро (показ на глобусе, иллюстрации). Вершина горы увенчана снегами и ледниками. Высокая, гордая, со сверкающими снежными вершинами, гора выглядит совершеннейшим чудом природы. С гор бегут полноводные ручьи, дающие живительную влагу растениям. На склонах горы растут бананы, киви, манго, мандариновые и кофейные деревья.

5. Полюбовались горами, отправляемся дальше к реке Лимпопо.

Это широкая, очень красивая река. Где начинается река? (Глобус) Куда несет свой воды? (Глобус)

По берегам реки растут лимонные и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы. В этой корзине тропические плоды: лимоны, апельсины, ананасы, кокосы и др. Узнаем их на ощупь, завязав глаза.

6. Практическая часть: составляем африканский ландшафт.

Фон – ватман, разукрашенный гуашью;

Горы – мятая цветная бумага;

Реки – толстые синие нити;

Животные – постройки конструктора LEGO.

Дети выбирают постройку, объясняют по схеме-подсказке этапы строительства, рассказывают стихотворение или исполняют песню о своем животном.

Дети выбирают постройку, объясняют по схеме-подсказке этапы строительства, рассказывают стихотворение или исполняют песню о своем животном.


Лучшие качели - гибкие лианы,
Это знают с детства даже обезьяны.
Кто на них качается, да, да, да,
Тот не огорчается никогда.

Читайте также: