Конспект занятия психолога в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

В статье описывается конспект одного из занятий педагога-психолога, из цикла программы подготовки детей к Эффективной Начальной Школе. Занятие направлено на развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, скорости реакции, формированию учебного поведения.

Ключевые слова: Подготовка к школьному обучению, развитие высших психических функций.

Тематическая рубрика: Дошкольное образование.

Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень развития ребенка до школы во многом определяется степенью его овладения этими умениями и навыками.

Готовность ребенка именно к Эффективной Начальной Школе, особенно важна, т.к. обучение по этой программе, предъявляет к ребенку повышенные требования к готовности к школьному обучению, т.к. обучение в эффективном классе более интенсивное, требующее более высокой подготовки, уже сформированного познавательного и социального мотива к обучению, умения работать по правилу и образцу, умению слушать взрослого и выполнять его инструкцию, развитой слуховой и зрительной памяти, концентрации внимания, логического мышления, развитой мелкой моторики, умения работать в команде.

Педагог-психолог: Очень хорошо, я вижу, что почти у всех хорошее настроение, а теперь садимся за свои столы и внимательно слушаем меня. Сейчас я вам буду задавать вопросы, а вы мне будете отвечать, но у нас есть одно правило, если я вам покажу карточку со звездочкой, то отвечаете все вместе, хором, а если я вам покажу карточку с цифрой один, то отвечает один человек, тот, кого я назову. Внимание, приготовились.

  • Сейчас вы ходите в детский сад, а пойдете…? (Ответы детей)
  • Сейчас с вами занимается воспитатель, а будет…? (Ответы детей)
  • В саду вы играете, а в школе будете…. (Ответы детей)
  • Как называется перерыв в школе между занятиями? (Ответы детей)
  • Как называются книги, по которым учатся дети? (Ответы детей)
  • Как называется сигнал, который свидетельствует об окончании урока? (Ответы детей)
  • Как называется стол, за которым сидят дети в школе? (Ответы детей)
  • Как называется сумка, с которой ученики ходят в школу? (Ответы детей)

Молодцы! Портфель или ранец. А теперь давайте с вами закроем глаза и представим, что сегодня нам нужно идти в школу, подумайте, какие предметы вы положите с собой портфель, те, что будут обязательно нужны вам в школе. Представили? Отлично. Перед вами лежит лист чистой бумаги. Положите его горизонтально, вот так, представьте, что это ваш портфель, вспомните и зарисуйте все, что вы возьмете с собой в школу.

Дети рисуют. Далее идет анализ рисунков. Исправление ошибок.

Две мартышки, слов не тратя.
Вдруг подрались на кровати.
Друг за другом, в этой схватке
Вышибли ума остатки.

Кто такой сыщик? Чем он занимается? Какими качествами должен обладать человек с подобной профессией? (Ответы детей). Совершенно верно, ребята, главное качество сыщика - это внимательность. Вот мы сейчас и увидим, насколько вы внимательны. Хорошие сыщики из вас получатся или нет? Сейчас я вам покажу картинку, а вы внимательно только смотрите на нее, рисовать ничего не надо, как только я досчитаю до пяти, я уберу картинку, а вы, на своих листочках быстро зарисуете то, что увидели, а потом мы проверим, насколько точно вы все запомнили. (Далее психолог представляет детям картинку, с изображением рисунка)

Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Из вас получатся настоящие сыщики! А теперь сложили ваши ладошки друг к другу, как это сделала сейчас я и представьте, что от моих ладоней к вашим тянутся невидимые ниточки, сейчас вы будете повторять за мной все движения руками. Внимание, начали! (Педагог-психолог плавно вырисовывает в воздухе лежачую восьмерку несколько раз)

Психолог: Хорошо, отдохнули немножко, а теперь узнаем, ребята. Кто же к нам пришел в гости? Для этого мы с вами сначала повторим правило: поднимите пожалуйста вашу правую руку вверх! Молодцы!

(Психолог наблюдает, чтобы все дети подняли руку правильно. При необходимости, исправляет). А теперь поднимите левую руку! Отлично! Взяли в руки простые карандаши. Слушаем меня внимательно. Начали!

Рисуется графический диктант с изображением любого животного.

Педагог-психолог: Молодцы! Сегодня мы провели время очень интересно. Похлопали друг другу!

занятия психолога с детьми 5 6 лет

Цель:

- создать эмоционально-положительную атмосферу в детском коллективе;

- продолжить формировать положительные эмоции с помощью улыбки;

- развивать память, мышление, умственные операции, мелкую моторику;

- формировать положительную учебную мотивацию;

- развивать чувство доброжелательности, сплоченности,

- развивать воображение и творческую фантазию.

- правила группового взаимодействия;

- Фотографии с эмоциями;

- Песок, окрашенный в разные цвета;

- Аудиозапись релаксационной музыки;

- Медали для детей.

Ход занятия психолога в детском саду

Дети заходят в комнату психолога и становятся в круг. Дети соединяют ладони с ладонями других детей в кругу и психолог читает стихотворение:

1. Приветствие ладошками (ритуал)

Цель: создать эмоциональный комфорт, развить чувство единства у детей

Здравствуй, ветерок, трава!

Здравствуйте мои друзья!

3. Установка на работу

Цель: повышение самооценки, сплочение коллектива, развитие умения правильно оценивать себя; знакомство с чертами характера каждого ребенка, его привычками и интересами.

Дети должны как можно больше рассказать о себе. Кто справился с заданием, тому психолог дает билет.

5.Правила группового взаимодействия

Цель: активизировать внимание детей.

Психолог: Чтобы наше путешествие было интересным, веселым, нужно вспомнить правила, которые нам сегодня помогут во время путешествия.

Дети называют правила взаимодействия, изученные на прошлых занятиях.

Цель: развивать ловкость, тактильную чувствительность, умение действовать согласованно, снять излишнее эмоциональное напряжение.

Цель: развитие внимания, памяти, логического мышления, процессов обобщения, анализа, синтеза, классификации.

Ребенок получает карточку, на которой изображены 5 рисунков. Четыре из которых являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а один рисунок отличается от остальных. Ребенок должен определить лишний предмет, то есть тот, который не подходит к другим, назвать его и объяснить свой выбор.

подготовительная группа занятия психолога, занятие психолога с детьми 6 лет, занятия психолога 5 6 лет, занятия психолога с детьми 5 6 лет

Психолог: Молодцы! Вы выполнили задание королевы Страны знаний и стали еще более умными и внимательными. Нам пора отправляться в путь. Садитесь в поезд.

Цель: формирование умения различать человеческие эмоции и владеть ими.

Психолог. Вот и эту задачу вы выполнили успешно. Молодцы! Пришло время отправляться дальше. Садитесь в поезд.

Цель: создание положительного эмоционального микроклимата в коллективе детей, снятие эмоционального напряжения, воспитание дружеских отношений.

Дети глядя на экран ноутбука, повторяют движения анимационных героев презентации.

Цель: формировать эмоциональный позитив, уважение к сверстникам, способствовать психологической разгрузке, улучшению эмоционального состояния, стимулировать к деятельности.

Психолог: Поливает детей чистой, теплой водичкой (психолог держит над головками детей обруч с пришитыми к нему длинными лентами разных цветов). Ласково касается каждого ребенка, радует его, дарит хорошее настроение. Стихает дождик, последние капельки водички спокойно падают на землю кап-кап, кап-кап . (Дети по одному заходят внутрь обруча с лентами). Закончился дождь.

Психолог: Поиграли с Радужным дождиком, отдохнули, получили хорошее настроение и нам пора отправляться в путь. Садитесь на поезд.

Цель: развивать мелкую моторику, творчество, креативность, совершенствовать зрительную и моторную координацию.

Психолог. А украшать будем цветным песочком. Нам необходим клей, цветной песочек и кисточка. Возьмите себе новогоднюю игрушку и украсьте ее цветным песочком так, как подсказывает вам ваше настроение.

Дети украшают новогодние игрушки цветным песком, цвет песка выбирают по желанию. Затем игрушки вешают на елку и любуются.

Психолог. Вот, как хорошо вы поработали и сделали доброе дело. Теперь в Стране знаний также будет Новый год и красиво украшенная новогодняя елка. А нам пора возвращаться в наш садик. Поэтому садитесь на поезд.

Психолог. Вот наше путешествие закончилось, и мы вернулись в наш детский сад.

Психолог: Вам понравилось путешествовать? (Побуждая детей вспомнить: что они делали, что понравилось, что удивило, что чувствовали).

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ИГРА-ЗАНЯТИЕ "ДЕТИ ШПИОНОВ"

Задачи:
1. Создать условия для развития слуховой и зрительной памяти через систему игровых упражнений.
2. Закреплять умение определять место звука в словах, соотносить звуки с их графическим изображением.
3. Закреплять знание цифр в пределах 10 и их графических изображений.
4. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом.
5. Совершенствовать умение работать в парах, согласовывать действия во время проведения экспериментов, достигать результата.
6. Содействовать становлению универсальных предпосылок учебной деятельности – умения работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
7. Способствовать проявлению инициативности, активности, самостоятельности.

Приложение:
конспект занятия, интерактивная презентация к занятию

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
"В ГОСТИ К ИНДЕЙЦАМ"

Цель: развитие у дошкольников самоконтроля, внимания, самодисциплины, памяти, наблюдательности, внутренней свободы, логического мышления, воображения и моторики.

Оборудование: загадки, карта, спокойная музыка, барабанные звуки, бумажные перья и ленты, каштаны, желуди, леска, фото индейцев, деревянные палочки ребристые и гладкие, песок, маленькие игрушки, конфеты, фломастеры, скрепки, степлер.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЦВЕТОТЕРАПИИ "РИСУНОК НА СТЕКЛЕ"

Арт-терапия для детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Цель: дать возможность ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды.

Арт-сессии продолжительностью около 30 минут проводятся один раз в неделю.

Материал: стекло 50х60, краска гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает, губка (мокрая, стаканчики с водой, бумажные салфетки.

Подгруппе детей, из 5 человек, предлагается сесть за стол. На заднем фоне играет спокойная музыка.

Психолог: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами будем волшебниками, которые умеют делать чудеса. Посмотрите, перед вами лежит волшебное полотно, оно из настоящего стекла, и очень хрупкое. И с помощью него мы сегодня и будем учиться разным чудесам. Готовы?

Психолог: Тогда представьте, ребята, что мы попали на лужайку, на которой почему то нет ни одного цветочка, ни травинки, ничего! Как же нам быть….

Дети: Давайте, мы нарисуем цветочки и травку и раскрасим их.

Психолог: Давайте, выберите цвет, который вам больше всего нравится, мокните в него свой пальчик и начните наполнять волшебством нашу полянку.

Ребята, вы можете смешивать цвета, соединять линиями и самовыражаться, как хотите. Использовать в одной композиции несколько цветовых гамм. А если вдруг у вас что-то не получилось, прямо в процессе рисования стекло можно протереть мокрой губкой, и нанести новый рисунок (так поступают чаще всего раздражительные и тревожные дети).

Когда занятие идет к завершению и дети закончили свои работы, обращается внимание на целостность картины, не скрывая восторга и восхищения. Благодаря прозрачности стекла, изображение воспринимается как сиюминутное, объемное, пропускающее через себя свет и другие элементы пространства.

Психолог: Ребята, давайте, посмотрим какое чудо, мы создали с вами, какие красивые, яркие цветы у вас получились. Расскажите, что вам понравилось? Какие сложности возникали? Чему научились новому?

Дети: Нам понравилось рисовать на стекле, это очень интересно и необычно. Когда мы рисовали пальчиками на бумаге, было сложнее, а по стеклу рука скользит и сама рисует узоры. Полянка получилась разноцветной и яркой.

Психолог: Молодцы, ребята, сегодня вы попробовали пофантазировать и сделать чудо полянку, которая ожила благодаря вашей находчивости и старанию. До свидания ребята, до новых встреч.

Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.
автор- Е.Галимова

1) Всесторонняя подготовка детей к школе в игровой форме.
2) Знакомство, снятие эмоционального напряжения, включение детей в работу.
3) Формирование произвольность психических процессов, произвольность поведения, положительного отношения к школе, умения действовать по образцу, умение слушать, с помощью развивающих игр.

Ход занятия:

Цель: умения различать понятия, знание об окружающем.

Психолог: дети давайте мы с вами подумаем, чем отличается мир школьника от дошкольника. Дети перечисляют, например: в садике спят, а в школе нет, в садике играют, а в школе учатся, в садике воспитатель, а в школе учитель.

Цель: развитие мыслительных операций.

Мишу ударил Ваня. Кто драчун?

Володю ждет Катя. Кто задержался?

Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади?

Дом позади леса. Что впереди?

Учитель вызывает к доске ученика. Кто отвечает?

Собаку укусила оса. Кто кусался?

Мама зовет домой дочку. Кто на улице? А кто дома?

Витю слушал учитель. Кто рассказывал?

Автобус едет впереди грузовика. Что едет позади?

Кошка больше собаки. Кто меньше?

Мальчик ниже девочки. Кто выше?

Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

Дуб выше березы. Что ниже?

Ответьте, что я делала раньше:

Я ела кашу на завтрак, после того как почистила зубы.

Я вечером пили чай, после того как пришла с прогулки.

Я много училась, прежде чем стать врачом.

Прежде чем выйти из дому, мы завтракаем.

Я здороваюсь, прежде чем заговорить с незнакомым человеком.

Я зашла за хлебом, прежде чем поехала к подруге.

Цель: настрой на работу, создание эмоционального фона.

Цель: развитие речи, мышления.

— Жить, волк, лес в густой
— двор, во, сегодня, дети, горка, строить.
— полки, игрушки, стоят, много.
— шишки, красивый, на висеть, елка.

Цель: развитие невербальных средств общения.

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик!
Раз — сюда, два — туда,
Повернитесь вокруг себя.
Раз — присели, два — привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз — два, раз — два,
Заниматься нам пора.

Цель: развитие речи, воображения.

Звуки: ра, па, ма, до, фа, ки, мо, ва, ша, ве, фо, за, де, шко, по, ка, ру, цы, ре, со и т.д.

Цель: развитие тактильного восприятия

Цель: развитие мышления, речи.

Дети хором, должны придумать окончание слоговой строчки:

Са-са-са — …(очень длинная коса);
Си-си-си -…(балалайку попроси);
Се-се-се — …(травы вымокли в росе);
Су-су-су — …(я конфету принесу);
Со-со-со — …(покатилось колесо);
Сы-сы-сы — …(не досталось колбасы);

Психолог предлагает детям поиграть в игру. Детям нужно подумать и рассказать где в школе они могут встретиться с различными эмоциями человека. Например: когда вызывают к доске дети испытывают страх, когда ребенок не знает урока он волнуется, переживает и т. д.

Цель: развитие речи, воображения.

А (абрикос, арбуз, астра);
В (велосипед, ваза, вата);
Г (глобус, гусь. голова);
Д (дом, доски, дама);
О (облако, окно, очки);
Т (туфли, ток, тик-так) и т.д.

Цель: развитие речи, создание благоприятного психологического климата, заинтересовать детей к подготовке к школе.

Цель: обобщение пройденного на всех занятиях.

Дети садятся в круг. Подводятся итоги всех занятий, обсуждается, что понравилось, были ли сложности при выполнении заданий. Пожелания друг другу всего хорошего.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: