Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему лес

Обновлено: 05.07.2024

Организационный момент.
Ну-ка, дети, все ко мне,
Да не стойте в стороне!
Тут такие чудеса –
Лунтик к нам пришёл сюда!

Основная часть.
Лунтик: «Здравствуйте, ребята, здравствуйте взрослые!
Дети: Здороваются.
Воспитатель: Мы рады тебя видеть Лунтик, какой у тебя красивый сундучок. Интересно, что там лежит? А вам ребята, интересно?
Дети: Да!
Лунтик: Мне тоже интересно, что там, но я не смог его открыть.
Воспитатель: А я кажется, знаю, как его открыть! Только нужна ваша помощь. Ну-ка повторяйте, ребята за мной.

Сундучок открыли мы!

Воспитатель: Лунтик, да здесь листочек.
Лунтик: Ребята, а с какого дерева упал этот листочек?
Дети: С клена.
Лунтик: А если он упал с клёна, то он какой?
Дети: Кленовый.
Лунтик: Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Лунтик: А назовите, мне тогда приметы осени.
Дети называют приметы осени (листья опали, птицы улетают на юг, солнышко не так сильно греет, небо пасмурное, идут дожди, дует холодный ветер …)
Лунтик: (удивляется, говорит какие дети молодцы, всё знают). Ребята, а вы знаете, что этот кленовый листочек волшебный, он поможет вам сегодня попасть в лес и там попутешествовать. Вы этого хотите?
Дети: Да.
Лунтик: Ну, тогда счастливого пути, а я вас тут подожду, у меня ещё много дел. Да, вот ещё, что сундучок возьмите с собой он вам пригодится.
Дети и Воспитатель: (благодарят Лунтика).
Воспитатель: Ребята, вставайте в круг и повторяйте за мной.

Двигательно-речевая миниатюра с увеличенной двигательной активностью.
По дорожке в лес идём,
В лес идём, в лес идём.
А потом бегом, бегом,
Всё бегом, бегом, бегом.
По дорожке скок да скок,
Скок да скок, скок, да скок.
Вот уж близок наш лесок,
Наш лесок.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. Какой чистый и свежий воздух в лесу.

Воспитатель: Теперь, представьте, что наши стульчики – это пенёчки, давайте присядем на них.
Да откроем сундучок, посмотрим, что там Лунтик нам ещё оставил.
(Воспитатель приоткрывает сундучок).
Ребята, да тут загадки. Послушайте их внимательно.
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех … (Волк).

(Воспитатель прикрепляет волка).

Ой, ребята стая волков приближается к нам, давайте завоем, как волки.
Дети: Произносят у-у-у…
Стая ближе, давайте завоем ещё громче, а теперь напугаем их, затопаем, волки испугались, убежали и воют тихо- тихо, потому, что они далеко.
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережёт
Знают рыжую в лесу –
Очень хитрую … (лису).
Воспитатель: Вот она какая, наша лиса. Давайте скажем про неё вот такие чистоговорки:
СА-СА-СА, к нам пришла лиса.
СЫ-СЫ-СЫ, хвост пушистый у лисы.
СУ-СУ-СУ, в лесу увидели лису.
Воспитатель: Кого, называют хозяином леса,
Кто косолапый и неуклюжий….
Дети: Медведь.
Воспитатель: Кто в лесу грызёт орешки, прыгает с ветки на ветку …
Дети: Белка.
Воспитатель: А как называется жилище, где живёт белка?
Дети: Дупло.
Воспитатель: А кто самый колючий житель леса?
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько много зверей в нашем лесу. Но мне кажется, что мы про кого-то забыли. Как вы думаете про кого?
Дети: Про зайца .
Воспитатель: Да он не один, посмотрите, как их много в нашем лесу.
Давайте с ними поиграем.
Под стульчиками у вас травка, возьмите её, положите себе на колени и повторяйте за мной.

И катались на траве,
От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.

Стала, гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.

Воспитатель: Вот так зайчики весело играют, а теперь садитесь поудобнее и внимательно послушайте одну историю, которая произошла с нашими зайчатами.


Воспитатель читает.
- Произошло это поздней осенью, когда все лесные жители готовились к холодной зиме. Жили-были в лесу маленькие зайчата, всю осень они весело играли и скакали по лесу, даже хитрая лиса не могла их поймать в высокой сухой траве. Но однажды утром, когда зайчата проснулись, они не узнали свой лес. Вся трава, деревья, кусты, всё было покрыто белым снегом. Зайчата посмотрели на свои серые шубки и очень расстроились.
Воспитатель: Как вы думаете, почему они расстроились?
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю помочь зайчикам, сменить шубки. Поможем?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда идите, присаживайтесь за свои столы. Здесь вас ждут зайчата, которым надо помочь поменять шубку, а поможет нам белый волшебный песочек. Но сначала надо зайчика помазать клеем, возьмем кисточки и аккуратно намажем им ушки, головку, туловище, лапки и хвостик. А теперь возьмем волшебный песочек, захватим его пальчиками и засыпаем им зайку. Так зайка поменяет свою шубку. А чтобы шубка крепче держалась, прижмем её указательным пальчиком.

Дети выполняют задание.
Воспитатель, говорит, что все ребята молодцы, справились с заданием, просит ребят отпустить зайчат в лес к маме.
После этого воспитатель собирает детей возле себя, говорит, что пришло время возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Закрывайте глазки и произнесите слова
1, 2, 3, 4, 5, в садик мы пришли опять!
Рефлексивный компонент (ответная реакция детей).
Лунтик: Ребята, вот вы и вернулись обратно, как я рад.
Вам понравилось ваше путешествие?
Расскажите, где вы были, кого встретили, кому помогали?
Что для вас было самым интересным?
Дети: Да!.
Лунтик: Значит у вас всё получилось! Как здорово! Давайте похлопаем друг другу. А я вам приготовил сюрприз за ваши старания. Лунтик угощает детей и прощается с ними.

Цель: Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи - описание, развивать навыки речи – доказательство.

Педагогические задачи: Прививать детям культуру поведения в лесу, учить бережно относиться ко всему, что там растет и живет. Напомнить детям о разных дарах, которые дает лес человеку.

Программное содержание: Уточнить и расширить представление детей о лесе, о его обитателях. Воспитывать интерес к жизни леса, учить видеть красоту лесного пейзажа и беречь ее.

Материал: Объемные и плоскостные игрушки, изображающие животных, птиц, деревья, цветы, грибы. Картинки с изображением березовой рощи, смешанного леса, соснового бора.

Ход занятия:

К детям приходит гость.

Лесовичок: Здравствуйте ребята! А вы знаете как меня зовут и от куда я к вам пришел? (ответы детей).Отгадайте-ка загадку и узнаете от куда я к вам пришел и как меня зовут. Загадывает детям загадку В. Фетисова :

«Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи-ка в этот дом,

Дети: Это лес. А тебя значит зовут Лесовичок.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы расскажем Лесовичку, что мы знаем о лесе.

1. Кто из вас был в лесу? (ответы детей)

2. А что растет в лесу? (деревья, трава, ягоды, цветы)

3. Какие животные живут в лесу и где они живут? (лиса – в норе, волк – в логове, белка в дупле, заяц – под кустом).

4. А какие птицы живут в лесу? (сорока, ворона, дятел,сова,синичка)

5. А какие деревья растут? (береза, дуб, сосна, рябина, осина, тополь)

Лесовичок хвалит ответы детей:

Молодцы, как вы много знаете о лесе, а теперь мне нужно размять мои старые косточки и маленько с вами поиграть.

Физминутка (2-3 раза)

(дети садятся на корточки)

Утром птички все проснулись,

Раз – росой они умылись,

Два – изящно покружились,

Три – присели, поглядели,

А четыре – улетели.

Лесовичок: Ой какие молодцы, поиграли и мои косточки размялись. А теперь я вам расскажу, что я знаю о лесе.

Лес – это замечательное природное богатство. Главные жители леса - это деревья. В лес ходят не только за ягодами и грибами. Туда ходят, чтобы послушать пение птиц, насладиться тишиной.

(включить музыку с пением птиц и послушать)

Лес красив во все времена года, тот кто почувствует красоту леса, наполняется хорошими и добрыми чувствами.

Лес бывает разный. Давайте посмотрим на картину, на ней изображены березки, их много, поэтому такой лес называют – рощей. Посмотрите – эта роща пронизана веселым светом. По белым стволам, по зеленым листочкам, бегают солнечные зайчики. В этой роще приятно гулять и слушать как поют птицы. Много песен и стихов сложено про красавицу березку. Вот послушайте:

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчике.

Дети, а что в лесу еще растет? Посмотрите на картинку.

Лесовичок: Как они называются?

Лесовичок: Правильно. Давайте посчитаем сколько их (считают).А еще кроме грибочков, что вы видите на полянке?

Дети: Цветочки: желтые одуванчики, голубые колокольчики, оранжевые огоньки.

Лесовичок: Давайте посчитаем сколько всего цветов (считают). Чего больше грибов или цветов? (ответы детей).

Но есть и дремучие леса – такие как например сосновые. Называются они сосновым бором. В нем растут только сосны – это очень высокие деревья, они как великаны. В этом лесу всегда полумрак, только иногда можно услышать пение птиц, да редкое постукивание дятла.

А есть еще ребята и смешанный лес. В нем растут самые разные деревья – березки, осины, тополь, рябинка.

Воспитатель: Как много ты нам Лесовичок интересного и нового рассказал. А сейчас я загадаю ребятам загадки, а Лесовичок послушает.

1. Зимой и летом одним цветом? (елка).

2. Стоит в белой одежке, свесив сережки? (береза).

3. Стройная, прекрасная, на ней ягода красная? (рябина)

4. Как бы мне пошла кар-рона, важно каркает (ворона)

5. Черный жилет, Красный берет, Нос, как топор, Хвост, как упор. (дятел)

6. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый- краса! А зовут ее (лиса) .

7. Не влезает в книжку, косолапый (мишка).

8. Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный? (волк)

Лесовичок: Какие вы молодцы. Приходя в лес не шумите, не сорите, не разжигайте костров – иначе они все погибнут. Но мне пора с вами прощаться и возвращаться к себе домой. Но я приглашаю вас к себе в гости. Обязательно приходите, ведь в лесу так легко и свободно дышать. До свидания, до новых встреч.

Воспитатель: Вот и ушел Лесовичок, но сколько он всего интересного нам рассказал, и мы обязательно сходим к нему в гости. А сейчас мы с вами пойдем на улицу и посмотрим какие растут деревья на территории нашего детского сада, и какие птицы к нам прилетают.

Открытое занятие по изотерапии с применением здоровьесберегающих технологий

Открытое занятие по изотерапии с применением здоровьесберегающих технологий Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в средней группе. Воспитатель: Федорова Валентина Сергеевна. Дата проведения:.

Развивать у детей сознательные навыки : работать в коллективе, договариваться друг с другом.

Развивать умение подбирать однокоренные слова, согласовывать существительные с числительными, образовывать уменьшительно-ласкательные формы;

Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из царств природы, а о каком именно вы сейчас угадаете сами!

Много рук, а нога одна. ( Дерево )

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. ( Дерево )

Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о деревьях !

Давайте подумаем, почем в загадке говориться, что весной дерево веселит ? (Весной на деревьях появляются зеленые листочки и люди радуются зелени после долгой зимы).

А как же дерево летом холодит ? (В тени дерева прохладнее в жаркую , солнечную погоду) .

А как же оно осенью питает? (К осени на деревьях созревают плоды , которыми питаются люди, и плоды (ели, сосны, рябины, клена, которыми питаются птицы и животные) .

А что значит — зимой согревает? (зимой дровами топят печи, чтобы в домах было тепло) .

Молодцы ребята! А как называется место, где растет много деревьев ? Верно, лес! А вы хотите отправится в лес? (Да) .

Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек)

Как называется растение, растущее в лесу? (Лесное)

Как называется профессия человека, работающего в лесу? (Лесник, лесничий)

Сказочное существо, охраняющее лес? (Лесовик)

Маленький, редкий лес, соеденяющий два больших леса? (Перелесок) - - А теперь посмотрим на эту иллюстрацию! (иллюстрация с изображением леса) .

Какие деревья растут в этом лесу ?

Назовите каждое дерево , как будто их много?

Назовите деревья ласково .

В лесу мы можем встретить много разных деревьев . На каждом из них есть плоды и семена. Лесные жители принесли нам плоды и семена с разных деревьев . Они разложены здесь, столиках. Каждая команда сейчас подойдет к столику, выберет себе плоды или семена, подберет к ним листочки и расскажет нам об этом дереве ! (на заранее подготовленных столиках лежат желуди, клен, рябина, и т. д.)

Правильно, потому что в них растут и хвойные и лиственные деревья . Но есть и такие леса, в которых в основном растут хвойные деревья : ель, сосна, кедр, пихта. Вы знаете, как называется такой лес? (Тайга) .

Посмотрите на картинки с изображением хвойных деревьев . Скажите, что у них общего? Правильно, вместо листьев у них хвоя! А еще? Обратите внимание на их крону (фотографии ели, кедра в снегу) . Она имеет конусообразную форму, вот такую (нарисовать на доске конус) . Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного, в ней все взаимосвязано. Сейчас я прошу каждую команду посовещаться и высказать свое мнение о том, почему у деревьев такая форма кроны ? (Сформулировать вывод: конусообразная форма кроны необходима для того, чтобы снег с веток сползал вниз, не ломал веток).

Теперь вернемся в наш лес!

Как он называется, если в нем растут одни ели? (Ельник) .

А если в нем растут одни сосны? (Сосновый бор) .

А если только березы? (Березняк, березовая роща) .

Из осин? (Осинник)

А теперь, давайте поговорим о том, зачем человеку нужны деревья ? Какую пользу они приносят?

Сегодня мы с вами убедились, что мир деревьев — удивительный мир ! В лесу, среди деревьев , человек отдыхает от городского шума, слушает пение птиц, шелест листвы, наслаждается красотой!

А как легко дышится в тех местах, где много деревьев , как вы думаете, почему?

Объясните, зачем люди сажают деревья , разбивают парки, скверы? (чтобы очищать воздух, чтобы было больше кислорода)

А еще почему нам дорог лес? (это дом для птиц и зверей. Не было бы леса, не было бы и их) .

Что дают нам растения? ( Деревья это строительный материал, топливо, бумага) .

Пройдите по группе и найдите предметы , которые не смогли бы появится здесь, если бы не было растений?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе на тему:

Цель: Расширить представление детей про доброту, как моральную ценность и справедливость, умение правильно оценивать поступки людей. Продолжать учить детей видеть красоту вокруг себя; словами и эмоциями передавать своё настроение, отношение к окружающему миру. Знакомить с взаимосвязью живой и неживой природы. Закрепить правила поведения в природе, расширить и углубить знания детей про лес. Побуждать к возникновению радостного чувства с приходом весны. Развивать логическое мышление, связную речь, память. Воспитывать у детей бережное отношение к живой природе и природе в целом. Воспитывать взаимоуважение, побуждать к открытости в отношениях к позитивным поступкам, чувство дружбы, уважения.

Ход занятия.

Дети, вы сегодня крепко спали?

Без капризов утром встали?

Вы друг другу улыбнитесь

И ко мне все повернитесь.

- Поприветствуйте друг друга улыбкой, этим мы пожелаем счастливого и удачного путешествия. – А вы любите путешествовать? (Да)

- А куда мы отправимся в путь сегодня, вы узнаете, когда выполните задание.

(Дети за столами по парам слаживают из частей целую картинку. Сложив картинку, дети отвечают, куда они отправятся в путешествие).

Дружно в саду дети живут, вместе в разные походы идут.

Песни поют, цветы собирают, в игры – забавы весело играют.

- Дети, так куда мы с вами отправимся в путешествие? (В лес).

- Итак, сегодня мы с вами пойдём в гости, в лес, к природе: к берёзке и калине, к пахучим ёлочкам, к травам и цветам.

- Но для начала давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу, какие правила нужно выполнять. (Показ карточек о правилах поведения в лесу, дети комментируют).

- Не ломай, не руби ветки деревьев и кустов;

- Не рви и не топчи в лесу, на лугу цветы;

- Не сбивай грибы;

- Не разжигай костёр;

- Не бросай мусор.

Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,

Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.

- А какие пословицы про лес мы с вами знаем?

- Вот теперь уже мы идём в лес. А чтобы было веселее и теплее в дороге, позовём к себе солнышко.

Все вместе: Солнышко – нарядись, красное – покажись.

- Дети, давайте, ещё раз позовём солнышко, только громче и дружно.

Приходи к нам, солнышко,

Посвети нам, солнышко,

Под весенними лучами

Весело ручьи журчат.

Поиграй – ка, солнце с нами,

Побалуй своих ребят.

- Вот и солнышко выглянуло! – Давайте мы с вами с ним поздороваемся.

«Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, вольный ветерок

(Дети идут по лесу, на лесной полянке сидят двое медвежат, спиной друг к другу – отвернувшись).

-Дети, а как вы думаете, почему они отвернулись друг от друга? (поссорились). - Давайте поможем медвежатам помириться? Научим их, как это делать. (Дети рассказывают мирилки и выполняют действия).

(Дети стоят в кругу, а воспитатель в середине круга бросает мяч, дети говорят ласковые слова).

6. Дыхательная гимнастика.

-Дети, а чем пахнет в лесу? (весенними цветами, чистым воздухом).

-Давайте почувствуем запах лес, запах весны. Понюхаем пролески; Подуем на одуванчики.

Солнце вышло из-за тучки.

Мы протянем к солнцу ручки.

Руки в стороны потом, мы пошире разведём.

Раз – вправо наклониться, и влево наклониться.

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

Мы закончили разминку, отдохнули ножки, спинки.

-Дети, посмотрите, под деревом сидит ёжик. Он много насобирал грибов, а не может их посчитать. Давайте, ему поможем. Но только ответ нужно сказать мне на ушко. Молодцы, ребята! Мы помогли ёжику, и за это он подарил нам картинки.

У вас у всех есть карточки с изображением разных ситуаций. Нужно оценить поступок героев и на карточку с хорошим поступком положить зелёный кружок, а с плохим поступком – красный кружок.

До чего же кругом всё чудесно!

Нам по лесу идти интересно.

И не будет нам страшно нигде:

Мы друг другу поможем в беде.

На карточке четыре картинки, вы должны определить, какая картинка лишняя и пояснить почему. (Три картинки диких животных, а одна – домашнее животное; Три цветочка, а один гриб; Три дерева – один куст).

Дети, обратите внимание на эти деревья, и поиграем с вами в игру. Я называю дерево, а вы подходите к нему.

Дети, подойдите сюда, посмотрите какой необычный дуб. Это дуб мудрости. А что ещё на дереве? (Желуди). -А что в этих желудях? (Маленькие бумажки). Правила: Будь щедрым! Будь бережливым! Будь аккуратным! Будь трудолюбивым! Люби животных и растения! Будь честным! Слушай старших! Будь вежливым и гостеприимным!

Рыба плавает? (да). Заяц летает? (нет). Воробей квакает? (нет). Цветок пахнет? (да). Трава синего цвета? (нет). Дерево летает? (нет).

Дети, мы долго путешествовали с вами по лесу, увидели много интересного, а сейчас отдохнём. Я дам вам кружочки, которые нужно превратить в разных животных, которые вы видели в лесу. И эти интересные, красивые рисунки вы подарите своему другу.

Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; учить подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
Развивающие задачи:

Развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:

Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.

Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.

Словарная работа: активизация словаря.

Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Даша И, Маша Т., помощь детям, затрудняющихся в ответе.

Вводная часть

Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. (1 минута)

Педагог приглашает детей в хоровод:

«Ты – мой друг и я – твой друг,

Вместе мы – друзья.

Мы друг другу улыбнёмся,

Мотивация к деятельности. (2 минуты)

Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.

Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).

- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;

Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;

Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

Песенку насоса (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

(Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).
Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.

- Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.

Зелёным – огурец, листья, краска…

Широким – река, дорога, лента…

Вкусным – варенье, торт, сок…

Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…

Высоким – дом, башня, температура…

Круглым – солнце, апельсин, мяч…

Пластмассовым – кубик, ведро, совок…

Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.

Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?

Читайте также: