Конспект занятия по заиканию для школьников

Обновлено: 06.07.2024

Цели:

  • учить слышать нормальную речь дефектолога, её нормальный ритм;
  • формировать у детей диафрагмальный выдох;
  • вырабатывать силу голоса;
  • упражнять в сопряжённой, чёткой, плавной речи;
  • учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе;
  • закреплять названия осенних месяцев, знания о характерных признаках осени;
  • упражнять в употреблении в речи глаголов в разных временных формах;
  • учить использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе;
  • активизировать словарь по данной теме;
  • развивать наблюдательность, зрительное внимание.

Цели:

  • продолжать формировать у детей диафрагмальный выдох;
  • вырабатывать силу голоса;
  • проведение упражнений на дифференциацию носового и ротового дыхания;
  • активизация пассивного словарного запаса;
  • обогащать и уточнять словарь по теме;
  • систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе;
  • воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
  • развивать связную речь;
  • формировать навык словоизменения;
  • развивать непроизвольную память, мышление, наблюдательность, навыки сравнения;
  • воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Цели:

Ход занятия

1.Организационный момент. Отгадывание загадок.

Цели:

Ход занятия.

1. Орг. момент

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема учебного занятия: Коррекция заикания.

Форма учебного занятия: индивидуальное.

Цель : Совершенствовать навык плавной, интонированной речи без заикания.
Задачи :
1. Вызвать расслабление мышц шеи, плечевого пояса, конечностей по контрасту с напряжением, расслабить эти же мышцы по представлению.

2. Освоить технику диафрагмально-реберного дыхания, сознательно регулировать распределение выдоха на определенные речевые отрезки (слог, слоговые последовательности, слово).
3. Выработать необходимые движения для свободного владения и управления мышцами нижней челюсти, языка, губ.

4. Использовать технику правильной речи (мягкая атака звука, замедленный темп речи, опора на ударный гласный звук, слитность голосоведения) при произнесении слова, последовательности слов.
5. В оспитывать самоконтроль за речью и поведением.

Словарная работа: трусы, кружки, орган, пироги.

Ход занятия

I . Организационный момент

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо.

Ясно, чётко говорим,

Потому что не спешим.

Сегодня на занятии мы будем говорить плавно и красиво.

II. Регуляция эмоционального и мышечного состояния (снятие мышечного и эмоционального напряжения). Обучение навыкам релаксации, формулам внушения состояния расслабления.

Часики
Стоя. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.

Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так:
Влево, вправо,
Влево, вправо.
Дождь

Сидя. Голову поднять и тянуть шею вверх. Мышцы шеи напряжены. Такое положение сохранять во время чтения всей загадки. Затем голову опустить вниз и расслабить мышцы шеи.

Поглядите, поглядите -
Потянулись с неба нити!
Эта тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить.
Листья

Летом вырастают,
А осенью опадают.

Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

Мы немного отдохнули, успокоились, научились внимательно слушать, и, почувствовали, как приятно, когда тело не напряженно.

III . Артикуляционная гимнастика

Как называется, когда листья падают? Подул сильный ветер и к нам залетели необычные листья (со схемами упражнений для звука р). Выполним артикуляционную гимнастику.

IV . Упражнение для развития речевых и мимических движений.

V . Дыхательно-голосовая гимнастика

1) Приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную клетку. Вдох должен быть максимально активен, выдох – пассивен. В отличие от традиционной дыхательной гимнастики при слегка согнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.

Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить.

Делать короткий шумный активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или через рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.

Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу.

В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты.

Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу.

В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.

Произносить на диафрагмальном выдохе с мягкой голосоподачей (выдох с мягким придыханием) звуки.

Один звук на выдохе:

б) тихим голосом;

в) голосом средней громкости;

Два звука на выдохе

аэ эа оа уа ыа иа яа

Три звука на выдохе:

аэо оаэ ыаэ яаэ еаэ

аоу оэу ыэо яэо еэо

Четыре звука на выдохе:

аэоу оаэу ыаэо еаэо оыия

аоуы оэуы ыэоу яэоу еоуы

Пять звуков на выдохе:

аэоуы эаоуы оэоуы уэоуы

1 (тихо) - 2 (громче) - 3 (еще громче) - и т. д., до 5.

Перечислить дни недели, месяцы года (по два-три слова на выдохе), чередуя громкое произнесение с тихим.

VI . Работа над плавностью речи

1) Работа над словом

• Обозначение контура слова гласными звуками.

и - и - ил оу - оу - голубь аоа - аоа - ласточка

я - я - ял иа – иа – пила уаа – уаа - булавка

Ил - вязкий осадок из минеральных или органических веществ на дне водоёма.

Ял - рабочая и учебная корабельная шлюпка, короткая и широкая, одномачтовая, имеющая от одной до трёх пар вёсел.

• Произнесение одного слова на выдохе.

Аня, он, уши, обои, Юнона.

• Произнесение одного слова трижды на одном выдохе.

Ландыш - ландыш - ландыш.

Молоко - молоко - молоко.

Подвал – подвал – подвал.

• Произнесение трех разных слов на выдохе.

Луша - Алла - Володя.

Лук - лужа - Лунтик.

Иголка - ёлка - ёлочка.

Слова произносим не торопясь, на плавном выдохе.

• Произнесите каждое слово дважды, меняя место ударения, с сохранением естественной интонации слова. Объяснить значения слов.

Слова: трусы, орган, кружки, пироги.

Трусы - короткие (купальные, спортивные или носимые как белье) штаны.

Трусы - люди, легко поддающиеся чувству страха.

Кружки – сосуды в форме стакана с ручкой.

Орган - часть организма, имеющая определенное строение и специальное назначение.

Орган - музыкальный духовой инструмент, состоящий из труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Пироги - печеное изделие из теста с начинкой.

Пироги - узкие длинные лодки у индейцев.

2) Работа над фразой

а) из 2 слов

б) из 3 слов

Спряжение предложений из 3 слов.

Я говорю плавно.

Ты говоришь плавно.

Он (она) говорит плавно.

Мы говорим плавно.

Вы говорите плавно.

Они говорят плавно.

VII . Самовнушение

Я говорю неторопливо и спокойно.

Я говорю плавно, уверенно и красиво.

Мне нравится говорить хорошо.

- Фи, футбол! (с пренебрежением)

- Фу, футбол! (с отвращением)

- Ну, футбол! ( разочарованно)

- Во, футбол! ( восторженно)

Подведение итога занятия.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 741 материал в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Конспект занятия по логопедии при заикании (1-2 класс)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

План занятия включает раз¬личные этапы: организационный момент; психотерапевтическую беседу; расслабляющие мышечные упражнения; постановку нижне-диафрагмального дыхания; дыхательные упражнения; упражнения на развитие речевого дыхания; дыхательно-голосовые упражнения; словарную работу; логоритмические упражнения; речевые игры; итог; домашнее задание. Источник: Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Цель: положительный эмоциональный настрой.

Логопед приводит детей в кабинет, предлагает детям встать около стульчиков.

– Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Молча, кивком головы, пожатием рук поздороваемся.

II. Общая моторная зарядка.

1. Снятие мышечного напряжения.

– Прислушайтесь к звукам мелодии. Вы слышите, как волны набегают на песок; вы чувствуете, как ласково греет солнышко. У вас под ногами теплый сыпучий песок. Осторожные, нежные волны гладят вам ноги, вы опускаете в воду руки, вам приятно, хочется скорее окунуться в воду.

2. Привитие умения регулировать напряжение и расслабление.

– Давайте поплаваем медленно, спокойно, под музыку.

Логопед показывает движения:

– погладим волны (параллельное движение рук влево и вправо);

– посмотрим , что у нас справа, сверху, слева, внизу (вращение головы);

– а теперь это же упражнение, но со звуками:

а-а-а – голова внизу
у-у-у – голова вправо
о-о-о – голова внизу
э-э-э – голова влево.

– А теперь со слогами:

а---х – голова назад
о---х – голова внизу
э---х – голова направо
у---х – голова налево

III. Речевая зарядка.

1. Восстановление речевого дыхания

– А теперь поучимся нырять под воду.

Посмотрите, какие морские жители лежат у меня на столе: акула, окунь, осьминог.

(Картинки на ниточках привязаны к кольцам, которые свободно перемещаются по карандашу)

Дуем на акулу и произносим звук [а].

Дуем на окуня, осьминога, произносим звук [о].

Дети дуют на морских животных сверху внизу, снизу вверх, слева направо, справа на лево.

2. Воспитание легкой и своевременной подачи голоса.

– Давайте из окуньков сварим суп. (Дети снимают окуньков и кладут в игрушечную кастрюлю)

– Что нужно добавить, что бы суп получился вкусный? (Картошку, морковку, лук. )

Моем картошку (дети показывают движения). Почистим, мелко покрошим лучок, посолим, помешаем. (Дети повторяют движения за логопедом)

– Как называется рыбный суп? (Уха)

Произнесем это слово на выдохе, медленно и плавно у-у-х-х-а-а.

Понюхаем наш рыбный обед и скажем на выдохе:

Дети имитируют разливание по тарелочкам; снимают пробу, берут хлеб, жуют (упражнения для щек, массаж лица).

3. Воспитание легкого и своевременного включения соответствующих артикуляционных движений.

– Посмотрите, как наша уха понравилась всем; жук жужжит. ж-ж-ж – мне немного положи (на фланелеграфе поочередно появляются жук, комар, птичка, змея).

А вот комар пищит:

з-з-зой – поделись скорей со мной,
чу-чу-чу – я ухи хочу!
Ш-ш-ш – угости меня, малыш!

Дети повторяют за логопедом чистоговорки.

Давайте еще сходим на рыбалку.

IV. Координация речи с движением.

Дети имитируют ходьбу на месте (или ходьбу по кругу).

Речёвка (сопровождается движением )

– Раз, два,
– Три, четыре,
– На рыбалку
– Мы идем,
– Удочки
– С собой несем.
– А ведро с собой взяли?
– Взяли.
– А червей вы накопали?
– Накопали.
– Ну-ка, рыбка,
– Не ленись,
– На крючок
– Скорей ловись!

– Посмотрите, как много рыбок (на столе у логопеда рыбки и дети их ловят).

Беседа о пойманной рыбе.

– Это какая рыба? (Щука)

– Попробуй голосом передать ее размер (щ-у-к-а).

– Передай голосом (к-а-р-а-с-ь)

V. Работа по закреплению навыков правильной речи.

– Ребята, у меня есть веселый стишок про рыбалку. Давайте его выучим.

План работы над стихом.

1. Сопряженная речь

Дети вслед за логопедом и вместе с ним произносят стихотворение.

2. Отраженная речь

Дети повторяют фразы вслед за логопедом.

3. Вопросно-ответная форма

Логопед задает вопросы по тексту стихотворения:

– Кто сидит на озере?

– Почему его называют любителем?

– В какое время суток он пришел на рыбалку?

– Как вы это понимаете?

– Кого хочет поймать рыбак? и т. д.

4. Самостоятельная форма

Дети пробуют сами пересказать стихотворение.

Любитель-рыболов
Автор А. Барто

VI. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок на тему рыбалка.

Выучить стихотворение наизусть или первое четверостишье.

VII. Итог занятия.

– Где сегодня мы были?

VIII. Оценка работы с психотерапией.

– Как вы себя чувствуете? Давайте поблагодарим друг друга за приятное общение, за веселую, интересную компанию.

Читайте также: