Конспект занятия в подготовительной группе лесные пожары

Обновлено: 07.07.2024

Цель: формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Программные задачи:

-Расширять и углублять знания о причинах возникновения пожаров в лесу. -Познакомить с номером телефона пожарной спасательной службы. - Развивать познавательную активность, навыки коммуникативного общения. -Воспитывать бережное отношение к природе, желание прийти на помощь.

Словарная работа.

-Обогащать речь детей существительными: самовозгорание, обитатели леса, загрязнение. -Развивать монологическую форму речи.

Ход занятия

Вводная часть.

Дети получают письмо от обитателей леса. В письме говорится о том, что в лесу появились люди, которые разожгли костер в лесу. Животные и птицы обеспокоены тем, что огонь поползет по сухой траве и может случиться пожар. Лес в опасности! Помогите нам! Дети, как мы можем помочь обитателям леса? (Задача детей: организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы). Если вы не боитесь трудностей, то вам помогут внимательность, настойчивость. В добрый путь!

Основная часть.

Воспитатель загадывает детям загадку.

Воспитатель: Что вы можете рассказать об огне? Давайте, назовем, когда огонь может быть добрым, а когда злым.

Воспитатель: При умелом обращении с огнем он приносит людям пользу, а при неосторожном – вред. И что тогда может случиться? Чем опасен пожар для леса? Пожар уничтожает лес. После него остаются только обгоревшие пеньки. В пожаре погибают птицы, животные, насекомые, грибы, растения. А как от лесных пожаров страдают люди? В пожаре могут погибнуть люди, оказавшиеся в лесу. Пожар также может уничтожить рядом расположенные деревни. Лесные пожары загрязняют воздух вредными веществами, которые приносят вред здоровью человека.

  1. Разведение костров в лесу.
  2. Детские шалости со спичками в лесопарковой зоне.
  3. Сжигание мусора, сухой травы в непосредственной близости к лесу.
  4. Попадание молнии в дерево.
  5. Брошенный окурок.
  6. Случайное фокусирование солнечных лучей бутылочным стеклом.

Воспитатель: Большинство лесных пожаров возникает от не затушенных костров. От горящей спички летом загораются леса. От окурка, брошенного в сухую траву, оставленные бутылки, банки могут стать причиной пожара. Если на такой осколок падает луч солнца, то может произойти самовозгорание (воспитатель предлагает детям среди названных причин пожара в лесу назвать ту, в которой не виноват человек (попадание молнии в дерево).

Воспитатель : Дети, если вы обнаружите очаг пожара в лесу, как вы поступите? (Сообщить о пожаре в пожарную спасательную службу). А сейчас я вас познакомлю с порядком правильного вызова пожарной службы.

1.Набрать номер пожарной службы – 01.

2.Назвать свое имя, фамилию.

3.Указать, что именно произошло.

4.Сообщить адрес происшествия.

(обыграть ситуацию с телефоном, закрепляя правильную последовательность при вызове пожарных).

Воспитатель: Дети, вы уже знаете, сколько неприятностей и горестей может принести лесной пожар. Поэтому мы должны стараться не допустить его возникновения, ведь часто основным виновником лесных пожаров является человек, его неосторожное обращение с огнем. Что мы можем сделать, чтобы все узнали, как не допустить пожара в лесу?

Не поджигать сухую траву.
Не раскидывать битые стекла, так как солнечные лучи нагревают сухую траву через стекло и происходит возгорание.
Разводить костер только на земле, убрав сухую траву возле кострища.
Не разрешать взрослым выбрасывать непотушенную сигарету.
Если видим небольшое возгорание на траве, немедленно его тушим. Если огонь распространился очень сильно, вызываем пожарную помощь.

Дети, как вы думаете, мы спасли лес от пожара?

Заключительная часть.

Вопросы к детям: Чем мы сегодня занимались? Как мы это делали? Важно ли то, что вы сегодня узнали? (защита лесов от пожара - это защита всего живого). Как эти знания вам могут пригодиться в жизни?

Воспитатель : Спасибо всем детям за умелые действия и правильные решения. Благодаря вашим знаниям, вы спасли лес от пожара. Соблюдайте правила пожарной безопасности в лесу.

Цель: закрепить представление о пожарной безопасности в лесу и сформировать экологическую культуру у детей.

1. способствовать укреплению знаний детей о лесе;

2. развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах;

3. закреплять знания детей о правилах поведения на природе.

1. развивать связную речь, познавательную активность, устойчивость внимания, наглядно-действенное мышление.

Воспитательные :

1. воспитывать бережное и ответственное отношение к природе, ко всему живому.

Методы и приё мы:

2. Словесный – беседа, обсуждение, отгадки на загадки, художественное слово.

Оборудование: игрушечная белка, мобильный телефон, ноутбук, карта-лабиринт, картинки с изображением жителей леса (животные, деревья, растения, насекомые, птицы и т. д., деревянные макеты деревьев, выставка детских рисунков.

Ход деятельности:

Воспитатель : Мы речь сегодня поведём о том,

Что вся земля наш общий дом.

Наш добрый дом, просторный дом –

Мы все с рожденья в нём живём.

Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес.

И сегодня из леса к нам пришла гостья – белочка - умелочка. Но она очень грустная. Послушайте историю, которую рассказало мне это милое животное.

В лесу под зелёною сосной

Вырос домик расписной,

И жила в нём белочка,

Хорошо она жила:

Чай с орехами пила,

Вечером на лесенке

Но вдруг произошёл пожар в лесу…

Во время просмотра педагог читает стихотворение:

Огонь траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.

Он, как испуганная стая белок рыжих,

Метался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы.

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Воспитатель : Ребята, что же нам делать, ведь в лесу пожар?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель : Правильно, нужно позвонить в пожарную часть. Какой номер мы должны набрать? (01).

Дети дают ответы.

Воспитатель : Что надо сказать по телефону?

Дети: Назвать своё имя и фамилию, адрес, рассказать, что случилось.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какими должны быть пожарники?

Дети: Смелыми, выносливыми, бесстрашными, должны заниматься спортом, учиться, знать много приёмов по спасению людей.

1. Любит подберёзовик

Лес какой? (Берёзовый)

2. Любит подосиновик

Лес какой? (Осиновый)

3. Сосны вышли на бугор

Лес такой – сосновый (Бор)

4. Ели словно на подбор,

С красной шапкой мухомор

В вечнозелёный (Ельник)

5. Дуб налево, дуб направо,

Это что у нас? (Дубрава)

Воспитатель : Ребята, а ещё какой бывает лес? (Смешанный)

Какие деревья растут в смешанном лесу? (Лиственные и хвойные)

Дети выполняют задание.

Воспитатель : Молодцы! С заданием справились!

Игровой момент – звонок из пожарной части (воспитатель разговаривает по телефону).

Воспитатель : Давайте все вместе отнесём белочку в лес, а потом вернёмся в детский сад.

Дети относят белочку в импровизированный лес.

Воспитатель : Как вы думаете, от чего мог произойти пожар?

Дети: От того, что разожгли костёр и не потушили, от молнии.

Воспитатель : Почему после пожара лес умирает?

Дети (выстраивают логическую цепочку) : Погибли растения – негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Повреждённые деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами, погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым – это вредит здоровью людей.

Воспитатель : Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников и каждый из вас должен подарить лесу подарок.

1. Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.

2. Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.

3. Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.

4. Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.

5. Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.

6. Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.

7. Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.

8. Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.

9. Лес, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.

10. Лес, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.

Воспитатель : Ребята, мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине стал живым и цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни. Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать?

1. Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя

2. Сажать больше деревьев – можно

3. Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя

4. Ходить только по тропинкам – можно

5. Рвать большие букеты цветов – нельзя

6. Любоваться ими – можно

7. Оставлять мусор в лесу – нельзя

8. Собирать мусор в яму и закапывать его – можно

9. Разжигать костры в лесу – нельзя

10. Беречь лес от пожара – можно

11. В лесу шуметь – нельзя

12. Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя

13. Быть другом животных – можно

Воспитатель : Молодцы! Хорошо знаете правила поведения в природе. Ребята, сегодня вы были настоящими спасателями. Так давайте будем беречь зелёный лес, птиц, животных, насекомых, цветы, реки. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле. А Земля – наш мир, наш общий дом. Человек должен быть добрым!

Воспитатель проводит рефлексию "Солнышко". Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону. Моё настроение похоже на: солнышко, солнышко с тучкой, тучку.

Развивающая среда по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Развивающая среда по экологическому воспитанию в подготовительной группе Фотоотчет по развивающей среде в подготовительной группе по экологическому воспитанию. Совместная деятельность по экологическому воспитанию.

Консультация для родителей в подготовительной группе по экологическому воспитанию Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана

"Детский сад "Машенька"

Конспект ООД в форме интегрированной деятельности ( познавательная + рисование) __детей

Дата______ 01.10.2018 ______________ Педагог ________ Куртиякова О.В. _______

Тема деятельности _____ "Лесной пожар " _ Возрастная группа____ подготовительная ________

Цель : Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно - исследовательской деятельности " Лесной пожар ".

Задачи: - создать условия для ф ормирования у детей представлений о пожарной безопасности в природе; об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья; нормы поведения в природе.

- создать условия для р азвития формирования у детей бережного отношения к природе; систематизации знаний о природе.

- способствовать развитию навыка взаимодействия со сверстниками, развитию детской самостоятельности.

Материалы и оборудование: Игра "Палочки Кюизенера", игра "Колумбово яйцо", игра "Сложи квадрат" игрушка "Ёжик", листы белой бумаги.

Ход организованной образовательной деятельности

Коммуникативная игра "Моё настроение"

Проводится игра "Мое настроение"

Дети становятся в круг, передают свое хорошее настроение соседу ударом по ладошке

Условия для поддержки и развития коммуникативных навыков

Сюрпризный момент: прогулка в лес, игрушка Ёжик

Дидактическая игра "Назови гриб"

Дидактическая игра "Сложи квадрат"

Дидактическая игра "Колумбово яйцо"

Дидактическая игра "Палочки Кюизенера"

Самостоятельная работа детей.

Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. Правда это будет не обычная прогулка и совсем незнакомый лес. Сегодня вы не услышите пение птиц, шелест листвы, не увидите любопытных зверушек.

Дело в том, что недавно в лесу были люди. Они отдыхали под кронами деревьев, жгли костер, чтобы приготовить пищу, а когда уходили, не забыли навестить порядок: убрали мусор в пакеты, залили костер водой и уехали в город.

Никто не обратил внимания, что от костра откатился маленький уголек, который постепенно выжег всю поляну, добрался до деревьев и разжег большой костер. Огонь полыхал от одного дерева ко второму, третьему и так загорелся весь лес. Ужас охватил всех лесных жителей. Деревья, молча, плакали, ведь они не могли сдвинуться с места. Животные убегали, уползали, улетали от жара, огня и удушливого дыма.

- Поможем ёжику. Пока он спит, приготовим для него угощение.

Каждый в берете.

Повзрослели –

Шляпы надели. (Грибы)

Как , догадались? Ребята, а какие грибы вы знаете?

Посмотрите, сколько здесь грибов (картинки грибов) , но ёжику нужны съдобные грибы. Назови их. Утром ёжик проснулся. Увидел полные корзинки грибов. Какое чудо! Теперь ему ничего не страшно.

Дети, давайте совершим чудо - люди погубили лес, а мы его начнем спасать.

В лес зеленый мы пойдем, (шагают на месте)

Весь валежник соберем, (наклоны)

Дружно наведем в лесу

И порядок, и красу.

Разный мусор, всякий хлам

Собираем тут и там.

Рубим ветки на дрова,

Чтоб могла расти трава.

Лес зеленый – общим дом.

Мы помощников зовем.

И весь мусор уберем в контейнеры квадратные,

Очень аккуратно мы.

Игра "Сложи квадрат"

Лес зеленый – общий дом.

Навели порядок в нем.

Птицы взяли с собой семена деревьев, цветов и полетели домой.

А вы вырастите из него деревья и цветы.

Жизнь кажется иною и сердце не болит,

Когда над головою, к ак вечность, лес шумит .

Посмотрите ребята, какой красивый лес у нас получился: деревья высокие, самые разные цветы появились. Какие вы цветы посадили? Какие деревья?

В нашей истории все закончилось хорошо, но, чтобы такая беда не случилась, нужно оберегать окружающую нас природу, заботиться о ней.

Берегите лес, наш дом.

Все живое в доме том:

И березки, и осинки,

И зеленые травинки.

Обещайте нам ребята,

В лесу ветки не ломать,

Птичьих гнёзд не разорять

Птиц, зверей не пугать

И костров не разжигать!

Наша прогулка подходит к концу. Ребята, какое доброе дело мы с вами сделали?

Чтобы животным и птицам было приятно вспомнить о своем лесе, давайте нарисуем как деревья смотрят в озеро.

Самостоятельная деятельность детей. Помощь тем, у кого возникают трудности.

Цель: дать детям теоретические знания о возникновении пожара.

Образовательные задачи:

  • рассказать как можно ликвидировать пожар;
  • учить быть внимательными, аккуратными, ответственными;
  • научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • закрепить знания о причинах возникновения пожара и правила поведения при пожаре;
  • расширять знания детей о пожарной безопасности.
  • расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность;
  • развивать память, внимание.
  • воспитывать любовь и сострадание к животному миру;
  • воспитывать потребность в заботе о собственной безопасности, и безопасности других.
  • чтение произведений художественной литературы и прочтение стихов на тему пожарная безопасность;
  • рассматривание иллюстраций по теме пожарная безопасность.

Приемы: беседа, вопросы, игры.

Методы: словесные, наглядные, практические, просмотр мультфильма, просмотр фильма о пожарной части.

Оборудование: декорация лес, костюмы (сказочник, лиса, сорока, медведь, лесные жители, огонь, солнце), макет осколка стекла.

Действующие лица: Сказочник, лиса, сорока, медведь, лесные жители, огонь.

Сказочник встречает детей:

Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам, чтобы вас пригласить в сказочный лес, где по неосторожности людей с лесными жителями случилась беда.

Дети входят в зал со словами:

Сказка по лесу идет,

Сказка за руку ведет.

Из реки выходит сказка,

Из трамвая, из ворот.

Это что за хоровод?

Дети: Это сказок хоровод. Сказка умница и прелесть с нами рядышком идет.

Сказочник: Вот мы и пришли.

Дети-зрители проходят и садятся на свои места.

Дети- актеры переодеваются в костюмы.

Сказочник: Хотите верьте, хотите нет, но однажды из-за маленького осколка стекла случилась большая беда. Бутылочный осколок лежал на пригорке под старой сосной. Пригорок был густо усыпан сухими порыжевшими сосновыми иголками и шишками.

В жаркий летний день осколок собрал солнечные лучи в одну точку, и от их тепла стала тлеть тонкая высохшая былинка, потом загорелись сухие иглы хвои и шишки, от них огонек перекинулся на обломанные ветки, и в лесу запахло дымом.

Под корнями сосны в уютной норе лежала лисица. Лиса почувствовала запах дыма и выглянула из норы, она увидела горящие ветви.

Как раз в это время над поляной пролетала сорока, она тоже заметила огонь громко, тревожно застрекотала.

Сорока: Караул! Пожар! Горим!

Сказочник: Сорока полетела за медведем, а лиса созвала на полянку лесных жителей.

Медведь: Ну-ка, зайки серые, бегите к ручью за водой. Вы, кроты, ройте землю. Бурундуки, белки засыпайте землей огонь.

Сказочник: Принялись звери с огнем бороться: водой заливать, землей засыпать, ветками сбивать. Огненные языки становились все меньше и меньше и скоро совсем погасли.

Беседа по сказке.

Вопросы: Почему в лесу начался пожар?

Как звери боролись с огнем?

Как вы думаете, быстро ли огненная змейка превратилась бы в огненного змея?

Почему в лесу нельзя баловаться со спичками, поджигать ветки, сухую траву, бросать бутылки и осколки стекла?

Сказочник: Как вы думаете, что помогало лесным жителям справится с бедой?

Сказочник: Звери дружно работали вместе, старались и поэтому потушили пожар. И мы должны быть дружными, внимательными, ответственными за свои поступки.

Читайте также: