Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе звук о

Обновлено: 07.07.2024

Более 15 лет работы сайта "Мой детсад". Авторы – профессиональные учителя со всего СНГ. Более 2 000 уникальных методик для детского сада и школы. Суммарно сайт оценило около 100 000 воспитателей. В итоге более 1 млн. счастливых детей.

Звуковая культура речи.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полно ценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Самым распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста являются нарушения звукопроизношения.

Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешение их – этап дифференциации.

Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами. Продолжительность занятия колеблется от15 до 30 минут в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.). Каждое занятие состоит из нескольких частей, подчинённых общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель (чего хочет добиться воспитатель), содержание (игры, упражнение и т.п.) и заканчивается подведением ребёнком итога по вопросам воспитателя.

Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефекты речи у детей, и их личностные качества различны, Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т.д.) методы и приёмы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учётом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка. Я предлагаю несколько занятий по звуковой культуре речи для детей старшей группы.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

  1. Закреплять навыки правильно произносить и различать звук [й].
  2. Отрабатывать умение удерживать нужные позы при произнесении звука [й]:
    а) губы приближены к зубам;
    б) зубы на расстоянии 2- 3 мм;
    в) кончик языка с силой упирается в нижние резцы, спинка языка поднимается к средне части нёба и образует узкую щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;
    г) мягкое нёбо поднято и прижато к заднее стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
    д) голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
  3. Развивать память, внимание, мышление, фонематический слух.
  1. Картинки: попугай, улей, сайка, майка, лейка, зайка, йод, Незнайка.
  2. Зеркала на каждого ребёнка.

Ай – ой – уй – ый и т.д.

Ну-ка зайка, поскачи, поскачи,
Лапкой, лапкой постучи, постучи,
Ты на травку упади, упади,
Полежи и отдохни, отдохни.
Прыгать снова начинай!
Быстро к ёлочке беги
И скорей назад скачи.

Назовите слова со звуком [й], которые встречались в нашей физминутке.

Холода не бойся,
Сам по пояс мойся.

Заяц – зайка.
Осень – осенний.
Лето – летний.
Зима – зимний.
Весна – весенний.
Зелень – зелёный.
Синева – синий и т.д.

Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
Назовите слова со звуком [й] в начале, в середине и в конце слова.
(предложить картинки).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [л] в активной речи детей.

  1. Закрепить навыки правильно произносить и различать звук [л].
  2. Следить за правильным положением органов артикуляции:
    а) губы в улыбке, зубы видны;
    б) зубы сближены;
    в) широкий кончик языка прижат к альвеолам (бугоркам за верхними зубами);
    г) участвует голос. Положив тыльную сторону руки к горлу, мы ощущаем вибрацию голосовых связок;
    д) если у ребёнка не получается звук л при описанном выше положении органов артикуляции, то надо вызвать у таких детей [л] межзубное, при этом меняется лишь положение языка – широкий кончик языка зажимается зубами. Такой звук закрепляется в словах и играх, Когда ребёнок хорошо говорит л межзубное, то надо предложить ему перевести язык за верхние зубы, с чем обычно дети легко справляются.
  3. Развивать внимание, мышление, память, фонематический слух.
  1. Картинки к упражнениям.
  2. Зеркала на каждого ребёнка.
  3. Картинки: лампа, ласточка, ландыш, юла, пила, халат, лошадь, ложка, лук, лужа, луна, тулуп, желудь, голубь, малыш, вилы, бокалы, столы, клубок, клубника, пенал, волк, флакон, плот, слон, клумба, булка, бутылка, ёлка, сёл, дятел, козёл, индюк.

Ла-ло-лу, лу-ло-лы, лы-ла-ло, клу-клы-кла, пла-плу-плы, сла-сло-слу и т.д.

На числовую лесенку воспитатель ставит 4-5 картинок (лампа, ласточка, ландыш, юла). Вызванный ребёнок смотрит и говорит в каком, порядке стоят картинки, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лампу, ласточку, ландыш, юлу. Дети проверяют, правильно ли он назвал. Потом педагог вызывает другого ребёнка и меняет порядок картинок. Можно постепенно заменять одни картинки другими.

Запилила пила,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала.

Образовав новые пары, дети продолжают игру.

Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
Но всё мышке было мало.

  1. Какой звук мы учились правильно произносить?
  2. Что вы узнали про звук [л]?
  3. Назовите слова, где звук [л] в начале, в середине, в конце слова (выставлены картинки).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

  1. Закрепить правильное произношение звука ж изолированно, в слогах словах, во фразе.
  2. Отработать правильное положение органов артикуляции для хорошего произнесения звука ж:
    а) губы округлены и слегка выдвинуты вперёд;
    б) зубы сближены;
    в) широкий кончик языка приподнят к переднему краю нёба, но не прижат;
    г) посередине языка идёт не сильная теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту; д) участвует голос.
  3. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление.
  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки: жаба, жакет, жасмин, пижама, ежата, медвежонок, жук, ежевика, дождик, желудь, лыжи, ножи, одежда.
  3. Картинки для упражнений.

Дети – пчёлы жужжат сначала громко, а потом затихают, произносить звук ж перед зеркалом.

Артикуляция звука. Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук ж? Как проходит воздушная струя? (Воздух не проходит свободно, встречает преграду – зубы, язык) – значит этот звук согласный.

Звонкий или глухой этот звук? (Звонкий потому, что в горлышке работает моторчик). И этот звук всегда твёрдый.

Какой звук ж? (согласный, звонкий, твёрдый).

Жа-жо-жу-жи, жда- ждо- жду- жди и т.д.

5. Назови картинку, назови, где находится звук ж? (в начале, в середине или в конце).

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь
Низко-низко наклоняюсь.

Назовите слова со звуком ж, которые встречались в физминутке.

Ножницы нужны девочке, Где находится звук [ж]в слове ножницы? Кому нужны лыжи, ежи, медвежата, одежда, пижама? (Определить позицию звука ж в этих словах).
Предложить назвать со словом еще (этот медвежонок низкий, а этот ещё ниже), слова – близкий, узкий, молодой (аналогично).

8. Работа с текстом.

Заучить потешку: Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

  1. Закрепить правильное произношение звука[ ч]
  2. изолированно, в слогах, в словах, во фразе.
  3. следить за правильным положением органов артикуляции:
    а) губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
    б) зубы на расстоянии 2мм;
    в) широкий кончик языка ударяется в передний край нёба;
    г) посередине языка идёт сильная короткая воздушная струя, которая ощущается как толчок воздуха ладонью руки, поднесённой ко рту;
    д) если у ребёнка звук ч не получается, надо при описанном выше положении органов артикуляции говорить слитно тш, всё, убыстряя темп, пока не получится хороший звук [ч].
  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Куклы Тонечка, Валечка, Анечка, Леночка, Лидочка.
  3. Картинки: тачка, бабочка, удочка, девочка, квочка, мяч, ключ, меч , печка, яичко, чайник, чайка, чашка, бычок, паучок, печенье, качели.

Закипит, исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит:
-Эй, сними меня! – кричит (чайник).

С какого звука начинается слово чайник?

Артикуляция (с зеркалом).

Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук ч?

Как воздух выходит изо рта?

Есть ли в горлышке голосок?

Какой это звук? – согласный. Почему звук ч согласный? (потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду, воздуху пройти мешает пройти язычок). Звук ч глухой потому, что в горлышке нет голоска. Этот звук всегда мягкий.

Воспроизведение слоговых рядов
Ач-оч-уч-ич.
Ча-чо-чу-чи.
Чня-чнё-чню-чни и т.д.

а) в слогах: ча, тя, ач, ти, ать, ся, чм, ись, си, ти,ить и т.д.
б) в словах: ситец, чаша, гречиха. Петь, читальня, печь, ночь, сирень, теперь, щека, червяк, терпеть, мечта, просить, прощать, чудо.

Работа со словом.

Подушка – подушечка, кувшин, палец, избушка, птица, шапка, ваза, утка, вода и т.д.

Чики-чики-чикалочки
Едет гусь на палочке.
Уточка на дудочке,
Петушок на будочке.
Зайчик на тачке.
Мальчик на собачке.

Назовите слова со звуком [ч], которые встречались в нашей физминутке.

Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём много лежит интересного. Каждый может узнать, что в нём лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок. Дети по очереди достают из сундучка картинки и называют их.

Дети дают куклам ласковые имена: Танечка, Валечка, Анечка, Манечка.

Воспитатель предлагает детям налить чай из чайника в чашки.

Я взял чайник и налил чай в чашку Танечке. Даю Танечке печенье.

Налил Танечке в чашку чай из чайника, Дал ей печенье.

Чащи чаще в нашей пуще,
В нашей пуще чащи чаще.

Какой звук мы учились правильно произносить?
Какие слова со звуком [ч] вы запомнили, где находится этот звук?

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

Тема: «Воспитание правильного произношения звука [щ] в активной речи детей.

  1. Закрепление правильного произношения звука изолированно, в слогах, словах, во фразе.
  2. Следить за правильным положением органов артикуляции:
    а) губы в легкой улыбке, зубы видны;
    б) зубы сближены;
    в) широкий кончик языка поднят к альвеолам;
    г) посередине языка идёт сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту;
    д) если у ребёнка звук [щ] не получается, надо при открытом рте поднять широкий кончик языка к верхним альвеолам и, не опуская его, длительно произносить шь-шь-шь, получится звук [щ]. Или при том же положении органов артикуляции слитно произносить [шч].
  3. Развивать внимание, мышление, фонематический слух.
  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки: щавель, щёки, щит, лещи, ящик, овощи, щенок, лещ, вещи, плащ, щука.
  3. Картинки для упражнений.

Полосатая злодейка,
Съест любого малыша –
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша. (щука).
С какого звука начинается слово щука?

Артикуляция: предложить детям произнести звук [щ] и посмотреть в зеркало. Что делают губы, зубы, язык, когда произносим звук[ щ]? Как проходит воздух, когда произносим звук [ щ]? Есть ли голосок в горлышке? Какой звук [щ] (согласный или гласный)? Звук [щ] согласный потому, что воздух не проходит свободно, встречает преграду зубы и язык. Почему звук [щ] согласный? Звук [щ] звонкий или глухой? Звук [щ] глухой потому, что в горлышке нет голоска.

Работа со слогами.

Ща-щу-ще,
Ща-щи-ще,
Ащ-ощ-ущ-ыщ и т.д.

Щука в омуте жила,
Щеткой мела,
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.

Работа со словами.

На доске вывешиваются по четыре картинки со звуком [щ]. Появляется гном и убирает картинку. Дети закрывают глаза. Ребёнок должен назвать убранную картинку и назвать, где находится этот звук в данном слове.

Работа с фразой.

Составление предложений по картинкам (щука, клещи, щётка, щенок).

Например: Мне нужны клещи, поспеши их отдать.

Щёголь щетку уважает,
Щёткой щёголь пыль счищает.
Если вещь не вычищать
Не в чем будет щеголять.

Какой звук мы учились сегодня правильно произносить?

Назови слова, в которых звук [щ] в начале, середине, в конце слова (выставлены картинки)

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе.

  1. Закрепить навыки правильно произносить и различать звук р.
  2. Следить за правильным положением органов артикуляции:
    а) губы находятся в положении следующего гласного;
    б) зубы на расстоянии нескольких миллиметров;
    в) кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует:
    г) посередине языка идёт сильная воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту.
  3. Развивать память, внимание, мышление, фонематический слух.
  1. Зеркала на каждого ребёнка.
  2. Картинки со звуком р.

Загадка:
Это что за зверь таёжный
Полуночный любит мрак.
И, как все на свете кошки
Ненавидит злых собак! (Тигр).

Артикуляция звука [р].

Что делают губы, зубы, язычок, когда произносим звук р? Как проходит воздух, когда произносим звук [р]? Есть ли голосок? Какой это звук? (Согласный, звонкий, твёрдый). Почему звук р согласный? Почему этот звук звонкий?

(повторить слоговую таблицу).

Ра-ро-ру, бра-бро-бру,
Ро-ру-ры, бро-бру-бра,
Ор-ур-ыр, бру-бра-бро,
Ир-ар-ор, бры-бро-бра и т.д.

Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны
Кар-кар (громко)
Целый день они кричали
Спать ребятам не давали,
Кар-кар-кар (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают
Кар-кар-кар (тихо).

Вспомните слова со звуком [р] из физминутки.

Воспитатель ставит на числовую лесенку 4 картинки со словами, в которых есть звук р. Дети называют эти слова и определяют позицию звука в слове. Потом кто-то отворачивается, а в это время добавляется ещё одна картинка. Затем ребёнок поворачивается, смотрит и говорит, что прибавилось. Картинки частично заменяют, и игра продолжается.

Работа с фразой

Выучить чистоговорки. ( Можно выборочно)

Ра-ра-ра – высокая гора.
Ро-ро-ро-новое перо.
Ру-ру-ру- коза грызёт кору.
Ры-ры-ры – летят комары.
Ар-ар-ар – летит комар.
Ор- ор- ор – у Ромы топор.
Ур-ур-ур – не гоняй кур.
Ир-ир- ир- мы за мир.
Орка-орка-орка – крутая горка.
Ара-ара-ара – идёт Тамара.
Гра-гра-гра – хорошая игра.
Тро-тро-тро – едем на метро.

Цель: познакомить со звуком и буквой О.

Задачи:

1. Формировать навыки звукового анализа;

2. Формировать понятия "звук", "гласный звук", "буква".

3. Учить произносить звук [О] громко, тихо, коротко, длительно;

4. Развивать умение называть слова с заданного звука;

5. Развивать зрительно-пространственное восприятие буквы;

6. Развивать память, внимание, артикуляторную и общую моторику.

Материал: цветные карандаши, рисунок №1-плачущий мальчик, с героями-игрушками рядом с домом, возле которого мальчик, упавший с велосипеда, ослик за домом и обруч на крыше; рисунок №2-дом, чайник, пушка, бревно, роза, шляпа, нож, письмо, крот (под каждой картинкой по 3 кружочка для определения места слога в слове, рисунок №3-очки, снеговик, бусы, буква О, рисунок №4-три круга. Рисунки №2, №3, №4-индивидуально на каждого ребёнка.

Ход НОД.

1. Подготовительный этап.

-Ребята, на прошлом занятии какие игрушки помогали девочке Алёне?

-В каком городе живёт Алёна?

-Вспомните, какой звук - хозяин дома Алёны?

-Чем звук [А] отличается от буквы А?

2. Постановка учебной цели. Рисунок №1.

Не успели наши друзья порадоваться за Алёну, как они услышали, что рядом с соседним домом кто-то стонет: "О-о-о-о". Игрушки тут же поторопились на помощь. Оказалось, что это стонет мальчик Олег.

-Ребята, как вы думаете, что с ним произошло и как наши путешественники планируют ему помочь.

-Как стонал Олег?

-Мы сегодня поговорим о звуке [О].

3. Изучение нового материала.

а). -Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и покажите хозяина дома Олега. Что ещё говорит о том, что в этом доме живёт звук [О]? (Из-за дома выглядывает ослик, над дверью висит обруч.)

-Рисунок, где изображено, как Олег стонет, обозначает звук [О].

-А что с губами происходит во время произнесения звука [О]? (Губы вытягиваются в трубочку.)

б).Работа с рисунком №2.

-Ребята назовите каждую картинку и закрасьте красным цветом столько кружочков, сколько в слове звуков [О] слышится.

- В каких словах звука [О] нет? В каких словах слышится звук [О] в конце?

- Как вы считаете, в какой части слова (в начале, конце или середине) слышится звук [О] в словах: нож, дом, крот, роза? (В середине слова.)

Если дети затрудняются определить положение звука в середине слова, педагог предлагает ответить им на вопросы:

-Если звук [О] слышится не в конце и не в начале слова, то где? (В середине)

в). -Ребята, предлагаю вам сейчас ответить на несколько вопросов. Правильный ответ должен начинаться со звуком [О]/

-Имена мальчика и девочки? (Олег и Оля.)

-Время года? (Осень.)

-Назовите одним словом, ботинки, туфли и сапоги. (Обувь.)

-Как называются одним словом капуста, лук, морковь, свёкла, картошка? (Овощи.)

-Участок земли посреди моря? (Остров.)

-Насекомые, похожие пчёл? (Осы.)

-Как называется кольцо, которое девочки крутят на поясе? (Обруч.)

-Что это такое: пушистое, белое, плывёт по небу? (Облако.)

-Ребята, какие вы слова сейчас назвали? (Дети перечисляют вышеназванные ответы.)

-Звук [О] слышится в какой части слова? (В начале.)

г).Физкультминутка.

Ох, ох, что за гром?

(Руки-к щекам, наклоны в стороны. )

Муха строит новый дом.

(Движения руками, имитирующие работу с молотком.)

(Хлопки руками перед собой.)

Помогать идёт петух.

(Руки за спиной, шаги с высоким подниманием ног. )

~Без крыльев, а летит.

Без ног, а бежит.

Без паруса, а плывёт. (Облако)

~Не моторы, а шумит,

Не пилоты, а летит,

Не змеи, а жалят. (Осы)

А стенки стеклянные. (Окна)

И отправит в рот. (Ложка)

~Кто в дни болезней

От всех болезней? (Доктор)

И на этом берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу. (Мост)

~Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень –

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло. (Нож)

~Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй. (Метро)

~Без рук, без топорёнка

Построена избёнка. (Гнездо)

-Ребята, о чём были загадки?

-Звук [О] в каких словах слышатся в начале, в середине, в конце?

е).Работа с рисунком №3 и №4.

-Ребята, найдите на рисунке букву О. Какой звук она обозначает? Заштрихуйте букву О красным карандашом.

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла. (Е. Тарлапан)

Эта буква на что похожа? (На обруч, круг, баранку, колесо и т. д.)

-С помощью цветных карандашей превратите эти буквы О в мячик, арбуз и солнышко?

ж).Работа с рисунком №3.

-Ребята, что на рисунке изображено?

-Посчитайте, из скольких букв О сделан каждый рисунок.

4. Итог занятия.

-О каком звуке говорили сегодня?

-Чем буква О отличается от звука [О]?

-Назовите слова, в которых звук [О] слышится в конце, в середине, в начале.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе

Бабушкина Елена Анатольевна.

(Фронтальное занятие в старшей логопедической группе).

Цель занятия: знакомство со звуком О.

1.Развитие правильного речевого выдоха.

2.Развитие артикуляционной моторики.

3.Развитие общей и мелкой моторики.

4.Развитие фонематического восприятия.

5.Развитие слого-ритмических представлений.

7.Упражнение в согласовании числительного с существительным.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Дыхательная гимнастика.

Вдох, выдох, поем АУ – 4раза.

Вдох, выдох, поем АУИ – 4раза.

2.Артикуляционная гимнастика.

Считалка : раз – зеваем широко,

два – лакаем молоко,

три – язык мы к носу тянем,

на четыре – опускаем,

пять – как горка язычок,

шесть – он в трубочку свернулся,

семь – и в домик свой вернулся.

Далее считалку выполняют все, глядя в зеркало.

- Ребята, ослик хочет узнать, с какого звука начинается его имя. Поможем ему в этом? (Да).

-Тогда давайте хором произнесем имя ослика: о-о-ох.

-Повтори, Матвей, Катя,…

4.Акустико-артикуляционная характеристика звука О.

-Давайте расскажем ослику, что же это за звук такой О.

-Хором потянули звук О-О-О.

Логопед одновременно растягивает ниточку.

-Подставили ладошку к губам и произнесли звук О.

-Есть ли преграда для выхода воздуха? Нет.

-Произносим звук О с помощью чего? С помощью голоса.

Итак, звук О можно потянуть, нет преграды для выхода воздуха, произносим звук с помощью голоса. Значит звук О какой?

-Поднимите квадратик, которым мы обозначим звук О.

Дети поднимают красный квадратик.

-В каком замке живет звук О? В красном.

- На что похожи губки, когда я произношу звук О?

-Дети хором произносят звук О, глядя в зеркала и отвечают, что губки похожи на маленький кружок.

Логопед прикрепляет к доске символ звука О.

-А сейчас мы покажем ослику, в какие игры со звуками мы умеем играть.

Логопед: закрыли глазки, приготовили ладошки. Вам нужно хлопнуть в ладошки, если услышите звук О.

6.Выделение гласного звука из начала слова.

-Ответьте на мои вопросы. Каждый ваш правильный ответ должен начинаться со звука О.

-Запоминайте ваши ответы.

-Как одним словом можно назвать: лук, морковь, капусту? – Овощи.

-Как одним словом можно назвать: сапоги, ботинки, туфли, валенки? – Обувь.

-Белое, пушистое по небу плывет, солнышко прячет? – Облако.

-Имя девочки, которое начинается со звука О? – Оля.

-Как называется пластмассовый круг, который девочки крутят на поясе? – Обруч.

-Повторите слова – отгадки.

Логопед прикрепляет на доску слова – отгадки.

7.Физминутка.

Ох, ох, что за гром? (Руки к щекам, наклоны в стороны).

Муха строит новый дом. (Движения руками, имитирующие движения молотком).

Молоток: стук, стук. (хлопки руками перед собой).

Помогать идет петух.(Руки за спиной, шаги с высоким подниманием колен).

-Какие слова из нашей физминутки начинаются со звука О? – Ох,ох.

8.Работа над слоговой структурой .

9.Звук О в словах:

Повтори то слово, которое начинается со звука О.

Слова : аист, озеро, ухо;

облако, утюг, игра;

ириска, эхо, окна;

10.Пальчиковая гимнастика:

а) начинать с большого пальца;

б) начинать с мизинца.

11.Лексико-грамматическое задание.

Логопед читает стихотворение:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется –

Это время года осенью зовется!

-Итак, какое сейчас время года? (Осень).

-А знаете, что оно обозначает?

Дети дают свои определения листопада.

Логопед подводит итог и, если необходимо, говорит свое определение.

-В какое время года мы можем наблюдать снегопад? Осенью.

12.Согласование числительного с существительным.

-Ребята, я сегодня шла на работу и насобирала листья, опавшие с клена.

- Я хочу, чтобы вы посчитали, сколько листьев я собрала?

Логопед дает поднос с листьями какому-то ребенку. Ребенок считает: Один листок, два листка, три листка,… (до пяти).

-А с дуба осенью падают не только листья, но и желуди. Посчитайте желуди.

Логопед дает поднос с желудями другому ребенку. Ребенок считает.

Третий ребенок считает каштаны.

13.Итог занятия.

-На что похожи губки, когда мы произносим звук О?

-Какие слова, которые начинаются со звука О, вы запомнили?

-Что такое листопад?

-Наше занятие окончено. Отдыхайте.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 516 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 12.12.2015 3579
  • DOCX 16.3 кбайт
  • 45 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бабушкина Елена Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

с детьми старшего дошкольного возраста.

Воспитатель - Обухова Галина Викторовна

МБДОУ Д/С №37 г. Кузнецк Пензенская область

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

2. Развивать фонематический слух.

3. Упражнять в звуковом анализе слов, определении позиции звуков в словах, в умение анализировать звуковые схемы.

4. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, логического мышления, артикуляционной и мелкой моторики, координации речи с движением.

5. Воспитывать усидчивость у детей, умение выслушивать вопросы педагога до конца.

маски животных, игрушки (слоны, зайцы, лисы, зубры), карточки с фишками для каждого ребенка для определения позиции звука в слове.

- Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

- Что для этого надо сделать? (внимательно слушать воспитателя, своих друзей и не выкрикивать).

3.Задание с символами.

Сейчас я буду называть ряд согласных звуков, а вы поднимите символ услышанного звука.

- Какие звуки мы учились слышать?

За - са Суп – зуб Коса - коза

Сы - зы Лиса - Лиза

- «Где обедал воробей?

- « Рыщет волк в густом лесу.

- «Пестрой лентой притворяясь,

В зелени травы скользя.

- «Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Мчится, что есть духу хвост короче уха.

-« Жил -был маленький щенок,

Он подрос однако.

И теперь он не щенок.

- Какие звуки встречались в отгадках?

6. Задание с карточками.

Педагог произносит слова, так, чтобы звуки находились в разных позициях, а дети фишкой показывают на карточке с птичкой, место звука, закрывая фишкой клюв у птички, туловище или хвост.

7.Физкультминутка

Дети под музыку имитируют движения животных: чайку, слона, змею, волка и. т. д

Педагог: Дети представьте, что мы с вами попали в волшебную сказку, где звери отправляются в сказочное путешествие на двух поездах.

Саша будет машинистом одного поезда (одевает маску зайца)

Лена - машинистом другого поезда ( маску лисы)

Педагог: А сейчас, вы все должны подумать и выбрать, кто кем будет и занять место в том поезде, где есть этот звук в названии животного.

- В каком поезде и какие звери едут?

8.Пальчиковая гимнастика

Скачет зайчик косой под высокой сосной.

Скачет зайчик другой под низкой сосной

9.Чистоговорка

-Как нужно ее произносить? (четко, медленно, проговаривая каждый звук)

Педагог предлагает произнести одному ребенку знакомую чистоговорку.

-А сейчас мы будем призносить скороговорку (скоро, быстро, четко)

«Зоя – зайкина хозяйка.

Индивидуальные ответы детей. Анализ: Кто лучше произнес скороговорку?

Какие звуки слышались в скороговорке?

Какие это звуки?

Вы можете выбрать любую понравившуюся игрушку и поиграть с ней.

Список используемой литературы

Занятие направлено на развитие фонематического слуха у детей, умение дифференцировать и отчётливо произносить звуки, определять место звука в слове.

Содержимое публикации

Занятие по звуковой культуре речи в подготовительной группе:

Упражнять детей в различении на слух, отчетливом произношении, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, находить место звука в слове.

Изображения совы и зайца, заколдованного замка, карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, синие кружки на каждого ребёнка, 2 домика.

Методы и приемы:

Игровой прием, загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

Дети сидят за столами.

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир звуков. Но сначала разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Раз –окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

Всю ночь летает

Спать летит в дупло.

Д: Это сова.

В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

Д: Слово сова начинается со звука –с.

В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком сживет еще один звук слушайте загадку.

2.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

Д: Слово заяц начинается со звука –з.

В: Мы с вами отправимся в царство звуков–с- и –з. Давайте произнесем эти звуки. А какие это звуки, гласные или согласные? Почему согласные? (потому что во рту образуется преграда, нам мешают зубки).

А теперь определите, звонкие это звуки или глухие.

Посмотрите ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей).

В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), …такан (стакан), …неговик (снеговик), …айчик (зайчик), меду…а (медуза), …, …амовар (самовар), во…дух (воздух), ..олушка (золушка).

В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.

В: Второе задание.

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук с, а если его там не будет, то поднимаем ладошки вверх.

Слова со звуком с: слон, юрта, велосипед, самовар, улитка, пылесос, люстра, кукла, поросенок, занос. Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.

- Хорошо, а теперь хлопаем, если услышим звук –з (бегемот, зебра, лопата, зубочистка, заноза, мыщка, паровозик, яблоко, кузов, гнездо, изба, мимоза.

В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогаю красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са – в окно летит оса.

Со-со-со - лиса катит колесо

За-за-за – в огороде коза.

Зу-зу-зу- ручеек течет внизу.
Са-са-са - на траве роса.

За-за-за - вот летает стрекоза.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Су-су-су – не боюсь осу.

Зу-зу-зу - я яблоко грызу.
Су-су-су - заплету косу.

Зу-зу-зу - накормлю козу.
Су-су-су - я гулял вчера в лесу

Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зы-зы-зы, вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза

В: А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим

-У киски в миске рис и сосиски.

В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

В:- На завалинке Зоя и заинька.

В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться (выходим на ковер)

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

В: Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем. Я раздам вам картинки, на которых изображены предметы. Надо определить какой звук живет в слове –з- или –с- и поместить картинку в нужный домик.

Д: Это замок. В этом слове есть звук –з- я поселю его в этот домик.

В: Молодцы, и с этим заданием справились!

В: Ребята, вам осталось расколдовать последнюю часть замка и выполнить еще одно задание. Вот я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.

Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце (проходите за столы).

В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль).

-Озеро, заря, воздух, мимоза, гнездо, грязный; нос, колосок, осина, волос, сырник, оса, папуас.

В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .

-Вам понравилось наше волшебное приключение?

-Какие звуки мы сегодня выручали?

-Какие задания вам понравились?

- Что вам показалось трудным?

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

1 вариант Ход

Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] или другим…

Читайте также: