Конспект занятия по сказкотерапии в младшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместных действий воспитателя и детей)

• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)

• Принцип психологической комфортности

Цель: закрепление основных навыков личной гигиены – мытье рук, чистка зубов.

• прививать желание заботиться о своём здоровье,

• учить находить решение поставленной проблемы,

• развивать речевую активность,

Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:

• Наглядный метод (использование игрушки, показ мытья рук с гигиеническими принадлежностями)

• Наглядно-практический метод (творческие упражнения – рассказ потешки, игра-песенка)

• Прием эмоциональной заинтересованности (игрушка-заяц, который болеет; зубная щетка в красивом оформлении)

• Игровой прием (игра-массаж – мытье рук, игра - песенка)

• Исследовательский метод (рассматривание ладошек через увеличительное стекло)

По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:

• коммуникация (рассказ потешки);

• здоровье (игра-массаж – мытье рук, песенка-игра)

• познание (рассказ сказки воспитателем, исследование ладошек)

• музыка (игра-песенка - пантомимические этюды)

На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

По классификации сказки относятся к психокоррекционным (для мягкого влияния на поведение детей).

Занятие состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всего занятия.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Воспитатель: Детки, я к вам пришла не одна. У меня в коляске маленький зайчик. Он заболел. У него болит живот и зубки. Представляете, оказывается, наш маленький зайчонок часто болеет, и я привезла его к нам, чтобы мы показали ему, что нужно делать, чтобы не болеть. А вы знаете, что с ним случилось? Послушайте!

II. Основная часть

Воспитатель рассказывает сказку : Жил был зайчик и он ни слушался ни маму ни папу. и никогда ни мыл лапки. Мама и папа его очень ругали, а он все равно не мыл лапки. И они у него сильно заболели, зайчик не мог ими брать игрушки, одеваться, и даже держать ложку. Мама вызвала врача, врач посмотрел на лапки зайчика и покачал головой. Врач достал из своего чемоданчика лупу с большим увеличительным стеклом и посмотрел на лапки зайчика, он увидел, что там поселился злой и страшный Микроб-Микробыч. (Воспитатель показывает лупу (увеличительное стекло) и дети смотрят через него на свои ладошки, отмечая, как все увеличивается) Он кусал лапки зайчика, зайчику было больно. Что же делать, спросила мама, как избавится от этого страшного и опасного микроба. Есть одно очень хорошее средство…ЭТО - МЫЛО. Зайка, скорее, скорее беги мыть лапки.

Давайте покажем как надо мыть ручки ( дети показывают движениями: нужно намочить ручки, намылить хорошенько, чтобы на ручках появились перчатки, а потом хорошо смыть и вытереть) и еще волшебные слова скажем зайке :

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

А мы сейчас зайчику помоем лапки (воспитатель моет лапки зайчику). Микроб испугался мыла и убежал. Теперь зайчик всегда будет мыть руки, а вы не забываете мыть ручки?

Воспитатель: Мы любим играть. Давайте покажем зайчику одну из веселых игр с нашими чистыми ручками!

Где же наши ручки? (дети прячут ручки)

Наши ручки, наши ручки

Вот ручки, вот ручки, вот! (показывают ручки – фонарики)

Пляшут наши ручки,

Где же наши ножки? (дети приседают, накрывают ручками колени)

Вот ножки, вот ножки (топают ножками)

Пляшут наши ножки,

Где же наши детки? (закрывают ручками лицо)

Вот детки, вот детки! (ручками делают фонарики, топают ножками)

Пляшут, пляшут наши детки!

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что будет, если мы не будем мыть ручки, морковку, яблочки, огурчики.

Дети: Живот заболит.

Воспитатель: Вот зайка, ты морковку- то, наверно тоже не мыл? Нужно мыть, запомни! И тогда у тебя живот болеть не будет!

Воспитатель: Я еще хочу рассказать сказку - о королеве, с этой королевой вы, я уверена, знакомы и встречались с ней ни один раз, а каждый день. Она очень добрая, хоть немного колючая. Еще не догадались, что это за королева? Это королева Щеточка.

Вот она! (Воспитатель показывает зубную щетку, в красивом платье) :

- Я жду вас утром и вечером. Я люблю, когда вы берете меня в свою руку и выдавливаете на мою щетинку вкусную зубную пасту. И я начинаю трудиться, чистить твои зубки вверх вниз и язычок не забываю. Ровно три минутки. Зубки нужно чистить утром и вечером, для того чтобы они были здоровыми и красиво улыбались. Зубки любят яблочки, морковку, творожок, молоко, не случайно они называются молочными.

III .Итог занятия

Воспитатель: А ну-ка, улыбнитесь зайчику, чтобы он тоже повеселел! Какие красивые у вас зубки! Вы не забываете чистить зубки? Берегите свои зубки, а поможет в этом королева- щеточка. А Зайка совсем стал веселый, он теперь знает, что нужно делать, чтобы быть здоровым! Как вы думаете, он запомнил, как надо мыть ручки? Ну вот, зайчика мы научили всему, что знали. Теперь он будет меньше болеть.

Воспитатель говорит спасибо за зайку, прощается с детьми и увозит его.



Цель: Помочь детям через сказку играть дружно, помогать друг другу в трудной ситуации.
Задачи:
1. Развивать умения детей внимательно слушать сказку.
2. Систематизировать умения детей отвечать на вопросы после просмотра сказок.
3. Развивать речь детей, помочь им использовать прилагательные в речи при описании героя сказки.
4. Воспитывать дружеские отношения друг с другом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих и коммуникативных способностей посредством театрализованной деятельности с элементами сказкотерапии.

- Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.

- Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок

- Закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д

- Воспитывать чувства сопереживания и взаимопомощи к окружающим людям.

- Развитие творческих и коммуникативных способностей посредством театрализованной деятельности с элементами сказкотерапии.

- Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.

- Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников, героев сказок

- Закреплять в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д

- Воспитывать чувства сопереживания и взаимопомощи к окружающим людям.

- Создание атмосферы положительного и эмоционального состояния детей;

- Уменьшение негативных проявлений в поведении детей посредством воздействия устного народного творчества;

- Развивать мышление, память, воображение;

- Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

1. Волшебный клубочек.

2. Волшебный сундучок

5. Маски – шапочки для детей.

Дети заходят в музыкальный зал под музыку.

Давайте с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.

Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх

Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.

Здравствуйте, гости. Привет!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите? (Да!)

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие к русским народным сказкам.

Открывается дверь, появляется волшебный клубок

Воспитатель: Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Ой, ребята, смотрите, большой волшебный клубочек, пусть он сегодня укажет нам путь. Куда он покатится, в ту сказку мы и пойдем.

Воспитатель: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте сказку.

В сказочке живет

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Что за сказка? (Колобок)

Воспитатель: Молодцы сказку узнали.

Открывает мольберт и предлагает расставить сказочных героев .

Воспитатель: Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу? (Звучит музыка, дети с воспитателем поют песенку )

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием, вы вспомнили сказку и правильно всех расставили. А теперь немножко поиграем, повторяйте все за мной.

Пальчиковая гимнастика

1. Жили-были дед да баба

На поляне у реки.

(Стучим кулачком о кулачок.)

2. И любили очень-очень

На сметане колобки.

(Сжимаем, разжимаем кулачки.)

3. Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Встряхиваем кисти рук.)

4. Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках.

5. Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.

(Гладим поочередно руки.)

6. Очень круглый, очень вкусный,

Даже есть его мне грустно.

Детям предлагается по набору предметов отгадать сказку или сказочного героя. Все предметы накрыты платком .Давайте отгадаем кто их забыл. Воспитатель показывает предмет , дети называют сказку и показывают ее на картинке.

1. Рукавица (сказка Рукавичка)

2. 3 тарелки, 3 ложки, 3 чашки (Три медведя)

3. Корзинка с пирожками (Красная шапочка)

5. яйцо ( курочка ряба)

Молодцы! Все угадали но нам нужно идти дальше искать сказки

Воспитатель: А сейчас мы пришли в гости, здесь живут герои сбежавших сказок. Давайте сказкам вернуться на свои места.

Молодцы ребята справились с заданием. А сейчас мы немного поиграем. И превратимся в медвежатю

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и

И в развалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (прыжки вверх)

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, теперь мы можем двигаться дальше.

(Воспитатель бросает волшебный клубок, дети идут за клубочком, подходят к дереву, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).

А у наших у ворот

Чудо, чудо, чудо, чудо

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Воспитатель: Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло.

1. Живёт в норке,

Боится кошки. (мышка)

2. Летом в болоте

Кто это? (лягушка).

3. Маленький, беленький,

по лесочку прыг-прыг,

по снежочку тык-тык. (заяц)

4. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный. (волк)

5. Рыжая плутовка,

Хитрая, да ловкая,

Кур пересчитала. (лиса)

Летом улья ворошит. (медведь)

Воспитатель: А теперь мы можем двигаться дальше. Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (подходят, смотрят)

Я, волшебный сундучок,

Я, ребята, вам – дружок. (открывают)

Воспитатель: В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь.(дети надевают шапочки)

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, в кого же мы превратились. В кого превратился Максим, а Алёша кто? (интонационно изобразить животное).

Воспитатель. Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш клубочек, наверное, сильно устал, и хочет вернуться в сказочную страну. А нам пора возвращаться обратно

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

В садик мы пришли опять.

Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это наш волшебный сундучок приготовил для вас сюрприз. (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались? В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Конспект занятия по сказкотерапии с детьми второй младшей группы

Материалы и оборудование:

Предварительная работа:

Ход деятельности:

Дети сидят на ковре в кругу.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сейчас будем здороваться, но делать это мы будем с помощью мяча, кому мяч покатим, с тем и здороваемся, называя обязательно имя.

Воспитатель : Я сейчас буду называть действие и показывать картинку, а вы будете хлопать, если это действие одобряете, топать, если с этим действием или поступком не согласны.

- Почему к Славе пришел Коля Разбросайкин?

- Что увидел Слава в стране Нерях?

- Почему Слава не захотел жить в стране Нерях?

- Чему научился Слава в своем сказочном путешествии?

Кто умеет чисто мыться?

Кто водицы не боится? (руки вверх)

Это мы! Это мы! Это мы!

Кто не хочет быть грязнушкой

Хорошенько моет ушки? (трем уши)

Это мы! Это мы! Это мы! (руки вверх)

Умываться мы умеем

Мы мочалкой моем шею (моем шею)

И вот так! И вот так! И вот так!

А потом помоем ловко

Мы над тазиком головку (моем головку)

И вот так! И вот так! И вот так!

Чтобы чисто вымыть ножки,

Мы помылим их немножко. (моем ноги)

И вот так! И вот так! И вот так!

Мы помылись как большие,

Вот мы чистые какие.

Посмотри! Посмотри! Посмотри!

5. Подумайте и опишите, как вы победили Разбросайкина? (Высказывания детей)

6. Воспитатель проводит игры с детьми:

Воспитатель : Ребята, а сейчас я побуду Разбросайкиным и раскидаю игрушки, как он. А вы покажете, как нужно правильно себя вести и соберете игрушки.

Воспитатель делит детей на две команды и дает каждой команде разрезные картинки, на которых изображены игрушки. Каждый ребенок получает свою часть картинки и по очереди выкладывает ее, если можно ее присоединить к уже составленной части или пропускает ход. Воспитатель следит за соблюдением очередности.

- С какими героями мы познакомились сегодня?

- Вы хотели бы быть похожими на Колю Разбросайкина?

- Вам понравилось сегодня со мной разговаривать, играть?

- Если да, то похлопайте в ладоши, если нет, то потопайте ногами.

Дети стоят по кругу. Ведущий выставляет вперед правую руку, четыре пальца которой согнуты в кулак, а большой палец поднят вверх. Следующий по кругу ребенок берется своей правой рукой за большой палец ведущего, а свой большой палец поднимает вверх и т.д. Затем присоединяются левые руки, после чего можно сделать башню движущейся: первая рука снизу переносится наверх, затем это последовательно повторяется всеми участниками.

Слава в стране Нерях

- Привет! – сказал Славе незнакомый мальчик. – Меня Коля Разбросайкин зовут. Я пришел за тобой. Пошли.

- Куда? – ответил Слава. – Никуда я не пойду! Я тебя не знаю!

- Ну как же? Ты же вчера не хотел убирать игрушки, ссорился с мамой и позвал меня, – надулся Коля.

- Тебя. Я тебя первый раз вижу! – возмутился Слава.

- Видишь-то первый раз, но ты же сам вчера бурчал себе под нос: “Хочу туда, где не заставляют убирать игрушки. Вот бы знать, где такое место!”, – напомнил Разбросайкин.
- Ну, да! Точно! – вспомнил мальчик. – А ты знаешь такое место?
- Конечно, я же там живу! Пойдем покажу! Тебе у нас понравится. Нас там никто не ругает за разбросанные игрушки. Все неряхи живут только там, – заулыбался Коля.
- Пошли тогда скорее! – радостно согласился Слава.

Идут они вместе, а Слава и спрашивает:
- А почему у тебя фамилия такая смешная?
- Ничего не смешная, – буркнул Коля. – Будешь у нас жить и тебе новую фамилию дадут.
- А какую? – спросил Слава.
- Узнаешь, – таинственно ответил Разбросайкин.

Тут их застал по дороге дождь. Мальчики все промокли, а Слава даже в лужу упал. Стоит весь грязный и просит Колю:
- Смотри, там речка! Давай искупаемся. А то я весь грязный!
- Нет, пошли скорее, – ответил Разбросайкин. – Тебя уже все давно заждались!

Шли они так шли и пришли в незнакомый город. Идут по нему, а Слава по сторонам головой крутит и все разглядывает.
- Странное какое-то место, – прошептал мальчик.- Везде мусор разбросан, и дети грязные играют, игрушки повсюду валяются, даже идти тяжело.
- Вот твой дом! – обрадовал Разбросайкин Славу. – Здесь теперь и будешь жить! Иди, обустраивайся, а я пойду еще за одной девочкой. Она тоже к нам вчера просилась.
Зашел Слава в дом, а там все паутиной заросло, пыль вокруг, игрушки валяются, на столе лежат грязные полотенца и стоят немытые тарелки.
- Ой, мамочки! Как же я буду тут жить! – подумал мальчик и пошел искать ванную, чтобы помыться.

Идет, а сверху на него огромный паук стал спускаться, да своими глазами злющими сверкать. Увидел его Слава и как закричит:
- Не хочу тут жить, хочу к маме! Мама, забери меня отсюда, я обещаю, что всегда буду убирать за собой игрушки!

Тут Слава и проснулся. Понял он, что это был всего лишь сон, но вдруг его по-настоящему в страну Нерях заберут? Поэтому он свое обещание сдержал и всегда стал убирать за собой игрушки. Автор сказки : Катя Сим

Читайте также: