Конспект занятия по правовому воспитанию в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Цель занятия: познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, формировать понимание того, что права принадлежат детям, они неотъемлемы и неделимы.

Задачи:

- дать знания о правах ребёнка на жизнь, на имя и фамилию, семью, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг;

- дать детям первоначальные понятия о возникновении семьи;

- обогатить словарь детей словами "конвенция", "право";

- расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт;

- научить понимать ценность своей личности.

Раздаточный материал: домики, наборы персонажей для составления портретов семьи, воздушные шары на каждого ребенка.

Герои: Незнайка, врач

Ход занятия:

Дети находят книгу в центре игровой комнаты (стоит на подставке).

Ребята! Что это за книга здесь стоит? Давайте прочитаем ее название. Кто может это сделать? (Ребенок читает название книги.)

Кто знает, что такое Конвенция?

Воспитатель: А хотите, я вам расскажу?

Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Вы должны знать свои права. А взрослые должны уважать ваши права.

Давайте с вами отправимся в необычное путешествие по страницам книги, которая называется "Конвенция".

Ребёнок открывает Конвенцию на первой странице и читает:

Право на жизнь.

Каждый ребёнок имеет право на жизнь. Дети, а кто подарил вам жизнь?

Родители (уточнить: мама и папа).

Да, родители подарили вам жизнь. Слова "мама" и "папа" – особые слова! Это первые слова, которые произносит ребёнок. Обратите внимание на картинку.

Сегодня в честь ваших родителей мы устроили фотовыставку. Перед вами плакат с фотографиями ваших мам и пап. Давайте вместе рассмотрим их. Чья это мама? Чей это папа? Как их зовут? За что ты любишь своих родителей?

Дети поочерёдно отвечают на вопросы воспитателя.

Ребёнок перелистывает страницу Конвенции и читает:

Право на имя и фамилию.

Как тебя зовут? С этого вопроса начинается знакомство с каждым из вас. Давайте и мы с вами познакомимся. А поможет нам в этом наш веселый мяч. Встанем на ковре в круг. Каждый, у кого в руках мяч называет свое имя и фамилию и передает мяч следующему. (Игра с мячом)

Ребята! Вы уже взрослые и умеете читать. Я приготовила вам сюрприз. Смотрите, сколько у меня шариков. Это шарики не простые – на них написаны ваши имена и фамилии. Пусть каждый из вас найдёт шарик со своими именем и фамилией.

Дети находят шарики и читают на них свои имена и фамилии.

Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции. На ней – картинка "Семья". Читает:

Право на семью, на любовь и заботу родителей.

У каждого из вас есть свой дом, в котором живёт ваша семья. Там вас любят, ждут, заботятся о вас, приходят на помощь. До сих пор никто точно не знает, как образовалась первая семья. Но известно, что в древности люди жили небольшими группами. Мужчины охотились и приносили добычу, женщины готовили пищу, заботились о детях. Люди согревались теплом костра, огонь в котором поддерживался общими усилиями. Семья образовалась благодаря необходимости взрослым и детям жить вместе и заботиться друг о друге. (Воспитатель сопровождает свой рассказ показом картинок).

Если с вами случилась беда, вы должны рассказать об этом своим родителям, и они обязательно вам помогут.

Воспитатель раздаёт детям макеты домиков.

Ребята! Я предлагаю вам вселить в домик вашу семью.

После того, как дети выполнят задание, воспитатель спрашивает:

Кто входит в состав вашей семьи? Как их зовут? Дружная ли у вас семья? Чем увлекается ваша семья?

Ребята, каждый из вас должен дорожить своей семьёй, любить и уважать своих родителей и других членов семьи.

Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции с картинкой "Врач и ребёнок".

Ребята, кто догадается, о каком праве идёт речь на этой картинке?

Каждый ребёнок имеет право на медицинский уход. Ребята, а если вы заболеете, кто вам поможет?

Что случилось? Что со мной?

Как болит животик мой!

Что такое? Не пойму!

Я, наверное, сейчас умру.

Ребята, как мы можем помочь Незнайке?

Надо вызвать скорую помощь!

А как это сделать?

Позвонить по телефону.

А по какому номеру телефона?

А что при этом нужно сказать?

Адрес и фамилию.

Воспитатель предлагает одному из детей позвонить по телефону и вызвать скорую помощь.

Кто знает адрес нашего детского сада?

Ребёнок (берёт трубку игрушечного телефона):

Алло! Скорая помощь? Незнайка заболел. Приезжайте в Детский сад! Улица Рыбинская, дом 17.

Скорую вызывали? Где больной?

Дети показывают на Незнайку.

Врач подходит к Незнайке, ставит ему градусник и дает таблетку. Незнайка выздоравливает.

Ребята, если вы заболеете, обязательно обратитесь к врачу! А чтобы не болеть, ведите здоровый образ жизни, заботьтесь о своём здоровье, берегите его. Делайте зарядку и занимайтесь физкультурой.

Физкультминутка (Элементы ритмической мозаики).

Ребёнок открывает следующую страницу Конвенции, с картинкой "Школа", читает:

Право на образование.

А как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?

Скоро вы пойдёте в школу, а после окончания школы будете учиться будущей профессии. Трудно представить себе жизнь без умения читать и писать. Сейчас я проверю, чему вы научились в детском саду.

Воспитатель делит детей на две команды по 5 человек, достаёт из портфеля два конверта и даёт их обеим командам. Дети достают из конвертов слова и выстраиваются в таком порядке, чтобы из слов получилось предложение.

Воспитатель берёт ещё один конверт, достаёт из него весёлые задачки по математике в стихах и предлагает детям решить их. Дети хором отвечают.

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте дети сами!

Мы – большущая семья,

Самый младший – это я.

Сразу нас не перечесть:

Маня есть, и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша,

И Наташа тоже наша.

Сколько нас в семье детей?

Все ли здесь цыплята, детки?

Надо сосчитать наседке.

Шесть на грядке, три во ржи.

Сколько их всего? Скажи!

Молодцы, ребята! Теперь я вижу, что вы многому научились в детском саду и хорошо подготовились к тому, чтобы в сентябре стать первоклассниками.

Ребёнок открывает последнюю страницу Конвенции с картинкой "Отдых", читает:

Право на отдых и досуг.

Воспитатель предлагает детям описать картинку, задаёт вопросы.

Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг. Все дети имеют право отдыхать, играть, участвовать в развлекательных мероприятиях.

Отдыхать можно по-разному. Например, можно пойти в кино, театр, цирк. Очень полезен для здоровья отдых на природе – в парке, в лесу, на речке, в деревне.

Расскажите, как вы обычно отдыхаете. Куда ездите летом или зимой? Давайте рассмотрим ваши фотографии с отдыха и выслушаем ваши рассказы.

Дети (двое-трое) рассказывают о своём отдыхе.

Человек не может жить без отдыха. Вам отдых необходим для здорового развития, чтобы снять усталость и набраться свежих сил.

Воспитатель закрывает книгу "Конвенция о правах ребёнка":

Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по книге.

Воспитатель (обращая внимание детей на слово "Конвенция"):

Давайте вспомним название этой книги.

Воспитатель (обращая внимание детей на слово "право"):

О чём нам рассказала эта книга?

О каких правах вы сегодня узнали?

Право на жизнь, на имя и фамилию, на семью, на медицинское обслуживание, на образование, на отдых и досуг.

Эту книгу я вам дарю! Вы можете её рассматривать, чтобы всегда помнить и знать свои права.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Беседа о современных средствах связи

-Ребята, как вы думаете, как люди, жившие на далёком расстоянии друг от друга могли раньше общаться между собой? (письма, телеграммы)

-Какие средства связи существуют сейчас, и которыми пользуетесь вы и ваши родители?

Вызов по скайпу

-Здравствуй, Красная шапочка!

Воспитатель:
- Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и ее друзьям отыскать заветные лепестки с правами всех детей?
Дети : Да
Воспитатель:
Но для того чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо знать эти права. Вы уверены в себе?
Ответы детей.
- Тогда пора отправляться в сказочную страну Детства, где сбываются все мечты и случаются самые необыкновенные чудеса!

Ребенок:
- А как же мы туда попадем?
Воспитатель:
- А вы забыли про наш волшебный зонтик, который нам подарила Фея и сказала, что он нам ещё не раз пригодится?
- Вот на нем мы и отправимся в путешествие. Вставайте друг к другу плотнее – полетели.
(Воспитатель стоит в центре с большим раскрытым зонтом, дети вокруг плотным кольцом. Звучит музыка, имитирующая звук ветра). Слайд № 3

Встречает Красная Шапочка:
- Здравствуйте!
Спасибо, что в помощи не отказали,
Мы с нетерпением вас ожидали!

Воспитатель:
-Красная Шапочка, мы сразу поспешили к тебе на помощь. Наши ребята, обязательно постараются выполнить твою просьбу, так что ты не расстраивайся.

- Ребята, времени у нас не так много, так что за дело!
Посмотрите, тут волшебный сундучок, загляну-ка я в него, может он нам подскажет, как найти лепестки?
(Дети садятся)
( Педагог достает из сундучка карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, но она вылетает на экран)

Дети : герб РФ и паспорт.
- Ребята, как называется страна, в которой вы живете?
Ответы детей.
Ребенок читает:
Над полями, над лугами
Песня льется в синеву.
Нет земли родней, желанней,
Ведь в России я живу.
- А (имя ребенка) сейчас вам расскажет, почему нашу страну так называют – Россия.
- За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.


- Ребята, раз мы живем в России, значит мы кто …?
Дети:
- Россияне.
- Значит, какое право вы все имеете, живя в России?
Дети:
Право на гражданство


Красная Шапочка благодарит детей за помощь, угощает пирожками, дети возвращаются в детский сад с помощью зонта.






Нажмите, чтобы узнать подробности

Используя конспект занятия воспитатели смогут познакомить детей со ступенями образования; расширить знания детей о праве на образование; формировать готовность детей к новому социальному положению ученика.

Конспект ООД по правовому воспитанию

в подготовительной группе, 28.01.2021г.

воспитатель МДОУ № 4 Ступакова И. П.

Задачи: познакомить детей со ступенями образования; расширить знания детей о праве на образование; формировать готовность детей к новому социальному положению ученика, который имеет свои права и обязанности; учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы; развивать логическое мышление; воспитывать уважение к труду.

Оборудование: цветок прав, знак вопроса, презентация, макет лесенки ступени образования, фигурки детей, шляпа с шариками под номерами, картинки профессий, ….

Звучит музыка. В зал входят дети –змейкой со словами:

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают всех на свете.

Воспитатель: дети, сегодня у нас гости, гостей положено встречать добрыми словами, давайте же пожелаем всем доброе утро.

Доброе утро, всем, кто проснулся,
Доброе утро, кто улыбнулся,
Глазки откройте и посмотрите,
Мы всех вас любим и вы нас любите!

Воспитатель: дети, обратите внимание у на появилось в группе что – то необычное.

(на стене висит плакат с вопросительным знаком, а под ним цветок прав, без одного лепестка.)

Воспитатель: дети, а как вы думаете, что обозначает этот знак?

Предполагаемые ответы (П. о.): знак вопроса, что -то неизвестное.

Воспитатель: давайте снимем его и посмотрим, что там.

(находим под знаком цветок прав)

(обсуждение иллюстраций прав детей, которые расположены на лепестках, дети отмечают, что одного лепестка не хватает).

Воспитатель: какого лепестка не хватает?

П. о.: право на образование.

Воспитатель: какое настроение у Буратино?

Ребята, почему Буратино сказал, что не хочет ходить в школу?

А как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно?

(ответы детей)

Подводим детей к тому, что в школу ходить необходимо, чтобы получать знания.

Воспитатель: вы знаете, где дети получают свои первые знания?

П. о.: в детском саду.

(Показ макета лестницы образования с картинками в кармашках и цифрами 1.2.3)

Воспитатель: это ступеньки образования. Давайте посмотрим, что скрывается под цифрой 1. (картинка детский сад)

Воспитатель: на первой ступеньке у нас детский сад, дети в детском саду получают свои первые знания.

(воспитатель ставит на первую ступеньку фигурки детей).

(Дети выходят и становятся в круг в середине стоит стол, каждый ребёнок сам берёт любую картинку на которых изображены разные предметы, далее необходимо составить из них пары пенал –карандаш, кисточка – краски. После, каждая пара детей рассказывают для чего эти предметы в детском саду.)

П. о.: краски и кисточки нужны для рисования, чтобы научиться рисовать, …

Воспитатель: дети, а чему вы учитесь, используя эти предметы в детском саду?

П. о.: писать, рисовать, лепить, делать аппликации.

Воспитатель: дети, а кто с вами занимается в детском саду? Кто вас всему учит?

П. о.: воспитатели, музыкальный работник.

Воспитатель: правильно – это воспитатели, музыкальный работник.

Воспитатель: Почему Буратино так сделал?

П. о.: он был глупый.

Воспитатель: Что Буратино больше всего интересует?

П. о.: развлечения.

Воспитатель: от какого права он отказывается?

П. о.: от права на образование.

Воспитатель: куда он не хочет идти?

П. о.: в школу.

Воспитатель: давайте посмотрим, что у нас на 2 ступеньке.

(открывается картинка на 2 ступеньке – это школа)

Воспитатель: все дети имеют право на бесплатное образование. Но кроме прав у детей есть и свои обязанности. Вы скоро все пойдёте в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.

Есть такая пословица:

(ответы детей)

А какие ещё пословицы про школу про учение или про знания вы знаете?

Век живи – век учись!

Ученье свет, а неученье тьма!

Учиться никогда не поздно!

Детям знания нужны!

Учение путь к умению!

Мир освещается солнцем, а человек знанием

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что в школе, как и в детском саду есть разные уроки, на которых ученики получают знания. Скоро и вы пойдёте в школу. Хотите ли вы учиться? А для чего нужно учиться? Давайте с вами поиграем в школу?

Но для начала вы должны ответить мне на несколько вопросов. Готовы?

1. Как называется школьный стол?

2. Как называются книжки, по которым ученики учатся?

3. В чём школьники носят свои учебники?

4. Как называется перерыв между уроками?

5. Сигнал на урок?

6. Какой отметке радуются ученики?

7. На каком уроке можно прыгать и бегать?

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий
И на много-много лет
Оставляет черный след.
(Ручка

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это.
(Карандаш)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
(Книга) Кто я, если прямота
Главная моя черта?
(Линейка)


То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
(Тетрадь)

Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, — красота!
(Цветные карандаши)

Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш.

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(Кисточка)

Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин — У меня есть…
(Пластилин)
На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я -…
(Пенал)

Склеите корабль, солдата,
Паровоз, машину, шпагу.
А поможет вам, ребята,
Разноцветная…
(Бумага))

А вот и звонок на первый урок.

Воспитатель: первый урок у нас будет физкультура. Итак, встали дети на ножки и начали выполнять упражнения.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

1.2. 3 –вот и ключик мы нашли.

Воспитатель: вот, мы и загадки отгадали, и физкультурой позанимались.

Дети, а кто даёт знания детям в школе?

П. о.: учитель.

Воспитатель: ребята, почему Мальвина не смогла научить Буратино считать и читать?

(ответы и рассуждения детей)

П. о.: потому, что он был не послушным. Он не знал, как себя вести в школе.

Воспитатель: А главное, потому, что Мальвина не была кем (учителем).

У неё не было образования. И она не имела профессию.

А как вы думаете где учат и получают профессию? (ответы детей)

Воспитатель: вот мы с вами и дошли до 3 ступеньки образования. Это институт.

(передвигаем человечков на третью ступеньку и открываем картинку в кармашке).

Воспитатель выставляет на мольберт изображения 1 –институт, 2 – аудитория, 3 –студенты, 4 –окончание учёбы, 5 – получили профессию.

Воспитатель: Хорошо быть образованным. Для этого у нас в стране есть много институтов.

А чему учат в институте? (ответы детей)

Правила игры:

Дети выходят в центр, у воспитателя в руках шляпа, а в ней шарики с номерами. На столе лежат картинки - перевёрнутые с такими же номерами. Ребёнок находит свой номер, берёт картинку с профессией и рассказывает, для чего она нужна в обществе.

Воспитатель: теперь мы с вами знаем, каким профессиям учат в институте и для чего они нужны. А кто учит в институте студентов? Правильно профессора и преподаватели.

Ребята, вот мы с вами и прошли все ступеньки образования.

Воспитатель: ребята, а в самом начале нашего занятия, что нам с вами надо было сделать?

П. о.: найти лепесток с потерявшимся правом.

Дети находят лепесток под листом с вопросом.

Воспитатель: а теперь давайте с вами вспомним, о чём мы свами сегодня говорили?

(ответы детей)

Звучит музыка. дети идут по залу змейкой со словами:

Читайте также: