Конспект занятия в подготовительной группе по фэмп состав числа 10

Обновлено: 05.07.2024

НОД по ФЭМП в подготовительной группе детского сада

Задачи:

- сравнивать группы предметов, чисел на наглядной основе;

- определять место числа среди других чисел ряда;

- решать логические задачи;

- технике вертикальной штриховки в тетрадях.

2. Закрепить составление числа 10 из двух меньших чисел.

Демонстрационный материал: 2 набора цифр разного цвета; игрушка божья коровка; цветы, грибы и листья для счета; логические квадраты.

Раздаточный материал: тетради в клеточку; карандаши.

Ход занятия

Дети заходят в группу и видят необыкновенное дерево. Вместо листьев на нем — цифры (2 набора разного цвета).

— Какое необыкновенное волшебное дерево! Почему оно волшебное? Там кто-то спрятался. Хотите узнать кто? Тогда отгадайте загадку:

Спинка в веснушках,

И покраснела . (божья коровка)

Дети находят на дереве божью коровку с конвертом.

— Божья коровка приготовила для вас много заданий. И ей будет интересно их вам передать.

Задание 1. Назовите соседей цифры, на которую я сяду.

Задание 2. Назовите, из каких чисел состоят числа 4, 5.

Задание 3. Сорвите все цифры с дерева и быстро соберитесь в команды по цвету цифр и по порядку.

Задание 4. Пройдите каждый на свою полянку. На полянках лежат 4 листа, 2 гриба и 3 цветка. Чего больше? Чего меньше? На сколько? Чего больше всего? Чего меньше всего?

Задание 5. Возьмите карточки с девятью квадратами, определите, что должно быть в пустом квадрате (задание с логическими квадратами на усмотрение воспитателя).

— А теперь пройдите за столы и сядьте на свои места. Божья коровка приготовила вам задания в тетрадях. Их надо выполнить.


Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: заштриховать большие и малые квадраты с вертикальной штриховкой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: познакомить детей с составом числа 10 из единиц.
Задачи:
I. Образовательная:
- Продолжать учить составлять число 10 из единиц.
- Познакомить с записью числа 10.
- Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- Закреплять умение соотносить числа в пределах 10 с количеством предметов.
- Закрепить умения детей выкладывать из счетных палочек цифру 10.
- Закрепить умения детей выкладывать числовой ряд в пределах 10.
- Закрепить умения детей называть предыдущее и последующее число и их соседей.
II. Развивающая:
- Развитие психических процессов: память, внимание, логическое мышление.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие связной речи.
III. Воспитательная:
- Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение.
Материал: иллюстрация Машеньки, цифры от 1 -10, схема, условные обозначения: цифры от 1-4, карточки с группой предметов (от 1-10), раскраски, карандаши, пеналы, счетный материал, тетради, прописи, магнитная доска, круги одного размера от 1-10, числовой ряд от 1-10, счетные палочки, мяч

2. Основная часть
- Первая цифра какая? (один)

Развитие математических представлений. Состав числа из единиц (число 10)

Старшая группа № 2

Задачи: 1. Совершенствовать знания о составлении числа из единиц (число 10). 2. Закрепить:

  • порядковый и количественный счет;
  • представления о неизменности числа в результате изменения способа размещения предметов в пространстве;
  • знания о временных отношениях: неделя, месяц.

Демонстрационный материал: 10 фигурок птиц и зверей. Раздаточный материал: мелкие игрушки: матрешки, цветы.

Дети стоят перед доской, на которую воспитатель ставит в ряд животных и читает стихотворение.

В зоопарке мы гуляли И животных посчитали. Это птица, это зверь, Ровно десять их, проверь.

Дети считают зверей и птиц и говорят воспитателю, сколько всего.

Один – веселый попугай, Два – пантера. Не зевай! Три – мартышка-озорница, А четыре – чудо-птица. За павлином лев – он пятый. Шесть – тигренок полосатый. Семь – плывет в воде тюлень. Восемь – северный олень. Медвежонок – девять, А десятый – лебедь.

— Сколько всего животных птиц? — Как я составила число 10? — Каким по счету стоит лев? Тюлень? Медвежонок? — Кто стоит четвертым? Шестым? Десятым? — Посчитаем сейчас животных и птиц по порядку?

Воспитатель благодарит детей и приглашает пройти за столы, на которых лежат мелкие игрушки.

— Поставьте перед собой матрешек на 1 больше, чем 5. — Теперь сделаем так, чтобы матрешек стало 7. — А сейчас, мальчики, возьмите по 5 цветов. Сколько цветов вы взяли? — Отдайте эти цветы девочкам. — Девочки, сколько цветов отдали вам девочки? Количество цветов изменилось? Почему? — Верните эти цветы мальчикам. — Мальчики, сколько цветов отдали вам девочки? Количество цветов изменилось? Почему?

Дети делают вывод, что количество предметов не изменяется в результате их перемещения. Воспитатель благодарит детей и закрепляет с ними названия дней недели.

— Что-то я забыла, какой сегодня день недели? — А какой завтра будет? — Какой день недели был вчера? — А в какой день недели вы в детский сад не ходите? — Повторим с вами стихотворение с движениями:

В понедельник я стирала, Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч, Чашки в пятницу помыла, А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья.

Далее воспитатель закрепляет с детьми знание месяцев года.

— Какое сейчас время года? А какой месяц? — С какого месяца начинается год? — Какой месяц самый жаркий? — Назовите последний месяц года. — Назовите второй месяц осени. — Назовите третий месяц весны. — Какой месяц идет за октябрем?

Воспитатель благодарит детей за работу.

Использовала художественную литературу, стихотворения Н. Владимирова, П. Башмаков.

Весёлые числа

Комбинированная непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с составом числа 10 в подготовительной группе

Весёлые числа

: сформировать знания о составе числа 10 из единиц, познакомить с цифрой 0, её месте в числовом ряду, повторить и закрепить ранее усвоенные знания.

Образовательные задачи

: познакомить детей с составом числа 10 из единиц и с цифрой 0.

Развивающие задачи

: продолжать учить находить предыдущее число к названному; уточнить представления о весе при сравнении предметов; продолжать формировать представления о временных отношениях.

Воспитательные задачи

: совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение; создать на занятии обстановку эмоционального благополучия.

Наглядность и оборудование

: картинки с изображением времён года, мячика и матрёшек, карточки с цифрами от 0 до 9, девять карточек с изображением грибов, цветные круги (по 10 штук для каждого ребёнка), магнитная доска, 3 непрозрачных ведёрка с разным количеством гороха.

Ход деятельности

(
Дети сидят за столами
.)
Воспитатель
: Доброе утро, ребята! Какой сегодня день недели?

Воспитатель

: Правильно! Молодцы! А какой он по счёту?

Воспитатель

: Можно посчитать обратно.

Считаем обратно

Воспитатель

Воспитатель

: Ребята, к нам в гости пришли матрёшки, давайте посчитаем их. (
Демонстрация матрёшек на интерактивной доске
.) Для матрёшек мы сделаем бусы. У вас на столах лежат фигуры. Из каких фигур можно сделать бусы?

Воспитатель

Воспитатель

: Ребята, у вас на столе лежат карточки с цифрами от 1 до 9. Разложите их в порядке увеличения. (
Дети выполняют задание и проверяют с опорой на экран
.)

Воспитатель

: Посмотрите, сколько кругов на экране.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

: Прилетели к нам метели, Залепили снегом щели. На окне стоит мороз, Льдинкой росписи нанёс.

Воспитатель

: Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнёт, В лесу подснежник расцветёт.

Воспитатель

: Оно к нам пришло, Стало сухо и тепло! По дорожке прямиком, Ходят ножки босиком. (
В. Берестов
)

Воспитатель

: Она золото роняет, Холод пташек угоняет. До свиданья, лес и луг, Мы летим на тёплый юг. (
О. Иваненко
)

Воспитатель

Воспитатель

: Утром мы во двор идём, Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят.

Воспитатель

: Запорошила дорожки, Разукрасила окошки. Радость детям подарила И на санках прокатила.

Воспитатель

: Ребята – молодцы, занимались хорошо! Теперь вы знаете про цифру 0 и где она стоит в числовом ряду.


- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.

2. Развивающие задачи:

- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

- развивать смекалку, воображение;

- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.

3. Методические приемы:

- игровой (использование сюрпризных моментов);

- наглядный (использование иллюстрации);

- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

- поощрение, анализ занятия.

4. Дидактический наглядный материал.

Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, тетради в клетку, карточки для сравнения чисел второго десятка, счетные палочки.

Ход учебного занятия.

Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!

Воспитатель: - Поможем Незнайке?

- Какое сейчас время года? (Весна)

- Назови соседей весны. (Зима, лето)

- Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)

- Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль. (Январь)

- Назови пропущенный месяц: октябрь, …, декабрь. (Ноябрь)

- Назови соседей зимы. (Осень, весна)

- Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).

- Назови соседей лета. (Весна, осень).

- Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).

- Назови все месяцы по порядку: сентябрь.

(Дети передают мяч друг другу).

- Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).

- А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).

- Сколько всего месяцев в году? (12)

- Сколько всего времён года? (4)

- Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.

Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.

Работа с раздаточным материалом.

Воспитатель:- Выложите в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке.

(У воспитателя карточка с цифрой 5).

- Сколько взяли зайчиков? (5)

- Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5)

- Что любят кушать зайчики? (Морковку).

- Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).

- Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5).

- Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10).

- Как получили число 10?

Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5.

Воспитатель: - Запишите у себя на столе равенство.

- Что можно сказать про количество зайчиков и морковок?

Дети: - Их поровну, одинаково, по пять.

- Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10.

- Обратите внимание на дом.

- Скажите, как он называется? (многоэтажный).

- Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? (одноэтажные). Молодцы.

- Назовите № дома. (№10).

- Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.

- Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)

- На каждом этаже сколько квартир? (Две).

- Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.

- Вика, засели цифры в квартиры на первый этаж.

(1 и 9, а вместе 10).

(Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).

1 и 9, а вместе 10

2 и 8, а вместе 10

3 и 7, а вместе 10

4 и 6, а вместе 10

5 и 5, а вместе 10

- Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).

Ноль катился по странице

И не значил ничего.

Рядом встала единица,

Сделав Десять из него!

- Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.

Воспитатель: - А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:

Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).

У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).

Сколько лап и двух медвежат? (8).

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.

- Давайте вспомним, из чего состоит задача.

Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.

(На доске появляется таблица).

УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).

ВОПРОС (то, что нужно найти).

РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать,

чтобы ответить на вопрос).

ОТВЕТ (результат от ответа

на поставленный вопрос).

- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).

- Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.

Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?

Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).

- Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).

- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).

- Нужно записать решение задачи.

- …, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2= )

- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

- …, сколько надо взять палочек? (8)

- …, сколько надо добавить палочек к 8? (2)

- Сколько стало палочек? (10)

- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

- Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).

- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.

Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?

Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел).

- Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки?).

- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).

- Нужно записать решение задачи.

- Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1= )

- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.

- Света, сколько надо взять палочек? (9)

- Ваня, сколько надо отложить палочек от 9? (1)

- Сколько осталось палочек? (8)

- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.

- Какой же ответ? (У мальчика осталось 8 шаров).

Работа со вторым десятком.

(Дети встают перед фланелеграфом полукругом).

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться считать до 20.

- Саша, выложи цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.

- Соня, посчитай обратно от 20 до 11.

- Миша, найди число 15 и покажи сколько в нём десятков и единиц. (ребенок обводит указкой десятки и единицы).

- Один десяток, это сколько счетных палочек? (10 палочек).

- Даша, найди число 20 и расскажи про него.

(2 десятка и 0 единиц).

- 2 десятка, это сколько счетных палочек? (20 счетных палочек).

- Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку. Исправьте её.

(Ребенок находит ошибку и исправляет ее. Теперь этот ребенок становится ведущим).

Воспитатель: - А сейчас тихонечко займите свои места.

- Перед вами у каждого карточка с двухзначными числами. Сравните эти числа с помощью арифметических знаков.

(Дети выполняют задание).

(По окончании дети с воспитателем проверяют по образцу правильность выполнения задания. Образец на доске). 17=17

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке.

- А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.

- Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать:

Читайте также: