Экологические факторы и их влияние на живые организмы 5 класс конспект и презентация

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Охрана природы.

Учебник №5 биология 5 класс

Автор: В.В. Пасечник

Создание условий для формирования представлений о экологических факторах, познакомить учащихся с влиянием антропогенного фактора на природу.

Планируемые образовательные результаты:

1) Выделять существенные признаки экологических факторов природы

2) Различать на рисунках факторы неживой, живой природы и антропогенные.

3) Сравнивать факторы неживой и живой природы.

3) Определять принадлежность природных условий к различным экологическим факторам.

4) Объяснять роль антропогенного фактора на природу.

Метапредметные

1) Уметь работать с текстом, выделять в нем главное.

2) Уметь работать с рисунками в учебнике и выделять в них главное.

3) Анализировать и оценивать информацию, переводить из одной формы в другую.

1. Проявлять учебно-познавательный интерес к живой природе, ее многообразию.

2. Вызывать у учащихся желание охранять природу.

Тип урока : комбинированный

Оборудование: учебник, карточки для проверки домашнего задания,

компьютерная презентация, карточки для закрепления нового материала, стаканчики с семенами для проведения исследования.

1 этап Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку (наличие тетрадей, учебников и ручек).

Заявка на оценку

Поставьте на полях оценку, которую вы хотели бы получить.

2 этап Проверка домашнего задания.

Задание 1. Н апротив каждого живого организма в таблице, напишите среду жизни этого живого организма.

Задание 2. В каждой строке найдите лишнее понятие (подчеркните его) и объясните, почему оно лишнее.

1. Акула, дельфин, тигр.

2. Вши, блохи, кукушка.

3. Грач, белка, карась.

4. Кит, окунь, дождевой червь.

5. Слон, жираф, аскарида.

3 этап Постановка учебной задачи

Учитель . Послушайте стихотворение и подумайте, о ком и о чем оно.

Среда обитания

У осла и соловья,

У лисы и журавля,

У стрекоз и муравья

-Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно

Свой режим и дня и ночи,

И у каждого своё

Лишь своё меню обеда,

А в дороге изберут

У букашки и у птички.

Тем-то каждый и хорош,

Что на прочих не похож.

Учитель. Сформулируйте тему урока и учебные задачи

(1балл за каждый правильный ответ)

Учитель: У каждого живого организма есть своя среда обитания, к которой он приспособлен.

Хорошо ли им жить в своей среде?

Учитель: Хорошо, да не очень. Почему?

(Потому что, на них действуют условия среды обитания, которые могут изменяться)

Учитель: Приведите примеры условий среды.

Учитель : Условия среды еще называют экологическими факторами среды.

Изучением факторов среды обитания, которые влияют на живые организмы, занимается наука ….

По этому факторы окружающей среды – по другому можно назвать ….

( экологическими)

Итак, тема нашего урока называется….. (Экологические факторы)

4 этап. Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель: Вы уже знаете, что природа делится на живую и неживую. В связи с этим различаются экологические факторы… (живой и неживой природы)

Биотические

Абиотические антропогенные

2.Физкультминутка

3.Самостоятельная работа с учебником

Учитель: устно на вопросы:

Какие условия среды относятся к факторам неживой природы?

(температура, свет, влажность, количество кислорода, соленость воды)

Учитель: Приведите примеры влияния факторов живой природы на живые организмы?

(дятел долбит дупло; дупло становится домом для птиц; птенец, выпавший из гнезда становится добычей для других животных; навоз слонов среды выживания навозных жуков; растительноядные животные поедают

съедобные растения; паразиты живут на других животных; хищники и добыча; мелкие грызуны пища для змей; норки грызунов укрытие для змей)

Учитель: Как же экологические факторы могут влиять на организмы?

4.Проведем небольшую исследовательскую работу:

Цель: Как влияет экологический фактор – влажность на прорастание семян фасоли?

Ответьте устно на вопросы:

  1. Что произошло с семенем, которое находилось целиком в воде?
  2. Что произошло с семенем, которое находилось без воды?
  3. Что произошло с семенем, которое только смачивалось водой?

Учитель: Вывод : экологический фактор влажность, может оказывать влияние на организмы, как благоприятное, так и неблагоприятное.

При благоприятном влияние влажности семена прорастают, а при неблагоприятном влиянии, чувствуют себя плохо и даже погибают.

5. Работа с тетрадью:

Экологические факторы

Благоприятные Неблагоприятные

6.Учитель: ответьте устно на вопросы:

Что называется антропогенными факторами?

(Антропогенные факторы – разные формы влияния хозяйственной деятельности человека на природу.)

Учитель: Приведите примеры антропогенных факторов?

(вырубание лесов; распашка степей; строительство платин на реках; взведение городов; сооружение мусорных свалок)

7.Учитель: Заполните таблицу, распределив следующие понятия по видам экологических факторов (на слайдах презентации картинок с изображением разных экологических факторов)

(2 балла, если нет ошибок)

  • Пожар в лесу по вине человека,
  • Белка грызет орехи,
  • Косуля поедает траву,
  • Человек строит скворечник
  • Загрязнения атмосферы выхлопными газами автомобилей
  • Шторм на море
  • Бегемот греется на солнце
  • Шмель опыляет клевер

Учитель : проверяем заполнения таблицы (читают ответы по цепочке)

Учитель: Ребята как человек может повлиять на живые организмы? Приведите примеры.

(1 балл за каждый правильный ответ)

Учитель: но человек не только отрицательно влияет на природу, есть и положительные действия по отношению к окружающей среде.

1) Создание красной книги – увеличение численности растений и животных.

2) Посадка деревьев.

3) Создание плантаций устриц, водорослей.

4) Разведение и выращивание ценных пород рыб.

5) Разведение и расселение исчезающих растений и животных.

5 Этап. Рефлексия

Учащиеся должны проговорить, что они узнали. (2 -3 учащихся)

6. Домашнее задание

Учить конспект. Повторить параграфы 1-5, подготовиться к контрольной работе.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 072 материала в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 16.10.2021 316
  • DOCX 57.5 кбайт
  • 14 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Олейник Валерия Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Мельниченко Дарина Андреевна
5-а класс
г. Тюмень Школа № 15

2. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

3. Экологические факторы и их влияние на живые организмы

4. Определение экологии и экологических факторов

Экологический
фактор Это любой элемент среды,
способный оказывать
прямое или косвенное
влияние на живые
организмы хотя бы на
протяжении одной из фаз
их индивидуального
развития.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Экологические факторы Биотические и Антропогенные.docx

Цель: сформировать представление о биотических и антропогенных экологических факторах, разных формах взаимодействия между организмами: отрицательными, положительными

Предметные: Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Знание правил поведения в природе и мер по ее охране

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и взаимооценки. Постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоили, и то, что еще нужно изучить

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Личностные: Осознание существования разнообразных взаимоотношений между живыми организмами природе. Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил поведения в природе

1.Организационный этап.

2.Актуализация знаний.

- Что вы изучали на прошлом уроке?

- Давайте проверим, как вы запомнили определения с урока. Мы вам будем называть определение, а вы должны назвать к какому фактору оно относится ( задание зачитывается по рядам ):

1) Факторы неживой природы, которые влияют на жизнь организмов, называются ……… (абиотические).

2) Факторы, которые связаны с деятельностью человека, называются ………. (антропогенные) .

3) Факторы, которые связаны с деятельностью живых организмов и их влиянием друг на друга, называются …….. ( биотические).

- Какие факторы вы уже изучили? (абиотические).

- Какие сегодня будем изучать? ( биотические, антропогенные)

3.Мотивация и целеполагание.

- В природе все соединены тысячами тончайших, но очень крепких нитей – экологическими связями. И чтобы разумно воздействовать на природу, нужно как следует изучить и понять взаимодействие этих связей, иначе можно навредить всему живому.

4. Открытие новых знаний.

- Посмотрите на экран и скажите, с какими факторами мы сейчас познакомимся (на картинках изображены бабочка на цветке, хищник и жертва, паразитизм, конкуренция).

- С какими же факторами мы начнём знакомство? ( с биотическими).

- На какие две группы их можно разделить? ( полезные и вредные; положительные или отрицательные).

1.Взаимополезные (записать в тетрадь):

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

У лесной дорожки Солнышко на ножке.

Серединка золотая, а юбочка белая. ( Ромашка)

Вызвать 3-х учеников, каждому дать картинку – 2 цветка и бабочка. Каждый должен объяснить свою роль в этом взаимоотношении.

- Запишите первый пример – Насекомое и цветок .

2)Посмотрите на картинку на экране. Между какими организмами взаимодействие? ( гриб и дерево )

В чем польза грибу? ( растение создает органические вещества и делится с деревом ).

В чем польза дереву? ( грибы всасывают грибницей воду и минеральные соли и делятся с деревом )

- Отгадайте кроссворд , в котором ключевое слово будет название взаимовыгодного сожительства двух организмов.


Презентация на тему:”Экологические факторы и их влияние на живые организмы” К уроку биологии в 5 классе. ГАОУ “Брянская кадетская школа” Учитель биологии: Пахтыбаева Лилия Федоровна.


Задания для 2 группы










Небо светло-голубое. Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает Цветы,деревья и трава, Горы,воздух и листва, Птицы,звери и леса, Гром,туманы и роса, Человек и время года-это …




Задания для 1 группы: Прочитать текст учебника на стр.91-92”В чем заключается воздействие экологических факторов’’ 2.Объяснить,какое значение для живых организмов имеют факторы неживой природы: солнечный свет,температура,вода и воздух .



Задания для 2 группы 1.Прочитать текст учебника на стр.92 “Живые организмы’’. 2.Отгадать загадки и объяснить о каком виде взаимоотношений между живыми организмами идет речь.


1.Стой,плотва и караси! И пощады не проси: Я-хозяйка здесь в пруду, На охоту я иду . 2.Кровь попить у детворы Любят летом комары, Потому,что кровососы- Надоеды-пискуны.


Аксарь-Укащ Акшамор-Абакчоб Подберезовик-подосиновик-опята


3.Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком- Он поделится медком. Два организма взаимополезны, Связаны вместе ну просто железно. Жить в одиночку? Огромный вопрос. Такое сожительство есть симбиоз.


В сенокос горька, А в мороз сладка . Что за ягодка? Г



Задания для 3 группы 1.Прочитать текст учебника на стр.92”Живые организмы” 2.Рассмотреть картинки и определить,о каком влиянии человека идет речь

Читайте также: