Афанасьев древо жизни конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Задание для группы.docx

Задание для группы №1

Вам необходимо нарисовать чудо дерево на листе ватмана. Разделитесь в команде: 2 человек рисуют ветвистое чудо-дерево, 3 человек вырезают и наклеивают листья на чудо-дерево. Если останется время можно листья украсить узором при помощи фломастеров.

Задание для группы №2

Вам необходимо из цветной бумаги сделать чудо-цветы. Вы можете пользоваться шаблоном и образцом, а можете сами придумывать и конструировать собственные чудо-цветы. Можете украшать их фломастерами. Каждый член команды должен сделать три чудесных цветка. Постарайтесь не повторяться. Когда сделаете цветок, приклейте его на общее панно.

Задание для группы №3

Ваша группа делает плоды для чудо-дерева из цветной бумаги (вспомните, как вы делали декоративный натюрморт). Для изготовления каждого плода можно использовать 2-3 цвета. Можно украсить плоды орнаментами. Каждому члену команды необходимо сделать по 2 плода. Когда сделаете плод, несите и приклейте его на общее панно.

Задание для группы №4

Вам предстоит нарисовать чудо – птицу. Для того чтобы она стала чудесной, необходимо придумать ей необычный хвост и крылья. Не забудьте украсить узорами свою птицу. Когда нарисуете птицу, вырежьте её и приклейте на общее панно.

Задание для группы №5

Вам предстоит нарисовать животных, которые охраняют чудо – дерево. Можно выбрать необычные цвета для раскрашивания ваших чудо-зверей. Когда нарисуете животное, вырежьте его и приклейте на общее панно

Выбранный для просмотра документ Миф о древе жизни.docx

Миф о древе жизни.

В кроне дерева жизни вызревали все плоды, которые давали семена, а те падали на землю и прорастали. Так появились растения на земле. Птицы вили гнезда на чудесном дереве, выкармливали своих птенцов на нем, летали на седьмое небо за живой водой и принесли счастье на землю на своих крыльях. И появились у чудесного дерева животные, которые питались чудесными плодами и оберегали его от несчастий.

Выбранный для просмотра документ доп мат к уроку.docx

Легенда о рябине

Липа замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мёд, цветы липы используют в лечебных целях (липовый цвет - давнее народное средство, очень широко применяющееся в народной медицине) и заваривают в качестве напитка. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Делали из липовой древесины и нательные крестики. Да и вообще, липа считалась деревом Богородицы, в народе говорили, что под ней отдыхает Богородица, когда спускается на землю. Согласно давним легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с совсем еще маленьким Христом во время их бегства в Египет.

В старину люди считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю либо положить на больное место тополиный брусок. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесёт облегчение.

Легенды о тополе:

Одна из легенд рассказывает о том, что жил на свете благородный и смелый рыцарь. Большую часть своей жизни он проводил в походах и на рыцарских турнирах. А дамой его сердца была прекрасная Фея, которая преданно ждала своего рыцаря в замке на острове посреди озера. Мечтала она о том, что рыцарь устанет сражаться и останется с ней не на день, два, неделю, а на всю жизнь. Но, увы! Снова и снова, вскочив на коня, уезжал он в далёкие страны, где ждали его новые сражения. Ни разу в своей жизни не потерпел рыцарь поражения. Но однажды меч предателя ударил его в спину и упал рыцарь на землю, обливаясь кровью. Всё, что успел он, - произнести имя возлюбленной феи своей. И тотчас она оказалась рядом с ним, но спасти любимого было не в её силах, тогда и превратила она его в тополь, который стал расти возле стен её замка. Теперь никуда он не мог уйти от своей возлюбленной, вот только вместо слов любви тихо шелестел под её окном ветвями.

Латышское название березы - betula - переводится как "белотелая", намекая на белый ствол этого дерева. На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину.

Сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу встречается во многих славянских сказках и легендах. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.
Берёзовые почки

Историк и фольклорист А. Н. Афанасьев широко известен как издатель сказок, но он был еще и глубоким исследователем мифологии. В книгу вошли наиболее интересные материалы из творческого наследия А. Н. Афанасьева
• Введение. А. Н. Афанасьев — фольклорист, гражданин, демократ
• Происхождение мифа, метод и средства его изучения
• Свет и тьма
• Небо и земля
• Стихия света в ее поэтических представлениях
• Солнце и богиня весенних гроз
• Гроза, ветры и радуга
• Живая вода и вещее слово
• Ярило
• Баснословные сказания о птицах
• Облако
• Баснословные сказания о зверях
o Конь, олень, заяц, лисица и кошка
o Небесные стада
o Собака, волк и свинья
• Огонь
• Вода
• Древо жизни и лесные духи
• Облачные скалы и перунов цвет
• Змей
• Великаны и карлики
• Нечистая сила
• Облачные жены и девы
• Души усопших
• Девы судьбы
• Ведуны, ведьмы, упыри и оборотни
• Процессы о колдунах и ведьмах
• Народные праздники

В книгу вошли наиболее интересные материалы из творческого наследия А. Н. Афанасьева.

СОСТАВЛЕНИЕ, ПОДГОТОВКА ТЕКСТА, ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ,

КОММЕНТАРИИ.

Александр Николаевич Афанасьев

ДРЕВО ЖИЗНИ

Избранные статьи \ Рецензент ИМЛИ им. А. М. Горького АН СССР Редактор Т. Танакова Художник Б. Лавров Художественный редактор В. Покатов Технический редактор Г. Бойцова Корректор Т. Воротникова ИБ 26 Сдано в набор 29.03.82. Подписано к печати 13.10.82. А13043. Формат 60X90Vi6.

Гарнитура школьн. Печать высокая. Бумага тип. № 1. Усл. печ. л. 29,0. Усл.

кр.-отт 29 0 Уч -изд л. 33,37. Тираж 75000 экз. Заказ 1561. Цена 2 р. 90 к.

ВВЕДЕНИЕ

Провожая кого-нибудь в дорогу, мы машем ему рукой. Что означает этот жест? Нередко от него уже отказываются как от бессмысленного. Но ведь прежде, да иногда и сейчас, махали не рукой, а платком, и означало это, что провожающие желают путнику удачи, ровной и гладкой, как полотно, дороги. Ср.: полотно — плат — платок.) Книга воскрешает корни и раскрывает словообразовательные возможности нашего языка и тем самым будет препятствовать его порче, засорению.

Наконец, она просто интересна, увлекательна. Это не сухой научный труд, а произведение сложного жанра, где сливаются в полноводную реку Память и Слово.

«Пользуясь дедовской библиотекой, я рано, с самых нежных детских лет, начал читать, и как теперь помню, бывало, тайком от отца (мать моя умерла очень рано) уйдешь на мезонин, где помещались шкапы с книгами, и зимою в нетопленой комнате, дрожа от холода, с жадностью читаешь. Как прежде, так и теперь, готов был я долго просиживать за книгою и забывал самый голод, и нередко приходил отец и прогонял меня с мезонина, отнимая книги, читать которые он постоянно запрещал, в чем и прав был: книги были не по возрасту. Но запрещения эти действовали плохо;

Народные русские легенды. Казань, 1914. Здесь и далее цит. по этому изданию.

Зато учителя юного книгочея, несмотря на усилия отца, оставляли желать лучшего.

Сначала два тамошних попа, как впоследствии вспоминал А. Н. Афанасьев, вполне пояснили своему юному воспитаннику, что корень учения горек. За незнание и шалости учащихся ставили на колени, били линейкой по руке, оставляли без обеда, драли за волосы и за уши и т. д. и т. п. Священники выучили Афанасьева, как он сам об этом писал, бегло читать по-русски и по-латыни, познакомили с двумя десятками латинских слов, немного с арифметикой и священной историей, и только.

В 1837 году, когда Александру исполнилось одиннадцать лет, отец отвез сына в воронежскую губернскую гимназию, в которой тот проучился семь лет — от первого до последнего класса. От пребывания в воронежской гимназии у А. Афанасьева остались самые безотрадные впечатления. В своих воспоминаниях он довольно подробно описал порядки в гимназии, рассказал о грубости и невежестве учителей, перечислил те ужасные наказания, которым подвергались учащиеся, наконец, охарактеризовал уровень преподавания, в том числе и литературы:

Так в гимназические годы знаменитый впоследствии исследователь изучал русскую литературу и фольклор!

В 1844 году, окончив гимназию, А. Н. Афанасьев уехал в Москву и ступил — по настоянию отца — в Московский университет, на юридический факультет.

3 России, как и во всей Европе, был период общественного оживления.

На эти годы пришелся расцвет деятельности Белинского; сложился кружок Петрашевского. Шли острые споры между славянофилами и западниками о путях дальнейшего развития России.

В университете А. Н. Афанасьев застал цвет тогдашней гуманитарной науки: он слушал лекции П. Г. Рсдкина и К. Д. Кавелина (курс истории русского законоведения), Т. Н. Грановского (курс всеобщей истории средних веков) и С. М.

Соловьева (курс русской истории).

Неудивительно, что в такой творческой атмосфере уже в годы учебы в университете у А. Н. Афанасьева проявился интерес к научной деятельности.

Итак, два крупнейших журнала России начали печатать работы молодого автора.

Казалось, что перед А. Н. Афанасьевым — талантливым молодым исследователем — будет открыта широкая дорога научной деятельГерцен А. И. Собр. соч. в 30-ти т., т. 9. М., 1956, с. 127.

ности. Но судьба его оказалась такой же, как и многих талантливых людей (ареной России. Сложности возникли сразу после окончания университета. Это был 1848 год.

Царское правительство, напуганное французской революцией, усилило репрессии.

Однако направленность интересов молодого ученого была ему чужда.

Однако к этому времени Афанасьев уже избрал свой путь, он сознательно и целенаправленно работал в области мифологии и изучения фольклора.

В 1849 году А. Н. Афанасьев был, наконец, принят на службу в Главный московский архив министерства иностранных дел. Через шесть лет он был назначен начальником отделения, а вскоре и правителем дел состоящей при архиве комиссии печатания государственных грамот и договоров.

и некоторые другие '.

В это время А. Н. Афанасьев печатался в большом количестве журналов:

Круг научных интересов А. Н. Афанасьева был довольно широк — история России, история литературы, журналистики, народные верования и народная поэзия. Однако основное внимание он уделял изучению народных верований и фольклора. В своих исследованиях А. Н. Афанасьев был наиболее ярким представителем так называемых младших мифологов, т. е. школы сравнительной мифологии z.

„ой мифологии. Она возникла в Германии в конце ХУШ — начале XIX ве-! и опиралась там на идеалистическую философию Шеллинга и братьев Шлегелей. Представители этой школы видели в мифах источник национальной культуры и объясняли посредством их происхождение и смысл устном народной поэзии. Однако немецкая мифологическая школа, возникшая в период романтизма, носила идеалистический и в известной мере националистический характер. В России интерес к мифологии зародился еще до возникновения мифологической школы (см. работы М. Д. Чулкова, А. С. Кайсарова, И. М. Снегирева, А. Ф. Вельтмана, И. П. Сахарова и др.) и продолжался после того, как она утратила свое значение как научное направление.

Мифологическая школа в России сложилась на рубеже 40—50-х годов XIX века.

Основоположником ее был крупнейший ученый, профессор Московского университета Ф.

И. Буслаев (1818—1897). В русле ее работали также А. Н. Афанасьев, О. Ф. Миллер, А. А. Котляревский, А. А. Потебня, к ней относятся ранние работы А. Н. Пыпина, А. Н. Веселовского и др. Русские ученые ставили перед собой важную гражданскую задачу изучения мифов как проявления процессов самосознания народа. Известный советский фольклорист и исследователь истории русской науки о народной поэзии М.

М., з Баландин А. И. Мифологическая школа, с. 30. ^^ Буслаев Ф. И.

Уже первые исследования А. Н. Афанасьева были написаны на богатом материале — русском и других народов. Эти труды по мифологии, равно как и по истории, поставили молодого ученого в один ряд с известными исследователями. Так, К. Д.

теорией, антиисторизм. Первым серьезные замечания сделал учитель и друг А. Н.

Критика, с. 53, 57.

Чернышевский подробно рассмотрел проблемы возникновения мифоло-. гической школы в Германии и России, проанализировал работу Ф. И. Буслаева о русских пословицах (критически оценив попытку ученого объяснять русские пословицы путем сопоставления их е индусскими верованиями) и высказал свое отношение к работам А. Н.

Как видим, замечания критиков в основном совпадали. Наиболее резко они были высказаны К. Д. Кавелиным; может быть, поэтому в печати А. Н. Афанасьев ответил именно ему. Он указал на причины трудности и сложности исследования мифов.

А. Н. Афанасьев отверг ошибочное утверждение К. Д. Кавелина, что него нет общего взгляда на явления и нет определенного метода: «. у Кавелин К. О ведуне и ведьме, с. 58—59. з Чернышевский Н. Г. Поли. собр.

соч., т. 2, М., 1949, с. 380.

Пыпин А. Н. О русских народных сказках. — «Отечественные запис—Спб., 1856, № 4, с. 47—48.

Ответил А. Н. Афанасьев и на замечание о том, что русские предания и верования в статье объясняются как мифические представления, сравниваются с индусскими верованиями, в то время как они порождены реальной действительностью. Он писал:

Скептическое отношение ряда критиков к методике исследования, а иногда и к работам ученого в целом, непонимание их научной ценности глубоко и болезненно переживались А. Н. Афанасьевым. 12 ноября 1858 г. оя писал М. Ф. Де-Пуле:

«О мифологии я и сам тужу: приготовлено довольно, а делать еще больше осталось;

а между тем разве подобные работы вызывают у нас не говорю сочувствие, но хоть должное уважение? Я столько наслушался нелепых сомнений в пользе этих разысканий, что и рукой махнул. В этой области у нас образцовая отсталость:

г Чернышевский Н. Г. Поли. собр. соч., т. 2, с. 380.

s A. H. Афанасьев говорит здесь об упоминавшейся уже нами большой рецензии А. Н.

Кроме сказок, полученных в РГО, в распоряжении А. Н. Афанасьева были сказки, записанные и переданные ему В. И. Далем (около 1000), собранные П. И. Якушкиным и другими, а также безвестными сейчас собира-шми. Качество и принципы записей были очень разными, поэтому отбор вариантов, систематизация и подготовка издания в целом требовали очень олыпого труда. Сказок, записанных самим А.

Н. Афанасьевым, было немного — десять—двенадцать.

— антипоповского и антибарского содержания (возможно, к его изданию имел отношение А. И. Герцен).

Несколько лет назад было опубликовано письмо А. Н. Афанасьева от октября 1861 г. П. П. Пекарскому. В нем, в частности, говорилось:

2 Цит по кн.: Из истории русской фольклористики, с. 75. Подробнее об этом см.

критика в лице Н. А. Добролюбова. В 1858 году (по вьтходе портах четырех выпусков) он писал о сборнике как об «исполненном добросовестно и с любовью.

Здесь была сформулирована целая программа для собирателей народной поэзии.

Требования, высказанные Н. А. Добролюбовым, не утратили своего значения до сих пор.

о громадное исследование было' последним трудом А. Н. Афанасьева, ября 18 г.

он умер от чахотки. Похоронен А. Н. Афанасьев в Москве, на Пятницком кладбище.

*е, что говорилось выше об отдельных статьях А. Н. Афанасьева и 1тариях к сказкам, относится, естественно, и к «Поэтическим возДобролюбов Н. А. Поли. собр. соч., т. 1. М., 1934, с. 429—433.

Цит. по кн.: Из истории русской фольклористики, с. 80.

Огромный фактический материал, который был в его распоряжении, приводил ученого к материалистическому выводу о том, что в основе мифов, мифических образов, всех олицетворений лежат наблюдения людей над их собственной жизнью, трудовой деятельностью. А. Н. Афанасьев, в частности, писал:

Основу эту, продолжал С. А. Токарев, Афанасьев видел в пастушеском быте древних ариев.

Однако в этом же исследовании встречаются и прямо противоположные мысли.

Приведем несколько примеров.

Сказка, по А. Н. Афанасьеву, чужда всего исторического; предметом ее повествований был не человек, не его общественные тревоги и подвиги, SL разнообразные явления всей обоготворенной природы 4.

Предания о кладах, по А. Н. Афанасьеву, составляют обломки древних мифических сказаний о небесных светилах, скрываемых нечистою силою в темных пещерах облаков и туманов. С течением времени, объясняет исследователь, когда народ утратил живое понимание метафорического языка, когда мысль уже не угадывала под золотом и серебром блестящих светил неба, а под темными пещерами — туч, предания эти были низведены на землю и получили значение действительных фактов. Аналогично и в другой части исследования. Забывая первоначальный смысл метафорических выражений, народ низвел мифическое сказание о небесных кладах до простого, буквального объяснения; облачные скалы и вертепы обратились в его убеждениях в настоящие горы, из которых добываются благородные металлы, в курганы и могильные холмы, где вместе с умершими зарывалась и часть 1 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865, т. 1, с. 690.

2 См.: там же, т. 2. М., 1869, с. 509.

4 См.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу, т. 1, с. 54.

Афанасьева, было и со множеством других верований: небесная корова заменилась простою буренкою, ведьма-туча — деревенскою бабою

г ^Фанасьев А. Н. Поэтические воззрения. т. 2, с. 621. з 1ам же, т. 3, с.

Котляревский А. А. Соч., т. 2, с. 310., 1°РькийМ. Собр. соч. в 30-ти т., т. 29.

Исследование А. Н. Афанасьева, столь высоко оцененное А. М. Горьким, ни разу не переиздавалось и стало библиографической редкостью. Нынешнее, сокращенное, издание познакомит любителей народной поэзии, всех интересующихся отечественной историей не только с основным трудом одного из талантливых и последовательных представителей мифологической школы в России, методологией исследователя, но и с огромным количеством произведений фольклора (преданий, легенд, сказок, заговоров, былин), верованиями народа в прошлом, его праздниками.

. По мере того, как отдаляется от нас XIX век, все яснее вырисовывается — и не только перед историками литературы — истинное значение многотрудной деятельности А. Н. Афанасьева на ниве отечественной культуры. По этому поводу один из современных исследователей народного словотворчества недавно писал: «Афанасьев жил политическими событиями времени, горячо сочувствовал угнетенным крестьянам, питал вражду к помещичьему всевластию, был критиком царской реформы, презирал духовенство, понимал, какую роль оно играет, охраняя существующие порядки.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.


А

4603010101-291

261-82

Древо жизни


  • Введение. А. Н. Афанасьев — фольклорист, гражданин, демократ

  • Происхождение мифа, метод и средства его изучения

  • Свет и тьма

  • Небо и земля

  • Стихия света в ее поэтических представлениях

  • Солнце и богиня весенних гроз

  • Гроза, ветры и радуга

  • Живая вода и вещее слово

  • Ярило

  • Баснословные сказания о птицах

  • Облако

  • Баснословные сказания о зверях

    • Конь, олень, заяц, лисица и кошка

    • Небесные стада

    • Собака, волк и свинья

    Введение. А. Н. Афанасьев — фольклорист, гражданин, демократ



    Портрет
    А. Н. Афанасьева

    Широкому кругу читателей Александр Николаевич Афанасьев известен как издатель: "Народных русских сказок". Менее известно, что он издал также "Народные русские легенды" и "Русские заветные сказки". И пожалуй, только специалисты знают, что он был автором большого трехтомного исследования "Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов". Забегая вперед, отметим, что подобного труда до А. Н. Афанасьева не знала не только русская, но и зарубежная наука.

    А. Н. Афанасьев скромно назвал свое исследование опытом, но этот опыт до сих пор никем не превзойден. По богатству материала и оригинальности замысла с ним не могут соперничать даже такие фундаментальные и широко известные в нашей стране труды, как "Золотая ветвь" Дж. Фрэзера, дважды издававшаяся в советское время, и "Первобытная культура" Э. Тэйлора. Мы с полным основанием можем сказать, что "Поэтические воззрения славян на природу" являются одной из классических работ не только русской мифологической школы XIX века, но и мировой науки о фольклоре вообще.

    Особое значение труда Афанасьева заключено в богатстве громадного собранного материала, в установлении живых связей языка и предания в их историческом развитии. Этот бесценный материал почерпнут из истории, этнографии, мифологии, словотворчества десятков народов. В этом смысле "Поэтические воззрения", говоря по-современному, глубоко интернациональны.

    Исследование Афанасьева имеет огромную познавательную ценность, и, как всякое подлинное явление культуры, оно не только воскрешает для нас далёкое прошлое, но и служит дню сегодняшнему. Книга обратит читателя к истокам нашего современного языка и бытового поведения, раскроет многие "темные места" и метафоры литературы, фольклора и обычаев. (Приведем хотя бы один простой пример. Провожая кого-нибудь в дорогу, мм машем ему рукой. Что означает этот жест? Нередко от него уже отказываются как от бессмысленного. Но ведь прежде, да иногда и сейчас, махали не рукой, а платком, и означало это, что провожающие желают путнику удачи, ровной и гладкой, как полотно, дороги. Ср.: полотно — плат — платок.)

    Книга воскрешает корни и раскрывает словообразовательные возможности нашего языка и тем самым будет препятствовать его порче, засорению.

    Наконец, она просто интересна, увлекательна. Это не сухой научный" труд, а произведение сложного жанра, где сливаются в полноводную реку Память и Слово.

    Необходимость в переиздании "Поэтических воззрений" назрела давно. Это уникальное, ценнейшее исследование практически недоступно молодым ученым, тем более — широкому кругу читателей, людям, интересующимся отечественной историей, проблемами языка. Между тем нет ни одного сколько-нибудь заметного труда по истории славянской народной культуры, где не упоминались бы работы А. Н. Афанасьева. Сошлемся хотя бы на самый свежий пример: в замечательном исследовании академика Б. А. Рыбакова "Язычество древних славян" (М., "Наука", 1981) широко используются материалы книги Афанасьева "Поэтические воззрения славян на природу". К труду Афанасьева обращались многие русские писатели: А. Н. Толстой, Блок, Бунин, Мельников-Печерский, Есенин, Горький и др. И можно не сомневаться, что книга, которую читатель держит сейчас в руках, станет такой же необходимой, неотъемлемой частью жизни многих и многих, как создание другого выдающегося современника Афанасьева — "Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля.

    Александр Николаевич Афанасьев родился 11 июля 1826 г. в уездном городке Богучаре Воронежской губернии. Вскоре семья переехала в город . Бобров той же губернии, где отец будущего ученого долгое время был стряпчим (т. е. ходатаем по судебным делам). Он любил читать и постоянно выписывал "Библиотеку для чтения", у знакомых брал журналы "Отечественные записки", "Москвитянин", "Пантеон". Кроме того, у него была "довольно порядочная" по тому времени библиотека, оставшаяся от деда. "Отец, — вспоминал Александр Николаевич, — решил дать каждому из нас, четырех братьев, полное воспитание и с малыми своими средствами всю жизнь хлопотал об этом. " (Воспоминания А. Н. Афанасьев написал в 1855 году. Они были опубликованы после смерти ученого в журналах "Русский

    М.: Современник , 1982 г.

    Тираж: 75000 экз.

    Тип обложки: твёрдая

    Формат: 60x90/16 (145x215 мм)

    1. Б. П. Кирдан. А. Н. Афанасьев — фольклорист, гражданин, демократ (статья), стр. 5-20
    2. Александр Афанасьев. Происхождение мифа, метод и средства его изучения (статья), стр. 21-37
    3. Александр Афанасьев. Свет и тьма (статья), стр. 37-52
    4. Александр Афанасьев. Небо и земля (статья), стр. 52-60
    5. Александр Афанасьев. Стихия света в её поэтических представлениях (статья), стр. 60-73
    6. Александр Афанасьев. Солнце и богиня весенних гроз (статья), стр. 73-77
    7. Александр Афанасьев. Гроза, ветры и радуга (статья), стр. 77-101
    8. Александр Афанасьев. Живая вода и вещее слово (статья), стр. 101-109
    9. Александр Афанасьев. Ярило (статья), стр. 109-120
    10. Александр Афанасьев. Баснословные сказания о птицах (статья), стр. 120-135
    11. Александр Афанасьев. Облако (статья), стр. 135-143
    12. Александр Афанасьев. Баснословные сказания о зверях
      1. Александр Афанасьев. Конь, олень, заяц, лисица и кошка (статья), стр. 143-156
      2. Александр Афанасьев. Небесные стада (статья), стр. 157-162
      3. Александр Афанасьев. Собака, волк и свинья (статья), стр. 163-176

      Второе издание вышло из печати в 1983 г.

      Подготовка текста и комментарии Ю. М. Медведева.

      Сдано в набор 29.03.1982. Подписано к печати 13.10.1982. Цена 2 рубля 90 копеек. Отпечатано в г. Калинин (Тверь).

      Читайте также: