Конспект занятия с детьми 3 4 лет наши помощники

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Наши помощники – органы чувств.

Программное содержание: Продолжать формировать представления об органах чувств: глаза, уши, нос, язык, руки. Уточнить какое значение для человека имеют слух, зрение, вкус, обоняние и осязание в познании мира. Работать над совершенствованием навыков постановки опытов и экспериментирования; продолжать формировать способность анализировать результат наблюдения и экспериментов, опираясь на данные, полученные с помощью сенсорного восприятия. Развивать быстроту мышления, творческого воображения; продолжать формировать интерес к познанию своего тела. Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму. Учить передавать различные эмоциональные состояния. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Способствовать развитию уверенности в себе.

Предварительная работа:

- беседа об органах чувств животных и человека;

- игровые задания на ознакомление с различными видами поверхности.

Методы и приемы:

II ч. – Художественное слово (загадка)

- гимнастика для глаз

- работа перед зеркалом

III ч. Возвращение в детский сад.

Дети, сегодня мы отправимся в Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проводят исследования органов чувств человека. Ребята, вы согласны отправится в Институт здоровья? (Да). А поедем мы туда на автобусе. Все уселись, всем хватило мест. Тогда поехали.

Воспитатель: Вот мы и приехали. Чтобы зайти в первую лабораторию института, вы должны, отгадать мою загадку, отгадав ее, поймете, какой орган чувств здесь исследуют. На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Да, в этой лаборатории изучают зрение. Для чего людям нужны глаза?

Дети: Чтобы видеть.

Воспитатель: Как бы мы жили, если бы у человека не было глаз?

Дети: Нам бы пришлось очень тяжело.

Воспитатель: Как называют человека, который не видит?

Воспитатель: Как можно помочь этому человеку?

Дети: Помочь перейти дорогу, подать руку, предметы.

Воспитатель: А сейчас мы с вами убедимся, зачем человеку глаза.

Воспитатель: Юля, скажи, что у Кати в руках? (Ребенок не знает).

Воспитатель: А что Катя делает? (2-3 бесшумных действия. Ребенок эти действия не видит и ничего сказать не может). Теперь сними шарф и скажи: А что ты почувствовал?

Ребенок: Тревогу, страх, беспокойство.

Воспитатель: Зачем человеку глаза?

Воспитатель: Чтобы глаза хорошо видели, надо делать специальную гимнастику и соблюдать правила.

Чтение свода правил детьми. Воспитатель выставляет плакат:

- Не смотреть телевизор более часа в день.

- Находись от телевизора на расстоянии не менее 3 метров.

- Не читай лежа и при слабом освещении.

- При работе за письменным столом свет должен падать слева.

Проводится комплекс зрительной гимнастики.

На 3-5 секунд закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6-8 раз.

Быстро моргать в течение 10-15 секунд. Повторить упражнение 3 раза с интервалом в 7-10 секунд.

Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, положить их на предварительно закрытые глаза на 30-40 секунд. Затем опустить руки и открыть глаза.

Все слышат, а друг друга не видят. (Уши)

Да, в этой лаборатории изучают органы слуха. (Тихо говорит). Сели. (Дети выполняют).

Воспитатель: Почему вы сели?

Дети: Потому что услышали, что вы сказали.

Воспитатель: Чем вы это услышали?

Воспитатель: А зачем человеку уши?

Дети: Чтобы слышать.

Воспитатель: Как называют человека, который не слышит?

Ребенок: У всех людей по два уха и расположены по обе стороны нашей головы. В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже тогда, когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщать нам об опасности. Первобытного человека опасность подстерегала на каждом шагу, поэтому его уши могли двигаться, как локаторы. У современных людей уши двигаться не могут, но тоже очень хорошо слышат разные звуки: кто как кричит и разговаривает, как шумит море, деревья, шуршит листва и т. д.

Воспитатель: Мы знаем, что звуки бывают разными. Попробуйте определить, что я сейчас буду делать. (Спрятав руки за ширму, воспитатель производит действия: переливает воду из одной ёмкости (банки) в другую, шелестит бумагой, стучит ложками, мешает чайной ложкой в стакане, разминает бумагу).

Воспитатель: Молодцы отгадали! А какие правила надо соблюдать, чтобы уши хорошо слышали и не болели? Выставляет плакат со сводами правил.

Дети: Не ковырять в ушах, не разговаривать громко, защищать уши от ветра, не допускать попадания в уши воды, чистить уши очень осторожно, мягкими ватными жгутиками.

Воспитатель: Молодцы ребята, все правильно сказали. Переходим в следующую лабораторию. Чтобы узнать, чем здесь занимаются, отгадайте загадку. Между двух светил в середине я один. (Нос)

Воспитатель: Правильно! Для чего нужен нос?

Дети: Чтобы дышать, нюхать запахи.

Проводится дыхательное упражнение:

Вдохните глубоко через нос и медленно выдохните. Повторить 3-4 раза.

Воспитатель: А еще нос помогает почувствовать и различать запахи. Вот это мы сейчас с вами проверим.

Воспитатель: Вы, сейчас определите по запаху, что у меня на тарелочке. Кто самый смелый? (Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в тарелочках: шоколад, апельсин, лук, лимон. Тарелки закрыты салфеточками).

Воспитатель: Молодцы, ребята, все запахи определили. Ребята, как еще можно определить, что это за продукт, не видя его?

Воспитатель: В следующей лаборатории изучают именно этот орган чувств – язык. Скажите, для чего человеку язык.

Дети: Помогает общаться друг с другом, различать пищу.

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки зеркало, высуньте язык и внимательно его рассмотрите и расскажите, что вы на нем видите.

Воспитатель: А кто знает, зачем нужны эти бугорочки?

Воспитатель: Бугорочки, которые вы увидели на языке, называют вкусовыми почками языка, каждый из которых воспринимает определенный вкус. (Рассматривание картины). Скажите, что бывает сладким, горьким, кислым и соленым? (Ответы детей).

Перед детьми ватные палочки и тарелочки с сахаром, с солью, с лимоном, с луком. Воспитатель предлагает поочередно макать ватную палочку в одной из тарелок и приложить к определенному участку языка.

Воспитатель: Предлагаю провести опыт, действительно ли определенный участок языка воспринимает определенный вкус. Возьмите ватную палочку, макните ее в сахаре и приложите на кончик языка. Какой вкус вы почувствовали?

Воспитатель: Еще раз макните палочку в сахаре и приложите на корень языка. На этом участке чувствуется сладость?

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что корень языка чувствует горькое.

По аналогии проводится со вкусами: соленый, кислый, горький.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с заданием. Давайте поиграем с языком.

Проводится артикуляционная гимнастика.

Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и вспомним наш девиз.

Как мы весело живем,

Дружно песенки поем,

Можем весело смеяться,

И поспорить иногда,

Ну а драться – никогда!

Воспитатель: Мы с вами оказались в последней лаборатории. Здесь изучают органы чувств, которые отвечают за осязание.

Проводится пальчиковая гимнастика.

Дети: Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать,

Все такие нужные.

Воспитатель: Давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами на ощупь.

Воспитатель: Никита, мы сейчас завяжем тебе глаза и ты закрытыми глазами, с помощью пальчиков – узнавальчиков, исследуя форму головы, одежду, прическу, постарайся определить, кто перед тобой стоит, и назвать имя.

Воспитатель: Вот у меня чудесный мешочек! А в нем разные предметы. Вы должны закрытыми глазами, на ощупь назвать предмет и охарактеризовать его, какой он по качеству.

Дети: У меня кубик, он твердый, гладкий. Мне попалась игрушка, она мягкая, пушистая.

Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по Институту здоровья. Мы говорили о значимости наших органов чувств, о том, как они нам помогают.

Ребенок: Есть умные помощники на службе у тебя,

Не замечая, их используешь шутя:

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,

А носик запах различать.

Воспитатель: А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожеланья…

Дети говорят друг другу добрые пожелания.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места. Все уселись? Поехали.

Формирование представлений об органах чувств человека и их значении в познании окружающего мира.

познакомить с органами чувств человека;

дать представления о значении каждого органа;

обогащать словарь детей : существительными, обозначающими органы чувств человека; глаголами, обозначающими функции органов чувств; прилагательными, обозначающими цвет;

обогащать непосредственный чувственный опыт детей в разных видах деятельности;

тренировать зрительные ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие;

развивать воображение, внимательность;

воспитывать бережное отношение к себе;

способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками;

Ход занятия:

Слайд №1 Слайд №2

Здравствуйте ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (растирание ладошек)

Здравствуйте, ножки! Топ – топ- топ. (поглаживание ножек)

Здравствуйте щечки! Плюх, плюх, плюх. (гладят ладонями щеки)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок. (делают губы трубочкой.)

Здравствуйте зубки! Щелк, щелк, щелк! (щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! Пи-пи-пи. (гладят нос ладошкой)

Здравствуй, солнышко! (поднимают руки вверх, раскрыв ладони)

Привет! (приветственно машут руками над головой).

Воспитатель: Когда мы здороваемся, мы желаем кому-то здоровья. А что значит быть здоровым (Ответы детей).

Воспитатель: Но где же наш шар? Для начала нам нужно его надуть.

Дети стоят в кругу, держась за руки. Расходятся медленно в стороны, произнося звук фу-у-у-у-у-у.

Воспитатель: Я вас прошу закрыть глаза. Вы старательно надували шар, посмотрим, какой он получился. (Дети с закрытыми глазами ждут. Воспитатель выносит воздушный шарик.)

Мы надули шар большой

Не простой шар, а воздушный.

Он путешествовать любил

Нас с собою пригласил.

Воспитатель: Вокруг себя повернись! В городе чувств окажись (Дети подходят к интерактивной доске.)

На ночь два оконца

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чего нам нужны глаза? (глаза – смотреть)

Воспитатель: Правильно, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети с помощью воспитателя перечисляют правила.)

Нельзя тереть глаза грязными руками.

Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Нужно гулять на свежем воздухе.

Гимнастика для глаз

Воспитатель: Посмотрите на экран, что вы там видите? (Ответы детей). Ау вас есть нос? Покажите его. Зачем нужен нос? (нос – нюхать) Воспитатель: Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, показывая, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. (стоя прямо, на вдохе) Опустить руки вниз, (на выдохе)

Затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "ух" (ребенок должен спрятать голову за коленями - показывая, какой он маленький.)

(Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Кофе, апельсин, чеснок, лимон).

Воспитатель: Зачем нужны уши? (уши – слушать). Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

Воспитатель: Что вы видите? Для чего нужен язычок? Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус.

Во спитатель: Для чего нам нужны руки? (Ответы детей). С помощью рук мы можем ощупывать предметы, трогать их. Я предлагаю вам поиграть в игру. Воспитатель: Покажите, где у вас кожа? Все тело покрыто кожей. Возьмите, потрогайте мячики, какие они? (твердые.) А сейчас возьмите игрушку, потрогайте, какие она? (мягкие.) А это, наждачная бумага, какая она? (шершавая.)

Воспитатель: Ребята, вот сколько помощников есть у нашего тела. Назовите их. (Ответы детей). А у шарика есть такие помощники? (Ответы детей). Расскажите всем о замечательных помощниках, которые есть у каждого из нас.

Воспитатель: Вокруг себя повернись! В детском саду окажись! Вот мы и вернулись обратно. Вам понравилось наше путешествие? Спасибо, вам ребята!

Прикреплённые файлы:

Цель: Закреплен ие представл ений детей о б органах чувств человека.

- Продолжать знак омить детей с и сточниками опас ности в быту.

- Обогащать слова рный запас гл аг ол ам и, обозначающими функции органов

- Способствовать ис пользованию в акт ивном словаре о бобщающих слов.

- Совершенствовать моторику ре ч едв ига те ль н ого ап парата.

- Развивать навыки исследования предметов с пом ощью соответствующих

- Формировать з рительные, слу ховые ощуще ния, обоняние.

(Воспитатель открывает две рь, вносит и грушку собачки)

С: Меня зовут Кн опка(Любознайк а, я люблю все знать ). Мне н идавно

повстречался м ой друг Дружок (шк ольник Вася Пет ичкин, он хотел рассказать

мне про пом ощников, которые есть у каждого из нас, но оч ень спешил на урок и

так и не успел н ичего объяснить. А м не теперь так и нтересно!

В.: Ребята, а мы ве дь тоже любим в се знать, давайте поможем Любозн айке

С: А у меня есть дл я вас сюрп риз (показывает шар ик) , только я не умею

В. - : ничего ст рашного,мы поможем те бе его над уть с помощь ю игры . (зове т

всех стать вок руг коробки, к ладет шарик в ко робку).

В. - Вставайте вок руг коробочк и, будем надувать шарик.

В. - из к оробки вылетает гелиевый шар однотонного ц вета на грузи ке.

Ребята, а скажите ка кой он? ка ког о цвета? Ка ко г о размера ?

Ребята, а что вам п омогает ег о в идеть? Чем вы ег о видите ?

В. - Правильно, глаз ам помогают нам в идеть все во круг.

В: Ребята, а нуж но ли беречь глазк и? А, вы, как их бережёте?

Дети: Нельзя долго смотреть т елевизор, во в ремя прогулки нельзя бросаться

песком, долг о не сидеть за телеф оном, не тр огать глазки руками, н и чем не

С: Все понятн о, глазки нам помогают видеть все вок руг,значит они наши

- Гав ! Я что т о чувств ую! Чем это пахнет? Пойдемте со мн ой! (звучит

полоса препятств ий. Вам нужно и йти друг за др уг ом .

Под фоногр амму дети за воспитателем двиг аются по дорож ке с

препятств иями (обойти кубики, перешагнуть м одули, пройт и по следам).

В. - Вы очень хо рошо справились со всеми п репятствиями и не разу не

В: ребята, посм отрите какие кор обочки. Мы их п ока трогать не будем. Скажите,

Сравните как ие это коробочк и? (показывает 2 о динаковые, потом 2 разны е по

В: теперь давайт е мы кажд ый возьмет себе п о коробочке в от так, аккурат но, и

не тряся и не переворачивая. Ск ажите вам в идно, что там?

В: теперь прове рьте себя, прав ильно ли вы определили зап ах, подсказка на дне

В: правильной, з на ч и т он тож е наш. . п ом ощ н ик .( по дх од ят к мо л ь б е рт у,

показывает фигу рку носика и ра ссматривают коллаж). А как же надо е го

Д: не засовывать н ичего в нос, не нюхать быт овые принадлежн ости, не нюхать

на кухне молот ый перец, высмаркивать ся в платочек.

В .: - Ой - ой - ой, ша рик тянет меня куда - то (подходит к с толу с цветны ми

В .- Скажите мне, как мы можем определить, что там н аходится? (предл агает

Мы можем уви деть это глазами ? (нет контейнер закрыт, там ес ть отверсти е,

В.: - Спрашивает ребенка что он ч ует. апельсин, огуре ц (так спросить

В. - Вы молодц ы, всё определили и а пельсин, и огурец. А чт о вам помогло эт о

В.: - Вот мы и нашл и еще одног о помощника, который спрятался у н ас на голове

В. : Мне кажется ил и я что - то слышу? Что это за звук?

В. : Послушайте и определите св оими ушками, как я б у д у играть. (Играет

Воспитатель предлагает взя ть погремушки в руки сыгра ть сначала громк о, а

В.: - Кнопка, вот м ы и нашли еще п омощников - это два уха, с одной и с д ругой

стороны голов ы, они то нам и помогают хорошо сл ышать разные з вуки. их тоже

надо беречь. Всег да одевать шап очку, чтобы у шки не надуло. Стараться не

В : У вас есть языч ок? А, вы, знаете, зач ем нужен язычок?

В.: - когда м ы кушаем, он пом огает определить вк ус продуктов: и сладкую

конфету, и вк ус хлеба, и б - р - р - р, горьк ое лекарство. Сопр овождается

В .: Ребята - , посм отрите на наш ш ар, на что он стал похож?

Ну что Кнопк а, теперь ты знаешь какие у нас есть помощни ки?

Кнопка: Да, наш и друзья – это ОРГАН Ы ЧУВСТВ: глазки, носик, ушки и

В.: - молодцы ребята, со всем с правились. А теперь пора п рощаться с гостями.

У меня есть мн ого шариков, н о они все скучны е, белые. Предлага ю всем кто

хочет их разук расит. Приглаша ет к столам с карандашами.

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Цель: познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах, язык – определять вкус, пальцы – определять форму, структуру поверхности); познакомить с охраной органов чувств.

Оборудование:

- коробочка с отверстием, в которой находится блюдце с нарезанным лимоном;

- коробка с погремушкой;

- непрозрачный чайник с водой;

- мешочек с сахаром;

- чашки, блюдца, чайные ложки по количеству детей.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Правда? Вот я и приготовила целую корзину необычных загадок. Вы будете узнавать предметы с помощью разных органов чувств.

Вот первая коробка. Как вы думаете, что там может быть? (Ответы детей.)

Как можно узнать, что там?

Дети: Запах лимона уловили носом.

Воспитатель: А в этой коробке что? Как можно узнать?

Дети предлагают. Затем выясняют, что это погремушка, её услышали ушами.

Дети: Яблоко, нащупали пальчиками.

Воспитатель: Что в чайнике? Дети предлагают ответы. Воду увидели глазами.

Воспитатель: А как узнать, что это вода, что надо сделать? (Ответы детей).

Воспитатель: Налейте в чашку воды и попробуйте её на вкус.

Какая вода на вкус?

Дети: Тёплая, вкусная…

Воспитатель: А что это, как вы думаете? (Показывает на мешочек с сахаром.)

Дети предлагают ответы.

Воспитатель: А как узнать – сахар это или соль? (Надо попробовать языком).

Воспитатель: Насыпьте немного этого вещества на блюдце и попробуйте языком. Это съедобное.

Что язычок вам подсказывает, что это? Положите сахар в воду, размешайте.

Что произошло с сахаром? (Ответы детей.)

Попробуйте. Что теперь скажите о вкусе воды? Была какая, а стала? Как вы узнали, какой орган чувств вам помог?

Как изменится вкус, если в воду добавить лимон? (Ответы детей.)

Добавьте лимон, размешайте, попробуйте. Что скажите?

А теперь мы отдохнём, потанцуем и споём. Выходите ко мне.

Физкультминутка.

Глазки, мои глазки,

Носик, мой носик,

Я чувствую запах!

Язычок, мой язычок,

Я всё пробую на вкус!

Пальчики, мои пальчики,

Мы узнаём предмет!

Дети закрывают глаза ладонями.

Круговое движение ладоней по ушам.

Качают головой вправо – влево.

дотрагиваются до кончика носа.

Шумный вдох – выдох

Открывают рот, делают

быстрое движение пальцами.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: У каждого человека есть помощники. Они помогают узнавать про всё на свете. Что случится, если не будет глаз (ушей, носа, языка, пальцев). (Ответы детей.)

Чтобы этого не случилось, все эти органы надо беречь, уметь сохранить их здоровыми. Давайте подумаем, а как надо беречь глаза? (уши, нос, язык, пальцы). (Ответы детей.)

Воспитатель: Какие вы молодцы! Много знаете об органах чувств. Мне пора, но скоро я снова к вам приду. До свидания!

Конспект организованной образовательной деятельности по ручному труду в технике квиллинг…


Развивающая предметно-пространственная среда во второй группе раннего возраста (2 -3…

Развивающая предметно-пространственная среда во второй группе раннего возраста (2 -3 г.)

Конспект НОД во второй младшей группе. Тема: «В гостях у…

Техника и методика обучения плаванию способом кроль на груди детей…

Техника и методика обучения плаванию способом кроль на груди детей дошкольного возраста Путь к спорту Умение плавать с детства может помочь ребенку.

Комментарии

Как научить детей любить природу с помощью этих детских садовых проектов. Статья о том, с чего можно .

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Читайте также: