Конспект занятия по развитию речи зайка

Обновлено: 05.07.2024

Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством знакомства с художественной литературой и с помощью драматизации.

-Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить подбирать слова антонимы, определяющие героев, образовывать притяжательные прилагательные; стимулировать собственную речевую активность детей в игре-драматизации, развивая при этом воображение, умение мимикой, движениями, интонацией передавать образы героев сказки.

-Поддерживать интерес к сказкам, развивать мелкую моторику руки через пальчиковую игру.

— способствовать развитию умения сопереживать, сочувствовать, радоваться; создавать условия для самореализации

Солнышко с улыбкой,

Игрушка бибабо лисичка

1 коробочка с фигурами для фланелеграфа курочки, уточки, скалочки, собачки

2 коробочка с пальчиковыми оригами лисы и волка

3 коробочка с прищепками и фигурами животных и 2мя конвертами с разрезными картинками на магнитах, магнитную доску

Сундучок с парными картинками

ОРГ. МОМЕНТ. НАСТРОЙ ПЕРЕД ЗАНЯТИЕМ

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

Воспитатель: Здравствуйте ладошки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

Воспитатель: Здравствуйте щёчки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

Воспитатель: Здравствуйте губки!

Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

Здравствуйте, гости! (помахать рукой)

Воспитатель (достает солнышко): Посмотрите, солнышко вам улыбается, улыбнитесь и вы ему и закончите предложение.

Солнышко улыбается тому, кто слушает…

Солнышко улыбается тому, кто не обижает…

Солнышко улыбается тому, кто внимательно…

Солнышко улыбается тому, кто не перебивает…

Воспитатель: Солнышко вам сияет и на стульчик провожает!

МОТИВАЦИЯ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРСОНАЖА

Воспитатель: Ой, слышите? Слышите? Кто-то плачет! (достает спрятанную игрушку лису) Кто это?

Воспитатель: Это лиса не простая, а сказочная. Как же мне к ней обратиться? Как ее зовут в сказках?

Дети: Лисичка-сестричка, Лиса Патрикеевна, кумушка.

Лиса: Ох, я бедная, несчастная!

Воспитатель: Лиса Патрикеевна, что же с тобой случилось?

Лиса: Я заблудилась: Испугалась, так быстро бежала, что свою сказку потеряла.

Воспитатель: Скорее вставайте, отправляемся в сказку.

Звучит тема лисы

Вокруг себя обернись

И в сказке окажись.

Воспитатель: В какой же сказке мы оказались? Смотрите, здесь какая-то коробочка, заглянем в нее.

1я коробочка с загадками и картинками, картинки – на фланелеграф, когда отгадают.

Она кудахчет по утрам,
Неся яйцо в подарок нам. (курица)

Повторите за мной скороговорку:

Бедным курицам не спится,

Если им лисица снится.

Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.

Мне скажи через минутку

Что за птица это?… (утка)

На цепи сидит,
Дом сторожит. (собака)

Чтобы вылепить пельмешки,
Нужно тесто раскатать.

Что мне нужно в руки взять? (скалка)

Какая бывает скалка?

(Деревянная, кухонная, большая, прочная, белая, большая, тяжелая, обыкновенная)

Воспитатель: Догадались, что это за сказка?

Воспитатель: Поставьте по порядку картинки из этой сказки и назовите их ласково (скалочка, курочка, уточка, собачка)

1 ребенок ставит и называет. – Все правильно?

Воспитатель: Может, ты из этой сказки, лисичка-сестричка?

Лиса: Нет, скалочку я не помню, не из этой.

Воспитатель: Скажем заклинанье и отправимся в другую сказку.

Звучит тема лисы

Вокруг себя обернись

И в сказке окажись.

2 коробочка, а в ней пальчиковые фигуры оригами волки и лисы

Воспитатель: Смотрите, какие сюрпризы в этой сказке. Надевайте скорее на пальчики, волка на левую, а лисичку на правую: волк с лисичкой хотят побеседовать.

Воспитатель: Каким голосом говорит лиса? (высоким, ласковым, вкрадчивым) А волк? (низким, грубым)

Волк: Да-да-да-да – наступили холода,

Лиса: Ма-ма-ма-ма – Съем рыбку я сама

Волк: Ам-ам-ам-ам – Я поймаю рыбку сам,

Лиса: Оз-оз-оз-оз – А у волка хвост примерз.

Лиса: И эта сказка не моя, в моей теплее было.

Воспитатель: Давайте оставим лисичку и волка в этой сказке, а сами отправимся в другую.

Звучит тема лисы

Вокруг себя обернись

И в сказке окажись. (Движения по тексту)

3я коробочка, а в ней: прищепки с частями животных и разрезные картинки с изображение лисы и петуха.

Воспитатель: Что-то здесь все рассыпалось, давайте соберем. Называйте, какая у вас часть животного и чья. (Дети на фланелеграфе присоединяют прищепками части животных)

Хвост петуха – петушиный

Гребешок петуха — петушиный

Лапа медведя – медвежья

Хвост лисы – лисий

Уши зайца – заячьи

Хвост зайца — зайчий

Хвост собаки – собачий

Хвост волка – волчий

Лиса: Как будто что-то припоминаю!

Воспитатель: А хорошо ли вы ее знаете, сейчас проверим.

Игра на развитие слухового внимания:

Воспитатель: Это правда или нет?

— Была у лисы избушка лубяная, а у зайчика – ледяная.

(Ледяная – из льда, а лубяная из луба. Луб – это внутренняя часть коры деревьев. В старину ее часто использовали.)

-Пришла осень-красавица, у лисы избушка и растаяла.

Почему весной тает ледяная избушка? (Потому что солнце стоит выше и дольше светит, нагревает землю)

-Как выскочу, как выпрыгну, полетят пух и перья!

Что такое закоулочек? (Закоулочек – это узенькая улочка)

-Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах,

Несу топор на плечах,

Хочу лису посечи,

Слезай, лиса, с печи!

Для чего нужна коса? А для чего топор? (Топор нужен, чтобы рубить, а коса, чтобы косить траву)

А теперь давайте поиграем и вспомним всю сказку. Становитесь в круг.

Зайка наш в избушке жил, (зайкины ушки, домик треугольником)

Никогда он не тужил, (покачать головой)

Лиса хитрая была (показать лису)

И зайчишку прогнала. (хлопнуть в лодоши)

Себе он места не находит. (развести руками)

Собака, волк и медведь (показать животных)

Ну давай его жалеть. (погладить себя по голове)

К зайцу нашему подходят, (сойтись)

Но ни с чем они уходят.(разойтись)

Только петя-петушок (похлопать руками-крыльями)

Зайцу нашему помог.

И теперь живут в дому (домик руками)

Припеваючи, в ладу. (дружно обняться)

Лиса: Я вспомнила! Моя, моя эта сказка, я здесь и сундучок припрятала.

Игра на передачу эмоционального состояния героев

Достает сундучок, в нем парные по цвету картинки. Раздать их детям.

Довольная лиса – грустный зайчик

Веселый зайчик – испуганная лиса.

Найдите себе пару по цвету. Посмотрите на обе картинки.

Воспитатель: Как вы думаете, у вас начало или конец сказки? Почему?

Кто хочет показать своих зайчика и лисичку?

Двое детей показывают начало сказки, двое – конец.

Движения: смело подходит к домику, быстро забегает в него, выглядывает в окошко, весело и хитро поглядывает в стороны.

Мимика: хитрое выражение лица.

Движения: положение — сидя на корточках, ушки — ручки опущены, вздыхает.

Мимика: грустное лицо.

Движения: руки широко распростерты, убегает.

Мимика: испуг, неожиданность в лице.

Движения: положение — стоя, одна нога чуть вперед, руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика: уверенный взгляд.

Лиса: Вот так я петушка испугалась и из сказки убежала. Только мне ведь возвращаться некуда, нет у меня домика! Бедная я, несчастная! (плачет)

Воспитатель: Мы можем тебе помочь, но только если ты исправишься и будешь не злая, а (какая?) добрая, не хитрая, а бесхитростная, не лживая, а правдивая, не жадная, а щедрая. (дети подсказывают слова-антонимы)

Воспитатель: Ну тогда построим тебе избушку!

Звучит веселая музыка. Дети под музыку строят из модулей домик. Воспитатель сажает в него лисичку.

2. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.

1. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушке.

2. Воспитывать умение играть совместно с другими детьми.

1. Учить детей показывать на игрушке части тела (уши, глазки, лапки, хвост);

2. Побуждать детей к активным действиям с игрушкой и диалогу.

1. Создание предметно - развивающей среды в группе

3. Рассматривание картинок с изображением зайки.

Материал: игрушка - зайка, игрушка - грузовая машина, морковка.

Ход занятия:

Воспитатель подходит к мешочку на полу и говорит: «Посмотрите, ребята, что это лежит у нас на полу? Мешочек, ой, он шевелится.

(Дети садятся на стульчики, из мешочка появляется голова игрушки-зайки).

Воспитатель берет в руки мешочек с игрушкой:

Давайте, ребята поможем зайке выбраться из мешочка.

Позовем его, зайка иди к нам.

Предлагает его потрогать, погладить. Затем берет зайку в руки и играет с ним: лапками дотрагивается то до одного, то до другого ребенка.

«Это лапки, лапки. Что это? Это лапки.

(Обращается к ребенку)

(Василиса показывает и называет)

(Гладит ушки, называет)

«Это уши, ушки. Что это?

(Дети по очереди показывают ушки, называют)

Воспитатель: Детки нравится вам наш зайка?

А может он поживёт у нас в садике?

Ему оказывается совсем не куда идти.

Давайте послушаем стишок про нашего зайку и все поиграем :

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит, (делает ручками ушки на голове и ими шевелит)

Вот так, вот так

И ушами шевелит. (2 строки 2 раза)

Зайке холодно сидеть

Надо лапочки погреть, (хлопает в ладоши)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть. (2 строки 2 раза)

Зайке холодно стоять

Надо зайке поскакать, (прыгает)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать. (2 раза)

Кто- то зайку испугал.

Зайка прыг и ускакал.

Зайка поел, поиграл с вами детки и говорит спасибо вам, а теперь он хочет покататься в машине.

(Воспитатель достает грузовую машину, усаживает в неё зайку и вместе с детьми катит грузовик по группе, затем незаметно опрокидывает его на пол и читает стихотворение.

«Нет, напрасно мы решили

Прокатить зайку в машине

он кататься не привык,

«Ребята, зайка наш очень устал пора ему спать. Давайте отнесём его в спальню и положим спать.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду.

Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

Москва, Мозаика-Синтез, 2007.

2. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет, Л. Н. Павлова, Москва, Мозаика-Синтез, 2008.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение 91 Красносельского района

Конспект занятия по развитию речи

в группе раннего возраста (1,5- 2 года)

Цель :- развитие коммуникативно- речевой активности детей

Задачи:

-формировать активный и пассивный словарь детей;

-создать условия для развития компонентов устной речи у детей;

-побуждать детей к активным действиям с игрушкой.

Развивающие:

-развивать внимание, память, речь.

Воспитательные:

-воспитывать у детей привычку помогать окружающим, быть активными, внимательными при взаимодействии с воспитателем, друг с другом.

Тип занятия: комплексное занятие

Форма занятия: совместная деятельность

Продолжительность: 9 мин

Участники : воспитанники группы, воспитатель

Возраст обучающихся : 1,5-2 года

Оборудование и материалы: игрушки: Заяц, Зайчиха.

Методы и приемы работы с детьми: игровые методы и приемы : внесение игрушек, создание игровой ситуации (зайка потерялся), обыгрывание игрушек (имитация движения игрушки во время чтения потешки); словесные методы и приемы : чтение потешки, договаривание слова в конце фразы, повторение слова за воспитателем; наглядные методы и приемы : непосредственное восприятие игрушек, практические методы : совместные действия воспитателя и ребенка.

Структура занятия:

2) Сюрпризный момент: появление зайца Ушастика.

Вопросы детям обобщающего характера

Вводная часть. Мотивационный момент

(дети стоят полукругом )

Воспитатель: -Ребята, рада вас видеть. Поздоровайтесь друг с другом.

С добрым утром, глазки! Вы проснулись? ( потирают веки)

С добрым утром, ушки! Вы проснулись? ( потирают ушки)

С добрым утром, ручки! Вы проснулись? (хлопают в ладошки )

С добрым утром, ножки! Вы проснулись? ( хлопают по коленкам )

С добрым утром, солнце! Я - проснулся! (поднимают руки вверх)

(раздается стук)

Воспитатель: - Ой, ребята, кажется к нам кто- то пришел ( достает из- под стола мягкую игрушку- зайца)

-Это заяц Ушастик. Как он к нам попал? Давайте у него узнаем (воспитатель прикладывает игрушку к уху)

-Оказывается, зайка Ушастик потерялся. Он бежал за мамой, совсем немного засмотрелся на птиц, оглянулся, а мамы нет. Хорошо, что на его пути встретился наш детский сад и вы, ребята. Садись, зайка, здесь тебя никто не обидит.

2. Основная часть

Воспитатель : -Ребята, Ушастик хочет узнать, как вас зовут. Давайте по очереди назовем зайчонку наши имена (воспитатель дотрагивается лапкой игрушки к руке ребенка; ребенок называет свое имя, при необходимости воспитатель сам называет имя ребенка)

-Молодцы, ребята, теперь зайка знает, как вас зовут.

-Ребята, смотрите, какой наш зайчик пушистый, мягкий. Хотите его погладить? ( дети гладят игрушку )

-Покажите, где у зайки лапки ( дети показывают )

Воспитатель: - А это что у зайки? ( показывает на уши )

Воспитатель :- А это что у зайки? ( показывает на хвост )

Воспитатель:- Молодцы, ребята.

Наш зайка грустит. Давайте его развеселим.

(Воспитатель рассказывает потешку, с помощью игрушки имитирует движения)

Заинька, походи, серенький, походи

Вот так, походи, вот сяк, походи.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой

Вот так, топни ножкой, вот сяк, топни ножкой.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись,

Вот так, поклонись, вот сяк, поклонись.

-А хотите потанцевать с зайкой? Выходите на ковер

(Дети повторяют за воспитателем под музыку танцевальные движения и договаривают слова.)

Воспитатель: - Ребята, а что больше всего любит есть заяц?

Дети: - Морковку, капусту.

Воспитатель: - Ребята, давайте накормим зайку, приготовим ему салат:

(воспитатель показывает движение, дети повторяют)

Мы капусту рубим, рубим (движение прямыми ладонями вверз-вниз)

Мы морковку трем, трем ( потереть кулак одной руки о кулак другой )

Мы капусту жмем, жмем ( сжимать и разжимать кулаки)

Зайке даем и сами жуем (сложенные щепоткой пальцы правой и левой руки поочередно подносим ко рту)

-Пока мы с вами играли, за нашим зайкой пришла мама ( показывает игрушку) . Она благодарит вас за то, что помогли ее сыночку. Зайчихе и маленькому зайчонку пора возвращаться в лес. Попрощайтесь с ними , скажите им пока! ( дети прощаются )

3. Заключительная часть

-Кто приходил в гости?

-Что случилось с зайкой?

Воспитатель: - Ребята, вы молодцы, хорошо играли. До новых встреч.

Литература.

Барто А., Берестов В., Бианки В. и др. Большая книга малышам. Потешки, загадки, стихи, рассказы, сказки. –М.: Махаон, 2014, 304с.


- Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила зайчика с мешком, он тоже бежал в детский сад. Смотрите, вот он сидит.
/указывает на зайчика/
- Хотите с зайчиком познакомиться? (да)
/воспитатель берёт зайчика в руки и подносит к детям/
- Хотите рассмотреть зайчика? (да)
- Какого цвета шубка у него? (белая)
- Хотите потрогать зайчика и ощутить, какая у него шёрстка? Я подойду к вам и дам каждому из вас погладить зайчика.
/гладят зайчика/
- Скажите, какая шёрстка у зайчика на ощупь? (шёрстка мягкая, пушистая)
/повторяют слова хором, индивидуально/
- Какие уши у зайчика? (длинные)
- А какой хвост? (короткий)
- Где живёт зайчик? (в лесу)
- Зайчик, у тебя был мешок. Где он?
/зайчик показывает мешок/
- Вот какой мешок у зайки. Ребята, вам интересно, что лежит в мешке? (да)
/воспитатель достаёт из мешка мяч/
- Ребята, что это? (мяч)
- Какой он по форме? (круглый)
- Какого цвета? (зелёный)
- Как можно действовать с мячом? (играть, катать)
- Кто из вас хочет рассказать о мяче?
/если ребёнок затрудняется, воспитатель помогает, называет первое слово каждого предложения/
Это мяч. Мяч зелёного цвета. По форме он круглый. Мячом можно играть.
- Хороший рассказ!
/воспитатель кладёт мяч на стол, достаёт из мешка машинку/
- Посмотрите, что это? (грузовая машина)
- Какие части есть у грузовой машины? (кабина, кузов, колёса)
- Какого они цвета? (кабина синяя, кузов красный, колёса чёрные)
- Для чего служит грузовая машина? (можно перевозить на ней грузы)
- Кто хочет рассказать о машине?
Это грузовая машина. У машины есть синяя кабина, красный кузов, чёрные колёса. На машине можно перевозить грузы.
- Интересный рассказ о машине!
/ставит машинку на стол, достаёт из мешка пирамидку/
- Что это? (пирамидка)
- Из каких частей состоит? (состоит из колечек)
- Какого цвета колечки? (они разноцветные)
- Какого размера колечки? (большие и маленькие)
- Как можно играть с пирамидкой? (можно собирать)
- Кто хочет рассказать о пирамидке?
Это пирамидка. Она состоит из разноцветных колечек. Пирамидку можно собирать.
/ставит на стол пирамидку/
- Назовите все предметы, которые лежали в мешке (пирамидка, машинка, мяч)
- Скажите, как одним словом назвать эти предметы? (игрушки)
- Молодцы, ребята. Зайчик приглашает вас поиграть.

Девочки и мальчики,
Представьте, что вы зайчики.
/дети выставляют перед собой руки - это лапки зайчика/
Раз-два-три-четыре-пять,
Начал заинька скакать.
/прыгают на двух ногах на месте и с поворотом вокруг себя/
Прыгал заинька весь день,
Прыгать заиньке не лень.

-Молодцы, весело поиграли! Проходите, садитесь на стулья. Зайчик предлагает вам поиграть ещё.

/Дети подходят к столу, на котором разложены карточки с картинками. Изображения картинок спрятаны за занавеской. Задача детей - набрать воздух через нос и выдохнуть струю воздуха через рот на занавеску, чтобы открыть ее и увидеть, что изображено на картинке. Воспитатель показывает детям образец выполнения упражнения/
- Ребята, что вы видите на картинках? (пирамидку, машинку, мяч)
- Молодцы, ребята! Вы хотите придумать историю о том, как зайчик пришел к нам в гости? (да)
- Тогда помогайте.
/воспитатель начинает каждое предложение и останавливается, даёт возможность детям вставить слово по смыслу/
К нам в гости пришёл. (зайчик)
Он принёс мешок с … (игрушками)
В мешке лежали… (мяч, машина и пирамидка)
Мы весело играли с … (зайчиком)
- Кто из вас сам хочет рассказать историю о зайчике?
/выставляет на наборном полотне мнемосхему, выслушивают рассказы 2 детей/
- Молодцы! Отличные рассказы получились!
Рефлексия
- Кто к нам сегодня приходил на занятие? (зайчик)
- Что принёс нам зайчик? (игрушки)
- В чём находились игрушки? (в мешке)
- Какие игрушки принёс зайчик? (машину, пирамидку, мяч)
- Вы, ребята, молодцы! Все старались.

Читайте также: