Конспект занятия со счетными палочками в средней группе

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Копейкина Надежда Вячеславовна
Игры - занятия с палочками Кюизенера развивают у детей творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память; воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Автор: Копейкина Надежда Вячеславовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект НОД по ФЭМП у детей 4-5 лет

с использованием палочек Кюизенера

Тема: «Космические спасатели".

Воспитатель: первой кв. категории

Способствовать освоению детьми умения сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по

цвету, размеру, форме;

Учить детей принимать активное участие в воссоздании силуэта в играх моделирующего характера по образцу. Упражн

ять детей в счете на слух;

Формировать умение понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно;

Воспитывать умения помогать друг другу и

Материал: сундук с флешкой , замок, фигуры - ключи, палочки Кюизенера , схемы (ракета, роботы, цветы, ёлочки).

В. Ребята посмотрите, сколько у нас много гостей. Давайте поздороваемся.

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

(дети поднимают руки вверх)

А также порадуемся улыбчивым лицам

(Улыбаются друг другу)

И всем, кто живет на этой планете,

(берутся за руки)

В. Ребята, оглянитесь вокруг, вы что-нибудь заметили интересно?

В. Хотите узнать, что в нём находится?

В. Ребята, посмотрите, а здесь замок, наверно какая-то загадка. Что же делать? Как же нам открыть замок? ( рядом лежат фигуры – ключи разного цвета. Дети предлагают открыть ключом).

В. Ребята, возьмите фигуры (ключи) и подойдите к замку, будем с вами открывать сундучок. Внимательно посмотрите, какой формы ключ у замка. (До того, как дети подошли к сундуку, отверстие было заклеено). Все дети поочередно подходят к замку и прикладывают фигуру – ключ к отверстию замка.

В. К акой формы твой ключ? Синий квадрат , большой.

В. Какой ключ у тебя ? Красный квадрат , маленький.

В. Правильно, у вас ключи квадратной формы, ра зные по цвету, размеру . Вот теперь мы сможем открыть наш сундучок. Ребята, какие ещё фигуры у вас были?

Дети: Жёлтый круг маленький, синий прямоугольник, большой . ( Воспитатель и дети открывают сундук, достают сюрприз флешку .)

В. Вот это да! Р ебята, смотрите что это? ( флешка ) . Интересно, что же там записано? (воспитатель включает видео письмо).

Говорун. Здравствуйте ребята! Я птица Говорун с Зелёной планеты! У нас беда! На планету налетел ураган, торнадо, смерч погибли деревья, растения, многие животные, исчезла вода. Нам срочно нужна ваша помощь. Помогите! Помогите!

В. Что же делать ? Как быть? Как вы думаете, где находится Зелёная планета?

Дети . В космосе.

В. Как же нам попасть на Зелёную планету, что бы помочь жителям?

В. А на чем летают в космос? (на ракете)

В. Правильно на ракете. Ребята, а вы хотите стать сегодня спасателями и полететь на ракете на пострадавшую планету и помочь её жителям. (Да).

В. Но у нас нет ракеты. Что же делать? (построить). Правильно мы можем построить ракету. У нас есть волшебные палочки и схемы, по которым мы будем строить ракеты. (Дети строят ракеты по образцу).

В. Начинаем собирать! Старайтесь собрать правильно. Ракета должна быть прочной, для того чтобы долететь до другой планеты.

В. Вот какие молодцы! Вот наши ракеты готовы, из каких палочек состоит ракета? Сколько вам понабилось палочек жёлтого цвета, оранжевого, белого, красного. Каких палочек больше, каких меньше?

В. Ракеты готовы! (Да) . ( Встают в круг, взявшись за руки) Космонавты готовы! (Да). Начинаем обратный отсчёт: 5,4,3,2,1 Пуск.

Говорун. Это планета Блук . Её захватили космические пираты. На этой планете живут разные животные. Но пираты разломали заборы и животные разбежались.

В. Нужно построить заборы в соответствии с ростом животного. Высокий забор для высокого животного и низкий забор для низкого животного.

В. Молодцы! Заборы получились одинаковые? (нет разные). Чем они отличаются? Почему заборы получились разного размера? Какого цвета высокий забор? (фиолетового). Какого цвета низкий забор? ( голубого ). Что мы можем сказать про фиолетовую палочку? (она длиннее, чем голубая , а голубая короче, чем фиолетовая). Значит чем длиннее палочка, тем забор (выше).

В. Молодцы ребята! Помогли! Летим дальше!

В. Вот мы с вами прилетели ещё на одну планету. Птица Говорун хочет сообщить нам, что произошло на этой планете. ( Видео письмо )

Говорун. Это планета – Шелезяка . Населена роботами. Злые пираты разобрали всех роботов. Помогите! Помогите!

В. Ребята давайте поможем, отремонтируем роботов. Нам нужно достроить вторую половину роботов, чтобы получился целый робот.

В. Молодцы! Вы очень хорошая команда спасателей! Летим дальше!

В. Вот мы с вами ребята и прилетели на Зелёную планету. А птица Говорун опять хочет нам, что то сообщить.

Говорун. Помогите! Помогите!

В. Давайте поможем жителям Зелёной планеты. Посадим деревья, цветы. (Дети выкладывают из палочек по образцу ели, цветы).

В. Молодцы! ( появляется птица Говорун и благодарит детей за помощь )

Говорун. Спасибо ребята! Жители зелёной планеты очень счастливы и говорят вам большое спасибо!

В. Говоруша нам пора возвращаться домой, на нашу родную планету Земля! Давайте скажем до свидания птице Говорун. (Встают в круг, взявшись за руки) Космонавты готовы! (Да). Начинаем обратный отсчёт: 5,4,3,2,1 Пуск.

В. Вот мы и вернулись в наш детский сад. На каких планетах мы побывали сегодня! Чем мы занимались во время нашей спасательной операции? Молодцы ребята! Вы настоящие спасатели!

онспект занятия по ФЭМП с цветными палочками Кюизенера.

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей средней группы посредством цветных палочек Кюизенера.

Задачи: Образовательные задачи.

Совершенствовать навыки счета в пределах 5.

Закрепить цифры от 1 до 5.

Упражнять в умении составлять предметы из геометрических фигур по образцу и самостоятельно.

Развивать речь, логическое мышление, воображение, моторику руки.

Учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга; выполнять задания, отвечать на заданные вопросы.

1. Закрепить представления детей о форме:

Закрепить представления детей о длине:

Закрепить счёт в пределах 5;

2. Поупражнять в ориентировке в пространстве:

3. Закрепить цвета:

Набор цветных палочек Кюизенера каждому ребёнку, маленький зверёк (игрушка-киндер) на каждого ребёнка.

Ход занятия

1. Вводная часть:

-У каждого из вас есть зверёк на столе, которому негде жить. Давайте для него построим домик из цветных палочек.

-Даша, какой у тебя зверёк? А у Кати, Серёжи?

-Как вы думаете, в каком доме будет уютно и приятно жить вашим зверятам? (в аккуратном, в правильном, в крепком, в надёжном)

2. Основная часть

- Возьмите 4 оранжевые палочки и составьте их так, чтобы получился квадрат.

- Чем гордится квадрат? (У квадрата есть 4 угла, 4 одинаковые стороны)

- Что мы построили у дома этим квадратом? (Мы построили стены)

- Что строим дальше? (Теперь строим крышу)

- Постройте крышу из двух синих палочек.

- Какой формы получилась крыша у дома? (Крыша получилась треугольной формы)

- Как вы поняли, что это треугольник? (Потому-то есть 3 угла)

- Чего не хватает на крыше? (На крыше нет трубы)

- Постройте трубу красного цвета из 1-ой палочки.

- Что есть у дома ещё, кроме стен и крыши? (У дома есть окна и двери)

- Возьмите 2 розовые и 2 жёлтые палочки и постройте в доме дверь.

- Какой формы получилась дверь? (Дверь получилась прямоугольная)

- Чем прямоугольник отличается от квадрата? (Прямоугольник отличается от квадрата тем, что у него 2 стороны длинные и 2 стороны короткие. А у квадрата все стороны одинаковые)

- Молодцы! Теперь можно пригласить наших зверят в дом? (Да)

- Только как они войдут в дом? Что нужно пристроить к дому? (К дому нужно пристроить лестницу)

- Возьмите по одной палочке : чёрную, фиолетовую, жёлтую, красную, розовую.

-Лестницу строить будем справой стороны от дома так, чтобы ступеньки (палочки) лежали горизонтально.

- Начинаем строить снизу вверх от самой длинной до самой короткой ступеньки.

- Какого цвета ступенька внизу? (Внизу ступенька чёрного цвета)

- Какого цвета ступенька вверху? (Вверху ступенька розового цвета)

- Какого цвета ступеньки находятся в середине?

(В середине находятся ступеньки фиолетового, жёлтого и красного цвета)

- Какого цвета ступенька самая длинная? (Самая длинная ступенька чёрного цвета)

- Какого цвета ступенька самая короткая? (Самая короткая ступенька розового цвета)

- Давайте посчитаем ступеньки. Начинаем считать снизу вверх.

- Какого цвета ступенька первая? (Первая ступенька чёрного цвета)

- вторая? (Вторая ступенька фиолетового цвета)

- третья? (Третья ступенька жёлтого цвета)

- А красная ступенька какая по счёту? (Красная ступенька четвёртая)

- А розовая? (Розовая ступенька пятая)

- Сколько всего у нас ступенек? (Всего 5 ступенек)

- Сейчас весна, а по весне сажают цветы. Давайте и мы украсим наш двор.

- Возьмите 2 голубые и 2 синие палочки и слевой стороны от дома постройте прямоугольную грядку.

- Вверху и внизу будут длинные палочки, а слева и справа короткие.

- Посадим на наши грядки 4 белых ландыша.

- Сколько цветов мы посадили? (Мы посадили 4 цветка)

- Давайте поселим зверят в дома, которые вы построили. Зверёк поднимется по лестнице и зайдёт в дом.

- Думаю, вашим друзьям дома понравились.

- И я сейчас со своим тигрёнком пройду посмотрю ваши замечательные постройки (отмечаю домик каждого ребёнка).

- После окончания занятия вы можете со своими зверятами походить друг к другу в гости.

3. Заключительная часть:

- Встаньте, ребята, в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Тот кто поймает его, отвечает на этот вопрос.

- Тебе понравилось занятие?

- Из чего строили?

- Какое задание было самым трудным?

- Какое самым лёгким?

- За что бы ты себя похвалил?




НОД детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша

НОД детей старшего дошкольного возраста по ФЭМП с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша Тема: Путешествие в Африку. Как помочь удаву? Возрастная группа: дети седьмого года жизни Форма НОД: ФЭМП с использованием палочек Кюизенера.

Планирование ОД по ФЭМП в младшей группе на сентябрь-ноябрь с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Сентябрь I неделя № 1 Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить составлять группы из однородных предметов и выделять из.

Автор: Паболкова Зоя Владимировна

Населенный пункт: г. Воронеж

Цель: Содействовать формированию элементарных математических представлений и развитию познавательной активности.

2.Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов. Упражнять в различении геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)

3.Воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям по математике.

Давайте за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. К нам сегодня пришли гости давайте на них посмотрим и им, тоже улыбнемся. Молодцы.

Воспитатель: Ой, ребята, я знаю, что к нам пришла еще одна гостья.

А кто она отгадайте:

С водою не знается.

Ребята, а почему кошечка такая грустная, вы не знаете что у нее случилось?

А как это произошло?

Воспитатель предлагает прочитать потешку Кошкин дом.

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Бежит курочка с ведром

Заливает кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собачка - с помелом,

Серый заюшка с листом

Раз! Раз! Раз! Раз! И огонь Погас!

Назовите всех, кто был на пожаре?

( педагог выставляет на доску картинки кошка, курочка, лошадка, собачка, зайка)

Сколько их всего? (пять)

Какой по счету была кошка? (первой)

Воспитатель просит ответить детей кто же из животных пришел на помощь вторым? (Курочка)

Кто был третьим по счету? (Лошадка)

А собачка какая по счету? (четвертая)

А зайчик какой по счету? (пятый)

Все вместе они потушили огонь. Но домик сгорел, и кошечки негде жить.

Пригласим кошечку у нас погостить.

Ответы детей: (Кошечка оставайся у нас в детском саду, мы будем очень рады.)

Воспитатель: Конечно оставайся и посмотри как ребята умеют играть.

Ребята подойдите к столам. Что лежит на столах. (геометр. фигуры)

На первом столе – круги

На втором - квадраты

На третьем – треугольники

На четвертом – прямоугольники

На пятом – овалы

Посмотрите и скажите, чем еще кроме формы отличаются эти фигуры.

Ответы детей: (цветом)

Разложите геометрические фигуры по цвету.

На первый стол – красные

На второй - синие

На третий – зеленые

На четвертый – желтые

Чем еще отличаются геометрические фигуры.

Ответы детей: (величиной) ( большие и маленькие)

На первый стол – большие

На второй - маленькие.

Возьмите по одной геометрической фигуре и расскажите о ней (большой красный квадрат).

Игра со счетными палочками.

А сейчас закройте глаза и наши геометрические фигуры превращаются в счетные палочки.

Попробуйте сделать геометрические фигуры из палочек.

Сколько нужно взять палочек чтобы сделать треугольник (3)

Возьмем 3 палочки и сделаем треугольник.

А почему надо 3 палочки. (потому что у треугольника 3 стороны)

А получится из 3 палочек квадрат.

Сколько нужно добавить палочек, чтобы получился квадрат. (добавить 1 палочку)

Сколько получилось палочек 4. (сделайте квадрат)

Ребята посмотрите, а наша кошечка еще грустить! Давайте поможем ей и сделаем для нее домик.

(Дети садятся за столы)

Мы сейчас с вами будем строителями.

Посмотрите что лежит в тарелочках (геометр. фигуры)

Возьмите, и положите их перед собой.

Какие это геометрические фигуры (квадраты).

Сколько квадратов (3).

Чем квадраты отличаются (размером -2 больших и 1 маленький); (цветом – красный , синий, желтый)

Какие части есть у домика (стены, крыша, окна)

Какой формы будет стена у домика (квадрат большой)

Какой формы будет крыша? (треугольник)

У нас нет треугольника, надо большой квадрат разрезать по диагонали на 2 треугольника.

Какой формы окна (прямоугольные0

У нас нет прямоугольников (надо маленький квадрат разрезать пополам на два прямоугольника

Возьмите в правую руку ножницы в левую большой квадрат и разрежьте его на 2 треугольника.

А маленький квадрат на 2 прямоугольника.

Теперь у нас есть и стены и крыша и окна.

Наклеиваем на белый лист. Сначала большой квадрат, потом треугольник крышу и прямоугольник окна.

Вот и получился у нас красивый домик.

Возьмите свои домики и покажите кошечке.

Воспитатель - Наша кошка развеселилась и теперь она хочет поиграть с нами. А поиграть кошка хочет со своей любимой игрушкой-клубком.

Воспитатель поочереди кидает клубок и задаёт вопросы.

Кто больше: слон или мышка?

Что выше: стол или стул?

Сколько иголок у ежа?

Сколько у тебя носиков?

А солнце на небе. (одно)

Сколько хвостиков у кошки?

Сколько у тебя хвостиков? (ни одного)

Сколько у тебя лапок? (ни одной)

Потолок наверху, а пол… (внизу)

Луна наверху, а земля… (внизу)

Молодцы. Клубочку понравилось с вами играть.

Кошка мяукает, благодарит ребят. Нашей кошечке пора домой, дети прощаются с кошкой.

Воспитатель благодарит детей за активность и спрашивает, что же было интересного на занятии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по математическому развитию в средней группе с использованием палочек Кюизенера .

Воспитатель: Хомидова Ф.М.

Цель: закрепление у детей полученных знаний, при использовании развивающих игр, формировать умение радоваться, достигая цели.
Задачи:
Образовательные:
• совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10;
• уметь различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
• палочки Кюизенера;
• закреплять знания названий дней недели, их последовательность;
• упражнять в порядковом счете.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитательные: развивать память, внимание, воображение, мышление и речь воспитанников.
Предварительные задачи : продолжать формировать у детей представления о числах и цифрах в пределах 5 и умения устанавливать взаимоотношения между ними с помощью палочек Кюизенера. Закреплять знания о геометрических фигурах. Формировать умение детей зрительно воспринимать и понимать алгоритм, действовать по плану, совершенствуя умение ориентироваться в пространстве.
Развивать логическое мышление, внимание, доказательную форму речи.
МАТЕРИАЛ: палочки Кюизенера, карточки-схемы; цифры 1 ,2 ,3, 4 ,5, 6, 7, 8, 9, 10 - на каждого ребенка;

Ход занятия:

Ответ детей: Да

Воспитатель: Ну, лесенку наши ребята строить умеют. Пусть в ней будет десять ступенек. (Работа с цветными счетными палочками Кюизенера).
(Сначала я возьму самую короткую палочку, теперь буду брать палочку на один больше предыдущей). А как проверить? (Нужно приложить белую палочку к следующей цветной ступеньке).
- Ребята, а что означают эти цветные палочки?
(Числа. Это числовая лесенка. Каждая палочка обозначает число).
Положите рядом цифры, которые показывают нам эти числа.

hello_html_2ecad523.jpg

Воспитатель: ребята мы с вами ступеньки построили, а давайте теперь попробуем построить геометрические фигуры.

hello_html_m6b33f09f.jpg


Пальчиковая игра:
Пальчики уснули, в кулачки свернулись.
Один, два, три, четыре, пять, захотели поиграть!
Разбудили дом, соседей, там проснулись шесть и семь.
Восемь, девять десять, веселятся все!
Но пора обратно всем, десять, девять, восемь, семь.
Шесть – калачиком свернулся, пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один, снова в домике мы спим.
Воспитатель: Ребята, да вы просто волшебники. Ваши геометрические фигуры превратились в волшебные корабли, мы на них поплывем в сказку, вы готовы?

Ответ детей: Да
Воспитатель : Ну, тогда полетели. Смотрите, в какую сказку мы попали?

Ответ детей: В сказку Колобок.

ФИЗМИНУТКА Раз, два, три, четыре, пять, все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже, руки за спину положим,
Голову поднимем выше, и легко-легко подышим.
Поднимемся на носочках, столько раз,
Сколько пальцев на руке у нас.

hello_html_fc0c94c.jpg

hello_html_58309050.jpg

hello_html_m1688e8d9.jpg

Воспитатель: Молодцы ребята! Спасибо! Вы справились с заданием.
Сегодня мы с вами много путешествовали по волшебной стране Математики. И помогли колобку. Теперь пришло время прощаться до новых встреч в стране сказок и волшебной стране Математики.

Читайте также: