Конспект занятия создание школьной газеты

Обновлено: 07.07.2024

Цель интеграционная: способствовать развитию творческого мышления при оформлении полос газеты и умения учащихся демонстрировать свои навыки работы в издательской среде Microsoft Office Publisher.

  • Образовательные: учить детей отбирать из полученного материала наиболее интересные статьи, заметки, корректировать письменный текст, озаглавливать заметки, создавать рубрики, подбирать к материалу соответствующие фотографии и картинки, оформлять печатную страницу на подготовительном этапе выпуска газеты;
  • Воспитательные: формировать у учащихся собственную позицию в подготовке выпуска, формировать и развивать мотивацию в выпуске школьной газеты и своего активного участия в ней; развивать навыки сотрудничества в совместной работе, эстетический вкус в оформлении газеты; проявлять свои организаторские способности;
  • Развивающие: развивать умение детей анализировать и аргументировать выбор своих статей и рубрик; способствовать развитию языковой компетентности учащихся на уроках информатики.
  • Организационный этап (3 мин).
  • Верстка газеты. Основные понятия (10 мин).
  • Отбор и утверждение материалов для номера газеты (20 минут).
  • Создание макета газеты в группах в MS Office Publisher (40 мин).
  • Рефлексия. Подведение итогов (7 мин).

Подробное описание хода урока:

I этап: Организационный этап (3 минуты)

Учитель информатики: Здравствуйте ребята, тема нашего занятия сегодня “Создание школьной газеты КИТ средствами программы MS Office Publisher”. (Слайд 2)

ПДО: Здравствуйте, ребята, мы с вами будем работать над очередным выпуском нашей школьной газеты “КИТ”.

Учитель информатики: А как расшифровывается аббревиатура КИТ?

(Ответ: Калейдоскоп Интересных Тем).

ПДО: Я думаю, что вы будете такими же активными, творческими и деятельными, как и всегда, и у нас получится хороший, интересный номер, как и прежде.

Учитель информатики: И сейчас, в ходе нашего интегрированного занятия, мы покажем один из способов работы школьной редколлегии.

ПДО: Таким образом, цель нашего занятия – разработка макета и вёрстка школьной газеты КИТ средствами расширенного пакета Microsoft Office Publisher 2003.

II этап. Верстка газеты. Основные понятия (10 мин)

ПДО: Но сначала, мы вспомним, как создают газеты и повторим профессии людей, занимающихся созданием газеты.

Во-первых, кто отвечает за всё содержание газеты, включая и редакционные статьи?

(Ответ: главный редактор газеты). (Слайд 4)

Во-вторых, кто предоставляет информацию для будущей газеты?

(Ответ: журналисты и корреспонденты). (Слайд 5)

Ещё, немалую роль в создании газеты играет редактор-распорядитель – главный администратор в отделе информации, который согласовывает свою работу с главным редактором.

В отделе информации редактор-распорядитель – полный хозяин. Он руководит сбором информации и ее обработкой в отделах, которыми заведуют их руководители: редактор общих новостей, редактор столичных новостей, редактор региональных новостей, редактор очерков, редактор спортивных новостей, редактор деловых новостей, художественный редактор (фоторедактор) и редактор воскресных выпусков.

После консультации с редактором-распорядителем редактор определяет размеры заголовков и контролирует процесс дальнейшей обработки материалов.

А также, в штат редакции набирают художников-оформителей, которые готовят иллюстрации с помощью компьютеров.

Кроме того, в создании газеты участвуют верстальщики текстов.

Ребята, кто такие верстальщики?

(Ответ: Верстальщик – это специалист, осуществляющий вёрстку газеты). (Слайд 6)

Верно, верстальщик – это специалист, работающий в редакционно-издательских учреждениях. Он занимается компьютерной вёрсткой рекламных материалов и другой печатной продукции. В обязанности верстальщика текстов входит составление страниц (полос) газеты, журнала, книги определённого размера из набранных строк, заголовком, иллюстраций, в соответствии с разметкой или макетом в той последовательности, в какой они должны быть представлены в книге или газете. Верстальщик размещает набранный текст для печати газетных полос или книжных страниц в соответствии с определёнными требованиями (стандартами) с помощью компьютерных программ вёрстки, которые автоматически выдерживают заданные параметры. (Слайд 6) клик

А что же такое вёрстка?

(Ответ: вёрстка – это соединение и оформление собранного материала в единый продукт, готовый к изданию). (Слайд 7)

А кто же выполняет оформительскую функцию в создании газеты?

(Ответ: оформитель, web-дизайнер). (Слайд 8)

Верно, web-дизайнер – это создатель оригинальных компьютерных проектов и программ. Специалист, разрабатывающий стиль компьютерной программы, способный совместить в своём продукте полезность и гармоничность информации, выводимой на экран и создающей эффект полной реальности моделируемой ситуации.

Учитель информатики: Конечно, штат нашей редколлегии не такой многочисленный. В создании газеты КИТ сегодня участвует всего 9 человек, каждый из которых выполняет свою функцию. Среди вас присутствует главный редактор – Кирилл, а также 4 верстальщика и 4 web – дизайнера.

III этап. Отбор и утверждение материалов для номера газеты (20 минут).

Учитель информатики: Ребята, а в чём же заключается создание печатного издания?

(Ответ: в дизайне и вёрстке печатного издания).

ПДО: Верно, дизайн и верстка печатного издания – это и есть сначала дизайн, одноразовое действие по созданию макета (шаблона оформления), затем – повседневная верстка, т. е. укладывание новых материалов в готовый макет.

Учитель информатики: Однако, прежде чем приступить к компьютерной вёрстке газеты, вам сначала предстоит создать макет будущей газеты на бумаге.

ПДО: В редакцию нашей газеты поступили материалы, заметки школьников, статьи на разные темы, о различных событиях нашей школы за последнее время. Для того, чтобы напечатать их в номере, нам надо разобраться с материалами и создать предварительный вид нашего выпуска.

Прежде всего, на первом этапе вам необходимо выбрать наиболее интересные на ваш взгляд материалы, разложить их по темам, озаглавить статьи и заметки (если у них нет названия), продумать рубки, где будут располагаться ваши материалы.

На втором этапе вы должны подобрать подходящие фотографии, картинки к вашим рубрикам и материалам, т.е. заняться оформлением вашей странички.

И на третьем этапе, вам необходимо создать свою предварительную страничку на листе бумаге, т.е. расположить материалы и фотографии с картинками, посмотреть эстетически на вид вашей страницы, сделать необходимые подписи.

Учитель информатики: Прежде, чем вы приступите к работе, хочется вам дать несколько советов по оформлению:

Любая работа над газетой начинается с анализа материала и построения макета будущего издания.

Первая страница – лицо издания: логотип находится на одном и том же месте, украшение страницы – иллюстрация, выноски основных тем, обсуждаемых в номере.

ПДО: На эту работу вам дается 15-20 минут. После этого вашу работу оценит главный редактор, выскажет свое мнение, а вы обоснуете ваш выбор материалов и расположение их на странице.

(Работа обучающихся в группах по отбору и утверждению материалов.)

ПДО: Теперь, ребята, после того, как вы отобрали необходимый материал и создали свои странички, согласовали свою работу с главным редактором, вам необходимо перейти к печатным работам. Работать вы будете в парах, и каждый из вас будет выполнять определенные функции: один верстальщик и web-дизайнер. Все эти функции вам известны. Независимо от того, какую функцию выполняет каждый из вас, вам придется работать вместе и согласовывать свои действия, советоваться. Главный редактор будет вам помогать, а вы можете всегда обращаться к нему за помощью и советом. Можете приступать к печатной работе.

IV этап. Создание макета газеты в группах в MS Office Publisher (40 мин).

Учитель информатики: Создавать электронный макет и верстать школьную газету КИТ мы будем с помощью издательской системы MS Office Publisher. Эта программа держится особняком от остальных собратьев по Office. Скромно притаившись в той же папке, что и Word, она остается незамеченной пользователями. И напрасно: ведь с ее помощью можно творить настоящие чудеса. Выпуск школьных бюллетеней, поздравительных открыток, буклетов-объявлений и web-узлов – это далеко не полный перечень того, что умеет делать Publisher. Ее можно назвать маленькой настольной типографией.

Поэтому, сегодня мы с вами попытаемся с помощью MS Office Publisher сверстать 4-х полосную газету. Работа нам предстоит в группах, состоящих из верстальщика и дизайнера. В начале занятия вам были на выбор предложены фигуры четырёх цветов по вашему настроению. Поэтому объединение в группы будет происходить по цветовому признаку.

Итак, войдем в программу Publisher. Найти ее можно, нажав последовательно Пуск, Все программы, Microsoft Office, Microsoft Office Publisher.

На главной панели программы в каталоге Начать с макета нажимаем на кнопку Публикации для печати

И в раскрывшемся списке выбираем Бюллетень.

В окне появляется множество разнообразных четырехполосных газетных заготовок. Формат каждого бюллетеня имеет свое название – Путешествие, Горошины, Зубчики, Эхо. Открывая последовательно разные листки, выбираем понравившийся. Для того, чтобы газета была в едином стиле, выбираем шаблон оформления Горошины.

Бюллетень предусмотрительно размечен: там есть место для названия газеты, колонка передовицы, “квадратик” для фотографии или картинки.

Вписываем название газеты “КИТ”. Затем помещаем в маленькие рамочки под заголовком дату выхода и порядковый номер издания: 05 февраля 2010, Выпуск 2 (38), а также помещаем логотип школы в левый верхний угол: логотип находится в сетевой папке Buf406 –> Материалы для вёрстки –> Логотип.

Для своей школьной газеты КИТ создадим Пользовательскую цветовую схему, соответствующую красочному логотипу образовательного учреждения.

Подбираем цвета для макета по образцу, для того, чтобы стиль газеты был единым.

Ещё раз сверьте цвета газеты со слайдом макета.

Сохраните Пользовательскую цветовую схему под названием Газета КИТ, нажав кнопку Сохранить схему.

Убедитесь, что ваша схема сохранена на панели Цветовые схемы.

Теперь подберём Шрифтовую схему Несерьёзную.

Теперь каждый из Вас переход на ту страничку, за вёрстку которой вы отвечаете. И помещаете тексты статей, которые были утверждены главным редактором. Все тексты статей и фотографии, и картинки размещены в сетевой папке Buf406 –> Материалы для вёрстки.

ПДО: В открывшемся окне найдем написанную раньше статью и поместим ее в нужную колонку. Еще раз прочитаем. Как она выглядит в макете? Нет ли ошибок? Если нужно, сделаем редакционную правку. Прямо здесь устраним неточности, поправим стиль, удалим спорные места.

Учитель информатики: Теперь вы приступаете к вёрстке газеты. Помогать в вёрстке газеты буду не только я, учитель информатики, но и главный редактор, который будет давать ценные советы каждой из групп.

(Обучающиеся в группах за компьютерами показывают технологию верстки газеты. В помощь группам даются инструкции по оформлению страниц – шаблонов, макетированию страниц. Материал для газеты берется из файлов, подготовленных заранее и расположенных в сетевой папке компьютерного класса.

Группы работают с одним и тем же материалом. Их коллективное творчество проявляется в размещении материала и вёрстке выпуска газеты.)

Учитель информатики: По окончанию работы вы сохраняете свои страницы газеты в сетевой папке Buf406 –> Выпуск газеты КИТ –> , например, 3.

Учитель информатики: А теперь пришло время поработать и главному редактору, которому предстоит сверстать четыре разрозненные полосы в единый выпуск и вывести на печать полученную газету.

Сейчас он всё это продемонстрирует с помощью мультимедийного проектора.

(Главный редактор группирует объекты в файле 2 (страница 2), копирует единую страницу в файл 1, предварительно всё удалив со страницы 2 файла 1 и т. д. до получения единого четырёхполосного издания. Затем отправляет это всё на печать цветного принтера).

V этап. Рефлексия. Подведение итогов (7 мин)

ПДО: Итак, перед вами новый, выпущенный выпуск газеты. Ваши ощущения, впечатления?

(Обучающиеся делятся впечатлениями о выпуске газеты, анализируют свою работу, делятся впечатлениями.)

Учитель информатики: Хотите ли вы еще выпускать газету? Является ли для Вас это увлекательным?

(НА СЛАЙДЕ: Школьный пресс-центр)

Ребята, скажите, актуально ли выпускать газету в школе? Почему?

- чем должна отличатся информация на сайте школы и в школьной газете?

+ (инф на сайте более официальная, краткая по содержанию, факты)

- Каждая группа корреспондентов (а их 4!) будет создавать одну полосу газеты, то есть работать в определенном жанре и рубрике.

- Но сначала нам необходимо определить тему номера.

- Посмотрите на цифры и скажите, как они связаны с нашей школой.

+ 19 (адрес), 20 (№выпуска газеты), 1991 (год открытия школы), 5 (№ школы), 100000 (съедают ученики школы за год), 25 (юбилей школы).

- Назовите тематику номера?

- Да, в этом году наша школа празднует 25-тилетний юбилей

- Поэтому несколько выпусков нашей газеты мы посвящаем этому событию.

3. Актуализация знаний

- С какими профессиями в журналистике вы знакомы? Чем занимаются эти люди?

+ журналист (корреспондент), фотокорреспондент, корректор, редактор, верстальщик, дизайнер.

- Посмотрите на слайд и назовите термины, относящиеся к журналистике

+ заявление, статья, лид , прокурор, ЕГЭ, интервью, заметка, заголовок , боцман, спецназ, кредит, сотка.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Соотнесите термин и его определение.

(на слайде термины и определения) ?

Статья - публицистическое произведение небольшого размера, посвященное важному вопросу, злободневной теме или жизни, творчеству, достижениям конкретного человека или группы лиц.

Передовая (общеисследовательская статья)

- В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, все виды текстов: повествование, описание и размышление. Здесь вы можете использовать любые изобразительные средства.

В.В.: (оформление статьи)

- Ребята, многие правила макетирования и верстки вам уже знакомы. Я лишь дам вам несколько советов:

СЛАЙД: Соблюдайте принцип количества.

Каждой статье желательно придать прямоугольную форму.

У ВАС НА СТОЛАХ есть ПАМЯТКИ, где обозначены основные правила верстки. Пользуйтесь ими.

- Соотнесите термин и его определение.

(на слайде термины и определения) ?

Заметка - информационный жанр, который сообщает о важном факте или событии общественной жизни.

С кем произошло? (Кто участвовал?)

Где это произошло?

Когда это произошло?

Почему это случилось?

Как это произошло?

(на слайде пример заметки из школьной газеты)

В.В.: (оформление заметки)

Еще несколько советов:

  • На каждой странице должна быть ведущая иллюстрация.
  • Лучше напечатать одно большое фото, чем два маленьких.
  • Соблюдайте единство оформления в дизайне текста, используйте его на всех полосах газеты.

- Соотнесите термин и его определение.

(на слайде термины и определения) ?

Интервью - представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста.

Интервью публикуется с целью довести до сведения читателей мнение компетентного лица о каком-либо событии, содержит вопросы конкретного характера и достаточно лаконичные ответы.

интервью-диалог (классическое интервью),

- Блиц-опрос содержит ответы на один и тот же вопрос разных лиц, его цель - краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, взглядов, предпочтений. Блиц-опрос интересен, если содержит разнообразные мнения.

(на слайде пример газеты с блиц-опросом)

Лид – первый абзац журналистского материала, задача которого – привлечь внимание читателя.

На слайде (чего не должно быть)

- Главным критерием лида является его компактность, что позволяет за короткий промежуток чтения донести до читателя то, о чем хочет далее проинформировать его автор материала/статьи. Попробуйте сделать ваш лид уникальным. Начните с того момента, который зацепит читателя. То может быть игра слов, парадокс, динамичность или же шутка, которая поможет настроить читателя на расслабляющее чтение.

(пример лида из газетной статьи)

В.В.: (оформление лида) Лид - это особый текстовый блок, который необходимо подать ярко и выразительно, акцентировать на нем внимание читателя . Выберите тот или иной способ выделения лида и всегда используйте его. Простейший способ – верстать лид полужирным. Иногда для лида используют несколько увеличенный кегль.

- В КАКОМ БЫ ВЫ ЖАНРЕ НЕ ПИСАЛИ, ДЛЯ ЛЮБОГО МАТЕРИАЛА НЕОБХОДИМО СОЗДАТЬ ЛИД.

-Заголовок – с трока, содержащая такое название и оформленная особым образом для выделения и привлечения внимания

На слайде (примеры)

- Первое правило — дать в заголовке максимум информации. Второе правило — заинтриговать читателя.

(примеры заголовков из школьной газеты на слайдах)

В.В.: (оформление заголовков) Требования к заголовку и его оформление:

- ВАША ЗАДАЧА ПРИДУМАТЬ ТАКОЙ ЗАГОЛОВОК, ЧТОБЫ ЧИТАТЕЛЬ ПРОЧИТАЛ ВАШ МАТЕРИАЛ ПЕРВЫМ.

5. Практическая работа

- Давайте составим алгоритм действий

  1. Тема
  2. Жанр
  3. Сбор материала
  4. Обработка материала
  5. аПроверка ошибок
  6. Верстка

- ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ. НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРО ФОТОМАТЕРИАЛ ДЛЯ СТАТЬИ.

(работа в группах, интервью у гостей)

- Сегодня мы предлагаем гостям принять участие в создании МАКЕТА этой полосы газеты.

- Вам предлагается нарисовать рисунки и написать буриме – стихотворение по заданной рифме.

На слайде пример буриме

- Тематика вам известна- Юбилей школы и все, что с ней связано: учитель, ученик, звонок, урок и т.д.

… поворот
… удаётся
… придётся.

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Зачитайте заголовки и лид.

- 2 группа – заголовок и лид

- 3 группа – Заголовок и лид

- 1 группа – заголовок и лид.

- Вы заметили, что во время нашего занятия работал фотокорреспондент, без которого невозможно выпустить яркий номер газеты. Давайте сделаем общий снимок для фотоотчета с сегодняшнего занятия.

- Итак, все страницы готовы, давайте посмотрим, что у нас получилось. (показываем)

- нашей газете еще предстоит пройти корректорскую и редакторскую правки. И свежий номер издания увидят ученики и педагоги нашей школы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Школьная газета "Школьные вести"

Это творческая работа старшеклассников, учащихся 11 класса и частично 8 класса, о жизни нашей школы, о самых интересных событиях, акциях. Газета издается ежемесячно, содержит тематическую подборку мат.


Школьная газета "На школьном перекрестке"

Газета - участник конкурса "Мы за ЗОЖ. Неболейка". Распростряняется бесплатно.Здравствуй, дорогой читатель!Перед вами два выпуска газеты "На школьном перекрестке". Это специальные выпу.

Школьная газета "Школьный вестник"

Школьное издание - газета "Школьный вестник". Тема - "Здоровое питание".


Создание школьной газеты сложное и кропотливое дело, требующее больших усилий. Тем не менее, с каждым годом в школах Санкт-Петербурга все чаще и чаще появляются органы печати. Школьная журналистика вы.

школьная газета "Наша газета" - "Игла - жестокая игра"

проект школной газеты.


Новые информационные технологии становятся инструментом для познания мира и осознания себя в нём. Поэтому во внеурочной деятельности мы говорим о медиаобразовательных умениях работы с информацие.

Публикации в районной газете "Селенга" и школьной газете "Загустай NEWS"

Здесь представлены публикации, посвященные 100-летнему юбилею Загустайской СОШ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование знаний воспитанников о выпуске газеты.

Задачи: - развивать литературно-творческие и аналитические способности, умение работать в команде в процессе игры.

Кружок "Школьная газета" Дата___________

Цель: формирование знаний воспитанников о выпуске газеты.

Задачи: - развивать литературно-творческие и аналитические способности, умение работать в команде в процессе игры.

Оборудование и материалы: подшивки газет, названия газеты, рубрик, эмблемы, различные картинки для иллюстрации газеты, маркеры.

Организационно-подготовительный этап

Педагог: Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием, а теперь мы с вами разделимся на три команды. Я надеюсь, что все помнят, в каком порядке загораются цвета светофора при переходе через дорогу?

Учащиеся: Да. Красный, за ним желтый, а затем зеленый.

II. Конструирующий этап:

Педагог: Ребята, вы знаете, я не раз слышала от школьников, что их заставляют делать газеты, но они не знают с чего им начать. Поэтому наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы посвятить рассмотрению этой проблемы. В начале мне бы хотелось вам сказать, что в Конвенции о правах ребенка есть статьи, предоставляющие ребенку право свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению через СМИ.

Права ребенка согласно закону Российской Федерации об образовании:

Ст. № 50 П.4 Обучающиеся имеют право на получение информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Педагог: Ребята, скажите где, в первую очередь, вы можете реализовать эти права?

Учащиеся:В школьной газете.

Ребята, а как вы считаете с чего же необходимо начать присоздании школьной газеты?

Учащиеся: дают свои варианты (собрать команду, придумать название, собрать материал для газеты и т.д.)

Эти варианты параллельно набираются на слайде презентации (или записываются на доске).

Учащиеся: Молодцы ребята, вы правильно назвали необходимые составляющие.

Далее идет показ слайда, и педагог анализирует с воспитанниками, какие составляющие были не названы.

Чтобы выпустить газету необходимо:

1) Провести старт работы над газетой коллективно. Определить участников дела: а) инициативная группа, вызвавшаяся по желанию, интересу; б) творческая группа, сформированная по представительству от каждого коллектива; в) по микроколлективам.

2) Определить задачи и сроки. Самое главное здесь: правильно распределить поручения между участниками выпуска: - кто возьмется за интервью; - другому поручат собрать материал об интересном деле; - третий согласится оформлять и т.д. ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ПРОДУМАТЬ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЯ, ЧТОБЫ НЕ ЗАТЯНУТЬ ВЫПУСК ГАЗЕТЫ;

3) Приступить к работе над содержанием и оформлением газеты:

а) придумать название и эмблему;

в) придумать рубрики в газете;

б) из числа редколлегии газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;

в) сделать макет газеты;

Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое макет газеты?

Учащиеся отвечают:

Макет – газета в миниатюре или натуральную величину с предварительной расклейкой всех элементов текста и иллюстраций.

Педагог: Итак, ребята, сейчас мы с вами распределим обязанности по выпуску газеты и выпустим номер нашей школьной газеты.

Педагог: Ребята, а как в журналистских кругах это называется?

Учащиеся отвечают

Каким может быть заголовок:

Одно емкое слово;

Строчка из песни;

Строчка из стихотворения;

Призыв, восклицание и т.д.

Педагог: Итак, приступайте к выполнению задания, при этом не забудьте дать обоснование, почему вы дали именно такое название газете и выбрали такую эмблему. Все понятно?

Рубрики в газете:

Постоянные: колонка редактора, проба пера (литературно-художественное творчество), афиша (объявления), наши увлечения и т.д.

Сменяющиеся: наш опрос, знай наших, экологическая тропа и т.д.

Педагог: Итак, определите три рубрики и скажите, почему именно эти рубрики считаете важными.

Учащиеся:отвечают, задают вопросы.

2) Систематизированный

3) Контрольный:

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Теперь мы переходим к следующему этапу работы. Каждая из команд должна заполнить рубрику информацией. Если говорить о жанровой принадлежности, то это будет заметка, так как это один из самых оперативных жанров современной журналистики. Ребята, охарактеризуйте заметку, как жанр.

Учащиесяотвечают

Искусство написания заметки:

Состоит в том, чтобы дать читателям ответы на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем?. Причем сделать это необходимо в предельно сжатом газетном пространстве, примерно 40 слов

Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут и прикрепляют получившиеся заметки к макету газеты. Параллельно к заметкам подбираются картинки и иллюстрации, которые тоже приклеиваются к макету.

III. Итоговый

1) Аналитический:

Педагог и воспитанники анализируют, насколько четко они выполнили цель, поставленную в начале занятия.

Работа над содержанием и оформлением газеты:

а) придумать название и эмблему;

в) придумать рубрики в газете;

б) из числа редакции газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План учебного занятия

Ф.И.О. руководителя кружка Незнанова Е.Н.

Дата проведения учебного занятия :

База проведения кружка

Количество присутствующих

Цель: формирование знаний воспитанников о выпуске газеты.

познакомить с этапами создания школьной газеты, с элементами газеты;

научить создавать заметки.

развивающие:

развивать умения самовыражаться, самоутверждаться;

развивать творческие способности;

формировать способы социального взаимодействия;

развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе.

воспитательные: сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;

воспитание информационной культуры;

воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции.

Методы организации учебного занятия:

-словесный (лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация и т.д.);

-наглядный (запись наблюдений, зарисовки, рисунки, фото-видеосъёмка, работа с наглядными материалами: газетами);

-практический (упражнения, тренинги, выполнение письменных работ).

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, карточки, подшивки газет, названия рубрик, ЦОР.

Методическое сопровождение учебного занятия: образовательная программа кружка, литература по профилю кружка, методические разработки.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты освоения курса предполагают:

- приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпусков газеты;

- получение возможности проявлять инициативу в принятии решений;

- понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком и отражают формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты учащихся :

- познакомятся с основными терминами журналистики;

- приобретут первичные навыки работы с информацией;

- приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;

- приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

- научатся давать самооценку результатам своего труда;

- научатся работать над выполнением задания как индивидуально, так и согласованно в составе группы;

- научатся распределять работу между участниками проекта;

- научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях кружка и следовать им;

- осознают сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

- приобретут навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Ход занятий

Организационно-подготовительный этап

Педагог: Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием, а теперь мы с вами разделимся на три команды. Я надеюсь, что все помнят, в каком порядке загораются цвета светофора при переходе через дорогу?

Учащиеся: Да. Красный, за ним желтый, а затем зеленый.

Опрос - разминка

- Публицистика в переводе с латинского означает… (общественный )

- Публицистический стиль речи применяется в … ( общественно-политической сфере жизни, в газетах, журналах, теле и радиопередачах, выступлениях на митингах и собраниях).

- Задача публицистического стиля… ( сообщить информацию, воздействовать на массы через слово, формировать определённое отношение к общественным делам, гражданскую позицию).

- Характерные черты публицистического стиля … ( злободневность, яркость, страстность изложения, призывность)

II. Конструирующий этап

Слайд 3. Педагог: Ребята, я уверена, что на уроках, внеурочных мероприятиях вы говорили о правах детей. Какие из них вы назовете?

Конечно, вы слышали о свободе слова. Это право зафиксировано в Конвенции о правах ребенка. Здесь есть статьи, предоставляющие ребенку право свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению через СМИ.

Права ребенка согласно закону Российской Федерации об образовании:

Ст. № 50 П.4 Обучающиеся имеют право на получение информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Педагог : Ребята, скажите где, в первую очередь, вы можете реализовать эти права?

Учащиеся: В школьной газете.

Чтобы работа в группах была эффективной, давайте вспомним, какие правила мы соблюдаем.

Нормы общения

Говорим по очереди, не перебиваем друг друга.

Говорим по существу вопроса.

Критикуя – не переходим на личность. Критикуется предложение, но не его автор.

Критикуя – предлагаем свой вариант решения проблемы.

Задание на групповую работу.

Кто считает, что уже умеет работать в группе? Сейчас я предлагаю проверить это. Каждой команде даётся разрезанная геометрическая фигура, которую надо сложить. Выигравшей считается та команда, которая справится с этим заданием за три минуты. Условие: выполнять работу молча. Команда, окончившая своё задание, поднимает руки.

Вы хорошо справились с непростым заданием, и я желаю вам работать дальше так же организованно и дружно.

Ребята, а как вы считаете с чего же необходимо начать при создании школьной газеты?

Учащиеся: дают свои варианты (собрать команду, придумать название, собрать материал для газеты и т.д.)

Эти варианты параллельно набираются на слайде презентации (или записываются на доске).

Учащиеся: Молодцы ребята, вы правильно назвали необходимые составляющие.

Далее идет показ слайда, и педагог анализирует с воспитанниками, какие составляющие были не названы.

Чтобы выпустить газету необходимо:

1) Провести старт работы над газетой коллективно. Определить участников дела :

а) инициативная группа, вызвавшаяся по желанию, интересу;

б) творческая группа, сформированная по представительству от каждого коллектива;

в) по микроколлективам.

2) Определить задачи и сроки. Самое главное здесь: правильно распределить поручения между участниками выпуска:

- кто возьмется за интервью;

- другому поручат собрать материал об интересном деле;

- третий согласится оформлять и т.д.

ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ПРОДУМАТЬ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЯ, ЧТОБЫ НЕ ЗАТЯНУТЬ ВЫПУСК ГАЗЕТЫ;

3) Приступить к работе над содержанием и оформлением газеты:

а) придумать название и эмблему;

в) придумать рубрики в газете;

б) из числа редколлегии газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;

в) сделать макет газеты;

Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое макет газеты?

Учащиеся отвечают:

Макет – газета в миниатюре или натуральную величину с предварительной расклейкой всех элементов текста и иллюстраций.

Педагог: Итак, ребята, сейчас мы с вами распределим обязанности по выпуску газеты и выпустим номер нашей школьной газеты.

Педагог: Ребята, а как в журналистских кругах это называется?

Учащиеся отвечают

Педагог: Итак, приступайте к выполнению задания, при этом не забудьте дать обоснование, почему вы дали именно такое название газете и выбрали такую эмблему. Все понятно?

Рубрики в газете:

Постоянные: колонка редактора, проба пера (литературно-художественное творчество), афиша (объявления), наши увлечения и т.д.

Сменяющиеся: наш опрос, знай наших, экологическая тропа и т.д.

Педагог: Итак, определите три рубрики и скажите, почему именно эти рубрики считаете важными.

Учащиеся: отвечают, задают вопросы.

Ребята, а как на журналистском языке называется этот процесс?

2) Систематизированный

Прикрепить все к макету.

Тренинг для мозга.

3) Контрольный:

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Теперь мы переходим к следующему этапу работы. Каждая из команд должна заполнить рубрику информацией. Если говорить о жанровой принадлежности, то это будет заметка, так как это один из самых оперативных жанров современной журналистики. Ребята, охарактеризуйте заметку, как жанр.

Учащиеся отвечают

Главные черты – достоверность факта, его новизна, яркий (броский) заголовок, краткость и точность изложения.

Искусство написания заметки:

состоит в том, чтобы дать читателям ответы на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем?. Причем сделать это необходимо в предельно сжатом газетном пространстве, примерно 40 слов.

Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут и прикрепляют получившиеся заметки к макету газеты.

III. Итоговый

1) Аналитический:

Педагог и воспитанники анализируют, насколько четко они выполнили цель, поставленную в начале занятия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного занятия по журналистике "Как создать школьную газету?" подготовлен для проведения на занятиях в сфере дополнительного образования, или в рамках внеурочной деятельности. Конспект апробирован на занятия с учащимися 11-17 лет в детском объединении "Журналистика" МБУДО "Белгородский Дворец детского творчества". В процессе проведения занятия учащиеся знакомятся с этапамы по выпуску газеты, с профессиями, которые превалируют в редакции газеты. Знакомятся с такими понятиями как "Макет газеты", "Рубрика" "Общипывание перьев" и другие. Повторяют ранее изученный материал обинформационных жанрах и жанре "Заметка". Выпоняют практическое задание по созданию макета газеты и написанию заметки.


Маматова Анна Ивановна,

педагог дополнительного образования,

Цель: формирование знаний воспитанников о выпуске газеты.

Задачи: - развивать литературно-творческие и аналитические способности, умение работать в команде в процессе игры.

Оборудование и материалы: проектор, презентация, ватман, клей, ножницы, подшивки газет, распечатанные названия газеты, рубрик, эмблемы, различные картинки для иллюстрации газеты, маркеры.

Организационно-подготовительный этап

Педагог: Молодцы, ребята вы отлично справились с заданием, а теперь мы с вами разделимся на три команды. Я надеюсь, что все помнят, в каком порядке загораются цвета светофора при переходе через дорогу?

Учащиеся: Да. Красный, за ним желтый, а затем зеленый.

II. Конструирующий этап:

Педагог: Ребята, вы знаете, я не раз слышала от школьников, что их заставляют делать газеты, но они не знают с чего им начать. Поэтому наше сегодняшнее занятие мне хотелось бы посвятить рассмотрению этой проблемы. В начале мне бы хотелось вам сказать, что в Конвенции о правах ребенка есть статьи, предоставляющие ребенку право свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению через СМИ.

Права ребенка согласно закону Российской Федерации об образовании:

Ст. № 50 П.4 Обучающиеся имеют право на получение информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Педагог: Ребята, скажите где, в первую очередь, вы можете реализовать эти права?

Учащиеся: В школьной газете.

Ребята, а как вы считаете с чего же необходимо начать при создании школьной газеты?

Учащиеся: дают свои варианты (собрать команду, придумать название, собрать материал для газеты и т.д.)

Эти варианты параллельно набираются на слайде презентации (или записываются на доске).

Учащиеся: Молодцы ребята, вы правильно назвали необходимые составляющие.

Далее идет показ слайда, и педагог анализирует с воспитанниками, какие составляющие были не названы.

Чтобы выпустить газету необходимо:

1) Провести старт работы над газетой коллективно. Определить участников дела: а) инициативная группа, вызвавшаяся по желанию, интересу; б) творческая группа, сформированная по представительству от каждого коллектива; в) по микроколлективам.

2) Определить задачи и сроки. Самое главное здесь: правильно распределить поручения между участниками выпуска: - кто возьмется за интервью; - другому поручат собрать материал об интересном деле; - третий согласится оформлять и т.д. ОБЯЗАТЕЛЬНО НАДО ПРОДУМАТЬ СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОРУЧЕНИЯ, ЧТОБЫ НЕ ЗАТЯНУТЬ ВЫПУСК ГАЗЕТЫ;

3) Приступить к работе над содержанием и оформлением газеты:

а) придумать название и эмблему;

в) придумать рубрики в газете;

б) из числа редколлегии газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;

в) сделать макет газеты;

Педагог: Ребята, а вы знаете, что такое макет газеты?

Учащиеся отвечают:

Макет – газета в миниатюре или натуральную величину с предварительной расклейкой всех элементов текста и иллюстраций.


Педагог: Итак, ребята, сейчас мы с вами распределим обязанности по выпуску газеты и выпустим первый номер нашей школьной газеты.

Педагог: Ребята, а как в журналистских кругах это называется?

Учащиеся отвечают


Каким может быть заголовок:

Одно емкое слово;

Строчка из песни;

Строчка из стихотворения;

Призыв, восклицание и т.д.

Педагог: Итак, приступайте к выполнению задания, при этом не забудьте дать обоснование, почему вы дали именно такое название газете и выбрали такую эмблему. Все понятно?

Учащиеся отвечают, задают вопросы.

Рубрики в газете:

Постоянные: колонка редактора, проба пера (литературно-художественное творчество), афиша (объявления), наши увлечения и т.д.

Сменяющиеся: наш опрос, знай наших, экологическая тропа и т.д.


Педагог: Итак, определите три рубрики и скажите, почему именно эти рубрики считаете важными.

Учащиеся: отвечают, задают вопросы.

Примерный состав редакции газеты выдается

- главный редактор – лицо, осуществляющее проверку и правку авторского текста; руководитель редакции газеты, журнала, издательства.

- обозреватель, менеджер по рекламе (прием и составление объявлений) – лицо, отвечающее за сбор и распространение информации.

- фотоиллюстратор – лицо, занимающееся сбором фотоматериала для освещения рубрик в газете;

- корректоры – лицо, занимающееся правкой авторского текста на предмет орфографических, лексических, фактических ошибок и т.д.

- корреспондент – постоянный сотрудник редакции, выступающий как автор и выполняющий поручения редакции.

- ответственный за дизайн и верстку – сотрудник редакции, занимающийся конечным оформлением собранных и отредактированных материалов.

Это необходимо сделать, так как в редколлегии должны быть четко распределены обязанности. Только в этом случае номер будет подготовлен в установленный срок.


Учащиеся: выбирают названия для газеты, рубрики, ответственных. Макет необходимо распечатать и положить рядом с ватманом.


рубрика №1 рубрика № 2 рубрика № 3 состав

редакции

2) Систематизированный

3) Контрольный:

Педагог: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. Теперь мы переходим к следующему этапу работы. Каждая из команд должна заполнить рубрику информацией. Если говорить о жанровой принадлежности, то это будет заметка, так как это один из самых оперативных жанров современной журналистики. Ребята, охарактеризуйте заметку, как жанр.

Учащиеся отвечают

Искусство написания заметки:

Состоит в том, чтобы дать читателям ответы на такие вопросы, как: кто?, что?, где?, когда?, почему?, зачем?. Причем сделать это необходимо в предельно сжатом газетном пространстве, примерно 40 слов

Учащиеся выполняют задание в течение 5 минут и прикрепляют получившиеся заметки к макету газеты. Параллельно к заметкам подбираются картинки и иллюстрации, которые тоже приклеиваются к макету.

III. Итоговый

1) Аналитический:

Педагог и воспитанники анализируют, насколько четко они выполнили цель, поставленную в начале занятия.

Работа над содержанием и оформлением газеты:

а) придумать название и эмблему;

в) придумать рубрики в газете;

б) из числа редакции газеты определить ответственных за сбор материала и его оформление;

в) сделать макет газеты;

2) Рефлексивный: воспитанникам раздаются листочки, на которых они пишут, что они знали о создании газеты до занятия и что знают теперь. Они зачитываются и анализируются совместно с ребятами.

Информационный:

Педагог сообщает детям домашнее задание: Ребята, дома попробуйте создать макет газеты (придумайте название, эмблему, рубрики).

Читайте также: