Конспект занятия системный оператор

Обновлено: 06.07.2024

1. Образовательная задача: с истематизировать знания детей о бобовых растениях с помощью системного оператора.

2. Коррекционные:

- обогащать активный словарь всеми частями речи;

- формировать планирующую функцию речи;

- учить дошкольников рассуждать, используя предложения разных конструкций;

- совершенствовать умение произносить сложные по слоговой структуре слова;

- активизировать логическое мышление, зрительное внимание;

- способствовать развитию воображения дошкольников.

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать критическое отношение к явлениям окружающей жизни, интерес к научным знаниям;

- прививать уважительное отношение друг к другу через умение слушать собеседника.

Материал к занятию : системный оператор, мультимедийная установка, горошина, игрушка Фиксик.

Ход образовательного мероприятия:

1. Мотивационный момент:

Фиксик : - Ребята, я сейчас к вам шел, спешил очень, поскользнулся и упал.

- Ой, ой, как мне больно.

Логопед : - Почему же ты упал, Фиксик?

Фиксик : - Да вот, что-то мне под ноги попалось твердое, круглое, где-то я это видел, а вот где, не могу вспомнить.

Логопед : Ну-ка, покажи нам, Фиксик. Кто, ребята, догадался, что это такое?

Фиксик : - Это очень плохая горошина, вредная, из-за нее я очень ушибся.

Логопед : - Дети, а вы согласны, что горох плохой и вредный? Докажите Фиксику , что это не так. А ты, Фиксик, садись поудобнее, мы сейчас включим волшебный телевизор.

2. Основная часть ОМ.

Включается экран монитора – система , настоящее время.

Логопед : - Ребята, что вы видите на экране?

- Фиксик назвал два определения гороха: твердый и круглый, продолжите.

= Зеленый, желтый, сочный, сухой, мягкий, твердый, вкусный, съедобный, полезный, питательный, гнилой…

- А на что похож горох?

= Горох похож на бусинку, конфетку, градинку, шарик, ягодку и т.д.

- Назовите горох ласково (горошинка, горошек, горошичек).

- А если у вас вырос огромный горох?

- Фиксику горох не понравился, а вы что можете плохого найти в горохе.

= Можно подавиться, объешься – живот заболит и т.д.

- Получается, что Фиксик прав, вот, сколько у гороха плохих свойств (Нет).

- Расскажите Фиксику о горохе все, что вы знаете хорошего (вкусный, полезный, красивый, легко выращивать, легко хранить и т.д.)

(открывается экран – подсистема , настоящее время )

- Как вы думаете, что может быть внутри такой маленькой горошинки (ответ).

- А как это можно проверить? (разрезать).

- Фиксик, что ты видишь? (вижу корочку)

- Как эта корочка правильно называется? (кожура).

Фиксик : - А еще вижу какой-то темный кружок, а из него вылез хвостик и петелька.

Логопед : - Это зародыш, из него вырастут корешок и стебелек.

(показываю на мониторе (экране)

- Что будет, если зародыш повредить?

= Не вырастет новый горох.

- А что еще нужно, чтобы вырос горох?

= Земля, вода, тепло, свет.

- А для чего люди рыхлят землю?

= Чтобы растение дышало.

- Кто сможет рассказать Фиксику и показать на экране последовательность роста гороха от семечки до стручка?

(экран – надсистема , настоящее время )

Фиксик : - Я все понял, я возьму горошину и посажу ее в горшок с землей, буду поливать, поставлю к свету на окно и буду урожай ждать.

Логопед : - Ребята, как вы думаете, у Фиксик вырастет гороха?

- А почему? (ответы детей)

- Расскажите Фиксику, где нужно выращивать горох

- Горох нужно выращивать в огороде, в поле.

- А теперь, Фиксик, запоминай трудные слова: горох светолюбивый, влаголюбивый.

- Давайте объясним Фиксику значение этих сложных слов. Из каких слов состоят эти слова?

- А теперь расскажите ему, почему горох не любит ветер?

= Стебель длинный и тонкий, может сломаться.

- Как можно помочь гороху не сломаться?

= Поставить палочки, и горох, цепляясь усиками, поползет вокруг палочки.

Фиксик: - А где созревают новые горошины? В земле или на стебельке?

Логопед : - Я сейчас буду называть по–разному домик, в котором созревают, а вы при правильном ответе хлопните в ладоши: яйцо, мешочек, коробочка, скорлупа, стручок.

- У каких растений семена созревают тоже в стручках?

= У фасоли, бобов, акаций.

- У некоторых растений люди едят вершки, а у некоторых корешки. Как можно назвать ту часть гороха, которую едят? (вершки).

(открывается экран – система и надсистемаа , прошлое время )

- А сейчас я Фиксику задам интересный вопрос: где ты видел лодочки с парусами и веслами?

Фиксик : - На реке, пруду, море.

Логопед : - А еще, Фиксик, это можно увидеть в огороде или на поле тогда, когда цветет горох, в июне. Лепестки у цветка гороха называются лодочки, парус и весла и на самом деле очень похожи на кораблики.

(экран – подсистема , прошлое время )

- Кто сможет показать на экране лодочки, весла и парус у гороха.

Представьте, что это действительно кораблики, и они плывут по воде. Кто бы мог покататься на этих корабликах?

= Дюймовочка, муравей, мальчик-с-пальчик, бабочка, божья коровка и т.д.

- Представьте, что вы бабочки, которые порхают на цветках гороха, что вы чувствуете? Вам нравятся эти цветы? Похвалите их.

= Ах, какие красивые цветы: ароматные, душистые, нежные, пахучие, бело-розовые, прелестные…

- Ребята, вы уже очень много рассказали Фиксику о горохе. А чтобы он все запомнил, давайте пригласим его в игру и все повторим.

Упражнение на координацию речи с движением:

Мы посеяли горох,

Поливали, чтоб не сох,

Чтоб растения дышали

И проклюнулись ростки,

Тянут к солнцу стебельки.

Вот уже на них цветки

И стручками стали.

Что у нас в стручке? – горох

Урожай у нас не плох.

- Урожай собрали большой, а что же с ним делать?

= Есть, консервировать, оставить на семена.

- Как можно сохранить горох, чтобы он не сгнил? (высушить)

(экран – система, подсистема, надсистема , будущее время )

- Вы видели, как продают горох в баночках. Как называется такой горох?

- Представьте, что мы собрались консервировать горох. Что для этого нужно?

= Соль, воду, банки, крышки, горох.

- А как мы его потом будем использовать?

= Добавлять в салаты, суп.

- Где нужно хранить консервированный горох?

= В холодильнике, кладовке, погребе.

- А где сушеный горох?

- В мешке, кладовке.

3. Заключительная часть ОМ. Рефлексия.

- Вот, Фиксик, теперь ты будешь ругать горох?

Фиксик: - Нет.

- А мы тебе на прощание нарисуем твой портрет, только не красками, а горошинками.

Дети выкладывают портрет Фиксика горошинками, вырезанными из зеленой бумаги, делятся своими впечатлениями об услышанном, увиденном.

Цель: Развитие связной речи у детей.

- систематизировать знания детей о зайце с помощью системного оператора;

- продолжать учить отгадывать загадки;

- закрепить знание цвета: серый, белый.

- обогащать активный словарь всеми частями речи;

- формировать планирующую функцию речи;

- учить дошкольников рассуждать, используя предложения разных конструкций;

- активизировать логическое мышление, зрительное внимание;

- способствовать развитию воображения дошкольников.

- воспитывать критическое отношение к явлениям окружающей жизни, интерес к жизни животных;

- прививать уважительное отношение друг к другу через умение слушать собеседника.

Материал: Игрушка заяц (серый, белый, сундучок, письмо, доска с таблицей и картинки к ней (системный оператор, рисунок зайца, ватные диски.

Ход мероприятия:

Дети приветствуют гостей и рассаживаются на стульчики, которые стоят полукругом на ковре.

Воспитатель: Дети, посмотрите,здесь какой-то сундучок, а на нём письмо. Давайте прочитаем его и узнаем кто его отправил. Ребята, здесь загадка. Отгадаем?

Любит красную морковку,

Грызет капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям,

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой - (заяц)

Да, ребята, это зайчик. Но что-то он очень грустный. Зайчик что с тобой? Он говорит, что он сильно испугался и всё о себе забыл. Давайте поможем зайчику вспомнить.

Мчится без оглядки,

(хлопаем в ладошки)

Лишь сверкают пятки.

(ударяем кулачками друг о друга)

Мчится что есть духу,

(руки сцепляем в замок и шевелим пальчиками)

Хвост короче уха.

(ударяем кулачками друг о друга)

(хлопаем в ладошки)

Очень хорошо поиграли, а сейчас давайте поможем зайчику вспомнить кто он. Посмотрите на доску (таблица «системный оператор). Вот наш зайчик (первое окошко, из каких частей состоит заяц (второе окошко) (уши, хвост, лапы, шёрстка и т. д.). Молодцы. Теперь скажите, какое это животное? (дикое). Почему дикое? Ну что, зайчик, теперь ты вспомнил о себе? Зайчик очень обрадовался и зовёт нас поиграть в игру.

Вышли дети на лужок,

Заглянули под кусток,

Зайка, зайка, поскачи,

Твои лапки хороши.

Стал наш заинька скакать,

Малых деток забавлять.

Вместе с зайчиком скорей

Мы подпрыгнем веселей!

Вот как у нас весело! Скажите, а какое сейчас время года? (Зима). Давайте расскажем стихотворение про зиму «снегопад. Ребята, скажите, а какого цвета у нас зайчик? (серого). А что же происходит с ним зимой? (меняет шубку на белую). Давайте подойдём к столу и поможем поменять зайчику шубку (аппликация с дисками). Молодцы! Посмотрите и наш зайчик тоже поменял шубку. Он очень рад и говорит вам большое спасибо.

Ребята чем мы с вами сегодня занимались? (подводим итог). А зайчик приглашает вас с ним поплясать.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи дошкольника 1 слайд Актуальность Приёмы ТРИЗ позволяют наилучшим образом быстро и качественно решать проблемы речевого развития. Играя со словом дети.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект НОД

по познавательному развитию в подготовительной группе

Возраст: подготовительная группа

Познавательное развитие

Цель : развивать системное мышление.

1. Образовательная задача: с истематизировать знания детей о яблоке с помощью системного оператора.

- учить дошкольников рассуждать, используя предложения разных конструкций;

- совершенствовать умение произносить сложные по слоговой структуре слова;

2. Развивающая задачи:

- развивать логическое мышление, зрительное внимание;

- способствовать развитию воображения дошкольников.

- обогащать активный словарь всеми частями речи.

3. Воспитательные задачи:

- воспитывать критическое отношение к явлениям окружающей жизни, интерес к научным знаниям;

- прививать уважительное отношение друг к другу через умение слушать собеседника.

Материал к занятию : волшебный экран, мультимедио, муляж яблока, игрушка Незнайки.

1. Организационный момент:

. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).

Здравствуй - солнце золотое,

Здравствуй – небо голубое,

Здравствуй – легкий ветерок,

Здравствуй – маленький дружок,

Нам здороваться не лень.

Воспитатель обращает внимание детей на посторонний звук, выходит за дверь и вносит игрушку Незнайки.

Воспитатель. Незнайка, что случилось?

Незнайка: - Ой, ой, как мне больно.

Воспитатель : - Что случилось? Ты упал, поранился?

Незнайка : - Я торопился к вам в гости, по дороге увидел яблоневый сад, сорвал яблоко и съел, а вот теперь у меня очень болит живот. Ой, я даже и не знал, что яблоки такие вредные. Я больше ни когда не буду есть эти противные фрукты.

Воспитатель : Ребята, а вы согласны с Незнайкой? И как вы думаете, что на самом деле с ним произошло?

Докажите Незнайке , что это не так. А ты, Незнайка, садись поудобнее, мы сейчас включим волшебный телевизор.

2. Основная часть НОД.

Включается экран монитора – система , настоящее время.

Воспитатель : - Ребята, что вы видите на экране?

Дети: Яблоко

Воспитатель: Незнайка назвал два определения яблока: вредное и противное, вы согласны с ним. (нет). Давайте дадим яблоку свои определения.

Дети : полезное, спелое, зеленое, сочное, съедобное, ароматное, витаминное, круглое, румяное, может быть гнилое…

Воспитатель : А на что похоже яблоко?

Дети: похоже на шарик, большую ягодку и т.д.

-Воспитатель: Назовите яблоко ласково (яблоко -яблочко).

- А если у вас выросло огромное яблоко?

Дети : Яблочище..

Воспитатель: Незнайке яблоко не понравилось, а вы что можете плохого найти в яблоке.

Дети : если не помыть или съесть много – живот заболит и т.д.

Воспитатель. Ребята, что же получается, что Незнайка прав, вот сколько у яблока плохих свойств (Нет).

Воспитатель. Вы не согласны, ну тогда давайте расскажем Незнайке , что вы знаете хорошего о яблоке (вкусное, полезное, красивое, содержит витамины, можно самим выращивать, можно хранить и т.д.)

(открывается экран – подсистема , настоящее время )

Воспитатель. Как вы думаете, что может быть внутри яблока? (ответ).

Воспитатель. А как это можно проверить? (разрезать).

Воспитатель. Незнайка, что ты видишь? ( кожура, мякоть, ядро, плодоножка )

Незнайка. А еще я вижу какие-то семечки.

Воспитатель : - Из этого крошечного семечка, может вырасти большая яблонька. Давайте посмотрим, как это происходит. Когда семечко попадает во влажную, теплую землю зернышко оно прорастает- появляется первый зеленый росток.

(показываю на мониторе (экране)

Воспитатель. Ребята, а что еще нужно для того, чтобы росточек рос?

Дети: Солнце, тепло и вода

Воспитатель. Кто сможет рассказать Незнайке и показать на экране последовательность роста яблоньки от семечки до дерева? (ответы детей)

Воспитатель: много лет нужно для того, чтобы выросло дерево. А когда дерево достаточно вырастит, на нем появятся цветы

(экран – надсистема , настоящее время )

Незнайка : - спасибо, ребята, я все понял, я возьму семечко и посажу его в горшок с землей, буду поливать, поставлю к свету на окно и буду урожай ждать.

Воспитатель : - Ребята, как вы думаете, у Незнайки получится вырастить яблоню?

Воспитатель: А почему? (ответы детей) Расскажите Незнайке, где растет яблоня?

Дети: Яблоню нужно выращивать в саду, в питомнике

Воспитатель : А теперь, Незнайка, запоминай трудные слова: яблоня светолюбивое, влаголюбивое, фруктовое дерево.

Воспитатель: Давайте объясним Незнайке значение этих сложных слов.

Воспитатель: А теперь расскажите ему, что может навредить нашей яблоне?(ураганный ветер, насекомые вредители, засуха)

Дети А как же можно помочь яблоне?

Дети Поставить палочки, подвязать ветку.

Незнайка: - А где созревают новые яблоки? На земле или на ветке?

(открывается экран – система и надсистема , прошлое время )

Дети: семечкой, цветочком.

Воспитатель : - А когда можно увидеть, что яблонька цветет? (весной)

(экран – подсистема , прошлое время )

Воспитатель: Цветущая яблонька стоит как будто укрыто нежным розовым покрывалом. А как вы думаете, кто может укрыться лепестком цветка яблони?

Дети : Дюймовочка, муравей, мальчик-с-пальчик, бабочка, божья коровка и т.д.

Воспитатель: Представьте, что вы бабочки, которые порхают на цветках яблони, что вы чувствуете? Вам нравятся эти цветы? Понюхайте их, похвалите их.

Дети : Ах, какие красивые цветы: ароматные, душистые, нежные, пахучие, бело-розовые, прелестные…

Воспитатель: Ребята, вы уже очень много рассказали Незнайке о яблоках. А чтобы он все запомнил, давайте пригласим его в игру и все повторим.

Упражнение на координацию речи с движением:

Где же твои яблоки?

Заморозил их мороз?

Или ветер их унёс?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

(разводят руками, пожимают плечами)

Не морозил их мороз,

И не ветер их унёс,

Не спалило их огнём,

Града не было с дождём,

Птицы их не поклевали…

(загибают по одному пальцу на правой руке)

Урожай у нас не плох.

Воспитатель : Урожай собрали большой, а что же с ним делать?

Дети: Есть, консервировать, сушить, варить варенье.

Воспитатель: Как можно сохранить яблоки, чтобы они не сгнили? (высушить, сухофрукты)

(экран – система, подсистема, надсистема , будущее время )

Воспитатель: Вы видели, как продают яблоки в баночках. Как называется такие яблоки?

Дети : Консервированные( компот), варенье, джем.

Воспитатель: Представьте, что мы собрались консервировать яблоки, варить варенье Что для этого нужно?

Дети: сахар. вода, банки, крышки.

Воспитатель : Где нужно хранить консервированные яблоки, варенье, джемы?

Дети: В холодильнике, кладовке, погребе.

В оспитатель А где сушеные яблоки (сухофрукты)?

Дети В мешке, кладовке.

3. Заключительная часть НОД

Воспитатель: Вы замечательно справились с заданиями. Я хочу вам пожелать, чтобы вы ели яблоки всегда, угощали ими своих друзей и родных. И были здоровы.

Незнайка. Спасибо вам ребята, я теперь знаю, что яблоко- удивительный фрукт.

Рефлексия. Ребята, если вы считаете, что у нас все получилось и мы убедили Незнайку, что яблоко удивительный фрукт, улыбнитесь, а если нет сделайте грустное лицо.

1. Знакомство с системным оператором.

Приходит Игрушка и видит схему на наборном полотне:



И.: Что это такое?

В.: Что тебе это напоминает, на что это похоже?

И.: Если бы тут был один прямоугольник, то было бы по­хоже на экран телевизора, а так не знаю.

И.: Еще это похоже на лифт, но на лифте можно ездить толь­ко вверх и вниз, а здесь — еще в стороны.

В.: Действительно, этот лифт может ездить во всех направ­лениях: если поехать вниз — узнаешь части, из которых состо­ишь; поедешь вверх - узнаешь места, где можешь быть; по­едешь назад — узнаешь прошлое, вперед — будущее.

Воспитатель предлагает прокатить Игрушку по всем экранам.

Команды подаются в произвольном темпе и последователь­ности, игра может проходить с выбыванием.

Читайте также: