Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему одежда

Обновлено: 07.07.2024

. Развивать память, внимание, логическое мышление. Развивать речевую активность, интонационную выразительность. Развивать артикуляторную моторику, общую моторику.

. Воспитывать аккуратность к своему внешнему виду. Воспитывать отзывчивость, доброту.

Ход занятия:

1. Минутка вхождения:

1, 2, 3,
На занятие пришли,
Будем говорить красиво,
Четко и неторопливо.

Логопед: Посмотрите друг на друга. На нас красивая, нарядная, удобная одежда и обувь. На мне красивое платье, на ногах черные туфли. Расскажи что ты сегодня надел.

3. Дети заходят в кабинет и попадают в волшебный лес (2 дерева, на которых располагаются одежда и обувь)

— Как у наших у ворот, Чудо дерево растет. Чудо, чудо, расчудесное!
Не листочки на нем, Не цветочки на нем,
А чулки и башмачки, словно яблоки! ЧУДО ДЕРЕВЬЯ!

Логопед: Что растет на желтом дереве? (юбка, платье, брюки…)

Как мы это можем назвать одним словом? (одежда)

Что растет на красном дереве? (валенки, сапожки, туфли…)

Как мы это можем назвать одним словом? (обувь)

4. А нужны ли человеку одежда и обувь? Для чего они нужны?

(Для защиты нашего тела от холода, от жары, от солнечного ожога…) Одежду носят папы, мамы, бабушки, дедушки…

— Я буду показывать картинки, и спрашивать чьё это? А вы будете отвечать, чьи это вещи; мамины, папины, … (сапоги, шапка, брюки, перчатки…)

5. Логопед: Зимой и летом мы носим разную одежду и обувь. Зимой одежда и обувь защищают нас от холода, а летом от солнечного ожога.

Зимой на улице мороз. Отморозит щеки, нос. В какой одежде пойдем гулять?

Летом в жаркие часы — только майка и трусы. Что еще мы одеваем летом?

6. А какое сейчас время года? (зима) Ребята, я приглашаю вас на зимнюю прогулку.

— Кто у нас спрятался в коробку и не хочет выходить, давайте ее вместе позовем, может она выйдет: . Не выходит! Наша кошка сегодня грустная. Катя спроси, что у нее случилось? (Катя спрашивает кошку, что случилось.)

Кошка: Я очень хочу быть красивой и нарядной. Я хочу, чтоб у меня была обувь и одежда, и я пойду на праздник мам.

Логопед: Да скоро праздник 8 Марта. Праздник наших любимых мам. Как мы будем поздравлять наших мам? (песни петь, стихи читать). А на праздник все приходят нарядными, красивыми. Вот и кошка захотела быть красивой.

10. Появляется кукла Маша. Слеметсізбе! Здравствуйте!

Я купила кошке
К празднику сапожки,
Причесала ей усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать
Хвостик некуда девать?

Вопросы: Про кого это стихотворение? Что девочка купила кошке к празднику? Что она причесала кошке? Что она сшила кошке? Только как их надевать хвостик некуда девать?

Логопед: Наша кошка сидит в коробке и не слышит, что кукла Маша принесла ей наряды. Я вот сейчас тоже расскажу как кукла Маша. А поможет мне картинка. (логопед по мнемотаблице рассказывает стихотворение)


Логопед предлагает вместе рассказать стихотворение (дети договаривают строчки из стихотворения). 3 ребенка рассказывают.

Логопед: А вот и сапожки, и новые трусы для нашей кошки. Вот я ей сейчас наряды отнесу, в коробку положу.

Кошка появляется нарядная.

Наша кошка обрадовалась, повеселела и захотела потанцевать.

11. Логопед: Ребята, какая Маша молодец! Купила кошке сапожки и сшила трусы. Я предлагаю для Маши сделать подарок. Мы сейчас пойдем в мастерскую, и будем шить новую одежду для Маши.

(Из 2–3 деталей сложить одежду)

Индивидуальные ответы детей: Я сшил Маше юбку.

12. Маша благодарит за новый гардероб, загадывает загадку:

Эти вещи надо знать,
В них хорошо играть и спать,
Гулять и летом, и в мороз,
И даже в холод спрятать нос.
Красивы, просто загляденье…
О чем мое стихотворенье? (о вещах, об одежде)

Итог: Сегодня на занятии мы говорили об одежде и об обуви. У наших ворот выросли чудо деревья, пришла кукла Маша и рассказала нам стихотворение, про обновки. Мы Маше сшили новые наряды. Мы с вами сегодня молодцы. Возьмите такое сердечко, какое у вас сейчас настроение.

Продолжать формировать у детей представления о видах верхней одежды по сезону.

Продолжать учить согласовывать имена существительные с прилагательными

Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении.

Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением.

Продолжать знакомить детей с интерактивной доской.

Заинтересовать детей работой на интерактивной доске.

Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением

Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Развивать сенсорные ощущения детей

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься

Воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника : эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх (встреча с Тобиком и Незнайкой); отвечает на вопросы воспитателя; проявляет положительные эмоции при физической активности.

Материалы и оборудование : мяч, картинки с изображением одежды, разрезные картинки одежды, цветные карандаши, раскраски, интерактивная доска, компьютер

Предварительная работа

рассматривание иллюстраций с изображением людей, одетых по сезонам года,

беседа о предназначении одежды и ее различие по сезонам года

раскрашивание и лепка одежды;

Методические приемы:

1) Игровой (использование сюрпризного момента).

2) Наглядный (рассматривание иллюстраций с изображением одежды).

3) Словесный (вопросы, индивидуальные ответы детей, напоминание).

Сценарий занятия

Организационный момент

Дети играют. Вдруг около детей и воспитателя катится мяч (воспитатель берет его в руки).


Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, к нам мячик прикатился. А, вы, любите играть в мяч? ( ответы детей )

А какие игры с мячом вы знаете? ( ответы детей )

Вводная часть:

Как называют одежду, которую надевают на праздник? Воспитатель дает правильный полный ответ на вопрос. Одежду, которую надевают на праздник, называют праздничной.

Где продают одежду?

Назовите ту одежду, что мы носим летом

Как называют одежду, которую мы носим летом? Правильно, летняя.

Какого цвета футболка у Арины?

Назовите ту одежду, что мы носим зимой.

А как она называется одним словом?

Без какого головного убора летом нам не обойтись?

Что мы надеваем, когда ложимся спать?

А какую одежду мы носим весной?

Как мы ее назовем одним словом?

А осенью? И как ее можно назвать?

Воспитатель , в процессе игры, добивается от детей полного развернутого ответа.


Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, ответили на все мои вопросы. А теперь предлагаю вам присесть на коврик.

Основная часть

Воспитатель: Ой, пока мы с вами усаживались на коврик, к нам прибежал наш друг Тобик. Что-то он очень взволнован…Сейчас попробуем узнать. Тобик, что случилось? (Тобик гавкает на ушко воспитателю)

Ребята, Тобик мне сказал, что с его другом Незнайкой, что-то случилось и он не понимает что!

Воспитатель показывает иллюстрацию Незнайки в осеннем лесу

t1638716947aa.jpg

Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на Незнайку. С каким настроением он гуляет в парке? (воспитатель выслушивает все ответы детей).

Незнайка грустный, интересно почему? (Ответы детей)

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, почему Незнайка замерз ?

Дети : (на улице осень, холодно, а он в легкой одежде)

Воспитатель : А что мы одеваем осенью? (пальто, куртку, шапку, брюки т. д.)

А зимой, какую одежду мы надеваем? (шубу, валенки, варежки)

А в какое время года, мы с вами одеваем шорты, платье, панаму и т. д? (летом)

Значит, как мы эту одежду назовем? (летняя)

Воспитатель : Вот Незнайка стоит в осеннем парке в летней одежде! Что мы ему можем предложить сделать? (ответы детей)

Да, мы можем ему предложить надеть теплые вещи.

Для этого нам надо разбиться на команды. В первой команде будут те ребята, у которых есть что-то красное на футболке, во второй команде будут ребята, у которых на носках есть белый цвет. (Количество команд зависит от количества детей)

На интерактивной доске появляется картинка с временами года и с различной одеждой, которую надо отсортировать.Задача одной команды выбрать одежду, которую носим зимой и осенью. Вторая команда выбирает одежду, которую носим летом и весной.

Ребята из команд по очереди подходят к доске и передвигают картинки с одеждой в соответствующий контейнер.

t1638716947ab.jpg

По окончании работы, рассказываем, что получилось (если необходимо поправляем).

Тобик : Ребята, спасибо вам за игру, мы с Нейзнайкой постараемся все запомнить. А сейчас я предлагаю немножко размяться.

Что-то стало холодать

Нужно шапку надевать

И на обе наши ножки

Надеваем мы сапожки

Шубку, варежки надели

И бежим гулять скорее

Тобик: Ребята, мы запомнили, какую одежду носят в разные времена года. Но вот беда, у Незнайки нет теплой одежды. Я хотел ему сшить, но у меня ничего не получилось, только все части одежды перепутал. (Тобик достаёт из корзинки конверты с деталями одежды, из которых нужно собрать картинки )


Воспитатель : Ребята, договоритесь, кто в вашей команде будет рассказывать, что же вы сшили для Незнайки.

Дети отвечают, какая одежда у них получилась.

- Мы сшили Незнайке желтую курточку.

- Мы сшили Незнайке зеленый свитерок.

Тобик: Спасибо, ребята, за помощь . Теперь у Незнайки есть теплая одежда и он знает, какую одежду носят в разные времена года. Нам очень понравилось у вас в гостях, но пора возвращаться домой. На память о нашей встрече мы хотим подарить вам эти замечательные раскраски.

Воспитатель : Тобик мы очень рады что помогли вам с Незнайкой. Спасибо за подарки. Ребята очень любят раскрашивать. Ребята, давайте попрощаемся с Тобиком.

Дети : До свидания! Приходи ещё к нам в гости!

Заключительная часть

Воспитатель : Ребята вам понравилось помогать Тобику и Незнайке? А что вам понравилось больше всего?(Ответы детей.)

Воспитатель : Спасибо, ребята. А сейчас кто хочет, может раскрасить картинки, которые нам подарил Тобик .

Конспект открытого занятие по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе для детей с ОВЗ.

  • Формирование лексико-грамматического строя речи.
  1. Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит.
  2. Закреплять в речи существительное с обобщающим понятием одежда, уточнять и расширять словарь по теме.
  3. Совершенствовать умение образовывать формы родительного падежа имён существительных, согласовывать прилагательные с существительными.
  • Развивать фонематический слух, диалогическую речь, артикуляционную, тонкую и общую моторику, зрительное внимание, темп и ритм речи.
  • Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед приветствует детей и раздаёт им половинки предметных картинок с изображениями одежды.

Логопед. Подойдите к столу и найдите на нём половинки своих картинок. Может сесть тот, кто составит свою картинку.

Дети находят половинки картинок, составляют их, садятся.

Логопед. А теперь расскажите, что у вас на картинках.

Сначала послушайте, как это сделаю я.

Логопед. У меня штаны. Они красивые, яркие, с цветочками.

1-й ребёнок. У меня рубашка. Она синяя, нарядная, с кармашками.

2-й ребёнок. У меня юбка. Она розовая, красивая, в горошек.

3-й ребёнок. У меня футболка. Она розовая, красивая, с цветочками.

4-й ребёнок. У меня кофта. Она синяя, яркая, в полоску.

5-й ребёнок. У меня куртка. Она розовая, тёплая, с капюшоном.

А как мы назовём всё это, одним словом?

Логопед. Молодцы! Вы правильно сложили картинки и хорошо рассказали об одежде, нарисованной на них.

Логопед. А теперь, ребята, отгадайте загадку.

Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.

Логопед. Правильно. Молодцы! Сегодня к нам в гости пришёл Зайка. Давайте ребята с ним поздороваемся.

Дети. Здравствуй, Зайка!

Мишка. Здравствуйте, ребята (грустно).

Логопед. Зайка, ты какой-то грустный? У тебя что-то случилось?

Шёл я дети к вам из леса
Зацепился за сучок
И порвал свою одежду
Вырвал от неё клочок.
Помогите мне, ребята,
Починить одежду надо.

2. Логопед. Постараемся тебе помочь, Зайка. Но сначала давайте посмотрим, какие детали одежды нужно пришить. Без чего куртка?

Дети. Куртка без рукава.

Логопед. Без чего кофта?

Дети. Кофта без пуговиц.

Логопед. Без чего брюки?

Дети. Брюки без карманов.

Логопед. Без чего рубашка?

Дети. Рубашка без воротника.

3. Логопед. А теперь включим наши швейные машинки.

Упражнения для жевательно — артикуляционных мышц

Стучит швейная машинка.

Логопед. А теперь пришьём пуговицы.

Упражнения для губ

Большие пуговицы и маленькие пуговки.

Застёгивание и расстёгивание молнии.

Логопед. А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось.

Мишка. Спасибо! Какие вы все молодцы!

Я люблю ваш детский сад.
В нём много хороших ребят.
А вы меня с собой на прогулку возьмёте?

Дети. Да. Возьмём!

4. Логопед. Ребята, а что нужно надеть на Зайку, чтобы он отправился на прогулку? Подумайте, какая одежда нужна для прогулки осенью?

Дети. Осенью нужна куртка.

Осенью нужен свитер и т. д.

Логопед. А теперь Зайка покажи нам, какую одежду приготовил ты.

Зайка достаёт ботинки, грязную куртку, грязный свитер, варежки, брюки, шарф.

Логопед. Ребята, посмотрите – это всё одежда? Какая картинка лишняя?

Логопед. Правильно. Ботинки – это обувь.

Логопед. Зайка, а что с твоей одеждой она вся грязная?

У меня опять неудача
Я в краску влез с утра.
И курточка, и свитер!
Вы только посмотрите, -
В таком ужасном виде
Я не смогу гулять.

Логопед. Не переживай Зайка, мы тебе поможем.

Ребята, а что делают с грязной одеждой?

Логопед. Давайте поможем Зайке постирать его одежду.

Воду в тазик мы налили
И одежду намочили.
Мылом мылили, стирали,
Хорошенько полоскали.
А теперь всё отожмём,
Хорошенечко встряхнём,
Развесим на верёвку,
Прищепкой щёлкнем ловко.

Дети имитирую движения в соответствие с текстом.

Мишка. Спасибо, ребята. Выручили!

Логопед. Молодцы! Постарались, помогли Зайке привести в порядок одежду! Скажите теперь про одежду, какая она?

Логопед ставит на наборное полотно картинки, которые были в предыдущей игре

Логопед. Давайте ещё раз посмотрим, что мы постирали?

Дети. Куртку, шарф, брюки, варежки, свитер.

Логопед. А теперь наступила ночь (дети закрывают глаза), подул сильный ветер и унёс одежду. Откройте глазки. Посмотрите, чего не стало?

Дети. Не стало куртки.

Игра повторяется несколько раз.

6. Окончание занятия. (Оценка работы детей)

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось.

Мишка. Много дел мы сегодня с вами переделали.

Логопед. Давайте вспомним, что мы сегодня делали.

1-й ребёнок. Мы сегодня помогали зайке.

2-й ребёнок. Мы сегодня зашивали одежду.

3-й ребёнок. Мы сегодня стирали одежду.

4-й ребёнок. Мы сегодня ловили одежду.

Логопед. А теперь проводите зайку в нашу группу и познакомьте его с другими ребятами.

Цель: дать понятие о том, для чего нужна одежда.

Ход занятия

I. Беседа о назначении одежды.

Одежда бывает летняя и зимняя. Она предназначена для детей и для взрослых. Одежда служит для защиты oт солнца и ветра, от снега и дождя. Она должна быть удобной и красивой. Одежду делают с помощью машин на фабриках. Ее нужно хранить в шкафу на вешалках и полках. Все вещи должны быть чистыми и не мятыми.

Поддерживать в порядке одежду нам помогают стиральная машина и утюг. Иголка с ниткой помогают пришить пуговицу или починить одежду.

II. Работа с таблицей.

- Какая одежда нарисована?

- Покажите шубу, пальто, куртку, плащ. Это верхняя одежда.

- Покажите трусики, майку. Это белье.

- Закрываю в таблице одежду верхнего ряда, назовите по порядку вещи.

- Какая одежда дана на рисунке третьей по счету? четвертой? первой? второй? (Аналогично поступаем с третьим рядом.)

- Сосчитай, сколько вещей в пятом ряду? в четвертом?

- Сколько в четвертом и пятом вместе? (Четыре в четвертом ряду и четыре — в пятом. А всего в двух рядах — восемь.)

III. Минутка загадок.

Черна, а не земля,

Пушиста, а не снег.

Греет, а не печка. (Шуба.)

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля. (Шляпа.)

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык,

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф.)

IV. Подумайте и покажите.

1) Предметы, относящиеся к верхней одежде, к белью.

2) Назовите одежду, которую носят только женщины.

3) Назовите одежду, которую можно носить зимой, летом.

V. Знакомство с материалом, из которого шьют одежду.

1) Дать пощупать детям одежду, сшитую из разных тканей (из меха, шерсти, шелка, хлопчатобумажной и джинсовой тканей и др.).

3) Найдите одежду из шелка, шерсти, джинсовой ткани и т. д.

4) С закрытыми глазами найдите меховую, шелковую (на ощупь) одежду.

5) Расскажите о брюках, которые лежат перед вами. (Эти брюки джинсовые. Они сшиты из джинсовой ткани.)

VI. Игра.

Раздать картонных человечков (мальчиков и девочек). Одевание их в соответствующую одежду.

Читайте также: