Конспект занятия по рисованию дымковская лошадка

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: изображение лошадки, гуашь, кисти разных размеров, дымковская игрушка – лошадка.

Привлечение внимания: Ребята, посмотрите, какая лошадка пришла сегодня к нам в гости.

Рассматривание игрушки: Какого она цвета?

Что нарисовано на её шерстке?

Посмотрите, к нам пришла еще одна лошадка.

Чем похожи лошадки?

Лошадка просит нас украсить ее шерстку такими же рисунками. Поможем ей? Каким цветом нарисуете кольца? Круги? Линии?

Перед тем ,как украсить нашу лошадку давайте разомнем наши пальчики

Рисование: Теперь возьмите кисть в правую руку, тремя пальчиками, украсьте лошадок.

Рассматривание работ: Какие красивые лошадки у вас получились, украсили их точками, линиями, кругами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию.

Цель: учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию.

Образовательные: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки). Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии). Подбирать краски (сочетание цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная). Упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти.

Развивающие: развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.

Материал и оборудование: иллюстрации дымковских игрушек (для демонстрации, лошадки из соленого теста, (можно силуэты), таблицы с изображением элементов дымковской росписи, рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой.

Предварительная работа: беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи. Разучивание стихов по теме.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек, а каких отгадайте:

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша, эта девица-душа

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет.

Песню тихую поет.

О каких игрушках идет речь в этих стихах? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках.

Воспитатель: А творчеству дымковской росписи более 400 лет. Начали делать такие игрушки очень-очень давно, в селе с красивым названием Дымково. (Дети повторяют название). Так и назвали эти игрушки – дымковские (дети повторяют). Их можно узнать по этим красивым узорам. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии – воду, а пересечение прямых линий (ромб) - землю. Посмотрите сколько тут красивых, ярких, нарядных предметов. Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские мастера делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки, (показываю детям дымковские игрушки)

Воспитатель: - Сегодня мы с вами попробуем себя в роли таких же мастеров и украсим дымковскую игрушку. Ребята, скажите, какие дымковские игрушки вы знаете? Назовите их.

Дети перечисляют: - Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова…

Воспитатель: - Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым.

Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек?

Воспитатель: - Молодцы, все ответили правильно - это малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый. А какой самый главный цвет остается в росписи? (ответы детей)

Воспитатель: - Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок.

Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их. (Ответы детей)

Воспитатель: - Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно: круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг, прямую и волнистую линию…

Дети выполняют задание.

Воспитатель: - А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня. Сначала мы нарисуем мелкие детали - это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза, какой краской? (Ответы детей)

Воспитатель: - Правильно глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём "тычка". А ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву.

Воспитатель. - А чем вы украсите своего коня? (Ответы детей)

Воспитатель: - Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца. Молодцы. Теперь я предлагаю вам раскрасить лошадок, как мастера. Приступайте к работе.

Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь.

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем по шире - на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Дети заканчивают работу, моют руки.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка!

Дети: - Да! Игрушки яркие, праздничные.

В конце занятия выставляются все расписанные лошадки. Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы.

1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
2. Что тебе больше всего здесь понравилось?
3. Что особенного в этой работе?
4. Чем отличается от других эта работа?

Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры.

Воспитатель: - Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера.

Воспитывать у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.

Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.

Развивать речевую активность, навыки общения. Обогащение и активизация словаря за счет слов: глиняная, дымковская, яркая, русские мастера, русские умельцы. Упражнять в правильном звукопроизношении, фразовой речи.

Продолжать формирование эмоционального восприятия русской культуры через дымковскую игрушку. Воспитывать желание самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи. Создать у детей чувство сопереживание, желание помочь лошадке и радостные эмоции в том что смогли помочь.

• Рассматривание иллюстраций, образцов дымковской игрушки.

-иллюстрации дымковской игрушки (лошадки – бумажные заготовки для рисования на листе , гуашь красного, оранжевого, синего,зелёного и черного цвета, ватные палочки, салфетки для рук.)

- Ребятки, сегодня к нам в гости пришла необычная гостья. А чтобы узнать кто она, нам необходимо отгадать загадку. Попробуем отгадать? (ответы детей)

Кто там скачет по дорожке? Цок-цок-цок.

У кого так резвы ножки? Цок-цок-цок.

Шелковиста ее грива,

Весела она, игрива.

У нее так шерстка гладка,

Это к нам бежит … (Лошадка)

- Какие вы молодцы ребята, отгадали загадку. А вот и наша гостья, дымковская игрушка-лошадка. Давайте поздороваемся с ней, но сделаем это особенно, чтобы наша лошадка запомнила таких хороших детей.

Здравствуйте ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп. (3 раза хлопают в ладоши)

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ. (3 раза топают ножками)

Здравствуйте губки! Чмок, чмок, чмок. (имитация поцелуя)

Здравствуй мой носик! Пим, пим, пим. (гладят кончик носа)

Здравствуйте ребятки! (поворачиваются к друг другу и улыбаются)

-Какие молодцы поздоровались с лошадкой.

-Ребята я вам расскажу от куда произошла наша дымковская игрушка .

Вятский край издавна славился художественными промыслами. Работы талантливых народных умельцев были известны ещё в далёком прошлом. Ласково и нежно называют эту игрушку –Дымка. Почему игрушка могла получить такое название ?Игрушку называют Дымковской по месту её проживания .С высокого берега Вятки ,на котором стоит город Киров видно село Дымково .Зимой ,когда топят печи всё село как будто в дыму ,в дымке. От сюда и появилось это название и игрушки.

-Ребята, а что случилось? Почему наша гостья, дымковская игрушка-лошадка, не веселая? Вы знаете, что могло произойти?

Ответы детей (плохое настроение, она заболела).

-Давайте спросим у самой лошадки? Какая беда с ней приключилась.

-Лошадка, что с тобой приключилось?

Лошадка: - я с друзьями гуляла под дождем, и все красивые узоры смыло водой. И теперь веселые лошадки стали грустными, потому что они уже не нарядные, а просто белые.

-Дети, посмотрите на нашу гостью, дымковскую игрушку-лошадку. Обратите внимание, сама лошадка белая, хвост и грива черные.

-Ребята, какими узорами украшена наша дымковская игрушка-лошадка?

Ответы детей (кружочками).

-А кружочки, какими цветами раскрашены?

Ответы детей (синими, красными,оранжевыми черными,зелёными ).

-А ушки ,какими цветами?

-Посмотрите внимательно, кружочки и полосочки у нее одинакового размера?

Ответы детей (нет, большие и маленькие)

Ах, лошадка, какая грива черная.

По бокам кружочки

Точки, точки, точки.

- Давайте мы с вами поможем ее друзьям, чтобы они вновь стали нарядные и веселые.

- Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и нарисуем нашим лошадка красивые узоры. И тогда они тоже будут улыбаться.

Мы поскачем, скачем, скачем

Цок, цок, цок, цок!

(дети поочередно топают ножками)

Я лошадка-серый бок!

(повороты, ручки на талии)

Я копытцем постучу

(ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу!

(легкий бег на месте).

-Ребятки, садитесь на свои места, там вас ждут грустные лошадки и украсте их, чтобы они тоже улыбались.

-Чтобы нарисовать кружочки нашим лошадкам, для этого надо взять ватную палочку, обмакнуть ее в краску, и аккуратно приложить ее на бочок к лошадки (показ) А что б нарисовать полоску нужно взять другую палочку и обмакнуть так же в краску и провести сверху вниз.

-Посмотрите ребята, какие красивые, яркие и нарядные получились у вас лошадки, они уже улыбаются, значит, им тоже все нравится.

(Рассматривание детских работ).

-Вам понравилось разрисовать лошадок?

Ответы детей (да)

-Какие узоры вы рисовали?

Ответы детей (кружочки, точки и полоски).

Чем вы их раскрашивали?

Ответы детей (ватными палочками).

Ответы детей (синими, красными,оранжевыми ,зелёным и черный).

-Я очень рада за вас, молодцы! Все справились, были активными, внимательными и дружные! Лошадка благодарить Вас.

Задачи:

  • закрепляь умение создавать узоры по мотивам дымковской игрушки, передавая ее характерные особенности;
  • продолжать учить детей рассматривать дымковские игрушки, выделяя детали узора (колечки, круги, точки, линии);
  • учить детей расписывать коня по мотивам дымковской игрушки, используя элементы росписи: кружки, кольца, точки, мазки, линии;
  • закрепить знание цветов, используемых в дымковской росписи и умение сочетать их;
  • воспитывать любовь к художественному слову;
  • развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора;
  • развивать память, мышление;
  • способствовать развитию художественного творчества.

Игровое и дидактическое оборудование: бумажные формы коня дымковской игрушки на каждого ребенка; изделия дымковского промысла; фотоиллюстрации с изображениями дымковских игрушек; гуашь; кисти; палочки-тычки; подставки для кисточек; губки; баночки для воды.

Техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, компьютеры для детей.

Ход занятия.

Организационный момент.

Рассказ о селе Дымково.

Воспитатель: Далеко – далеко, за дремучими лесами, за зелеными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе веселые, озорные люди, любили они лепить веселые яркие, красочные игрушки, свистульки. А по имени этого села игрушки и стали называть дымковскими.

Много их сделали мастера за долгую зиму, чтобы участвовать в ярмарке. Но вдруг они обнаружили, что совсем нет игрушек-коней. Чем мы можем помочь мастерам? (ответы детей). Как мы передадим мастерам наши работы?(ответы детям).

Основная часть.

Воспитатель: Да, ребята, как мастера из села Дымково, мы с вами распишем коня. Посмотрите на картинки.
На мольберте картинки с изображением дымковских коней:
Конь бежит,
Земля дрожит.
В поле травушка – муравушка
Ничком лежит.

Воспитатель: Эти кони украшены дымковской росписью. Скажите, какие элементы вы видите? (Ребенок выходит, показывает и называет элементы росписи). Вспомните, как рисовать круги, кольца, мазки, точки, линии? (1 – 2 ребенка выходят и на мольберте показывают, как рисовать). Обратите внимание вот на этот элемент. (Воспитатель показывает на отдельно нарисованный элемент – зигзагообразную линию). Как он называется?( «зигзагообразная линия). Скажите, какие лучше подобрать цвета красок для игрушки лошадки? (Светлые – для росписи туловища, и темные – для гривы, хвоста, копыт). Почему ты так думаешь? (Потому, что игрушечная лошадка должна быть веселой, праздничной).

Воспитатель: Перед расписыванием гуашью наших коней мы составим узор коня на образце в компьютере.

С нами в салочки

Практическая работа
Дети приступают к самостоятельной работе.

Итог занятия.

Задачи:
Обучающая: учить детей украшать фломастером нарисованную лошадку, наносить точки, рисовать круги, волнистые линии.
Развивающая: развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета; интерес к народному творчеству.
Воспитательная: воспитывать желание помогать игровым персонажам, самостоятельно расписывать игрушку по мотивам дымковской росписи.




Материал: вырезанный силуэт дымковской лошадки, фломастеры, цветной картон (круг), клей и дыроколом вырезанные кружки разного цвета.

Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил
Кони глиняные мчатся
На подставках что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.

Ребята, мы с вами расписывали вылепленную из глины дымковскую лошадку, а теперь попробуем раскрасить, она будет у нас из бумаги. Превращаемся в художников. Давайте вспомним, какие узоры есть в этой росписи? Выслушиваю ответы детей. Теперь нам надо подготовить фломастеры, берём синий, красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, чёрный цвет и приступаем к работе. Ребята наносят узор на лошадку, я подсказываю, как лучше сделать, какой цвет подобрать, чтобы сочеталось. И вот, наши лошадки превратились в прекрасных дымковских коней. Чтобы ручки отдохнули, проведём пальчиковую гимнастику.
Есть у нас игрушки
Есть у нас игрушки: (Хлопки)
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки.)
Мишка мягкий меховой,( Сжимают и разжимают пальцы).
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев)).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой).
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши).

А теперь приступим ко второй части нашего занятия. Нам нужно наклеить нашу лошадку на фон (круг) и украсить кружочками. Цвет кружков ребята выбирают по желанию. Так же проявляют воображение, как лучше наклеить кружки. Спасибо, ребята, у вас получились прекрасные расписные дымковские лошадки.

Читайте также: