Конспект занятия россия щедрая душа старшая группа

Обновлено: 05.07.2024

Приобщение детей к традициям и обычаям русского народа является необходимым постулатом в становлении всесторонне развитой личности. В виду интенсивного и быстрого технологического прогресса необходимо посвящать детей в культуру России, так как ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вид деятельности: Познавательно - исследовательская (окружающий мир)

Цель: Создание условий для получения детьми представлений о русской национальной кухне. Задачи:

  • воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ;
  • побуждать желание сохранять культуру;
  • закреплять знания о народных пословицах и поговорках;
  • создать узор на скатерти, используя древние русские росписи;
  • познакомить с блюдами русской национальной кухни;
  • рассказать о традициях и обычаях наших предков;
  • активизировать словарь.

Содержание

Воспитатель входит в русско-народном платке.

В: Сегодня к нам в гости пришла Маша. Маша предлагает побывать с ней в деревне. Вы согласны?

В: Но для этого нам необходимо надеть русско-народные головные уборы.

Дети надевают русско-народные головные уборы.

В: А теперь мы проведем с вами волшебный обряд. Раз, два, три, повернись и в деревне окажись!

На экране появляется изображение деревни.

В: Посмотрите, мы с вами оказались в настоящей деревне! Ребята, где мы живем?

В: Глубоки у нас моря,

широки у нас поля,

щедрая моя земля!

В: Верно, земля дает нам очень много богатств: зерна, овощи и фрукты, грибы, ягоды орехи. На щедрой земле живут и люди щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Все вкусно, сытно, а главное – полезно. Давайте с вами накроем стол для гостей по - русски!

В: Ребята, сегодня у нас на столах можно увидеть разные блюда, а как же угостить гостей по - русски?

В: Как мы можем об этом узнать?

Ответы детей (самостоятельно проектируют решение проблемной ситуации: спросит у взрослых, подумать, посмотреть в книгах, телевизоре).

В: Отгадайте мою загадку. Круглый, теплый и румяный, очень вкусный со сметаной?

На экране появляется изображение стола с блинами.

В: Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, со сметаной, медом, вареньем, икрой – всего не перечесть.

В: А про кого домашнего животного на Руси говорили кормилица, матушка?

В: Правильно, корову. А почему её так называли?

В: Ешь, да пей, гостям налей и коту не пожалей.

На экране появляется изображение стола с кувшином с молока.

В: Вот моя следующая загадка: может разбиться, может свариться, а если хочешь, может в птицу превратиться?

Ответы детей: Яйцо. На экране появляется изображение стола с яйцами.

В: Куриное яйцо занимает важное место в русской кухне. В какой сказе о нем говорится?

Ответы детей: Курочка Ряба.

В: Какой продукт был самым главным, почитаемым на Руси, без него не обходился ни один праздник?

Ответы детей: Хлеб.

На экране появляется изображение стола с хлебом.

В: Правильно, хлеб. Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о хлебе.

Хлеб - всему голова;

Худ обед, когда хлеба нет;

Покуда есть хлеб и вода - все не беда.

В: А хлеб, который пекли к празднику назывался – каравай!

На экране появляется изображение стола с караваем.

В: Обратите внимание, чем он отличается от обычного хлеба.

В: Ребята, давайте вспомним какие изделия из хлеба упоминаются в русских народных сказках. (рассматриваем с детьми иллюстрации русских народных сказок).

В: Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малиной, рыбой, курицей. На экране появляется изображение стола с пирогами. Назывались они : расстегаи, кулебяки, курники, левашники.

В: А что же пили наши предки?

В: Вот вам компота кувшин, вот вам кваса кувшин, желаю вырасти на целый аршин. (На экране появляется изображение стола с кувшином компота и кваса)

В: - Посмотрите, ребята, сколько угощений у нас на столе! Можно теперь Машу угощать и гостей приглашать. Вот только стол у нас не застелен. Чем же застилали стол наши предки?

В: Правильно, скатертью-самобранкой. Где же нам взять её? Да, давайте сделаем скатерть – самобранку, но сначала посмотрим какие узоры рисовали наши предки.

Досмотрев презентацию, приступают к рисованию узоров, воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, которые затрудняются при выполнении узора на ткани.

Под русскую народную музыку дети и воспитатель застилают стол изготовленными скатертями.

В: Ребята, Маше очень понравились ваши скатерти и она рада, что вы побывали вместе с ней в деревне, но она очень спешит, давайте с ней попрощаемся!

А сейчас мы вернемся в наш детский сад. Раз, два, три, повернись и в детском саду окажись!

В: Что было самым интересным? Почему?

Было что-то трудное? Что? Почему оно было трудным?

Сегодня мы познакомились с блюдами русской кухни, сделали красивую скатерть. Какой вам узор понравился? Теперь знаете, как угостить гостей по – русски.

Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 192 с.

1. Познакомить с блюдами русской национальной кухни.

2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.

3. Рассказать о традициях и обычаях наших предков.

1. Активизировать словарь детей: изобильная, щедрая, радушная, румяный, желанный, свято, просторы, рушник, левашник, сударушка, изба, хлебушко, расстегай, кулебяка, курник, рыбник, лоскуток, кадка, каравай, краюха, скатерть-самобранка.

1. Проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичность.

2. Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.

1. Развитие образного восприятия музыки.

2. Развивать пение естественным голосом песни различного характера.

3. Передавать в движениях характер танца; эмоциональное движение в характере музыки.

1. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.

2. Побуждать желание сохранять культуру.

Рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; разучивание хороводов, песен, подвижных игр; рисование русских орнаментов.

Русские народные костюмы, блюда русской кухни.

Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря,

Щедрая моя земля!

Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

Воспитатель: Верно, и все эти богатства Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно. Ребята, а какие Вы традиционно русские блюда знаете?

Дети: Суп, щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники.

Воспитатель: Какие Вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили на Руси?


Хлеб – всему голова.

Что посеешь, то и пожнешь.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хлебушко – калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Покуда есть хлеб да вода – все не беда.

Хлеба ни куска – стол – доска.

Без каши обед - не в обед.

Хороша кашка, да мала чашка.

Капуста не пуста, сама летит в уста.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.


Я к Вам в гости пришла,

С малинкой пирог.

И с капустой пирог,

А который без начинки –

Самый вкусный пирог.

Отвечайте на вопросы мои сложные,

Получайте угощенья всевозможные!

Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Знают все, кто ест:

Хлеб не надоест!

Хлеб наша главная еда

А хлеб, как говорится,

Хозяюшка: Правильно, хлеб – всему голова! Как относились к хлебу русские люди?

Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Хозяюшка: Как называли хлеб, который пекли к празднику?


Хозяюшка: (достает из печи каравай, выходит с ним в центр зала)

Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

(Подает детям каравай.)

Каравай Вам подношу

И принять его прошу.


Ребенок (берет каравай, обращается к гостям)

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Ребенок кланяется и ставит каравай на стол.

Хозяюшка: Теперь отгадайте мою загадку.

Сдобный, пышный ароматный,

У него румяный бок.

Называется, ребята, это чудо… (пирожок).

Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, рябники, левашники, курники. В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста?

Хозяюшка: Пироги пекла с любовью

И старалась я не зря -

Угощайтесь на здоровье

Наши гости и друзья!


Хозяюшка достает из печи пироги, подает блюдо детям.

Дети: (берут блюдо и говорят)

Всех гостей к себе зовем,

Угостим Вас пирогом!

Сладкие пироги с ягодкой малинкой,

Вкусные пироги с яблочной начинкой.

Хозяюшка: Испекла я Вам пирог,

Положила на порог.


Испекли мы пирог,

Положили на порог.

Да этакий он высоконький, Дети поднимают руки вверх

Да этакий он широконький, Разводят руки в стороны.

ловит. Кого поймает, тот становится

Хозяюшка: Отгадайте еще одну мою загадку.

Я - символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, кто я такой,

Оладушек – мой брат родной.

Воспитатель: Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?

Дети: На Масленицу.


Хозяюшка: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.

Напекла я Вам блинов

Аж на сорок пять столов.

Ешьте, не стесняйтесь,

Хозяюшка достает из печи и подает детям блюдо с блинами.

Дети: Блин тебе, блин ему

И гостям по одному!


Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Как на Масленой неделе

Из печи блины летели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Хозяюшка: Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка?

Дети: Про корову.

Хозяюшка: А почему ее так называли?

Дети: Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь делай:

Масло в нашу кашу,

Творожок на пирожок.

Кушай, миленький дружок!

Воспитатель: Да, ребята, из молока делали творог, масло, сметану, ряженку. Молоко добавляли в каши, супы, тесто. Ни одна семья не могла прожить без коровы. В какой сказке корова помогла бедной сироте?

Хозяюшка: Ешь да пей,

И коту не пожалей.


Хозяюшка ставит на стол кувшин с молоком и блюдце перед игрушечным котом.

Хозяюшка: Отгадайте мою загадку.

Глядит из горшка,

Из овощей и круп варится.

На всю Россию славится.

Является пищей нашей

И называется … (кашей).


Дети: Деревянными ложками.


Да притопну ножками!

Развеселый у нас

Будет танец с ложками.


Хозяюшка: Вот Вам моя следующая загадка.

Сшит без рубчика.

Воспитатель: Куриное яйцо занимает важное место в русской кухне. В какой сказке о нем говорится?

Хозяюшка: На праздник Пасхи люди раскрашивают куриные яйца в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами. Потом дарят друг

другу яйца-писанки на счастье.

Воспитатель: В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи. В каких сказках об этом упоминается?

Хозяюшка: А как русские люди сохраняли свой урожай?

Дети: Они сушили, солили, квасили и мариновали запасенные овощи.


Хозяюшка: Какие овощи ели наши предки Вы узнаете, если отгадаете мои загадки.


Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

Лоскуток на лоскутке –

Целый день на животе

Нежится на грядке.

Сильно плачут все вокруг,

Если мама чистит …

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке – желтый и соленый.


Кругла да гладка,

В землю … (репка)

Молодцы, ребята! Вот Вам за это корзина с овощами.

Ешьте овощи спелые,

Чтобы щеки были красные,

Хозяюшка отдает детям корзину с овощами.


Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки?

Хозяюшка: Что же пили наши предки?

Дети: Мед, пиво, квас, кисель, компот.

Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков: хмельной мед, мед-липец, мед крепкий, мед клюквенный, мед вишневый.

Вот Вам морса кувшин,

Желаю вырасти на целый аршин.


Хозяюшка подает кувшин с напитками.

Дети и воспитатель: Спасибо, Хозяюшка!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами познакомились с гостеприимной русской Хозяюшкой и узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни. Мы еще не раз пригласим ее к нам в гости, потому что русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека! Посмотрите, сколько угощений наготовила нам Хозяюшка. Можно теперь и гостей приглашать! Вот только стол у нас не застелен. Чем же застилали стол наши предки?

Воспитатель: Правильно, скатертью-самобранкой.

Под русскую народную музыку дети застилают стол скатертью, сверху выставляются угощения.


У нас есть угощение

Всем на удивление,

Кушайте на здоровье,

Славьте русское хлебосолье!

Поликультурное образование: каким я его вижу? Из опыта работы нашего ДОУ.

Поликультурное образование: каким я его вижу? Из опыта работы нашего ДОУ. В нашей многонациональной стране поликультурному образованию необходимо уделять большое значение. В нашем ДОУ воспитываются дети разных.

1. Активизировать словарь детей: изобильная, щедрая, радушная, румяный, желанный, свято, просторы, рушник, левашник, сударушка, изба, хлебушко, расстегай , кулебяка, курник, рыбник, лоскуток, кадка, каравай, краюха, скатерть-самобранка.

1. Проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичность.

2. Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.

1. Развитие образного восприятия музыки.

2. Развивать пение естественным голосом песни различного характера.

3. Передавать в движениях характер танца; эмоциональное движение в характере музыки.

1. Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.

2. Побуждать желание сохранять культуру.

Рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; разучивание хороводов, песен, подвижных игр; рисование русских орнаментов.

Русские народные костюмы, блюда русской кухни.

Воспитатель: Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря,

Щедрая моя земля!

Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав.

Воспитатель: Верно, и все эти богатства Земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно. Ребята, а какие Вы традиционно русские блюда знаете?

Дети: Суп, щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники.

Воспитатель: Какие Вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили на Руси?

Дети:

Хлеб – всему голова.

Что посеешь, то и пожнешь.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Хлебушко – калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Покуда есть хлеб да вода – все не беда.

Хлеба ни куска – стол – доска.

Без каши обед - не в обед.

Хороша кашка, да мала чашка.

Капуста не пуста, сама летит в уста.

Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

Хозяюшка:

Я к Вам в гости пришла,

С малинкой пирог.

И с капустой пирог,

А который без начинки –

Самый вкусный пирог.

Отвечайте на вопросы мои сложные,

Получайте угощенья всевозможные!

Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Дети: Хлеб!

Знают все, кто ест:

Хлеб не надоест!

Хлеб наша главная еда

А хлеб, как говорится,

Хозяюшка: Правильно, хлеб – всему голова! Как относились к хлебу русские люди?

Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Хозяюшка: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Дети: Каравай.

Хозяюшка: (достает из печи каравай, выходит с ним в центр зала)

Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой;

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

(Подает детям каравай.)

Каравай Вам подношу

И принять его прошу.

Ребенок (берет каравай, обращается к гостям)

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Ребенок кланяется и ставит каравай на стол.

Хозяюшка: Теперь отгадайте мою загадку.

Сдобный, пышный ароматный,

У него румяный бок.

Называется, ребята, это чудо… (пирожок).

Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи , кулебяки, рябники, левашники, курники. В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста?

Хозяюшка: Пироги пекла с любовью

И старалась я не зря -

Угощайтесь на здоровье

Наши гости и друзья!

Хозяюшка достает из печи пироги, подает блюдо детям.

Дети: ( берут блюдо и говорят)

Всех гостей к себе зовем,

Угостим Вас пирогом!

Сладкие пироги с ягодкой малинкой,

Вкусные пироги с яблочной начинкой.

Хозяюшка: Испекла я Вам пирог,

Положила на порог.

Испекли мы пирог,

Положили на порог.

Да этакий он высоконький, Дети поднимают руки вверх
Да этакий он широконький, Разводят руки в стороны.

ловит. Кого поймает, тот становится

Хозяюшка: Отгадайте еще одну мою загадку.

Я - символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, кто я такой,

Оладушек – мой брат родной.

Воспитатель: Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?

Дети: На Масленицу.

Хозяюшка: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.

Напекла я Вам блинов

Аж на сорок пять столов.

Ешьте, не стесняйтесь,

Хозяюшка достает из печи и подает детям блюдо с блинами.

Дети: Блин тебе, блин ему

И гостям по одному!

Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Как на Масленой неделе

Из печи блины летели.

Ой, блины, блины, блины,

Ой, блиночки мои!

Хозяюшка: Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка?

Дети: Про корову.

Хозяюшка: А почему ее так называли?

Дети: Белая водица

Всем нам пригодится.

Из водицы белой

Все, что хочешь делай:

Масло в нашу кашу,

Творожок на пирожок.

Кушай, миленький дружок!

Воспитатель: Да, ребята, из молока делали творог, масло, сметану, ряженку. Молоко добавляли в каши, супы, тесто. Ни одна семья не могла прожить без коровы. В какой сказке корова помогла бедной сироте?

Хозяюшка: Ешь да пей,

И коту не пожалей.

Хозяюшка ставит на стол кувшин с молоком и блюдце перед игрушечным котом.

Хозяюшка: Отгадайте мою загадку.

Глядит из горшка,

Из овощей и круп варится.

На всю Россию славится.

Является пищей нашей

И называется … ( кашей ).

Дети: Деревянными ложками.

Да притопну ножками!

Развеселый у нас

Будет танец с ложками.

Хозяюшка: Вот Вам моя следующая загадка.

Сшит без рубчика.

Воспитатель: Куриное яйцо занимает важное место в русской кухне. В какой сказке о нем говорится?

Хозяюшка: На праздник Пасхи люди раскрашивают куриные яйца в разные цвета и расписывают замысловатыми узорами. Потом дарят друг

другу яйца-писанки на счастье.

Воспитатель: В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи. В каких сказках об этом упоминается?

Хозяюшка: А как русские люди сохраняли свой урожай?

Дети: Они сушили, солили, квасили и мариновали запасенные овощи.

Хозяюшка: Какие овощи ели наши предки Вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

Лоскуток на лоскутке –

Целый день на животе

Нежится на грядке.

Сильно плачут все вокруг,

Если мама чистит …

На грядке длинный и зеленый,

А в кадке – желтый и соленый.

Кругла да гладка,

В землю … ( репка)

Молодцы, ребята! Вот Вам за это корзина с овощами.

Ешьте овощи спелые,

Чтобы щеки были красные,

Хозяюшка отдает детям корзину с овощами.

Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки?

Хозяюшка: Что же пили наши предки?

Дети: Мед, пиво, квас, кисель, компот.

Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков: хмельной мед, мед-липец, мед крепкий, мед клюквенный, мед вишневый.

Вот Вам морса кувшин,

Желаю вырасти на целый аршин.

Хозяюшка подает кувшин с напитками.

Дети и воспитатель: Спасибо, Хозяюшка!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами познакомились с гостеприимной русской Хозяюшкой и узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни. Мы еще не раз пригласим ее к нам в гости, потому что русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека! Посмотрите, сколько угощений наготовила нам Хозяюшка. Можно теперь и гостей приглашать! Вот только стол у нас не застелен. Чем же застилали стол наши предки?

Дети: Скатертью.

Воспитатель: Правильно, скатертью-самобранкой.

Под русскую народную музыку дети застилают стол скатертью, сверху выставляются угощения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Россия Щедрая Душа

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Россия Щедрая Душа

Россия Щедрая Душа

Цели: -воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю.

Цели: -воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю русскую культуру; -побуждать желание сохранять культуру; -учить проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичности; -закреплять знания народных пословиц и поговорок; создать узор на скатерти, используя древние русские росписи; -познакомить с блюдами русской национальной кухни; -рассказать о традициях и обычаях наших предков; активизировать словарь (изобильная, щедрая, радушная, румяный, желанный, свято, просторы, рушник, хлебушко, расстегай, кулебяка, курник, рыбник, левашник, сударушка, изба, лоскуток, кадка, каравай, краюха, скатерть-самобранка). Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; разучивание хороводов, песен, подвижных игр; рисование русских орнаментов; экскурсия в Музей декоративно-прикладного искусства. Оборудование: русские народные костюмы, блюда русской кухни.

Воспитатель. Родина. Это край, где мы родились, где мы живем. Это наш дом.

Воспитатель. Какие вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили.

X о з я ю ш к а. Правильно, хлеб — всему голова! Как относились к хлебу русс.

X о з я ю ш к а. Правильно, хлеб — всему голова! Как относились к хлебу русские люди? Дети. К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Далее крошки со стола сгребали в ладонь и съедали. Хозяюшка. Как называли хлеб, который пекли к празднику? Дети. Каравай. Хозяюшка (достает каравай, выходит с ним в центр зала) Вот он - хлебушко душистый, С хрусткой корочкой витой; Вот он — теплый, золотистый, Словно солнцем налитой. (Подает детям каравай.) Каравай вам подношу И принять его прошу. С. Погореловский Ребенок (берет каравай, обращается к гостям) Дорогих гостей встречаем Круглым, пышным караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. Г. Лапшина Ребенок кланяется и ставит каравай на стол.

Хозяюшка Пироги пекла с любовью И старалась я не зря — Угощайтесь на здоровь.

Хозяюшка Пироги пекла с любовью И старалась я не зря — Угощайтесь на здоровье Наши гости и друзья! Т. Короткими Дети (берут блюдо и говорят) Всех гостей к себе зовем, Угостим вас пирогом! Сладкие пироги с ягодкой малинкой, Вкусные пироги с яблочной начинкой. Т. Новикова Хозяюшка Испекла я вам пирог, Положила на порог. Давайте играть, Пирог выбирать! Г. Новикова

Воспитатель. Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с м.

Воспитатель. Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой — всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины? Дети. На Масленицу. Хозяюшка. Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка. Напекла я вам блинов Аж на сорок пять столов. Ешьте, не стесняйтесь, Здоровья набирайтесь. Н. Маркова Хозяюшка достает и подает детям блюдо с блинами. Дети Блин тебе, блин ему И гостям по одному! Мы блинов давно не ели, Мы блиночков захотели. Ой, блины, блины, блины, Ой, блиночки мои! Как на Масленой неделе Из печи блины летели. Ой, блины, блины, блины, Ой, блиночки мои!

Хозяюшка. Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка? Дети. Про корову. Х.

Хозяюшка. Отгадайте следующую мою загадку. Вкусна, сладка, Глядит из горшка.

Хозяюшка. Вот вам моя следующая загадка. Белый тулупчик Сшит без рубчика. (Я.

Хозяюшка. Какие овощи ели наши предки вы узнаете, если отгадаете мои загадки.

Хозяюшка. Какие овощи ели наши предки вы узнаете, если отгадаете мои загадки. Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. (Морковь.) Лоскуток на лоскутке — Зеленые заплатки, Целый день на животе Нежится на грядке. (Капуста.) Сильно плачут все вокруг, Если мама чистит . (лук). Вверху зелено, Внизу красно. В землю вросло. (Свекла.) На грядке длинный и зеленый, А в кадке — желтый и соленый. (Огурец.) Кругла да гладка, Откусишь — сладка, Засела крепко В землю . (репка). Молодцы, ребята! Вот вам за это корзина с овощами. Ешьте овощи спелые, Чтобы щеки были красные, а не белые. Хозяюшка отдает детям корзину с овощами.

Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки? Дети. «И я там б.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с гостеприимной русской.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами познакомились с гостеприимной русской Хозяюшкой и узнали о некоторых блю­дах русской национальной кухни. Мы еще не раз пригласим ее к нам в гости, потому что русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека! Посмотрите, сколько уго­щений наготовила нам Хозяюшка. Можно теперь и гостей при­глашать! Вот только стол у нас не застелен. Чем же застилали. стол наши предки? Дети. Скатертью. Воспитатель. Правильно, скатертью-самобранкой. Давайте и мы с вами создадим такую скатерть. Хозяюшка, ты на все руки мастерица, помоги нам сделать скатерть волшебную. Под русскую народную музыку дети застилают стол скатертью, сверху выставляют угощения. У нас есть угощение Всем на удивление. Кушайте на здоровье, Славьте русское хлебосолье! Т.Новикова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие знакомые детям блюда являются блюдами русской национальной кухни.

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать.

Мы не знаем, какие блюда являются русскими

Цель деятельности по преодолению затруднения

Узнать, какие блюда являются блюдами русской национальной кухни и почему.

Кто может сказать ,что такое Родина?

Дети: Родина-это место, где человек родился.

Воспитатель: Верно.

Дети: Россия- богатая страна, дарит щедрые подарки. Страна, которая готова делиться.

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, ребята ,к нам кто-то идет.

Золушка: Здравствуйте, меня зовут Золушка, я к вам из сказки пришла.

Воспитатель: Здравствуй, Золушка. А почему ты такая грустная?

Золушка: Злая мачеха пригласила в гости гостей и заставила меня готовить для них угощения. Поставила условие, чтобы все угощения были блюдами русской национальной кухни. Я не знаю, какие блюда являются вашей национальной кухней, ведь я живу в другой стране. Помогите мне, пожалуйста.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Золушке?

Воспитатель: А вы сможете помочь?

Воспитатель: Что нам нужно сделать для того, чтобы помочь Золушке ?

Дети: Узнать, какие блюда являются национальной кухней.

Воспитатель: Ребята, скажите, какие блюда вам готовят дома родители?

Дети: Макароны, супы, котлеты, картошку, пюре, пельмени и т.д.

Воспитатель: Хорошо. Но как же мы можем узнать ,какие блюда являются русскими национальными?

Дети: Мы можем спросить у кого-нибудь, прочитать в книге, узнать из интернета.

Воспитатель: Верно. А можем мы узнать из русских сказок, какую еду готовили на Руси?

Золушка: Ой, я совсем забыла. Моя крестная дала мне книгу, нарисованы какие-то картинки и загадки. Я не смогла разгадать, может вы сможете?

Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем помочь Золушке разгадать ?

Дети: Попробуем.

Воспитатель: Что написано сначала в книге?

Воспитатель: Верно. Смотрите, рядом нарисована мука.

Что же это означает?

Воспитатель: Правильно. Каравай на Руси выполнял очень главную роль. Его всегда пекли на праздник. Без каравая не обходилась ни одна свадьба.

Вот так выглядит каравай (показывает картинку и вешает на доску)

Смотри, Золушка, одно русское блюдо мы отгадали.

Золушка: Спасибо.

Воспитатель: откроем следующую страницу книги. Что там изображено?

Воспитатель: Правильно. Чем угощала печь девочку в сказке?

Дети: Пирогами

Воспитатель: Правильно. До сих пор русские праздники богаты пирогами. А с какой начинкой можно испечь пироги?

Дети: С яйцом, капустой, ягодами, грибами, мясом, рыбой, яблоками.

Воспитатель: Правильно.

Золушка: Посмотрите, на следующей странице дана загадка. Попробуем угадать?

Я-символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, кто я такой?

Оладушек- мой брат родной!

Дети: Это блин.

Воспитатель: Молодцы.

Золушка: В книжке лежат странные картинки. Тут написано. Соберите картинки и узнаете, с чем ели блины на Руси.

Дети делятся на группы и собирают пазлы (варенье, икра, сметана, масло , мёд)

Золушка: Что получилось на картинках? С чем едят блины?

Дети: С вареньем, маслом, икрой, сметаной, медом.

Воспитатель: Молодцы

Предлагаю вам научить Золушку русской народной игре:

Дети стоят в кругу. По кругу пускается блин, изготовленный из картона, запевала поёт, используя любую русскую народную мелодию, подходящую ритму текста (Ах, вы сени). Ребёнок, которого "выбрал"блин, выходит в круг и выполняет под пение запевалы и детей, танцевальные движения. Кланяется и игра продолжается.

Ой, блин золотой! Ты по кругу пойдешь,

Ты дружка себе найдешь, хоровод заведешь!

Аня, в круг выходи, пляску заводи,

А мы похлопаем, а мы потопаем!

Ой, блин золотой, попляши-ка ты со мной,

Ты румян, ты хорош, ты на солнце похож!( повторить 2-3 раза)

Золушка: Какая хорошая и веселая игра.

Воспитатель: Посмотрите, в книжку вставлены мешочки, в них что –то есть. Как вы думаете, что это?

Дети: Крупа.

Золушка: А зачем крупа нужна?

Дети: Что бы кашу варить?

Воспитатель: Верно. Каша считалась одним из любимых блюд русского народа. Даже сказки есть про кашу. Какие сказки про кашу вы знаете?

Воспитатель: Молодцы.

Золушка: Я хочу с вами поиграть.

Каша из гречи-гречневая

Каша из риса- рисовая

Каша из пшеницы-

Каша из геркулеса-

Каша из кукурузы-

Каша из гороха- гороховая

Золушка: Какие вы молодцы. Столько блюд русской кухни помогли мне узнать! Но в книге еще подсказка есть.

Воспитатель: Ребята, иллюстрация к какой сказке здесь дана?

Воспитатель: Верно. Какую еду готовил блин в сказке?

Дети: Блин щи да кашу варил.

Золушка: А вы знаете, из каких продуктов

Золушка: Выберите только те картинки, на которых изображены продукты, которые используют для приготовления щей.

( картинки с изображением капусты, свеклы, лука, моркови, помидора, макарон, картофеля, яиц, мяса, пельменей, муки).

Дети выбирают нужные картинки и вешают из на мольберт.

Воспитатель: Много блюд русской кухни мы узнали.

Золушка: А какие напитки пили на Руси?

Дети: Молоко, компот.

Воспитатель: Верно, но больше всего люди уважали такие напитки , как кисель и квас. Как вы думаете, из чего готовили кисель?

Дети: Из ягод.

Воспитатель: Молодцы. Квас же готовили из хлеба, клюквы, яблок, свеклы.

Золушка: Ребята, вот мы и перевернули последнюю страничку книги со сказками- подсказками. Спасибо, вы мне очень помогли. Я узнала много русских национальных блюд. Как же мне все их успеть приготовить, ведь праздник так скоро.

Воспитатель: Не переживай, Золушка, мы поможем тебе приготовить одно блюдо. Мы испечем тебе пироги.

( Продуктивная деятельность. Пироги из соленого теста).

Золушка: Спасибо вам большое. Какие красивые пирожки у вас получились.

А мне пора идти, готовить остальное угощение. До свидания.

Воспитатель: Ребята, кто к нам приходил в гости?

Какая помощь нужна была Золушке?

Какие названия блюд русской национальной кухни мы узнали? Какие знния нам помогли отгадать названия блюд русской кухни?

Читайте также: