Конспект занятия по рисованию в средней группе укрась юбку дымковской барышни

Обновлено: 07.07.2024

-Закреплять знания детей о дымковской игрушке, ее многообразии, характерных признаках, особенностях узоров и элементах (круги, кольца, точки, полосы) .

-Закреплять представление детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек

-Учить украшать орнаментами бумажные фигурки, использовать в работе навыки рисования знакомых элементов.

-Развивать чувство цвета, эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

-Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

-Активизировать в речи слова и выражения: барышня, дымковский узор, тычком, расписывать, обжигать, температура.

Предварительная работа :

1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании.

2. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

3. Рисование элементов дымковской росписи.

1. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры [Текст]: Учебно–методическое пособие / О.Л. Князева.

2. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.

Ход образовательной деятельности:

Организационная часть.

Дети входят в группу, воспитатель обращает внимание на коробку, в которой лежат дымковские игрушки.

Воспитатель: Посмотрите, на столе стоит коробка. Ребята, вы знаете, что лежит в коробке? (ответы детей)

Воспитатель: Смотрите рядом лежит письмо. Давайте прочитаем его. «Ребята, чтобы узнать, что в коробке вам нужно отгадать загадку :

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные,

Белоснежны как березки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Простой казалось бы узор,

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы отгадали загадку. (воспитатель открывает коробку, достаёт дымковские игрушки). Правильно, молодцы! Это дымковские игрушки.

Эти игрушки нам прислали дымковские мастера из далёкой деревни Дымково.

Воспитатель: Из чего сделаны эти игрушки? (из глины)

Воспитатель: Да, сначала их лепили из глины, затем обжигали в печах, красили белой краской, а затем расписывали узорами.

Воспитатель. Для чего нужны дымковские игрушки? (чтобы любоваться ими.)

Воспитатель: Есть игрушки, которыми играют, а есть те, которые служат для украшения, которыми можно любоваться.

Вам нравятся эти игрушки (Да) Почему? (Они очень красивые, яркие, весёлые, разноцветные.)

Воспитатель: Давайте расскажем стихи про дымковские игрушки.

1. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

2. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

3. Наша барышня в прекрасном

В ярком платье расписном,

Воспитатель. Про какую игрушку Сева рассказал стих? ( барышня )

Воспитатель. Правильно, посмотрите какой у барышни красивый наряд

Воспитатель. Ребята, давайте рассмотрим дымковских барышень. Посмотрите, какие красивые у них юбки, и все разные.

Воспитатель. Из каких элементов состоят узоры на юбке? (Круги, точки, полоски) .

Воспитатель: Какие цвета используют мастера для рисования узоров. (красный, оранжевый, жёлтый, голубой, зелёный)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь в коробке ещё что-то есть. (Достать шаблоны барышень )

Воспитатель: Что это? Дымковские барышни. Только какие-то они другие, что в них не так. (юбки не расскрашены)

Воспитатель: А что надо сделать, чтобы она стала настоящей дымковской барышней? ( Разрисовать юбку ) .

Но прежде чем приступить к работе, давайте немного поиграем.

Физминутка :

Мы игрушки расписные, (Стойка прямо, повороты влево, вправо)

Хохотушки вятские, (Улыбка друг другу с поворотом)

Щеголихи слободские, (Поворот вокруг себя)

Кумушки посадские. (Небольшие приседания)

У нас ручки крендельком (Показ рук вперед, на пояс)

Щёчки будто яблочки. (Легкие прикасания к своим щекам)

С нами издавна знаком (Стойка прямо)

Весь народ на ярмарке. (Поклон)

Воспитатель: А сейчас отправимся в мастерскую и распишем юбки нашим барышням.

Воспитатель: Проходите за свои рабочие места. Давайте ещё раз вспомним, какие бывают дымковские узоры. (на доске образцы)

Воспитатель: Выберите узор, который вам больше всего нравится и приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей.

Дети рисуют под негромкую русскую мелодию. Воспитатель помогает детям по мере необходимости.

В конце занятия всех барышень вывешиваем на доску.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня работали как настоящие дымковские мастера, и у вас получился прекрасный хоровод барышень.

Посмотри, как хороша,

Щечки алые горят,

Воспитатель: У всех барышень наряды красивые и у всех разные.

Воспитатель: Какие цвета вы использовали?

Воспитатель: Какие узоры рисовали?

Воспитатель: Очень нарядно и красиво вы украсили юбки дымковским барышням. Молодцы!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект по рисованию в средней группе

Продолжать знакомить детей с народным декоративным искусством (дымковской росписью).

Упражнять в приемах росписи: полосы вертикальные, горизонтальные, клетка, кольца, точки, пятнышки (примакивание); закреплять умение рисовать красками – гуашью, работать кистью.

Развивать чувство цвета, чувство ритма.

Воспитывать уважение к талантливым народным мастерам, создающим яркую народную игрушку.

Воспитатель: Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали его Дымково. Жили в том селе веселые и озорные люди. Любили они лепить веселые, яркие игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму, а когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, растает снег с полей, веселые люди выносят свои игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Веселые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называться дымковскими. Вот они перед вами. Хотите научиться делать такие игрушки? Сегодня мы попробуем расписать одну из дымковских игрушек – барышню.

Воспитатель:

-Какие фигурки лепят дымковские мастера?

- Из какого материала они лепят поделки?

- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Выделение элементов узоров по таблице: прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решетка.)

- Какие цвета использованы?

- Какого цвета больше?

- Какими приемами выполняются узоры? (примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

Воспитатель: Ребята, давайте нарядим эту барышню на ярмарку. Раскрасим ее юбку. (Дети выкладывают элементы росписи на юбке дымковской барышни.)

Мы игрушки расписные,

Наши руки крендельком,

Щечки будто яблочки,

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

Воспитатель: Посмотрите на дымковских барышень. У них широкие платья, юбка; фартуки красиво разукрашены. А вот у этих барышень платья белыми оказались! Они обиженные стоят в стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. (Воспитатель показывает приемы рисования.)

Дети раскрашивают барышень. Воспитатель оказывает помощь затрудняющимся детям в выборе красок и составлении композиции из узоров дымковских игрушек, следит за осанкой.










№ 6302 Конспект в средней группе "Укрась юбку дымковской барыне"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 19

Конспект

организованной образовательной деятельности

по декоративному рисованию

в средней группе

Тема : "Укрась юбку дымковской барыни"

Подготовила:

Ширяева Т.Ю

2020 год

Цель: обогащать представление детей о народном декоративном искусстве: дымковской игрушки ( барыня).

Задачи:

Образовательные : продолжать учить детей самостоятельно украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, кольцами, прямыми линиями, ) юбки кукол- барышень. Учить уверенно, проводить прямые линии ( без отрыва кисти).

Развивающие : Развивать у детей чувство цвета, формы, пропорций, глазомер, вызывать интерес к народному творчеству.

Воспитательные: Воспитывать любовь и интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству, умение радоваться результатам своего труда.

Материалы и оборудование:

Для педагога: костюм Барыни, аудиозапись русско-народной мелодии, скамейки, образцы барышень с различным узором на юбках, отдельно изображенные элементы дымковской росписи, краски гуашь, кисти, ватные палочки, банка с водой, лист бумаги с изображением дымковской барышни.

Для детей: Краски гуашь (разных цветов на палитре), лист с изображением дымковской барышни, у которой юбка без узора, кисти, ватные палочки, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).

Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно- эстетическое, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

Знакомство с дымковскими игрушками. Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций с их изображением. Беседа о технике изготовления дымковских игрушек.

Рассматривание красивых юбок с различными узорами.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель находит платок русско-народный и письмо:

"Дорогие ребята, я хочу вас пригласить в свою горницу и показать и рассказать вам много интересного. Чтобы попасть ко мне, вам нужно укрыться волшебным платком"

Дымковская барыня

Ход:

Детиоказываются в горнице Дымковской барыни, где их она и встречает.

Барыня:

Здравствуйте, ребята. Я очень рада что вы нашли мое письмо и оказались у меня. Меня зовут Дымковская Барыня. А что бы узнать обо мне побольше, прошу вас пройти в горницу и сесть на скамеечки.

Барыня:

Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки появилось большое село. Каждое утро люди встают, затапливают печи, и из трубы домов вьется голубой дымок. Домов в селе много и казалось, что оно всё в дыму. Так и прозвали мое село Дымково. (картинка с. Дымково)

Живут в этом селе люди веселые, смекалистые, творческие. В нашем селе нет такого количества игрушек, как сейчас у вас. И взрослые задумались, чем порадовать детей. И вот, набрали они на берегу глину, лепили из неё разные забавные фигурки, обжигали их в печи, покрывали мелом и расписывали красками.

Разные фигурки делали (уточку, лошадку, барышню, оленя) а потом продавали их в разных городах и селах на ярмарках.

- Ребята, а вы знаете, что такое ярмарка? (нет)

Ярмарка - это большой праздник, устраиваемый в одном месте, с торгами, развлечениями и увеселениями. Со всех городов съезжались на ярмарку мастера-умельцы, свои изделия показать, расхвалить.

Барыня :

Посмотрите на мой необычный наряд. На голове у меня кокошник, яркая кофта и пышная расписная юбка.

Ребята, а какими узорами украшена моя юбка?

Ребята, а вы знаете, что обозначают элементы росписи на игрушках? (нет)

- Круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода. (картинки )

– Ребята, хотите и вы побывать в настоящей мастерской и побыть мастерами?

Мастеров сейчас на месте нет, но они для вас оставили все свои инструменты и каждому по одному изделию- барышне, юбку которой вы должны будете украсить, а потом на ближайшей ярмарке мастера будут ими торговать. Поэтому сегодня должны все постараться.

– Проходите в мастерскую за столы (включается тихая музыка)

Раз, два, три, четыре, пять,
Чтобы мастерами стать
Все присели, все нагнулись,
Все друг другу улыбнулись
Две пружинки, три прыжка,
И похлопали слегка
Вокруг себя пару кругов,
И превратились в мастеров

Сначала я покажу вам, как мы будем украшать нашу барышню.

Как мы берём кисточку?

Правильно, тремя пальчиками у железного наконечника. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок.

Вначале возьмем кисточку и нарисуем прямые горизонтальные линии и вертикальные линии желтой краской ( Макаю кисть в воду и о край баночки снимаю лишнюю каплю. Обмакну кисть об салфетку)

Получилась сеточка. Затем берем ватную палочку, обмакиваем в воде, набираем красную краску и рисуем кружочки, не закрашиваем их. После этого берем другую ватную палочку и проставляем точки в этих кружочках синего цвета.

Вот такая юбка у нашей Барышни получилась. А теперь, посмотрите на своих кукол. Какие они красивые! А вам самим нравятся ваши работы?

Все игрушки не простые,

Белоснежны, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

Барыня:

Ребята, какие вы все сегодня молодцы. я очень рада что вы побывали у меня в гостях, но вам пора возвращаться. Я очень надеюсь что мы с вами еще увидимся. (дети закрывают глаза, воспитатель снимает наряд и обсуждают свое путешествие)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из полос, кругов, колец, точек.

Рисовать узор на силуэте юбки дымковской барышни.

Учить рисовать концом кисти черточки, точки – приемом тычка, всей кистью – полосы, круги, кольца.

Развивать эстетическое восприятие чувства света, умение использовать в дымковской росписи яркие сочные цвета красок.

Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно- прикладному искусству.

Создать интерес к дымковской игрушке.

Активизировать в речи слова и выражения: барышня, дымковский узор, тычком, расписывать, обжигать, температура.

Предварительная работа:

Рисование платочков для дымковской барыни.

Беседа о технике изготовления дымковской игрушек.

Лепка утки с утятами.

Работа с трафаретами дымковских игрушек.

Материалы и оборудование:

Взрослый костюм барышни.

Плоскостные фигурки дымковских игрушек.

Объемная дымковская барышня.

Силуэты дымковских барышень.

Мольберт, гуашь, изопринадлежности.

Образцы элементов росписи.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 15 общеразвивающего вида

г. Туймазы Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

непосредственной образовательной деятельности

по рисованию в средней группе

провела воспитатель 1 категории

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с узором дымковской росписи, состоящим из полос, кругов, колец, точек.

Рисовать узор на силуэте юбки дымковской барышни.

Учить рисовать концом кисти черточки, точки – приемом тычка, всей кистью – полосы, круги, кольца.

Развивать эстетическое восприятие чувства света, умение использовать в дымковской росписи яркие сочные цвета красок.

Воспитывать интерес к народным традициям, к декоративно- прикладному искусству.

Создать интерес к дымковской игрушке.

Активизировать в речи слова и выражения: барышня, дымковский узор, тычком, расписывать, обжигать, температура.

Предварительная работа:

Рисование платочков для дымковской барыни.

Беседа о технике изготовления дымковской игрушек.

Лепка утки с утятами.

Работа с трафаретами дымковских игрушек.

Материалы и оборудование:

Взрослый костюм барышни.

Плоскостные фигурки дымковских игрушек.

Объемная дымковская барышня.

Силуэты дымковских барышень.

Мольберт, гуашь, изопринадлежности.

Образцы элементов росписи.

- Как вы думаете, кто я? (дымковская барышня)

- В каком селе я живу? (в селе Дымково)

- А кто делает дымковских барышень, как я? (народные умельцы)

- Ребята, я по вашим внимательным глазам вижу, что вы знаете, как народные умельцы лепят и расписывают дымковские игрушки. Знаете? (да)

- Давайте вместе с вами расскажем сказку. Я начну, а вы мне помогайте:

Сказка сказывается, а дело делается.

-Из чего лепили игрушки? (лепили из глины)

-Какого цвета использовали глину?(глину красного цвета)

-После лепки фигуры ,что делали?(покрывали белой краской и сушили при комнатной температуре).

- А потом расписывали и обжигали в печи.

- Чем расписывали дымковские игрушки? (цветным узором).

- Какие использовали краски? (яркие – красную, синюю, зеленую, желтую)

- Посмотрите какие элементы использовали умельцы (Показ образцов росписи: полосы, кружки, кольца, точки)

Барышня показывает на листе бумаги рисование полос, кружков, колец, точек совместно с объяснениями детей как рисовать.

- Молодцы ребята, помогли мне рассказать сказку о дымковских игрушках.

Дружно встанем мы опять,

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы – ярки и горячи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем дружно рисовать.

- Посмотрите, а вас дожидаются мои подружки в ярких кофтах, кокошниках, но почему-то они грустные? (юбки без узора).

- Сейчас я вас превращу в народных умельцев и вы распишите юбки моим подружкам.

- Проходите за свои рабочие места и творите чудеса, расписывайте юбки знакомым узором.

Барышня проводит индивидуальную работу:

С чего ты начнешь рисовать? Какой выберешь цвет кружочков? Как будешь рисовать колечки? С какого места начнешь рисовать кружочки и т.д.

Самостоятельная деятельность детей. Дети расписывают силуэты дымковских барышень.

По окончанию росписи, предлагается посмотреть на все работы.

Барышня: « Спасибо вам, ребята, как красиво, аккуратно украсили юбки моим подружкам. Правильно выбрали цвет краски, элементы росписи.

- Молодцы, ребята. Я обязательно к вам приду ещё со своими дымковскими друзьями.

Читайте также: