Конспект занятия по рисованию в средней группе укрась юбку дымковской барышни
Обновлено: 07.07.2024
-Закреплять знания детей о дымковской игрушке, ее многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементах (круги, кольца, точки, полосы) .
-Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек
-Учить украшать орнаментами бумажные фигурки, использовать в работе навыки рисования знакомых элементов.
-Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
-Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
-Активизировать в речи слова и выражения: барышня, дымковский узор, тычком, расписывать, обжигать, температура.
Предварительная работа :
1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании.
2. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.
3. Рисование элементов дымковской росписи.
1. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: Учебно–методическое пособие / О.Л. Князева.
2. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.
Ход образовательной деятельности:
Организационная часть.
Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание на коробку, в которой лежат дымковские игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, на столе стоит коробка. Ребята, вы знаете, что лежит в коробке? (ответы детей)
Воспитатель: Смотрите рядом лежит письмо. Давайте прочитаем его. «Ребята, чтобы узнать, что в коробке вам нужно отгадать загадку :
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные,
Белоснежны как березки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой казалось бы узор,
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку. (воспитатель открывает коробку, достаёт дымковские игрушки). Правильно, молодцы! Это дымковские игрушки.
Эти игрушки нам прислали дымковские мастера из далёкой деревни Дымково.
Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки? (из глины)
Воспитатель: Да, сначала их лепили из глины, затем обжигали в печах, красили белой краской, а затем расписывали узорами.
Воспитатель. Для чего нужны дымковские игрушки? (чтобы любоваться ими.)
Воспитатель: Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которые служат для украшения, которыми можно любоваться.
Вам нравятся эти игрушки (Да) Почему? (Они очень красивые, яркие, весёлые, разноцветные.)
Воспитатель: Давайте расскажем стихи про дымковские игрушки.
1. Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил,
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
2. Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил.
3. Наша барышня в прекрасном
В ярком платье расписном,
Воспитатель. Про какую игрушку Сева рассказал стих? ( барышня )
Воспитатель. Правильно, посмотрите какой у барышни красивый наряд
Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим дымковских барышень. Посмотрите, какие красивые у них юбки, и все разные.
Воспитатель. Из каких элементов состоят узоры на юбке? (Круги, точки, полоски) .
Воспитатель: Какие цвета используют мастера для рисования узоров. (красный, оранжевый, жёлтый, голубой, зелёный)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь в коробке ещё что-то есть. (Достать шаблоны барышень )
Воспитатель: Что это? Дымковские барышни. Только какие-то они другие, что в них не так. (юбки не расскрашены)
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы она стала настоящей дымковской барышней? ( Разрисовать юбку ) .
Но прежде чем приступить к работе, давайте немного поиграем.
Физминутка :
Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, повороты влево, вправо)
Хохотушки вятские, (Улыбка друг другу с поворотом)
Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)
Кумушки посадские. (Небольшие приседания)
У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)
Щёчки будто яблочки. (Легкие прикасания к своим щекам)
С нами издавна знаком (Стойка прямо)
Весь народ на ярмарке. (Поклон)
Воспитатель: А сейчас отправимся в мастерскую и распишем юбки нашим барышням.
Воспитатель: Проходите за свои рабочие места. Давайте ещё раз вспомним, какие бывают дымковские узоры. (на доске образцы)
Воспитатель: Выберите узор, который вам больше всего нравится и приступайте к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети рисуют под негромкую русскую мелодию. Воспитатель помогает детям по мере необходимости.
В конце занятия всех барышень вывешиваем на доску.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получился прекрасный хоровод барышень.
Посмотри, как хороша,
Щечки алые горят,
Воспитатель: У всех барышень наряды красивые и у всех разные.
Воспитатель: Какие цвета вы использовали?
Воспитатель: Какие узоры рисовали?
Воспитатель: Очень нарядно и красиво вы украсили юбки дымковским барышням. Молодцы!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект по рисованию в средней группе
Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью).
Упражнять в приемах росписи: полосы вертикальные, горизонтальные, клетка, кольца, точки, пятнышки (примакивание); закреплять умение рисовать красками – гуашью, работать кистью.
Развивать чувство цвета, чувство ритма.
Воспитывать уважение к талантливым народным мастерам, создающим яркую народную игрушку.
Воспитатель: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали его Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму, а когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, растает снег с полей, веселые люди выносят свои игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться дымковскими. Вот они перед вами. Хотите научиться делать такие игрушки? Сегодня мы попробуем расписать одну из дымковских игрушек – барышню.
Воспитатель:
-Какие фигурки лепят дымковские мастера?
- Из какого материала они лепят поделки?
- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Выделение элементов узоров по таблице: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решетка.)
- Какие цвета использованы?
- Какого цвета больше?
- Какими приемами выполняются узоры? (примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
Воспитатель: Ребята, давайте нарядим эту барышню на ярмарку. Раскрасим ее юбку. (Дети выкладывают элементы росписи на юбке дымковской барышни.)
Мы игрушки расписные,
Наши руки крендельком,
Щечки будто яблочки,
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Воспитатель: Посмотрите на дымковских барышень. У них широкие платья, юбка; фартуки красиво разукрашены. А вот у этих барышень платья белыми оказались! Они обиженные стоят в стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. (Воспитатель показывает приемы рисования.)
Дети раскрашивают барышень. Воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям в выборе красок и составлении композиции из узоров дымковских игрушек, следит за осанкой.
№ 6302 Конспект в средней группе "Укрась юбку дымковской барыне"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 19
Конспект
организованной образовательной деятельности
по декоративному рисованию
в средней группе
Тема : "Укрась юбку дымковской барыни"
Подготовила:
Ширяева Т.Ю
2020 год
Цель: обогащать представление детей о народном декоративном искусстве: дымковской игрушки ( барыня).
Задачи:
Образовательные : продолжать учить детей самостоятельно украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, кольцами, прямыми линиями, ) юбки кукол- барышень. Учить уверенно, проводить прямые линии ( без отрыва кисти).
Развивающие : Развивать у детей чувство цвета, формы, пропорций, глазомер, вызывать интерес к народному творчеству.
Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству, умение радоваться результатам своего труда.
Материалы и оборудование:
Для педагога: костюм Барыни, аудиозапись русско-народной мелодии, скамейки, образцы барышень с различным узором на юбках, отдельно изображенные элементы дымковской росписи, краски гуашь, кисти, ватные палочки, банка с водой, лист бумаги с изображением дымковской барышни.
Для детей: Краски гуашь (разных цветов на палитре), лист с изображением дымковской барышни, у которой юбка без узора, кисти, ватные палочки, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно- эстетическое, чтение художественной литературы.
Предварительная работа:
Знакомство с дымковскими игрушками. Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций с их изображением. Беседа о технике изготовления дымковских игрушек.
Рассматривание красивых юбок с различными узорами.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель находит платок русско-народный и письмо:
"Дорогие ребята, я хочу вас пригласить в свою горницу и показать и рассказать вам много интересного. Чтобы попасть ко мне, вам нужно укрыться волшебным платком"
Дымковская барыня
Ход:
Детиоказываются в горнице Дымковской барыни, где их она и встречает.
Барыня:
Здравствуйте, ребята. Я очень рада что вы нашли мое письмо и оказались у меня. Меня зовут Дымковская Барыня. А что бы узнать обо мне побольше, прошу вас пройти в горницу и сесть на скамеечки.
Барыня:
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки появилось большое село. Каждое утро люди встают, затапливают печи, и из трубы домов вьется голубой дымок. Домов в селе много и казалось, что оно всё в дыму. Так и прозвали мое село Дымково. (картинка с. Дымково)
Живут в этом селе люди веселые, смекалистые, творческие. В нашем селе нет такого количества игрушек, как сейчас у вас. И взрослые задумались, чем порадовать детей. И вот, набрали они на берегу глину, лепили из неё разные забавные фигурки, обжигали их в печи, покрывали мелом и расписывали красками.
Разные фигурки делали (уточку, лошадку, барышню, оленя) а потом продавали их в разных городах и селах на ярмарках.
- Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (нет)
Ярмарка - это большой праздник, устраиваемый в одном месте, с торгами, развлечениями и увеселениями. Со всех городов съезжались на ярмарку мастера-умельцы, свои изделия показать, расхвалить.
Барыня :
Посмотрите на мой необычный наряд. На голове у меня кокошник, яркая кофта и пышная расписная юбка.
Ребята, а какими узорами украшена моя юбка?
Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы росписи на игрушках? (нет)
- Круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода. (картинки )
– Ребята, хотите и вы побывать в настоящей мастерской и побыть мастерами?
Мастеров сейчас на месте нет, но они для вас оставили все свои инструменты и каждому по одному изделию- барышне, юбку которой вы должны будете украсить, а потом на ближайшей ярмарке мастера будут ими торговать. Поэтому сегодня должны все постараться.
– Проходите в мастерскую за столы (включается тихая музыка)
Раз, два, три, четыре, пять,
Чтобы мастерами стать
Все присели, все нагнулись,
Все друг другу улыбнулись
Две пружинки, три прыжка,
И похлопали слегка
Вокруг себя пару кругов,
И превратились в мастеров
Сначала я покажу вам, как мы будем украшать нашу барышню.
Как мы берём кисточку?
Правильно, тремя пальчиками у железного наконечника. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.
Вначале возьмем кисточку и нарисуем прямые горизонтальные линии и вертикальные линии желтой краской ( Макаю кисть в воду и о край баночки снимаю лишнюю каплю. Обмакну кисть об салфетку)
Получилась сеточка. Затем берем ватную палочку, обмакиваем в воде, набираем красную краску и рисуем кружочки, не закрашиваем их. После этого берем другую ватную палочку и проставляем точки в этих кружочках синего цвета.
Вот такая юбка у нашей Барышни получилась. А теперь, посмотрите на своих кукол. Какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?
Все игрушки не простые,
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Барыня:
Ребята, какие вы все сегодня молодцы. я очень рада что вы побывали у меня в гостях, но вам пора возвращаться. Я очень надеюсь что мы с вами еще увидимся. (дети закрывают глаза, воспитатель снимает наряд и обсуждают свое путешествие)
Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из полос, кругов, колец, точек.
Рисовать узор на силуэте юбки дымковской барышни.
Учить рисовать концом кисти черточки, точки – приемом тычка, всей кистью – полосы, круги, кольца.
Развивать эстетическое восприятие чувства света, умение использовать в дымковской росписи яркие сочные цвета красок.
Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно- прикладному искусству.
Создать интерес к дымковской игрушке.
Активизировать в речи слова и выражения: барышня, дымковский узор, тычком, расписывать, обжигать, температура.
Предварительная работа:
Рисование платочков для дымковской барыни.
Беседа о технике изготовления дымковской игрушек.
Лепка утки с утятами.
Работа с трафаретами дымковских игрушек.
Материалы и оборудование:
Взрослый костюм барышни.
Плоскостные фигурки дымковских игрушек.
Объемная дымковская барышня.
Силуэты дымковских барышень.
Мольберт, гуашь, изопринадлежности.
Образцы элементов росписи.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 15 общеразвивающего вида
г. Туймазы Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
непосредственной образовательной деятельности
по рисованию в средней группе
провела воспитатель 1 категории
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из полос, кругов, колец, точек.
Рисовать узор на силуэте юбки дымковской барышни.
Учить рисовать концом кисти черточки, точки – приемом тычка, всей кистью – полосы, круги, кольца.
Развивать эстетическое восприятие чувства света, умение использовать в дымковской росписи яркие сочные цвета красок.
Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно- прикладному искусству.
Создать интерес к дымковской игрушке.
Активизировать в речи слова и выражения: барышня, дымковский узор, тычком, расписывать, обжигать, температура.
Предварительная работа:
Рисование платочков для дымковской барыни.
Беседа о технике изготовления дымковской игрушек.
Лепка утки с утятами.
Работа с трафаретами дымковских игрушек.
Материалы и оборудование:
Взрослый костюм барышни.
Плоскостные фигурки дымковских игрушек.
Объемная дымковская барышня.
Силуэты дымковских барышень.
Мольберт, гуашь, изопринадлежности.
Образцы элементов росписи.
- Как вы думаете, кто я? (дымковская барышня)
- В каком селе я живу? (в селе Дымково)
- А кто делает дымковских барышень, как я? (народные умельцы)
- Ребята, я по вашим внимательным глазам вижу, что вы знаете, как народные умельцы лепят и расписывают дымковские игрушки. Знаете? (да)
- Давайте вместе с вами расскажем сказку. Я начну, а вы мне помогайте:
Сказка сказывается, а дело делается.
-Из чего лепили игрушки? (лепили из глины)
-Какого цвета использовали глину?(глину красного цвета)
-После лепки фигуры ,что делали?(покрывали белой краской и сушили при комнатной температуре).
- А потом расписывали и обжигали в печи.
- Чем расписывали дымковские игрушки? (цветным узором).
- Какие использовали краски? (яркие – красную, синюю, зеленую, желтую)
- Посмотрите какие элементы использовали умельцы (Показ образцов росписи: полосы, кружки, кольца, точки)
Барышня показывает на листе бумаги рисование полос, кружков, колец, точек совместно с объяснениями детей как рисовать.
- Молодцы ребята, помогли мне рассказать сказку о дымковских игрушках.
Дружно встанем мы опять,
Будем в солнышко играть.
Мы – веселые лучи,
Мы – ярки и горячи.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем дружно рисовать.
- Посмотрите, а вас дожидаются мои подружки в ярких кофтах, кокошниках, но почему-то они грустные? (юбки без узора).
- Сейчас я вас превращу в народных умельцев и вы распишите юбки моим подружкам.
- Проходите за свои рабочие места и творите чудеса, расписывайте юбки знакомым узором.
Барышня проводит индивидуальную работу:
С чего ты начнешь рисовать? Какой выберешь цвет кружочков? Как будешь рисовать колечки? С какого места начнешь рисовать кружочки и т.д.
Самостоятельная деятельность детей. Дети расписывают силуэты дымковских барышень.
По окончанию росписи, предлагается посмотреть на все работы.
Барышня: « Спасибо вам, ребята, как красиво, аккуратно украсили юбки моим подружкам. Правильно выбрали цвет краски, элементы росписи.
- Молодцы, ребята. Я обязательно к вам приду ещё со своими дымковскими друзьями.
Читайте также: