Конспект занятия по заиканию для школьников
Обновлено: 06.07.2024
Цели:
- учить слышать нормальную речь дефектолога, её нормальный ритм;
- формировать у детей диафрагмальный выдох;
- вырабатывать силу голоса;
- упражнять в сопряжённой, чёткой, плавной речи;
- учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе;
- закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных признаках осени;
- упражнять в употреблении в речи глаголов в разных временных формах;
- учить использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе;
- активизировать словарь по данной теме;
- развивать наблюдательность, зрительное внимание.
Цели:
- продолжать формировать у детей диафрагмальный выдох;
- вырабатывать силу голоса;
- проведение упражнений на дифференциацию носового и ротового дыхания;
- активизация пассивного словарного запаса;
- обогащать и уточнять словарь по теме;
- систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
- развивать связную речь;
- формировать навык словоизменения;
- развивать непроизвольную память, мышление, наблюдательность, навыки сравнения;
- воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Цели:
Ход занятия
1.Организационный момент. Отгадывание загадок.
Цели:
Ход занятия.
1. Орг. момент
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема учебного занятия: Коррекция заикания.
Форма учебного занятия: индивидуальное.
Цель : Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания.
Задачи :
1. Вызвать расслабление мышц шеи, плечевого пояса, конечностей по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.
2. Освоить технику диафрагмально-реберного дыхания, сознательно регулировать распределение выдоха на определенные речевые отрезки (слог, слоговые последовательности, слово).
3. Выработать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами нижней челюсти, языка, губ.
4. Использовать технику правильной речи (мягкая атака звука, замедленный темп речи, опора на ударный гласный звук, слитность голосоведения) при произнесении слова, последовательности слов.
5. В оспитывать самоконтроль за речью и поведением.
Словарная работа: трусы, кружки, орган, пироги.
Ход занятия
I . Организационный момент
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не спешим.
Сегодня на занятии мы будем говорить плавно и красиво.
II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.
Часики
Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Дождь
Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.
Поглядите, поглядите -
Потянулись с неба нити!
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
Листья
Летом вырастают,
А осенью опадают.
Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.
Мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, почувствовали, как приятно, когда тело не напряженно.
III . Артикуляционная гимнастика
Как называется, когда листья падают? Подул сильный ветер и к нам залетели необычные листья (со схемами упражнений для звука р). Выполним артикуляционную гимнастику.
IV . Упражнение для развития речевых и мимических движений.
V . Дыхательно-голосовая гимнастика
1) Приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.
Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.
Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.
В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
Исходное положение: встать прямо, руки опущены.
Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.
Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.
В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
Произносить на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (выдох с мягким придыханием) звуки.
Один звук на выдохе:
б) тихим голосом;
в) голосом средней громкости;
Два звука на выдохе
аэ эа оа уа ыа иа яа
Три звука на выдохе:
аэо оаэ ыаэ яаэ еаэ
аоу оэу ыэо яэо еэо
Четыре звука на выдохе:
аэоу оаэу ыаэо еаэо оыия
аоуы оэуы ыэоу яэоу еоуы
Пять звуков на выдохе:
аэоуы эаоуы оэоуы уэоуы
1 (тихо) - 2 (громче) - 3 (еще громче) - и т. д., до 5.
Перечислить дни недели, месяцы года (по два-три слова на выдохе), чередуя громкое произнесение с тихим.
VI . Работа над плавностью речи
1) Работа над словом
• Обозначение контура слова гласными звуками.
и - и - ил оу - оу - голубь аоа - аоа - ласточка
я - я - ял иа – иа – пила уаа – уаа - булавка
Ил - вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоёма.
Ял - рабочая и учебная корабельная шлюпка, короткая и широкая, одномачтовая, имеющая от одной до трёх пар вёсел.
• Произнесение одного слова на выдохе.
Аня, он, уши, обои, Юнона.
• Произнесение одного слова трижды на одном выдохе.
Ландыш - ландыш - ландыш.
Молоко - молоко - молоко.
Подвал – подвал – подвал.
• Произнесение трех разных слов на выдохе.
Луша - Алла - Володя.
Лук - лужа - Лунтик.
Иголка - ёлка - ёлочка.
Слова произносим не торопясь, на плавном выдохе.
• Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова. Объяснить значения слов.
Слова: трусы, орган, кружки, пироги.
Трусы - короткие (купальные, спортивные или носимые как белье) штаны.
Трусы - люди, легко поддающиеся чувству страха.
Кружки – сосуды в форме стакана с ручкой.
Орган - часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение.
Орган - музыкальный духовой инструмент, состоящий из труб, в которые мехами нагнетается воздух.
Пироги - печеное изделие из теста с начинкой.
Пироги - узкие длинные лодки у индейцев.
2) Работа над фразой
а) из 2 слов
б) из 3 слов
Спряжение предложений из 3 слов.
Я говорю плавно.
Ты говоришь плавно.
Он (она) говорит плавно.
Мы говорим плавно.
Вы говорите плавно.
Они говорят плавно.
VII . Самовнушение
Я говорю неторопливо и спокойно.
Я говорю плавно, уверенно и красиво.
Мне нравится говорить хорошо.
- Фи, футбол! (с пренебрежением)
- Фу, футбол! (с отвращением)
- Ну, футбол! ( разочарованно)
- Во, футбол! ( восторженно)
Подведение итога занятия.
Краткое описание документа:
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Дистанционные курсы для педагогов
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
5 605 741 материал в базе
Самые массовые международные дистанционные
Школьные Инфоконкурсы 2022
Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.
План занятия включает раз¬личные этапы: организационный момент; психотерапевтическую беседу; расслабляющие мышечные упражнения; постановку нижне-диафрагмального дыхания; дыхательные упражнения; упражнения на развитие речевого дыхания; дыхательно-голосовые упражнения; словарную работу; логоритмические упражнения; речевые игры; итог; домашнее задание. Источник: Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Цель: положительный эмоциональный настрой.
Логопед приводит детей в кабинет, предлагает детям встать около стульчиков.
– Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Молча, кивком головы, пожатием рук поздороваемся.
II. Общая моторная зарядка.
1. Снятие мышечного напряжения.
– Прислушайтесь к звукам мелодии. Вы слышите, как волны набегают на песок; вы чувствуете, как ласково греет солнышко. У вас под ногами теплый сыпучий песок. Осторожные, нежные волны гладят вам ноги, вы опускаете в воду руки, вам приятно, хочется скорее окунуться в воду.
2. Привитие умения регулировать напряжение и расслабление.
– Давайте поплаваем медленно, спокойно, под музыку.
Логопед показывает движения:
– погладим волны (параллельное движение рук влево и вправо);
– посмотрим , что у нас справа, сверху, слева, внизу (вращение головы);
– а теперь это же упражнение, но со звуками:
а-а-а – голова внизу
у-у-у – голова вправо
о-о-о – голова внизу
э-э-э – голова влево.
– А теперь со слогами:
III. Речевая зарядка.а---х – голова назад
о---х – голова внизу
э---х – голова направо
у---х – голова налево
1. Восстановление речевого дыхания
– А теперь поучимся нырять под воду.
Посмотрите, какие морские жители лежат у меня на столе: акула, окунь, осьминог.
(Картинки на ниточках привязаны к кольцам, которые свободно перемещаются по карандашу)
Дуем на акулу и произносим звук [а].
Дуем на окуня, осьминога, произносим звук [о].
Дети дуют на морских животных сверху внизу, снизу вверх, слева направо, справа на лево.
2. Воспитание легкой и своевременной подачи голоса.
– Давайте из окуньков сварим суп. (Дети снимают окуньков и кладут в игрушечную кастрюлю)
– Что нужно добавить, что бы суп получился вкусный? (Картошку, морковку, лук. )
Моем картошку (дети показывают движения). Почистим, мелко покрошим лучок, посолим, помешаем. (Дети повторяют движения за логопедом)
– Как называется рыбный суп? (Уха)
Произнесем это слово на выдохе, медленно и плавно у-у-х-х-а-а.
Понюхаем наш рыбный обед и скажем на выдохе:
Дети имитируют разливание по тарелочкам; снимают пробу, берут хлеб, жуют (упражнения для щек, массаж лица).
3. Воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.
– Посмотрите, как наша уха понравилась всем; жук жужжит. ж-ж-ж – мне немного положи (на фланелеграфе поочередно появляются жук, комар, птичка, змея).
А вот комар пищит:
з-з-зой – поделись скорей со мной,
чу-чу-чу – я ухи хочу!
Ш-ш-ш – угости меня, малыш!
Дети повторяют за логопедом чистоговорки.
Давайте еще сходим на рыбалку.
IV. Координация речи с движением.
Дети имитируют ходьбу на месте (или ходьбу по кругу).
Речёвка (сопровождается движением )
– Раз, два,
– Три, четыре,
– На рыбалку
– Мы идем,
– Удочки
– С собой несем.
– А ведро с собой взяли?
– Взяли.
– А червей вы накопали?
– Накопали.
– Ну-ка, рыбка,
– Не ленись,
– На крючок
– Скорей ловись!
– Посмотрите, как много рыбок (на столе у логопеда рыбки и дети их ловят).
Беседа о пойманной рыбе.
– Это какая рыба? (Щука)
– Попробуй голосом передать ее размер (щ-у-к-а).
– Передай голосом (к-а-р-а-с-ь)
V. Работа по закреплению навыков правильной речи.
– Ребята, у меня есть веселый стишок про рыбалку. Давайте его выучим.
План работы над стихом.
1. Сопряженная речь
Дети вслед за логопедом и вместе с ним произносят стихотворение.
2. Отраженная речь
Дети повторяют фразы вслед за логопедом.
3. Вопросно-ответная форма
Логопед задает вопросы по тексту стихотворения:
– Кто сидит на озере?
– Почему его называют любителем?
– В какое время суток он пришел на рыбалку?
– Как вы это понимаете?
– Кого хочет поймать рыбак? и т. д.
4. Самостоятельная форма
Дети пробуют сами пересказать стихотворение.
Любитель-рыболов
Автор А. Барто
VI. Домашнее задание.
Нарисовать рисунок на тему рыбалка.
Выучить стихотворение наизусть или первое четверостишье.
VII. Итог занятия.
– Где сегодня мы были?
VIII. Оценка работы с психотерапией.
– Как вы себя чувствуете? Давайте поблагодарим друг друга за приятное общение, за веселую, интересную компанию.
Читайте также:
- Конспект урока обучения грамоте в 1 классе коррекционной школы
- Подарок малышам волшебное дерево 3 класс конспект урока
- Система русского языка его единицы и уровни русский язык как развивающееся явление конспект урока
- Конспект урока падежные окончания имен существительных 5 класс
- Творческая история пира на весь мир конспект