Конспект занятия по ручному труду игрушки
Обновлено: 05.07.2024
Словарная работа : длинноухий, короткохвостый, лисий, волчий, медвежий, беличий, зайчиха, зайчонок, зайчата.
Материал: мяч, схема изготовления поделки, бумажные заготовки, ножницы, клей, клеёнки, салфетки, клеевые кисточки, бумажные игрушки животных, колокольчик, макет леса.
Ход занятия:
(Договориться. Поиграть вместе.)
Воспитатель - Мальчики ещё маленькие и не умеют договариваться.
(Можно ещё купить зайчика и подарить им.)
Воспитатель - А вы знаете, где делают игрушки?
Воспитатель - Кто работает на фабрике игрушек?
(Художники, дизайнеры, мастера.)
Воспитатель- Правильно, ребята. Я предлагаю открыть в нашей группе фабрику игрушек, а вам быть мастерами. Как мы можем назвать нашу фабрику?
Воспитатель - Из каких материалов можно сделать игрушки?
(Ткань, бумага, пластмасса, мех, кожа, дерево, металл.)
Воспитатель - А из какого материала мы сможем изготовить зайцев?
Воспитатель - Давайте поиграем, и вы мне расскажите, какого зайца вы сделаете. Отвечать будет тот, у кого мяч.
Воспитатель - Что бы зайцы у вас получились забавные, весёлые, смешные художники с фабрики игрушек прислали схему. Она поможет вам в изготовлении игрушки. Давайте её рассмотрим и расскажем, как мы будем изготавливать зайца. Рассказывать будет тот, у кого указка.
Работа со схемой по цепочке .
Воспитатель - А сейчас, мастера, занимайте свои места и приступайте к работе.
Дети садятся за столы .
Воспитатель - Давайте вспомним правила безопасного обращения с ножницами.
(Концы ножниц нужно направлять только вверх. После работы ножницы убирать в стаканчик кончиками вниз.)
Во время работы звучит спокойная музыка.
- Никита, с чего начнёшь работу?
- Какая фигура получилась?
- Настя, куда нужно отогнуть угол?
- Полина, что ты сейчас делаешь?
Воспитатель - Ребята, на фабрике объявляется перерыВоспитатель В выставочном зале представлена коллекция бумажных игрушек. Пройдите и посмотрите, какие игрушки есть в коллекции.
(Лиса, заяц, медведь, белка и т. д.)
Воспитатель - Ребята, мне кажется, что всем этим животным чего-то не хватает?
Воспитатель - Кто-то перепутал все хвосты у игрушек. Давайте поможем им разобраться.
Хвосты лежат по кругу. Под музыку дети бегут по кругу, с окончанием музыки берут хвост и называют чей он.
Воспитатель -Молодцы, ребята. Прикрепите к игрушкам хвосты. А нам пора продолжить работу.
Под спокойную музыку дети изготавливают туловище, лапы, хвост зайцу.
- Даня, какой формы будет туловище у твоего зайца?
- Как ты его сделаешь?
- Полина, из какой фигуры можно сделать высокий конус?
- Настя, как можно сложить полоску бумаги, чтобы вырезать 4 лапы?
Воспитатель - Внимание! Внимание! Художники изготовили для ваших игрушек костюмы. Выберете для своего зайца костюм.
Дети выбирают заготовки, наклеивают их на игрушки.
Воспитатель - Что ты выбрал для своей игрушки? Кем будет твоя игрушка?
(Моя игрушка будет мамой зайчихой. А у меня папа заяц.)
Воспитатель - Я вижу наши игрушки готовы. Давайте ими полюбуемся. Несите их в выставочный зал.
Дети рассматривают игрушки.
Воспитатель - Как вы думаете, какой игрушкой захотели бы поиграть малыши? Почему? У нас получилась целая заячья семья. Найдите маму – зайчиху. Почему ты так решил? А где папа – заяц? Почему? Кто ещё есть в заячьей семье? Найдите зайчонка – девочку и т. д. Какие зайчата? (Весёлые, смешные, игривые.)
Воспитатель - А теперь давайте поиграем с игрушками в прятки. Где живут зайцы? (В лесу.) Давайте поселим их в игрушечный лес и спрячем от лисицы.
Дети прячут зайцев в лесу.
Воспитатель - Куда спрятался твой зайчонок?
- Где сидит мама-зайчиха?
- Откуда выглядывает папа-заяц?
Воспитатель - Ребята, сегодня вы все были хорошими мастерами. А сейчас каждый сам оценит свою работу. Выберете себе кружок. Красный круг означает, что ты работал отлично, зелёный – хорошо, а синий – тебе много помогали.
Воспитатель - Ребята, вечером мы подарим игрушки малышам, чтобы они больше не ссорились. А сейчас наша фабрика игрушек закрывается. Наведите порядок на своих рабочих местах.
Цель: закреплять у детей умение создавать поделку - игрушку из нетрадиционного бросового материала (баночки из-под кофе, коробочки картонные, цилиндрические трубочки).
- Обобщать и расширять знания детей о материалах, из которых можно изготовить игрушки (дерево, пластмасса, бумага, паралон).
- Закреплять умение делать игрушки из различных материалов, навыки вырезывания по контуру, частей туловища животных: (лапы, хвост, глаза, нос, уши, рот), умение работать с шаблонами, ножницами, клеем,
- Совершенствовать диалогическую речь, умение поддерживать беседу.
- Развивать интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровое действие, вызывать желание пробовать себя в разных ролях.
- Закреплять правила безопасной работы с ножницами, клеем.
- Развивать мелкую моторику, творческие способности, фантазию, аккуратность в работе.
- Воспитывать заботу о малышах, желание доставить им радость, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам, дружеские взаимоотношения между детьми, взаимопомощь.
- Активизировать словарь детей словами, характеризующими свойства предметов (плюшевый, резиновый, поролоновый, деревянный).
Материал: Баночки из- под кофе, коробочки - картонные, цилиндрические трубочки - оклеенные цветной бумагой и ситцевым материалом, трафарет, цветная бумага, клей, кисти, ножницы, салфетки.
Индивидуальная работа: с Андреем Б., Лерой Б., Лизой Л. закреплять умение работать с трафаретом.
Воспитатель: Чебурашка, ты что грустишь?
Чебурашка: Мы с Геной хотели для малышей представление показать в кукольном театре, а злая Баба Яга забрала все игрушки из театра и спрятала их в дремучем лесу. Как мне не грустить?! Что делать не знаю. А так хочется малышей порадовать.
Воспитатель: Ты не переживай, мы с ребятами поможем. Ребятки у нас очень добрые и умелые. Правда, ребята? Поможем Чебурашке? (да поможем.)
-Чебурашка ты присядь, отдохни и на ребяток наших посмотри .
Воспитатель: Игрушки бывают разные.
- Вот матрёшка, из чего она сделана? (из дерева).
- Мы можем сказать про матрёшку что она - деревянная .
-А зайка из чего сделан? (из резины).
-Он какой – резиновый .
- Вот медвежонок, он из чего сделан? (из плюша).
- Значит он – плюшевый .
- А котёнок из пластмасса, он пластмассовый .
-Вот лягушка из поролона она – поролоновая .
- Вы ребятки молодцы всё про игрушки знаете.
-А скажите мне, где изготавливают игрушки? А кто их делает?
(на фабрике игрушек, люди которые там работают)
-Правильно игрушки делают люди, которые там работают, мы должны уважать их труд и беречь игрушки ведь они стараются для вас, чтобы вам было интересно играть.
Воспитатель: Скажите мне ребятки, а какие детали объединяют эти
игрушки? Что у них общего? (ответы: глаза, уши, нос, рот, руки, ноги)
- Всё верно. У них есть глаза, ушки, носик, ротик.
- Давайте вспомним, как нужно правильно пользоваться ножницами, клеем и кисточкой (аккуратно чтобы не поранится и не поранить других, кисточку нужно положить на подставочку, клей намазывать аккуратно, чтобы не испачкать одежду).
- Ещё нужно помогать друг другу.
- Ведь помощь друг другу – это самое главное, чтобы работа делалась веселее.
-Молодцы все правела: знаете.
-Теперь посмотрите - что я для вас положила на столы.
-Мы сегодня будем делать игрушки из необычного для вас материала, из баночек, коробочек и цилиндров которые мы с вами вчера оклеили.
-А из заготовленных шаблонов которые мы тоже вчера делали, вы вырезайте по контуру части туловища : (лапы, хвост), части для мордочки: (глаза, нос, рот, уши, гребешок, усы) и оформляйте свои заготовки.
- Прежде чем начнём выполнять работу, немножко поиграем.
-А вы знаете, кто такие зайчики, где живут? (да это дикие животные они живут в лесу).
-Давайте представим как будто мы зайки, и немножко поиграем. ( давайте).
Дети становятся в круг и делают физминутку.
Зайцы бегали в лесу, (бег на месте)
Прыг-скок, прыг-скок, (прыжки на месте)
Убежали под кусток. (присесть)
Воспитатель: молодцы, поиграли, отдохнули.
А сейчас садимся за столы мы с вами будем делать игрушки из: жестяных баночек, картонных коробочек и картонных цилиндров.
(Дети выполняют работы, воспитатель помогает.)
Воспитатель: Чебурашка посмотри, какие замечательные игрушки у ребят получились.
Чебурашка: Да просто молодцы все!
- Ребята, а из чего же вы сделали такие красивые игрушки? (из железных баночек, из картонных коробочек и картонных цилиндров)
Воспитатель: Ребята, ставьте свои игрушки на стол и давайте их рассмотрим.
- Какая вам больше понравилась и почему?
Дети рассматривают свои работы и говорят какие больше понравились и объясняя почему.
Воспитатель: А давайте немножко поиграем.
-Стоял в поле теремок он не низок он высок, и жили в нём мышка- норушка , черепаха, петушок золотой гребешок, кот - баюн, заяц – длинный ух, лиса и волк кумовья и мишка добрый гармонист.
- Жили они дружно, жили не тужили.
- Не страшны мороз и вьюга!
- Звери радуют друг друга.
- В доме чисто и тепло.
- Всем нам в доме хорошо. (дети)
Воспитатель: Вот видишь Чебурашка, какие у нас замечательные дети: всё умеют, всё знают. Сейчас мы уберём свои рабочие места, помоем кисточки и руки. И пойдём к малышам, покажем представление и подарим игрушки.
Цель: способствовать развитию умения детей конструировать из бумаги.
• Закреплять навык делать поделку на основе коробок, прочно соединяя части
• дополнять поделку деталями, соответствующими образу;
• Развивать умение работать коллективно;
• воспитывать умение сообща принимать решение
• воспитывать аккуратность в работе;
Коробки разных размеров, клей, ножницы, салфетки, цветная бумага, маркеры.
Ход занятия : Приветствие гостей.
-Его нужно найти глазками, и кто найдет тихо сесть на место. (гимнастика для глаз)
-Петушок рассказал мне - что у детей младшей группы нет игрушек …
-Как вы считаете мы можем как- то помочь детям? А как?
-Вы считаете, мы сможем выполнить эту работу? (дети соглашаются)
2 младшая группа)
-Только вот у меня такая проблема – коробочек на всех не хватает. Как быть? (подвести к тому что дети будут работать вместе) Здорово придумали!
-Сейчас я предлагаю вам решить, что вы будете делать, что вам для этого понадобиться.
-Раз вы работать будете вместе, то и решать вы все должны вместе.
Беседа о предстоящей работе.
Дети делятся своими планами….
- Теперь нужно подготовить все необходимое. Посовещайтесь, внимательно посмотрите, что у нас есть, и приготовьте.
- Прежде чем приступить к работе давайте повторим правила работы с клеем и ножницами. (дети повторяют технику безопасности работы с опасными предметами)
-А теперь подготовим наши умелые ручки
Пальчиковая гимнастика: повтор 2 раза.
Наш руки не для скуки.
Не для скуки наши руки.
Пальцы дружно разомнем.
И ладошки разомнем,
Мастерить сейчас начнем!
- Все нужное для работы у нас лежит на столах, садитесь и приступайте к работе. Порадуйте красивыми поделками – порадуйте подарками!
При необходимости провести физ. минутку.
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.
Готовые поделки выставляются на стол.
Как вы сегодня хорошо потрудились.
Молодцы, мы теперь убедились какие у вас умелые руки.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Возрастная группа: старший дошкольный возраст.
Тип и вид занятия : первично-ознакомительный.
Цель : формировать интерес к изучению и познанию народных традиций и обычаев.
1. Познакомить детей с историей появления традиционной куклы – оберег.
3. Развивать у детей трудолюбие (создавать вещи своими руками) и аккуратность.
4. Воспитывать интерес к истокам народной культуры.
Ход занятия:
(Дети сидят на коврике.)
Сюрпризный момент - показ и рассказ воспитателя о своей кукле-обереге.
Воспитатель: Ребята скажите вы, любите играть в игрушки?
Дети: (Предполагаемые ответы детей.) Да, а вот у меня есть . а у меня самая любимая…
Воспитатель: И я, когда была маленькой девочкой, тоже очень любила в них играть. Но среди всех моих игрушек есть одна волшебная куколка, которую я до сих пор храню и берегу. Я никому никогда ее не показывала. Мы с ней неразлучные с детства, я ношу ее всегда с собой, кормлю, пою ей колыбельные песни, спать укладываю. Сегодня мне бы хотелось вас с ней познакомить. Вот она (показывает ее детям). Эту куколку я сделала вместе со своей любимой бабушкой, по старинной русской традиции. Ребята вы, наверное, хотите узнать, почему она волшебная?
Дети: (Предполагаемые ответы детей.) Да.
Воспитатель: А волшебная она потому что, всегда меня выручала, давала совет, оберегала от несчастий, и даже много раз спасала. Это самый настоящий оберег. Такие куколки-обереги делали давно на Руси.
Рассматривание альбомов с иллюстрациями кукол-оберегов.
(Дети подходят к столу, на котором расположены иллюстрации с куклами - оберегами.)
Традиции бытовали в каждом уголке России. Куклы на Руси были, прежде всего, оберегами. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Для достатка в семье - кукла, набитая зерном свежего урожая. На все случаи жизни у людей имелись куклы: для Пасхи, для богатства, здоровья, тепла в доме. Их делали из простой и слоновой кости, дерева, глины, воска. Иногда это был всего лишь грубый чурбанчик без рук и без ног. Или с тонкими палочками вместо них.
Конечно же, я рассказала далеко не все о куклах-оберегах. Возможно, мы еще будем возвращаться к этим куклам сделанным по старинной русской традиции, возможно, вы и сами найдете что-то интересное о них.
ножницы были на вес золота. Ткань просто рвали, обматывали нитями, а внутренности набивали, чем придется - остатками ниток, опилками.
Рассматривание кусочков ткани, ниток, вата, ленточки.
Практическая деятельность: изготовление детьми куколок из тряпочек и ниточек.
Воспитатель: Ребята, а хотите и вы иметь такие куколки - обереги, которые
будут вас охранять от несчастий, давать советы, оберегать вас?
Дети: (Предполагаемые ответы.) Да.
Воспитатель: Очень хорошо, а чтобы куколка лучше охраняла, оберегала и заботилась о вас. Нужно вложить в нее много тепла и любви, в этом нам помогут наши мамы и бабушки… (приглашаются родители).
Воспитатель: Ребята помните, что при изготовлении нужно быть в очень хорошем расположении духа, слажено и дружно работать.
Воспитатель: Как вы думаете, чтобы куколка получилась на удивление хорошей какие правила нам с вами нужно соблюдать? (Перед началом работы воспитатель закрепляет с детьми правила, соблюдение которых повышает качество труда.)
Дети: вспоминают, что нельзя отвлекаться, что любое задание надо выполнять аккуратно и т. д.
После того, как сделаны куклы, воспитатель привлекает детей к анализу и оценке выполненной работы.
Предложить поделиться своими впечатлениями о получившихся куклах (как назовут, что с ней делать будут, где хранить, понравились ли им их куколки?).
Старшая группа
Ход занятия.
Дети вместе с воспитателем заходят в группу. Ребята здороваются с гостями.
Вос-ль: — Ребята, а вы любите сюрпризы?
Дети: Да.
Вос-ль: -Я очень люблю сюрпризы. Есть один сказочный герой, который без сюрпризов жить не может. Отгадайте загадку.
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный.
На земле и под водой ищет ключик золотой.
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?
Дети: Буратино.
Вос-ль: Буратино хотел сделать подарок для своих друзей из сказки, в которой он живет, но у него ничего не получилось. Ой, Буратино, ты где? Ой, вот он, что ж ты спрятался? (Буратино что-то шепчет на ушко, воспитатель кивает годовой)
Вос-ль: Ребята, Буратино просит помочь ему сделать сюрпризы для его друзей. Вы согласны?
Дети: Да.
Вос-ль: (обращается к игрушке Буратино) -А кто у тебя друзья? (Буратино молчит).
Вос-ль: — Ребята, помогите. Как зовут друзей Буратино?
Дети: -Мальвина, Пьеро, Арлекин, пудель Артемон, черепаха Тортила.
Вос-ль:-А кого еще из сказочных персонажей вы знаете?
Дети:- Карабас Барабас, говорящий сверчок, папа Карло, Джузеппе, кот Базилио, лиса Алиса, Дуремар, крыса Шушара.
Вос-ль: (показывает коробочку с сюрпризом) -Вот такой сюрприз мы с вами поможем сделать Буратино.
Игрушку-Буратино воспитатель сажает за стол с детьми.
Вос-ль: (Объяснение работы) – А делается она так.
Сначала надо сделать коробочку: берем лист прямоугольной формы, на нем нарисованы 2 полоски, нужно согнуть по полоскам. Согнули по полоскам, развернули, положили к себе узкой стороной и сгибаем от себя уголочек к уголку пополам и еще раз пополам от себя. Разворачиваем. В верхнем ряду получилось 3 квадратика, крайние из них вырезаем по линии сгиба, остается 1 квадратик – это крышка коробки. От крышки коробочки делаем 2 разреза и еще 2 разреза внизу напротив первых.
Коробочка у нас почти готова, осталось только склеить. Намазываю клеем 2 крайних квадрата около крышки и 2 крайних нижних квадрата.
Делаем это так: отогнуть намазать, отогнуть намазать, склеить один, потом другой, положить друг на друга, нижнии квадратики отогнуть, намазать, склеить все в середину коробочки, получается коробочка.
Вос-ль: — Буратино, ты понял, как делать коробочку? Не устал?
А теперь сюрприз, у нас появляется веселая мордашка из коробочки. Мордашка держится на бумаге сложенной пружинкой. Берем 2 полоски бумаги. 2 кончика склеиваем, сгибаем поочередно то одну, то другую полоску до конца. Получилась двухцветная пружинка. Приклеиваем ко дну коробочки пружинку, а на верхний кончик приклеиваем веселую мордашку. Смотрите, что получилось…..
Вос-ль: — А сейчас это будут делать ребята. Ребята, скажите, что мы делаем вначале коробочку или пружинку?
Дети: -Коробочку, потом пружинку. (Объяснение детей, как они будут выполнять работу).
Вос-ль:-Что-то Буратино устал, давайте разомнем ручки и ножки.
Физкультминутка:
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, 2- разогнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать
Надо на носочки встать
Крепче Буратино стой,
Вот он ключик золотой.
Вос-ль: — Садитесь ребята. Молодцы, пальчики надо размять.
Пальчиковая гимнастика:
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят.
Два медведя, буратино, и веселый Чиполлино,
И котенок и слоненок.
Раз, 2, 3, 4, 5
Помогаем нашей Кате
Все игрушки сосчитать.
Вос-ль: — Сейчас вы будете делать сюрприз самостоятельно. Не забудьте, что ножницами нужно пользоваться аккуратно. А ты Буратино, посиди и посмотри внимательно, ребята работать будут долго, но старательно.
Ребята делают коробочки с сюрпризом, ставят на поднос.
Вос-ль: — Спасибо, ребята! Выручили меня, теперь я подарю своим друзьям подарки, а вам в подарок оставляю сюрпризы. (деревянные яйца для росписи). Буратино уходит.
Читайте также: