Конспект занятия по заучиванию стихотворения с использованием мнемотаблицы в средней группе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Бахарева Ирина Юрьевна

Населенный пункт: Московская область, город Дубна

Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники
Задачи:
Обучающие:

  • называть отличительные признаки диких животных (зайца), используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать сказку;
  • формировать умение рассказывать содержание сказки с использованием наглядных пособий (мнемотехнической дорожки);
  • закреплять умение составлять сказку связно, в логической последовательности;
  • учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.
  • учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
  • Продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
  • Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.
  • Воспитывать доброе отношение к животным;
  • Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
  • Формировать у детей такие качества как сочувствие, отзывчивость.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков ( Ф,Ж,Ч,Р,Л,А,Ё)

Форма работы: групповая (индивидуально-коллективная) .

Методы и приёмы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

Наглядный материал:

Предварительная работа:

Воспитатель:

Встанем рядышком по кругу,

Нам здороваться не лень,

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Так улыбнитесь друг другу скорей! Поздоровайтесь с нашими гостями. От улыбок ваших станет всем теплей.

Воспитатель: Ребята, а сегодня к нам постучалась сказка. Вы любите сказки?

Если сказка в дом стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка – птица,

Чуть спугнешь и улетит.

Воспитатель: Скажите, мне с каких слов обычно начинается сказка? (ответы детей: - жили-были, в лесу на опушке, однажды, за тридевять земель, это было в старину. )

Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, сразу узнаете одного из наших героев, который к нам сегодня пришёл. (любая загадка на выбор)

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы —

Уши больше головы? (Заяц)

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

Раздаётся стук в дверь заходит Зайка (кукла зайки би-ба-бо)

Зайка: Здравствуйте, ребята. Так я рад, что нашёл ваш чудесный дом - детский сад!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где живут лесные звери?

Дети: Знаем, кто, где живёт.

Кто в лесочке живет?

Под корягой – старый крот,

За горой, в норе - лисенок,

В ельнике живёт – лосенок.

Под кустом живёт – зайчонок,

На сосне, в дупле – бельчонок.

А в берлоге – медвежонок.

В норке – ёжик и ежонок.

В логове живёт – волчонок и волчица.

А на дереве, в гнезде – поёт синица.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальцы загибать.

И зверей не обижать.

Зайка: Лисёнок говорил, что вы много сказок знаете. А мои сказки вы назовёте?

Дети: Теремок, Заюшкина избушка, Колобок, Заяц Коська и родничок, Заяц- хваста, Заяц и ёж, и др.

Воспитатель: Ребята, а какой зайчик в сказках? (добрый, доверчивый, осторожный, иногда хвастливый и невежливый)

Зайка: Здорово, вы всё знаете. Про меня разное сочиняют в сказках, но вообще-то я добрый, осторожный, справедливый. А вы мне загадки поможете отгадать? Вот я сейчас и проверю! (бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы зайчика)

- Кто в сказке от бабушки ушел и от дедушки ушел?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке волк хвостом рыбу ловил?

- В какой сказке маленький мальчик перехитрил лису?

- К какой сказке подходит пословица: Жадность - всякому горю начало.

- Что случилось с ледяной избушкой?

- В какой сказке кот спасал петушка?

Зайка: Как много вы знаете, а про меня можете рассказать?

Составление описательного рассказа о зайчике по мнемотаблице.


Заяц

Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.

Зайка: Какие вы умнички! А у нас в лесу, мы играем в игру "Назови одним словом". Поиграем?

бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - насекомые;

берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр - деревья;

скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка - птицы;

брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;

ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;

лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик - животные

Зайка: Молодцы, а давайте физкультурой позанимаемся!

Раз-присядка, два прыжок

Это заячья зарядка,

А лисята, как проснутся,

Любят долго потянуться.

Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата спинку выгнуть,

И легонько подпрыгнуть,

Широко расставив лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало,

Начинает все с начала

Воспитатель: Ребята, а вы знаете почему у зайца такие длинные уши?

Застрял заяц в болоте. Стал кричать, на помощь всех звать.

Подошёл к болоту медведь. Протянул зайцу палку. Не смог заяц за палку ухватиться. Лапы в болоте увязли. Одна голова на поверхности торчит.

Схватил медведь зайца за уши и стал из болота тянуть. Еле- еле вытянул. Испачкался заяц весь в грязи, зато цел остался. Только уши у него с тех пор стали длинные.

Воспитатель задаёт вопросы по тексту:

-Где застрял заяц?

-Что он стал делать?

-Кто подошёл к болоту?

-Как медведь стал выручать зайца?

-Почему Заяц не смог ухватиться за палку?

-Как медведь вытащил зайца?

-Что стало с ушами?

Предполагаемые ответы детей: В болоте; на помощь звать; Медведь; Протянул палку, Лапы в болоте увязли; Схватил за уши и стал тянуть

Воспитатель (выкладывает на доске рисунки - схемы)


-Теперь вы знаете почему у зайца длинные уши.

А знаете ли вы что обозначает слово еле-еле. Где слышали?

(Ещё раз читает рассказ, просит пересказать)

Попробуйте пересказать рассказ.

Воспитатель хвалит детей за пересказ сказки, зайка смеётся, услышав такую сказку. Он благодарит детей за интересно проведённое время и угощает всех морковкой. Прощается, приглашает детей в гости, в лес.

Рефлексия.

Воспитатель спрашивает детей о том, что понравилось на занятие, что интересного и нового узнали дети.

Используемая литература:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект

образовательной деятельности

Конспект образовательной деятельности

Возрастная группа: средняя

Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие.

Цель: Приобщать детей к поэзии. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Способствовать формированию умения вести диалог с педагогом, помочь научиться отвечать на вопросы по содержанию, используя строки из текста.

Совершенствовать интонационную выразительность речи, расширять словарный запас.

Вызвать интерес к поэзии, пробудить эстетические чувства.

Закрепить знание признаков зимы в процессе рассматривания иллюстраций.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, формировать навыки выразительного чтения.

Сделать педагогический процесс более эмоциональным.

Словарная работа: познакомить детей с новыми словами: воевода, дозор, владения.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, медведях, чтение художественной и познавательной литературы, словесные игры, работа с мнемотаблицами.

Конспект ОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I . Вводная часть

- Еще раз здравствуйте, мои дорогие,
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли -
До чего же хороши!

- Ребята, я вижу, что у вас сегодня отличное настроение. Давайте подарим друг другу свои счастливые улыбки!

- Молодцы! Теперь у нас целый день будет замечательное настроение.

-Ребята, к нам в группу сегодня утром почтальон принес конверт и мне так хотелось его скорее открыть и посмотреть что там, но я решила что не могу открыть его без вас. Ведь вам, я думаю, тоже хочется узнать что там?

-Ребята, давайте посмотрим, что внутри.

-Ой, здесь написана загадка:

Когда это бывает?

-Правильно, ребята. Почему вы так решили? Обернитесь и посмотрите на экран, какое время года изображено на нем? Давайте присядем на стульчики и побеседуем об этом времени года.

Дети стоят в кругу.

Улыбаются всем.

Ответы детей.

II . Основная часть

- Почему вы думаете, что это зима изображена на картинке? Какие приметы зимы вы здесь заметили?

Даша, а ты любишь зиму? Что тебе нравится делать зимой на прогулке? (Несколько детей спросить).

Зима – чудесное время года. Давайте посмотрим, как красиво зимой! Ведь в это время года можно не только играть со снегом, но и любоваться окружающей нас красотой зимней природы.

– А краски какого цвета в основном использовали художники для изображения снега в своих работах?

-какими словами можно описать снег, он какой?

– Ребята, давайте выберем из картинок, расположенных на доске те, где о нарисованном предмете можно сказать: белый; холодный, пушистый,

-Посмотрите, а на обратной стороне каждой картинки спрятался какой-то рисунок из пазлов. Давайте попробуем их сложить и посмотрим, что же у нас получится. (снежинка)давайте выйдем в круг и поиграем со снежинками.

У меня целое ведерко снежинок, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей ладони; сдуйте их.

Вдох носом, выдох через рот.

Долгий (губы трубочкой).

- Не только художники, но и поэты в своих стихах передают красоту зимней природы. Я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал Н. Некрасов.

Хотите его послушать? Давайте пойдем на свои места и послушаем.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

-Сабина, тебе понравилось стихотворение? А как вы поняли слово воевода, кто это?

Словарная работа: воевода воинский начальник (военачальник),

Дозор- обход для осмотра, обходил дозором – значит осматривал

Владения- земля, территория.

- Ребята, к нам пришел гость, а кто, узнаете, если отгадаете загадку, которую нам приготовила Сабина.

- Посмотрите, кто к нам пришел в гости! Давайте поздороваемся с ним!

Воспитатель. А как вы догадались, что это загадка про медведя?

-Покажите, как ходит медведь.

- Чем питается медведь?

-Когда медведь засыпает?

-Почему именно зимой он ложится спать?

-Как называется место, где спит медведь?

-давайте поиграем с нашим гостем и сделаем с ним физзарядку:

Мишка делает зарядку!

Мишка, лапки подними.

Мишка, лапки отпусти.

Мишка, мишка, покружись,

А потом земли коснись.

И животик свой потри.

Раз, два, три! Раз, два, три!

-Я хочу порадовать нашего гостя и предлагаю вам выучить про него стихотворение. Написал его Владимир Орлов специально для детей. Послушайте.

Первичное чтение стихотворения

-Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

-Потому, что снег и лёд –

Не малина и не мёд!

- Сейчас мы будем заучивать стихотворение. И нам в этом поможет таблица-подсказка. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих, по схеме)

- О ком это стихотворение?

Что делает мишка зимой?

А почему он спит?

-Еще раз послушаем стихотворение, а Даша мне поможет (по мнемотаблице).

( проговариваю каждую строчку, показывая на картинки в таблице: )

1.-Мишка, мишка! Что с тобой?

2. Почему ты спишь зимой?

3.-Потому, что снег и лёд –

4. Не малина и не мёд!

(сидят на стульчиках полукругом вдоль экрана)

Ответы детей: деревья стоят голые, все покрыто снегом, река покрыта льдом, люди тепло одеты.

Синюю, голубую, белую.

Белый, холодный, пушистый.

Вызванный ребенок выбирает подходящую картинку и произносит словосочетание, согласовывая существительное и прилагательное.

Направление образования и развития (образовательная область) : речевое развитие.

Цель: Приобщать детей к поэзии. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение. Побудить детей к заучиванию стихотворения с помощью мнемотаблицы.

Словарная работа: познакомить детей с новыми словами: воевода, дозор, владения.

Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкальная.

Формы организации : фронтальная, индивидуальная.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о зиме, медведях, чтение художественной и познавательной литературы, словесные игры, работа с мнемотаблицами.

I . Вводная часть

- Еще раз здравствуйте, мои дорогие,
И маленькие и большие!
Вижу, как вы подросли -
До чего же хороши!

- Ребята, я вижу, что у вас сегодня отличное настроение. Давайте подарим друг другу свои счастливые улыбки! И нашими гостями тоже, что бы и у них было такое же хорошее настроение.

- Молодцы! Теперь у нас целый день будет замечательное настроение.

-Ребята, к нам в группу сегодня утром почтальон принес конверт и мне так хотелось его скорее открыть и посмотреть что там, но я решила что не могу открыть его без вас. Ведь вам, я думаю, тоже хочется узнать что там?

-Ребята, давайте посмотрим, что внутри.

-Ой, здесь написана загадка:

Когда это бывает?

-Правильно, ребята. Почему вы так решили? Обернитесь и посмотрите на экран, какое время года изображено на нем? Давайте присядем на стульчики и побеседуем об этом времени года.

Дети стоят в кругу.

II. Основная часть

- Почему вы думаете, что это зима изображена на картинке? Какие приметы зимы вы здесь заметили?

Даша, а ты любишь зиму? Что тебе нравится делать зимой на прогулке? (Несколько детей спросить).

Зима – чудесное время года. Давайте посмотрим, как красиво зимой! Ведь в это время года можно не только играть со снегом, но и любоваться окружающей нас красотой зимней природы.

– А краски какого цвета в основном использовали художники для изображения снега в своих работах?

-какими словами можно описать снег, он какой?

– Ребята, давайте выберем из картинок, расположенных на доске те, где о нарисованном предмете можно сказать: белый; холодный, пушистый,

-Посмотрите, а на обратной стороне каждой картинки спрятался какой-то рисунок из пазлов. Давайте попробуем их сложить и посмотрим, что же у нас получится. (снежинка) давайте выйдем в круг и поиграем со снежинками.

У меня целое ведерко снежинок, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите, снежинки и на вашей ладони; сдуйте их.

Вдох носом, выдох через рот.

Долгий (губы трубочкой).

- Не только художники, но и поэты в своих стихах передают красоту зимней природы. Я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал Н. Некрасов.

Хотите его послушать? Давайте пойдем на свои места и послушаем.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

-Сабина, тебе понравилось стихотворение? А как вы поняли слово воевода, кто это?

Словарная работа: воевода воинский начальник (военачальник) ,

Дозор- обход для осмотра, обходил дозором – значит осматривал

Владения- земля, территория.

- Ребята, к нам пришел гость, а кто, узнаете, если отгадаете загадку, которую нам приготовила Сабина.

- Посмотрите, кто к нам пришел в гости! Давайте поздороваемся с ним!

Воспитатель. А как вы догадались, что это загадка про медведя?

-Покажите, как ходит медведь.

- Чем питается медведь?

-Когда медведь засыпает?

-Почему именно зимой он ложится спать?

-Как называется место, где спит медведь?

-давайте поиграем с нашим гостем и сделаем с ним физзарядку:

Мишка делает зарядку!

Мишка, лапки подними.

Мишка, лапки отпусти.

Мишка, мишка, покружись,

А потом земли коснись.

И животик свой потри.

Раз, два, три! Раз, два, три!

-Я хочу порадовать нашего гостя и предлагаю вам выучить про него стихотворение. Написал его Владимир Орлов специально для детей. Послушайте.

Первичное чтение стихотворения

-Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

-Потому, что снег и лёд –

Не малина и не мёд!

- Сейчас мы будем заучивать стихотворение. И нам в этом поможет таблица-подсказка. Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте ( читаю стих, по схеме )

-О ком это стихотворение?

Что делает мишка зимой?

А почему он спит?

-Еще раз послушаем стихотворение, а Даша мне поможет (по мнемотаблице).

( проговариваю каждую строчку, показывая на картинки в таблице: )

1.-Мишка, мишка! Что с тобой?

2. Почему ты спишь зимой?

3.-Потому, что снег и лёд –

4. Не малина и не мёд!

( сидят на стульчиках полукругом вдоль экрана)

Ответы детей: деревья стоят голые, все покрыто снегом, река покрыта льдом, люди тепло одеты.

Синюю, голубую, белую.

Белый, холодный, пушистый.

Вызванный ребенок выбирает подходящую картинку и произносит словосочетание, согласовывая существительное и прилагательное.

Автор: Пестова Наталия Николаевна
Конспект будет полезен для воспитателей ДОУ.
Цель: Закреплять умение детей пользоваться мнемотаблицами при заучивании стихотворений.
Задачи:
Развивающие:
• развивать память;
• зрительное внимание,
• образное мышление,
• связную речь.

Образовательные:
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц
Образовательные:
• продолжать учить детей внимательно слушать художественное произведение;
• отвечать на вопросы взрослого;
• самостоятельно задавать вопросы;
• закреплять умение запоминать стихотворение с помощью мнемотаблиц.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к художественным произведениям;
• учить работать в команде;
• воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудность.
Виды детской деятельности:
• коммуникативная;
• познавательная;
• художественная.
Методические приемы:
• беседа-диалог;
• чтение стихотворения;
• рассказывание стихотворения с использование мнемотехники ;
• продуктивная деятельность;
• физкультминутка;
• анализ, подведение итогов.
Раздаточный материал:
• мнемотаблицы (готовые)
• бумага, фломастеры


Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
Потому что снег и лед,
Не малина и не мед. (Р.Орлов)
- О ком это стихотворение? (о медведе)
- Что у него спрашивают? (Почему ты спишь зимой?)
- А почему он спит? (Потому что снег и лед, не малина и не мед)
- Давайте теперь зашифруем это стихотворение.
- У всех получилось? Молодцы.
- Кто хочет сейчас с помощью своей мнемотаблицы рассказать стихотворение?
Может кто-то из гостей хочет прочитать это стихотворение с помощью вашей таблицы?
- Вам понравилось?
- Что мы сегодня с вами делали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что было сложным?
- Если вам все понравилось и было интересно – возьмите красный цветочек, если надо еще над чем то поработать – зеленый, если ни чего не понравилось – синий.
Наша литературная гостиная закрывается. До новой встречи.

Читайте также: