Конспект занятия улетают журавли в подготовительной группе

Обновлено: 05.07.2024

Программное содержание: учить детей непосредственно, эмоционально вслушиваться в музыкальное произведение: чувствовать печальное настроение улетающих журавлей; развивать способность у детей выражать свои чувства в театрализации, рисунках; учить рисовать птиц с помощью опорных линий; совершенствовать культуру речевого общения детей; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Раздаточный материал: альбомные листы, карандаши цветные, восковые мелки, краски.

Ход занятия

- Вы узнали эту песню? Как она называется? Когда вы слушали эту музыку, вам было весело? Какое чувство она вызвала у вас? (Радость, веселье или печаль и грусть.) Какой можно назвать эту песню? Почему журавли прощаются с нами? Улетают они по одному или стаями? Кто-нибудь из вас видел, как улетают журавли в тёплые края?

Дети вместе с воспитателем присаживаются на ковёр.

Воспитатель. Почему в золотые осенние дни улетают от нас журавли? А могли бы они остаться у нас? Почему нет? Расскажите, как вожак ведёт свою стаю в небе и покажите это с помощью силуэтных изображений журавлей.

- Когда вы слушали эти строки, какое чувство у вас было: радости или грусти? Хотите, ребята, мы с вами ролевыми действиями изобразим персонажей этого рассказа? Тогда решайте самостоятельно, кто кем будет: журавлями, рекой, болотом, солнцем, осенними деревьями.

- В золотые осенние дни собирались журавли к отлёту.

- Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли. Один за другим поднялись и полетели.

Дети имитируют эти действия.

- Вот и солнышко взошло в лесу, проснулись птицы, всё вокруг засияло.

Воспитатель. Понравилась вам игра? А хотелось бы вам нарисовать улетающих журавлей? Из ваших рисунков мы составим огромную стаю во главе со своим вожаком - самым мудрым и сильным журавлём.


Приёмы рисования птице помощью опорных линий

Воспитатель при анализе детских работ обращает внимание детей на выразительность исполнения. Можно спеть песню о журавлях (по желанию детей), прочитать о них стихи.

1. Уточнить названия часто встречающихся перелётных и зимующих птиц, их особенности, закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь птиц.

2. Расширить и обобщить знания детей о перелётной птице - журавле.

3. Закрепить знания о пользе птиц.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

Интеграция с другими областями. Познавательное развитие. Социально-коммуникативное развитие. Речевое развитие. Физическое развитие

Словарная работа. Продолжать учить отвечать полными предложениями; птицы зимующие, перелётные, водоплавающие, насекомоядные.

Индивидуальная работа. Проговаривание названий птиц (Стас, Полина).

Материал. Материалы и оборудование: ИКТ, картинки с изображением птиц, светящаяся волшебная палочка, маски птиц.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

(Дети стоят в кругу)

Воспитатель: Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись,

Руку правую подали, руку левую пожали.

И друг друга мы обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Дети: Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться!

Воспитатель: Знаю, знаю наперёд, вы, смекалистый народ.

(Воспитатель загадывает загадки детям)

1. Утром мы гулять идём

-Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

-Ребята, кто знает, кто скажет, когда это бывает? (Осенью)

2. У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца.

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)

2. Беседа по вопросам

-Молодцы, правильно отгадали загадки! Вы, конечно, поняли, ребята, про кого мы с вами будем говорить?

Воспитатель: Какие изменения происходят в жизни птиц осенью?

Дети: Птицы собираются в теплые края.

Воспитатель: Какие птицы улетают?

Дети: Скворцы, гуси, утки, журавли.

Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом?

Воспитатель: Почему птиц называют перелетными?

Дети: Потому что они улетают в тёплые края.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы еще знаете?

Воспитатель: Почему улетают птицы?

Дети: Им здесь нечем питаться.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, кто ведет птиц в стае?

Воспитатель: Почему его так называют?

Дети: Он самый опытный, сильный, главный в стае птиц.

Воспитатель: Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края? Дети: Насекомоядные.

Воспитатель: Перечислите, какие птицы относятся к насекомоядным?

Дети: Стрижи, ласточки, за ними улетают жаворонки, скворцы, грачи.

Воспитатель: Какие птицы улетают последними? Как вы думаете почему?

Дети: Утки, гуси, лебеди, журавли. Потому что водоёмы замерзают постепенно.

Воспитатель: Все ли птицы улетают в тёплые края, перечислите. Как можно назвать этих птиц, одним словом?

Дети: Потому что они остаются зимовать.

(После беседы садятся за столы)

3. Работа с карточками.

Дети смотрят на карточки, отвечают.

Воспитатель: Ребята, ещё раз внимательно посмотрите, пожалуйста, на свои карточки и скажите: на какие группы птиц можно их разделить?

Дети: На 2 группы.

Воспитатель: Почему мы разделили всех птиц на две группы?

Дети: Потому что одни зимующие, другие перелётные.

Журавль

4. Дети загадывают загадки друг другу.

1. У них есть крылья, голова,

Две лапки, клюв и перья.

Все появляются с яйца.

Слышны их песенки с деревьев. (Птицы)_

2. Я по дереву стучу, червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой! (Дятел)

3. Чёрный, проворный,

Кричит "крак" - червякам враг. (Грач)

4. Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут ее. (Сорока)

5. Ты откуда, ты откуда

Прилетел к нам, красногрудый?

- Облетел я всю Сибирь.

- Как зовут тебя? (Снегирь)

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

7. Мальчишка в сером армячишке,

По дворам шныряет крохи собирает,

По полям ночует коноплю ворует. (Воробей)

8. Синяя косынка, темненькая спинка. Маленькая птичка Звать её. (Синичка)

Воспитатель: Ребята, вы, наверно, устали, не хотите поиграть.

Воспитатель: Ребята, а вы, сами не хотели бы стать птичками?

Воспитатель: Вот этой волшебной палочкой я превращаю вас в птичек. Пожалуйста, все закрываем глазки и считаем про себя до 10.

Дети закрывают глаза, воспитатель в это время надевает им медальоны птиц. Воспитатель объясняет правило игры.

Дети смотрят на свои медальоны и делятся на 2 группы : синие -перелётные, красные-зимующие. Воспитатель напоминает правило игры: крылья у птиц расправлены, спинка прямая, голова поднята, на носочках.

Воспитатель: Полетели птички, птички –невелички.

6. Знакомство с журавлём.

Воспитатель: Сейчас я хочу загадать вам загадку про еще одну птицу.

Воспитатель загадывает загадку про журавля.

Клином на юга летят,

До свидания говорят,

1 Журавль - красивая птица с белым оперением, желтым клювом и красной шапочкой на голове. У журавля шея и ноги длинные, по сравнению с другими птицами она большая, её рост достигает до 2-х метров.

2 Журавли живут в больших водоё мах : в реках, озёрах.

3 Журавли летают клином, в стае есть вожак, который летит впереди.

4 Журавли в стае

5 Журавли в полёте

6 Семейство журавлей. Обычно журавли выводят одного или двух птенцов.

7 Танцующие журавли

8 Изображение серого журавля

9 Изображение серого и белого журавля. Сравнительное описание.

10 Изображение Красной книги.

11 Виды журавлей, которые обитают в других странах.

Воспитатель: Птица журавель занесена в Красную книгу Чувашской Республики. Кто знает, что такое Красная книга?

(Если дети не смогут ответить, что такое Красная книга, воспитатель объясняет). В ней описаны все редкие и исчезающие растения, животные и птицы. Их надо беречь.

Друг за другом встали,

Дружно зашагали. (Ходьба в колонне)

Длинноногий журавель

По болоту ходит,

Лягушаток ловит. (Ходьба с высоким подниманием колен)

8. Чтение стихотворений про журавля.

Журавушки-журавли

Оторвались от земли.

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Журавушки-журавли!

Журавли летят курлычат.

За собою лето кличут.

Забирают и теплый край.

Жалко мне цветных полянок

И журавликов моих!

Только я тужить не стану.

А весною встречу их.

Вопросы воспитателя к детям:

- Ребята, о ком мы сегодня говорили?

-Что нового вы узнали?

-Что больше всего вам запомнилось?

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по физическому развитию Цель: Синтезирование теории и практики, применяемых на занятиях по лечению и профилактике плоскостопия. Задачи: Оздоровительная: Формировать.

Конспект образовательной деятельности по музыкально-ритмическому развитию детей подготовительной к школе группы Цель: Развитие чувства ритма через различные виды музыкальной деятельности. Обучающие задачи: • Обогащать музыкальные впечатления детей.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно- речевому развитию в подготовительной к школе группе комбинированной.

ВложениеРазмер
Расширить знания детей о перелетных птицах 17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Создание условий для пересказа текста с помощью опорных схем.

Картинки с изображением птиц зимующих и перелетных. Мнемосхемы для пересказа. Листы А4, цветные карандаши. Мяч.

Рассматривание картин с изображением птиц перелетных и зимующих.

Наблюдение за птицами во время прогулки.

Воспитатель: - Ребята, мы повторим знакомую вам пальчиковую гимнастику и вы поймёте о каком времени года пойдет речь.

Раз, два, три, (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)

Листья берёзы, (загибают пальчики, начиная с большого)

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (шагают пальчиками по столу)

О каком времени года мы говорили?

- Правильно, ребята. Мы уже много говорили об осени и сейчас повторим ее приметы.

Цель игры: Уточнить знания о сезонах, развивать внимание, быстроту . реакции

Оборудование: Мяч среднего размера.

- люди загорают и купаются

- идут частые дожди

- птицы улетают в тёплые края

Молодцы, вы были внимательны, садитесь на свои места.

беседа по иллюстрации.

Сегодня мы с вами поговорим о птицах. Что происходит с ними осенью?

- Они улетают в теплые края.

- Становится холодно, исчезает пища.

Все ли птицы улетают?

- Нет, только перелетные.

А как мы называем птиц, которые остаются зимовать?

Давайте вспомним названия птиц, рассмотрим картинки и уточним, какие из них перелетные, а какие зимующие.

Дети сидят за столами. На демонстрационной доске картинки с изображениями разных птиц.

- Правила такие: если я называю перелётную птицу, то вы хлопаете в ладоши, а если зимующую, то руки сложены на столе.

- Ворона, грач, синица, воробей, ласточка, сорока, аист, журавль.

Хорошо, вы отлично знаете птиц, игра окончена. Кто из вас запомнил, какую птицу я назвала последней?

- В какие дни собрались к отлёту журавли?

- Над чем они покружились?

- Куда потянулись косяки птиц?

- Откуда мы слышим их прощальные крики?

- Что кричали дети журавлям?

- Почему осенние дни золотые?

- Почему болото для журавлей родное?

- Почему косяки птиц стройные?

- Почему небо высокое и ясное?

- Почему крики прощальные?

- Почему встреча весной будет радостной?

Координация речи и движения

К нам на длинной тонкой ножке (прыжки на одной ножке)

Скачет дождик по дорожке.

В лужице — смотри, смотри! - (ритмичные приседания)

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты, (руки вверх, потряхивание кистями)

Стали мокрыми цветы. (наклон, руки к полу, потряхивание)

Мокрый серый воробей (выпрямиться, руки вниз, потряхивание)

Сушит пёрышки скорей Н. Нищева

Повторное чтение рассказа.

В процессе чтения на демонстрационную доску выставляются мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Воспитатель объясняет что значат символы, произносит фразы из текста, указкой показывает символы.

- А сейчас я ещё раз прочитаю вам рассказ и покажу волшебные схемы — помощники, которые и помогут нам запомнить и пересказать текст.

Дети вызываются пересказать текст сначала по одному предложению, затем весь текст.

Зарисовка плана — схемы.

Детям предлагается с помощью цветных карандашей сделать зарисовку мнемотаблиц.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально - коммуникативное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Художественно – эстетическое развитие.
  • Физическое развитие.

Цель: развитие связной речи через обучение пересказыванию.

Речевое развитие.

Развивать связную речь детей, учить пересказывать текст связно, последовательно, выразительно, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.

Обогатить пассивный словарь словами вереница, стройные косяки, чуть брезжит.

Обогатить активный словарь словами стая птиц, клин, отлет, перелетные, зимующие, поодиночке, улетать, курлыкать,

.Формировать грамматический строй речи, умение точно выражать свою мысль. Закреплять умение отвечать на вопросы развернутым предложением .Совершенствовать навыки составления и использования сложноподчиненных предложений.

Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, интонационно передавать свои чувства и впечатления.

Социально-коммуникативное развитие.

Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, чувство сопереживания другим; продолжать формировать становление самостоятельности и саморегулирования собственных действий при работе в коллективе.

Формировать интерес к живой природе, умение видеть красоту, хрупкость природы, желание помогать зимующим птицам.

Познавательное развитие.

Расширить знания о осеннем сезоне, о птицах, их образе жизни. Учить устанавливать связи между изменениями в природе и отлетом птиц.

Художественно – эстетическое развитие.

Развивать интерес к художественной литературе и чтению. Учить высказывать суждения, давать оценку прочитанному произведению. Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на литературное произведение.

Физическое развитие.

Совершенствовать координацию движений, помочь снять мышечное напряжение, развивать мышцы пальцев рук, умение согласовывать движения и слова текста.

Коррекционные задачи.

Развивать мелкую моторику рук, вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Методы и приемы:

Наглядные: показ иллюстраций с изображением журавлей, отлетом птиц, использование мнемотаблиц.

Словесные: беседа, вопросы детям, чтение рассказа

Материалы и оборудование.

Предварительная работа.

Рассматривание картин с изображением птиц перелетных и зимующих.

Наблюдение за птицами во время прогулки.

Формы организации совместной деятельности

Цель: закреплять умение строить сложноподчиненные предложения, использовать союз потому что.

Словесная игра

Как улетают птицы?

Цель: Упражнять в усвоение категории творительного падежа единственного числа.

Цель: Учить устанавливать связи между изменениями в природе и отлетом птиц.

Вопросы к детям, свободное общение по теме.

Цель: Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, интонационно передавать свои чувства и впечатления

Цель: Развивать двигательную активность, умение выполнять движения в соответствии с текстом

Самообслуживание и элементарный труд

Приготовление и уборка своего рабочего места

Восприятие художественной литературы

Цель: Развивать интерес к художественной литературе и чтению.

Чтение стихов, загадок об осени, птицах

Цель: Развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на литературное произведение.

Составление клина из силуэтов журавлей. Цель: закрепить знание о способах отлета птиц на юг.

Зарисовка плана — схемы. Цель: учить пересказывать текст связно, последовательно, выразительно, опираясь на графические символы, используя мнемотехнику.

Логика образовательной деятельности

Звучит тихая музыка,

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Солнца редкие лучи.

Улетели и грачи.

- Ребята, как вы думаете, о каком времени года рассказывается в стихотворении? - Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?

дети входят в игровую зону, слушают воспитателя,

отвечают на вопросы.

Сформирован положительный настрой, к предстоящей деятельности.

Называют характерные признаки осени.

Подготовка к восприятию текста.

Стоят около воспитателя полукругом, слушают воспитателя, высказывают свою точку зрения.

Отвечают на вопросы.

Различают и называют зимующих и перелетных птиц.

Отвечают на вопросы развернутыми предложениями.

Словесная игра

Как улетают птицы?

Гуси, утки, лебеди— вереницей,

ласточ­ки, грачи, скворцы— стаей,

А теперь немного отдохнем, повторяйте за мной слова и движения.

Спит журавлик под кустом,
Там его уютный дом.

Мы смеялись и шумели,
Разбудить его хотели.

Но журавлик стоя спал,
Видно сильно он устал.

садитесь на этой солнечной поляне (дети рассаживаются на стульчики, стоящие полукругом).

Повторяют текст, выполняют движения.

/прыжки на месте/

/стоят на одной ноге/

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Готовясь в далёкий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянули в дальние тёплые страны. Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых. Ещё до рассвета проснулись чуткие журавли. Чуть брезжит над рекой, над лесными чёрными макушками ранняя зорька. Тёмным и мрачным кажется в эту пору глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдёт над рекой и лесом весёлое солнце. Всё тогда засияет, всё переменится в осеннем тёмном лесу. Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса. До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

Внимательно слушают рассказ, эмоционально откликаются на литературное произведение.

Беседа по содержанию, содержательный и языковой разбор текста.

- В какие осенние дни собирались к отлету журавли?

- Почему журавли кружили над родным болотом перед отлетом на юг?

- Как летят журавли?

Покажите, как летят журавли, составьте клин из изображений журавлей.

- Какой путь предстоит журавлям?

- Куда потянулись косяки птиц?

- Над чем пролетали журавли?

- Где останавливались на отдых?

- Когда журавли продолжили свой путь?

- Что изменилось в лесу, когда взошло солнце?

- Откуда мы слышим прощальные голоса журавлей?

- Что кричали дети журавлям?

- Когда можно ждать журавлей обратно?

Отвечают на вопросы.

Составляют на доске клин из силуэтов журавлей.

Отвечают на вопросы полными предложениями.

Игра в кругу с мячом

- Почему осенние дни золотые?

- Почему болото для журавлей родное?

- Почему косяки птиц стройные?

- Почему небо высокое и ясное?

- Почему крики прощальные?

- Почему встреча весной будет радостной?

Играют, ловят мяч и возвращают педагогу, отвечают на вопросы.

Повторное чтение с установкой на запоминание и пересказ.

Послушайте рассказ и запоминайте, вы будете его пересказывать.

В процессе чтения на демонстрационную доску выставляю мнемотаблицы по одной на каждое предложение. Объясняю, что значат символы, произношу фразы из текста, указкой показываю символы.

Давайте встанем в круг и превратимся в журавлей.

Оторвались от земли,

Крылья к небу вскинули, Милый край покинули.
Закурлыкали в дали

Повторяют текст, выполняют движения.

/кисти рук в замок/
/раскрыть замок/

Пересказ произведения детьми.

Вызываю детей пересказать текст по одному предложению.

Кто хочет пересказать весь рассказ?

Читайте также: