Конспект занятия по сказкотерапии в старшей группе

Обновлено: 09.07.2024

Развитие способностей невербальной коммуникации в условиях морально-нравственного выбора, формирование эмоционально-индивидуальной сферы дошкольников, увеличение познаний об эмоциях, чувствах, способности положительного миропонимания, эмпатии, толерантности, с компонентами сказкотерапии в условиях дополнительного образования.

Методы: компоненты сказкотерапии, игротерапии, кинестетические упражнения, движения.

Ход занятия с элементами сказкотерапии:

Дети входят в зал под музыку. Становятся в круг.

Психолог: - Добрый вечер, дорогие ребята (дети здороваются). Посмотрите внимательно по сторонам, видите, сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте повернемся к ним и поздороваемся (дети здороваются).

Ребята, а как вы думаете, как можно поприветствовать друг друга без слов? (дети здороваются невербальным способом).

Дети, как вы считаете, поприветствовать друг друга могут только люди? (Ответы детей).

Правильно, все без исключения, несут в себе свою родную им речь. А теперь, давайте мы предположим, что мы деревья и поздороваемся. (Психолог дает детям поприветствовать друг друга как деревья, кусты, трава, птицы).

Психолог: - Я собираюсь позвать вас в сказочное путешествие. Вам нравятся сказки? (Дети отвечают).

Психогимнастика.

Дети проходят к морю по вымышленному песочку (выполняют психогимнастическое упражнения):

- Сперва по сухому песку,

- Потом по горячему песку,

- Далее по раковинам и камням,

- Затем по мокрому песку,

- И в заключении по вязкому песку. (Вероятно он стал такой, вследствие того что его намочила волна)

Дети с психологом проходят до крайнего морского побережья.

Психолог: - Смотрите, мы с вами и на берегу моря. Давайте понюхаем, какой аромат вы чувствуете? (Дети отвечают). Верно, таким образом, пахнет море, морские водоросли. Подставьте свои лица под морской ветерок, он такой легкий, так мягко касается ваших волос, ладошек, лиц. Морской воздух оказывает лечебное воздействие на наши органы. Давайте еще раз вдохнем его и почувствуем, как он лечит нас (ребята делают упражнения на дыхание).

Ой, пошел легкий дождь! Какой теплый и приятный! Как хорошо, а давайте прикоснемся водички, как вы думаете, какая она? (Дети дают ответы), безусловно, она холодная, приятная, так не терпится с ней поиграть (ребята совместно с психологом разбрызгаются воображаемой водичкой). А как еще возможно поиграть? (Дети дают ответы), правильно, попрыгать через волны! (Ребята с психологом скачут через воображаемые волны). Наигрались (дети дают ответы). Послушайте, как шумит море (дети слушают). А кто проживает в море? (Ребята отвечают), да, медузы (психолог показывает кинестетические упражнения), дельфины (показывает, как выпрыгивают дельфины из воды), разнообразные рыбки (показывает, как плавают рыбки), крабы (демонстрирует, как ходят крабы).

Основная часть.

Сказкотерапия с детьми.

Психолог: - Закройте глаза, расслабьтесь, подставьте собственное лицо под горячие лучики солнца, ощутите, как оно ласкает вас, почувствуйте прикосновение легкого ветерка, который играет с вашими волосами, протяните к нему ваши ладошки. Прислушайтесь, к сказке. Смотрите, вот прилетели крохотные эльфы, они усаживаются кому-то на плечо, кому-то на ладошку, а кому-то на головку (в это время детям одевают наголовники). Откройте глаза взгляните, как все поменялось! Вы преобразились в маленьких насекомых! Да, на самом деле, вы сейчас муравьи, а я также поменялась, и превратилась в колдунью-пчелу. Вставайте на ноги, сказка начинается.

(Психолог читает сказку, в период которой дети осуществляют невербальные движения).

Беседа психолога с ребенком согласно содержанию сказки.

Психолог: - Наша сказка завершилась. Присаживайтесь ко мне поближе.

Вам приглянулась сказка? (Ответы детей).

О чем она была? (Ответы детей).

Какие испытания были в сказке? (Ответы детей). А заключительное испытание, какое было? Как пчела побудила в них то, что было в их сердцах - эгоизм.

А скажите мне, кто такой эгоист? (Ответы детей).

Какое у эгоиста сердце? (Ответы детей). Правильно оно каменное.

А возможно разжечь такое сердце и как? (Ответы детей).

Конечно, необходимо отметить, отличные, добрые слова.

А как вы понимаете, эти слова? (Ответы детей).

Молодцы, вы правильно все сказали. Я считаю, что на вас волшебство колдуньи-пчелы никак не повлияли? Что я вижу? Разве сделала ошибку? Взгляните! Волшебство повлияло на Вику, Азалию и Ярослава! Что же нам делать, как нам снять с них злые чары? Догадалась! Мы же с вами в сказочной стране и можем применить волшебный купол, а смотрите вот он и лежит! Давайте его возьмем, откроем, станем в круг (дети открывают парашют и становятся в круг).

Психолог сообщает каждому из околдованных детей пройтись по куполу, однако это не действует.

Психолог: - Я, должно быть, знаю, что необходимо сделать, Аня, Дима и Богдан, присаживайтесь под купол, а мы с вами сейчас скажем хорошие, сердечные слова и поднимем волшебный купол трижды. (Ребята сообщают хорошие слова, далее поднимают купол три раза, под куполом ребята, сперва сидели спинами друг к другу, поворачиваются лицом друг к другу и обнимаются. Психолог предлагает им присоединиться к детям, стать в круг).

Психолог: - Как хорошо все вышло, и ваши слова и волшебный купол расколдовали наших друзей, сейчас его можно убрать.

Заключительная часть занятия.

Игра с нежным разноцветным трансформером (развитие положительного отношения к окружающей среде, к себе, к обществу, способность радоваться и выражать чувства радости.

По этому случаю не терпится подарить тот или иной презент (ребята предлагают, что возможно подарить). Я хочу порекомендовать в презент цветы (ребята дают согласие), создаются цветы с помощью нежного многоцветного конструктора-трансформера.

От подобных великолепных цветов хочется петь и танцевать!

Давайте, быстрее образуем круг!

В круг дружно стали мы

Руки дружбы подали

(Звучит аудиозапись песни, дети танцуют).

Как стремительно истекло время, нам необходимо возвращаться в детский клуб. Возьмите друг друга за руки и спокойно проходим через арку, чтобы вернуться. (Дети вместе с психологом проходят сквозь арку).

Мы с вами возвратились и время завершать наше занятие. Давайте попрощаемся с нашими гостями . ой, подождите, вернитесь ко мне, я совершенно забыла, мы с вами взяли в сказочной стране камни и ракушки, давайте подарим их нашим посетителям на память о восхитительном сказочном путешествии. (Психолог выдает ребятам камни и ракушки, они дарят их гостям). А сейчас настало время попрощаться, повернитесь к гостям (ребята возвращаются и прощаются вербальным и не вербальным методом). Психолог уходит с детьми из комнаты под мелодию.

Список использованной литературы

Использованные материалы и Интернет-ресурсы


-Обучение пониманию собственного настроения;

-способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, совершенствовать коммуникативные навыки детей.

-развивать умение выражать свои чувства.

-устанавливать дружеские доверительные эмоциональные контакты между взрослыми и детьми.

Содержимое разработки

-Обучение пониманию собственного настроения;

-способствовать развитию умения взаимопонимания со сверстниками, совершенствовать коммуникативные навыки детей.

-развивать умение выражать свои чувства.

-устанавливать дружеские доверительные эмоциональные контакты между взрослыми и детми.

Количество детей: 5 .

Материалы и оборудования:

- пиктограммы настроения: (грусти, радости, страха, удивления и спокойствия). -картинки с изоображением лица

-цветные ободки, познавательные картинки, детские песни,

-мальберт с эмоциями, путешествие по островам, компьютер, проектор, экран.

Ход занятия: (дети стоят в кругу, педагог, настраивая детей на работу, говорит):

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

1. Ритуал приветствия

Инстукция. Сегодня к нам пришли гости,давайте с ними поздороваемся стихом;

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю-

Всех я вас приветствую (Дети берутся за руки)

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

Инструкция. Слово педагога-психолога; «Ребята какие вы сегодня необычно красивые. У вас очень добрые, теплые и ласковые улыбки.

Дети по очереди поглаживают одного из воспитанников по спинке

Психолог: Вот и поприветствовали мы друг друга. Сделали это с большим желанием и с хорошим настроением. Когда мы приветствовали друг друга, что у нас выражено на лице? Улыбка. Раз у нас на лице улыбка, значит, у нас хорошее и веселое настроение

-Ребята, какое у вас сегодня настроение?

- А какое еще бывает настроение? (веселое, грустное, сердитое, злое.)

- Как вы можете узнать,дети, какое настроение у людей, окружающих вас?

(По выражению лица)

-Когда нам грустно -мы делаем так. (Показать пиктограмму грусти)

-Когда мы удивлены -делаем вот так. (Показать пиктограмму удивления0

-Когда мы злимся -мы уже другие. (Показать пиктограмму злости)

-А когда радуемся -то вот какие. (Показать пиктограмму радости.)

Итак: При разных настроениях у нас меняется выражения лица (рот, брови, глаза)Ребята, вам приятно,когда вам улыбаются?

как считаете, с каким ребенком лучше дружить с веселым, приветливым,или с сердитым, печальным?Я вам открою один секрет: наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о хорошем!.

Мы с вами сегодня будем путешествовать по островам эмоций.

В страну настроений направимся мы,

Где будем смеяться, грустить, удивляться.

На этих волшебных островах нас ждут приключения, игры и упражнения. Тогда в добрый путь!

Вот мы и прилетели на остров. Я вам предлагаю превратится веселых обезьянок. Оденьте пожалуйста, ободки и станцуем вместе как эти обезьянки. Весёлая музыка играет.

Да, оно замечательное.

А теперь мы подойдем к столу и Катя пожалуйста, возьми одну пиктограмму, и покажи всем нам, а мы угадаем, какая эмоция изображена на картинке.

Ребята отвечают: это- грусть…

Скажите, пожалуйста, как вы узнали что это грусть? А в каких ситуациях бывает такое настроение? (Педагог выслушивает мнения детей)

Итак, мы с вами прилетели на остров- удивления. Сейчас мы будем собирать картинку, изображающую эмоцию удивления. На столах лежат части картинки, выражающие эмоции.

-Море волнуется раз,

-Море волнуется два,

- Море волнуется три.

Эмоция веселья на месте замри---Море волнуется раз,

-Море волнуется два,

- Море волнуется три. Эмоция грусти на месте замри. (Грусти, удивления,) на месте замри. (Дети замерли.) -Молодцы!

Ребята наше путешествие подходит к концу, но у нас еще остается эмоция спокойствия. Мы его заберем с этого острова к себе в группу и будем подробно о ней говорить.

Чтобы нам вернуться в свой дет сад нам нужно взяться крепко за руки, закрыть глаза и произнести «волшебные слова «все вместе::раз,два,три. пусть будет так, чтобы мы все вместе оказались в детском саду… Музыка играет…

что вы ощутили?Дети: спокойствие. Вам было приятно?

Когда у человека хорошее настроение он легко сможет преодолевать любые препятствия. Будьте всегда радостными и добрыми и дарите добро своим родным и друзьям. Ведь улыбка творит чудеса.

Если вы будете приветливыми, улыбчивыми, тогда у вас будет много друзей.


-75%


Воспитатель. Ух-ты как много сказок вы знаете! А в нашем волшебном сундучке тоже очень много сказочных героев живут. Хотите узнать их волшебные истории? ( незаметно достаются любые две фигурки, дети выбирают одну)

В качестве примера представляю сказку, которую придумали дети из старшей группы.



Кто дал ему такое странное имя, он даже не задумывался. А жил он на горе. Он обожал просыпаться утром, завтракать вкусной морковкой . По утрам он очень любил играть в мячик. Но у него совсем не было друзей, поэтому ему приходилось играть одному. Правда скучно играть одному? Так и жил: просыпался, умывался, кушал и снова ложился спать.
А на другой горе жил динозавр и звали его Никита.



У Никиты тоже совсем не было друзей. Он только и делал что один бегал и прыгал по горам. Так и жил, не догадываясь, что совсем недалеко от него есть другая гора, где тоже кто-то живет.
Однажды птенчик Саша так сильно ударил мячик, что он улетел на другую полянку. Его на своей полянке нашёл динозавр Никита. Он был добрым и с удовольствием кинул мячик. Им очень понравилось перекидывать мячик с полянки на полянку. Так они стали играть почти каждый день.



Так же новоиспеченные приятели стали вместе играть в мячик. Им нравилось проводить вместе время.
Рядом с этими полянками находился запретный лес, в котором жила злая муха Вжик.



И у неё было волшебное яблоко. Однажды птенчик Саша решил отправится туда, хотя это было очень опасно. Когда он туда пришёл, он попала во что-то липкое. Это была липкая слюна мухи. Вжик очень обрадовался, увидев птенчика и быстрыми шажками побежал к своей жертве, быстро обмотал его и убежал. Птенчик плакал и думал что его никто не спасёт.



А тем временем динозавр сидел и мечтал, как они будут играть с птенчиком в мячик.
Но вдруг непонятно откуда появился зайчик и завопил: - На помощь, помогите! Птенчик в беду попал! Быстрее в запретный лес беги!
Динозавр собрал все свои силы и отправился в запретный лес. Когда он увидел злую муху он сильно зарычал. Как он зарычал? (все вместе рычим).



Злой Вжик не ожидал что динозавр такой смелый. Он очень испугался и убежал прятаться.
Когда динозавр Никита освободил птенчика из оков, птенчик открыл глаза и не поверил своему счастью. Он обнял Никиту и сказал: - Спасибо большое, ты настоящий друг.


Ведущий: Жил – был в детском саду домик, красивый, уютный, новый, просторный и долго жил один, никто из игрушек не хотел в домик этот поселиться, а почему, мы сейчас и узнаем. И вот надоело домику одному жить, решил он объявление дать, вот такое (показывает), а вот и первый жилец пожаловал.

Свинья:

Какой прелестный домик
Будет у меня,
И в нем одно отлично
Буду жить я. (Свинья)

Домик:

Ты что собираешься во мне жить? Фу, какая!
Будешь во мне спать и вещи мои брать?
А мне что за это дашь?

Свинья:

Жадину я ни о чем не попрошу,
В гости я к жадине не пойду.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.

Ведущий:

Домик: Ну и жадина, а вам – то что.

Божья коровка:

Здравствуй, Домик, как живешь?
Ты меня в жильцы возьмешь?
Объявленье я прочла
И скорей к тебе пришла.
Жить пусти меня к себе.
Стану другом я тебе!

Домик:

Это что ж это такое?
Ну, никак мне нет покоя!
Ох, сейчас я разозлюсь
И с тобою подерусь.
Ишь, какая попрошайка!
Брысь подальше и быстрее,
А не то кнутом огрею.
Да еще поколочу,
Если очень захочу.

Божья коровка: Грубиян! (Обиженно уходит)

Ведущий:

Обижен домик на весь свет.
Не прыгает, не скачет,
И никаких сомнений нет,
Что он сейчас заплачет.

Мяч:

Я, веселый, звонкий мяч
Покачусь сейчас я вскачь…

Домик: (плачет) А – а …

Мяч:

Что ты плачешь, ревушка?
Ревушка – коровушка?
На тебе от сырости
Плесень может вырасти.

Домик: Не надо плесени, мне и так грустно.

Мяч:

Домик, дружище, грустишь? Ну что же
Берусь тебе я сейчас же помочь.
На меня скорее взгляни
И грусть ненужную гони.
Я веселый, звонкий мяч
Поселюсь в тебе сейчас!

Домик (грустно): Наверное, мы с тобой не уживемся, уж больно ты веселый. (Вздыхает).

Мяч:

Ну, как знаешь. (Уходит)
Я веселый…

Ведущий:
Дождик веселый
Стучится в окошко.
Грустно вздыхает
Мышка – крошка.
В домик стучится,
На платьице грязь,
Хочется мышке
В домик попасть.

Мышка:

Мышка, я! Пусти меня.
Много места не займу.
На кроватке посижу,
Тебе сказку расскажу.

Домик (со страхом):

Прошу вас, не надо
Стучать по окошку.
Вы можете в зубы попасть
Страшной кошке.
Она притаилась
На нашей площадке.
И всех, кто стучит
Хватает за пятки.
Ох, ужас!

Мышка: Ох, как страшно! Откройте дверь, я боюсь!

Домик: Не могу, я сам боюсь!

Мышка: Такой большой, и трус! (Убегает).

Все игрушки собираются на полянке, делятся впечатлениями. Ведущий каждый раз вешает лица – эмоции на домик – грусть, жадность, трусость, грубость).

Ведущий:

Плохое настроение у Домика с утра,
И потому у Домика не ладятся дела.
Но тут на все это безобразие
Солнышко обратило внимание.

(Солнышко подходит к игрушкам).

Солнышко: Не обижайтесь на Домик, он в беде. Принцесса Плохое настроение заколдовала его. Вы ему сможете помочь, если победите Страх, Грубость, Жадность, Грусть.

(Подходит к Домику).

Как только улыбнешься ты,
Друзья к тебе вернутся,
Распустятся вокруг цветы,
Не надо, Домик, дуться!

Игрушки вручают домику подарки:

Прими наш милый домик
От нас сегодня дар
Прекрасный – распрекрасный
Большой воздушный шар!

Еще вот этот синий
Цветочек полевой.
Украсит он окошко
И будет жить с тобой.

А от меня подушечку
Пуховую возьми
И на кроватку мягкую
С периной положи.

Большой и добрый самовар
Поставлю я к столу.
Ты собирай друзей на чай,
Я новых позову.

А от меня скорей возьми
Волшебный колокольчик.
В него погромче позвони,
Зови друзей побольше.

На домике лица поменялись на положительные.

Ведущий:

И улыбнулся Домик вдруг,
Друзья к нему вернулись.
И все, все, все, кто был вокруг
Друг другу улыбнулись.

Солнышко:

Знают мышка и собака,
Дружба – вот богатство наше.
Дружбу надо нам беречь,
Не давать ей праздно течь.

Все дети усаживают игрушки около домика, становятся в круг и берутся за руки.

1-й ребенок:

Вместе за руки возьмемся,
В круг веселый соберемся.
Мы не будем огорчаться,
Что уже пора прощаться.

2-й ребенок:

Мы ссорились, мирились
И спорили порой,
И очень подружились
За нашею игрой.

3-й ребенок:

Сказку рассказали,
Кончается игра,
Но дружба не кончается.
Ура! Ура! Ура!

Читайте также: