Конспект занятия по развитию речи в средней группе пересказ рассказа толстого пришла весна

Обновлено: 26.07.2024

скачать Открытое занятие для сотрудников ДОУ

по ознакомлению с художественной литературой

в средней группе


Провела – воспитатель Власова Ирина Тимофеевна

Дата проведения – 24 марта 2011 года

г.Москва, ГОУ Д/С № 2526
Цель – обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.
Основные задачи:

- Образовательные: учить целостно и эмоционально воспринимать произведения с природоведческим содержанием; учить детей отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Развивающие: развивать у детей зрительную и слуховую память, мышление, грамматическую, диалогическую и связную речь.

- Воспитательные: воспитывать любовь к природе, умение выслушать собеседника.

Методические приемы:

Оборудование:

Предварительная работа:

- Знакомство со схематическими изображениями к рассказу.

- Наблюдения в природе.

Лексический материал:


Части речи

Слова, сложные по смыслу

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

Дощечки

Дощечка, лодочка

Глаголы

Пустили, потекла

Пустили, потекла

Х О Д З А Н Я Т И Я:

Педагог: Дети, послушайте стихотворение. Про какое время года в нем говорится?

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

на полях видны.

Видно, очень теплые

ноги у весны. (И.Токмакова)


  1. Подготовка к восприятию текста.Создание фона восприятия текста.

Воспитатель( незаметно стучит за ширмой):

- Ой, ребята, по-моему, кто –то к нам в гости пришел…

Воспитатель заглядывает за ширму.

- Что-то он стесняется выходить…А давайте угадаем, кто это:

Кто же это, угадай-ка…

Ну, конечно, это…(ЗАЙКА)
- Правильно, дети. Это зайчик. (Показывает зайчика из-за ширмы)

- Посмотрите, как зайчик радуется, что его шубка поменялась на новую.

Кажется, он что-то хочет мне сказать…

(Воспитатель подносит зайчика к уху.)

- Он говорит, что он принес вам подарок в красивом пакете.

(Педагог показывает детям подарочный пакет)

- Давайте посмотрим, что в нем лежит?

- Ребята, скажите, какое время года изображено? (Весна)

Если дети затрудняются ответить, то педагог помогает детям наводящими вопросами.


  1. Чтение рассказа.Развитие произвольного внимания.

(Педагог показывает портрет писателя) Лев Николаевич – это русский писатель. Он жил и творил больше 100 лет назад. Но до сих пор его книги читают взрослые и дети: о войне, о животных, добре и зле…Толстой написал много произведений для детей, в том числе и рассказы…Он даже открыл школу в Ясной Поляне, чтобы научить детей грамоте, читать и писать. И сам преподавал в ней. Итак, слушаем рассказ о природе…

Пришла весна.

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего впереди себя не видали и в лужу упали…

(Наступила весна.)

- А вы знаете, что такое дощечки? (Это кусочки дерева, это полоски дерева)

- Правильно. Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму, например, вот такую. (Демонстрация.)

Далее объяснение глагольной лексики путем демонстрации действия.


  1. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

- Какое время года наступило? (Наступила весна.)

- Что сделали дети? (Дети сделали лодочки.)

- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек.)

- Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)

- Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла.)

- Что делали дети? (Дети бежали.)

- Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу.)

Лексический материал:

доска- дощечки,

лодка – лодочки,

вода – водичка.

лужа – лужицы.


  1. Повторное чтение рассказа.Развитие долговременной слухо-речевой памяти.

связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
- А теперь вы давайте расскажите по то, как наступила весна.

Пересказ рассказа всеми детьми по цепочке и индивидуально.
9. Итог.

– С каким произведением вы сегодня познакомились?

- А кто его написал? (Его написал Лев Николаевич Толстой)

- Вы сегодня все такие молодцы, и зайчик приготовил вам сюрприз.

Педагог показывает детям лодочки, сделанные из дерева, и предлагает их пустить по воде.

d:\documents and settings\дмитрий\мои документы\мои рисунки\открытое занятие по худож.лит-ре\img_0101.jpg

Используемая литература:
1. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. Лебедева Л.В, Козина И.В, Кулакова Т.В и др. Центр педагогического образования, Москва, 2008
П Р И Л О Ж Е Н И Е

d:\documents and settings\дмитрий\мои документы\1\1 001.jpg

d:\documents and settings\дмитрий\мои документы\2\2 001.jpg

1.

Автор: Читадзе Анастасия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 89 "Крепыш"
Населённый пункт: город Сургут, ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по речевому развитию в средней группе по теме "Пересказ рассказа Л. Толстого "Пришла весна"
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 89

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию

Воспитатель: Читадзе Анастасия Александровна

Место проведения: группа.

Образовательная

Цель: обучение детей последовательному пересказу с опорой на схему.

существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения;

Материал к занятию: текст рассказа, опорные картинки – схема, портрет Л. Н.

Предварительная

иллюстраций, чтение стихов о весне

Ход занятия:

движения и рассаживаются на стульчики):

Здравствуй, солнце (руки вверх).

Здравствуй, Земля (приседают).

Здравствуйте, мои друзья (руки вперед)

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Подготовка к восприятию текста

дети поднимают картинки с признаками весны):

Первичное чтение рассказа

Николаевич Толстой (показать портрет писателя).

Лев Николаевич – русский писатель. Он жил более ста лет назад. Но до сих пор его книги

читают взрослые и дети: о войне, о животных, о добре и зле…Толстой написал много

произведений для детей, в том числе и рассказы…Еще он открыл школу в Ясной Поляне,

чтобы научить детей читать и писать. И сам преподавал в ней. Итак, слушаем рассказ

Пришла весна.

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по

воде. Лодочка плыла, а дети бежали за нею, ничего впереди себя не видали и в лужу

опорные картинки – выстраивает схему)

- Какое время года наступило? (Наступила весна.)

- Что сделали дети? (Дети сделали лодочку.)

- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку сделали из дощечек.)

- Куда они пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.)

- Лодочка плыла или стояла на воде? (Лодочка плыла.)

- Что делали дети? (Дети бежали.)

- Чем закончился рассказ? (Дети упали в лужу.)

ласкательными суффиксами: Дерево-деревце, Ветка-веточка, Вода-водичка, лужа-лужица,

солнце-солнышко, забор-заборчик, ручей-ручеёк, улица-улочка.

Повторное чтение рассказа и его пересказ.

Пересказ рассказа детьми с опорой на схему. Дети пересказывают рассказ по одному,

- Молодцы, ребята, ничего не забыли. Давайте посмотрим ещё раз на потрет, кто это?

(Лев Николаевич Толстой)

- Вам понравился рассказ? (Ответы детей)

- А вечером мы с вами сделаем кораблики из бумаги и вы сможете их пускать в ручейках.

Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем.

Задачи коррекционно-образовательные:

Коррекционно-развивающие задачи:

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитывать самостоятельность, аккуратность, уверенность.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

ХОД ООД:

1.Организационный момент. Воспитатель приглашает детей войти в группу:

И девчонки, и мальчишки!

Прошу в круг всех встать,

За руки друг друга взять.

Друг на друга посмотрите

И улыбки подарите!

Я пришла к вам не одна –

Гостей в группу привела!

Дети. Здравствуйте!

Воспитатель. Предлагаю вам, ребятки, отгадать мою загадку:

Приходит с добром,

Светом солнечным красна,

А зовут ее . (весна).

Воспитатель. Да, ребята, вот и наступила весна. А какие весенние месяцы вы знаете?

Дети. Март, апрель, май.

На магнитной доске выставляются иллюстрации с весенними периодами.

Воспитатель. А сейчас, какой месяц, ребята? (Март).

Воспитатель. Ребята, как в народе называли март? (Март - капельник.) Почему? (Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель.)

Воспитатель. А апрель в народе называют знаете как? (Ответы- предположения детей.)

Воспитатель. Апрель-водолей. А почему его так называют? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются.)

Воспитатель. Предположите, как называют в народе май. (Ответы детей.) Воспитатель. Май-цветень. Почему? (В мае расцветают деревья и кустарники, распускаются в мае в лесу ландыши и медуницы.)

Все ответы сопровождаются показом иллюстраций с изображением весенних признаков.

  • Тает снег.
  • Прилетели снегири.
  • Потекла вода.
  • Начался листопад.
  • Дети наблюдают за дождём.
  • Появляются лужи.
  • Ребята лепят снеговика.
  • Дети запускают лодочки по воде.
  • Вырастает зелёная травка.
  • Дети надели валенки.
  • Птицы улетают в тёплые края.

Воспитатель. Молодцы! Вы справились с этим заданием. Ребята, а хорошо ли вы знаете приметы весны?

  • Что весной бежит, журчит? (Ручей).
  • Что весной капает, звенит? (Капель).
  • Что весной греет, светит, припекает? (Солнце).
  • Доска - дощечка;
  • Вода - водичка;
  • Лодка - лодочка;
  • Солнце - солнышко;
  • Лужа - лужица;
  • Дождь - дождик;
  • Ручей - ручеёк и др.

Воспитатель. Молодцы!

Солнце встало из-за тучки,

Мы протянем к солнцу ручки,

Руки в стороны потом

Мы пошире разведем.

А потом вперед, назад.

Каждый солнцу с нами рад!

Встанем, глубоко вздохнем.

И опять пойдем. (На каждую строчку стихотворения дети выполняют имитирующие движения.)

Дети садятся полукругом на стульчики.

Чтение (первичное) рассказа (чтение сопровождается выставлением карточек мнемотаблицы).

Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

Воспитатель. О каком времени года этот рассказ?

Как вы догадались, что это весна?

Воспитатель наливает в тазик из кувшина воду под наклоном, комментирует, что вода потекла.

Воспитатель. Что взяли дети? (Дощечки.)

Воспитатель. А вы знаете, что такое дощечки? (Ответы детей.) Воспитатель. Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму. Демонстрация дощечки, даем детям возможность рассмотреть и потрогать её.

Воспитатель. Куда дети пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде.) Воспитатель берёт тазик с водой, лодочку, сделанную своими руками, и опускает в воду, приглашает детей подуть на лодочку. Комментирует, что вот так дети пускали лодочку.

Воспитатель. Лодочка плыла или стояла на месте? (Лодочка плыла.) Воспитатель. Что делали дети? (Дети бежали.)

Воспитатель. Предлагаю вам размять пальчики, подготовить руки к работе с ножницами.

Дети с помощью шишек выполняют самомассаж кистей рук.

Воспитатель напоминает правила срезания углов у прямоугольника под наклоном.

Воспитатель. А теперь с помощью вырезанных солнышек покажите, понравилось вам наше занятие или нет.

Дети подходят к столу, где на одном подносе лежат картинки с улыбающимся солнышком (радость), а в другом - с грустным (огорчение) и выбирают солнышко.

Подводится итог ООД: дети рассказывают, что им запомнилось, что им было интересно делать на занятии.

Образовательная область: речевое развитие (пересказ рассказа, развитие речи).
Цель: обучение детей последовательному пересказу с опорой на схему.
Задачи:
Образовательные:
Учить пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя.
Упражнять в подборе глаголов к существительным.
Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
Развивающие:
Развивать зрительную, слуховую память, диалогическую и связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения; интерес к весне, как ко времени года, замечать изменения и сравнивать с другими временами года.

Оценить 249 0

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Конспект занятия по развитию

речи (ОО Речевое развитие)

(по Л. Н. Толстому)

в средней группе

Воспитатель высшей

квалификационной категории

Тельгина О.В.

г. Новотроицк

Место проведения: группа.

Образовательная область: речевое развитие (пересказ рассказа, развитие речи).

Цель:обучение детей последовательному пересказу с опорой на схему.

Образовательные:

Учить пересказывать текст без помощи вопросов воспитателя.

Упражнять в подборе глаголов к существительным.

Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.

Развивающие:

Развивать зрительную, слуховую память, диалогическую и связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное восприятие литературного произведения; интерес к весне, как ко времени года, замечать изменения и сравнивать с другими временами года.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках, рассматривание иллюстраций, чтение стихов о весне.

Цель-результат: дети умеют связно последовательно пересказывать текст с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Методы и приёмы

Организованный момент. Сюрпризный момент.

и захотел узнать, что такое Весна, узнать приметы весны..

- Ребята, посмотрите и скажите, кто к нам пришел в гости? (Зайчонок)

- Что он принес с собой? (Показ сундучка)

- Ребята, скажите какое время года изображено? (Весна)

А что происходит весной.?

Ответы детей тает снег, текут ручьи…..

А как вы думаете, что можно пускать по ручьям?

Чтение рассказа. Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде. Лодочка плыла, а дети бежали за ней, кричали, ничего впереди себя не видели и в лужу упали.

- А вы знаете, что такое дощечки? (ответы детей)

- Это кусочек дерева, из которого можно сделать любую форму. (демонстрирую дощечку, даю возможность детям потрогать её)

Уточняю, демонстрируя глаголы: Беру одноразовые стаканчики и переливаю воду из одного стаканчика в другой стаканчик. Комментирую, что вода потекла.

Затем я, возьму формочку с водой, лодочку, сделанную своими руками, и опускаю в воду. (Приглашаю детей подуть на лодочку). Комментирую, что вот так дети пускали лодочки.

Беседа по содержанию рассказа.

- Какое время года наступило? (Наступила весна)

- Что сделали дети? (Дети сделали лодочку)

- Из чего они сделали лодочку? (Лодочку они сделали из дощечки)

- Куда дети пустили лодочку? (Лодочку пустили по воде)

- Лодочка плыла или стояла на месте? (Лодочка плыла)

- Что делали дети? (Дети бежали)

- Чем же закончился рассказ? (Дети упали в лужу)

- Какое настроение стало у детей? Почему? (Ответы детей)

Капля раз, капля два

Очень медленно сперва, а потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои откроем от дождя себя укроем.

- Ребята, посмотрите (обращаю внимание детей на части изображения лодочки разложенных на столах) что это? (ответы детей). Предлагаю детям собрать лодочки.

- Молодцы, ребята! У вас здорово получилось!

- Ребята, давайте в игру «Назови ласково.

- Вы большие молодцы!

Повторное чтение рассказа.

- Ребята, я вам прочитаю рассказ еще раз. Помогут мне в этом схемы. (Во время чтения рассказа выставляю схемы).

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде мнемотаблицы.

- А теперь давайте вы расскажите про то, как наступила весна (Пересказ рассказа всеми детьми по цепочки и индивидуально)

Рефлексия: - С каким произведением, вы познакомились сегодня?

А кто написал, этот рассказ?

Вы сегодня все такие молодцы! Пушок вам приготовил сюрприз. Но сначала давайте мы научим его определять на картине весну, мы назовем все признаки весны. Поможем? (Да)

Дети называют признаки весны. Молодцы!

Ребята, скажите, что вам больше всего понравилось на занятии? (ответы детей).

А что, не понравилось?

Котик Пушок прощается с детьми , говорит им спасибо. И уходит!



Лев Николаевич Толстой

Читайте также: