Конспект занятия в подготовительной группе где живет перо жар птицы

Обновлено: 07.07.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Организация проектной деятельности в подготовительной группе

Ябаркина Кристина Владимировна

г. Горно-Алтайск, 2019 г.

Вид проекта: познавательный, краткосрочный

Сроки реализации проекта: 01.03 по 23.03.2018г.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность: Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов? Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом - на природу. Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но особенно остро стоит эта проблема в наши дни, когда угроза экологического кризиса, может быть, и катастрофы, нависла над человечеством. Одним из серьезнейших проявлений глобальной экологической проблемы является быстрое сокращение численности многих видов растений и животных. Некоторые виды уже безвозвратно исчезли с лица Земли, другие находятся на грани вымирания. Гибелью животных и растений отмечен путь развития человечества. Загрязнение атмосферы, почвы, воды, шумовые загрязнители. Огромные мусорные свалки! Переизбыток удобрений, химических пестицидов, которые используют для борьбы с вредителями! Кислотные дожди! Главные виновники этого – промышленность, электростанции, автомобили. Вырубка больших лесных массивов! Осушение болот, непрерывное расширение автодорог! Лесные пожары! Кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие. Кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой игрушки, бросает камнем в птицу – развлекается. Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе большие и малые раны. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных. Причем, более половины из них уничтожены за последние 50 лет! Нанесение вреда природе не проходит бесследно. В результате исчезновения растений и животных, выпадения кислотных дождей, увеличения числа токсических свалок и т.д. Земля все более теряет свою жизнеспособность. Главную ответственность за это несет человек. Он же является и главной жертвой этого процесса. Вот почему тысячи организаций в мире пытаются улучшить среду обитания. В 1966 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) была впервые издана Красная книга.

Цель проекта: Создать условия для знакомства с Красной книгой Республики Алтай, как государственным документом и её значением. Формирование у детей экологических знаний и бережного отношения к природе и всему окружающему.

1. Дать детям представление о разнообразии природы.

2. Перечислить основные причины вымирания некоторых животных, назвать охраняемых; объяснить, почему нужно охранять животный и растительный мир.

3. Познакомить детей с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

4. Обогащать словарный запас детей.

5. Воспитывать любовь к природе и учить правильному поведению в природе; прививать сочувствие к живой природе, научить сопереживать.

Обогащение словаря: истреблять, браконьеры, редчайшие, Красная книга.

1. Дети больше узнают о жизни животных Республики Алтай

2. Осознанное выполнение правил поведения в природе.

3. Сформируются основы экологической культуры, экологической воспитанности дошкольников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект интегрированного занятия

в подготовительной группе.

Содержание: знакомство детей с хохломской росписью.

Тип : интегрированное занятие.

Цель: Знакомство детей с Хохломским народным промыслом, его особенностями, цветовой палитрой.

Программное содержание:

Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Развивать самостоятельность в выборе посуды (силуэтов), чувство ритма и композиции, творческое воображение, умение презентовать свои работы.

Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности (кайма, завиток, крупные элементы (ягоды, листья), мелкие элементы (трава, осочки и т. д.).

Предварительная работа:

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, проходите и вставайте поудобнее. Мои дорогие, к нам на занятия пришли гости, они хотят посмотреть какие вы красивые, умелые и дружные. Поздоровайтесь пожалуйста с гостями.

В: Ребята, посмотрите, какая то коробка у нас здесь появилась. Интерестно, что же в ней. Смотрите ка, здесь какая то записка

В: Ну что , справимся с заданием?

Дети открывают коробку и выставляют экспонаты.(по очереди и с обсуждением)

В: Что же там в коробке спрятано?

Воспитатель: А какая она красивая расписная!

Интересно для чего она нам нужна? Ребята, а разве мы едим из такой посуды? (Нет). А для чего тогда?

Дети: Полюбоваться и рассмотреть.

В: Ну хорошо, давайте рассмотрим посуду. Из чего она сделана?

В: А чем же она необычна?

Дети: Посуда расписана узорами.

В: Посмотрите, вся посуда расписана яркими, красочными узорами. Назовите, какая здесь посуда.

Дети: Тарелки, ложки, вазы, чашы, кувшины, блюда.

Воспитатель: - И чего здесь только нет:

Поварёшки, чашки, ложки и миски и ковши.

Вы разглядите, не спешите.

Что обьединяет все эти предметы?

Воспитатель: Вам знакома такая роспись? И как же она называется?Что особенного в этой росписи?Чем она вам запомнилась?

А что вы знаете об этой росписи?

Да, конечно же все это золотая хохлома.Послушайте рассказ о том что такое хохлома и откуда она появилась

Садятся на стульчики

Рассказ педагога : Жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками. Вот однажды пообедал мастер, смахнул крошки со стола в миску и вынес во двор, чтобы птички их поклевали. Слетелось тут множество разных птиц, поклевали они из миски хохломской и разлетелись. Вдруг видит мастер, что над его избой Жарптица кружится. Кружилась она, кружилась, села на миску с крошками, поклевала крошек и своим золотым крылом прикоснулась к краю миски. И вдруг бока миски золотом засияли! И с тех пор хохломская посуда называется золотой. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили избы и селились рядом. Наконец дошла слава мастера и до грозного царя, повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал он односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. А произошло это все недалеко от города Нижний Новгород в селе Хохлома. Отсюда и началось происхождение хохломского промысла .

В селе Хохлома проводились ярмарки по продаже золотистых расписных деревянных изделий.Всем этим занимался русский народ.

Презентация предметы быта

Деревянная посуда с древних времен была в повсеместном употреблении: деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, в хозяйстве богатых людей и даже в царском обиходе. Красиво отделанная ложка (или ковш) считалась хорошим подарком. Из дерева вытачивали различные чаши, миски, но больше всего требовалось ложек.

Как вы думаете почему.

-На стол можно было поставить одну чашку с кашей, но ложка требовалась каждому едоку.

А вот вечерами русский народ устраивал веселый досуг. И использовали для веселья ложки. Как вы дымаете как они их использовали.

Танец с ложками.

Ребята, а вот чтобы придать яркость нашему музею, я предлагаю вам пополнить наш музей. Д авайте откроем свой художественный салон и станем художниками – мастерами, чтобы расписать вот эту посуду хохломским узором и пополнить наш музей.

Детям предлагается на выбор заготовки посуды.

Выберите любой понравившийся предмет посуды и проходите в нашу художественную мастерскую.

- Прежде чем начать украшать посуду, подскажите мне с чего начинается роспись? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая).

Чем можно украсить изделие? (Завиток, изогнутую веточку).

- Что можно изображать на завитке? (ягоды, листья, осочки, капельки, травку, завитки и т. д.).

- Как вы думаете, как можно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

- Что вы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

- Какие цвета вы хотите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).

Роспись Хохломская, словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете, нет таких соцветий,

Всех чудесней наша Хохлома!

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Давайте постараемся и удивим друг друга своими работами.

Цель: приобщение детей к истокам народного декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с народным искусством, росписью на изделиях хохломы и ее историей;

- учить видеть красоту, своеобразие в изделиях мастеров Хохломы, развивать художественный вкус;

- вызвать желание овладеть навыками в рисовании по мотивам хохломской росписи;

- учить детей видеть и выделять характерные элементы росписи;

Ход занятия:

(Группа украшена иллюстрациями хохломской росписи, на столе стоит хохломская посуда).

1. Организационный этап

Воспитатель. Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Ребята, мы с вами попали в город мастеров.

Походите, да поглядите, какая здесь посуда собрана.

Не простые предметы откроются вашему взору, старинными мастерами-умельцами из дерева вырезаны да волшебными узорами расписаны.

2. Основной этап

Воспитатель: говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно же, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

А вот какой росписью мастера расписывали предметы, вы узнаете, отгадав загадку:

Посуда эта – не простая,

Блюда, ложки и ковши

Так прекрасны, хороши!

Отвести всем трудно взгляд:

Красный, черный, золотой –

Росписи фон основной.

Дивный красоты узор

Листья, ягоды, цветы, -

Угадали роспись вы?

Дети : хохломская роспись!

Воспитатель: название свое роспись получила от села Хохлома. Одну посуду использовали каждый день, а расписанную яркими красками – по праздникам. Какие цвета используются в росписи посуды?

Дети : чёрный, красный, жёлтый, зелёный

Воспитатель: золото (жёлтый цвет) олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту. Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный) – напоминали людям о молодости, силе. Чёрный цвет – цвет пепелища, земли. Еще раз, ребята, присмотритесь к этому чуду. Какие узоры нарисованы на посуде?

Дети : веточки, цветы, ягоды, рябина, земляника.

Дети : травка, капельки, усики, завитки.

Воспитатель: а, вы, ребята, хотите создавать такие красивые узоры?

Дети : да.

Воспитатель: для этого надо немного поупражняться в их рисовании, мы с вами будем этому учиться. Перед тем, как приступить к работе, давайте с вами немного разомнемся.

Пальчиковая гимнастика

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

(дети смотрят на раскрытые ладони и вертят ими).

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Рисовать мы захотели.

Воспитатель показывает элементы хохломской росписи, дети угадывают их правильные названия.

Интегрированн ая организованная образ овательная деятельность

по художес твенному творчеству рис о ванию . Подготовительная гр уппа .

деятельности. П ри изображении перьев жар – птицы , упражнять дет ей в

использовании в рисовании приема цве то вого контра ста.

сопереживания, у мение проявлять самостоятель ность, творческий по дход к ра боте.

Воспитывать л юбо вь к рис о ванию. Разв ивать эстетический вку с.

Посмотрите н ам пришло пи сьмо давайт е я прочту. (красиво разу крашенный пакет

Что это? (Восп итатель достает перо , п оказывает своим восп и танникам)

Тут еще что–то нап исано. (Воспитател ь читает далее) «Когда - то в нашем

волшебном лесу жили удивительные птицы. И среди них была Жар - птица –

красивейшая и з птиц, б лагодаря своему яркому оперению. Т ам, где появлялась она,

все расцветал о и от этого стан о вилось с о лнечно и к р асиво. Н о злая волшебниц а

Посмотрите вот она. (Воспитатель пок а зывает птицу, снимает с нее занавес)

Но можно ли о ставаться в стороне, когда к кому - то п р иходит б еда? Как мы м ожем

помочь несчастн ой Жар - птице ? (Дети пр едлагают св ои

Давайте вспомн и м, как выгля д ела птиц а раньше. Перо это волшебное может н ам

помочь, посм отрите как оно сверкает, последите гл азками з а ни м. (Воспит атель

проводит заряд ку для глаз: произвольно водит в воз д ухе пером .)

Вот как выглядела птица раньше. Какой у нее был красивый и ярки й хвост.

Посмотрите какая необычная форма хв оста, какое необычное опе р ение, х о холок,

А вот перо. Рису нок на пере что - то напоминает ? на что п охож? (на глаз)

(Воспитатель сн ова показывает перо ) Посмотр ите на строени е пера Жар - пти цы :

Но прежде чем нач ать рисовать мы нем н ого отдохнем .

- Летела Жар - пт иц а мимо сада - дет и машу т р уками.

- Поклевала всю рассаду - наклоны впере д , кисти рук смык ают пальцы, изображая

- И кричала: "Ку ку - мак" раскрывай второй ку лак - показывают ладошки.

- Ты Жар - птица, не кричи, а немного п омолчи, (дети садятся на сту льчики )

Воспитатель: Ну , а теперь приступаем к работе. Уда чи вам, бу дьте внимательны и

Самостоятельная т ворческая деятель ность детей под споко й ную л и рическую

музыку. Во спитатель подходит к к аждому, по необходим о сти помогает.

Какие красивые п ерышки получились у нашей птицы, все ра зны е и необы кновенные.

Давайте теперь у красим этими перьями хвост Жар - птицы и п о любуемся на

Читайте также: