Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему лес
Обновлено: 05.07.2024
Организационный момент.
Ну-ка, дети, все ко мне,
Да не стойте в стороне!
Тут такие чудеса –
Лунтик к нам пришёл сюда!
Основная часть.
Лунтик: «Здравствуйте, ребята, здравствуйте взрослые!
Дети: Здороваются.
Воспитатель: Мы рады тебя видеть Лунтик, какой у тебя красивый сундучок. Интересно, что там лежит? А вам ребята, интересно?
Дети: Да!
Лунтик: Мне тоже интересно, что там, но я не смог его открыть.
Воспитатель: А я кажется, знаю, как его открыть! Только нужна ваша помощь. Ну-ка повторяйте, ребята за мной.
Сундучок открыли мы!
Воспитатель: Лунтик, да здесь листочек.
Лунтик: Ребята, а с какого дерева упал этот листочек?
Дети: С клена.
Лунтик: А если он упал с клёна, то он какой?
Дети: Кленовый.
Лунтик: Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Лунтик: А назовите, мне тогда приметы осени.
Дети называют приметы осени (листья опали, птицы улетают на юг, солнышко не так сильно греет, небо пасмурное, идут дожди, дует холодный ветер …)
Лунтик: (удивляется, говорит какие дети молодцы, всё знают). Ребята, а вы знаете, что этот кленовый листочек волшебный, он поможет вам сегодня попасть в лес и там попутешествовать. Вы этого хотите?
Дети: Да.
Лунтик: Ну, тогда счастливого пути, а я вас тут подожду, у меня ещё много дел. Да, вот ещё, что сундучок возьмите с собой он вам пригодится.
Дети и Воспитатель: (благодарят Лунтика).
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг и повторяйте за мной.
Двигательно-речевая миниатюра с увеличенной двигательной активностью.
По дорожке в лес идём,
В лес идём, в лес идём.
А потом бегом, бегом,
Всё бегом, бегом, бегом.
По дорожке скок да скок,
Скок да скок, скок, да скок.
Вот уж близок наш лесок,
Наш лесок.
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Какой чистый и свежий воздух в лесу.
Воспитатель: Теперь, представьте, что наши стульчики – это пенёчки, давайте присядем на них.
Да откроем сундучок, посмотрим, что там Лунтик нам ещё оставил.
(Воспитатель приоткрывает сундучок).
Ребята, да тут загадки. Послушайте их внимательно.
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех … (Волк).
(Воспитатель прикрепляет волка).
Ой, ребята стая волков приближается к нам, давайте завоем, как волки.
Дети: Произносят у-у-у…
Стая ближе, давайте завоем ещё громче, а теперь напугаем их, затопаем, волки испугались, убежали и воют тихо- тихо, потому, что они далеко.
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт
Знают рыжую в лесу –
Очень хитрую … (лису).
Воспитатель: Вот она какая, наша лиса. Давайте скажем про неё вот такие чистоговорки:
СА-СА-СА, к нам пришла лиса.
СЫ-СЫ-СЫ, хвост пушистый у лисы.
СУ-СУ-СУ, в лесу увидели лису.
Воспитатель: Кого, называют хозяином леса,
Кто косолапый и неуклюжий….
Дети: Медведь.
Воспитатель: Кто в лесу грызёт орешки, прыгает с ветки на ветку …
Дети: Белка.
Воспитатель: А как называется жилище, где живёт белка?
Дети: Дупло.
Воспитатель: А кто самый колючий житель леса?
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько много зверей в нашем лесу. Но мне кажется, что мы про кого-то забыли. Как вы думаете про кого?
Дети: Про зайца .
Воспитатель: Да он не один, посмотрите, как их много в нашем лесу.
Давайте с ними поиграем.
Под стульчиками у вас травка, возьмите её, положите себе на колени и повторяйте за мной.
И катались на траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.
Стала, гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.
Воспитатель: Вот так зайчики весело играют, а теперь садитесь поудобнее и внимательно послушайте одну историю, которая произошла с нашими зайчатами.
Воспитатель читает.
- Произошло это поздней осенью, когда все лесные жители готовились к холодной зиме. Жили-были в лесу маленькие зайчата, всю осень они весело играли и скакали по лесу, даже хитрая лиса не могла их поймать в высокой сухой траве. Но однажды утром, когда зайчата проснулись, они не узнали свой лес. Вся трава, деревья, кусты, всё было покрыто белым снегом. Зайчата посмотрели на свои серые шубки и очень расстроились.
Воспитатель: Как вы думаете, почему они расстроились?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю помочь зайчикам, сменить шубки. Поможем?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда идите, присаживайтесь за свои столы. Здесь вас ждут зайчата, которым надо помочь поменять шубку, а поможет нам белый волшебный песочек. Но сначала надо зайчика помазать клеем, возьмем кисточки и аккуратно намажем им ушки, головку, туловище, лапки и хвостик. А теперь возьмем волшебный песочек, захватим его пальчиками и засыпаем им зайку. Так зайка поменяет свою шубку. А чтобы шубка крепче держалась, прижмем её указательным пальчиком.
Дети выполняют задание.
Воспитатель, говорит, что все ребята молодцы, справились с заданием, просит ребят отпустить зайчат в лес к маме.
После этого воспитатель собирает детей возле себя, говорит, что пришло время возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Закрывайте глазки и произнесите слова
1, 2, 3, 4, 5, в садик мы пришли опять!
Рефлексивный компонент (ответная реакция детей).
Лунтик: Ребята, вот вы и вернулись обратно, как я рад.
Вам понравилось ваше путешествие?
Расскажите, где вы были, кого встретили, кому помогали?
Что для вас было самым интересным?
Дети: Да!.
Лунтик: Значит у вас всё получилось! Как здорово! Давайте похлопаем друг другу. А я вам приготовил сюрприз за ваши старания. Лунтик угощает детей и прощается с ними.
Цель: Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи - описание, развивать навыки речи – доказательство.
Педагогические задачи: Прививать детям культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет. Напомнить детям о разных дарах, которые дает лес человеку.
Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о лесе, о его обитателях. Воспитывать интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа и беречь ее.
Материал: Объемные и плоскостные игрушки, изображающие животных, птиц, деревья, цветы, грибы. Картинки с изображением березовой рощи, смешанного леса, соснового бора.
Ход занятия:
К детям приходит гость.
Лесовичок: Здравствуйте ребята! А вы знаете как меня зовут и от куда я к вам пришел? (ответы детей).Отгадайте-ка загадку и узнаете от куда я к вам пришел и как меня зовут. Загадывает детям загадку В. Фетисова :
«Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи-ка в этот дом,
Дети: Это лес. А тебя значит зовут Лесовичок.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы расскажем Лесовичку, что мы знаем о лесе.
1. Кто из вас был в лесу? (ответы детей)
2. А что растет в лесу? (деревья, трава, ягоды, цветы)
3. Какие животные живут в лесу и где они живут? (лиса – в норе, волк – в логове, белка в дупле, заяц – под кустом).
4. А какие птицы живут в лесу? (сорока, ворона, дятел,сова,синичка)
5. А какие деревья растут? (береза, дуб, сосна, рябина, осина, тополь)
Лесовичок хвалит ответы детей:
Молодцы, как вы много знаете о лесе, а теперь мне нужно размять мои старые косточки и маленько с вами поиграть.
Физминутка (2-3 раза)
(дети садятся на корточки)
Утром птички все проснулись,
Раз – росой они умылись,
Два – изящно покружились,
Три – присели, поглядели,
А четыре – улетели.
Лесовичок: Ой какие молодцы, поиграли и мои косточки размялись. А теперь я вам расскажу, что я знаю о лесе.
Лес – это замечательное природное богатство. Главные жители леса - это деревья. В лес ходят не только за ягодами и грибами. Туда ходят, чтобы послушать пение птиц, насладиться тишиной.
(включить музыку с пением птиц и послушать)
Лес красив во все времена года, тот кто почувствует красоту леса, наполняется хорошими и добрыми чувствами.
Лес бывает разный. Давайте посмотрим на картину, на ней изображены березки, их много, поэтому такой лес называют – рощей. Посмотрите – эта роща пронизана веселым светом. По белым стволам, по зеленым листочкам, бегают солнечные зайчики. В этой роще приятно гулять и слушать как поют птицы. Много песен и стихов сложено про красавицу березку. Вот послушайте:
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике.
Дети, а что в лесу еще растет? Посмотрите на картинку.
Лесовичок: Как они называются?
Лесовичок: Правильно. Давайте посчитаем сколько их (считают).А еще кроме грибочков, что вы видите на полянке?
Дети: Цветочки: желтые одуванчики, голубые колокольчики, оранжевые огоньки.
Лесовичок: Давайте посчитаем сколько всего цветов (считают). Чего больше грибов или цветов? (ответы детей).
Но есть и дремучие леса – такие как например сосновые. Называются они сосновым бором. В нем растут только сосны – это очень высокие деревья, они как великаны. В этом лесу всегда полумрак, только иногда можно услышать пение птиц, да редкое постукивание дятла.
А есть еще ребята и смешанный лес. В нем растут самые разные деревья – березки, осины, тополь, рябинка.
Воспитатель: Как много ты нам Лесовичок интересного и нового рассказал. А сейчас я загадаю ребятам загадки, а Лесовичок послушает.
1. Зимой и летом одним цветом? (елка).
2. Стоит в белой одежке, свесив сережки? (береза).
3. Стройная, прекрасная, на ней ягода красная? (рябина)
4. Как бы мне пошла кар-рона, важно каркает (ворона)
5. Черный жилет, Красный берет, Нос, как топор, Хвост, как упор. (дятел)
6. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый- краса! А зовут ее (лиса) .
7. Не влезает в книжку, косолапый (мишка).
8. Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный? (волк)
Лесовичок: Какие вы молодцы. Приходя в лес не шумите, не сорите, не разжигайте костров – иначе они все погибнут. Но мне пора с вами прощаться и возвращаться к себе домой. Но я приглашаю вас к себе в гости. Обязательно приходите, ведь в лесу так легко и свободно дышать. До свидания, до новых встреч.
Воспитатель: Вот и ушел Лесовичок, но сколько он всего интересного нам рассказал, и мы обязательно сходим к нему в гости. А сейчас мы с вами пойдем на улицу и посмотрим какие растут деревья на территории нашего детского сада, и какие птицы к нам прилетают.
Открытое занятие по изотерапии с применением здоровьесберегающих технологий Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в средней группе. Воспитатель: Федорова Валентина Сергеевна. Дата проведения:.
Развивать у детей сознательные навыки : работать в коллективе, договариваться друг с другом.
Развивать умение подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные с числительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы;
Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из царств природы, а о каком именно вы сейчас угадаете сами!
Много рук, а нога одна. ( Дерево )
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево )
Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о деревьях !
Давайте подумаем, почем в загадке говориться, что весной дерево веселит ? (Весной на деревьях появляются зеленые листочки и люди радуются зелени после долгой зимы).
А как же дерево летом холодит ? (В тени дерева прохладнее в жаркую , солнечную погоду) .
А как же оно осенью питает? (К осени на деревьях созревают плоды , которыми питаются люди, и плоды (ели, сосны, рябины, клена, которыми питаются птицы и животные) .
А что значит — зимой согревает? (зимой дровами топят печи, чтобы в домах было тепло) .
Молодцы ребята! А как называется место, где растет много деревьев ? Верно, лес! А вы хотите отправится в лес? (Да) .
Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек)
Как называется растение, растущее в лесу? (Лесное)
Как называется профессия человека, работающего в лесу? (Лесник, лесничий)
Сказочное существо, охраняющее лес? (Лесовик)
Маленький, редкий лес, соеденяющий два больших леса? (Перелесок) - - А теперь посмотрим на эту иллюстрацию! (иллюстрация с изображением леса) .
Какие деревья растут в этом лесу ?
Назовите каждое дерево , как будто их много?
Назовите деревья ласково .
В лесу мы можем встретить много разных деревьев . На каждом из них есть плоды и семена. Лесные жители принесли нам плоды и семена с разных деревьев . Они разложены здесь, столиках. Каждая команда сейчас подойдет к столику, выберет себе плоды или семена, подберет к ним листочки и расскажет нам об этом дереве ! (на заранее подготовленных столиках лежат желуди, клен, рябина, и т. д.)
Правильно, потому что в них растут и хвойные и лиственные деревья . Но есть и такие леса, в которых в основном растут хвойные деревья : ель, сосна, кедр, пихта. Вы знаете, как называется такой лес? (Тайга) .
Посмотрите на картинки с изображением хвойных деревьев . Скажите, что у них общего? Правильно, вместо листьев у них хвоя! А еще? Обратите внимание на их крону (фотографии ели, кедра в снегу) . Она имеет конусообразную форму, вот такую (нарисовать на доске конус) . Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного, в ней все взаимосвязано. Сейчас я прошу каждую команду посовещаться и высказать свое мнение о том, почему у деревьев такая форма кроны ? (Сформулировать вывод: конусообразная форма кроны необходима для того, чтобы снег с веток сползал вниз, не ломал веток).
Теперь вернемся в наш лес!
Как он называется, если в нем растут одни ели? (Ельник) .
А если в нем растут одни сосны? (Сосновый бор) .
А если только березы? (Березняк, березовая роща) .
Из осин? (Осинник)
А теперь, давайте поговорим о том, зачем человеку нужны деревья ? Какую пользу они приносят?
Сегодня мы с вами убедились, что мир деревьев — удивительный мир ! В лесу, среди деревьев , человек отдыхает от городского шума, слушает пение птиц, шелест листвы, наслаждается красотой!
А как легко дышится в тех местах, где много деревьев , как вы думаете, почему?
Объясните, зачем люди сажают деревья , разбивают парки, скверы? (чтобы очищать воздух, чтобы было больше кислорода)
А еще почему нам дорог лес? (это дом для птиц и зверей. Не было бы леса, не было бы и их) .
Что дают нам растения? ( Деревья это строительный материал, топливо, бумага) .
Пройдите по группе и найдите предметы , которые не смогли бы появится здесь, если бы не было растений?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе на тему:
Цель: Расширить представление детей про доброту, как моральную ценность и справедливость, умение правильно оценивать поступки людей. Продолжать учить детей видеть красоту вокруг себя; словами и эмоциями передавать своё настроение, отношение к окружающему миру. Знакомить с взаимосвязью живой и неживой природы. Закрепить правила поведения в природе, расширить и углубить знания детей про лес. Побуждать к возникновению радостного чувства с приходом весны. Развивать логическое мышление, связную речь, память. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе и природе в целом. Воспитывать взаимоуважение, побуждать к открытости в отношениях к позитивным поступкам, чувство дружбы, уважения.
Ход занятия.
Дети, вы сегодня крепко спали?
Без капризов утром встали?
Вы друг другу улыбнитесь
И ко мне все повернитесь.
- Поприветствуйте друг друга улыбкой, этим мы пожелаем счастливого и удачного путешествия. – А вы любите путешествовать? (Да)
- А куда мы отправимся в путь сегодня, вы узнаете, когда выполните задание.
(Дети за столами по парам слаживают из частей целую картинку. Сложив картинку, дети отвечают, куда они отправятся в путешествие).
Дружно в саду дети живут, вместе в разные походы идут.
Песни поют, цветы собирают, в игры – забавы весело играют.
- Дети, так куда мы с вами отправимся в путешествие? (В лес).
- Итак, сегодня мы с вами пойдём в гости, в лес, к природе: к берёзке и калине, к пахучим ёлочкам, к травам и цветам.
- Но для начала давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу, какие правила нужно выполнять. (Показ карточек о правилах поведения в лесу, дети комментируют).
- Не ломай, не руби ветки деревьев и кустов;
- Не рви и не топчи в лесу, на лугу цветы;
- Не сбивай грибы;
- Не разжигай костёр;
- Не бросай мусор.
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
- А какие пословицы про лес мы с вами знаем?
- Вот теперь уже мы идём в лес. А чтобы было веселее и теплее в дороге, позовём к себе солнышко.
Все вместе: Солнышко – нарядись, красное – покажись.
- Дети, давайте, ещё раз позовём солнышко, только громче и дружно.
Приходи к нам, солнышко,
Посвети нам, солнышко,
Под весенними лучами
Весело ручьи журчат.
Поиграй – ка, солнце с нами,
Побалуй своих ребят.
- Вот и солнышко выглянуло! – Давайте мы с вами с ним поздороваемся.
«Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, вольный ветерок
(Дети идут по лесу, на лесной полянке сидят двое медвежат, спиной друг к другу – отвернувшись).
-Дети, а как вы думаете, почему они отвернулись друг от друга? (поссорились). - Давайте поможем медвежатам помириться? Научим их, как это делать. (Дети рассказывают мирилки и выполняют действия).
(Дети стоят в кругу, а воспитатель в середине круга бросает мяч, дети говорят ласковые слова).
6. Дыхательная гимнастика.
-Дети, а чем пахнет в лесу? (весенними цветами, чистым воздухом).
-Давайте почувствуем запах лес, запах весны. Понюхаем пролески; Подуем на одуванчики.
Солнце вышло из-за тучки.
Мы протянем к солнцу ручки.
Руки в стороны потом, мы пошире разведём.
Раз – вправо наклониться, и влево наклониться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
Мы закончили разминку, отдохнули ножки, спинки.
-Дети, посмотрите, под деревом сидит ёжик. Он много насобирал грибов, а не может их посчитать. Давайте, ему поможем. Но только ответ нужно сказать мне на ушко. Молодцы, ребята! Мы помогли ёжику, и за это он подарил нам картинки.
У вас у всех есть карточки с изображением разных ситуаций. Нужно оценить поступок героев и на карточку с хорошим поступком положить зелёный кружок, а с плохим поступком – красный кружок.
До чего же кругом всё чудесно!
Нам по лесу идти интересно.
И не будет нам страшно нигде:
Мы друг другу поможем в беде.
На карточке четыре картинки, вы должны определить, какая картинка лишняя и пояснить почему. (Три картинки диких животных, а одна – домашнее животное; Три цветочка, а один гриб; Три дерева – один куст).
Дети, обратите внимание на эти деревья, и поиграем с вами в игру. Я называю дерево, а вы подходите к нему.
Дети, подойдите сюда, посмотрите какой необычный дуб. Это дуб мудрости. А что ещё на дереве? (Желуди). -А что в этих желудях? (Маленькие бумажки). Правила: Будь щедрым! Будь бережливым! Будь аккуратным! Будь трудолюбивым! Люби животных и растения! Будь честным! Слушай старших! Будь вежливым и гостеприимным!
Рыба плавает? (да). Заяц летает? (нет). Воробей квакает? (нет). Цветок пахнет? (да). Трава синего цвета? (нет). Дерево летает? (нет).
Дети, мы долго путешествовали с вами по лесу, увидели много интересного, а сейчас отдохнём. Я дам вам кружочки, которые нужно превратить в разных животных, которые вы видели в лесу. И эти интересные, красивые рисунки вы подарите своему другу.
Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; учить подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
Развивающие задачи:
Развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Словарная работа: активизация словаря.
Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Даша И, Маша Т., помощь детям, затрудняющихся в ответе.
Вводная часть
Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. (1 минута)
Педагог приглашает детей в хоровод:
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Мотивация к деятельности. (2 минуты)
Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.
Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).
- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
(Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
- Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.
Зелёным – огурец, листья, краска…
Широким – река, дорога, лента…
Вкусным – варенье, торт, сок…
Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…
Высоким – дом, башня, температура…
Круглым – солнце, апельсин, мяч…
Пластмассовым – кубик, ведро, совок…
Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?
Читайте также:
- Наука и образование 10 класс обществознание конспект урока презентация
- Конспект урока по родному языку 5 класс русский язык национальный язык русского народа
- Конспект занятия по развитию речи в средней группе звук в
- Дикорастущие и культурные растения 3 класс конспект урока
- Культура и традиции татов и горских евреев дагестана конспект