Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста на тему рыбы

Обновлено: 07.07.2024

- развитие зрительного и слухового внимания, фонематического слуха.

воспитательные:

- формирование навыков отвечать на вопросы, не перебивать говорящего;

- воспитывать положительные качества личности, уверенность в себе, смелость.

Словарная работа: плавники, туловище, хвост.

Оборудование и материалы: игрушки, презентация, контейнер с водой, предметные картинки в единственном и множественном числе.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришел в гости? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это Мишка.

Воспитатель: Миша, что у тебя в руках?

Миша: Ведерко, сачок и удочка. Только я забыл, что с этим делать.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Мише и отгадаем загадку.

Молчалива и умна,

Чтобы жить, вода нужна.

Хвостик, жабры, плавники

Я живу на дне реки.

Дети отгадывают загадку.(Просмотр презентации).

Воспитатель: Где живут рыбки?

Дети: В речке.

Воспитатель: Расскажите, какие рыбки?

Дети: Маленькие, красивые, разные.

Воспитатель: Как можно сказать про рыбок, если они разного цвета?

Воспитатель: Что делают рыбки?

Дети: Плавают.

Воспитатель: Что помогает рыбкам плавать?

Дети: Хвост.

Воспитатель: Еще рыбкам помогают плавать плавники, которые находятся на туловище у рыбок. Просит детей повторить новое слово плавники.

Воспитатель: Расскажите, что еще делают?

Дети: Рыбки плавают, виляют хвостиком, раскрывают рот.

Воспитатель: Посмотрите, что еще есть на голове у рыбок?

Дети: Глаза.

Воспитатель: Сколько глаз у рыбок?

Дети: Два.

Воспитатель: А у вас сколько глаз?

Дети: Тоже два.

Воспитатель обобщает: У каждого человека, у животных, у птиц и у рыбок есть по два глаза.

Воспитатель: Посмотрите ребята, где прячутся рыбки?

Дети: Трава, камешки.

Воспитатель: Давайте с вами превратимся в рыбок и поплаваем как они.

Рыбки плавают в водице (имитируют движения руками)

Рыбкам весело играть (бегают по группе)

Рыбки, рыбки – озорницы

Я хочу вас поймать. (убегают на стульчики)

Игра повторяется 2-3 раза.

Воспитатель: Посмотрите, к нам приплыла рыбка. Появляется рыбка-игрушка.

Давайте расскажем, что у нашей рыбки есть.

Дети: у рыбки есть туловище, голова, хвост, глаза, рот.

Воспитатель: Давайте её опустим в воду, пусть поплавает, ведь рыбка не может жить без воды.

Опускает рыбку в тазик с водой, заранее подготовлен.

Воспитатель: Миша, давай ты не будешь ловить нашу рыбку, а покормишь ее.

Миша: Дадим ей корм, она, наверное, кушать хочет.

(Воспитатель насыпает корм.)

Воспитатель: Миша, ты теперь не забудешь кормить рыбок в реке?

Миша: Спасибо ребята, вы очень много мне рассказали, я не буду забывать кормить рыбок.

Дидактическая игра "Один-много".

Воспитатель показывает картинки обитателей и предметов аквариума, задает вопросы:

- Здесь один или много? (Один)

- Что (кто) у тебя на картинке?

Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Конечно, мы сегодня наблюдали за рыбками.

Живые рыбки, что умеют делать?

Дети: Плавать, раскрывать рот, заглатывать корм, смотреть.

Воспитатель: Давайте вспомним, что помогает рыбкам плавать?

Дети: Хвост и плавники.

Воспитатель: А где они находятся?

Дети: На туловище.

Воспитатель делает обобщение, хвалит детей за активное участие на занятии.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое и познавательное развитие.

Цели и задачи занятия

1.1. формирование у ребенка навыков и умения внимательно слушать взрослого;

1.2. формирование навыков отвечать на вопросы, не перебивать говорящего;

1.3. воспитание положительных качеств личности, таких как, уверенность в себе, смелость.

2.1. обогащение активного словарного запаса ребенка за счет звукоподражаний;

2.2. побуждение к использованию ребенком усвоенных слов в самостоятельной речи;

2.3. развитие речевого общения не только со взрослым, но и со сверстниками с использованием первичных средств общения (мимика, жест, действие и пр.);

2.4. обучение употреблению существительные в именительном падеже в единственном и множественном числе;

2.5. закрепить представление о рыбах

2.6. побуждать произносить фразы с разной высотой голоса;

3) Развивающие :

3.1. развитие умения вслушиваться в речь взрослого;

3.2. развитие зрительного и слухового внимания, фонематического слуха (занятия по рассматриванию иллюстраций и узнаванию изображенных героев; определение на слух одинаково звучащие предметов);

3.3. уточнить произнесение звука –б- в звукоподражании

• вырезать изображения разных рыб

Материалы и оборудование:

— предметные картинки в единственном и множественном числе;

Ход занятия.

I. Мотивация. Знакомство с ситуацией.

1. Развитие мелкой моторики и слухового внимания.

В аквариуме нашем

Живет семейство рыб:

Мамаша и папаша,

И стайка детворы.

Все вместе друг за дружкой

Гоняются с утра

И кружат под кормушкой,

Когда поесть пора.

Предложить детям пальчиками изобразить рыбку, вслушиваясь в стихотворение

Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Воспитатель дает ребенку детеныша одной из рыб и просит позвать его маму. Изображения мам-рыбок предварительно развешены с помощью прищепок.

Вопросы и задания:

- Кто у тебя в руках? (рыбка)

- (Имя ребенка, найди маму рыбки.

- Кого ты принесла?

- Прикрепи прищепкой его к маме.

- Чем мы угостим рыбок? (Напомнить как рыбка ест, заглатывает корм, побуждать показать, как рыбка открывает рот)

Воспитатель показывает картинки обитателей и предметов аквариума, задает вопросы:

- Кто (что) это?

- Здесь один или много? (Один)

- Что (кто) у тебя на картинке?

5. Подведение итогов занятия.

Мы сегодня с вами славно позанимались.

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе по лексической теме недели: Обитатели воды- рыбы

Познакомить детей с подводным миром и его обитателями.

Сформировать у детей представление о рыбах, о внешнем виде, их особенностях Формировать знания о воде, как о среде обитания рыб.

Развивать интерес к окружающему миру. Развивать мелкую моторику

Расширять активный и пассивный словарь детей за счет слов: рыба, чешуя, плавник, мальки.

Содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со взрослым и другими детьми. Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий (изготовленных своими руками, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств).

Развивающая среда

Картины с изображением морских животных; аудиозапись с шумом моря; варежки-рыбки; стаканы с водой, трубочки для коктейля.

Предварительная работа:

Занятие начинается с игры " Поезд"

Воспитатель: Ребята вот мы с вами и приехали.
Звучит аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибой, крик чаек.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети: Шум моря, волны плещутся о берег …

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю. А на чем можно путешествовать по морю?

Дети: На лодке, пароходе, корабле.

Лодочка, лодочка, как повезло!

В руки возьму я штурвал и весло,

И прокачусь на просторе.

Ах, как волнуется море!

Теперь мы с вами пересядем на корабль. Для этого мы присядем на стульчики.

Проводится пальчиковая гимнастика "Лодочка".


Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья
Это лодочка моя.
Паруса подниму, ( Поднять выпрямленные ладони вверх.)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок.)
Плывут рыбки тут и там.
Воспитатель: Ребята, мы с вами приплыли на самую середину синего моря. Посмотрите, здесь чей-то домик. Интересно кто в нем живет? Нужно отгадать загадку, тогда и узнаем, кто здесь обитает?

В воде она живет — нет клюва, а клюет.

Блещет в море чистом спинкой серебристой.

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на нее. Вот у рыбки туловище вытянутое, длинное, впереди голова, а сзади хвост. У рыбки всегда спинка сверху, а брюхо снизу. На спине, на брюшке и на хвосте есть плавники, а тело рыбки покрыто чешуёй.

А для чего рыбке нужны плавники?

Ответы детей: Плавать…

Воспитатель: Чтобы двигаться. А хвостовой плавник — это основной орган движения, он выполняет роль руля, особенно при крутых поворотах.

На голове у рыбки есть глаза. А зачем нам нужны глаза?

Ответы детей: Чтобы видеть.

Воспитатель: Правильно, чтобы видеть. Рыбка видит глазами все вокруг себя, так же, как и мы с вами. А что ещё есть на голове у рыбки?

Ответы детей: Рот.

Воспитатель: А для чего нужен рыбке рот?

Ответы детей: Чтобы есть, разговаривать.

Воспитатель: Правильно, так же как и нам с вами, для того чтобы есть и разговаривать. Ведь рыбки тоже умеют разговаривать, только очень тихо, поэтому их никто не слышит. Давайте и мы с вами попробуем поговорить как рыбки.

Проводится артикуляционное упражнение "Рыбка".

Воспитатель читает рифмовку, а дети выполняют, закрепляя произношение звука [П] изолированно.

Закрывает рыбка рот.

Воздух в носик набирается,

[П], сквозь губы прорывается!

П - п - п -п -п. (Повторить 5 раз).

Воспитатель одевает детям на руки варежки-рыбки. Выполняются волнообразные движения влево - вправо, вверх-вниз.

Воспитатель: Поплывем за нашей рыбкой, она хочет нам что-то показать. Вот мы и на морском дне. Море огромное, море синее, море теплое. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и волшебные раковины. Наша рыбка хочет познакомить нас со своими друзьями водными обитателями, только нужно отгадать загадки. Посмотрите внимательно на картинки и подумайте о ком эта загадка.

А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (по мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением животных на мольберт):

И на суше и в воде

Носит дом свой на спине

Путешествует без страха

В этом доме (черепаха)

Через море – океан плывет чудо великан

На спине его есть кран

Из него бежит фонтан (кит)

Кит самое большое животное в мире. Он кормит своих детенышей молоком. Когда он плывет, в море виден фонтанчик воды.

Понеслась о нем молва:

Восемь ног да и голова

Чтобы всем страшнее было

Выпускает он чернила (осьминог)

Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

Над водой взметнулась глыба

Это очень злая рыба

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг (акула).

Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами. Встречаться с этой рыбой очень опасно.

Ты уже дружок конечно

Что-то слышал обо мне.

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне (морская звезда)

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками. У звезды 5 лучиков.

Только мимо нас проплыли

Поиграли и уплыли

Среди волн мелькают спины

Дети, кто это? (Дельфины)

Дельфин – очень умное млекопитающее, он добрый и обаятельный и очень любит детей. Как мы можем назвать их всех вместе?

Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут-обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели.

Рыбка приготовила нам ещё одну игру называется она " Весёлые пузырьки". Возьмите трубочки. Подуйте через трубочку на ладошку, почувствуйте выходящий из трубочки воздух. а теперь давайте сделаем весёлые пузырьки! Трубочки, опустите в стакан с водой и подуйте. Буль-буль! Получаются весёлые пузырьки! Если дуть слабо - получаются маленькие пузырьки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давайте устроим бурю!

Воспитатель: Рыбки устали плавать и играть , давайте соберем их в коробочку, они будут спать. Потом мы еще поиграем с рыбками. Наша чудо-рыба тоже устала. Куда поставим ее отдыхать?

Ответы детей: На полочку.

Воспитатель: Понравилось вам играть с рыбкой?

Ответы детей: Да.

Воспитатель: Ребята давайте скажем спасибо нашей рыбке, что она показала свой подводный мир, в котором она живет и посадим ее обратно в аквариум, а мы с вами вспомним, о чем сегодня говорили.

Автор: Зотова Анжелина Владимировна

Организация: МБДОУ д/с № 221

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Задачи:

Познакомить детей с подводным миром и его обитателями.

  • у детей представление о рыбах, о внешнем виде, их особенностях Формировать знания о воде, как о среде обитания рыб .

Развивать интерес к окружающему миру. Развивать мелкую моторику

Расширять активный и пассивный словарь детей за счет слов: рыба, чешуя, плавник, мальки.

Содействовать накоплению опыта доброжелательных отношений со взрослым и другими детьми. Воспитывать доброжелательное отношение ко всему живому.

Методы и приёмы :

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий (изготовленных своими руками, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств).

Картины с изображением морских животных; аудиозапись с шумом моря; варежки-рыбки; стаканы с водой, трубочки для коктейля .

Ход НОД:

Занятие начинается с игры " Поезд"

Дети построившись в паровозик ,заходят в группу. Воспитатель при этом сопровождает песней
Игра

Воспитатель : Ребята вот мы с вами и приехали.
Звучит аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибой, крик чаек.

Воспитатель : Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети: Шум моря, волны плещутся о берег …

Воспитатель : Правильно. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по морю. А на чем можно путешествовать по морю?

Дети: На лодке, пароходе, корабле.

Лодочка, лодочка, как повезло!

В руки возьму я штурвал и весло,

И прокачусь на просторе.

Ах, как волнуется море!

  • теперь мы с вами пересядем на корабль. Для этого мы присядем на стульчики.

Проводится пальчиковая гимнастика "Лодочка".


Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья
Это лодочка моя.
Паруса подниму , ( Поднять выпрямленные ладони вверх.)
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок.)
Плывут рыбки тут и там.
Воспитатель: Ребята, мы с вами приплыли на самую середину синего моря. Посмотрите, здесь чей-то домик. Интересно кто в нем живет? Нужно отгадать загадку, тогда и узнаем, кто здесь обитает?

В воде она живет — нет клюва, а клюет.

Блещет в море чистом спинкой серебристой.

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим на нее. Вот у рыбки туловище вытянутое, длинное, впереди голова, а сзади хвост. У рыбки всегда спинка сверху, а брюхо снизу. На спине, на брюшке и на хвосте есть плавники, а тело рыбки покрыто чешуёй.

А для чего рыбке нужны плавники?

Ответы детей: Плавать…

Воспитатель: Чтобы двигаться. А хвостовой плавник — это основной орган движения, он выполняет роль руля, особенно при крутых поворотах.

На голове у рыбки есть глаза. А зачем нам нужны глаза?

Ответы детей: Чтобы видеть.

Воспитатель : Правильно, чтобы видеть. Рыбка видит глазами все вокруг себя, так же, как и мы с вами. А что ещё есть на голове у рыбки?

Ответы детей: Рот.

Воспитатель: А для чего нужен рыбке рот?

Ответы детей : Чтобы есть, разговаривать.

Воспитатель: Правильно, так же как и нам с вами, для того чтобы есть и разговаривать. Ведь рыбки тоже умеют разговаривать, только очень тихо, поэтому их никто не слышит. Давайте и мы с вами попробуем поговорить как рыбки.

Проводится артикуляционное упражнение "Рыбка".

Воспитатель читает рифмовку, а дети выполняют, закрепляя произношение звука [П] изолированно.

Закрывает рыбка рот.

Воздух в носик набирается,

[П], сквозь губы прорывается!

П - п - п -п -п. ( Повторить 5 раз).

Воспитатель одевает детям на руки варежки-рыбки. Выполняются волнообразные движения влево - вправо, вверх-вниз.

Воспитатель : Поплывем за нашей рыбкой, она хочет нам что-то показать. Вот мы и на морском дне. Море огромное, море синее, море теплое. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и волшебные раковины. Наша рыбка хочет познакомить нас со своими друзьями водными обитателями, только нужно отгадать загадки. Посмотрите внимательно на картинки и подумайте о ком эта загадка.

А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (по мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением животных на мольберт):

И на суше и в воде

Носит дом свой на спине

Путешествует без страха

В этом доме (черепаха)

Через море – океан плывет чудо великан

На спине его есть кран

Из него бежит фонтан (кит)

Кит самое большое животное в мире. Он кормит своих детенышей молоком. Когда он плывет, в море виден фонтанчик воды.

Понеслась о нем молва:

Восемь ног да и голова

Чтобы всем страшнее было

Выпускает он чернила (осьминог)

Осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

Над водой взметнулась глыба

Это очень злая рыба

Показала свой плавник

И опять исчезла вмиг (акула).

Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами. Встречаться с этой рыбой очень опасно.

Ты уже дружок конечно

Что-то слышал обо мне.

Я всегда пятиконечна

И живу на самом дне (морская звезда)

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками. У звезды 5 лучиков.

Только мимо нас проплыли

Поиграли и уплыли

Среди волн мелькают спины

Дети, кто это? (Дельфины)

Дельфин – очень умное млекопитающее, он добрый и обаятельный и очень любит детей. Как мы можем назвать их всех вместе?

Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут-обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели.

Рыбка приготовила нам ещё одну игру называется она " Весёлые пузырьки". Возьмите трубочки. Подуйте через трубочку на ладошку, почувствуйте выходящий из трубочки воздух. а теперь давайте сделаем весёлые пузырьки! Трубочки, опустите в стакан с водой и подуйте. Буль-буль! Получаются весёлые пузырьки! Если дуть слабо - получаются маленькие пузырьки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давайте устроим бурю!

Воспитатель : Рыбки устали плавать и играть , давайте соберем их в коробочку, они будут спать. Потом мы еще поиграем с рыбками. Наша чудо-рыба тоже устала. Куда поставим ее отдыхать?

Ответы детей : На полочку.

Воспитатель : Понравилось вам играть с рыбкой?

Ответы детей : Да.

Воспитатель : Ребята давайте скажем спасибо нашей рыбке, что она показала свой подводный мир, в котором она живет и посадим ее обратно в аквариум, а мы с вами вспомним, о чем сегодня говорили.

Читайте также: