Конспект занятия по внеурочной деятельности земля наш дом

Обновлено: 06.07.2024

2. развивать творческие способности детей, давая возможность каждому ребёнку проявить себя в совместной творческой деятельности.

3. воспитывать понимания правила поведения в природе, правильное бережное отношение к окружающему миру, стремление активно участвовать в деле защиты окружающей среды.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

1. Приветствие воспитанников :

Х ерле к н ми а,

Х ерле к н си а,

Х ерле к н безг,

Х ерле к н сезг!

2. Здавствуйте, гости дорогие.

Мы рады приветствовать Вас!

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

3. Вступительное слово воспитателя.

- Ребята внимание на экран, как вы думаете, какая тема нашего занятия?

-Что мы узнаем на этом занятии?

2. Символ праздника

3. Флаг Земли

II.Объяснение нового материала.

1. Внимание на экран, возможно вы найдете ответы на вопросы.

Просмотр видеоролика о Дне Земли. По итогам просмотра видеоролика: выводы (показ рисунков символа праздника, флага, колокола мира)

2. Работа с материалом.

День Земли ежегодно отмечается во многих странах мира 22 апреля.

В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома.

- С 1997 года День Земли начали отмечать и в России. В этот день решаются важнейшие задачи по благоустройству и озеленению городов, сельских поселений, расширению площади зеленых насаждений, уменьшению загрязнения земель промышленными выбросами и твердыми бытовыми отходами.

- Что мы сделали и делаем по благоустройству нашего поселка?

-Как проходит этот праздник в других государствах?

-В Венгрии проходит экологический велопробег.

- В Индонезии, на территории американского посольства, проходят спортивные состязания в Джакарте.

3. Воспитатель : В мире ввели этот праздник, для того чтобы мы задумались о глобальных проблемах человечества. Ребята, как вы понимаете понятие -глобальная проблема? А какие глобальные проблемы знаете вы?

Загрязнению воздуха способствуют выброс отходов различных заводов

Выхлопные газы автомобилей

2 Озоновые дыры.

Озоновая дыра -это дыра в атмосфере, через которую попадают различные вредные вещества из космоса.

Ребята, а вы можете нам сказать причины образования озоновых дыр?

(Запуск ракет, падение метеорита)

3 Вырубка лесов.

Люди, не задумываясь, вырубают большие площади леса. Одной из традиций всемирного дня земли является высадка саженцев. Но не только вырубка лесов, приводит к потере лесных ресурсов, но и лесные пожары. Что является частой причиной лесных пожаров? К чему может привести потеря лесных ресурсов? (исчезновение различных видов животных, растений и т. д)

И это еще одна глобальная проблема –

4 Исчезновение видов животных и растений.

Не осознавая важность этой проблемы, люди в больших количествах истребляют животных. Занимаясь охотой, ловлей рыб.

Чтобы защитить животных создаются заповедники. Но и это не мешает людям истреблять целые виды животных. Многие животные занесены в красную книгу.

Вы знаете, что такое красная книга? Это книга, в которую занесены исчезающие и уже исчезнувшие виды животных (красный волк, лошадь Пржевальского, амурский горал, кавказский горный козел, морж атлантический, сивуч, беломордый дельфин, дальневосточный леопард, азиатский гепард, амурский тигр) В красной книге есть не только животные, но и растения (подснежник плосколистный, лотос орехоносный, безвременник веселый. шафран прекрасный, можжевельник высокий).

5. Загрязнение воды.

Наиболее известными источниками загрязнения воды являются бытовые сточные воды. Промышленные стоки. Неосторожная перевозка нефти через моря.

6. Нехватка питьевой воды.

Люди нецелесообразно использую воду, думают, что запас воды не исчерпаем. Не менее важным фактором является – высыхание целых рек и озер.

Правила игры: если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши, если – нет, то притопните.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

III Закрепление темы: подготовка в группах плакатов и их защита.

3. Группа №3 Уход за рассадой петунии (рыхление, пересадка, если есть необходимость, полив)

IV. Подведение итогов занятия.

Воспитатель : Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.

Будущее нашей планеты Земля в ваших руках!

На планете Земля люди - гости,

Им немного отпущено жить.

Миллиарды лежат на погосте,

Не дано им бессмертными быть.

Но гостить надо тихо, спокойно,

И хозяюшку Землю любить,

А у нас постоянные войны,

Все стараются Землю делить.

Катастрофы на нашей Земле :

Ураганы, трясенья, цунами,

Говорят - не живите во зле!

Лишь Добро пусть царит между Вами!

Постарайтесь понять это люди,

И увидишь тогда, человек -

Жизнь счастливой и радостной будет,

И подольше продлится твой век!

V. Рефлексия. Билет на выход. Спасибо вам за хорошую работу!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание благоприятных условий у обучающихся для закрепления знаний о планете Земля; воспитания бережного отношения к планете.

Воспитательные: воспитание доброжелательно и бережного отношения к планете Земля; стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды; воспитание любознательности, желания познавать окружающий мир.

Развивающие: развитие творческой активности, умения рассуждать, сопоставлять и сравнивать; развитие внимания и мышления; развитие познавательного интереса; развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей; развитие личности ребёнка, художественного вкуса, творческих способностей.

Образовательные: закрепление знаний и представлений о планете Земля; о составляющих природы (животных и растениях, воздухе, земле, воде); показать необходимость бережного отношения к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: развитие способности к самооценке на основе критериев успешности вне учебной деятельности; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу; развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и учебных мотивов.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: развитие умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения; высказывать свои мысли по тексту (по рисунку), по модели.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: развитие умения работать в группе, находить общее решение; развитие умения аргументировать своё предложение; контролировать и оценивать действий партнёра; развитие умения выражать свои мысли.

Формирование познавательных универсальных учебных действий: развитие умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель занятия; выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять поиск необходимой информации; проводить классификацию по заданным критериям.

Уровень воспитательных результатов: 1 уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, яблоко, раздаточный материал.

Ход занятия:

I. Подготовительный этап.

У.: - Здравствуйте ребята! Перед тем как мы начнём наше занятие, давайте друг другу подарим хорошее, радостное настроение. Улыбнитесь! Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

О.: - Выполняют задание учителя.

У.: - Молодцы. Ребята, как часто мы говорим с вами о природе, что её надо не только любить, но и охранять, беречь её, приумножать. Мир природы - это растение, животные, птицы, насекомые, рыбы. Он такой разнообразный и неповторимый. Скажите, без чего не смогут жить на Земле все живые существа?

О.: - Без воздуха, без воды, без солнца.

О.: - Ответы детей.

О.: - Внимательно слушают и задают вопросы, если что-то не поняли.

У.: - Небо, дерево, молния, лягушка, камень, ромашка, снег, жук, лёд, лебедь, сосулька, стрекоза, лиса, ветер.

О.: - Играют в игру.

У.: - Молодцы, вы хорошо справились. Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия вам необходимо разгадать ребус. (слайд 2)


У.: - Верно, ребята, мы с вами живем на уникальной планете Земля. В солнечной системе она единственная обитаемая планета. Опишите словами, какая она? (слайд 3)

О.: - Планета Земля круглая, большая, голубая, таинственная, загадочная, красивая, зеленая, цветущая.

У.: - Есть ли в нашей солнечной системе другая планета, которая бы могла быть домом для животных, птиц, растений, людей?

У.: - Так какая тема нашего сегодняшнего занятия?

О.: - Земля - наш общий дом. (слайд 4)

У.: - Верно, земля – это единственный дом для людей, животных, растений. И это общий дом для всех.

II. Основной этап.

1. Практическая работа с яблоком (учитель демонстрирует все действия с яблоком)

У.: - Представим, что это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три из них – это вода. И только четвёртая маленькая часть – это тот кусочек Земли, на котором живут все люди. Правда, удивительно? (слайд 5)

У.: - А кто хозяйничает на этом кусочке Земли? (слайд 6)

У.: - Всегда ли хорошо и правильно человек хозяйничает на Земле?

О.: - Нет, не всегда.

О.: - Ответы детей.

У.: - Важно помнить что земля – это единственный дом для людей, животных, растений. И это общий дом для всех. Ребята, мы очень любим нашу планету, но, к сожалению, не все бережно к ней относимся. А вы знаете, что значит бережно относиться к своему дому?

О.: - Ответы детей.

У.: - Правильно, это значит беречь, охранять, любить, защищать. Расскажите, в каком доме вы хотели бы жить?

О.: - Ответы детей.

У.: - Вот видите, вы все хотите жить в хороших, красивых, а главное чистых домах. Наша земля тоже хочет быть красивой, чистой и здоровой. Давайте же, ребята, природу будем охранять, о ней ни на минуту не будем забывать!

Кто природу охраняет? (это я, это я, это все мои друзья)

Мусор всюду не кидает? (молчат)

Кто конфеты все съедает, фантики везде кидает? (молчат)

А кто птичек обижает, из рогатки в них стреляет? (молчат)

А кто птицам помогает, корм в кормушку насыпает? (это я, это я, это все мои друзья)

Кто бьет стекла на дороге, чтоб поранить можно ноги? (молчат)

А теперь прошу ответить, кто природу любит, дети? (это я, это я, это все мои друзья)

О.: - Играют в игру.

В чаще, голову задрав, воет с голоду … жираф (волк).

Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый … волк (медведь).

Дочерей и сыновей учит хрюкать … муравей (свинья).

Кто любит по веткам носиться? Конечно рыжая … лисица (белка).

Быстрее всех от страха несётся … черепаха (заяц).

В тёплой лужице своей громко квакал …воробей (лягушонок).

С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …корова (обезьянка).

На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. Тычет клювом наугад- ищет в речке лягушат. На носу повисла капля. Узнаёте? Это …цапля.

О.: - Отгадывают загадки.

У.: - Какие же вы молодцы. Ребята, не забывайте, что нам с вами нужно беречь и не наносить вред животным, которые обитают на Земле. Если люди будут уничтожать животных, то может нарушиться состояние планеты, потому что вся жизнь животных связанна, и сбалансирована между собой. Животных нужно оберегать для соблюдения баланса на нашей планете. (слайд 16)

Ветки не ломайте, листья зря не рвите. (Да ­- да – да)

Все цветы срывайте и в венки плетите. (Нет ­– нет – нет)

Шумите, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. (Нет ­– нет – нет)

Лягушек, гусениц, ужей из леса надо гнать взашей. (Нет ­– нет – нет)

Чтоб узнать лесные тайны, постарайтесь не шуметь. (Да ­- да – да)

Все животные, растения нужны лесу. (Да ­- да – да)

В лес возьми с собой топор, разожги в лесу костер. (Нет ­– нет – нет)

В лесу мусор не бросай, за собой все убирай. (Да ­- да – да)

О.: - Играют в игру.

У.: - Молодцы, ребята. Вы - хорошие хозяева! Но среди людей, к сожалению, есть много таких, которые нарушают порядок. И приносят вред окружающей среде тем самым нашей любимой планете - Земля. И на сегодняшний день существуют три основные экологические проблемы: загрязнение воды, загрязнение воздуха, уничтожение лесов, что плохо влияет на нашу Землю.

5. Практическая работа

У.: - Ребята, перед нами стоит сложная задача. Нам необходимо навести порядок на лесной поляне. Что можно закопать в лесу, а что обязательно отнести в специальный мусорный контейнер. Для того чтобы всё сделать правильно и без ошибок, послушайте некоторые данные, которые я сейчас прочту. (слайд 18)

Мусор содержит вредные для здоровья человека и окружающей среды вещества. Наиболее опасным является стекло, особенно битое. Оно ни чем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет.

Опасными являются некоторые виды пластмасс. Пластмассовые бутылки вообще не разлагаются. Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет. От 10 до 20 лет будут разлагаться брошенные в лесу полиэтиленовые пакеты и резиновые вещи.

Всё это надо уносить с собой и не оставлять в лесу!

Деревянные, картонные и бумажные предметы разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили внешний вид природы.

Пищевые отходы (шкурки, очистки, огрызки) даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества. Но их тоже не надо разбрасывать, а лучше закапывать.

У.: - Зная всё это, попробуем убрать мусор с нашей поляны, что надо унести с собой — снимите, что можно закопать — оставьте на доске.

О.: - Выполняют задание.

У.: - Молодцы. Не бросать мусор, где попало, охранять природу и соблюдать чистоту. Для охраны природы создана целая наука — экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту на нашей планете Земля и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом.

III. Заключительный этап.

У.: - Красива и удивительна наша планета Земля. Сколько живет человек, он всегда, всю жизнь любуется её красотами и постигает её секреты и тайны.

Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас общий водопровод и вентилятор – ветер.

У.: - Сейчас, я вам раздам листы. Вам необходимо будет нарисовать рисунок, связанный с темой нашего сегодняшнего занятия. Это может быть наша планета – Земля, растения, животные, либо запрещающие знаки которые помогут людям не причинять зло окружающему миру и нашей планете. (слайд 19)

У.: - Я вижу, вы все закончили. Я предлагаю сделать выставку ваших работ, чтобы мы все могли посмотреть какие замечательные рисунки у вас получились.

О.: - Получают медали.

У.: - Можно ли утверждать, что Земля – наш общий Дом?

О.: - Да, можно. Земля – это единственный дом для людей, животных, людей, растений. И это общий дом для всех.

У.: - Согласны ли вы беречь и любить нашу планету?

У.: - Давайте никогда не обижать природу. Мы должны помнить, что человек не губитель, а друг природы. Хотелось закончить наше занятие стихотворением.

В природе нет мусора, нет и отходов,

Давайте учиться, друзья, у природы.

Мы на планете вместе живем:

Эта планета наш общий дом:

Быстрые реки и синее море:

Лес и поляны, и дальние горы:

Дом для зайчонка, дом для оленя…

Дом для дельфина, кита и тюленя.

Всех приютила наша планета,

Только для мусора места здесь нет!

У.: - Наше занятие подошло к концу, вы очень хорошо сегодня потрудились, спасибо вам большое и до новых встреч!

Список используемой литературы:

Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Беседа о культуре поведения в природе. Начальная школа, 2001 №7.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, стенд с работами обучающихся по теме занятия, раздаточный материал.

Познавательная цель: Создание условий для формирования нравственных основ экологический культуры обучающихся.

Развивающая цель : Создание условий для развития у обучающихся умения самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации для формирования умения проектно- конструкторской деятельности.

Воспитательная цель : воспитание бережного, гуманного отношения к окружающей природе, экологического мировоззрения и чувства ответственности за будущее Земли.

- привлечь внимание обучающихся к проблемам охраны окружающей природной среды;

- формировать представление обучающихся об экологической грамотности.

- обучить правилам и приемам защиты проекта.

Формирование УУД:

Личностные действия : внимательно и бережно относиться к природе, соблюдать правила экологической безопасности.

Регулятивные действия : определять цель своей деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценивать выполнение своего задания.

Познавательные действия : самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации , ставить проблему и решать ее, наблюдать и самостоятельно делать простые выводы в ходе работы над проектами.

Коммуникативные действия : соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, адекватно реагировать на реплики, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, выслушивать партнера, договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблем.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Введение в тему.

Начать наше сегодняшнее занятие мне бы хотелось с небольшого видеоролика.

(видео — ролик “Земля- наш общий дом”)

II . Определение темы занятия.

Педагог : Посмотрев видео – ролик и вспомнив материал, который мы изучали на предыдущих занятиях, кто может сказать, о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?

/Слайд 1/ Земля- наш общий дом — тема занятия.

Педагог: Скажите какую работу мы с вами уже провели работая над данной темой?

изучали проблему защиты окружающей среды в различных источниках;

делали небольшие доклады по данной теме

провели конкурс рисунков “Сохраним свою планету”

II I Утверждение тематики проекта.

Педагог : Скажите ребята, в вашем понимании, что такое дом?

Ответы детей : где приятно, безопасно, уютно.

Педагог : Как вы считаете звери, птицы, насекомые, обитатели водных просторов имеют дом?

Ответы детей: Да.

Педагог : Где их дом?

Ответы детей: в небе, в земле, в воде, среди лесов, полей, льдов и снега.

Педагог : Каким одним словом можно назвать их дом?

Ответы детей : природа

Педагог : Скажите, а какое значение имеет человек к природе?

И вообще является ли природа нашим домом?

Ответы детей : люди часть природы. И оттого как мы относимся к природе зависит ее будущее состояние.

IV . Актуализация знаний. Реализация проектной деятельности.

Педагог : Мы с вами живем в 21 веке. Человечество может гордиться своими достижениями в области науки, техники, искусства, медицины, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.

Педагог : Скажите, что обозначает это слово?

Ответы детей : ЭКОЛОГИЯ – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей среде.

/Слайд 2/ (Что такое экология)

Педагог: Что ждёт нас в будущем, если не перестанем беспечно относиться к природе и к тому, что она нам даёт.

Педагог : Скажите, без чего невозможна жизнь на планете земля?.

Ответы детей : Без солнца, воздуха, воды, почвы

/Слайд 3/ ( Жизнь на планете Земля невозможна без: воздуха, воды,солнца, почвы)

Педаго г: Давайте проследим связь между природой и жизнедеятельностью человека. И в этом нам помогут наши эксперты, которые тщательно исследовали каждый вопрос.

Педагог : Слово имеют эксперты в области солнца:

/Слайд 4/ (эксперты по солнцу)

/Слайд 5/ Солнце.

1 уч-ся: Солнце – это огненный шар, это звезда, представляющая собой сгусток раскалённого газа.

2 уч-ся: Внутри него, в ядре, в самом сердце солнца происходит постоянное движение между частицами водорода, которые при столкновении друг с другом образуют гелий.

3 уч-ся: В результате этого оно богато теплом и светом, что очень важно для нас и всего живого.

1 уч-с я: Кто скажет чем же для нас так важно Солнце?

/Слайд 6/ (Значение солнца для человека)

Ответы детей:

Смена дня и ночи.

Смена времён года.

Рост и развитие растений.

Настроение и работоспособность.

Отдых (купаемся, загораем).

2 уч-ся : Но солнце нас не только радует, но и пугает:

/Слайд 7/ (Интересные факты)

Стали не редки случаи облучений, которые приводят к заболеванию кожи.

От высокой температуры и жары у пожилых людей не выдерживает сердце.

Грядёт глобальное потепление, изменяется климат Земли.

3 уч-ся. Мы тоже взволнованы этими проблемами и своё отношение мы выразили в рисунках, представленных на нашем стенде (показывает рукой) С этой выставкой мы планируем познакомить всех желающих, посещающих Центр дополнительного образования, чтобы они тоже прониклись этой важной проблемой.

Педагог : Спасибо ребята за интересные факты. Есть какие то вопросы к нашим экспертам.

Педагог : Прежде чем я приглашу следующих экспертов нашего проекта отгадайте загадку. О чём они поговорят с вами ?

В морях и в реках обитает и часто по небу летает

А как наскучит ей летать на землю падает опять (вода)

С нами поделятся своими знаниями эксперты по воде (представление экспертов)

/Слайд 8/ (Эксперты по воде)

1уч-ся Вода – самое обычное и в тоже время самое удивительное вещество на Земле. Её химическая формула проста Н2О. Она состоит из водорода, кислорода и минеральных солей. Но именно от её запасов зависит климат нашей планеты. Без воды жизнь не возможна.

/Слайд 9/ ( состав воды)

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!

3 уч-ся .Водяные пары нежно окутывая Землю, сохраняют тепло, как ватное одеяло. Только вода без труда переходит из одного состояния в другое и наоборот.

1уч-ся . Кто скажет: Чем для нас важна вода?

/Слайд 10/ (вопрос:Чем для нас важна вода?)

В воде обитает множество животных – это их дом.

Вода моет: людей, машины, города, фабрики……

Вода – это дорога (корабли, баржи.)

Вода нам нужна дома.

Вода – врач (очищает кровь и выводит вредные вещества).

Вода – отдых (снимает стресс, усталость, напряжение

/Слайд 11/( запасы воды)

2 уч-ся Учёные подсчитали, что 98% всех запасов воды составляет солёная вода. 2% - ледники в Антарктиде и всего лишь 0,02% - это запас пресной воды, которая так необходима нам.

Педагог : Есть вопросы к экспертам по воде? Спасибо экспертам. Какой же сделаем вывод?

Ответы детей : берегите воду.

Педагог : прежде , чем мы продолжим слушать следующих экспертов, предлагаю вам немного отдохнуть и помочь привести нашу планету в порядок. Что нам для этого понадобится? Какие предметы?

/Слайд 13/ . (ведро, тряпка, метла, совок, грабли)

Педагог : А лично для вас что потребуется? (фартук, платок перчатки и хорошее настроение)

Все готовы? Начинаем! (дети показывают движениями, как привести в порядок планету).

- Надели фартук и перчатки.

-Посмотрите, кто-то уронил бумажку, поднимите. Справа, слева, впереди.

-Взяли метлу. Подметём улицу. Хорошо метём, чисто.

-Возьмите грабли, причешите травку. Зелёная, пушистая, красивая.

-Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, полощем её, хорошенько отожмите.

- Протрите небо, облака, солнышко.

-Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!

-Какая красота! Солнышко ярче улыбается и вы улыбнитесь друг другу.

Педагог: Подумайте, о чем дальше пойдет речь?

Мы его не замечаем

Мы о нём не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим (воздух)

Педагог : Сейчас мы выслушаем экспертов которые нам расскажут о проблемах воздуха: (3 человека)

/Слайд 14/ (эксперты по воздуху.)

1уч-ся .Что бы понять на сколько важен человеку воздух сравним: без солнца человек будет жить, но будет болеть и голодать, без воды сможет прожить только 5 дней, а без воздуха? (песочные часы)

/Слайд 15/ (значение воздуха для человека)

Проведём эксперимент : зажмите нос, сколько вы продержитесь? (одну-две минуты).

2уч-ся .Воздух это атмосфера, это воздушная оболочка, которая защищает нашу землю от избытка тепла и холода, от солнечной радиации и метеоритов. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели, а лучи солнца сожгли всё живое.

3.уч-ся Человеку необходимо для дыхания 600литров кислорода только на один день. Но в процессе деятельности человека происходят загрязнение воздуха. За год только углекислого газа в атмосферу выбрасывается 5миллиардов тонн.

1 уч-ся Скажите: Какие источники загрязнений вам известны?

Слайд 16 (вопрос:Какие источники загрязнений вам известны?)

Ответы детей :

Фабрики и заводы выбрасывают в атмосферу из труб ядовитые газы, сажу, пыль.

Автомобили выделяют выхлопные газы.

Мусор выделяет вредные вещества.

Уничтожаются леса, цветы, травы.

Педагог : Какой сделаем вывод?

Ответы детей : берегите воздух

2 уч-ся Эту проблему мы отразили в своих книжках-самоделках, где исследовали интересующие нас вопросы.

(дети показывают присутствующим книжки- самоделки)

Педагог : По таинственным законам, непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля – черным – черна, а земля для всех одна.

Педагог : Наши эксперты в области почвы исследовали эту проблему и сейчас поделятся своими знаниями.

/Слайд 17/ (Почва)

1уч-ся . Почва – природное богатство. Почва – это верхний плодородный слой земли, обладающий плодородием, образование которого происходило в течении длительного времени в процессе взаимодействия растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.

2 уч-ся: Почва пронизана корнями растений. На одном квадратном метре почвы обитает более тысячи разных видов живых организмов. Это: кроты, дождевые черви, клещи, насекомые и их личинки.

/Слайд 18/ (значение почвы)

3 уч-ся : Кто скажет: Почему же почва это богатство?

Ответы детей:

От неё зависит урожай, а значит питание не только людей, но и животных, насекомых.

Почва – среда обитания (это дом).

Благодаря почве наш глаз радует зелёная растительность, которая успокаивает и расслабляет.

Педагог : есть вопросы к нашим экспертам.

V Обобщение.

Педагог : Ребята, какой вывод можно сделать из всего услышанного?

Ответы детей : В природе всё взаимосвязано. От нашего отношения к природе зависит ее будущее.

Педагог: Проблема защиты окружающей среды актуальна всегда и решается на государственном уровне. Президентом России был подписан указ и 2013 год в России официально был объявлен Годом охраны окружающей среды, с целью максимального вовлечения людей в охрану окружающей среды.

/ Слайд 18/ (экологический календарь)

Разработан специальный экологический календарь. Экологический календарь — один из способов привлечения внимания людей к существующим на сегодняшний день экологическим проблемам, как на территориях отдельных регионов, так и на всем земном шаре. В дни, отмеченные в календаре, в разных уголках Земли проходит обсуждение данных проблем, поиск путей их решения, проводятся различные природоохранные мероприятия. 20 марта – 5 июня – Общероссийские дни защиты от экологической опасности.

Педагог : Какие даты экологического календаря вы помните:

21 марта – Всемирный день Земли

1 апреля – Международный день птиц

22апреля – День Земли

5 июня – Всемирный день окружающей среды. День Эколога

Педагог : Ребята, а вы считаете себя знатоками природы. Ее защитниками?

VI . Самостоятельная работа в группах.

Педагог: Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились, притёрлись друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются природные законы.

В ходе игры мы повторим законы природы, узнаем о том, как сохранить природные богатства для себя и для тех, кто будет жить на Земле после нас.

/Слайд 19/ ( Игра: Знатоки природы)

Из букв разрезной азбуки составить слова и объяснить их значение:

ЕЧОЛКЕВ - человек, ИРПОРАД - природа

Это и будет название ваших команд.

А сейчас узнаем какие вы знатоки природы.

Выберите правильный ответ и составьте слово из полученных букв.

Тест(распечатать каждой команде или вывести на слайд)

1) Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

и) из-за пожаров и стихийных бедствий

б) из-за изменения климата на Земле

э) из-за строительства городов, дорог, возделывания полей

2) Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

3) От чего загрязняется вода в реках и озёрах?

ы) от использования воды в быту

р) от использования воды в производстве

о) от слива сточных вод заводов и фабрик

4) Что люди делают для спасения живой природы?

л) создают заповедники, ботанические сады

п) создают бульвары и скверы

м) создают фермы, пасеки и птицефабрики

5) Что такое заповедники?

о) это участки земли, где всякая природа неприкосновенна

ъ) это участки земли, где выращивают редкие растения

в) это участки земли, где обитает много зверей, птиц и насекомых

6) Овраги портят землю. Как уменьшить этот вред?

н) засыпать землёй

г) посадить на склонах деревья

ф) превратить овраг в свалку

7) Все знают, чем опасен автомобиль. Как уменьшить количество выхлопных газов?

ь) ходить пешком

и)ставить на автомобили специальные фильтры

ц) сажать деревья

8) Вокруг городов необходимо большое количество деревьев, для чего?

я) для очищения воздуха

в) чтобы селились птицы и животные

Педагог : Какое получилось слово ? ( ЭКОЛОГИЯ )

- Загрязн ять вод у и воздух заводами и фабриками

- Оставлять мусор в лесу

+ Развешивать кормушки и домики для птиц

- Заниматься б раконьерство м

+ Ставить о чистительные фильтры на трубах заводов

+ Сажать деревь я

-Разруш ать памятник и природы и культуры

+Оборудовать и очищать места отдыха

-Ломать растения, срывать цветы

+Оберегать и подкармливать животных и птиц

-Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнёзда

Собери пословицу.

У вас на столах лежат листочки с пословицами первая часть пословицы, написана в левом столбике, а вторую часть вам надо отыскать во втором столбике. Прочитайте и поясните, почему так говорят.

/Слайд 21/ (Пословицы )

Не высок лесок, а от ветра защита.

Возле леса жить - голоду не видать.

Дерево ценят по плодам, а человека по делам

Растение - берегам спасение.

VI I . Итог занятия.

Педагог : Да, ребята, Земля наш общий дом.

Пока мал человек, этот дом кажется ему необъятным, удобным и надёжным. Взрослея, осознаёшь, что дому нужен заботливый хозяин. Что ясное небо и чистый дождь, ветер, безбрежный океан и тихий ручеёк, вековой лес и самая малая травинка, всякий зверь и птица, рыба и букашка – всё нуждается в любви и понимании. Всё должно жить.

Но жизнь не может быть полной, если мы, люди, будем только брать у природы. Вот почему так важно её беречь, защищать, помогать ей.

/Слайд 22/ (стихотворение о Земле)

Мы речь свою ведем о том,

Что вся Земля – наш общий дом -

Наш добрый дом, просторный дом -

Мы все с рожденья в нем живем.

Еще о том ведем мы речь,

Что мы наш дом должны беречь.

Давай докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Педагог : А как вы, ребята, будучи еще юными защитниками природы можем ей помочь?

Ответы детей: соблюдать правила поведения в природе, сажать деревья,не мусорить и т.д.

- что для вас было самым трудным в данном проекте?

- каково ваше мнение, достигнута ли конечная цель проекта?

-кого бы вам хотелось, поблагодарить из ребят?

Педагог : А сейчас, давайте все встанем в круг, чтобы посмотреть друг другу в глаза, передать друг другу свою доброту. Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных, помогает им. Добрый человек – любит природу, сохраняет ее и учит других соблюдать правила экологического поведения.

Звучит Песня о доброте на экране. Дети исполняют песню вместе с педагогом взявшись за руки.

с правилами нахождения в природе.

Список используемой литературы .

1.Кулинич Г.Г. , Сценарии общешкольных и клубных мероприятий:

1-4 классы . – М.: ВАКО, 2006.

- Здравствуйте, ребята! Постарайтесь сейчас не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть. Пусть ваше сердце почувствует доброту и радость от общения с друзьями.

- Рассаживайтесь удобнее, вы будете работать парами.

- Дорогие друзья, 2017 год был объявлен Годом экологии в России. Это значит, что наше государство серьезно относится к этой актуальной теме и привлекает внимание общества к проблемам загрязнения планеты и сохранения природы в целом.

- В 2018 году намеченные экологические мероприятия будут продолжены. Это отражено в экологическом календаре на этот год.

- Кто подскажет, какой День отмечают сегодня, 20 марта? Правильно, сегодня отмечают Международный день Земли.

- Подумайте, почему в это время мы отмечаем День Земли? (День Земли проводится в день весеннего равноденствия)

- Для чего нужно отмечать День Земли? (Праздник День Земли дает возможность каждому человеку выразить благодарность нашей планете и внести свой вклад в улучшение экологической обстановки.

День Земли отмечают в день весеннего равноденствия, чтобы каждый человек выразил нашей планете благодарность и внес свой вклад в улучшение экологической обстановки

Содержимое публикации

Конспект занятия по внеурочной деятельности

Цель: углубить знания учащихся по экологии; воспитывать грамотное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

расширить кругозор учащихся в области экологии и охраны окру­жающей среды;

формировать умение высказывать свое мнение, сравнивать, анализировать, делать выводы;

развивать коммуникативные качества, способствовать повышению познавательного интереса учащихся к проблемам охраны природы.

способствовать формированию любви и бережного отношения к природе.

Форма организации – урок-игра.

Планируемые УУД:

познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;

коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;

регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности;

личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил.

Методы и приемы: объяснение, вопросы, беседа.

Вступительное слово учителя:

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей.

Станет Земля и богаче, и краше!

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы коснемся очень важной темы: Земля! Так называется наша планета - прекрасная Родина человечества. Наш общий дом. Мы любим свою землю, но самое страшное, что любя, мы так и не научились разумному отношению к ее богатствам. И сегодня земля, миллионы лет безотказно кормившая нас и дарившая нам свои богатства, подает сигналы бедствия. Они обращены к каждому из нас.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её?

Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях. Прошу участников конкурса - 2 команды по 10 человек занять игровые столы.

Каждой команде по порядку задаются вопросы. На обдумывание вопроса 15 секунд. За каждый правильный ответ даётся 10 баллов.

Вопросы для команд:

Какое значение имеют насекомые?

(Способствуют опылению растений; служат пищей для животных; рыхлят почву, способствуют накоплению воды и воздуха в почве; являются переносчиками болезней).

Как отличить самца от самки у волнистых попугайчиков?

(По восковице: у самца она синяя, у самки - желтая).

Чем питается зимой жаба?

Где находится ухо у кузнечика?

(Сову. За ее способность охотиться ночью)

Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами.

(Заяц, белка, лиса.)

Узнай растение: гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между

Какую пользу приносят синицы?

(Поедают жуков и личинок).

Какая лесная птица считается долгожительницей?

(Лесная ворона. Продолжительность жизни - 120 лет и более)

Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц.

12. Как готовятся к зиме муравьи?

(Закрывают входы в муравейник и сами сбиваются в кучу).

Прочитав текст, найдите ошибки, допущенные детьми на прогулке и обоснуйте свои ответы. На работу с текстом дается 5 минут, за каждый правильный ответ с обоснованием присуждается 10 баллов.

Поездка в лес

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу, и помогать детям соблюдать правила разумных взаимоотношений с природой.

Чёрный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

Красный цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

Синий цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается. За каждый правильно поднятый кружок команде дается 5 баллов.

Ребята наблюдают за муравьями.(синий)

Дети оставили костёр в лесу.(черный)

Ребята огородили муравейник.(синий)

Мальчики взяли в лес весной собаку.(черный)

Девочки не стали рвать ландыши в лесу.(синий)

Ребята срезают грибы ножиком (красный)

Ученики очищают парк от мусора.(синий)

Ребята увидели гнездо в траве. (красный)

Ребята бросают мусор на дорогу. (черный)

Дети сильно шумят в лесу (черный)

Мальчик гуляет с собакой по газонам(черный)

Девочка рвёт цветы на клумбе (черный)

Ребята ходят в парке только по тропинкам.(синий)

Мальчик полез в кусты за мячом. (красный)

Ребята поймали снегиря и посадили в клетку(черный)

Дети вешают кормушку. (синий)

Дети ловят в пруду головастиков (черный)

Мальчики рассматривают жука. (красный)

Дети развешивают скворечники в парке. (синий)

Подростки моют мотоцикл в реке (черный)

Ученики высаживают возле школы деревья (синий)

Дети заготавливают в лесу берёзовый сок(черный)

Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве(черный)

Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю(черный)

Подростки бросают в бездомную собаку камнями(черный)

Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (черный)

Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему(синий)

Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (черный)

Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (красный)

Вызывается 1 участника от каждой команды. Вызванному участнику необходимо объяснить игрокам своей команды понятия, которые связаны с экологией, охраной природы или самой природой. Нельзя называть однокоренные слова.

За каждый правильный ответ - 10 баллов. На каждое слово для его угадывания дается 30секунд

1 команда: Красная книга, лесник, хищник, река, шум, костер.

2 команда: заповедник, браконьер, гнездо, лес, мусор, скворечник.

Следующий конкурс мне бы хотелось начать отрывком из стихотворения:

Мой юный друг! Открой глаза и уши

Ты слышишь стон: Спасите наши души!

Так обращаются к нам животные, так обращаются к нам растения. Так обращается к нам сама природа

А теперь подведем общий итог нашей игры. Жюри объявляет победителей.

И я прошу вас всегда помнить, что природа - среда обитания человека, и чтобы не случилось общечеловеческой катастрофы, вы должны бережно и разумно обращаться с природой.

Занятие по внеурочной деятельности построено в соответствии с программными требованиями ФГОС.

Поставленная цель достигнута.

Воспитательная ценность: учащимся закладывается уважительное отношение

к природе, а также важность решения экологических проблем.

Список литературы:

Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

Захлебный, А. Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010) / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская, И. В. Вагнер, А. Ю. Либеров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2012. − № 2. – С. 4–15.

Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2005. - № 8;

Касаткина, Н. Э. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: учебно-методическое пособие в 3 ч. / В. Г. Черемесина, О. Б. Лысых, З. В. Крецан и др. / под общей ред. Н. Э. Касаткиной, Е. Л. Рудневой. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – Часть I. – 91 с.

Марфенин, Н. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: новые задачи и проблемы / Н. Н. Марфенин, Л. В. Попова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. − № 2. – С. 16–29.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

Читайте также: