Конспект занятия по развитию речи в старшей группе дикие животные осенью

Обновлено: 05.07.2024

• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Развивающие:

• продолжить упражнять в образовании существительных в единственном и множественном числе с уменьшительно-ласкательными суффиксами; притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа;

• закрепить умение образовывать имена существительные с числительными;

• развивать слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• формировать навыки самостоятельности, доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование:

Картинки с изображением диких животных, их жилищ и частей тела, мяч, жетоны трёх цветов на каждого ребёнка.

Словарная работа :

Имена существительные : белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, лось; лосёнок, волчонок, ежонок, бельчонок, лисёнок, зайчонок, медвежонок.

Имена прилагательные: ловкий, неуклюжий, злой, голодный, серый, большой, лохматый, хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая, трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой, запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая.

Притяжательные прилагательные: лисья, волчье, беличье, заячий и т.д

Предварительная работа:

- запоминают новую информацию на слух (чтение художественной литературы);

Ход занятия

Организационный момент:

В: -Ребята, проходите в круг, давайте поприветствуем друг друга.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .

В: -Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда и к кому вы узнаете, отгадав загадки:

Этот зверь живет в бору,

У стволов грызет кору.

Летом в шубке серенькой,

А зимою — в беленькой. (Заяц)

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Уши серые торчком. (Волк)

С ветки на ветку могу я летать.

Рыженький хвост никому не поймать.

Некогда летом в лесу мне играть –

Надо грибы для зимы собирать. (Белка)

В деревне кур крадет. (Лиса)

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Всю зиму между елками

Проспал мешок с иголками.

«Ф-ф-ф — хватит спать,

- А вот и самая последняя загадка

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко. (Лось)

В: -Ребята, про кого были эти загадки? Правильно, про диких животных.

-А почему их так называют? (они живут самостоятельно и обходятся без помощи человека, сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища ).

-Где живут дикие животные? (В лесу).

-Как вы уже догадались, мы отправляемся в лес в гости к диким животным.

-Ну что в путь? А пока мы идём, будем выполнять разные задания, вы готовы? Проходите, садитесь на пенёчки (дети садятся на стульчики).

-Итак, первое задание:

В: -Ребята, посмотрите пожалуйста на картинки, звери ушли далеко от своих домиков и не могут найти дорогу обратно. Помоги им найти дома (дети рисуют дорожку от животного к домику), и отвечают на вопрос полным предложением.

Где живет белка? (Белка живёт в дупле) . Значит это чье дупло? (Это беличье дупло) , все дети хором повторяют…беличье.

Где живет волк? (Волк живёт в логове) . Это чье логово ? (Это волчье логово) .

Где живет лиса? (Лиса живёт в норе) . Это чья нора? (Это лисья нора) .

Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге) . Это чья берлога (Это медвежья берлога) .

Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом). Это чей домик? (Это заячий домик).

В: - Молодцы, справились и с этим заданием.

В: -Ребята, а сейчас животные хотят, чтобы мы их назвали ласково.

В: - Ну а сейчас пора немного отдохнуть, вставайте и выходите на полянку.

(Дети выполняют движения согласно тексту).

В:- Захотели наши животные пить и отправились на водопой. Вокруг себя покружись и в зверят превратись (дети идут по кругу).

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут по кругу друг за другом) .

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая) .

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках) .

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках) .

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку) .

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками) .

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней) .

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами) .

В: -Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем играть.

В: -Ребята, а знаете ли вы детенышей животных? Сейчас я проверю. Я буду кидать мяч и называть маму, а вы кидать мне мяч обратно и называть их детенышей.

У мамы лисы-лисёнок, а если их много-лисят

У мамы белки-бельчонок, а если их много-бельчат

У мамы волчицы-волчонок, а если их много-волчат

У мамы ежихи-ежонок, а если их много-ежат

У мамы лосихи-лосёнок, а если их много-лосят

У мамы медведицы-медвежонок, а если их много-медвежат

У мамы зайчихи-зайчонок, а если их много-зайчат.

В: - А сейчас давайте посчитаем наших животных:

В: - Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя, пять медведей; Один волк, белка, лиса, лось, заяц.

Молодцы. А мы продолжаем наше путешествие, проходите на места.

В: -Ребята, а сейчас мы попробуем описать животных.

Волк (какой?) - злой, голодный, серый, большой, лохматый…

Медведь (какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый.

Лиса (какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

Заяц (какой?) - трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

Белка (какая?) - запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Для этого вы должны взять каждый по жетону и разделиться на группы из трёх человек так, чтобы получился светофор.

- Первый светофор идёт к этой карточке, и т.д (пока все дети не займут место у карточек).

- На карточках изображены части тела животных, жёлтый и зелёный цвета будут называть части тела, а красный их проверять и в конце игры сказать, правильно ли дети справились с заданием.

Чьи уши? – заячьи уши

Чей хвост? – заячий хвост

Чьи лапы? – заячьи лапы

Чья голова? – заячья голова

- А теперь давайте проверим, как вы справились. Молодцы.

Итог занятия:

В: - Ребята, вам понравилось путешествие? ( Да )

- А давайте вспомним, кого мы встретили в лесу? ( Белку, медведя, волка, лису, зайца, лося, ёжика ).

Цель: Развитие у дошкольников интереса к объектам природы. Расширение кругозора и представлений об изменениях в жизни животных осенью.

• Формировать бережное отношение к живой природе.

• Развивать качества личности : сочувствие, отзывчивость.

• Продолжить знакомство с характерными особенностями внешнего вида диких животных.

Развивающие

• Способствовать развитию познавательного интереса у детей.

• Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями.

• Развивать слуховое внимание, словесно-логическое мышление.

Раздаточный материал: набор картинок с изображением животных.

Методы и приемы: Сюрпризный момент, беседа, вопрос, активное слушанье, словесные игры, физкультминутка, познавательная деятельность, анализ работы.

Ход ООД

I – Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, какие вы красивые! Давайте сядем ровно, чтобы ваша спинка касалась спинки стула.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение…

Поздняя осень

У берега несмело

Ложится хрупкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Деревья листья сбросили,

- О чем стихотворение? (об осени) Осень бывает ранняя, золотая и поздняя. Сейчас к нам пришла поздняя осень. Но скоро наступит зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Но есть животные, которые всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.

Дикие животные

С человеком не живут,

От него не ждут.

А живут они в лесах,

На горах, в лугах, степях.

Сами пищу добывают,

Сами деток охраняют,

Строят прочное жилище,

Место сбора сами ищут.

- Ребята, давайте, отправимся в путешествие. Закрывайте глаза.

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

Воспитатель читает стихи и постепенно снимает покрывало со стола, на котором представлен макет леса и лесные звери.

II – Основная часть.

Воспитатель: Ребята, открывайте глаза, где же это мы с вами оказались?

Воспитатель: Да. Вот мы и оказались в лесу.

Воспитатель: Ребята, а в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это корзинка.

Воспитатель: Интересно, что там внутри? Хотите посмотреть?

Воспитатель: Тогда садитесь поудобнее – спинки выпрямили, ножки вместе и я присяду.

В корзинке и листочки, и грибочки, и шишки, а на них загадки. Давайте отгадаем.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

Дети: Белка (картинка белочки)

Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?

Воспитатель: Чем же занята белка осенью?

Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди – зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую.

Воспитатель: А вот еще одна загадка.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Дети: Медведь (картинка медведя).

Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, как живет медведь?

Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

Воспитатель: А кто из вас знает, кто еще спит зимой?

Дети: Ежик (картинка ежа).

Воспитатель: А где он прячется?

Воспитатель: Да, ежик готовит себе гнездо под кучей листьев и хвороста. Гнездо старательно выстлано травой и листьями. С наступлением холодов еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Воспитатель: Но совсем по-другому готовятся к холодам звери, которые не укладываются в зимнюю спячку и не делают себе запасов.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети: Заяц (картинка зайца).

Воспитатель: А как же он готовится к зиме?

Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета – она белая.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети: Чтобы в снегу не было видно.

Воспитатель: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам – так безопаснее – веточками деревьев, корой с их стеблей.

Зайка беленький сидит (присели на корточки)

И ушами шевелит (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть (гладят ручки)

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал —

Зайка – прыг – и убежал! (прыгают).

Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.

Дети: Лисы и волки.

Воспитатель: Это хищные звери (хором повторили).

Воспитатель: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети: Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть.

Воспитатель: Ребята, вот мы и погуляли в лесу. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки.

А детки в детский сад вернитесь!

Вам понравилось наше путешествие?

Ребята, у меня есть вот такой мячик. Давайте поиграем…

Мяч красивый и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос.

1. Каких зверей мы встретили в лесу? (медведя, волка, зайца, лису, ежика).

2. Самое колючее животное. (Еж).

3. Где живет белочка? (Белочка живет на дереве в дупле).

4. Какое животное спит зимой? (Медведь).

5. Где спит медведь? (Медведь спит в берлоге).

Молодцы! Сегодня на занятии все старались.

-Скажите сколько всего зверей?
-Кто стоит вторым, пятым, седьмым?
-Кто стоит после медведем?
-Кто стоит перед лосем?
-Кто стоит между зайцем и волком?
-Кто стоит впереди ежа?
-Кто стоит позади волка?
-Кто стоит в центре? Ответы детей.
Воспитатель: Здорово, ребята, какие вы молодцы. А теперь с вами поиграет Лесовичек.
5 слайд

Дети подбирают картинки и называют какое животное чем питаются.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам в гостях у Лесовичка. Ответы детей.
Пора нам с ним прощаться. Дети прощаются.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: обобщить и систематизировать представления об основных признаках осени; углубить и конкретизировать представления об условиях жизни животный в осенний период.

Развивающие: расширение словарного запаса; развитие памяти, мышления, воображения, внимания;

Воспитательные: формирование умений всматриваться, любоваться, радоваться красоте осенней природы; умение внимательно слушать друг друга.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная.

Вводная часть. Аудиозапись (звуки шуршащих листьев под ногами, крики улетающих птиц).

Воспитатель: Ребята, что вы слышали? Ответы детей. А когда это бывает?

Воспитатель: Здравствуй, гномик. Ты почему грустишь?

Гномик: Я пришел к вам из осеннего леса. Там сейчас все изменилось вокруг, животные попрятались, скучно там.

Дети вместе с воспитателем рассказывают, почему это произошло (стало холодно, солнышко редко светит, листья опали с деревьев). Просмотр слайдов.

Гномик: Значит животным тоже холодно и голодно?

Воспитатель: Ребята, давайте, расскажем Гномику, как животные готовятся к осенним изменениям.

(Дети загибают пальцы по одному на каждое двустишье)

У лисы в лесу глухом

Есть нора - надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет он лапу.

(Поочередно то хлопают в ладоши, то ударяют кулачками друг о друга)

Есть у каждого свой дом

Всем тепло, уютно в нем. (В. Пальчинскайте).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете как называются домики животных? Ответы детей.

Гномик: Этого я зверя знаю. А вы, ребята, узнали его?

Гномик: Ребята, напомните, а как готовятся к осени волк, лиса и медведь.

Гномик: Ребята, какие вы молодцы! Спасибо, что рассказали, как меняется жизнь животных с приходом осени. Приходите и вы в осенний лес, полюбоваться его красотой. До свидания, ребята.

За мамой волчицей топал…….Кто? (волчонок)

За мамой лисицей крался……..Кто? (лисенок)

За мамой медведицей шел……Кто? (медвеженок)

За бельчихой скакал……Кто? (бельчонок)

За зайчихой прыгал…….Кто? (зайчонок)

Воспитатель хвалит детей.

Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, про каких животных мы сегодня говорили. Как меняется жизнь животных с приходом осени. Каких диких животных вы еще знаете?

Читайте также: