Конспект занятия свойства дерева
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Поднозова Тамара Ивановна, воспитатель МБДОУ детский сад №9 "Ромашка", город Семёнов.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме "Знакомимся со свойствами дерева".
Данный материал будет полезен воспитателям старших групп. Это занятие поможет детям в простой и доступной форме узнать о свойствах и использовании дерева.
Цель: Познакомить детей со свойствами дерева, продолжать знакомство с тем, как человек использует дерево.
Воспитатель: - Ребята, что произойдёт с деревянным бруском и гвоздём, если мы бросим их в воду? Хотите проверить? Тогда опустите гвоздь и брусок в ёмкость с водой. Что произошло?
Дети: - Гвоздь утонул, а деревянный брусок нет.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему?
Дети: - Потому-что гвоздь тяжёлый, а деревянный брусок лёгкий.
Воспитатель: - Ребята, кто из вас знает из чего сделаны спички?
Дети: - Спички сделаны из дерева.
Воспитатель: - Что случится со спичкой, если я её зажгу?
Дети: - Спичка сгорит.
(Воспитатель зажигает спичку, дети наблюдают как она горит)
Воспитатель: - Мы с вами узнали ещё одно свойство дерева – оно может гореть.
- Ребята, а вы знаете где человек использует дерево?
Дети: - Из дерева строят дома, делают мебель, спички, бумагу, корабли.
Воспитатель: - Ещё давным – давно люди заметили, что дерево прочное и стали строить из дерева дома, предметы домашнего обихода – столы, стулья, шкафы. Так-как дерево лёгкое, не тонет, люди стали делать из дерева корабли. Перерабатывая древесину люди научились делать из него бумагу.
Рефлексия.
Воспитатель: - А сейчас, ребята, я предлагаю вам ещё раз вспомнить и назвать свойства дерева, и в этом вам помогут картинки – помогалочки. Итак, дерево…
Дети: - Твердое, прочное, лёгкое, горит.
Воспитатель: - Из него строят…
Дети: - Дома, мебель, корабли, лодки.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Я думаю, что сегодня вы много узнали о свойствах дерева, о том, где его используют и что из него делают. И я буду рада, если вы поделитесь своими знаниями со своими сестрёнками и братишками, мамами и папами.
• Расширение представлений детей о дереве, его свойствах.
• Развитие умений определять существенные признаки и свойства материала, его особенности в сравнении с другими материалами.
• Развивать умение делать выводы.
• Воспитывать в детях бережное отношение к предметам, сделанным из дерева.
Материал и оборудование:
-письмо от Буратино;
-предметы из стекла, металла, пластмассы, дерева;
- деревянный брусок на каждого ребенка;
- камень на каждого ребенка;
- емкость с водой на каждого ребенка;
- спички на каждого ребенка;
- гвоздь на каждого ребенка;
- деревянная и металлическая ложка на каждого ребёнка;
- игрушки из дерева;
- картинки со схематичными изображениями свойств дерева.
- отгадывание загадок, ребусов о деревьях и предметах из дерева;
- наблюдение за деревьями.
- Ребята, сегодня утром, зайдя в группу, я увидела на столе письмо, оно адресовано вам.
- Хотите узнать от кого это письмо? (от Буратино).
«Здравствуйте, ребята! Я узнал о том, что вы изучаете свойства разных предметов. Правильно? (Да)
- Ребята, почему Буратино так интересуют свойства дерева?
(Буратино сделан из дерева). Значит, он какой? (деревянный).
Дидактическая игра "Найди деревянные предметы" (Находят деревянные предметы).
- Какие предметы из дерева вы видите в группе?
Дети называют деревянные предметы.
- Какие деревянные предметы есть у вас дома?
- Из чего делают деревянные предметы? (из деревьев)
- Хотите узнать, на самом ли деле дерево обладает волшебными свойствами?
Мы сейчас отправимся в лабораторию. В лаборатории проводят разные опыты и эксперименты. (Садимся за столы).
- Как вы думаете, дерево тонет в воде или нет?
Давайте с вами проведём эксперимент и посмотрим – утонет оно или нет?
Возьмите камень и опустите его в воду.
- Что вы видите? (он утонул)
А теперь возьмите деревянный брусок и опустите его в воду.
Что можно сказать о деревянном бруске? Он тонет или нет?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево лёгкое, плавает в воде.)
- Да, ребята, дерево в воде не тонет. Где человек использует это свойство?
(Люди строят из дерева лодки, корабли).
- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.
- Как вы думаете, Буратино утонет в воде или нет?
-Интересно, Буратино мерзнет зимой? (ответы детей)
Давайте это проверим.
- У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите
деревянную ложку к одной щеке, а металлическую - к другой. Что вы
почувствовали, где холоднее?
- Значит, дерево удерживает тепло и не пропускает холод, поэтому из него строят теплые деревянные дома.
- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.
Давайте разберёмся, как называются дома, в зависимости от того, из какого материала они построены.
- Если построен из кирпича? Кирпичный.
- Если дом построен из панелей? Панельный.
- Если дом построен из блоков? Блочный
- Если дом построен из камня? Каменный
- Если дом построен из бетона? Бетонный
- Если дом построен из стекла? Стеклянный
- Если дом построен из снега? Снежный
- Если дом построен из дерева? Деревянный
- Если дом построен из брёвен? Бревенчатый
- Если дом сделан из ткани? Тканевый
- Если дом сделан из пластмассы? Пластмассовый
- Если дом сделан из бумаги? Бумажный
- Если дом сделан из картона? Картонный
- Если дом сделан из пластилина? Пластилиновый
- Если дом сделан из пряников? Пряничный
- Если дом сделан изо льда? Ледяной
- Если дом сделан из соломы? Соломенный
- Если дом сделан из песка? Песочный
- Если дом сделан из веревок? Веревочный
- Если дом сделан из глины? Глиняный
- Потрогайте дерево. Оно мягкое или твердое? (Дерево на ощупь твердое.)
- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте его сломать. (Не ломается)
Значит, он какой? (Прочный).
-Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (Спичка хрупкая, значит, дерево можно сломать.)
Вывод: деревья и деревянные предметы могут сломаться, обращаться с ними нужно аккуратно, не ломать.
- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.
Дерево мягче металла, оно легко поддаётся обработке.
Вот почему люди придумали и сделали так много различных деревянных предметов. Из дерева можно вытачивать, выпиливать, вырезать различные предметы.
- Какие игрушки из дерева вы знаете?
- Ребята, а что будет с деревом, если оно долго пролежит в воде?
-Давайте достанем деревянный брусок из воды.
- Посмотрите, что с ним произошло. Оно потемнело и разбухло.
Почему это произошло? Дерево долго лежало в воде и впитало воду.
Вывод: дерево поглощает влагу и от этого портится.
Поэтому деревянными предметами лучше пользоваться в помещениях, чем на улице.
- Как помочь деревянным предметам не испортиться? (Их красят)
-Вот почему скамейки, песочница, горка на нашем участке и игрушки окрашены.
- И это свойство дерева мы обозначим вот такой схемой.
-Скажите, а зачем людям знать свойства дерева?
(Люди узнают свойства дерева для того, чтобы знать, как его обрабатывать и что из него делать.)
Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относиться к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что сделано из дерева.
- Давайте расскажем Буратино, какие же волшебные свойства дерева мы узнали, проделав опыты. Давайте ещё раз повторим их, а помогут нам в этом наши схемы. (повторяют свойства дерева).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по эксперементированию "дерево и его свойства"
Конспект занятия по эксперементированию с детьми.
Презентация на тему "Предметы из металла и дерева и их свойства"
Цель: познакомить детей с предметами из дерева и металла и их свойствами.Задачи:-рассказать детям, что есть предметы, из металла и из дерева;-с помощью приема сравнения, познакомить со свойствами этих.
Конспект НОД по экспериментированию в средней группе Тема:"Дерево и его свойства"
Презентация "Дерево и его свойства"
Исследовательский проект "Дерево и его свойства"
Цель: познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий.
Предметы из металла и дерева и их свойства
Предметы из металла и дерева и их свойства.
Цель: повышать интерес у детей к опытно-экспериментальной деятельности.
Образовательная: Познакомить детей со свойствами дерева. Закрепить с детьми правила безопасного поведения с огнем.
Развивающая: Развивать умение определять существенные признаки и свойства материала. Развивать мышление, внимание, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающая: Воспитывать у детей познавательный интерес к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, я узнала сегодня, что к нам в детский сад спешит гость, а кто это, попробуйте отгадать загадку.
Воспитатель:
Про все на свете знает он,
Советы всем дает,
Детей он очень любит
И каждый день их ждет.
Живет в лаборатории
Мудрый, старый дед.
Кто же это, дети?
Прошу вас дать ответ.
Дед Знай: Здравствуйте ребята. Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. Хотите быть исследователями?
Дети: Да.
А вот, что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
Дети: Лес.
Дед Знай: правильно. Лес – наш друг, где растут различные виды деревьев. Сначала дерево спиливают, затем очищают от сучьев, брёвна везут на фабрику, где их распиливают на доски, а затем изготавливают деревянные предметы.
Ребята, а какие предметы делают из дерева?
Дети: мебель, стулья, игрушки.
Дети: Да.
Дети называют правильные ответы и показывают соответствующую картинку.
Ход игры:
Если ты захочешь спать,
В спальне ждет тебя …
Как приятно нашей Ане
Чтобы ноги отдохнули,
Не страшны морозы, если
Ты сидишь в уютном …
С пирогами чай попьем
Свитер, кофту, теплый шарф
Аккуратно сложим в …
Дед Знай: Молодцы, вы очень внимательны и поэтому назвали правильно все предметы. Вот сколько нужных и полезных предметов можно сделать из дерева. А теперь давайте нашим глазкам дадим немного отдохнуть.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.
(Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом)
Сейчас я предлагаю поговорить о свойствах дерева и заняться исследованиями.
Опыт 1. Дерево легкое, не тонет.
- Итак, первое свойство, которое мы исследуем, требует от нас проведения серьезного эксперимента. На столе емкости с водой и предметы на подносе. Возьмите металлический предмет и опустите его в воду. Что с ним стало и почему?
Дети:он утонул.
- А теперь возьмите бумагу и опустите ее в воду. Что с бумагой и почему?
Дети:Она намокла и тоже утонула.
- А теперь возьмите ткань и опустите ее в воду. Что с тканью и почему? Дети:Она намокла и тоже утонула.
- А сейчас возьмите деревянный кубик и опустите его в воду. Что стало с кубиком и почему?
Дети: Кубик плавает, потому что он деревянный. Если дерево в воде не тонет, что стали строить люди из него?
Дети:Стали строить лодки и корабли.
Итак, первое свойство дерева мы выяснили. Кто его может назвать?
Дети:Оно легкое и не тонет.
Опыт 2. Дерево горит, дает тепло и свет.
- Второй эксперимент мы не сможем провести, так как он очень опасный. Этот эксперимент я покажу по картинке. Если поджечь дерево, то оно начинает гореть. Огонь бывает большой и маленький, опасный и полезный. Посмотрите на иллюстрации и расскажите, может ли огонь быть другом человеку?
Дети: Да, может.
Дед Знай: А как он помогает?
Дети: Огонь нужен, чтобы греться, готовить пищу, жечь мусор, чтобы было светло.
Дед Знай: Что заметили люди, когда горит дерево, древесина?
Дети: Что становится светло и тепло. Можно разжечь костер в лесу. На костре можно приготовить пищу.
Дед Знай: А как вы думаете, когда огонь становится врагом человеку? Может он быть опасным?
Дети: Да.
Дед Знай: А когда? От чего может произойти пожар?
Дети: Когда люди неосторожно обращаются с огнем или когда дети берут в руки спички.
Дети:нельзя детям брать спички, поджигать траву, бумагу, оставлять мусор в лесу. Может произойти пожар. Брать спички и разводить огонь могут только взрослые.
Дед Знай: Какие беды приносят пожары?
Дети: могут погибнуть люди, животные в лесу, погибнет лес, насекомые.
Мы с вами выяснили второе свойство. Назовите его.
Дети: дерево горит, дает тепло и свет.
Опыт 3. Дерево сохраняет тепло.
Дед Знай: Теперь мы с вами попробуем выяснить следующее свойство.
- Возьмем две кружки, деревянную и стеклянную с теплой водой
- Какая кружка долго сохраняет тепло?
Дети: деревянная. В ней вода теплая. А в стеклянной кружке вода быстро остывает.
Мы с вами выяснили третье свойство дерева. Назовите его дети.
Дети: дерево сохраняет тепло.
Опыт 4. Древесина легко поддается обработке.
Дед Знай: Нам предстоит провести еще один опыт.
- Возьмем точилку и попробуем поточить деревянный карандаш. (Точат карандаш.) Как вы думаете, если вам легко удалось поточить карандаш, какой можно сделать из этого вывод?
Дети:Дерево можно пилить, резать, точить.
Дед Знай: Мы с вами выяснили четвертое свойство дерева. Какое?
Дети: древесина легко поддается обработке.
Дед Знай:Юные исследователи, какие же свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Ответы детей:
1. Дерево легкое, не тонет.
2. Дерево горит, дает тепло и свет.
3. Дерево сохраняет тепло.
4. Древесина легко поддается обработке.
Дед Знай: Таким образом, дерево обладает многочисленными удивительными свойствами, поэтому человек его широко использует в быту.
Дед Знай: Мне было приятно с вами пообщаться. Я подготовлю для вас новые опыты и обязательно прийду к вам в детский сад. До свидания. До новых встреч!
Литература:
Интернет-ресурсы:
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Конспект занятия для детей старшей группы детского сада.
Познавательное развитие. ФЦКМ
Тема: Свойства древесины.
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.
1. Познакомить с понятием древесина.
2. Помочь выявить такие свойства древесины как: твердость, легкость, горючесть.
3. Закрепить знание детей о деревьях.
4. Упражнять в умении выделять из множества предметов деревянные.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
бруски древесины различных видов деревьев, видеопрезентация о свойствах древесины, спички, деревянное домино.
Познавательное развитие. ФЦКМ
Тема: Свойства древесины.
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.
1. Познакомить с понятием древесина.
2. Помочь выявить такие свойства древесины как: твердость, легкость, горючесть.
3. Закрепить знание детей о деревьях.
4. Упражнять в умении выделять из множества предметов деревянные .
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
бруски древесины различных видов деревьев, видеопрезентация о свойствах древесины, спички, деревянное домино.
У отца есть мальчик странный
На земле и под водой.
Ищет ключик золотой (Буратино).
_ Ребята, нам Буратино прислал видеописьмо, давайте его посмотрим.
_ Буратино очень испугался, когда его бросили с моста в воду, ему было очень страшно, он думал, что он утонет и очень удивился, когда не утонул.
Вода держала его на поверхности. Он просит нас объяснить ему, почему так произошло. Попробуем помочь ему разобраться? (Да)
- Ребята, а из чего сделан Буратино? (Из дерева)
- А какие деревья вы знаете? (ответы детей)
- А какую пользу приносят деревья? (кислород, дом для птиц красивые, из деревьев делают различные предметы.
-Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина.
Древесина _ это плотный материал из срубленного дерева (повторить)
Выявление свойств древесины.
– Перед вами лежат деревянные брусочки. Возьмите их, постучите кулачком, попробуйте согнуть их, сломать.
– Значит древесина какая? Твердая
– Какие предметы из древесины вы знаете? (ответы детей)
- А как из дерева можно получить ложку, тарелку ? (дерево нужно срубить, распилить, вырезать из него
- Значит, какое свойство 2-е? Что можно сделать с древесиной? (Её можно пилить, что –то вырезать)
- 2- е свойство древесины: её можно распилить, из неё можно что-то вырезать
- Человек научился обрабатывать древесину еще в древности, с помощью топора, ножа и др. инструментов.
- А сейчас давайте немного отдохнем.
1,2,3,4,5 – листья березы будут присядать.
1,2,3,4,5 – листья дуба будут танцевать
1,2,3,4,5 – листья клёна будут играть
1,2,3,4,5 – тихонько на место садимся опять.
Итак, продолжаем узнавать удивительные свойства древесины. Мы проведем с вами опыт, который поможет нам объяснить Буратино, почему он не утонул. От каждого стола мне нужен один лаборант (помощник)
– У меня стоит тазик с водой и лежат предметы из древесины.
- Возьми спичку и положи ее в таз с водой. Утонула? (нет)
- Тогда возьми предмет крупнее, деревянное домино. Положи его в таз. Утонуло? (нет)
- А я возьму крупный брусок, положу его в воду. Утонул? (нет)
- Какой можем сделать вывод? (дерево не тонет)
- Да, ребята, древесина не тонет.
- Потому, что древесина очень легкий материал, легче воды.
Поняли, почему Буратино не утонул?(ответы детей)
Давайте продолжать исследовать древесину. У меня на столе лежат спички. Из чего сделаны спички? (Из древесины)
- А что будет, если я ее зажгу? (сгорит) – показываю
- Значит еще одно свойство древесины какое? (она горит)
- А почему я сама провела опыт со спичками, а вам спички не дала?
(Детям нельзя играть со спичками, может случиться пожар.)
- Тем более, что вокруг нас много деревянных предметов, которые быстро загорятся. А какие предметы из древесины окружают нас? (ответы детей)
- А теперь повторите за мной «Вы запомните друзья –
- Ребята, а как вы думаете, дерево живое? (да0
- А почему? (Оно питается, дышит, растет)
Я вас научу, как можно определить сколько дереву лет.
Посмотрите на спил дерева, вы видите кольца? Сколько колец у дерева, столько ему и лет ( Вместе считаем – 12)
- Ребята, из древесины невозможно получить 2 совершенно одинаковых предмета, т.к. у всех видов деревьев разная древесина по цвету, структуре, направлению прожилок.
У ели и осины древесина светлая, у липы более темная, у бука совсем темная и более твердая (показ)
- Вот мы с вами и выявили свойства древесины. Давайте повторим их (твердость, режется, не тонет, горит, пилится).
- Ребята, а Буратино мы подарим нашу презентацию. Теперь ему стало все понятно и ясно. Посмотрите, какой он веселый и машет нам рукой.
P . S Деревья нельзя рубить, где попало. Молодые, здоровые деревья, новый лес рубить нельзя – это запрещено законом. Мы в начале занятия говорили, что лес наше богатство – его надо беречь.
Читайте также: