Конспект занятия составление текста поздравления подготовительная группа

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Выполнила: Лисуненко Алёна Владимировна

Цель занятия : Обучение детей пересказу со зрительной опорой.

Обучение детей отвечать на вопросы полным ответом;

Развитие зрительного внимания, памяти, моторных навыков при подготовки руки к письму;

Пополнение словарного запаса у детей по теме день рождение;

Воспитывать семейные традиции.

Тип занятия: Фронтальное занятие по развитию связной речи (обучению пересказа со зрительной опорой)

Форма занятия: Традиционная

Участники : Воспитатель и дети

Возраст обучающихся : 5-6 лет

Методы и приёмы работы с детьми: Наглядный, обсуждение, беседа, рассказ.

Вводная часть (Организационный момент)

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Наташа.

(кукла здоровается с детьми)

Дети: Здравствуй кукла Наташа!

- О чём эта песня?

Дети: Эта песня о дне рождении.

Воспитатель : Вот и у Наташи сегодня день рождение. А что обязательно бывает в праздник день рождения?

Дети : Поздравления, подарки.

Основной часть

Воспитатель: День рождения - день года, в который родился человек. Это праздник, отмечаемый по всему миру, в этот день именинник окружает себя только друзьями и близкими, накрывают праздничный стол и всех гостей угощают различными вкусностями. Это самый светлый и радостный праздник в жизни человека.

-А что принято делать гостям, когда они приходят к имениннику на день рождение?

Дети: Дарить подарки, петь песни, танцевать, играть в различные игры…

Воспитатель : Сколько раз в году человек может отмечать праздник день рождения?

Дети: Один раз в году.

Воспитатель : А сейчас ребята послушайте, как Наташа отмечала свой день рождение. (Чтение текста воспитателем 1 раз выразительно)

-У Наташи сегодня день рождения. Ей исполнилось пять лет. Наташа с самого утра встречает гостей и получает подарки. Бабушка принесла внучке торт с шоколадным кремом и пятью разноцветными свечками. Дедушка вручил девочке настоящие роликовые коньки. Папа подарил Наташе большого плюшевого мишку с ленточкой на шее. Мама сшила дочке нарядное платье, как у маленькой принцессы. Подруга Маша подарила Наташе куклу, а друг Алёша-танцующего гуся и корзиночку со спелыми фруктами.

Вопросы по тексту задаёт воспитатель (дети отвечают полным ответом)

-Какой праздник отмечала Наташа?

Дети: Наташа отмечала праздник день рождения.

-Сколько лет исполнилось девочке?

Дети: Девочке исполнилось пять лет.

-Кто пришёл к Наташе в гости?

Дети : К Наташе в гости пришли бабушка, дедушка, подруга Маша и друг Алёша.

-Что Наташе принесла бабушка?

Дети : Наташе бабушка принесла торт с шоколадным кремом.

-Какой подарок вручил внучке дедушка?

Дети : Дедушка вручил внучке настоящие роликовые коньки.

-Что дочке подарили мама и папа?

Дети : Мама сшила дочке нарядное платье, а папа подарил большого плюшевого мишку.

- Что подарили Наташе её друзья?

Дети: Маша подарила Наташе куклу, а Алёша танцующегося гуся и корзиночку с фруктами.

Воспитатель : Праздник день рождения принято отмечать с тортом.

У каждого на столе лежат карандаши и лист-разукрашка с тортом, нужно торт обвести по контуру и разукрасить его на свой вкус.

(Самостоятельная работа детей)

Воспитатель : Молодцы! Какие красивые торты получились у каждого из вас.

- Ребята, а давайте мы с вами кукле Наташе сделаем тоже подарок!

Физминутка-танец

Собрались на празднике все мои друзья, а скучать на празднике никому нельзя! (дети идут, взявшись за руки по кругу, поднимая выше ноги)

Ну-ка улыбнулись все, ну-ка улыбнулись все, наши все идём ко мне ( дети остановились, взявшись за руки, друг другу улыбнулись)

1 2 3 4 5 6 7 (дети, держась за руки, из большого круга пошли в круг, поднимая руки вверх)

7 6 5 4 3 2 1 (дети, держась за руки, пошли назад из маленького круга, делая большой круг, опуская руки вниз)

1 2 3 4 5 6 7 (дети, держась за руки, из большого круга пошли в круг, поднимая руки вверх)

7 6 5 4 3 2 1 (дети, держась за руки, пошли назад из маленького круга, делая большой круг, опуская руки вниз)

Кукла Наташа : Спасибо ребята за подарок, мне очень понравился ваш танец.

Воспитатель : А вы хотите поиграть в игру?

Воспитатель : Эта игра на внимание. У Наташи дома на полке стоит много разных игрушек. (Дети смотрят на доску, где висят картинки с изображением игрушек: юла, пирамидка, заяц, домик, мяч, набор для песка лошадка) Посмотрите внимательно какие игрушки стоят, а теперь закройте глаза - открываем глазки.

-Друзья подарили Наташе на день рождение много новых игрушек, посмотрите и скажите какие игрушки новые появились на полке у Наташи.

Дети: Кукла, медведь, гусь, телефон.

Воспитатель: Молодцы, всё правильно назвали, какие вы внимательные!

-А сейчас давайте вспомним, как Наташа провела свой праздник день рождения.

Воспитатель пересказывает рассказ по опорной картинке;

Воспитатель вместе с детьми пересказывает рассказ по опорной картинке;

Пересказывают дети рассказ по опорной картинке (2-3 ребёнка)

Заключительная часть (Итог занятия)

Кукла Наташа : Ребята, спасибо вам за красивый подарок, мне было с вами очень интересно и весело, но мне пора идти уже домой, меня ждут гости. Досвидания ребята!

Дети : Досвидания кукла Наташа!

Воспитатель : Сегодня на занятии мы с вами поговорили о празднике день рождения, пересказывали рассказ, как кукла Наташа провела свой день рождения, поиграли, потанцевали, все были внимательными, все старались. Наше занятие подошло к концу.

Вид занятия – приобретение новых знаний.

Возраст детей: 6-7 лет

Продолжительность занятия : 30 минут.

Цель занятия : познакомить учащихся с поздравлением как с одним из видов этикетных текстов, учить составлять текст поздравления.

- Закрепить умение составлять рассказ на предложенную тему.

- Учить поддерживать непринудительную беседу.

- Учить составлять текст-поздравление.

- Продолжать совершенствовать грамматический строй речи, строить правильно предложение.

- Учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (конфетница, сахарница, салфетница, чайник, кофейник, молочник).

- Закрепить правильное произношение звуков (с) и (ш).

- Научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении и т. д.

Развивающие :

- Продолжать развивать внимание, мышление через дидактические игры и загадки.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь.

- Продолжать развивать умение употреблять в речи предлоги.

- Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

- Воспитывать интерес и уважение к культуре других народов.

- Воспитывать внимание к речи воспитателя и своих друзей.

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная.

Методы: игровые, слуховые, словесные, поисково-исследовательские, сюрпризный момент.

Приемы: погружение в игровую ситуацию, групповая, индивидуальная и коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция, вопросы, указания, дополнения, напоминания, художественное слово, поощряющая оценка.

Наглядность: Разновидности посуды.

Ход занятия.

Психологический настрой, вводный организационный момент

Дружат все на белом свете. (Стоят, взявшись за руки. Покачиваясь)

Дружат взрослые и дети.

Дружат птицы меж собой. (Руки вверху, слегка покачиваясь)

Дружат змейки под горой. (Две руки вместе, имитация змеи)

Дружат зайцы на лужайке. (Ушки на макушке)

Мишки, волки дружат в стайке. (Имитируют движения медведя)

Дружат рыбки под водой. (Ладошки вместе)

Ты со мной, а я с тобой! (Обнимают рядом стоящего)

Садимся на стульчики.

Воспитатель: Аиша и Тэо не были вчера в детском саду. Где вы были? Как провели вчерашний день?

Дети: Мы были на празднике Курбан-Байрам. (Картинка на экране)

Воспитатель: Как интересно! Ребята, а как он проходит?

Дети: Накануне покупают или выращивают сами барашка. И приносят его в жертву Богу. Часть мяса оставляют себе, а остальное разносят родным и бедным людям. В праздник все мужчины идут в мечеть. Начинается великий праздник с утренней молитвы.

Воспитатель: Тео, ты тоже ходил в мечеть.

Тео: Ну, да. Я же тоже мужчина.

Воспитатель: Ребята, а зачем в этот день идут в мечеть?

Дети: Идут в мечеть, чтобы молиться за умерших. Еще в этот день все навещают своих близких и раздают милостыню.

Воспитатель: Чем занимаются женщины в этот день?

Дети: Они готовят национальные блюда: беляши, блины с простоквашей, бешбармак и др. и ждут своих мужчин и гостей к столу.

Воспитатель: Аиша, как приветствуют люди друг друга в этот день?

Дети: Исянмесес. Аит белян булы. Мы хотим вас угостить сегодня беляшами. Наш праздник длится три дня.

Воспитатель: Ребята, давайте поздравим Аишу и Тео с праздником.

Дети: Поздравляем вас с праздником Курбан-Байрам.

Воспитатель: Ну, что же, давайте помогать накрывать на стол. Стол должен быть праздничным, расстилаем красивую скатерть. Расставляем чашки.

Улыбаюсь, рот открыт:

Там уже язык стоит.

К зубкам подняты края –

Воспитатель: Нужно заварить чай. В чем его заваривают?

(Ответы детей)

Воспитатель: Лера насыпает заварку в чайник, а Саша осторожно заливает кипятком. Куда нужно положить сахар?

(Ответы детей)

Воспитатель: Куда нужно положить конфеты?

(Ответы детей)

(Ответы детей)

Воспитатель: Для того чтобы заварить чай нам нужен чайник. А для кофе?

(Ответы детей)

Воспитатель: Некоторые люди любят кофе с молоком. В чем ставят на стол молоко?

(Ответы детей)

Воспитатель: Андрюша, а как проходят праздники у евреев? (Картинка на экране)

Андрей: У нас каждая суббота считается праздником. Скоро у нас будет большой праздник - Песах, его отмечают в память о выходе евреев из египетского рабства. В этот день запрещается употреблять квасное. И обязательно готовят мацу и марор.

Воспитатель: Ну да, я знаю, что маца это пресный хлеб. Даже есть легенда, что евреи, когда бежали от фараона, взяли с собой не добродившее тесто. А когда испекли из него хлеб, то он оказался сухим и плоским, как печенье. А что такое марор, я не знаю, дети тем более. Расскажешь нам?

Андрей: Марор — это овощ или зелень, который вначале кажется сладким, а потом начинает горчить. Так же жизнь евреев в Египте была сначала легкой, а потом горькой, когда евреи начали смешиваться с местным населением и служить его идолам.

Воспитатель: Вы, наверное, встретитесь в этот день с родственниками, будете отмечать этот праздник вместе?

Андрей: К сожалению, наши родственники живут далеко.

Воспитатель: Тогда можно поздравить их по телефону или открыткой. Давайте ребята научимся составлять поздравление. Здесь существует свой порядок:

1. Выделить кого ты поздравляешь : мама, бабушка, сестра…

2. С чем ты поздравляешь : с праздником, с днем рождения.

3. Как: от всего сердца, искренне…

Начало в поздравлении должно быть ласковым, приветливым, задушевным.

– Послушайте, какие обращения использовали в прошлом веке: Милостивая государыня, добрый друг мой, голубчик мой, душенька моя, дорогой мой, любезный друг. В этих словах выражено чувство любви, признательности.

– А какие слова употребляют сейчас? (Дорогой, уважаемый, любимый и т. д.)

В середине – это само поздравление. Поздравляя, можно похвалить адресата, выразить чувство радости от возможности проявить к нему внимание. Поздравляя кого-либо, мы тем самым как бы передаё м следующую информацию:

– Я о вас помню, считаю близким (родным) человеком: настоящим другом; беспокоюсь о вашем здоровье; ценю вашу доброту, талант; помню о ваших добрых делах; искренне желаю вам счастья. Кроме того, напоминаю о себе, о том, что я жив и здоров, мысленно встречаю с вами праздник.

– Пусть всё у тебя (у вас) будет хорошо!

Андрей: Я так и сделаю. Я позвоню и скажу:

Шалом дорогая бабулечка!

От всей души поздравляю тебя с праздником, Песах!

Пусть в этот день тебе будет тепло и радостно.

Я желаю тебе, конечно, крепкого здоровья, желаю оставаться всегда такой же молодой и красивой.

Никогда не болеть и не грустить. Пусть у тебя будет всё хорошо!

Воспитатель: Кто еще составил свое поздравление?

(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята с какими двумя праздниками мы познакомились сегодня?

(Ответы детей)

Воспитатель: В названии, какого праздника есть звук (с?

(Ответы детей)

Воспитатель: На столе стоит посуда. В предметах, какой посуды вы слышите звук (с?

(Ответы детей. Ребенок должен выделить из слов этот звук и произнести его протяжно)

(Ответы детей.)

Воспитатель: Придумайте слова со звуком (ш).

(Ответы детей)

Воспитатель: Вспомните чистоговорку на звук (с) :

Са-са-са – На столе оса.

Сы-сы-сы – Жало у осы.

Су-су-су – Не боимся мы осу.

Се-се-се – Кисель дадим осе.

Выучим чистоговорку на звук (ш).

Шу-шу-шу, шу-шу-шу - Я письмо тебе пишу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша - И пишу я не спеша.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо - У меня все хорошо.

(Некоторые дети повторяют)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

(Ответы детей)

Воспитатель: Что запомнилось больше всего?

(Ответы детей)

Воспитатель: Кому вы все это расскажете?

(Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы ребята. Спасибо всем за интересное занятие. Чай уже заварился, проходите за столы.

1. Развитие речи детей 5-7 лет. – 3-е издание., допол. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 272 с.

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы комбинированной направленности Конспект интегрированного занятия по речевому развитию для детей подготовительной группы, комбинированной направленности. Воспитатель Ткаченко.

Конспект занятия по речевому развитию детей с использованием моделирования для подготовительной группы Тема: Как я провел лето. Задачи: Образовательные: 1. Активизировать в речи детей слова, наиболее точно передающие личные впечатления. 2.

Конспект занятия по речевому развитию Составление сказки динамического типа (по технологии ТРИЗ) старшая группа Цель: создание условия для усвоения модели сказок динамического типа. Задачи: - Развивать умения связывать в единую сюжетную линию случайно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучи солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.

-Ребята, тема нашего урока написана на доске.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Конечно, вы правы хорошее, доброе слово улучшает настроение, поэтому мы чувствуем себя счастливее. Хорошее настроение нужно нам всегда.

-Скажите, а когда особенно необходимо принести человеку радость?

(В день рождения, в Новый год, в праздник)

-В праздник хорошее настроение нам просто необходимо.

-Где же используется письменная поздравительная речь? (В поздравительной открытке).

- Сегодня мы с вами научимся писать поздравительную открытку.

Составление структуры открытки.

Так вот поздравление тоже представляет собой текст. Оно тоже состоит из 3 основных частей: начало, середина, концовка.

-Вспомните, с чего мы начинаем писать поздравительную открытку? (дорогая мама, уважаемая …)

-Эта часть открытки имеет свое название – обращение. Нужно помнить, что обращение должно быть приятным.

-Следующая часть открытки – информация о том, с чем поздравляют. Эта часть не вызывает труда, так как мы указываем название праздника: с Днем рождения, с Днем защитника Отечества и т.д.

-Большую трудность вызывает само пожелание. Над ним мы с вами и будем работать.

-А пока скажите, чем должна заканчиваться открытка? (подписью)

-Как нужно подписаться (твой сын, Ваш ученик …)

Сравнение двух поздравительных текстов. Работа в группах.

Сердечно поздравляем тебя с 8 Марта. Желаем тебе успехов в учебе, счастья, здоровья и праздничного настроения.

Дорогая наша Света!

Мы рады поздравить тебя с самым весенним праздником: 8 Марта.

Мы хотим, чтобы ты знала, что нам всегда приятно видеть лучезарность, идущую от тебя повсюду. Нам очень нравится в тебе доброта, прилежность, аккуратность.

Желаем тебе не изменять твоим замечательным качествам. Побольше тебе улыбок в этот праздничный день и во все последующие.

-Чем похожи эти два текста? (Есть все части: обращение, поздравление, пожелание, подпись).

-Чем отличаются? (Во 2 поздравлении выражена похвала адресата, качества, которые ценят .)

-Какое поздравление вам больше понравилось? Почему?

Словарная работа. Составление текста поздравления.

-А теперь вернемся к основной части нашего поздравления – пожеланиям.

-Вы уже знаете, что, поздравляя, можно похвалить адресата, выразить чувство радости от возможности проявить к нему внимание.

При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания.

-Давайте подумаем, с каких слов начнем пожелание.

-А что обычно желают? (здоровья, счастья, успехов)

-А теперь давайте посмотрим, что можно пожелать? Наверное, счастья. Когда человек счастлив, что он видит? (солнце, небо, цветы, друзей)

-Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек? (Он веселый, бодрый, улыбается. Он хорошо себя чувствует)

-Как же мы напишем пожелание? (Желаем веселья, бодрости, улыбок, хорошего самочувствия.)

-Когда мы говорим об успехах, то прежде всего задумываемся, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелание должно быть приятным. Следовательно, успехов надо желать, не напоминая о неудачах.

-В ходе рассуждения у нас получилась таблица с ключевыми словами для написания открытки.

внимание, мышление , воспитывать внимание к речи воспи тателя и свои х друзей.

Воспитатель: Ребя та, сегодня к нам при шли гости. Давай те их поприветствуем.

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о Тане . А сегодня у нее день

И к ней в гости долж ны прийти звер и . На день рождени е принято поздравля ть именинник а. У

меня есть два письма, которые прислали Та не. Давайте их прочи таем и узнаем от кого они.

Воспитатель читает п ервое письмо - поз дравление (правильно сос тавленное ).

Воспитатель: Ребя та, скажите кто поздрави л Таню в этом пис ьме? (зайчик и бельчонок ).

А теперь послушай те второе письмо (неп равильно составленное, перепутанное).

Воспитатель: Скажит е, ребята, а это письм о от кого? Какое позд равление вам приятне е было

слушать? Почему? (п отому, что существу ют правила этикета, п о которым составляю т письмо -

Воспитатель: В соста влении правильного п оздравления нам по может схема. (мне мотаблица).

Теперь ребята садите сь за столы. И так с чего мы начнем поз дравление? Давайте вспомним из

первого письма, кото рое нам понравилось с чего начиналос ь поздравление? С о бращени я к

имениннику. Преж де, чем написать поздравление мы обр ащаемся к именинн ику, используя

добрые и ласковые слова. В данном слу чае к кому мы должны обратиться? И к ак?

Дети: К Тане. Дорога я Таня! Любимая Таня ! Уважаемая Таня! Таню ша! И т.д.

Воспитатель: Ребя та, мы с вами выясни ли с чего начинается н аше поздравлен ие. Давайте

зарисуем схематично в первой клетке наше й схемы, чтобы не заб ыть.

Воспитатель: Дальше, ребята, мы дол жны ее поздравить с к аким - то праздником . С каким

Воспитатель: Ребя та, значит во второй к леточке мы укажем с вами с каким праздник ом мы

Воспитатель: Реб ята, подскажите , что мы будем с вами дальше говор ить в нашем

поздравлении к Тан е? Что мы нарисуем с вами в тре тьей клеточке?

Воспитатель: Все, что вы ей сейчас пожела ли давайте схематичн о зарисуем в третьей

Воспитатель: Молодц ы, ребята! А те перь скаж ите в конце позд равления что долж но быть

Воспитатель обращае т внимание детей на то, что поздравление может быть как от одного

Воспитатель: А тепер ь ребята давайте п опробуем поздравить нашу Таню с дне м рождения.

Скажите обычно в гр уппе как мы поздравл яем ребят?

Воспитатель: У нас б удет необычный кара вай. Мы споем Тане Каравай, а она выберет того,

Воспитатель: Выходи те, ребята, из - за столов и становит есь в круг.

Кукла Таня выбирает 3 детей, к оторые ее п оздравляют.

Воспитатель: Ребя та, скажите, как вы думаете поче му обрадовалась Таня ?

Воспитатель: А поче му ей понравились на ши поздравления?

Дети: Потому, что мы их составили по прав илам этикета, ниче го не забыли, ничего не

Читайте также: