Конспект занятия по самопознанию в средней группе

Обновлено: 31.05.2024

Программное содержание: Помочь детям раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Продолжать формировать у детей понятия “Я – человек”, “Мы – люди”. Закрепить понятия мальчик и девочка, учить видеть сходство и различия друг с другом. Воспитывать чувство уважения к сверстникам, радости существования (“Я есть”)

Предварительная работа: беседы с детьми “Я девочка, Я мальчик”, “Свет мой зеркальце скажи”, “Похожие, но разные”. Рассматривание иллюстраций с изображением девочек и мальчиков, сравнение, Игра малой подвижности “Угадай по голосу”, Чтение художественной литературы. Проблемная ситуация: “Чем мы похожи, не похожи на куклу” Словесная игра “Как можно называть меня по-другому”

Пособия и материалы: Большое зеркало, маленькие зеркала на каждого ребенка. Игрушка – плюшевый медвежонок. Иллюстрации, дидактическая игра: “Собери мальчика, девочку из геометрических фигур” Проблемная ситуация: “Чем мы похожи, не похожи на куклу”

Ход занятия

Стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку – плюшевого медвежонка.

– Здравствуйте ребята, я медвежонок, моё имя Мишутка. А у вас есть имя? Давайте познакомимся (Дети по кругу передают игрушку здороваются, называют своё имя)

– Вот мы и познакомились, оказывается, у вас у всех есть своё имя.

Воспитатель: ну вот, теперь ты всех знаешь по имени, давай поиграем.

(Проводится игра средней подвижности “ угадай по имени”)

Медвежонок: В вашей группе мне очень нравится, здесь очень уютно и красиво (осматривается, обращает внимание на зеркало)

– Ой, а что это такое блестящее?

Дети: это зеркало.

Медвежонок подходит ближе, заглядывает в зеркало.

Медвежонок: А кто в нём сидит?

Воспитатель: В нём никто не сидит.

Медвежонок: Но я же видел! (снова заглядывает в зеркало) Вон, видите, чьи-то ушки?

Воспитатель: Не чьи-то, а твои. Подойди поближе и посмотри, не бойся!

Медвежонок: Да, и, правда, я! Это зеркало – волшебное, оно меня показывает!

Воспитатель: Никакое оно не волшебное, оно тебя не показывает, ты сам себя видишь. Это твоё отражение!

Медвежонок: Моё отражение? И, правда, ушки мои, и глазки мои – чёрненькие, и даже бантик мой, на шее завязанный. Саша, подойди, посмотри какой я в зеркале красивый. Ой, да ведь там теперь Саша отражается, и шортики твои и рубашечка.

Воспитатель: Ребята, вы тоже посмотрите в свои зеркальца, что они отражают? (Воспитатель спрашивает у нескольких детей. – “ Кто отражается в зеркале?”, добиваясь ответа “Я”.)

Медвежонок: Я, Я, Я.Как вас много – этих Я, выходит, что вы все одинаковые, все Я? и отличаетесь только по имени?

Воспитатель: Мы не одинаковые – мы разные, но немножко похожи.

Ребята, чем мы похожи друг на друга? (руки, ноги, голова – частями тела)

Посмотрите ещё раз в своё зеркальце.

Вот чем мы похожи друг на друга – частями тела. А в остальном мы все разные. Посмотрите внимательней – у нас в группе есть девочки, а есть – мальчики Мы даже знаем такую игру, поиграй с нами.

Приходили, приходили – (Дети интенсивно то сжимают пальцы в кулак, то разжимают их)

– Ребята, давайте с вами сконструируем девочку и мальчика. Воспитатель раздаёт детям конверты с геометрическими фигурами, дети конструируют по образцу

Девочки – девочку, Мальчики – мальчика. – Молодцы ребята, Мишутка посмотри, ведь, правда, девочки отличаются от мальчиков? (Медвежонок проверяет, как дети выполнили задание, проговаривает отличия)

– Но посмотри Мишутка повнимательней на наших ребят, все девочки и мальчики тоже отличаются друг от друга, тоже разные.

А чем? (ответы детей: внешностью, цветом волос, глаз и т д.)

– Да у всех людей разная внешность, поэтому мы легко можем узнать друг друга. Например: у кого в нашей группе самые длинные волосы? Кто самый высокий? Кто носит очки?

Мы все разные, по-разному думаем, по разному говорим, разное любим. Мы совсем не похожи друг на друга. Каждый из нас может сказать про себя: “Я - человек, я единственный в мире, другого такого нет на земле”,

Мишутка: Мне сегодня было очень интересно в вашей группе, я узнал много нового.

Спасибо ребята, мне пора возвращаться к себе.

До свиданья девочки (медвежонок пропевает эти слова, девочки в ответ поют – До свидания!)

До свиданья мальчики (до свидания – поют мальчики) (Лазарев Программа “Здравствуй”)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ивановская область Ивановский муниципальный район

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Богданихский детский сад

д. Богданиха, д.86, Ивановский муниципальный район, Ивановская область 153550 тел. (4932) 55-54-79

E - mail cadbogdaniha @ mail . ru

Автор работы:

Ли Елена Борисовна

должность : воспитатель,

дата рождения: 29.06.1974

стаж работы в данной должности : 7 лет

контактная информация : 55-54-79

cadbogdaniha @ mail . ru

С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен.

Разрешаю размещение своей работы в сборнике учебно-методических материалов в полном объеме.

Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Формирование первичных представлений о себе, других людях;

Учить устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями.

Расширять и активизировать словарный запас детей;

Развивать восприятие, память, внимание;

Развивать воображение и творческую активность детей.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей слова: дышим, слышим, чувствуем запах, видим, чувствуем вкус.

Предварительная работа: рассматривание картинок, где изображено человеческое тело, показ на себе органов чувств.

Предпосылки учебной деятельности:

коммуникативные – умение слушать, выражать свои мысли;

познавательные - овладение логическими операциями – анализ, синтез, сравнение;

регулятивные – умение выполнять по заданному образцу и правилу;

личностные – умение оказывать помощь другим.

Содержание этапа, деятельность воспитателя с указание номера слайда в электронной презентации

Этап 1 занятия: организационный момент, 2 мин.

Цель этапа: настроить детей на восприятие серьёзной патриотической информации.

Воспитатель. Ребята, послушать, что за музыка звучит, она наверно приглашает поиграть, пока она звучит, я вам хочу прочитать стихотворение

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи ?

Дети играют в группе на ковре. Звучит музыка

Цель этапа: погружение детей в тему занятия.

Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи?


Правильно, молодцы, у всех людей есть руки, ноги, голова, глаза, уши, нос, рот, туловище. И все это наши помощники которые помогают нам узнать все о мире, в котором мы живем.

Этап 3 занятия: знакомство с частями тела.6 мин.

Цель этапа: формирование первичных представлений о себе.

А сейчас я вам хочу загадать загадки, ответом на которые будет картинка. Давайте подойдем к столу.

1.Мы на них стоим и пляшем

Ну а если им прикажем

Нас они вперед несут

Подскажи, как их зовут? (ноги)

2. Брат с братом рядом живут,

А друг друга не видят (глаза)

Хоть стой, хоть иди

Всегда впереди (нос)

4. Двое белых лебедей

У каждого по пять детей (руки)

5. Куда мы из тарелки ложку несем ( в рот)

6. Дети слушают в лесу

Как кричит кукушка

А для этого нужны

Нашим детям (ушки)

7. Дети смотрят на лису

На картинке в сказке

А для этого нужны

Нашим детям (глазки)

Молодцы, все хорошо справились. А теперь покажите, где у вас находятся глаза, сколько их у вас?

А давайте представим, что у вас нет глаз (завязываю одному ребенку глаза и прошу назвать, что я показываю)

- Мы не смогли увидеть, а глаза нам нужны для того, чтобы мы могли видеть, что нас окружает.

- Воспитатель: а где у вас уши? Сколько их?

Воспитатель: А теперь давайте представим, что у нас нет ушей.

(завязываю ребенку уши и предлагаю услышать слово, которое я ему скажу). Мы ничего не услышим. Так для чего они нам нужны?

А теперь покажите ваш нос. Сколько у вас носов?

Правильно, один, а зачем он нужен? Давайте представим, что у вас нет носа (завязываю нос ребенку и предлагаю понюхать апельсин). Нет, мы не смогли почувствовать запах. Так для чего он нам нужен?

Воспитатель: А где у вас рот? Давайте представим, что его у нас нет (завязываю рот и прошу попить из кружки). Мы это сделать не смогли. Так для чего он нам нужен?

А покажите мне ваши руки, сколько их у вас? А для чего они нужны?

Воспитатель: А покажите мне их, сколько их? Представьте, что их нет (завязываю ребенку руки и прошу взять что-то). Не получилось. Так для чего они нам нужны?

Виды детской деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Задачи: формировать представления детей о разных ступенях развития человека (младенец, ребенок-дошкольник, взрослый человек); о том, что каждый человек имеет имя; о сходстве и различии в строении тела, фигуры и др. человека; развивать интерес, доброжелательное отношение к сверстникам, навыки самообследования.

Ход занятия

1. Работа с предметными картинками.

Детям предлагаются для рассмотрения картинки или фотографии: младенец, ребенок-дошкольник, взрослый человек.

Воспитатель. Как вы думаете, могут ли эти фотографии быть изображением одного и того же человека? (Дети обсуждают и доказывают.)

Цель. Игра позволяет научить детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

Дидактический материал - картинки с изображением детей разного возраста, роста, внешности; карандаши, фломастеры, фланелеграф.

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки (с изображением ребят разного возраста в различных игровых ситуациях) и определить, какими они себя считают - большими, маленькими или не очень маленькими. Могут ли они сказать и показать на пальчиках, сколько им лет, или они этого еще не знают.

Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. Педагог предлагает детям нарисовать себя, какими они хотят быть. По рисункам детей, выставленных на фланелеграфе, дети пытаются узнать, кто на них изображен. Педагог спрашивает, зависит ли от роста, хороший человек или плохой, зависят ли от роста качества характера человека.

Педагог читает стихотворение:

Если сам ты небольшой,

Но с высокою душой,

Значит, твой реальный рост

Выше самых дальних звезд.

Затем воспитатель предлагает детям рассмотреть у себя и у друзей глаза, брови, нос, рот, уши, прическу и нарисовать свой автопортрет.

Дети разделяются на пары, рассматривают друг друга и себя в зеркале, рассказывают, чем они похожи, а чем отличаются (имя, внешность, половые различия).

Цель. Игра развивает в детях сознание собственной адекватности к окружающим людям.

Дидактический материал - большое зеркало, картинки с изображениями бабушки и девочки; кукла Катя.

Воспитатель. Давайте, дети, и мы посмотрим на себя в зеркало. А у вас тоже так?

Дети рассматривают себя в большом зеркале, смотрят друг на друга.

- Дети, а вы как думаете, правильно ли бабушка ответила Кате?

- В какую игру ты чаще всего играешь?

- Какие игрушки тебе нужны в этой игре?

- Какие игры ты любишь? Кто тебя познакомил с ними, научил правилам этих игр?

- Какая игра у тебя самая любимая?

- С кем вместе ты любишь играть?

- В какую игру ты бы хотел научить играть своих друзей? Давай поиграем прямо сейчас в твою любимую игру! (Дети по желанию проводят игры; воспитатель может провести любимую всеми детьми группы игру.)

Ребенок.

Игрушек много у меня:

Три самосвала, два коня,

Мишка плюшевый, юла-вертушка,

Но есть любимая игрушка.

Ее сейчас не буду называть,

Хочу свою игрушку вам нарисовать!

Воспитатель.

У каждого из вас, друзья,

Есть игрушка - самая любимая.

У вас на столах бумага, кисти, краски карандаши –

Нарисуйте, как игрушки вами любимые хороши!

(Дети выполняют рисунки своих любимых игрушек.)

Воспитатель (размещает рисунки на выставочный стенд или фленелеграф). Давайте посмотрим и полюбуемся!

Пусть нарисованные игрушки красуются!

Какие вы молодцы, так рисовали старательно,

А теперь бы рисунок другу подарить желательно.

(Воспитатель предлагает детям подумать, кому бы они хотели подарить свой рисунок с изображением любимой игрушки, что сказать, вручая его.)

Воспитатель.

Кто готов рисунок подарить?

Разрешаю, можете вручить!

(Несколько детей дарят рисунки по очереди своим сверстникам, благодарят друг друга.)

Цель. В процессе игры дети обучаются характерным движениям животных.

Ход игры. Дети (мышки) сидят на стульчиках или ковре. Один ребенок - кот Васька. Он идет на носочках, смотрит то направо, но налево, мяукает.

Педагог и дети.

Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А летит стрелой,

А летит стрелой.

Кот бежит к стульчику, стоящему в конце комнаты, и садится на него - засыпает.

Дети.

Спит иль притворяется?

Одна мышка говорит, что она пойдет посмотрит, спит ли кот. Посмотрев, она машет руками, приглашая к себе других мышек. Мышки подбегают к ней, скребут по стулу, где спит кот.

Кот Васька.

Только мышки заскребут,

Серый Васька тут как гут.

Всех поймает он!

Кот встает и бежит за мышками, они убегают от него.

Цель. Игра позволяет помочь детям понять собственную индивидуальность в окружающем мире.

Дидактический материал - кукла Маша в алой шубке.

Ход игры. Педагог показывает детям Куклу в зимнем пальто алого цвета с отделкой мехом и дважды читает потешку:

Наша Маша маленькая,

На ней шубка аленькая,

Кукла Маша снимает свою алую шубку и дает поносить кому-нибудь из девочек.

Теперь, повторяя потешку, педагог называет имя девочки, у которой алая шубка. Затем шубку передают следующей девочке. Этот прием приносит малышам радость, усиливает желание слушать потешку многократно.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова: дышим, слышим, чувствуем запах, видим, чувствуем вкус.

Материал: картинки с изображением человека, головы, глаз, носа, ушей, рта, рук, ног.

Предшествующая работа: рассматривание картинок, где изображено человеческое тело, показ на себе органов чувств.

Ход занятия

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети садятся на стулья.

Посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи.

Выслушав ответы детей, воспитатель продолжает.

Правильно, молодцы, у всех людей есть руки, ноги, голова, глаза, уши, нос, рот, туловище – это наши помощники, так как они помогают нам узнать все о мире, в котором мы живем.

Посмотрите на картинки.

- Что вы видите на них?

- Из каких помощников, частей тела состоит человек?

- Какие помощники у нас есть на лице, голове которые помогают нам в жизни?

- А для чего нужны нам глаза? (Чтобы видеть предметы, людей, различать цвета, видеть солнце и звезды, все что нас окружает).

- Для чего нам нужен нос? (Чтобы улавливать запахи, дышать).

- Для чего нужен рот? (Чтобы есть, дышать, говорить).

- Для чего нужны уши? (Чтобы слышать, как говорят люди, поют птицы, звучит музыка).

  1. Есть люди, которые лишены каких-то органов чувств.

Дети, а представьте, что у нас нет глаз.

Показ детям картинки, с закрытыми глазами. Дети, открыв глаза, воспитатель прячет картинку за спину.

- Что было изображено на картинке?

- Почему? (Потому что у нас были закрыты глаза, мы не видели).

- Если бы у нас не было глаз, чтобы мы не смогли делать?

А теперь представьте, что у нас нет носа. Я поднесу к вашему носу апельсин, а вы закройте нос.

- Вы чувствуете запах апельсина?

- Почему? (Мы его видим, но запаха апельсина не чувствуем).

- А теперь представьте, что у нас нет рта.

- Что же будет с нами? (Мы не сможем есть, пить, а значит и жить, потому что человек не может без еды, она дает нам энергию, жизнь).

А теперь представьте, что у нас нет ушей. Я отвернусь и произнесу слово, а вы закройте уши.

- Вы услышали слово, которое я произнесла?

- Почему? (Потому что у нас были закрыты уши).

- Если бы у нас не было ушей, чтобы мы не смогли делать?

- подергай за уши;

- закройте глаза руками;

- погладьте щеки руками;

- закройте нос рукой;

Все, что мы сейчас трогали это наше лицо, голова.

Давайте встанем около стульев и отдохнем .

Руки выше поднимите,

В кулачки слегка сожмите

Разверните их как крылья

И вперед, чтоб ровно были

А теперь их, опустите.

- Какой частью тела мы выполняли движения?

- Для чего нужны руки? (Чтобы брать предметы, рисовать, играть).

Мы забыли еще про одну часть тела.

- Для чего нам нужны ноги? (Чтобы ходить, бегать, прыгать).

Давайте потренируем ваши ножки .

Раз, два, три, четыре, пять,

Начал заинька скакать.

Прыгать серенький горазд:

Он подпрыгнул 10 раз.

Поиграем в игру, в которой вы должны назвать части тела ласково, ласково ; Например: волосы – волосики;

Голова – Губы - Рот -

Лоб – Глаза - Уши -

Щеки – Руки - Ноги -

Нос - Пальцы - Зубы -

Уши … Ноги … Зубы …

Дышит, ест, говорит –

Работают, шьют, пишут, рисуют –

Ходят, стоят, бегают, прыгают –

Жуют, кусают, говорят –

Думает, кивает, вертится, поворачивается –

Давайте будем любить своих помощников, и учится оберегать их от грязи, болезней и ушибов. А о том, как оберегать их мы поговорим в следующий раз.

Мы сегодня с вами во многие игры поиграли, а сейчас давайте еще раз посмотрим на апельсин, почувствуем запах апельсина и почувствуем вкус.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: