Конспект занятия по рисованию береза зимой

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования детского сада "Солнышко", структурного подразделения Северного педагогического колледжа, г. Серов
Мастер-класс предназначен для воспитателей, педагогов дополнительного образования, студентов педагогических колледжей, родителей и рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие творческих способностей при рисовании эмоционально-выразительных образов с использованием художественных средств.
Задачи:
• формировать умение детей варьировать средствами изображения зимних деревьев различными материалами и техниками;
• совершенствовать технические навыки владения акварелью в технике а-ля-прима, гуашью в технике мазка, применяя разбел;
• развивать композиционное чутьё, умение эмоционально владеть цветом в изображении зари;
• воспитывать интерес к любованию и познанию природы, навыки сотворчества со сверстниками.
Назначение рисунка: для украшения интерьера комнаты, природного уголка в детском саду, изготовления открытки.



С.Есенин (1913г.)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Материалы: альбомный лист, простой карандаш, свеча, акварель, кисть беличья, поролон, стакан с водой.




2. Справа и слева от ствола рисуем ветви, которые сначала тянутся вверх, а затем плавно опускаются вниз (чем выше ветви, тем короче)



3. У каждой взрослой ветки есть веточки-деточки (ветки не должны получиться слишком мелкими, иначе сложно будет осуществить нанесение воска)



4. Ствол и каждую веточку необходимо закрасить-обвести уголком свечи (нажим достаточно сильный)
5. При определённом наклоне листа становятся видны восковые линии, это позволит не пропустить ни одной ветки; также можно заполнить воском сугробы и нанести в воздухе точки-снежинки



6. Поролоном или толстой кистью смочить весь лист водой для нанесения акварели в технике а-ля-прима (рисование по-мокрому)




8. Волшебство, которое происходит при заливке акварелью, не передать словами: заснеженная берёзка как бы возникает из ниоткуда, поражая воображение дошколят




В качестве вариативности, рисунок берёзы можно дополнить аппликацией заснеженной ёлочки (дети постарше могут дорисовать ёлочку сразу на листе с берёзой, в этом случае необходимо в гуашь добавить каплю моющего средства для посуды, типа Фейри, иначе воск не перекроется гуашью).

Материалы: лист бумаги пастельных тонов, гуашь зелёная и белая на палитре, кисть плоская щетинная, ножницы для вырезания.





3. Начинаем изображение ели с нижнего яруса: примакиваем кисть всей плоскостью, нанося широкие вертикальные мазки близко друг к другу (каждый мазок получается сразу двухцветный, с разбелом – такой мазок характерен для уральской домовой росписи)

Развивать у детей мелкую моторику, эстетическое воспитание. Продолжать воспитывать интерес к природе.

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию

в старшей группе с элементами нетрадиционного рисования

Программные задачи: Учить детей рисовать зимнюю березу. Передавать характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнышками, тонкие изогнутые ветки). Закреплять навыки рисования с гуашью, умение детей пользоваться кистью, проводить тонкие линии. Продолжать обучать правильным способом действия полусухой жесткой кистью при рисовании изморози на ветках. Продолжать использование нетрадиционных способов, рисование падающего снега – пальчиком. Развивать у детей мелкую моторику, эстетическое воспитание. Продолжать воспитывать интерес к природе.

Раздаточный материал : тонированные альбомные листы голубого цвета, с нарисованными сугробами (подписанные). Краски гуашь (белая, черная, кисти жесткая и мягкая, подставки для кисточек, салфетки, стаканчики с водой (на каждого).

Вызов интереса и постановка цели.

Дети стоят возле своих мест.

- Ребята, какое сейчас время года? (зима)

- Ребята, а что вам нравиться зимой?

- Вот так в своем стихотворении С. Есенин словесно изобразил березку.

- Сегодня на занятии мы нарисуем свою зимнюю березку.

Посмотрите, какую березку нарисовала я.

- Внимательно рассмотрите березку, какие части есть у березки? (ветки, ствол)

- На что по форме похож ствол? (дорожку, палочку)

- Какого цвета ствол? (белого) Что есть на стволе? (черные пятнашки)

- Одинаков ствол вверху дерева и внизу? А что можно сказать о нем? (вверху ствол уже, внизу шире)

- На что по форме похожи ветки? (ниточки, шарфики, веревочки)

- Как расположены ветки? (с каждой стороны ствола, слева и справа)

- Куда смотрят ветки у березы? (в низ)

- Посмотрите есть главные ветки они толще, и они начинаются от самого ствола, от них отходят тонкие веточки.

- Чем покрыты ветки березы? (изморозью)

- Где расположено дерево на листе? (по центру или по середине листа)

- Что еще есть на картинке? (падающий снег, сугробы)

Показ способов изображения

- А сейчас я вам покажу, как рисовать зимнюю березку.

- Как вы думаете, что сначала мы будем рисовать? (мы будем рисовать ствол)

Но ствол вы уже рисовать умеете, поэтому его вы нарисуете сами.

- Я покажу, как рисовать ветки.

- Берем белую краску. Начинаем рисовать главные ветки. Ветки рисуем с сверху ствола, с каждой стороны, рисуем сначала ветку всем ворсом, проводя линию вверх. Затем постепенно опускаем ветку вниз и поднимаем ворс кисти до кончика. И так с каждой стороны. Вверху главные ветки короче, а внизу длиннее. Дальше мы рисуем тонкие ветки кончиком кисти, ветки смотрят вниз. Чем больше тонких веток, тем березка будет кудрявей и пушистей.

- Теперь, когда краска на стволе подсохла, мы нарисуем черные пятнашки на стволе и ветках. Хорошо промыв кисть от белой краски.

- А сейчас я покажу, как рисовать изморозь на ветках.

- Для этого нам понадобится жесткая кисть, берем кисть, опускаем в краску без воды и сухой кистью постукивающими движениями наносим краску на ветки. Можно сначала попробовать на салфетке.

- В самом конце работ вы сами нарисуете падающий снег - пальчиком.

Вечер зимний в небе синем - встать из-за стола

Звезды синие зажег - встать на носки, потянуться

Ветви сыплют синий иней - потряхивая руками, потихоньку сесть

На заснеженный лужок.

Закрепление последовательности работы

- Что сначала мы будем рисовать?

- Что рисуем потом?

- Какой кистью рисуем изморозь?

- Что рисуем в самом конце?

- Закасайте рукава, приступаете к работе

Руководство ходом работы

- Отступаем от края листа, помните, что ствол у березы прямой, сверху тоньше внизу шире.

- Черные пятна рисуем после веток, чтобы дать краски подсохнуть.

- Ветки начинаем рисовать с сверху ствола.

- Ветки тоненькие, рисуем кончиком кисти.

- Изморозь рисуем сухой кистью, постукивающими движениями.

- После того как нарисовали снег пальчиком, вытрете его салфеткой.

Анализ детских работ

- Положите все работы на стол. Посмотрите, сколько берез в зимнем уборе мы нарисовали. Представьте, что мы с вами в зимней березовой роще. Посмотрите, как красиво в нашей березовой роще! Вы внимательно посмотрите, и выберите ту березку, какая вам очень понравилась и расскажите о ней. Мне очень понравилась вот эта березка. У нее очень стройный ствол, длинные изогнутые ветви веточек много и поэтому она кажется очень пушистой.

- А какая береза самая кудрявая, стройная.

- Какая березка маленькая?

- А какая березка наклонилась от ветра?

- А сейчас давайте скажем как можно больше красивых слов о березке (красивая, белая, кудрявая, нежная, стройная, белоствольная, березонька).

- Вы ребята сегодня молодцы, все старались, а у кого что-то не получилось, обязательно получится в следующий раз .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель занятия - учить детей применять разные изобразительные средства для создания образа. Развивать навык изображения дерева без листьев: ствол, ветви, тонкие веточки. Совершенствовать.

конспект занятия по рисованию "Белая береза" старшая группа

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью. Показать, что природа прекрасна в любое время года и многие ее состояния соответствуют пережи.

Конспект занятия по рисованию "Осенняя береза"

Конспект занятия по рисованию "Осенняя береза".



Конспект занятия по рисованию "Зимняя береза"

Развитие навыков рисования известковыми мелками по черному фону.


Конспект занятия по рисованию "Весенняя береза"

Цель: Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом - ватной палочкой.

Программное содержание: учить детей рисовать тонкой кистью стройный ствол берёзы. Длинные, как бы изломанные, свисающие вниз, основные большие ветки. Ветка – мама, ветка – папа, ветки – детки: ветка – сыночек и ветка – дочка и маленькие веточки. Закреплять умение рисовать концом кисти без нажима пятнышки на берёзе. Развивать плавность линий, зрительное внимание, зрительную память. Воспитывать аккуратность усидчивость, неторопливость.

Предварительная работа: рассматривание веток берёзы на прогулках (обратить внимание на множество маленьких веточек и изломанность линий), картин, иллюстраций, чтение стихотворений о зимней берёзе С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Пушкина.

Словарная работа: Юонн, Грабарь, изломанные, контур, линия горизонта, голубоватый, толще, тоньше.

Ход НОД:

Воспитатель: перед вами на столе в вазе стоит веточка. Кто знает, с какого дерева ветка? Почему ты так считаешь?

Дети: это берёзовая ветка, она черная по цвету, у неё много маленьких веточек и она как будто поломанные.

(Читает стихотворение о берёзе под снегом)

Воспитатель: посмотрите на картины русских художников. Кто знает художников?

Дети: Это картины художников Грабаря и Юонна.

Воспитатель: обратите внимание на пышность веток, цвет, тонкость и плавность линий. И каким цветом нарисован снег на белом фоне.

Для того чтобы нарисовать зимнюю берёзу нам понадобится только самая тонкая кисть. С чего начинаем рисовать натюрморт?

Дети: с линии горизонта.

Воспитатель: как получаем голубую снежную краску из акварели?

Дети: нужно взять много чистой прозрачной воды и капельку синей краски и тогда получится голубоватый цвет снега.

Воспитатель: правильно (показывает и одновременно рассказывает последовательность рисования), рисуем линию горизонта и закрашиваем снег вниз листа. Затем берём тонкую кисть, чёрную краску и рисуем контур сверху вниз ствола берёзы. Ствол стройный, тонкий и изящный. Внизу, чёрным цветом, закрашиваем кору у корней дерева. Чёрные пятнышки на стволе берёзы не в виде ровных штрихов, а в виде неровных пятнышек разных по размеру. Ветки у берёзы вначале растут вверх, а затем под тяжестью множества веточек склоняются вниз. Вверху ветки короткие и тонкие, внизу – длиннее и толще. Ветки у берёзы неровные, как будто изломанные.


Вначале рисуем основные толстые ветви. Верх, затем, опускаются вниз.


Затем, ветка – мама, ветка - папа. Вниз, немного в сторону. Они меньше чем основные ветки.


Ветка сыночек и ветка – дочка, ветка - сыночек и ветка - дочка, ветка - сыночек и ветка - дочка. Все ветки неровные, как будто изломанные.

На них маленькие веточки.

Посмотрите, какая пушистая получилась берёза! Ветки как будто склонились к земле под тяжестью.

Физкульт минутка:

Ветер дует, задувает

И берёзоньку качает.

Ветерок всё тише, тише,

А берёза выше, выше.

Воспитатель: чего начинаем рисовать пейзаж с берёзой?

Дети: линия горизонта, ствол, пятнышки, основные ветки, ветка – мама, ветка – папа, ветка – сыночек, и ветка – дочка, маленькие веточки. Ветки растут сначала вверх, затем опускаются под тяжестью вниз. Ветки неровные, как будто поломанные.

Воспитатель:

Кисточку сейчас возьмём

Снежок рисовать начнём.

Чтобы получить краску голубую

Нужно на кисть взять каплю воды большую!

Линию горизонта ровно проведём

И снег голубоватый закрашивать начнём.

(дети выполняют работу, воспитатель помогает затрудняющимся советом. Все работы вывешиваются на доску)

Воспитатель: какая берёза вам понравилась и почему (ответы детей)






Цель: познакомить детей старшей группы с нетрадиционной техникой рисования зимнего дерева.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о сезонных изменениях в жизни растений зимой.
  • Учить детей создавать зимний пейзаж, используя нетрадиционную технику рисования – оттиск поролоном.
  • Совершенствовать технические умения: рисование толстых линий всей кистью, тонкие ветки дерева – кончиком кисти.
  • Способствовать развитию творческих способностей, воображению.

Предварительная работа: рассматривание заснеженной березы на участке детского сада во время прогулки, заучивание стихотворений о зиме, беседа о зиме, деревьях зимой.

Оборудование: оборудование для показа видео презентации, слайды с зимними пейзажами, тонированная бумага голубого, сиреневого цвета, гуашь коричневого и черного цвета, кисти, ватные палочки, влажные салфетки для рук, тканевые салфетки для кисточек, вода, поролон, мисочки с вложенными в них штемпельными подушками из тонкого поролона, пропитанные белой гуашью.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие по рисованию. Давайте с вами встанем в круг и немного поиграем.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Меня слушать все начнем!

- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение. Вы внимательно послушайте его.
Белая береза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой,
Распустились кисти белой бахромой.

- Ребята, о каком дереве говорится в стихотворении?
- О каком времени года идет речь?
- Что происходит с деревьями зимой?

- Правильно, ребята, С. Есенин описывает в стихотворении красоту заснеженной березы.
- Выпало много снега и укутало белым покрывалом все вокруг: землю, деревья, дома.

- Дети, давайте с вами посмотрим картины, которые нарисовали художники. Посмотрите, какие красивые зимние пейзажи. (воспитатель демонстрирует слайды с зимними пейзажами)

Зимние пейзажи

Зимние пейзажи

- А вы хотите нарисовать деревья зимой?

- Тогда проходите на свои места. Мы с вами будем художниками. Сегодня мы будем рисовать березу, которую мы видели у нас на участке, покрытую снегом. У вас на столах лежат листы бумаги голубого, сиреневого цвета. На них мы нарисуем дерево – березу.
- Ребята, чем береза отличается от других деревьев?

Ребенок: У всех деревьев ствол коричневый, а у березы – белый.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на ветки березы. Ветки дерева свисают вниз под тяжестью снега. Давайте вспомним, как надо рисовать дерево?
Ребенок: Ствол рисуем всей кистью, а ветки что бы получились тоньше – кончиком кисти.

Воспитатель: Дети, я хочу вам напомнить, что ствол у березы белый и его мы не закрашиваем, а только рисует черные пятнышки по стволу. Приступаем к работе. По окончании рисования дерева воспитатель проводит физкультминутку.

Рисунки детей

Рисунки детей "Зимняя береза"

Физкультминутка "Зимой"

Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)

Все дружно лыжи одеваем, ("одевают" лыжи, "берут" палки, "едут")
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)

Воспитатель:
- Ребята, а теперь я вам покажу необычный способ, как на ветках нарисовать снег. Посмотрите, я нарисую на своем дереве. (у воспитателя мольберт с нарисованным деревом – березой. Воспитатель проводит беседу с детьми о технике выполнения работы)

- Сейчас я возьму поролон, опущу его в мисочку с белой краской и буду на ветках делать оттиск, так что бы на всех ветках лежал "снег". А теперь и вы нарисуйте поролоном на своих березах "снег".

– Дети, снег на земле тоже нарисуйте при помощи поролона. На земле снега должно быть много, что бы он укрыл корни деревьев, согрел дерево в морозы.
Дети приступают к выполнению задания. Воспитатель подходит к детям, следит за выполнением задания, подсказывает детям.
- Ребята, мне кажется, что на наших рисунках чего то не хватает. (воспитатель выслушивает ответы детей)

- Правильно. Не хватает летающих снежинок. Возьмите ватную палочку, окуните ее в краску и тычком нарисуйте много много падающих "снежинок". (эта техника уже знакома детям)
- Дети, заканчиваем работу и вывешиваем их на доску. Давайте полюбуемся нашими работами. (Воспитатель вызывает поочередно детей, они называют наиболее понравившуюся работу, что понравилось в работе, что необычного в ней)

Рефлексия

- Дети, с какой техникой в рисовании вы сегодня познакомились?
- Понравилось вам так рисовать?

Спасибо вам, ребята. Сегодня мне очень понравилось занятие. У вас получились такие красивые, необычные работы. Я хочу, что бы вы на других занятиях по рисованию, использовали эти техники для создания рисунков.
- Занятие закончено.


Листы альбомной бумаги, тонированные черной гуашью или тушью, либо листы черного картона. Известковые мелки.

Понравилось вам это стихотворение? Помните, какие образные выражения использует поэт для описания березы? А какие сравнения встречаются в стихотворении?

Сегодня я предлагаю вам нарисовать зимнюю березку. Но как нам лучше изобразить посеребренные инеем ветки? На белом листе бумаги белые линии будут не видны. Давайте попробуем рисовать на темной бумаге белым известковым мелком.

Воспитатель спрашивает, из каких частей состоит дерево, какой ствол у березки, какие у нее ветки. На занятии отсутствуют иллюстрации, дети должны рисовать по памяти, по представлению.

Воспитатель: Вы знаете, что зимой рост растений прекращается, потому что для роста растений нужны тепло, свет и вода. Наша березка будет спать под снегом до самой весны. Она спит и видит сны. Давайте пофантазируем, представим, что снится нашей березке, и придумаем про это сказку. Мы можем рассказать, что березке скучно и одиноко без ее детей - листочков, как ей холодно без снежного одеяла. О чем мечтает наша березка?

Воспитатель помогает детям, направляя их рассказ с помощью вопросов. Лучшие детские рассказы записываются.

Читайте также: