Конспект занятия страна правоведения

Обновлено: 07.07.2024

Цель: обобщение знания детей об их гражданских правах.

Образовательная: закреплять знания о правах ребенка;

Развивающие: развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать правовое мировоззрение, чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Методы и приемы:

• наглядные: рассматривание картинок, просмотр слайдов.

• словесные: ребусы, пословицы, загадки.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,

Предварительная работа: знакомство воспитанников с конвенцией о правах ребенка, работа с пословицами об образовании, чтение сказок.

Личностно-ориентированная;

Оборудование:

Воспитатель и дети берутся за руки и проговаривают:

Здравствуйте, девочки! – Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики! – Здравствуйте!

Здравствуйте, взрослые! – Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

Лишь появиться ребёнок

И дышать начнёт едва

У него уже с пелёнок

-Ребята, благодаря кому вы появились на свет? (Родителям)

Родители радовались вашему появлению. Как они были счастливы, что у них появились вы!

- У каждого из вас своя жизнь. Кто заботится о вашей жизни? (государство, родители, воспитатели, врачи, полицейские). Никто и никогда должен навредить ребенку.

- Посмотрите дети, у меня в руках книга, очень важная.

-Ребята, это книга вам уже знакома? (Да)

-А что такое конвенция? (договор, соглашение)

- О чём нам может рассказать эта книга? ( Из этой книги можно узнать о наших правах)

- Дорогие ребята, с вами уже беседовали, о нас, о людях которые нас окружают: родные и близкие, соседи и просто знакомые! Как себя нужно вести, какие мы должны совершать по ступки, а какие не должны.

- Мы с вами живём в большой стране. Как она называется?
- Знаете ли вы столицу России? В каком поселке вы живёте?
Мы являемся гражданами своей страны. Все граждане имеют права. Вы тоже, каждый из вас - гражданин России. А значит, имеет свои права.
Сегодня мы будем об этом говорить.

- Но для начала скажите, как вы понимаете слово право?

- Да, это то, что человек может делать, не боясь наказания и получать, чтобы быть счастливым в этом мире.

Как же появились права человека? Вы знаете, что люди появились давным-давно, тысячи лет назад?

И мы все должны их выполнять. (Показ книги)

-Ребята, поможем нашим друзьям? (Да)

-Ну, тогда в путь!

-Сейчас произойдет волшебство, и мы окажемся с вами в сказке!

-Что нужно произнести, что бы волшебство свершилось? (Волшебное заклинание)

-Давайте хором скажем наше заклинание:

Двери в сказку отвари!

(Дети закрывают глаза и поворачиваются вокруг себя)

-Посмотрите, мы в сказке…

Первое и самое главное право – это право на жизнь.

Как вы думаете, что значит “Право на жизнь”? (каждый ребенок имеет право на жизнь).

Об охране жизни ребенка заботятся государство, родители, педагоги, врачи, полиция и другие люди. Никто и никогда не может лишить ребенка жизни.

От чего нас сможет защитить это право? Как мы будем вести себя с другими, чтобы не нарушить это право? (Быть добрыми, отзывчивыми, не обижать других).

Воспитатель : а научиться доброму отношению к другому человеку нам поможет упражнение “Сохрани жизнь”.

Упражнение “ Сохрани жизнь ”.

– Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого зверька на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Детеныш окреп и сможет идти дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться со сверстниками, вы не нарушите их право на жизнь. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!

Воспитатель: Ребята вы молодцы.

Вывод: ребенок имеет право на жизнь.

Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из сказки…

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:

. Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.

Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино.

Это имя принесет мне счастье. ”

Значит, что мы может сказать о правах героя, какое право он получил?

Воспитатель: Правильно, ребята, это право на имя.

-Ребята, что это за документ? (свидетельство о рождении). Правильно, это свидетельство о рождении - документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку.

Ребята, а что записано в этом документе? (фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей).

- А бывает так, что у ребенка нет имени? (нет, без имени нельзя обойтись).

Давайте сейчас и мы назовем друг друга ласково.

- Все дети имеют право на имя, отчество и фамилию.
- Как твоё имя?
- Как зовут маму, папу, бабушку, дедушку, сестрёнку, братишку?
- Как зовут ваших друзей?
- Сколько много разных имён. Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени.
-Но у нас есть не только имя, но и отчество, оно присваивается ребёнку по имени отца. Например: папу мальчика Кирилла зовут Алексей. Значит отчество мальчика - Алексеевич. Когда он вырастет, то к нему будут обращаться так: Кирилл Алексеевич.
- Как зовут твоего папу?
- Какое у тебя отчество?
- Назовите имена и отчества ваших мама и пап, воспитательницы.
- Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия.
Знаете ли вы свою фамилию? Назовите её.

Воспитатель: У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

Воспитатель: Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

-У каждого человека есть имя. Есть оно и у сказочных героев. Сейчас мы поиграем. Я буду называть имя сказочного героя и бросать мяч. Тот, к кому мячик попадёт, должен объяснить, почему их так зовут:

Незнайка (он ничего не знает);

Доктор Пилюлькин (доктор, который лечит таблетками-пилюлями)

Красная Шапочка (девочка, которая всегда носит шапочку красного цвета);

Дюймовочка (девочка очень маленького роста);

Самоделкин (мальчик, который сам умеет что-то сделать);

Заяц-хваста (заяц, который всё время хвастается).

-А сейчас давайте усложним задание. Я буду называть качества, а вы назовёте имя сказочного героя:

Девочка белая как снег (Белоснежка);

Девочка с синими глазами (Синеглазка);

Очень тихий человек (Тихоня);

Девочка с золотыми волосами (Златовласка);

Мальчик, который много знает (Знайка);

Человек, который всё время ворчит (Ворчун);

Девочка из снега (Снегурочка);

Курочка пёстренькая, рябенькая (Курочка Ряба).

Вывод: ребенок имеет право на собственное имя.

Воспитатель: Давайте достанем следующую картинку и посмотрим, что она обозначает….(Картинка Снегурки с родителями)

Воспитатель: Ребята, а сейчас послушайте…

Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. . Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками , стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.

Воспитатель: Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)

Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)

Воспитатель: правильно, у Снегурочки появилась семья.

Воспитатель: давайте на минутку отвлечемся и немного разомнёмся.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)

Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)

Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)

Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)

Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)

Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)

Вот и вся моя семья. (Хлопаем в ладоши.)

Воспитатель: Семья – это главное в жизни человека.

Но кроме прав у вас есть еще и обязанности.

Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас?

Я обязан убирать за собой игрушки после игры.

Я заправляю постель.

Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома.

Дети обязаны слушаться своих родителей.

Вывод: ребенок имеет право на семью.

Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. Никто не имеет право врываться в ваш дом и лишать тебя жилья. Ребенок должен чувствовать себя дома в полной безопасности. А еще каждый ребенок должен знать свой домашний адрес. А вы знаете свои домашние адреса? (ответы детей).

Какие сказки вы знаете, где нарушилось право на неприкосновенность жилища?

Вывод: ребенок имеет право на жилье.

А теперь вспомним сказку про Маугли.
Маугли.

-Ребята, кто такой маугли?

- Чем он отличается от нас с вами? (он живет в джунглях с животными, а мы с родителями)

-Для того, чтоб нам отгадать, какое право нарушено, нужно отгадать ребус. Внимание на экран. (7Я)

Вот, ребята, у маугли нет семьи.

- Что такое семья? (семья это люди, которые живут вместе, заботятся друг о друге, любят друг друга)

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я,

Вместе – дружная семья!

- А кто ещё входит в семью? (брат, сестра, тетя, дядя)

-Молодцы! Много знаете родственников!

- И так, повторим специально для Маугли, какое же его право нарушено? (Право на семью)

-Что мы пожелаем Маугли? (Создать свою семью)

-Ребята, но у Маугли нарушается не одно право, а несколько. Нам нужно узнать и их.

-Где Маугли живет? (в джунглях)

- Кто его друзья? (животные)

- Как он общается с ними? На каком языке? (На языке животных: воет как волк) Посмотрите фрагмент мультфильма.

- А должен он на каком языке говорить? (На родном языке)

- Какое право нарушено? (Право говорить на родном языке)

-Внимание на экран – (изображено право в картинках).

- Ребята, это ещё не все права, которые нарушены у Мауги.

-Вспомните, кто за ним ухаживал? (Стая волков)

- Как волки моются? Как залечивают свои раны? (Своей слюной)

- Ребята, мы люди, никогда не сможем залечить свои раны слюной. Куда мы обращаемся, когда у нас что-то болит? (К врачу)

- У Маугли был врач? (Нет)

-Какое право нарушено? (право на медицинский уход)

-Молодцы! Все права, которые нарушены у Маугли, мы разгадали!

Переходим к следующей станции.

Вывод: ребенок имеет право говорить на родном языке, на медицинскую помощь.

- Кто это, ребята? (Золушка)

-Вспомним сказку о Золушке.

-Что эта за девочка? Что с ней произошло?

- послушайте стихотворение о Золушке:

Бедняжка я и замарашка,

К золе привыкла и печам.

Мне днём бывает очень тяжко,

И я мечтаю по ночам.

Но я не плачу, я не плачу,

Я улыбаюсь и терплю.

Я верю в счастье и удачу

И всех жалею и люблю.

- Ребята, Золушка отдыхала. А могли бы сестры помочь ей?

- Какое право Золушки нарушено? (ребенок имеет право на посильный труд, право на отдых).

-Кто же нарушает права Золушки? (злая мачеха и старшие сестра.)

Ребята, какой совет мы дадим Золушке? (хорошо питаться, выполнять только посильную работу и больше отдыхать)

Как можно отдохнуть детям?

(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)

(Дети загадывают движения)

Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д.

Вывод: ребенок имеет право на отдых.

Воспитатель:Ребята, а если вы заболеете, кто вам поможет?

Что случилось? Что со мной?

Как болит животик мой!

Что такое? Не пойму!

Я, наверное, сейчас умру.

Воспитатель:

Ребята, как мы можем помочь Незнайке?

Надо вызвать скорую помощь!

Воспитатель:

А как это сделать?

Позвонить по телефону.

Воспитатель:

А по какому номеру телефона?

Воспитатель:

А что при этом нужно сказать?

Адрес и фамилию.

Воспитатель предлагает одному из детей позвонить по телефону и вызвать скорую помощь.

Кто знает адрес нашего детского сада?

Ребёнок (берёт трубку игрушечного телефона):

Скорую вызывали? Где больной?

Дети показывают на Незнайку.

Врач подходит к Незнайке, ставит ему градусник и дает таблетку. Незнайка выздоравливает.

Ребята, если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о своём здоровье, берегите его. Делайте зарядку и занимайтесь физкультурой.

Вывод: ребенок имеет право медицинскую помощь.

- Ребята, каждый рабочий день ваши родители ходят на работу.

- А вы куда идёте? В детский сад. Потому что вы имеете право на воспитание в образовательных учреждениях.

-Зачем детям нужны новые знания? (чтобы быть умными, грамотными)

-Уже в этом году, 1 сентября вы пойдёте первый раз в первый класс. Какие новые обязанности у вас появятся? (стремиться получать новые знания, добросовестно относиться к урокам, не пропускать школу, уважительно относиться к труду учительницы)

-Молодцы. Только ли в школе дети получают новые знания? (в детском саду тоже)

-Ну что ж, сейчас мы и проверим, какие вы у нас умные.

-На ваших карточках зашифрованы слова. Используя ключ-разгадку (алфавит), расшифруйте слова, запишите их (дети выполняют). Давайте прочитаем, что у вас получилось (дети читают: кукла, мяч, матрёшка, пирамида, скакалка, мишка, неваляшка, машина, домик, погремушка и т.п.)

-Как можно назвать одним словом все предметы, которые вы перечислили? (игрушки).

-Дети очень любят играть с игрушками. У них есть на это право. Это право очень важное, особенно для ребят – дошколят. Как вы думаете, почему?

-Играя, вы учитесь, получаете новые знания. В подвижных играх вы становитесь ловкими, быстрыми. В сюжетных играх вы берёте на себя роль, как взрослые мамы, папы, продавцы, парикмахеры, шофёры, строители. Никто не может отобрать у вас право на игру.
Вывод: ребенок имеет право на получение образования и право на игру.

- Дети, пришло время нам из сказки вернуться в нашу группу! Для этого, нам нужно произнести волшебные слова: книжка-книжка, помоги,

в группу нас верни!

( проходят на палас, садятся на свои стульчики.)

Ребята, вот и помогли мы нашим героям разобраться с нарушениями их прав! Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах мы сегодня говорили?

-Серая шейка? (Право на жизнь, на семью, право на защиту)

-Маугли? ( право на семью, право говорить на родном языке, право на медицинский уход)

- Золушка? (право на посильный труд, отдых, право на хорошее питание и чистую воду)

-Зайчик? (право на жилье)

- Как называется документ, в котором все эти права описаны? (конвенция)

Чтобы права детей не нарушались, взрослые должны защищать эти права. Чтобы дети были счастливы, здоровы. Тогда детство можно будет назвать золотым.

Почему мы называем,
Наше детство золотым?
Потому что мы играем,

Веселимся и шалим.
Потому что окружает

Нас заботою семья,
Потому что обожают
Нас родные и друзья!

-Ой, ребята, посмотрите, а что это за коробочка. (открываю коробочку)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воспитание осознанного уважения и ценностного отношения к основному закону страны, чувство гордости за свою Родину.

Формирование правовой культуры учащихся.

Знакомство с основами Конституции РФ.

Мультимедийный проектор, полоски разноцветной бумаги, полоски со строчками гимна РФ, карточки с перечнем прав.

1. Вступительная беседа:

Этой страны нет на карте, но она в душе каждого из нас, кто старается соблюдать законы.

Представьте себе страну, где живут гостеприимные, доброжелательные люди. Они с удовольствием рассказывают о своей стране, ее обычаях, порядках. Но так было далеко не всегда.

Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя.

Нетрудно догадаться, что тут началось!

Стали люди пить, курить,

За собою не следить,

И такое говорить,

Что ни в сказке не сказать, ни пером не описать.

Стали люди обзываться,

Стали люди издеваться,

И друг друга обижать.

В этом государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.

Как Вы думаете, почему страна стала процветающей? Счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности?

А что же такое Закон?

Закон – это нормативно-правовой акт, содержащий общие обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим законодательным органом государства.

А что является основным законом в нашем государстве?

Самый главный Закон нашей страны – Конституция Российской Федерации , которая была принята 12 декабря 1993 году.

Кто может сказать, сколько лет нашей Конституции?

Также в каждом государстве есть своя символика – флаг, герб, гимн.

А как выглядит наш флаг?

Конкурс символы:

1)Командам раздаются полоски белого, красного, синего цветов. Какая команда быстрее других соберёт флаг РФ.

Кто скажет, что означают эти цвета на флаге?

( Белый цвет символизирует благородство и откровенность ;

Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие ;

Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь . )

А как выглядит герб РФ? (Описание: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр , в левой — держава . На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.)

И последний символ – это гимн. Гимн - это официально принятая торжественная песня в честь государства. Он исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины.

Кто помнит авторов гимна Российской Федерации? ( мелодию написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова )

2) командам раздаются полоски бумаги, на которых напечатано по одной строчке одного куплета и припева государственного гимна РФ. Необходимо сложить строчки так, чтобы получился первый куплет и припев гимна.

Далее звучит гимн.

Почему государство должно иметь государственные символы? (Ответы детей.

Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина. Символы свидетельст вуют о неразрывной связи времён. О ни - живые свидетели памяти).

3. Знакомство с правами человека.

Ты счастлив тогда, когда тебе хорошо, ты не задумываешься о своих правах и обязанностях.

Как Вы думаете, что такое права человека (ребенка)?

(Это права, присущие человеку, без которых он не может существовать, как человеческое существо).

Права есть у взрослого и у ребенка:

Играть и учиться, мечтать и трудиться

Помочь старику и погладить котенка,

И чистой водой на рассвете умыться.

По Конституции нашей страны, мы все имеем право на жизнь, имеем право на образование, право выбирать профессию, имеем право на отдых, жилье и медицинскую помощь и другие. А также сказано, что человек и его права и свободы являются ценностью. В Конституции сказано, что можно делать человеку, что нельзя, т.е. его права и обязанности.

Права человека начинаются с прав ребенка.

Документ, который закрепил ваши права называется - Конвенция о правах ребенка.

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться государствами, подписавшими его. ( Конвенция была принята 20 ноября 1989 году)

В этом документе 54 статьи, и они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей.

Почему же был принят такой документ, защищающий права детей?

(Очевидно, потому что дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. Они нуждаются в особой защите, поэтому наше государство приняло на себя обязательство выполнять Конвенцию о правах ребенка).

В Конвенции говорится, что ребенок имеет право знать свои права (ст.2),

Поэтому мы с вами должны знать и изучать права ребенка, то есть ваши права.

Конкурс: Угадай право

− Право на образование.

− Право на свободный труд, защита от безработицы.

− Каждый имеет право на жилище, и оно неприкосновенно.

− Никто не может издеваться над человеком, пытать его, грубо к нему относиться.

− Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

− Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

− Право на жизнь. Давайте разберемся, какие конституционные права были нарушены в данной сказке.

Я опишу ситуацию, а вы поднимите табличку с правильным ответом: 1. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Защита от безработицы.)

2. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Право на образование.)

4. Когда Буратино болел, к нему вызывали докторов. (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).

5. Мальвина принялась учить Буратино письму и математике. (Право на образование).

6. Какое право нарушил Карабас, когда подвесил Буратино в кладовке на гвоздь? (Никто не может издеваться над человеком. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

7. Какое право нарушили полицейские, когда бросили Буратино в пруд? (Право на жизнь).

8. Какое право соблюдалось, когда Мальвина лечила Артемона? (Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание).

9. Какое право нарушено, когда полицейские с Карабасом ворвались в каморку папы Карло? (Каждый имеет право на жилище и его неприкосновенность).

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить

Играть, дружить и не тужить.

В Конституции закреплены не только права, но и обязанности.

А какие обязанности Вы знаете?

Правильно, обязанностей много: и в школе, и дома, и все они разные, их надо всегда выполнять.

В основе всех обязанностей лежит один принцип – отделять хорошее от плохого. Что можно делать, а что нельзя?

Помните, известные строки из стихотворения: «Крошка-сын к отцу пришел и спросила кроха, что такое хорошо и что такое плохо?

Сейчас я вам буду зачитывать ситуации, а вы должны их оценить с точки зрения этого принципа.

1. Не соблюдать школьную дисциплину;

2. Бегать на переменах сломя голову;

3. Уступать пожилому человеку место в троллейбусе;

4. Шуметь утром, чтобы все слышали;

5. Написать на парте, что ты болеешь;

6. Уважительно относится ко всем учителям школы;

7. Соблюдать чистоту и порядок в школе и дома.

8. Всегда прийти к другу на помощь;

9. Помочь пожилому человеку и потребовать за это вознаграждение;

10. Переходить дорогу на красный цвет.

А теперь, давайте с вами попробуем ответить устно на вопросы теста.

Ваша задача найти правильный ответ под буквами: а), б), в), г).

1. Права человека не всегда соблюдаются. Но есть люди, которые борются за их соблюдение. Как называется такой человек?

2. Кто должен защищать права ребенка, если его права нарушены?

3. Как называется документ, который закрепляет права ребенка?

4. Сколько статей в Конвенции?

5. Какой день объявлен международным днем защиты ребенка?

6. Кто является согласно Конвенции ребенком?

г) Человеческое существо от рождения до 18 лет.

Ну, что вот и завершается наше путешествие в страну Законию, где люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности. Вы будете взрослеть, углублять свои знания. Вы будущее нашей страны. Не допустите, чтобы наше государство превратилось в царство беззакония.


Педагог. Ребята, я вас сегодня хочу познакомить с одним персонажем. И он тоже очень хочет с вами познакомиться. У него есть к вам несколько вопросов.
Почемучка. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Почемучка!




Дети. Ответы детей.
Педагог (обобщает). В давние времена, когда человек ходил по земле только пешком, Правил дорожного движения не существовало. Чтобы двигаться быстрее и перевозить больше грузов, человек оседлал животных и запряг их в повозки. Первым дорожным знаком можно считать камень на развилки дорог с надписью: «налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – сам пропадешь. Когда появились первые автомобили, без правил дорожных знаков их движение стало просто опасным. Правила дорожного движения – это правила, которые устанавливает единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Все эти правила называются законом и они прописаны в специальной книге. Они обязательны для всех, и нарушать их нельзя.






Дети. Ответы детей.
Педагог (обобщает). Ваши родители каждый день ходят на работу: кто-то лечит и учит детей, у кого-то мама шьет, работает в магазине. Папа строит дома, служит в Армии и т.д. За свой труд получают деньги, на которые вам в магазине покупают игрушки, одежду, еду. Водитель тоже за свой труд получает деньги, весь день возит пассажиров, он также должен получать за свою работу деньги, а еще транспорт нужно ремонтировать, заправлять бензином. А что же получается, если в транспорте мы не будем оплачивать свой проезд? Теперь подумайте сами и объясните!




Дети. Ответы детей.
Педагог (обобщает). Для безопасного движения пассажиров и водителя в автомобиле есть специальное приспособление. Ремень безопасности – это такая широкая лямка, которая прикреплена к сидению. Ее нужно перекинуть через голову на плечо. Ремень безопасности необходим для того, чтобы водитель или пассажир при резком торможении или столкновении, или в других неприятных ситуациях не мог вылететь через переднее стекло, пораниться, а ремень его крепко держит.




Дети. Ответы детей.
Педагог (обобщает). Детей младше 12 лет нужно возить в машине только в специальном кресле. Это устройство для перевозки детей. Кресло ставится на заднее сидение в транспорте. Ребенка родители пристегивают ремнями безопасности. В этом кресле удобно и комфортно, можно смотреть в окно. Родитель, кто просто посадит малыша на сидение и не пристегнет ремнем безопасности - нарушитель. Авто-кресло защищает ребенка и обеспечивает безопасность в поездке.





Педагог. Я предлагаю вам, ребята,
Занимательные странички по Правилам дорожного движения!
Кроссворд.


Вопросы:
По горизонтали:
1. Место обязательного перехода проезжей части дороги?
2. Водитель или пешеход, который не соблюдает Правила дорожного движения?
3. Световое устройство на перекрестке?
По вертикали:
1. Прочная, широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителей и пассажиров в транспорте?
2. Наказание за нарушение Правил дорожного движения?
3. Право на одну поездку в общественном транспорте?
4. Приспособление для перевозки детей в транспорте?
Ответы на кроссворд:
По горизонтали: 1. Переход. 2. Нарушитель. 3. Светофор.
По вертикали: 1. Ремень. 2. Штраф. 3. Билет. 4. Кресло.

Подумай и объясни.


1. В автомобиль сели Маша, Коля, Ваня. Коля и Маша пристегнулись ремнями безопасности, а Ваня не пристегнулся. Кто из ребят нарушил правила?

2. Ребята торопились в школу. Скоро должен прозвенеть звонок на урок. Две девочки пошли по пешеходному переходу, а один мальчик, что бы сократить путь пошел по проезжей части, наискосок. Кто поступил правильно?

3. Каждый раз, когда мы подходим к перекрестку, нас встречает светофор. То зеленым светом моргнет, то красным засияет. Объясни, для чего этот предмет находится на перекрестке?

4. Женя и Юра решили проехать до школы на автобусе. Женя купил билет у кондуктора, а Юра тихонько прошел и сел на сидение. Кто из ребят нарушил правила?

5. Мама, папа и маленькая трехлетняя дочь ехали на дачу на своем автомобиле. И вдруг их остановил инспектор ГИБДД, и выписал штраф. Почему он их остановил?

Ответы на логические задачи:
1. Ваня. 2. Девочки. 3. Регулирует дорожное движение.
4. Женя. 5. Кресло


Педагог. Вот и закончилось наше путешествие в страну Правоведения. И в вашем дорожном словаре появились новые слова.

Мой дорожный словарь.
Пешеходный переход – участок проезжей части, выделенный для движения пешеходов через дорогу.
Билет – право на одну поездку в транспорте
Светофор – электрическое устройство для регулирования движения транспортных средств и пешеходов
Ремень безопасности – эффективное средство по спасению жизни людей, находящихся в автомобиле при столкновениях
Детское авто – кресло – приспособление для безопасной перевозки детей
Нарушитель – гражданин, который не соблюдает и нарушает Правила дорожного движения
Штраф – наказание в виде денежного взыскания
Инспектор ГИБДД – уполномоченное лицо, которое следит за порядком и соблюдением Правил дорожного движения
Правила – главный документ, регламентирующий права и обязанности всех участников дорожного движения
Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий

ЦЕЛЬ занятия : формирование у детей знаний о правах чел овека.

1.Учить детей вид еть и слышат ь, пытливо вглядыва ться в мир ,

наблюдать это т мир и действоват ь в соответствии с законами жизни.

2. Упорядочить, си стематизировать з нани я детей о правах и

обязанностях, полу ченные на заня тиях по правовому воспитанию «Хочу.

3.Учить анализиро вать, рассуждать, сопостав лять, делать выв оды.

5. Развивать реч ь, память, мышление детей, способс твовать

расширению их к ругозора, обогащать словарн ый запас.

МАТЕРИАЛ К ЗАН ЯТИЮ: Презентация к занятию ( иллюстрации из сказок ) ,

солнце, лучи, му зыкальное оформление , эмблемы, солныш ки, тучки.

ПРЕДВАРИТЕЛЬН АЯ РАБОТА: Чтение ху дожественных про изведений:

- Здравствуйте, ребята, гости! Я рада видеть всех вас! И хотелось бы

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковые внешности, у каждого человека есть

что - то своё, что отличает от остальных людей. Но мы понимаем друг друга, у нас есть что -

то общее. Общее – это наши права. Права человека есть у всех людей. Наша задача

хорошо запомнить их и правильно пользоват ься своими правами, не забывая о права х

Права никто не даёт, человек получает их от рождения. Слайд 1.

Право – это охраняемая, об еспечиваемая государством естественная возможность

- И сегодня мы пог оворим о ваших пра вах и обязанностях.

Вы, дети, самое дорогое, что есть на земле. О вас заботится государство, и даже в вашу

честь есть праздники, которые отмечаются не только в нашей стране.

– Кто знает, о каких праздниках я говорю? ( День защиты детей – 1 июня, всемирный день

– Как вы думаете, где можно узнать о правах человека и его обяз анностях? Как

называется основной закон нашей страны? (Конституция ). Что же такое Конституция?

12 декабря 1993 года была принята Конституция, основной закон, по которому мы с вами

– Существует специальный документ, в котором прописана необходи мость заботы о

детях. Отгадайте, как он называется. (Конвен ция). Слайды 6 .

– Что же такое Конвенция? Конвенция о правах ребёнка была принята 20 ноября 1998

- Самое главное, в этих документах ребёнком считается каждый чело век до

- Если в точности соблюдать все, что записано в этих документах, то кошмар и

неразбериха на Земле немедленно прекратятся. А сейчас я вам предлагаю совершить

Звучит музыка ( Приложение 1 ), под музыку воспитатель одевается королевой Права,

- Здравствуйте , ребята, я королева страны Правознайкин о. Мы пригласили вас к себе не

зря, нам нужна помощь. Дело в том, что раньше наша страна жила оче нь счастливо,

благодаря чему вы можете узнать, отгадав сл ово по буквам. Слайд 10 . (солнце)

Именно благодаря солнцу росли необыкновенные деревья и цветы, у всех людей была

работа, потому что оно светило ярко , и мы его очень берегли, ведь на каждом его луче

были записаны наши права! Но однажды над страной нависла чёрная туча, налетел злой

ветер. Мы попрятались по своим домикам, чтоб переждать ненастье. А когда всё

закончилось , и туча уплыла, то на солнце не осталось ни одного яркого лучика. Вот с тех

пор в нашей стране наступили страшные времена: жизн ь превратилась в сплошной

кошмар и неразбериху. Мы до сих пор ищем эти заветные лучи, но чтобы их найти нужно

знать очень много сказок, и правильно определя ть , чьи и кем были нарушены права

героев, надеемся на то, что кто - нибудь поможет нам в этом.

- Ребята, как вы думаете, нужно ли помогать тем, кто попал в беду? Почему? (Нужно,

- Давайте вместе с вами постараемся помочь нашим жителям Правознайкин о. А перед

этим предлагаю всем взяться за руки и подарить друг д ругу добр ую улыбк у, ведь добрые

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано по квест технологии ко Дню защиты детей.

Автор разработки: Мишарина Вероника Александровна,

Квест - это поэтапная игра с подсказками, разгадывая которые, участники приближаются к финалу. Кто быстрее всего разгадает, тот и становится победителем.

Форма: командная игра по станциям

Участники: 1-11 класс

формирование гражданской позиции, правовой и нравственной
культуры обучающихся.

Задачи:
• Обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
• Научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
• Формировать уважительное отношение друг к другу;
• Воспитывать правовую грамотность учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, маршрутные листы

Ход мероприятия.

Ведущий мероприятия собирает всех участников в холле и объясняет суть игры, раздаёт маршрутные листы.

Задачи игры: пройти все этапы, собрать ключи и назвать документ, содержащий основные права ребёнка.

Читайте также: