Конспект занятия в подготовительной группе по фцкм животный мир полярных районов

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Чупина Елена Владимировна

Населенный пункт: г. Челябинск

Автор: Блажевич Елена Венидиктовна

Населенный пункт: г. Челябинск

1.Уточнить и расширить знания детей о животных Севера.

2. Развивать любознательность.

3. Воспитывать уважение к природе.

1. Углублять представления детей о животных и птицах холодных стран.

2. Систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.

3. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.

4. Учить понимать образный смысл загадок.

1. Развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.

2. Развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

В: Сегодня я получила телеграмму. Как вы думаете, от кого?

В: Она от доктора Айболита. Что у него могло случится?

В: читает текст телеграммы

На север поскорей

И спасите, доктор

В: Беда в том, ребята, что доктор Айболит не знает, где находится север, кто из животных там обитает. Как тогда их лечить?

Поможем доктору Айболиту?

В: А вы знаете, что такое север?

В: Да, Север – это царство холода, снега и льда. На севере зима долгая и очень холодная. Лето короткое и прохладное. Даже летом там лежит снег и не тает лёд.

Воспитатель берёт глобус. Что это? Что обозначается голубым цветом? Что желто-зелёным?

В: Я вам покажу где находятся холодные страны. Они расположены на полюсах – Северном и Южном и окрашены в белый цвет. И мы сегодня отправляемся в путешествие на Северный полюс земли.

Как выдумаете, на чем можно путешествовать по Северному полюсу?

Дети: На оленях, снегоходах.

Мы идём, идём вперёд, – 2 раза (по кругу шагают).

Очень удивляемся. (поворачиваются друг к другу, пожимают плечами).

Справа лёд и слева лёд, (повороты головы).

Перед нами тоже лёд. (руки в стороны).

Где же он кончается? (пожимают плечами).

Дуют ветры ледяные, (машут руками).

Горы снежные, крутые (руки вверх, поднимаются на носки).

Там о лете не слыхали, (ладонь приставляют к уху).

Там согреешься едва ли… (обнимают себя).

Он не мал и не велик (разводят руки в стороны и сводят).

Этот снежный материк. (хлопают в ладоши).

Макет северного полюса

В. Но вот на нашем пути первой препятствие: мы дошли до океана. В нём холодная вода.

Чтобы узнать, кто нам поможет через него перебраться, нужно отгадать загадку.

Целый день лежать не лень –

Толстым должен быть …(тюлень).

В. Рассмотрите внимательно это животное. Какие части тела у него есть?

(Голова, туловище, хвост). А что у него вместо лап? (Ласты). Благодаря им тюлень очень быстро плавает в воде, но очень неповоротлив на суше. От холода его защищает толстый слой жира.

Дети ставят фигуру животного на макет .

Где сугробы, стужа, лед,

Где пурга снега метет,

Там хозяин в шубе снежной.

Ходит по снегам безбрежным.

Весь он белый от зимы,

От метельной кутюрмы.

Так давно живет он здесь,

Потому и белый весь.

Лишь темны глаза и нос:

Пощадил их злой мороз.

Ребёнок берёт фигуру медведя и ставит на льдину.

В: Правильно, молодцы.

Кто без компаса и карты.

Мчится в тундре, тянет нарты.

В ночь полярную и в день?

Дети: Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Питаться олени могут не только лишайниками и мхами, но и листьями, грибами, ягодами; при случае могут съесть птичьи яйца и даже мелких животных. Но любимое лакомство оленей — грибы.

В: Холодно на севере. Нам тоже нужно согреться.

А мороз-то, ой-ой-ой, (обхватить плечи руками и поёжиться).

Но не хочется домой. (покачать головой).

Руки трите, трите, трите, (далее выполняются движения по тексту).

И на ручки подышите.

Попрыгайте на месте,

А после сядьте вместе.

Ловкий маленький зверёк,

Живет на севере суровом.

Шерсть его блестит как шелк,

Как цвет блестящего покрова.

Дети: Это песец. Песец, или полярная леса, принадлежит к семейству псовых. Этот небольшой хищник, имеющий длинную густую шерсть и внешне напоминающий шпица, живет в самих суровых климатических условиях. Он ловкий и смелый охотник, который обладает множеством способностей, помогающим выжить в столь суровом климате тундры. Зимой песцы часто преследуют белых медведей, чтобы покормится остатками их пищи. На численность песцов влияет количество леммингов.

Ребенок ставит фигуру животного на макет.

Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.

Как догонит – зубом щелк:

Белый – бедный, сытый?

Дети: Волк. Это полярный волк. У полярного волка теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх. Чаще всего полярные волки охотятся на полярных зайцев и леммингов, но самой завидной добычей для них являются полярные олени. Для общения между собой полярные волки используют особый язык из движений тела и звуков.

Ставят фигуру животного на макет.

Растянулся среди льдин

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы,

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы,

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усытый (Морж)

Дети: Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится. У моржей всего два естественных врага: касатка и полярный медведь. Эти хищники в основном охотятся на детенышей моржей. Моржи могут проводить под водой до получаса, не вдыхая свежего воздуха. Усы моржей – это не волосы, а очень чувствительные тактильные органы, чем-то напоминающие кошачьи усы. Животные используют их для поиска пищи под водой.

Еще занесены в красную книгу тюлень, белый медведь, песец.

Дети: Полярная сова. Полярная сова умный ловкий охотник. Основная добыча – лемминги . Так же охотится на: пищух, ежей, зайцев, горностаев, других арктических птиц, детенышей песцов. Зачастую не брезгует дарами моря, птичьими яйцами и падалью.

В: Ребята, какая загадка для вас была трудной, а какая легкой?

В. На Крайнем Севере зима,

Полгода вместо солнца тьма,

И тускло светят звёзды.

В. В холодных странах кругом лежит снег. А какой он? (Ответы детей).

Снег медленно падает на землю, кружится. А когда подует ветерок, снежинки разлетаются в разные стороны. Ребята, давайте мы с вами сделаем настоящий снег. Он холодный и пахнет свежестью.

- пена для бритья полный баллон

Соединить вместе, растереть. Можно в пену добавить блески, будет блестящий снег.

В: Где мы с вами сегодня побывали? (На севере, в холодных странах.).

Каких животных встретили? (Ответы детей.).

Мы сфотографируем наш макет и отправим доктору Айболиту.

А что вам понравилось, запомнилось больше всего?

Что вы расскажите своим мамам и папам, друзьям?

В: Вы все сегодня помогали мне и доктору Айболиту, были очень внимательными. Чтобы вы не болели, доктор Айболит передал вам витамины. (Раздаёт детям витамины.)

- Уточнить и расширить представления детей о жизни животных в Арктике.

- Дать понятие о том, что у всех животных густая, плотная шерсть, которая защищает их в лютый мороз.

-Упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы

"Речевое развитие":
-Активизировать словарь по данной теме.

- Развивать умение рассуждать и делать выводы;

"Художественно-эстетическое развитие":
-Развивать художественно-эстетические навыки, воображение,
-Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги в работе " Портрет Белой медведицы и медвежонка на фоне Серного сияния".
-Соблюдать правила безопасного обращения с ножницами.

способствовать развитию общей и мелкой моторики;

-рисование «Северное сияние".

-беседы: "Человек на Северном полюсе – исследователь"; "Явления Арктики" (полярный день, ночь, торосы.); " Люди – герои Арктики" (И. Папанин, В. Чкалов).

Дидактический материал и оборудование:

Раздаточный материал:оборудование для аппликации:лист А3 с фоном полярного сияния ,силуэт белой медведицы и медвежонка для вырезания, нитки, клей, кисти, салфетки, клеёнки ; оборудование для опыта: фартуки, ёмкости с водой, пропитанные полоски бумаги маслом , чистые полоски бумаги, салфетки.

Методы и приёмы: создание проблемной ситуации, релаксация, беседа,экспериментирование, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, анализ, подведение итогов.

Содержание занятия: 1.Организационный момент. Цель: повышение мотивации детей к занятию, заинтересованности, обеспечение эмоционального настроя детей. Приветствие гостей! Психологический настрой.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся.

Я очень рада вновь встретиться с вами на нашем экологическом занятии.

Предлагаю начать наше занятие с приветствия друг друга.

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

У всех хорошее настроение ?

И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего занятия .

- Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям (подули на ладошки) .

- Необычайное природное явление Севера. (северное, полярное сияние)

-На Севере длится 6 месяцев? (полярная ночь и полярный день)

- Северный Ледовитый… (Океан.)

-Люди, которые работают на полюсе, за полярным кругом (полярники)

- Судно, прокладывающее путь во льдах…

- Какой океан омывает Арктику (северный ледовитый океан)

- Здесь живёт Умка? (Арктика.)

- Арктика это (это огромный Северный Ледовитый океан, постоянно покрытый льдом и острова )

С первым заданием справились, приступаем к следующему

2 задание Презентация" Животные Арктики"

Слайды № 1 Кто догадался, что изображено на слайде?

Ребята мы с вами знакомились с климатом Арктики. Давайте вспомним какая там погода ? (ответы детей: В Арктике царствуют холод, вечная мерзлота, сильные ветры, погода холодная, ветреная, морозная, сырая, студеная, вьюжная)

Неужели здесь совсем нет жизни, только снег? (Ответы детей).

Там, где всё покрыто льдом, жизнь, кажется, невозможна. Но это совсем не так. В Арктике живут самые разные животные

Слайд 2 Могучий и выносливый хозяин Арктики, белый медведь, - самый крупный хищник на суше! Некоторые самцы весят целую тонну!

Слайд 3 Главное оружие медведя – мощные когтистые лапы.

Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах и между пальцев расположены плавательные перепонки

Слайд 4 Медведь прекрасно ныряет и плавает. ( Почему белому медведю не холодно ?) В воде он не мерзнет, ведь под кожей у него – толстый слой жира, да и густая теплая шуба защищает от холода.Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Одним ударом он может оглушить крупного гренландского тюленя и ещё

охотится за рыбой, птицами. Даже моржи м огут стать его добычей.

Слайд№6 Зимой у белых медведей появляется потомство . У таких гигантов медвежата рождаются очень маленькими (детеныш поместится у меня на ладошках) слепые, глухие. Медведица кормит их молоком, держа на брюхе и прикрывая лапами. В снежной берлоге малышам тепло и безопасно.

Слайд №7 А пройдет два месяца, и мать выведет медвежат на первую прогулку
Слайд№8 Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивается. От него во все стороны летят брызги.

А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? ( Животные не мерзнут и остаются сухими, когда выходят из воды, потому что их шерсть покрыта слоем жира). Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, давайте проведем опыт.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами покажем, почему не только медведь ,а и животные Арктики не мерзнут зимой, даже когда ныряют в воду и выходят сухими из нее.

Дети проводят опыт с полосками бумаги.

Воспитатель: - Чтобы удобнее было работать, каждый найдет себе пару.

Здесь приготовлены полоски обычной бумаги и бумаги пропитанной жиром.

Опытная деятельность: опускаем в емкость с водой обычную полоску бумаги, а затем опускаем в воду полоску бумаги, смазанную жиром.

Вопрос к детям. Какой можно сделать вывод?

Вывод: Полоска, смазанная жиром, не намокает, значит, жир защищает животных от проникновения воды, поэтому шерсть животных не намокает в воде и не пропускает холод. Вот поэтому животные и не мерзнут.

Обитают в Арктике и ластоногие — тюлени, моржи. Их называют ластоногими потому, что их конечности похожи на ласты. Такая форма плавников позволяет плавать в воде с большой скоростью. Давайте познакомимся с ними.

Слайд №: 10

Тюлень. Вот и голос тюленя, послушаем.

Тюлень очень неуклюж на суше, но превосходно плавает. Тело тюленя гладкое и покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков . Тюлень имеет крупные плавники. Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль.

Слайд№11 Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

Тюлени питаются рыбой, осьминогами и креветками.

№ 12 Как вы думаете, почему детенышей тюленя называют бельками?
Дети: Потому что они белого цвета. (белая шубка позволяет ему быть невидимым на снегу.)

Слайд№13 Первую неделю мать всё время лежит вместе с детёнышем и кормит его питательным молоком (50% жирности)

Слайд №14 На 3 неделе жизни шубка малыша меняется на серую.

Уже в возрасте одного месяца тюленята пробуют плавать.

Под водой тюлени могут оставаться больше 20 минут,

Давайте мы тоже с вами потренируемся и сделаем дыхательное упражнение.

Дыхательная гимнастика

Цели: учить детей дышать через нос; способствовать укреплению здоровья детей.

Описание: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Холодно, кругом снега!

Зиму с радостью встречаем –

Свежий воздух мы вдыхаем.

Руки дружно опускаем,

Медленно все выдыхаем.

Вниз посмотрим, чьи следы?

Нюхать будем жадно мы,

На снежок мы приседаем.

Рыскать по следам устали

Вдох и выдох, вместе встали!

Но тюленю обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха. Когда зимой поверхность воды замерзает, животное головой пробивает лёд, чтобы не задохнуться.

Слайд№15 Возле лунок тюленей поджидают белые медведи.

Тюлени - очень пугливые животные, поэтому, охотясь на них, белые медведи закрывают свой тёмный нос лапой. А если лапы грязные – толкают перед собой льдину.

Слайд №16 На ледниках можно увидеть огромные по численности стада моржей.

Слайд №17 Эти громадные, неуклюжие на суше животные очень проворны и быстры в воде.

Слайд №18 Видит плохо, но имеет хорошее обоняние. На верхней губе у него находятся длинные, толстые усы, похожина щетку. С помощью их морж обследует дно в поисках пропитания, ведь набольшой глубине, подо льдом, почти ничего не видно. Приходится ему пищуискать на ощупь.

В рацион моржей входят моллюски, ракообразные, рыба .

Слайд№19 Моржи очень сильны и обладают мощным оружием: бивнями, которыми при опасностях они защищаются.

- с помощью бивней удерживаться на льдинах, цепляясь как крючками

- защищаться от белых медведей

- бивнями морж, взрывает ил на дне и лакомится микроорганизмами, которые в нём живут. (Микроорганизмы - это группа животных и растений очень малого размера, различить которые можно только при помощи микроскопа.Они могут быть вредными и полезными для человека)

Послушаем рёв моржа.
Слайд 20 Моржиха считается самой заботливой матерью в мире млекопитающих. Если мать погибает, заботу о сироте берут на себя остальные члены стада. И в любом случае, все моржи трепетно относятся ко всем детенышам, охраняют и при необходимости помогают. Например, при заплыве уставший детеныш может отдохнуть, забравшись на спину любого члена стада.

Слайд №21 Когда они не голодны, то отдыхают и нежатся под лучами такого редкого солнца.

Слова предлагаемые педагогом: зима, снег, океан, морж, белый медведь, лёд, санки, льдина, полярная ночь, Север.

Слайд 22 Нарвал - обитатель суровых арктических вод.

Взрослый нарвал очень большой и тяжелый

Слайд№23 Морскоеживотное нарвал примечателен своим длинным рогом, растущим изо рта У нарвалов есть 2 верхних зуба, левый зубу самцов развивается в огромный бивень, длиной до 3 метров. Бивни – высокоэластичные, прочные, они служат предметом споров ученых всего мира.

Слайд№24 Для чего он им нужен? До сих пор неизвестно их предназначение Есть мнение, что это орган чувствительности.

Живёт нарвал до 55лет. Попав в плен, он начинает чахнуть день ото дня и по прошествии трёх недель умирает.

Нарвалы обладают острым зрением.

Чтобы наши глазки всегда тоже хорошо видели и не уставали, давайте сделаем гимнастику.

Гимнастика для глаз

Цели: способствовать расслаблению и укреплению глазных мышц; способствовать снятию зрительного напряжения.

Описание игры: воспитатель читает тест и показывает на своем примере ход выполнения упражнения.

Чтобы глазки не устали,

Быстро ими поморгали,

Влево смотрим, вправо смотрим,

Поднимаем вверх глаза,

Вниз опустим и закроем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем глазки открывать!

Глазкам тоже нужно отдыхать!

Пришло время открыть 3 конверт.

3 задание: поделка: " Портрет Белой медведицы и медвежонкана фоне Серного сияния".

Задача: Продолжать тренировать, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук.

Воспитатель:- сделать портрет Умки и его мамы

Поэтапное выполнение рисунка.

1 этап. Вырезаем Умку и его маму и наклеиваем на А3

2 этап. Нанести клей на всю поверхность рисунка (Умка и мама).

3 этап. Обсыпать весь рисунок нитками.

4 этап. Прижать рисунок чистой салфеткой, чтобы хорошо приклеились нитки.

5 этап. Когда рисунок высохнет, надо его слегка встряхнуть, чтобы удалить лишниинитки.

6этап. Из пластилина наклеить нос и глаза.

Здесь всюду холод, лед и тень, (Дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь, (Закрывают глаза ладонями)

Полгода – день. (Поднимают руки вверх)

И океан покрыт весь льдом. (Разводят руки в стороны)

Зверей ты здесь почти не встретишь (Поставить ладонь над бровями)

И птиц ты в небе не заметишь. (Машут руками, как крыльями)

Лишь мишка белый, словно иней, (Идут вперевалочку)

Хозяин ледяной пустыни. (Ставят руки на пояс)

Здравствуйте, дорогие ребята!
Я за вами наблюдала на занятиях по экологии, и вы меня очень порадовали своими знаниями об Арктике Вы такие дружные, находчивые ребята и я приготовила для вас новые и интересные задания.

Все задания хранятся в конвертах
Ребята, а еще есть красный конверт, но его можно открыть, только выполнив все задания в конце занятия.

Желаю удачи! Мудрая Сова.

t1583926637ab.jpg

t1583926637ac.jpg

t1583926637ad.jpg

t1583926637ag.jpg

Отчего у белого медведя нос чёрный -

Юкагирская народная сказка

Белый медведь по зимней тундре идёт – его не заметишь. Со льдины на льдину перескакивает – будто ветер снегом кидается. На берегу станет – как кочка, снегом прикрытая. Но всё это только тогда, когда медвежьего носа не видно. Потому что нос у него – чёрный. Кругом всё бело, а чёрный мячик по льдине скачет – медведь бежит. Из-за носа своего остаётся очень часто ни с чем – все от него удрать успели!

В давние времена, однако, медведь весь белым был. И нос у него белым был. Тогда он не только к моржу или нерпе легко подкрадывался, но и к человеку не боялся близко подходить. Охотники в тундру уйдут, а он к стойбищу подходит, женщин и детей пугает, еду крадёт. Надоело это людям, решили они медведя проучить. Охотники уехали из стойбища – медведь это видел. А вот как они тихо назад вернулись, он не заметил и вздумал, как всегда, сушёной рыбы у людей взять, детей напугать.

Пришёл. Тут-то охотники и выбежали ему навстречу. У каждого в руке головешка от костра. Медведь бросился в одну сторону, в другую – всюду охотники, собаки, огонь. Вся шкура у него стала в чёрных пятнах. Но хуже всего медведю пришлось, когда один из охотников горящей головешкой его по носу ударил. И нос стал чёрным. Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна чёрные сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался чёрным. Сперва медведь не понял, в чём дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом сообразил: звери его чёрный нос видят!

Теперь, когда медведь к тюленям или нерпам крадётся, он нос лапой закрывает. Вот какой хитрый! А с людьми с той поры он встречаться не любит. Лучше от них прочь да подальше!

Куда ни глянешь, вокруг одни льды. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль.

И вдруг я увидел два черных глаза. Они смотрели на меня со льдины, медленно проплывавшей мимо.

— Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я.

Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине.

Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на снегу, как на одеяле, лежал белёк — детеныш тюленя.

Тюлени оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормит молоком и опять уплывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мягкий, как плюшевый. И если бы не большие черные глаза, я его не заметил бы.

Положили белька на палубу и поплыли дальше.

Я принес ему бутылочку молока, но белёк пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его обратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая, и так и посыпали градом. Белёк молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но все же развернул корабль. Льды еще не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова положили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш корабль поплыл дальше.

Образовательная область – познавательное, речевое развитие.

Цель:

  • формировать представления детей о различных климатических зонах Российской федерации;
  • формировать представления детей об образе жизни животных и птиц на Крайнем Севере;
  • знакомить с животными, занесенными в Красную книгу.

Задачи:

  • Расширить и углубить представление детей о животных и птицах Крайнего Севера: белый медведь, северный олень, тюлень, пингвин;
  • развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи;
  • воспитывать бережное отношение к животным и природе,

Ход занятия

1. Введение игрового момента

Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи,
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся спиной медведи –
Вертится Земля.
Сегодня мы отправимся с вами туда,
Где царит царство холода, снега и льда!

В.: Путь предстоит не ближний!

На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдами полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика – на севере. Климат там суровый, по полгода не бывает солнца – длится полярная ночь. Целые сутки темным-темно и очень холодно, а следующие полгода солнце не заходит за горизонт, но лучи его настолько слабы, что не греют – это время называют полярным днем.

Ребята, а мы где живем?

Дети: в Самарской области.

В.: Давайте найдем на карте Самарскую область.

В.: Ребята, а кто знает, где находится Крайний Север?

Дети показывают Арктику на глобусе.

В.: Ребята, а давайте отправимся в путешествие на Крайний Север на самолёте.

Дети встают в круг, закрывают глаза, открывают и оказываются в центре Арктики (кругом льдины, картинки с животными).

В.: Ну, вот мы и на месте. В Арктике долгая и холодная зима, а лето короткое и тоже холодное. Здесь очень скудная растительность – низкорослые кустарники карликовой березы, да полярной ивы. Летом здесь не растет трава, а лишь мхи и лишайники. Как вы думаете, почему здесь так мало растений?

Ответы детей

Куда не кинь взгляд – всюду только снег и лед. Даже глаза режет от бесконечной белизны. Нам здесь очень холодно.
Давайте погреемся.

Физминутка

В.: Ребята, навстречу нам вышел здешний хозяин. Кто же он отгадайте?

Братья, сестры бурым мишкам,
Но не любят мед и шишки,
Моржи тюлени им соседи.
Кто это?- Белые…. (медведи) (картинка белого медведя) 25.01.2021

Уточнять и расширять знания детей о животных Севера; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; обогащать словарный запас детей.

Содержимое публикации

Цель : уточнять и расширять знания детей о животных Севера ; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы; обогащать словарный запас детей.

- познакомить детей с жизнью северных животных , закрепить знания о животных севера ;

- воспитание нравственных качеств ребёнка: воспитывать гуманное отношение к животным , чувство ответственности за них.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций, чтение книг.

Интеграция образовательных областей : познавательное, художественно – эстетическое, физическое, речевое, социально-коммуникативное.

Ход занятия.

Организационный момент : Дети стоят вокруг стола.

Воспитатель : Ребята отгадайте, кто сегодня пришел к нам в гости!

Там, где холод, снег и лед

Этот дикий зверь живет,

Он большой, пушистый, белый,

А еще рыбак умелый.

(Белый медведь)

Воспитатель : Правильно. Это белый медвежонок. А зовут его Умка. (выглядывает мягкая игрушка) .

Умка : здравствуйте дети! Я так рад с Вами познакомиться!

Воспитатель : Здравствуй Умка! Ребята, а как вы думаете, где белый мишка живет?

Воспитатель : правильно на Севере , где очень холодно.

Умка : Ребята, а Вы любите путешествовать? Я приглашаю Вас совершить путешествие на Крайний север и хочу рассказать еще о животных , которые живут со мной на Севере .

Воспитатель. Умка, смотри какие цвета на глобусе, ты знаешь, что они обозначают?

Умка : нет, а Вы ребята знаете?

Дети и воспитатель. Голубой цвет – вода, реки, моря, озёра, океаны. Зелёный цвет – леса. Жёлтый цвет – пустыни, пески. Коричневый цвет – горы. Белый цвет – это снег и лёд.

Воспитатель. Где мы будем искать Арктику?

Умка. В верхней части глобуса, смотрите она белая на макушке.

Воспитатель. А как много снега! Давайте же с Умкой поиграем в снежки! Для этого нам нужно из бумаги сделать комок. А теперь постарайтесь попасть в эту цель ! (Воспитатель выносит корзину или ведро) . Молодцы ребята!

Умка : Ребята, у меня на Севере зимой солнце не бывает. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние . Небо переливается, искриться разноцветными огнями. Очень красиво, вот посмотрите! (На доске появляется северное сияние) .

Воспитатель : как красиво! Умка, а ты нас познакомишь с другими животными , которые живут на Севере ?

Умка : да, но сначала отгадайте загадку!

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга

Воспитатель : Правильно. (Звучит аудиозапись с голосом оленя) .

У северного оленя густая шерсть , чтобы не замерзнуть, а еще копыта особенные, они могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. И олень ходит, не проваливаясь по снегу. Но главное украшение оленей - большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые . Северные олени – большие путешественники. Но многих из них держат, как домашних животных . Домашние северные олени привыкли к людям и в случае опасности не разбегаются в стороны, а собираются вместе, надеясь на защиту людей. От оленей люди получают молоко, шерсть, используют их в качестве ездовых животных .

Умка : как весело, не правда ли? А теперь, познакомьтесь еще с одним жителем!

За треской и за селедкой,

Может плавать очень ловко,

И ныряет целый день,

Воспитатель : (Звучит аудиозапись голос тюленя) . Да это тюлень. Им очень неудобно передвигаться по земле, зато в воде они настоящие акробаты! Кстати, вместо лап, у тюленей ласты. Передние ласты у них действуют как вёсла, а задние – как руль. Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. И им совсем не холодно в ледяной воде. Вот давайте представим как это! Нам мишка сейчас покажет, что такое ледяная вода! (Детям дают потрогать холодную воду в тазике) .

Растянулся среди льдин

В холодину, братцы,

Лезет он купаться.

Проведя в воде часы

Вылез он на льдину,

Важно фыркает в усы,

Чешет ластой спину.

Важен, грозен, толстокож

Господин усатый (Морж)

Воспитатель : (Звучит аудиозапись голос моржа) . Морж – морское животное с крепкими клыками . У моржа, также есть ласты. Вес огромный, вес среднего по габаритам самца составляет 1300 кг. Характерным признаком моржа являются его длинные, развитые бивни. Это такие удлиненные клыки, они могут достигать в длину до одного метра. (Представьте, это примерно Ваш рост) . Моржи не находятся в воде постоянно, они выходят из неё с целью отдыха.

Воспитатель : Умка, а с кем еще ты нас познакомишь?

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой.

Умка : вот так и сидите, пока я Вас познакомлю с другим обитателем Севера !

Что, за дикий, страшный зверь,

Никогда ему не верь.

Быстро прыгает, кусает,

Каждый точно его знает.

За добычей поспешит.

Знает он в охоте толк,

Воспитатель : Полярный волк, чтобы выжить приспособился есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в холоде. Полярные волки живут стаями. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Живут в логове, также, как и его брат – волк.

Воспитатель : вот ушел волк! Можно выбраться из снега!

Умка : А ещё на севере обитают белые чайки , крачки, белые совы! Вот, например , чайка белая, лапки у неё чёрные. Кайра сверху чё рная : голова, шея, крылья, хвост, а грудь и брюшко белые. Чайки зимуют на Севере . Кайры зимуют на Севере . Весной чайки и кайры слетаются к скалам. А еще кит гренландский, северные дельфины : белуха, касатка.

Воспитатель : как приспособились животные Севера к большим холодам ? Почему они не замерзают?

Умка. Под кожей у них толстый слой жира, густой мех, у птиц – пух. Всё это согревает. А моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга.

Воспитатель : как же интересно , ребята, а Вы не замерзли? Давайте немного согреемся!

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом гулять пойдём!

Папа - морж, мама – моржиха, детеныши - моржата

А также, олень, белый медведь, тюлень, полярный волк.

Шерсть медведя (чья) – медвежья.

Воротник из песца –

Все Вы знаете! Молодцы!

Воспитатель : пора нам возвращаться. Давайте поблагодарим Умку за интересное путешествие .

Воспитатель. Ребята, теперь садитесь на свои места. Медвежонок Умка оставил Вам небольшие подарки! Вы же любите обводить картинки по точкам! Перед работой разомнём наши пальчики.

Исходное положение. Пальцы сжаты в кулачок. Поочерёдно разгибать пальчики, начиная с большого пальца.

Ну-ка, братцы за работу!

Покажи свою охоту

Большаку – дрова рубить.

(Разгибаем большой палец)

Печки все- тебе топить.

(Разгибаем указательный палец и т. д.)

Тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А тебе – посуду мыть.

А потом всем песни петь.

Песни петь, да плясать

Наших деток забавлять.

Поворачивать кисти рук с выпрямленными пальцами вправо-влево.

Воспитатель : теперь пальчики и готовы к работе, можете приступать к выполнению задания.

Читайте также: