Конспект занятия прием гостей

Обновлено: 05.07.2024

- Вспомните, с каких слов чаще всего начинают приглашение?

Я приглашаю вас:

Будьте добры: и др. )

- Когда мы приглашаем кого-нибудь, часто объясняем причину (повод), цель приглашения. Причины приглашения могут быть разные.

- Для чего мы можем пригласить гостей?

(Приходите (приглашаю) в гости, на чашку чая, поиграть в шахматы, поиграть в новую игру, на день рождения, на Новый год, посмотреть новый фильм и т.д.)

- Ребята, что вы скажете нашим гостям- Малышу и Карлсону, приглашая их войти?

- О каком человеке говорят: "гостеприимный хозяин"?

а) ДАР НИЯЗОХ ЮТСОГ УМОРБОД

Ответы: а) "Доброму гостю хозяин рад"; читаем справа налево;

Так предлагает поступить Карлсон: "За час до начала празднования своего дня рождения ты бросаешься к телефону и начинаешь звонить друзьям, приглашая их в гости".

Так предлагает поступить Малыш: "За несколько дней до дня рождения ты извещаешь своих знакомых, что хочешь их видеть у себя такого-то числа в такое-то время по такому-то радостному поводу. Всех гостей ты приглашаешь одновременно".

Так предлагает поступить Малыш: "Звенит звонок в дверь- пришел первый гость. Последний взгляд в зеркало. Кажется, все в порядке. Одежда нарядная, но в то же время достаточно скромная, чтобы не выделяться среди гостей. С улыбкой открываешь дверь".

Так предлагает поступить Карлсон: "Звенит звонок- пришел первый гость. На тебе- мятая рубашка и замызганные брюки. "Сойдет!"- думаешь ты и, шаркая спадающими с ног шлепанцами, направляешься к двери".

Так предлагает поступить Карлсон: "За столом сидящий рядом с тобой гость потянулся за тортом и опрокинул чашку с чаем. Огромное пятно моментально образовалось на белой скатерти, которую только что постелили. "Растяпа!- недовольно ворчишь ты, стряхивая со своих брюк чайные брызги,- Мог бы и поаккуратней!"

Так предлагает поступить Малыш: "Твой друг передавал кусок торта соседке и уронил его тебе прямо на колени. Бедняга готов провалиться сквозь землю. "Хорошо хоть не весь торт,- шутишь ты, и все смеются. В том числе и твой неловкий друг. Ведь ты помнишь правило: "подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать ошибок других или превращать их в шутку".

- Теперь вместе с Карлсоном и Малышом поиграем в игру. Проверим, усвоили ли вы правила этикета. Если вы согласны с высказыванием, говорите "да", не согласны- "нет".

Если ты приглашаешь в дом гостей, то должен спросить согласия своих родителей. (Да)

Вошедший здоровается первым. (Да)

За столом принято сидеть развалившись, опершись на него локтями. (Нет)

Здороваясь, нужно смотреть в глаза. (Да)

Принимая от гостей подарки, нужно их немедленно отставлять в сторону, не проявляя своего интереса к ним. (Нет)

Одежда должна быть чистой и опрятной. (Да)

Подарки, сделанные своими руками, дарить неприлично. (Нет)

Приходить в гости следует в точно назначенное время. (Да)

Уходя, нужно поблагодарить хозяев. (Да)

- Малыш и Карлсон покидают нас. Давайте с ними попрощаемся. Что вы скажете нашим гостям при расставании?

Цель: формирование основ социального поведения, этических и нравственных принципов, норм культурного поведения.

Воспитывающие: Воспитывать вежливость, желание дарить людям радость.

Оборудование: стол, посуда

Активизация: гость, гостеприимство, гостинцы, хозяева

Ход занятия:

- «Дети, сегодня к нам пришли гости и у нас есть хороший повод поговорить о гостеприимстве.

- «Да, сегодня мы будем размышлять о том, как надо принимать гостей.

-А кто такой гость? (это тот, кто приходит в гости)

-А хозяин? (это тот, кто принимает гостей)

Я кидаю мяч, а вы говорите - что хорошего в том, что приходят гости? (гости приносят подарки, становится весело)

- А что мы должны сделать, как гостеприимные хозяева? (пригласить к столу, угостить)

1. Гость доволен – хозяин рад.

Стук в дверь, входит бабушка:

Воспитатель: Как гостеприимные хозяева давайте бабушку пригласим к столу и напоим чаем. (дети обыгрывают)

Бабушка: Какие хорошие хозяева. Спасибо большое за гостеприимство! Мне пора домой. До свидания. Приходите ко мне в кости я вас пирогами угощу.

Дети: Спасибо! Обязательно придем!

Воспитатель: Какие вы молодцы. Уважили бабушку! Видите, какая она довольная пошла домой.

-О чем это говорит? (Мы гостеприимные хозяева)

Воспитатель: Молодцы дети. Давайте вспомним, о чем мы говорили?

Дети: О том, как принимать гостей.

Воспитатель: Да, сегодня вы научились как правильно принимать гостей. А теперь давайте вежливо попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Прием гостей.

Цель: научить детей быть гостеприимными, актуализировать и закреплять представления учащихся о культурных нормах поведения.

- раскрыть основные приемы гостеприимства, предписанные правилами этикета;

- формирование знаний учащихся о правилах поведения гостя и хозяина , умений сервировки стола, приветственного отношения;

- развитие коммуникативных навыков, выразительность речи, познавательных процессов, творческих способностей детей, умение приглашать в гости и принимать гостей.

- воспитание уважительного отношения к окружающим людям, желания общаться, умения дружить друг с другом

- содействовать сплочению коллектива учащихся, созданию благоприятного психологического микроклимата, стимулирование позитивного поведения учащихся: управление самим собой;

Оборудование: фишки, пригласительные, чашки, ватман, чашка, тарелка, ложка 2, вилка, нож, салфетка, определение гостеприимство

Здравствуйте ребята и гости.

- Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте, скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!

Ребята, у вас на столе лежат фишки разных цветов, я предлагаю вам выбрать один цвет, который вам больше всего нравится именно в этот момент.

Т ех, кто выбрал

зеленый - ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Красный, — желают общаться.

Желтый — проявят активность.

Синий — будут настойчивы.

Перед тем, как начать наше мероприятие, я хочу, чтобы вы посмотрели серию из Ералаша и сами догадались, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать.

- Скажите пожалуйста, кто догадался, о чем сегодня будет идти речь? (о гостеприимстве).

- Как поступила хозяйка в этой сценки?

- Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозяин?

- Какие человеческие качества способствуют общению?

(Хозяин должен быть щедрым и вежливым, уметь занять своих гостей и правильно угостить . Он не должен жалеть для гостей книг , игрушек, угощенья.)

Издавна на Руси люди отличались гостеприимством , встречами дорогих гостей хлебом-солью и добрыми словами. Как вы понимаете слово гостеприимство ?

Гостеприимство- умение радушно принимать гостей, поэтому, приглашая гостей, мы очень хорошо должны продумать и составить план праздника, чтобы он был веселым и интересным

- Как вы думаете, ребята, для чего мы ходим в гости? Принимаем гостей? (предположения детей) Какие же дни бывают не похожими на остальные?

Постарайся быть радушным, внимательным и щедрым хозяином для всех, кто приходит в твой дом.

Радушный – это преисполненный радушия, выражающий радушие .

Внимательный – это сосредоточенный, способный к восприятию чего-либо, делающий что-либо со вниманием .

Щедрый – это о хотно отдающий, делящийся материальными и прочими благами с другими .

Сегодня мы с вами узнаем законы гостеприимства. Как следует принимать гостей, чтобы не упасть в грязь лицом.

Ведь это совсем не просто — принимать гостей у себя и соблюдать правила гостеприимства. Представьте, что к вам должны придти гости.

Как планировать прием гостей?

Первым делом определитесь с датой и назначьте конкретное время. Заранее пригласите гостей удобным для Вас способом — по телефону, при личной встрече или пригласительным. Не стоит передавать приглашение через других людей. Собирая у себя дома компанию, учитывайте размеры помещения, чтобы не было тесно.

Как подготовить комнату к приходу гостей?

Первым делом необходимо убраться в комнате.

Украсьте комнату свежими цветами, оставив одну-две вазы для цветов, которые, возможно, принесут гости. Приготовьте для гостей чистые полотенца и мыло, освободите вешалку и место для обуви.

Как встречать гостей?

Одеться по праздничному, причесаться. Встречает гостей на пороге хозяин дома, он же помогает им снять пальто и проводить в комнату. Незнакомых друг другу людей следует представить друг другу .

Если Ваши гости не захватили с собой обувь, чтобы переобуться, то предложите им домашние тапочки. От подаренных гостями цветов, конфет, сувениров не отказывайтесь, а вежливо благодарите. Не ждите опоздавших, позже подтянутся.

Если гость у вас впервые, покажите ему, где ванная комната, туалет, балкон. С гостями принято вести беседу; вспомните, кто из гостей чем интересуется, что любит, ведь один без ума от животных, другой любит кино; нужно уметь поддерживать разговор с любым из гостей, следить за тем, чтобы им не было скучно. Не должно быть такого, что вы входите в комнату, где сидят гости, и не слышите разговора. Нужно уметь подобрать тему для беседы: общение — это то, за чем приходят в гости. Вы должны показать себя радушным и гостеприимным хозяином, приятным в общении

Давайте обобщим сказанное и сформулируем правила приема гостей, вы ведь хотите, чтобы у вас дома им было весело, интересно, чтобы угощение всем понравилось и гости пришли к вам снова.

Правило первое. Пригласите всех гостей заранее; можете даже купить или сделать сами маленькие открытки с приглашением. Обязательно назовите точное время и причину вечеринки.

Правило второе . Согласуйте с родителями все мелочи своей вечеринки.

Правило третье. Постарайтесь сделать так, чтобы у вас на празднике не встретились непримиримые враги; если гости не знакомы, познакомьте их.

Правило четвертое. Принимая гостей дома, оденьтесь на­рядно

Правило пятое . Встречая гостей, поприветствуйте их.

Правило шестое . Если кто-то сильно опоздал, не нужно при всех делать замечание.

Правило седьмое. Кроме нескольких блюд с угощением, позаботьтесь о развлекательной части вечера.

Правило восьмое. Провожая гостя, помоги ему надеть пальто и отвори дверь.

Правило девятое. Попрощайся с гостем и поблагодари его за приход.

Молодцы ребята. Мы с вами выделили основные правила приема гостей. А теперь давайте подумаем, чем же можно развлечь гостей?

Я предлагаю вам игру Путаница.

Выбирается водящий, который на время выходит или отворачивается. Дети становятся в круг и берутся за руки. Затем они стараются всячески , при этом можно пролезать под чьими-либо сцепленными руками, перешагивать через руки, но нельзя их размыкать. Вернувшись, ведущий должен распутать , постаравшись не вывихнуть и не переломать конечности игрокам.

Вот в такую игру вы можете поиграть со своими гостями.

Теперь давайте подумаем о том, как мы украсим стол, какие есть правила сервировки стола? А что значит сервировать стол? (высказывания детей) (Сервировка стола – это подготовка и оформление стола для приема пищи).

Стол рекомендуется застелить цветной или белой скатертью. Всё на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов.

На скатерть кладут салфетки.

На салфетку ставят закусочную тарелку.

Справа и слева от закусочной тарелки размещают закусочные приборы.

Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх,

Нож - справа лезвием к тарелке, столовую ложку можно положить справа у ножа , а чайную перед тарелкой.

Салфетки - обязательный предмет сервировки стола. Они должны быть всегда чистыми и свежими.

Прием гостей — дело хлопотное. Посуду используют красивую и, желательно, однотонную, без сколов и трещин. Для украшения стола можно использовать букеты цветов, фрукты.

Если вы хотите сами рассадить гостей за столом, учитывая их симпатии, друг к другу, приготовьте для этого именные карточки.

А теперь я предлагаю вам самим попробовать сервировать стол. Вызываю 2-4 человека.

Какие правила поведения за столом вы знаете?
Сидеть за столом надо прямо, на столе могут находиться только кисти рук.

Во время еды не откусывают сразу несколько больших кусков – это не красиво.

Не разговаривать с полным ртом.

Во время еды не прихлебывают громко, не дуют на слишком горячее блюдо, не стучат ложкой по тарелке.

Хлеб, булочки берут руками.

Мясо отрезают маленькими кусочками.

Не едят с ножа - это не красиво и можно порезать рот.

Косточки от компота не выплевывают прямо на блюдце. Следует поднести ложку ко рту , затем вытолкнуть языком косточку и положить на блюдце.

Если нужно что – нибудь взять себе с общего блюда, не тянуться через весь стол, а просят соседа по столу передать.

Из общего блюда берут ближний к себе кусок, не выбирая.

Закончив еду, приборы кладут к себе в тарелку.

Когда пьют чай, не оставляют чайную ложку в чашке.

За едой не читают – это не только невежливо по отношению к окружающим, но и вредно.

Пригласив гостей за стол, хозяйка должна очень кратко представить на столе приготовленные блюда. Например: “Эти пирожки с капустой, а эти с мясом”, “Этот салат с майонезом, а этот с горчичной заправкой”. Угощение не должно предлагаться хозяйкой навязчиво: в случае отказа, вторично блюдо не предлагают.
Если гость, по какой-либо причине, отказывается от блюда, то ему не следует подробно объяснять причину отказа (например, “У меня гастрит, такую колбасу я не ем и т.д.”). Нельзя критиковать блюда приготовленные хозяйкой, необходимо похвалить и поблагодарить ее за приятный вечер и вкусные угощения. А то бывает и так, уплетая за обе щеки, приговаривают: “Недавно были в гостях, вот где кормили, так кормили…!” Конечно, это неправильно.

Теперь я предлагаю вам составить пословицы. Они перепутались и нужна ваша помощь.

Встречают гостя по одежке, а провожают по уму.

Праздник придет - гостей призовет.

Вы в гостях повеселились,

Ели, пели и плясали,

Собираться дружно стали.

В заключение, конечно,

Я напомню без утайки:

Не забудьте вы сердечно

Похвалить за все хозяйку.

За вниманье и участье,

За гостеприимный дом.

Пожелайте дому счастья.

И расстанемся на том.

Что полезного Вы взяли для себя из данного мероприятия?

Скажите, каким должен быть гостеприимный человек?

( внимательным, вежливым, радушный, щедрый, ненавязчивый, добрый).

Помните, что во всем хорошо чувство меры — и в посещении, и в приеме гостей.

С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем и хорошим хозяином.

Я бы хотела вам подарить памятки правила приема гостей, чтобы вы всегда знали основные правила и были готовы к приему гостей.

Ребята, а в конце занятия я предлагаю вам накрыть наш стол. Посмотрите на доску, у нас есть стол, но на нем нет никакой посуды.

Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи чашек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная чашка настроение отличное, желтая хорошее, синяя так себе.
- Я тоже покажу вам своё настроение.
- Ребята, я вижу, что у всех ребят нашего класса настроение прекрасное.

Конспект внеклассного занятия: Правила приема гостей.

Цель: развитие и формирование у воспитанников нравственных норм общения, навыков культурного поведения дома и в гостях.

Задачи :

Обучающие: познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями.

Развивающие: развивать умение адекватно оценивать собственное поведение и поступки окружающих людей.

Воспитательные: воспитание этических норм поведения гостеприимного хозяина.

Оборудование: магнитная доска, картинки по теме, плакаты с пословицами

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, рада видеть Вас на нашем занятии, ваши лучистые глаза, приятные улыбки.

2. Основная часть. Введение в тему занятия

- Ребята, ответьте мне на вопрос. Любите ли вы принимать гостей или ходить в гости? (Ответы детей). Да, я не сомневалась, что в гости любят ходить все: и девочки, и мальчики. В самом деле, что может быть лучше, чем встретиться с друзьями, поиграть, посмотреть вместе мультфильмы, поделиться радостью друг с другом. В гостях можно приобрести новых друзей. А воспоминания о приятно проведённом времени ещё долго доставляют нам удовольствие.

События происходят в современной квартире.

X о з я и н. А, это вы!

Г о с т и (стоя на пороге). Ты ведь приглашала нас сегодня поиг­рать в новую игру.

Х оз я и н (недовольно). Ну, ладно. Проходите. Только:

Не ходите по ковру -

Вы протрете в нем дыру.

Встаньте с этого дивана

А не то там будет яма.

И не трогайте кровать -

Простынь можете помять.

И не трогайте игрушки.

Не ложитесь на подушки.

И не надо книги брать -

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути.

Ах, не лучше ль вам уйти? (Гости растерянно пятятся назад и уходят.)

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ ХОЗЯИНА.

- Ребята, сделайте вывод, каким должен быть хозя­ин? Какие человеческие качества способствуют общению? (Хозяин должен быть щедрым и тактичным, уметь занять своих гостей и правиль­но угостить. Он не должен жа­леть для гостей книг, игрушек, угощенья.)

- Как должна была поступить гостеприимная хозяйка?

Правила приема гостей:

1. Как правильно приглашать гостей к себе?

(Пригласить гостей можно по телефону, письменно или лично за несколько дней до торжества)

2. Как встречать гостей?

(Встречаем гостей приветливо, с улыбкой, помогаем раздеваться, провожаем в комнату и рассаживаем поудобнее.)

3. Чем и как развлечь гостей?

(Придумать игры и сюрпризы, завести общий интересный разговор, в котором может принять участие каждый.)

4. Кто первым садится за стол: гость или хозяин?

(Первым за стол садится обычно хозяин, так как у него важная задача, следить за тем, чтобы тарелки гостей не были пустыми.)

5.Как поступит тактичный хозяин, если гость нечаянно опро­кинет вазу или разобьет что-нибудь?

6.А как он поступит, если ему нужно срочно куда-то идти, а гость еще не собирается уходить?

7.Если гостю не нравится телевизионная передача, как должен поступить хозяин?

8. Как себя правильно вести при уходе гостей?

(В обязанность хозяина дома входит проводить каждого гостя до дверей и помочь ему одеться.)

9.Должен ли хозяин благодарить гостей за визит?

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)

И бегаем кругом, (покружиться на месте)

Раз, два, три, (три хлопка)

Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

Правила поведения в гостях:

1 . Когда следует навещать своих друзей, подруг, знакомых? (Только в случае, если вас пригласили.) Почему нельзя приходить к знакомым без приглашения? (У каждого человека могут быть свои дела.)

2. Что нужно сделать, если вас пригласили в гости?

(Поблагодарить и начать готовиться к визиту: готовить подарок и продумывать свой наряд. В гости лучше явиться в своём самом нарядном платье и костюме.)

3 . Можно ли спрашивать у друга, что ему подарить?

(Нет, не стоит. Лучше узнать и сориентироваться в обычном разговоре, что придётся вашему другу по душе.)

4. Что необходимо сделать при вручении подарка?

(Сказать другу несколько тёплых слов, молча дарить нельзя.)

5 . Как правильно сидеть за столом? И когда можно вставать из-за стола?

(Не следует садиться к столу положив ногу на ногу, класть на стол локти, тянуться за едой через весь стол, выбирать лакомые кусочки. Вставать из-за стола можно, когда все закончат есть.)

7. Как правильно уходить из гостей.

(Воспитанный человек вежлив всегда, везде и со всеми. При уходе попрощайтесь с хозяевами, поблагодарите их за прекрасно проведённое время.)

- Ребята, а что же делать, если в гостях всё-таки не понравилось? (Ответы детей). - Воспитанный человек никому не расскажет об этом, так как это нетактично по отношению к хозяевам дома. Наверняка, они старались принять вас получше и сделали это как умели и как могли.

3. Заключительная часть.

Работа с пословицами:

Закрепление правил, которые должны соблюдать и взрослые и дети:

- работа с картинками на доске: Кто здесь лишний? Кто не соблюдает правила?

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Что нового узнали?

- Я думаю, что занятие принесло вам много полезной информации, и вы научились быть гостеприимными. Вы очень хорошо поработали. Молодцы!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный методический материал можно использовать на уроках технологии, классных часах.

Школьная гостиница МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева

г. Моршанск Тамбовской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- объяснить понятие гостевого этикета, рассмотреть правила этикета в различных случаях и ситуациях (вы находитесь в гостях, вы принимаете гостей);

- способствовать усвоению учащимися основных этических требований в поведении и общении с людьми;

- учить овладевать навыками культурного поведения в гостях, формировать умение вести себя правильно за столом;

- воспитывать критичность и самокритичность, вежливость, тактичность, аккуратность, стремление к взаимопомощи и взаимовыручке.

Формы и виды деятельности: просмотр эпизода т/ф с последующим обсуждением; лекция с просмотром мультимедийных презентаций и видеосюжетов; анализ ситуаций по теме занятия; практическая работа; разгадывание кроссворда.

ПРОВЕДЕНИЕ: 20 сентября 2017 г.

Воспитатель – Мокшанова И.В.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организация, мотивация

Внимание, вопрос: о чём мы будем говорить сегодня?

- Об этикете.

Верно, мы продолжаем тему этикета. Что такое этикет? Каковы его задачи?

- Этикет способствует тому, чтобы люди чувствовали себя максимально комфортно рядом друг с другом.

- Этикет обязывает людей обладать хорошими манерами, благодаря которым люди способны сделать общение взаимно приятным, выражая уважительное отношение к окружающим.

Сегодня наш разговор - о подвиде общегражданского этикета - гостевой (застольный) этикет.

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на день рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать? Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Целеполагание

Сформулируйте цель занятия.

Ответы учащихся.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа по теме. Актуализация знаний

Завтра у нас - гости! Ура. …А может, - нет.

Все мы ходим в гости и иногда принимаем гостей. Для большинства это - не проблема: ну, пришли и пришли, – здравствуйте, гости дорогие, ведите себя, как дома, но не забывайте, что вы - в гостях…

На самом деле существует целый этикет гостеприимства, который стоит соблюдать, чтобы не показаться невежливым в лучшем случае, а то и - хамом. Этикет гостеприимства - это целая наука, которая состоит всего из одного основополагающего утверждения - Вы рады гостям. Если - нет, то лучше в гости никого не приглашать, потому что в этом случае вы будете считать каждую минуту пребывания гостей в вашем доме, и эти минуты будут длиться вечность.

Проявляется гостеприимство в том, как хозяева обращаются с гостями с момента их прихода и до того времени, когда они оставят дом. В какой-то степени, гостеприимство - это своеобразная черта характера, которая формируется с детства и зависит от семейного воспитания. Гостеприимный человек всегда искренне рад гостям. Он сумеет развлечь, заинтересовать и угостить их, даже если в доме нет ничего, приложит усилия, чтобы гости чувствовали себя желанными в его доме.

Гостеприимство - это состояние души. Поэтому для того, чтобы быть гостеприимным, недостаточно изучить набор советов. Их также можно довести до абсурда, например, такое правило, как упрашивание гостей попробовать что-либо превращается в навязчивую пытку. Случаи бывают разные: кто-то отказывается от вкусного торта из-за диеты, а кто-то - из-за диабета, но не хочет, чтобы о его болезни узнали все присутствующие. Тем более недопустимо навязывать алкогольные напитки. Это уже проявление не щедрости и гостеприимства, а элементарного бескультурья.

Когда речь не идёт о торжественном застолье, то в зависимости от цели визита, человеку, который пришёл в гости, предлагают поесть или выпить чашку кофе или чая. Если гость отказывается от угощения, следует выяснить, действительно ли человек голоден или делает это из вежливости. В любом случае приготовление чая не займёт много времени, и лучше поставить его на стол вместе с лёгкими закусками, бутербродами или сладостями, а не спрашивать, хочет гость угощаться или нет.

По правилам хорошего тона опаздывать в гости не следует, однако от неожиданностей в дороге не застрахован никто. Если случилось непредвиденное, и вы появились тогда, когда застолье уже началось, ни в коем случае не протягивайте руку для приветствия каждому гостю - поздоровайтесь со всеми кивком головы и садитесь к столу, не отнимая много внимания у присутствующих.

Рассмотрим несколько ситуаций, связанных с гостями:

Если вас приглашают в гости, долг хозяев - сообщить, идёт ли речь об обеде или лёгком ужине, и дать понять, как следует быть одетым, чтобы не нарушать общую гармонию вечера.

Прежде чем за вами захлопнется дверь, нелишне критически оглядеть себя. Да, выглядите вы неплохо, даже успели немного, насколько позволило вам время, отдохнуть и теперь предвкушаете удовольствие от встречи с друзьями.

Совершенно недопустимо опаздывать без серьёзной на то причины, особенно тогда, когда вы приглашены к определённому часу (ведь к этому времени хозяева спешат закончить все приготовления). Но не стоит приходить и раньше назначенного времени, вы можете поставить хозяев в затруднительное положение и помешать последним приготовлениям. Следует всегда рассчитывать время так, чтобы приехать точно в назначенное время. Если вы добираетесь не на машине или такси, а ваши друзья живут неблизко, - постарайтесь учесть капризы общественного транспорта.

Нежданные гости порой могут огорчить хозяев, вызвав лишь неприятное настроение и доставив лишние хлопоты. Несомненно, у хозяев нашлось бы достаточно доводов, чтобы отказать в приёме таким гостям. Но это не принято. И потом, каждый может оказаться в такой ситуации, когда рассчитывать приходится лишь на приют у своих друзей или знакомых. Пусть это будет подчас и не совсем приятно и доставит вам хлопоты, тем не менее, и о таком госте следует позаботиться.

У хорошей хозяйки всегда найдутся какие-то запасы, и она сможет быстро приготовить ужин и с милой улыбкой пригласить гостя к столу, даже в том случае, если он из вежливости будет просить не беспокоиться, уверяя, что уже ел.

Еще одна ваша обязанность - приготовить постель для гостя (постельное белье непременно должно быть свежим!).

Вы должны приложить максимум усилий, чтобы гость не почувствовал, насколько он обременил вас. Ваши заботы должны обернуться для него приятным времяпрепровождением в вашем доме. Он с удовольствием поговорит с вами, вкусно поест, выспится в чистой постели, утром позавтракает, поблагодарит вас и уедет.

Однако ему не мешало бы подумать о том, что он нарушил ваш привычный ритм жизни, лишил вас вечера в кругу семьи, доставил хлопоты и беспокойство. Поэтому подобные визиты, о которых заранее не было условлено, возможны лишь в крайних случаях.

Собираясь удивить неожиданным приходом своих друзей, купите цветы для хозяйки, можно также принести коробку пирожных, торт или конфеты, ветчину, сыр или печенье - в любом случае всё это облегчит хозяйке заботы с ужином.

Гость в будущем не должен забывать, что его святая обязанность - оказать ответное гостеприимство.

Но, всё же, и при данных обстоятельствах возникают сомнения.

Точно так же следует поступить, если гость – девочка, девушка, женщина. В ситуации, если гость - мужчина, женщина идёт первой.

Если перед вами - двухстворчатые балансирующие двери: женщина, идущая впереди, берётся за ручку правого крыла и притягивает её к себе, стоящий за ней мужчина перехватывает ручку и придерживает дверь, женщина проходит, за ней - мужчина. Левое крыло двери следует оставить в распоряжении идущих навстречу.

Мужчину представляют женщине. Младших по возрасту представляют старшим. Гостей, приходящих позже, - тем, кто пришёл раньше.

Если гости приходят один за другим, а вы не успеваете знакомить их друг с другом, эту обязанность может взять на себя ваш родственник или хороший друг.

Проводив гостя в комнату, всем, находящимся там, называют его имя, после чего этому гостю называют имена остальных. Если гостей немного, можно познакомить всех по отдельности. Знакомясь, мужчины встают. Женщины могут остаться сидеть, за исключением тех случаев, когда вошедший гость гораздо старше их или занимает высокое положение.

Мужчину обычно представляют женщине. Если нужно познакомить ровесников, лучше представить первым более близкого себе человека, например, свою сестру - своей знакомой.

Представляя человека, следует произносить его имя и фамилию внятно и отчётливо. Особенно хочется предостеречь от того, чтобы ее перепутать или сделать неточное ударение.

Если к уже собравшемуся обществу присоединяется новый человек, громко произносите его фамилию; остальные, подавая ему руку, сами называют свою.

Среди ровесников - молодых людей и девушек - вполне допустимо при знакомстве называть только имена.

Но вот вас представили. Как вести себя дальше? Если лицо, знакомящее вас, уже произнесло вашу фамилию, то повторять её, подавая руку, не следует. Первым подаёт руку человек, которому представили другого, то есть женщина протягивает руку мужчине, старший - младшему.

Лицо, которое представили, терпеливо ждёт и готово протянуть руку, но не надо торопиться это сделать.

Когда представляют мужчину - он обязательно встаёт. Девушки до 18 лет, знакомясь со взрослыми, всегда встают.

Хозяйка дома встаёт всегда навстречу гостю независимо от его пола и возраста.

Если один из приглашённых приходит с опозданием, когда все уже сидят за столом, хозяину следует представить его всем сразу и усадить на свободное место. Опоздавший может потом сам познакомиться с ближайшими соседями по столу.

Подарок выражает наше хорошее отношение к человеку.

В былые времена, когда отмечались именины, виновник торжества, никого не приглашая, неизменно заботился о праздничном столе и ждал визитов знакомых и друзей, которые знали об этом дне из календаря. Эта традиция сохранилась и сейчас, хотя на вечер по случаю дня рождения приходят только по приглашению. Подарок, конечно, вручается тому, кого пришли поздравить.

Самый популярный подарок - цветы. Они всегда радуют и всегда кстати, однако не всякий раз можно ограничиться только красивым букетом. Особенно, если в своё время вы получили от сегодняшнего именинника вместе с цветами ещё какой-либо подарок.

Как дарить цветы: завёрнутыми или нет? Старинные пособия правил хорошего тона давали в таком случае следующий совет: если, явившись на торжество, вы вручаете цветы в прихожей, можно передать их в упаковке, если же двери вам открывает кто-либо из членов семьи и вы с цветами входите в комнату, то снимите бумагу и преподнесите букет виновнику торжества без неё. Очевидно, подобный совет можно принять и сегодня. Кстати, вообще говорить об упаковке можно лишь тогда, когда она эстетична.

Не забудьте подать букет цветами вверх, а не наоборот. Цветы можно дарить и в горшочке.

Не стоит дарить друзьям или знакомым дорогие подарки. Они допустимы только среди близких родственников. В сравнительно недавние времена считалось проявлением особой сердечности подарить друзьям вещь собственного изготовления. В наши дни эта традиция теряет прежнюю популярность. Однако и сегодня каждому приятно получить в подарок красивые перчатки, искусно связанный шарф или безделушку, выточенную из дерева, - предметы, сделанные руками наших друзей.

Не рекомендуется дарить предметы, которые имелись у вас дома, даже абсолютно новые, ведь если такая вещь не пригодилась вам, она может оказаться бесполезной и для других.

Дарственные надписи на книгах делаются в тех случаях, если выбор книги имеет определённую цель, которая может подчеркнуть надпись. Надпись делается не на той странице, где повторено заглавие книги, а на левой - пустой: приятнее сохранить титульный лист чистым.

Лицо, принимающее подарок, должно тут же, в присутствии подарившего, его развернуть, похвалить и поблагодарить. Цветы поставить в вазу с водой.

На завтраках, обедах, ужинах кладётся несколько ножей (справа от тарелки) и вилок (слева от нее). Пользоваться ими надо от краёв к центру (к тарелке), по очереди при смене блюд.

Перед тарелкой расположены десертные приборы или один прибор - обычно десертная или чайная ложка.

Безалкогольные напитки (минеральная вода или сок) подаются в бокалах в виде высоких стаканов.

Правила поведения за столом - правильно и умело пользоваться предметами сервировки – это, в первую очередь, использовать их только по назначению.

Прежде всего, нужно запомнить, что все приборы - ножи и ложки, расположенные справа от тарелки, берут и держат во время еды правой рукой, а все те, что расположены слева, - левой рукой.

Не начинайте есть, пока все не соберутся за столом.

Не придвигайтесь вплотную к столу, но и не сидите слишком далеко от него. Не откидывайтесь на спинку стула, не разваливайтесь на нём.

Не затыкайте салфетку за воротник. Место салфетки - у вас на коленях. Не вытирайте салфеткой лицо. Ею надо лишь слегка промокать губы.

Сидите прямо, не сгибайтесь над тарелкой.

Не тянитесь через тарелку вашего соседа, чтобы достать что-то со стола. Попросите кого-нибудь передать то, что вам нужно.

Не накалывайте хлеб на вилку. Хлеб надо брать руками.

Не откусывайте от целого куска хлеба и не крошите его в суп. Хлеб отламывают небольшими кусочками и только потом отправляют в рот. Точно также не принято намазывать целый кусок маслом: мазать нужно отломанные кусочки.

Не макайте хлеб в соус. В крайнем случае, придерживайте хлеб вилкой, но не лезьте в тарелку пальцами! В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

Если в солонке нет ложечки, соль надо брать кончиком чистого ножа.

Не чавкайте. Жуйте с закрытым ртом.

Не разговаривайте с набитым ртом.

Не заглатывайте пищу большими кусками. Во-первых, это отвратительно выглядит, а во-вторых, вредно для желудка.

Не раздвигайте локти и не ставьте их на стол. Локти должны свисать со стола и быть прижаты к бокам.

Не ешьте ложкой то, что можно есть вилкой.

После того как покушаете, поблагодарите того, кто готовил.

Анализ ситуаций

Учащимся предлагается рассмотреть различные ситуации, дать им характеристику и сделать вывод:

Гости не сообщили о своем визите;

Гости пришли на два часа раньше назначенного времени;

Гости, которых вы пригласили на вечеринку, незнакомы друг с другом.

(Можно предложить другие ситуации.)

Учащиеся комментируют каждую ситуацию и делают общий вывод о том, как следует ходить в гости, а также как следует принимать гостей.

А сейчас мы на практике закрепим полученные знания.

Сервировка стола

Задание: За одну минуту нужно правильно расположить на столе столовые приборы (тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, стакан, салфетку, блюдце, кружку, чайную ложку). Прокомментировать расположение.

- Посуду ставят по прямой лини, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой ставят слева рюмку, для крепких напитков, справа - фужер. Полотняные салфетки ставят, красочно оформив, или кладут на тарелку.

2) Правила поведения за столом

Продемонстрировать языком вилок и ножей, что вы закончили кушать.

- Нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно - окончание трапезы.

Продемонстрировать, как надо есть хлеб.

- Хлеб берут только рукой, а не вилкой, и кладут на специальную тарелочку или салфетку слева от себя. Хлеб отламывают небольшими кусочками, пальцами левой руки, при этом вилку кладут зубцами на край тарелки, а нож - в правой руке.

Вы - в гостях… Гости – у вас…

Вы пришли в гости с подарком и цветами. Как их нужно преподносить? Как должен именинник (хозяин) поступить с подарком?

- Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник (хозяин) обязательно должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём.

С какой стороны от гостя наливают напитки?

Можно ли приходить в гости без предупреждения?

- Нет, нельзя.

Когда не стоит ходить в гости?

- Нежелательно ходить в гости рано утром и поздно вечером (после восьми часов вечера).

Вы приглашаете гостей за стол. Кто должен сесть первым?

- Когда гости собрались, хозяйка, приглашая их к столу, садится за стол первая.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Подведение итогов, анализ работы

Подведём итог занятия:

- Что нового узнали?

- Что было самым важным, интересным для вас?

- Какие положительные (отрицательные) моменты можете отметить?

- Какова была цель занятия? Что удалось достичь?

- Довольны ли вы своей работой?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Итак, мы уяснили для себя, что манеры человека, умение соблюдать любые правила этикета во многом отражают его внутреннюю культуру, нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе, - за столом ли, на деловых ли переговорах, - имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Воспитатель благодарит учащихся за работу. Предлагает разгадать кроссворд:

По горизонтали: 1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того, чтобы подавать её на стол, есть ряд предметов, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда). 3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы). 4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор). 5. Накрывая на стол, её кладут на закусочную тарелку или справа от неё. Бумажные - ставят в специальный стакан. (Салфетка).

По вертикали: 2. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для неё - лён, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть).


Используемая литература:

Басманова Э. Гостевой этикет, или Домашний приём на высшем уровне. – М.: Олимп, 2006;

Жеребцова О. Сервировка стола. Практическое руководство. – М.: Ниола-Пресс, 2008;

Читайте также: