Конспект занятия порядковый счет

Обновлено: 07.07.2024

Демонстрационный:
– 6 разных игрушек,
– герои сказки “Репка”;
– набор геометрических фигур из картона;
– цифры-магниты;
– карточки “Семена” с нарисованными семенами подсолнуха (рис.1 — 3);
– для игры “Что лишнее” - модели банок с помидорами из картона (рис.5 - 9);
– демонстрационный столик.

Раздаточный:
карточки “Семена” с наклеенными семенами подсолнечника по 6 штук (рис.4);
– цветные карандаши.

1. Организационный момент.

Я рада новой встречи с вами. Приглашаю всех ребят встать в один кружок.

Дети становятся в круг. Педагог произносит слова, а ребята выполняют действия, заложенные в слова.

Тому, кто справа, улыбнись.
Тому, кто слева, улыбнись.
Тому, кто справа, руку дай.
Тому, кто слева, руку дай.
Теперь по кругу ты шагай, и друзьями вместе ты шагай.
Тому, кто справа, подмигни.
Тому, кто слева, подмигни.
Того, кто справа, обними.
Того, кто слева, обними.
Ну, вот закончилась игра,
На математику пора!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки – все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

(Дети проходят за столы, родители присаживаются на стулья.)

Для родителей:

Все, что нужно к уроку – готово.

Сегодня в кабинете у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Родитель скажет каждый.

(Родители высказывают свое мнение, зачем нужно изучать математику. Начинает педагог:

Математика – это гимнастика для нашего ума.

Кто изучает математику – тот тренирует свой ум.

Когда кушаешь кашу, можно сосчитать, сколько ложек ты съел).

А теперь проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

– Ребята, сегодня мы узнаем, что такое порядковый счет, где мы его используем в жизни и некоторые его правила. Тема нашего занятия “Порядковый счет”.

Но вначале подготовка- небольшая тренировка.

Приглашаю вас сделать веселую гимнастику - математическую: будем ориентироваться в пространстве и вспомним геометрические фигуры. Разминка: помашите мне и родителям правой ручкой, теперь левой.

Вот фигуры – непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их ребята,
Будем глазками искать.

Дружно глянем мы налево.
Что там? Это же квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.

Влево, вправо посмотрите.
Поищите. Что это? Это – круг.
Вот он где, любимый друг.

Вниз глазами поведем,
Что мы там найдем?
Это – треугольник.
А где – прямоугольник? (На потолке.)

– Давайте с вами посчитаем, вспомним числовой ряд.

На доске нарушен числовой ряд (1–6), дети по желанию, находят и исправляют ошибки, (работают по два человека – два числовых ряда, можно пригласить родителей). Остальные дети на местах, считают устно, под хлопки вместе с педагогом (прямой счет до десяти).

Игра “В магазине игрушек”. [1]

На столе 6 игрушек.

– Ребята, вы ходите в магазин с родителями?

– Что они там покупают?

– Как вы думаете, в какой магазин мы с вами зашли? (В магазин игрушек)

– Сколько игрушек стоит на полке? (Считают, 6)

Педагог предлагает сосчитать игрушки, начиная с другой стороны. Игрушек снова 6.

– Ребята, обратите внимание на то, что если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.

Затем педагог предлагает детям представить, что кто-то из них продавец, а он -покупатель. Педагог предлагает продать ему игрушку, которая стоит на первом месте.

Ребенок подает игрушку, а педагог говорит, что он имел в виду ни эту игрушку, а ту, что находится на первом месте.

– Кто догадался – какую?

Тот из детей, кто догадался, должен продать ему мячик (машинку). Игрушки ставим на место.

– Почему два продавца продали разные игрушки? (Дети должны догадаться, что одна игрушка находится на первом месте с одной стороны, а другая - на первом месте с другой стороны.) Вот здесь-то нам и нужен порядковый счет. Вслушайтесь внимательно, в название счета “порядковый”, от слова- “порядок”. Люди пользуются порядковым счетом, когда они нумеруют дома (спросить детей, какой у них № дома?), квартиры, школы, места в кино, автобусе. Ребята, как вы думаете, зачем нужно все нумеровать? (Высказывания детей, родители помогают.)

Главное правило порядкового счета – при определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях – указывать, в каком направлении велся счет (справа налево, сверху вниз, снизу вверх).

Вернемся в наш магазин, чтобы точно знать, какая игрушка нужна, надо сказать, с какой стороны считать.

Педагог показывает детям, как ведется счёт, если нужно узнать, на каком месте стоит предмет.

– На каком месте справа (слева) стоит кукла (пирамидка. )?

Герои-игрушки находятся на демонстрационном столике в беспорядке.

– Сейчас я приглашаю вас в сказку.

Посмотрите,
что за сказка, я не вижу.
Кто узнал, я жду ответ?

(Дети: “Репка”).

Здесь нас ждет порядковый счет, а сначала давайте сосчитаем, сколько всего было героев в сказке?

Помним правило, если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.

– Кто из героев посадил репку?

– Какая она выросла? (Покажите руками.)

– Кто первым начал тянуть репку? (Выходит ребенок ставит игрушку на нужное место.)

– Кого на помощь позвал дед?

– На каком месте стояла бабка? (Выходит ребенок ставит игрушку на нужное место.) Аналогично разбираются остальные герои. После выполнения задания дети отвечают на вопросы:

– Сколько человек тащило репку?

– Сколько зверушек помогало тащить репку?

– Сколько всего персонажей в сказке?

– Если герои поменяются местами, сколько их будет? (Их все равно будет 6, потому что никто не пришел и не ушел.)

– Еще загадки ожидают, кто их быстро отгадает?

(Дети отгадывают загадки и находят порядковое место персонажей).

– С утра до ночи в работе, устает он – вот беда.
На каком стоит он месте – вы узнаете всегда!

– Кто, подняв пушистый хвостик,
Мурлыкая приходит в гости?

– И танцует и поет, и по дому помогает.
Где помощница стоит - кто считает, тот узнает!

– Хвостик длинный, все грызет,
В норке маленькой живет!

Пальчиковая игра (проводится 3 раза, с нарастанием темпа).

– У дедушки и бабушки в огороде выросла капуста, давайте ее посолим.

Мы капусту рубим-рубим.
Мы морковку трем-трем.
Мы капусту солим-солим.
Мы капусту жмем-жмем.
А потом в рот берем.
Ам-ам!

Практическая работа.

Работа с карточкой "Семена".

– Внучка тоже помогает дедушке и бабушке в огороде. Она посадила семена.

Отгадайте загадку и узнаете, какое растение посадила внучка.

В огороде у дорожки
Стоит солнышко на ножке.
Только жёлтые лучи
У него не горячи.
Он растет на длинной ножке
С лепесточками, как рожки,
Голова его крупна,
Черных семечек полна. (Подсолнух.)

– Посмотрите на карточки, узнаете, семена подсолнуха? (У педагога карточка рис. 1, у детей карточка рис. 4.)

– Сколько семян подсолнечника посадила внучка? (Дети считают – 6 штук.)

– Самые первые ростки появились из второго и пятого семени. Нарисуйте у этих семян ростки (дети на карточке цветными карандашами рисуют ростки у семян подсолнуха), сравнивают с демонстрационными карточками (рис 2, 3).

Игра “Что лишнее”. [2]

– У бабушки в огороде вызрели помидоры. Она решила на зиму сделать заготовки – замариновать помидоры. Внучка ей помогала.

На доске – пять моделей банок из картона:

– одна из которых маленькая, остальные – большие (рис. 5);
– в одной банке четыре, в остальных по пять помидор (рис. 6);
– одна – пустая, в остальных лежат помидоры (рис. 7);
– в одной банке маленькие, в остальных большие помидоры (рис. 8);
– в одной банке желтые, в остальных красные помидоры (рис. 9).

– Сколько банок они приготовили?

– Как вы думаете, какая банка из них лишняя?

– На каком месте стоит банка с желтыми помидорами?

– Какая по счету банка с маленькими помидорами?

– На каком месте стоит маленькая банка?

Информация для родителей

Родители, присутствующие на занятии, сидят на стульях в один ряд. Дети должны определить, какая по счету сидит его мама или его папа.

– Катя, какая по счету, сидит твоя мама? И т.д.

Педагог собирает детей около себя.

– Ребята, где вы сегодня побывали?

– Что нового узнали?

– Что вам понравилось больше всего?

– Что показалось трудным?

– А мне понравилось, как вы сегодня замечательно работали: были внимательными, старательными, активными, вежливыми.

Педагог хвалит детей за то, что они научились узнавать, на каком месте стоит предмет.

Цели:формировать у детей навыки порядкового счета в пределах 5,учить считать и отсчитывать предметы до 5;развивать приемы умственных действий,вариативность мышления.

Материал:игрушка котенок и еще 4 зверушки;тетрадки с домиками и 5 мышками в ряд,карандаши.

Ход игры-занятия.

Дидактическая игра "Кто за кем?".

Котенок говорит,что он рассказал своим друзьям о ребятах из детского сада и они захотели прийти к ним в гости. Котенок спрашивает разрешения у ребят. Дети зовут зверят.

Воспитатель на столе расставляет 5 зверушек и задает вопросы:"Кто пришел в гости,Сколько гостей?". Потом меняет месторасположение зверушек и спрашивает:

-Сколько теперь стало зверей (Столько же,5)

-Почему (Никто не ушел и никто не пришел).Воспитатель предлагает детям проверить и еще раз пересчитать зверей.

-Кто из зверей стоит первым?

-Кто - вторым?и т. д.

Зверей меняют местами и воспитатель спрашивает, у кого из зверей какое место.

Зайчонок предлагает ребятам поиграть с ним. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх,лапки вниз,

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок

На носочках скок-скок-скок.

Дидактическая игра "Подумай и раскрась".

Воспитатель раздает тетради в которых дети выполняют задания:нужно зажечь огоньки в доме.

- Ребята,наши звери придумали для вас новое задание. В ваших тетрадках изображены дома. Сколько этажей в них? Уже вечер и в окнах домов зажегся свет. Сколько нарисовано квадратов справа от дома,столько же окон зажглось на первом этаже. Раскрасьте их.

- Сколько нарисовано треугольников,столько окон зажглось на втором этаже. Раскрасьте их.

-В этом доме живут 5 мышек и три из них -серые. Серые мышки - не первые и не последние. Раскрасьте мышек.

Итог занятия.

- Вам понравилось сегодня играть со зверятами?

-Как мы их рассаживали?

-Какие для вас задания придумывали зверята?

-Что вам больше всего понравилось?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта

организованной учебной деятельности

Образовательная область : Познание

Раздел : ФЭМП

Развивающие задачи: Развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки.

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года.

Словарная работа: Порядковый счёт

Полигвальный компонент: Счёт – есепшот, score , порядковый – тәртіп, ordinal

Связь с другой образовательной областью: Коммуникация, социум, здоровье.

Оздоровительная работа: Физминутка, гимнастика для глаз.

Виды образовательной деятельности: Фронтальный

Мотивационно-

побудительный

Стук в дверь. Воспитатель выходит и возвращается с конвертом

Ребята, посмотрите, что это такое?

Кто бы мог написать нам письмо? Давайте откроем и прочитаем его:

Дорогие ребята,

Пишет вам зимушка-зима.

Хотите, чтобы я пришла?

Все снегом белым замела?

Чтоб смогли построить горку

Кати, Павлики, Егорки?

Чтоб смогли скатиться с санок

Вани, Сони и Оксаны?

На коньках по льду скользить?

У елки хоровод водить?

Выполняйте все заданья,

Проявляйте вы вниманье,

Постарайтесь и тогда,

все укатаю в снега.

Будет вам тогда сюрприз

От зимы прекрасной приз.

Дети слушают письмо

Соглашаются выполнить задания зимы

Организационно-

Количественный и порядковый счет

Итак, первая загадка:

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Правильно снежинка.

- Посмотрите, сколько разноцветных снежинок принесла нам зима.

- Сосчитайте, сколько всего снежинок?

- Давайте сосчитаем от одного до пяти. От пяти до одного.

Назовите соседей числа 4, 1, 2, 5.

Назовите, какого цвета снежинки? (на доске 5 снежинок разных цветов)

Какая по счету голубая снежинка?

Какая по счету желтая снежинка?

Какая по счету зеленая снежинка?

Какого цвета третья по счету снежинка?

Какого цвета пятая по счету снежинка?

Какая снежинка находиться между розовой и голубой? Между белой и красной?

- Отлично справились с этим заданием. Попробуем отгадать следующую загадку.

Образование множеств с заданным количеством элементов.

Работа с демонстрационным и раздаточным материалом

У нее одежки колки:

Все иголки, да иголки.

Звери шутят: "Дядя еж на нее слегка похож".

Приходит с подарками,

блестит огнями яркими,

Нарядная, забавная,

на Новый год - главная. (Елка).

- Верно, елка, но не простая, а новогодняя. Посмотрите какая она нарядная (выставляется картинка елки с игрушками)

Игрушками какой формы украшена наша елка?

Кто поможет мне показать круг?

Что мы знаем о Круге?

У какой еще геометрической фигуры нет углов?

Кто поможет мне выбрать овал?

Кто может показать квадрат? Что мы о нем знаем?

У каких еще фигур по четыре стороны и угла?

Как их можно назвать одним словом?

А сейчас приготовьте карточки.

(карточки из двух рядов)

- Выложите в первом ряду карточки столько квадратов, сколько игрушек квадратной формы на нашей елке.

- Во втором ряду выложите столько кружков, сколько игрушек круглой формы.

- Сколько вы выложили квадратов?

- Давайте проверим. Сколько кругов?

- Чего больше кругов или квадратов?

- А сейчас выложите в первом ряду столько квадратов, сколько красных игрушек на елке, а во втором ряду столько кругов, сколько желтых игрушек.

- Проверим. Каких игрушек больше: красных или желтых? Каких меньше?

Какая фигура здесь лишняя? (из 3–ех фигур – круг, треугольник или квадрат – выбрать лишнию).

Уже две загадки Зимы мы отгадали и справились с заданиями, попробуем отгадать третью:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век.

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

Давайте, ребята, поиграем, я буду описывать снеговика, а вы должны догадаться о каком снеговике я говорю.

Ребята, а как вы думает о ком следующая загадка?

Две сестрички,

Две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять - их надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

Варежки носят по одной? Нет, конечно, их носят парой, а вот наши варежки перепутались, помогите найти пару одинаковых варежек.

Гимнастика для глаз.

Работа с сигнальными карточками.

А сейчас немного поиграем и докажем Зиме, что мы готовы ее встретить и все о ней знаем. Если то, о чем я говорю – правда, вы поднимаете зеленую карточку, если ложь, красную карточку.

Зимой метет метель.

Зимой цветет сирень.

Зимой можно кататься на лыжах.

Зимой птицы улетают на юг.

Зимой медведь спит.

Зимой бегут ручьи.

Зимой можно играть в снежки.

Дед Мороз приходит зимой.

- Молодцы, вы были очень внимательны!

Отвечают на вопросы полными ответами

Отгадывают загадку (снежинка)

Считают снежинки: прямой и обратный счёт

Дети называют по счёту разноцветные снежинки

Желтая по счёту третья

Голубая по счёту пятая

Зеленая находится между розовой и голубой

Желтая находится между белой и красной

Отгадывают следующую загадку

Рассматривают картинку елки с игрушками

Отвечают на вопросы, рассказывают что они знают о геометрических фигурах

Выкладывают в первом ряду столько квадратов, сколько игрушек квадратной форме

Цель: Создать условия для закрепления порядкового счета до 10.

Образовательная: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающая: Развивать социальные навыки работать в группе. Развивать логическое мышление, речь, память. Развивать мыслительные операции, внимание, развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, учить находить решение и делать выводы.

Воспитательная: Воспитывать умение добиваться поставленных целей, самостоятельность.

Цифры, Лист бумаги, цветные карандаши. Геометрические фигуры. Конфета чупа-чупс.

Сюрпризный момент; худ.слово; игровые приемы; рисование по точкам; индивидуальная работа; вопросы; использование музыки.

Сегодня у нас необычное занятие. Я приготовила для вас сюрприз, но вы сможете его найти, если пройдете все испытания. Задания будут сложными, но интересными. Выполнив все задания, вы узнаете, какой сюрприз я приготовила.

Вы готовы? Тогда удачи!

Ребята, назовите времена года.

Какое время года сейчас? (зима).

Какой месяц сейчас? (декабрь).

Сколько месяцев в году? (12).

Назовите по порядку.

Назовите зимние месяцы.

А сколько дней в неделе? (семь).

- Какой день сегодня?

- Назовите по порядку дни недели.

- Какие части суток вы знаете?

- Назовите по порядку части суток.

Перед вами карандаши и бумага. Приготовьтесь слушать задание и рисовать (Графический диктант):

• в левом верхнем углу нарисуйте треугольник;

• в правом нижнем углу нарисуйте квадрат;

• в центре нарисуйте овал;

• в левом нижнем углу нарисуйте прямоугольник;

• в правом верхнем углу нарисуйте круг.

А сейчас проверим.

Какую геометрическую фигуру нарисовал Сева в правом нижнем углу.

Где нарисовала Алиса круг?

В каком углу Захар нарисовал овал?

У вас на столе лежат цифры, их надо сложить по порядку от 1 до 10.(самостоятельная работа) Все правильно сложили? Давайте проверим. (Порядковый счет)

Теперь посчитаем в обратном порядке.

Назовите цифру, которая стоит перед цифрой 6, 8, 10? (5, 7, 9.)

Назовите соседей цифр 4, 6, 9? (3 – 5, 5 – 7, 8 – 10.)

Молодцы, все сделали правильно!

Динамическая пауза. (музыка Е. Железновой)

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в дом постучать 1, 2, 3, 4, 5.

Я стучу, стучу по елке

Где же, где же эти пчелки

Стали вдруг вылетать 1, 2, 3, 4, 5.

Присаживаемся на свои места.

Возьмите лист бумаги, скажите, что там изображено? (не понятно)

А чтобы точно узнать, нужно соединить точки (геометрические фигуры).

А еще какие геометрические фигуры знаете? (ромб, трапеция).

Сейчас будем решать задачи. Слушайте внимательно.

Как получилось число 8? (к семи прибавить один будет восемь).

2) «Четыре овечки на травке лежали,

Потом две овечки домой убежали.

А ну-ка, скажите скорей:

(четыре минус два равняется двум).

3) Ветер дунул, лист сорвал.

И ещё один упал.

А потом упало пять.

Кто их может сосчитать?

Как получилось число 7?

4) Ёжик по грибы пошёл,

Десять рыжиков нашёл.

Восемь положил в корзинку

Остальные же - на спинку.

Сколько рыжиков везёшь

На своих иголках, ёж?

(как получили число 2)

Все умеем мы считать.

Мы попробуем, ребята,

Всех героев вам назвать:

Внучка, Жучка, кошка, мышка,

Дед и бабушка при нём.

Ну, попробуйте, ребята

Всех назвать одним числом.

(какое действие нужно для этого сделать)

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Читайте также: