Конспект занятия словарь вежливых слов

Обновлено: 05.07.2024

Задачи:

1. Учить детей поддерживать диалог.

2. Побуждать детей употреблять в речи вежливые слова.

3. Учить детей употреблять в речи сложные формы предложения, подбирать, подходящие по смыслу, окончание фраз.

4. Работать над выразительностью речи.

5. Расширение знаний о культуре поведения, введение вежливых слов в активный словарь дошкольников. Воспитывать бережное отношение к речи и к русскому языку.

Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он не знает волшебных слов. Поэтому ему очень грустно, но ему очень хочется узнать эти слова.

- А вы знаете эти слова? Поможете Незнайке?

Ответы детей: - ( Спасибо, пожалуйста, до свидания, добрый день, доброе утро.)

Воспитатель:- Произнося слово, мы желаем людям хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным.

Послушайте, как сказано об этом в одном из стихотворений. Подумайте, как можно его озаглавить.

(Чтение стихотворения)

Солнышко ясное встало

- Доброе утро! Сказало.

Кричу я прохожим,

Мне улыбнулся сосед

Повсюду я слышу

В глазах у девчонок

В глазах у мальчишек

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

А без солнца темно

Друзья, все равно

И в холод и в град

Велит быть добрей,

Ясней и упорней и веселей.

- Ребята, как же можно озаглавить это стихотворение?

Решение задач.

Дети:- Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы Вы сказать, который час?

Воспитатель:- Молодцы! Эту задачку вы решили правильно. Послушайте следующую задачку: «По улице шли двое прохожих. Одному было 60 лет, а другому 7лет. У первого в руках было пять предметов: портфель, три книги, сверток. Одна из книг упала.

- У Вас упала книга!- закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве?- удивился тот.

- Конечно,- объяснил мальчик. – У Вас ведь было пять вещей: портфель, три книги и сверток, а сейчас осталось только четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь математику - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книгу,- однако есть правила, которые ты еще не усвоил.

- Какие это правила?

Дети:- Мальчик должен был вежливо обратиться к прохожему, так как он пожилого возраста и помочь поднять книгу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПЛАН-КОНСПЕКТ

ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

для 1 класса

hello_html_m5973c5a1.jpg

воспитатель Ламонова Р.А.

Цель урока : Познакомить детей с вежливыми словами.

Задачи урока: 1. Научить детей пользоваться вежливыми словами.

2. Расширить понятие детей о культуре поведения.

3. Привить навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Ход урока

Придумано кем-то просто и мудро.
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.

Вы закончите школу и станете трудиться на заводах, строить дома, прокладывать дороги к звездам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, побеждать болезни. Но прежде всего вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. Поэтому вы и должны как можно чаще пользоваться вежливыми словами, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Понять и исполнить желанье другого,

Одно удовольствие, честное слово.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном

Его зовут . а впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

"Спасибо", "Здравствуйте", "Простите"

Произносить он не привык

Простого слова "извините"

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

А, может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы. Мы скажем вам "спасибо".

А в вашем классе нет такого ученика? Ответы детей.

Здравствуйте!

Добрый день!

Доброе утро!

Добрый вечер!

Привет!

- Добрый день! – тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

Учитель: А сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя.

Правильно. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями.

Учитель: Какие слова благодарности вы знаете?

спасибо

благодарю

большое спасибо

А часто ли вы их используете?

А теперь давайте поиграем в игру. Я буду читать рассказ, а вы, когда нужно вставляйте в мой рассказ вежливые слова (хором).

«Однажды Вова Крючков поехал в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал ей: «Садитесь . (все вместе, пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: . (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: . (Извините, пожалуйста).

Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их почаще.

Учитель: А какие слова просьбы вы знаете?

будьте добры

пожалуйста

будьте любезны

не могли бы вы

О каких правилах говорил старичок?

Молодцы! Вы справились с этим заданием. И я надеюсь, что и в жизни вы будете поступать как вежливые люди.

Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… здравствуйте.

Растает даже ледяная глыба.
От слова теплого… спасибо

Зазеленеет старый пень,
Когда услышит… добрый день

Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… спасибо!

Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы… простите, пожалуйста

И во Франции, и в Дании,
На прощание говорятдо свидания.

Учитель: Теперь, ребята, все вместе давайте решим такую задачу.

Скажите права ли Галя?

Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

- Придумывать прозвища другим…(невежливо)
- Поздороваться при встрече…(вежливо)
- Толкнуть, не извиниться…(невежливо)
- Помочь подняться, поднять упавшую вещь…(вежливо)
- Обращаясь ко взрослому, не встать…(невежливо)
- Не уступить место пожилому человеку…(невежливо)
- Взять билет в автобусе…(вежливо)
- Разговаривать громко в общественном месте…(невежливо)
- Мальчикам в помещении не снимать головные уборы…(невежливо)
- Уважительно говорить о других…(вежливо)
Молодцы!

Учитель: Сегодня мы с вами познакомились с вежливыми словами. Что же это за слова? Почему они называются вежливыми? Волшебными?

-Это обычные, простые, умные, полезные, и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит лишь захотеть.

Вот мы с вами и вспомнили вежливые, волшебные слова. Желаю вам никогда не забывать этих слов, расти внимательными, добрыми, вежливыми ребятами!

3. Итог урока. О чем сегодня мы говорили на уроке? О каких вежливых словах сегодня шла речь?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни.

отделение социальный приют для детей и подростков

в Альшеевском районе.

Конспект беседы для воспитанников

Подготовила и провела

воспитатель Хисматуллина Г.М

Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни.

Побуждать детей употреблять в речи вежливые слова.

Совершенствовать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

Углублять представление о доброте как ценном, неотъемлемом качестве человека, расширить знаний о культуре поведения.

Учить детей употреблять в речи сложные формы предложения, подбирать подходящие по смыслу окончание фраз.

Работать над выразительностью речи.

Водить вежливые слова в активный словарь дошкольников. Воспитывать бережное отношение к речи и к русскому языку.

-Гости: Здравствуйте, ребята!

-Дети: Здравствуйте!

-Воспитатель: Ребята, почему при встречи люди говорят, здравствуйте? Как еще можно поздороваться?

-Дети: добрый день, привет, рад встрече, рад тебя видеть.

-Воспитатель: Слово привет можно говорить только вашим близким друзьям, со взрослыми так здороваться не принято.

Воспитатель: Люди называют эти слова волшебными. Почему?

Дети: они создают хорошее настроение.

-Воспитатель: Давайте вспомним волшебные слова. Я буду читать вам фразы, а вы хором их заканчивайте нужными волшебными словами.

1) Растает ледяная глыба от слова теплого (спасибо)

2) Зацвел от счастья старый пень, когда услышал (добрый день)

3) А нашалили, не тяните. Скажите просто (извините)

-Воспитатель: Какие волшебные слова вы назвали? (спасибо, добрый день, извините.)

- Какие вы еще знаете волшебные слова? (дети называют).

Какие вы молодцы, очень много слов назвали!(пожалуйста, будьте добры, благодарю, приятного аппетита…)

-Воспитатель: А в нашей группе есть дети, которые часто произносят волшебные слова, обращаясь к детям и взрослым? Кого вы можете назвать? Давайте договоримся, себя не называть. Давайте похлопаем этим ребятам! Очень приятно общаться с детьми которые знают волшебные слова.

Примеры поступков:

Пожелать всем приятного аппетита…В

Посмеяться над другом, который упал…Н

Поздороваться при встрече…В
Толкнуть и не извиниться…Н
Помочь поднять упавшую вещь…В

Отвечать грубо детям и взрослым…Н

Разбрасывать мусор на улице, дома, в детском саду…Н

Помочь подняться по лестнице малышу…В

Брать чужие вещи без спроса…В

-Воспитатель: Очень хорошо, что у нас в группе девочки и мальчики умеют отличать вежливые поступки от невежливых.

- Напомните, дети, а к кому нужно обращаться вежливо?

-Дети: Ко взрослым, к маме, к папе, к друзьям – ко всем.

Воспитатель: Вежливыми нужно быть всегда, со взрослыми и малышами, со знакомыми и не знакомыми людьми.

-Воспитатель: Ребята, подойдите пожалуйста к столу, представьте, что так выглядит сердце обиженного человека, оно маленькое, сжатое. Подумайте как, можно помочь такому человеку? (сказать добрые, вежливые, ласковые слова) .

-Воспитатель: Посмотрите, ребята, как изменилось сердце после наших добрых, вежливых, ласковых слов. Как вы думаете помогли мы человеку?

- Воспитатель: Ребята, становитесь в кружок. Я попрошу вас что-то сделать, если просьба с вежливым словом – то задание выполняете; если просьба без вежливого слова – просто стоите на месте. Игра всем понятна.

-подпрыгните высоко пожалуйста 5 раз;

-похлопайте в ладоши пожалуйста 7 раз;

-покружитесь, пожалуйста 2 раз в одну сторону, 2 раза в другую;

-поменяйтесь местами с соседом;

-потопайте ногами, пожалуйста 4 раза;

-пожужжите как пчела;

-помашите руками как птицы пожалуйста 6 раз;

-пройдите пожалуйста на стульчики как мышки.

Почему Павлика все ругали? (он не знал волшебных слов, был грубым)

Как надо обращается с просьбой?

Как старик помог мальчику?

(подсказал доброе слово, научил не кричать…)

Какое слово подсказал старик?

Как его нужно было произносить?

(тихо, глядя в глаза)

Помогло ли вежливое слово Павлику? (да помогло)

Как взрослые отвечали на вежливые просьбы Павлика?

(не ругали, не прогоняли, улыбались…)

-Воспитатель: Действительно, если обращаться, просить что-либо грубо, то никто не захочет выполнить вашу просьбу. Оказывается, быть вежливыми не только приятно, но и полезно. Я уверена, что вы всегда будете вежливыми, добрыми и дружными.

1) Растает ледяная глыба от слова теплого (спасибо)

2) Зацвел от счастья старый пень, когда услышал (добрый день)

3) А нашалили, не тяните. Скажите просто (извините)

Примеры поступков:

Пожелать всем приятного аппетита…В

Посмеяться над другом, который упал…Н

Поздороваться при встрече…В
Толкнуть и не извиниться…Н
Помочь поднять упавшую вещь…В


Цель: развивать умение употреблять в речи вежливые слова, воспитывать потребность в доброжелательном общении, чувстве солидарности, развивать речь, ввести в активный запас учащихся вежливые слова.

Планируемые результаты:

  • Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи;
  • Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания);
  • Научатся выражать чувства добрыми словами;
  • Развивают умение работать в паре, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы;

УУД:

Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения; проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия. Научаться определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: формулирование проблемы, умение структурировать знания, построение рассуждений, доказательство, классификация на группы.

Читайте также: