Конспект занятия по заучиванию стихотворения с использованием мнемотаблицы в средней группе
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Бахарева Ирина Юрьевна
Населенный пункт: Московская область, город Дубна
Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники
Задачи:
Обучающие:
- называть отличительные признаки диких животных (зайца), используя мнемотехническую таблицу;
- активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать сказку;
- формировать умение рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий (мнемотехнической дорожки);
- закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
- учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.
- учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
- Продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
- Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
- Воспитывать доброе отношение к животным;
- Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
- Формировать у детей такие качества как сочувствие, отзывчивость.
Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков ( Ф,Ж,Ч,Р,Л,А,Ё)
Форма работы: групповая (индивидуально-коллективная) .
Методы и приёмы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.
Наглядный материал:
Предварительная работа:
Воспитатель:
Встанем рядышком по кругу,
Нам здороваться не лень,
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Так улыбнитесь друг другу скорей! Поздоровайтесь с нашими гостями. От улыбок ваших станет всем теплей.
Воспитатель: Ребята, а сегодня к нам постучалась сказка. Вы любите сказки?
Если сказка в дом стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица,
Чуть спугнешь и улетит.
Воспитатель: Скажите, мне с каких слов обычно начинается сказка? (ответы детей: - жили-были, в лесу на опушке, однажды, за тридевять земель, это было в старину. )
Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, сразу узнаете одного из наших героев, который к нам сегодня пришёл. (любая загадка на выбор)
Что за зверь такой лесной
Встал, как столбик под сосной,
И стоит среди травы —
Уши больше головы? (Заяц)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая — для лета,
Для зимы — другого цвета. (Заяц)
Раздаётся стук в дверь заходит Зайка (кукла зайки би-ба-бо)
Зайка: Здравствуйте, ребята. Так я рад, что нашёл ваш чудесный дом - детский сад!
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где живут лесные звери?
Дети: Знаем, кто, где живёт.
Кто в лесочке живет?
Под корягой – старый крот,
За горой, в норе - лисенок,
В ельнике живёт – лосенок.
Под кустом живёт – зайчонок,
На сосне, в дупле – бельчонок.
А в берлоге – медвежонок.
В норке – ёжик и ежонок.
В логове живёт – волчонок и волчица.
А на дереве, в гнезде – поёт синица.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальцы загибать.
И зверей не обижать.
Зайка: Лисёнок говорил, что вы много сказок знаете. А мои сказки вы назовёте?
Дети: Теремок, Заюшкина избушка, Колобок, Заяц Коська и родничок, Заяц- хваста, Заяц и ёж, и др.
Воспитатель: Ребята, а какой зайчик в сказках? (добрый, доверчивый, осторожный, иногда хвастливый и невежливый)
Зайка: Здорово, вы всё знаете. Про меня разное сочиняют в сказках, но вообще-то я добрый, осторожный, справедливый. А вы мне загадки поможете отгадать? Вот я сейчас и проверю! (бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы зайчика)
- Кто в сказке от бабушки ушел и от дедушки ушел?
- Кто съел козлят?
- Кто пришел в гости к медведям?
- В какой сказке волк хвостом рыбу ловил?
- В какой сказке маленький мальчик перехитрил лису?
- К какой сказке подходит пословица: Жадность - всякому горю начало.
- Что случилось с ледяной избушкой?
- В какой сказке кот спасал петушка?
Зайка: Как много вы знаете, а про меня можете рассказать?
Составление описательного рассказа о зайчике по мнемотаблице.
Заяц
Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.
Зайка: Какие вы умнички! А у нас в лесу, мы играем в игру "Назови одним словом". Поиграем?
бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;
берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;
скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;
брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;
лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные
Зайка: Молодцы, а давайте физкультурой позанимаемся!
Раз-присядка, два прыжок
Это заячья зарядка,
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть,
И легонько подпрыгнуть,
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало,
Начинает все с начала
Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему у зайца такие длинные уши?
Застрял заяц в болоте. Стал кричать, на помощь всех звать.
Подошёл к болоту медведь. Протянул зайцу палку. Не смог заяц за палку ухватиться. Лапы в болоте увязли. Одна голова на поверхности торчит.
Схватил медведь зайца за уши и стал из болота тянуть. Еле- еле вытянул. Испачкался заяц весь в грязи, зато цел остался. Только уши у него с тех пор стали длинные.
Воспитатель задаёт вопросы по тексту:
-Где застрял заяц?
-Что он стал делать?
-Кто подошёл к болоту?
-Как медведь стал выручать зайца?
-Почему Заяц не смог ухватиться за палку?
-Как медведь вытащил зайца?
-Что стало с ушами?
Предполагаемые ответы детей: В болоте; на помощь звать; Медведь; Протянул палку, Лапы в болоте увязли; Схватил за уши и стал тянуть
Воспитатель (выкладывает на доске рисунки - схемы)
-Теперь вы знаете почему у зайца длинные уши.
А знаете ли вы что обозначает слово еле-еле. Где слышали?
(Ещё раз читает рассказ, просит пересказать)
Попробуйте пересказать рассказ.
Воспитатель хвалит детей за пересказ сказки, зайка смеётся, услышав такую сказку. Он благодарит детей за интересно проведённое время и угощает всех морковкой. Прощается, приглашает детей в гости, в лес.
Рефлексия.
Воспитатель спрашивает детей о том, что понравилось на занятие, что интересного и нового узнали дети.
Используемая литература:
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект
образовательной деятельности
Конспект образовательной деятельности
Возрастная группа: средняя
Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие.
Цель: Приобщать детей к поэзии. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.
Совершенствовать интонационную выразительность речи, расширять словарный запас.
Вызвать интерес к поэзии, пробудить эстетические чувства.
Закрепить знание признаков зимы в процессе рассматривания иллюстраций.
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, формировать навыки выразительного чтения.
Сделать педагогический процесс более эмоциональным.
Словарная работа: познакомить детей с новыми словами: воевода, дозор, владения.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, медведях, чтение художественной и познавательной литературы, словесные игры, работа с мнемотаблицами.
Конспект ОД
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
I . Вводная часть
- Еще раз здравствуйте, мои дорогие,
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли -
До чего же хороши!
- Ребята, я вижу, что у вас сегодня отличное настроение. Давайте подарим друг другу свои счастливые улыбки!
- Молодцы! Теперь у нас целый день будет замечательное настроение.
-Ребята, к нам в группу сегодня утром почтальон принес конверт и мне так хотелось его скорее открыть и посмотреть что там, но я решила что не могу открыть его без вас. Ведь вам, я думаю, тоже хочется узнать что там?
-Ребята, давайте посмотрим, что внутри.
-Ой, здесь написана загадка:
Когда это бывает?
-Правильно, ребята. Почему вы так решили? Обернитесь и посмотрите на экран, какое время года изображено на нем? Давайте присядем на стульчики и побеседуем об этом времени года.
Дети стоят в кругу.
Улыбаются всем.
Ответы детей.
II . Основная часть
- Почему вы думаете, что это зима изображена на картинке? Какие приметы зимы вы здесь заметили?
Даша, а ты любишь зиму? Что тебе нравится делать зимой на прогулке? (Несколько детей спросить).
Зима – чудесное время года. Давайте посмотрим, как красиво зимой! Ведь в это время года можно не только играть со снегом, но и любоваться окружающей нас красотой зимней природы.
– А краски какого цвета в основном использовали художники для изображения снега в своих работах?
-какими словами можно описать снег, он какой?
– Ребята, давайте выберем из картинок, расположенных на доске те, где о нарисованном предмете можно сказать: белый; холодный, пушистый,
-Посмотрите, а на обратной стороне каждой картинки спрятался какой-то рисунок из пазлов. Давайте попробуем их сложить и посмотрим, что же у нас получится. (снежинка)давайте выйдем в круг и поиграем со снежинками.
У меня целое ведерко снежинок, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей ладони; сдуйте их.
Вдох носом, выдох через рот.
Долгий (губы трубочкой).
- Не только художники, но и поэты в своих стихах передают красоту зимней природы. Я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал Н. Некрасов.
Хотите его послушать? Давайте пойдем на свои места и послушаем.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
-Сабина, тебе понравилось стихотворение? А как вы поняли слово воевода, кто это?
Словарная работа: воевода воинский начальник (военачальник),
Дозор- обход для осмотра, обходил дозором – значит осматривал
Владения- земля, территория.
- Ребята, к нам пришел гость, а кто, узнаете, если отгадаете загадку, которую нам приготовила Сабина.
- Посмотрите, кто к нам пришел в гости! Давайте поздороваемся с ним!
Воспитатель. А как вы догадались, что это загадка про медведя?
-Покажите, как ходит медведь.
- Чем питается медведь?
-Когда медведь засыпает?
-Почему именно зимой он ложится спать?
-Как называется место, где спит медведь?
-давайте поиграем с нашим гостем и сделаем с ним физзарядку:
Мишка делает зарядку!
Мишка, лапки подними.
Мишка, лапки отпусти.
Мишка, мишка, покружись,
А потом земли коснись.
И животик свой потри.
Раз, два, три! Раз, два, три!
-Я хочу порадовать нашего гостя и предлагаю вам выучить про него стихотворение. Написал его Владимир Орлов специально для детей. Послушайте.
Первичное чтение стихотворения
-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд –
Не малина и не мёд!
- Сейчас мы будем заучивать стихотворение. И нам в этом поможет таблица-подсказка. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, по схеме)
- О ком это стихотворение?
Что делает мишка зимой?
А почему он спит?
-Еще раз послушаем стихотворение, а Даша мне поможет (по мнемотаблице).
( проговариваю каждую строчку, показывая на картинки в таблице: )
1.-Мишка, мишка! Что с тобой?
2. Почему ты спишь зимой?
3.-Потому, что снег и лёд –
4. Не малина и не мёд!
(сидят на стульчиках полукругом вдоль экрана)
Ответы детей: деревья стоят голые, все покрыто снегом, река покрыта льдом, люди тепло одеты.
Синюю, голубую, белую.
Белый, холодный, пушистый.
Вызванный ребенок выбирает подходящую картинку и произносит словосочетание, согласовывая существительное и прилагательное.
Направление образования и развития (образовательная область) : речевое развитие.
Цель: Приобщать детей к поэзии. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы.
Словарная работа: познакомить детей с новыми словами: воевода, дозор, владения.
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.
Формы организации : фронтальная, индивидуальная.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, медведях, чтение художественной и познавательной литературы, словесные игры, работа с мнемотаблицами.
I . Вводная часть
- Еще раз здравствуйте, мои дорогие,
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли -
До чего же хороши!
- Ребята, я вижу, что у вас сегодня отличное настроение. Давайте подарим друг другу свои счастливые улыбки! И нашими гостями тоже, что бы и у них было такое же хорошее настроение.
- Молодцы! Теперь у нас целый день будет замечательное настроение.
-Ребята, к нам в группу сегодня утром почтальон принес конверт и мне так хотелось его скорее открыть и посмотреть что там, но я решила что не могу открыть его без вас. Ведь вам, я думаю, тоже хочется узнать что там?
-Ребята, давайте посмотрим, что внутри.
-Ой, здесь написана загадка:
Когда это бывает?
-Правильно, ребята. Почему вы так решили? Обернитесь и посмотрите на экран, какое время года изображено на нем? Давайте присядем на стульчики и побеседуем об этом времени года.
Дети стоят в кругу.
II. Основная часть
- Почему вы думаете, что это зима изображена на картинке? Какие приметы зимы вы здесь заметили?
Даша, а ты любишь зиму? Что тебе нравится делать зимой на прогулке? (Несколько детей спросить).
Зима – чудесное время года. Давайте посмотрим, как красиво зимой! Ведь в это время года можно не только играть со снегом, но и любоваться окружающей нас красотой зимней природы.
– А краски какого цвета в основном использовали художники для изображения снега в своих работах?
-какими словами можно описать снег, он какой?
– Ребята, давайте выберем из картинок, расположенных на доске те, где о нарисованном предмете можно сказать: белый; холодный, пушистый,
-Посмотрите, а на обратной стороне каждой картинки спрятался какой-то рисунок из пазлов. Давайте попробуем их сложить и посмотрим, что же у нас получится. (снежинка) давайте выйдем в круг и поиграем со снежинками.
У меня целое ведерко снежинок, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей ладони; сдуйте их.
Вдох носом, выдох через рот.
Долгий (губы трубочкой).
- Не только художники, но и поэты в своих стихах передают красоту зимней природы. Я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал Н. Некрасов.
Хотите его послушать? Давайте пойдем на свои места и послушаем.
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.
-Сабина, тебе понравилось стихотворение? А как вы поняли слово воевода, кто это?
Словарная работа: воевода воинский начальник (военачальник) ,
Дозор- обход для осмотра, обходил дозором – значит осматривал
Владения- земля, территория.
- Ребята, к нам пришел гость, а кто, узнаете, если отгадаете загадку, которую нам приготовила Сабина.
- Посмотрите, кто к нам пришел в гости! Давайте поздороваемся с ним!
Воспитатель. А как вы догадались, что это загадка про медведя?
-Покажите, как ходит медведь.
- Чем питается медведь?
-Когда медведь засыпает?
-Почему именно зимой он ложится спать?
-Как называется место, где спит медведь?
-давайте поиграем с нашим гостем и сделаем с ним физзарядку:
Мишка делает зарядку!
Мишка, лапки подними.
Мишка, лапки отпусти.
Мишка, мишка, покружись,
А потом земли коснись.
И животик свой потри.
Раз, два, три! Раз, два, три!
-Я хочу порадовать нашего гостя и предлагаю вам выучить про него стихотворение. Написал его Владимир Орлов специально для детей. Послушайте.
Первичное чтение стихотворения
-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд –
Не малина и не мёд!
- Сейчас мы будем заучивать стихотворение. И нам в этом поможет таблица-подсказка. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте ( читаю стих, по схеме )
-О ком это стихотворение?
Что делает мишка зимой?
А почему он спит?
-Еще раз послушаем стихотворение, а Даша мне поможет (по мнемотаблице).
( проговариваю каждую строчку, показывая на картинки в таблице: )
1.-Мишка, мишка! Что с тобой?
2. Почему ты спишь зимой?
3.-Потому, что снег и лёд –
4. Не малина и не мёд!
( сидят на стульчиках полукругом вдоль экрана)
Ответы детей: деревья стоят голые, все покрыто снегом, река покрыта льдом, люди тепло одеты.
Синюю, голубую, белую.
Белый, холодный, пушистый.
Вызванный ребенок выбирает подходящую картинку и произносит словосочетание, согласовывая существительное и прилагательное.
Автор: Пестова Наталия Николаевна
Конспект будет полезен для воспитателей ДОУ.
Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.
Задачи:
Развивающие:
• развивать память;
• зрительное внимание,
• образное мышление,
• связную речь.
Образовательные:
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц
Образовательные:
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к художественным произведениям;
• учить работать в команде;
• воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность.
Виды детской деятельности:
• коммуникативная;
• познавательная;
• художественная.
Методические приемы:
• беседа-диалог;
• чтение стихотворения;
• рассказывание стихотворения с использование мнемотехники ;
• продуктивная деятельность;
• физкультминутка;
• анализ, подведение итогов.
Раздаточный материал:
• мнемотаблицы (готовые)
• бумага, фломастеры
Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лед,
Не малина и не мед. (Р.Орлов)
- О ком это стихотворение? (о медведе)
- Что у него спрашивают? (Почему ты спишь зимой?)
- А почему он спит? (Потому что снег и лед, не малина и не мед)
- Давайте теперь зашифруем это стихотворение.
- У всех получилось? Молодцы.
- Кто хочет сейчас с помощью своей мнемотаблицы рассказать стихотворение?
Может кто-то из гостей хочет прочитать это стихотворение с помощью вашей таблицы?
- Вам понравилось?
- Что мы сегодня с вами делали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было сложным?
- Если вам все понравилось и было интересно – возьмите красный цветочек, если надо еще над чем то поработать – зеленый, если ни чего не понравилось – синий.
Наша литературная гостиная закрывается. До новой встречи.
Читайте также: