Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему посуда

Обновлено: 16.05.2024

I. Организационный момент
1. Психологический настрой
Воспитатель: Правда, ребята, сегодня хороший день?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда давайте возьмемся за руки, слегка пожмем их, посмотрим ласково друг другу в глаза, улыбнемся. Правда, стало хорошо?
Дети: Да
Воспитатель: Какие же вы, ребята?
Дети: Добрые, веселые, ласковые…
Воспитатель: А вы бы хотели, ребята, красиво и правильно говорить?
Дети: Да
Воспитатель: А что мы делаем для того, чтобы научиться красиво и правильно говорить? (гимнастика, чистоговорки, скороговорки).
2. Артикуляционная гимнастика
Губки сожмем и рот прополощем,
И самоваром пыхтим, что есть мочи.
Блюдца поставим – положат блины нам,
Чашки поставим, чтоб чаю налили.
На нос подули, мы чай остудили,
Чаю попили – ни кто не обижен
Вкусный был завтрак – мы губки оближем.
II Основная часть
Воспитатель: Послушайте загадку.
,,Возле леса на опушке
Троя их живет в избушке
Там три стула, три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герой этой сказки? (Три медведя)



Воспитатель: А их зовут?
Дети: Михайло Потапыч, Настасья Никулишна, Мишутка
Воспитатель: Правильно, Михайло Потапыч, Настасья Никулишна и Мишутка пришли к нам в гости.
Мишутка: Вы умеете разгадывать загадки?
Дети: Да
Мишутка: Тогда слушайте внимательно.
,,Я рукотворная , звучащая
Воды не боюсь, для еды горжусь,
А ударят, разобьюсь. (Посуда)
Мишутка: Что это?
Мишутка: Посмотрите, я нарисовал для вас рисунок, но у меня все перепуталось.



(дети находят, называют и обводят найденный предмет, называют его значение)[/i]
Воспитатель: Что вы видите на рисунке Мишутки?
Воспитатель: Какой предмет лишний? Почему?
Настасья Никулишна: Смотрите, что я вам принесла. Что это?
Дети: Сундук
Настасья Никулишна: А что такое сундук?
Настасья Никулишна: Хотите узнать, что в нём? Тогда слушайте мою загадку.
1) На огне я стою. Еду вкусную варю.
Дети: Кастрюля



Настасья Никулишна: Что такое кастрюля?
Дети: Кастрюля это посуда, - в которой готовят горячую еду.
Настасья Никулишна: Открываем мой сундук. Есть там ответ на нашу загадку?
(если ответ верный дети достают нужный предмет)
Настасья Никулишна: А какую еще посуду, вы знаете, в которой можно готовить горячую еду?
Дети: Чайник, сковорода и т.д.





Настасья Никулишна: Куда её отнесем?
(дети распределяют посуду по соответствующим игровым зонам)
Дети: На кухню
Настасья Никулишна: Слушайте следующую загадку.
2) При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон
Один разрезает, другая хватает,
Обоим работы в тарелки хватает.
Дети: Нож, вилка – это столовые приборы.




Настасья Никулишна: Какую ещё вы знаете столовую посуду? (дети перечисляют)
Настасья Никулишна: Посмотрите, есть ли она в моём сундуке?





Настасья Никулишна: Куда вы ее отнесете? (в столовую)
Настасья Никулишна: Какая еще есть посуда в моём сундуке?
Дети: Чашки и блюдца



Настасья Никулишна: Для чего нужна чашка, блюдце?
Дети: Чашки и блюдца нужны для питья чая
Настасья Никулишна: А посуда для питья чая, как назовём?
Дети: Чайная посуда



Настасья Никулишна: Правильно, куда её поставим?
Воспитатель: - Ребята, скажите, на какие группы делятся посуда? ( кухонная, столовая, чайная)
Дидактическая игра “Из чего сделана посуда?”.
(игра на образование относительных прилагательных.)
Воспитатель: Ребята, из чего может быть сделана посуда?
Дети: Посуда может быть сделана из фарфора, стекла, дерева, глины и метала.
Мишутка: Ой, ой, а вы знаете, совсем недавно мама мне прочитала одну сказку о посуде, которая сбежала от бабушки. Только не помню, как она называется.
Мишутка: А вы ребята знаете эту сказку? А кто её автор?




Мишутка: Почему К.И Чуковский, так назвал свою сказку? (потому что в сказке рассказывается о Федоре, от которой сбежала вся посуда, и она очень огорчилась)
Воспитатель: - А почему посуда сбежала?




Воспитатель: Что мы видим в лесу? (Елочки, грибочки, т.д.)
Воспитатель: А если приглядеться, во что превратилась посуда?
Мишутка: Ой, ребята пока вы тут воображаете этот чудесный сказочный лес, мне захотелось превратиться в листочек и прогуляться в этом сказочном лесу.
Физ. минутка
Три медведя шли домой.
Папа был большой-большой.
Мама с ним поменьше роста.
А сынок- малютка просто.
Очень маленький он был
С погремушками ходил.
Дзинь-дзинь-дзинь.(2 раза)
Воспитатель: Вернулась ли посуда к Федоре? Почему?
Воспитатель: Какая стала Федора (показ иллюстрации)



Цель: формировать представление о предметах материальной культуры посуда, умение устанавливать причинно-следственные связи между материалами и назначением посуды.

Задачи: Закрепить познания детей о посуде. Умение различать посуду; совершенствовать: умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, умение образовывать прилагательные от существительных; развивать способность составлять описательный рассказ по схеме.

Упражнять детей в мелкой моторике, речевом дыхании, в умении согласовывать движения и речь, формировать пространственные представления.

Воспитывать интерес и желание слышать и слушать друг друга, вызвать желание помочь людям в трудную минуту, умение сопереживать.

Ход образовательной деятельности

- Мы веселые ребята

Гости к нам сюда пришли

Будем мы стараться

Заглянул к нам в оконце

И принес в своих ладонях

Теплоту, частицу солнца.

Воспитатель: дети, у меня для вас сюрприз! Посмотрите, что я принесла. Это волшебный сундучок. А живут в нём загадки.

Садитесь все на свои стульчики, слушайте их внимательно и постарайтесь отгадать.

1 .Чайника подружка, имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли,

(Воспитатель достаёт из волшебного сундучка картинку-отгадку и выставляет её на доске).

1. Ее за ручку мы берем Чай, кофе из нее мы пьем.

2. Сама не ем, а людей кормлю. (ложка)

3. Имеет четыре зуба

Каждый день появляется за столом, а ничего не ест

Предложить детям загадать загадки.

1. Имеет хобот, а не слон,

Он чашкам отдает поклон.

2. На кухне ей всегда почет

Она и жарит и печет,

Не приготовить нам еды

3. Для нас она необходима,

Ведь пищу из нее едим мы Глубокая и мелкая

4. Сделаны из стекла,

Предназначены для чая, сока, молока

Воспитатель достает картинки - отгадки из волшебного сундучка, выставляет на доску.

Молодцы, все загадки отгадали. Все заняли свои места. Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были все мои загадки?

Правильно, о посуде!

Давайте вспомним, какая бывает посуда.

- Как называется та посуда, из которой мы пьем чай? Чайная посуда.

- Из какой мы кушаем? Столовая.

- Как называется посуда, в которой готовят? Кухонная посуда.

Вот такая разная посуда бывает.

- На какой звук начинается слово посуда?

- Каким звуком заканчивается слово посуда?

- Давайте, разделим слово посуда на части. Отхлопаем слово по-су-да.

- Сколько частей в этом слове?

А сейчас послушайте стихотворение, которое я прочитаю, оно называется

Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей,

Превратились в дикарей:

Брали мясо бы руками,

Разрывали бы зубами,

Пили воду бы в реке,

Или в грязном ручейке.

К счастью, помогает всюду Нам различная посуда:

На неё еду кладут,

Из неё едят и пьют.

Сохраняют в ней продукты:

Сыр и масло, хлеб и фрукты.

В ней готовят сотни блюд- Варят, жарят и пекут!

Воспитатель: что же можно делать благодаря посуде? (варить, жарить, печь, тушить)

Вот какая она помощница!

Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки?

- Как она называется? Федорино горе.

- Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский (показать портрет писателя).

- Какие сказки он еще написал?

- Почему вся посуда убежала? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла ее.

Ребята, в сундучке записка. Послушайте.

Я Федорушку прощаю,

Сладким чаем угощаю,

Всех вас в гости приглашаю.

Отправимся в гости к бабушке Федоре и поможем ей разобраться с посудой и навести порядок.

А пока посуда от Федоры убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами соберем всю ее посуду.

Дети называют свою собранную картинку. Я собрал чашку (чайник.) Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.

Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего ее делают.

Ложка из дерева - деревянная.

Чашка из фарфора - фарфоровая.

Ваза из хрусталя - хрустальная

Терка из металла - металлическая

Графин из стекла - стеклянный

Масленка из пластмассы – пластмассовая.

Сковорода из чугуна – чугунная

Миска из глины – глиняная

Нож из стали – стальной.

А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.

Физкультминутка.

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд

Я всем напоказ выставляю живот

руки на поясе, повороты туловища вправо-влево

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

хлопки в ладоши

- Эй, люди, я с вами почайпить хочу.

прыжки на месте

Детям предлагается сесть на стульчики, стоящие здесь же на ковре полукругом. Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? На кухне. И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.

Масло сливочное положим в.

Хлеб положили в.

Конфеты к чаю у нас в.

На столе - посуда горкой,

Рядом есть с водою таз.

Начинается у нас.

Ребята, хотите посмотреть, что лежит еще в волшебном сундучке.

Воспитатель по очереди приглашает к сундучку трех, четырех детей. Они достают содержимое сундучка и рассказывают, описывают, пользуясь опорной схемой.

Описание начинает воспитатель (дает образец)

- название предмета посуды

- из чего сделана

1. Это маленькая чашка, она красного цвета. У нее есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из нее пьют чай.

Ах, вы чистые сиротки мой,

Утюги и сковородки мои!

Их почистили песочком,

И вы будете опять,

Словно солнышко сиять!

Федора: Да у меня гости. Здравствуйте, ребята! Я смотрю, вы все прибрали. Вы так мне помогли. Спасибо вам!

Федора: Я вам всем хочу пообещать.

Буду всем я помогать,

Чисто мыть посуду,

А поставить все на место

Федора приносит самовар с чаем, угощает детей.

Воспитатель: Поверим тебе, бабушка Федора. Спасибо тебе за чай.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Калинина Ольга Юриевна.

Цель: Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения ( посуда ) ; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов. Развитие всех компонентов устной речи детей .

- Развивающие : продолжать развивать связную речь ; развивать внимание , память.

- Воспитательные: продолжать воспитывать бережное отношение к предметам бытового назначения.

Материал: Тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложка (чайная, столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы (высокий, низкий стеклянные и пластмассовый, мяч; картинки с изображениями предметов посуды : чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др. карточки с изображением контуров предметов посуды, которые наложены друг на друга; цветные карандаши (на каждого ребенка) , предметные картинки или игрушечная посуда и игрушечный кухонный гарнитур.

Дети сидят за столами.

Воспитатель читает стихотворение:

Жила-была посуда : чайник, чашка и блюдо,

Ножик, вилка и ложка, кастрюля и поварешка.

Посуда дружила с едой , посуда дружила с водой ,

И с человеком дружила , его она вкусно кормила.

Воспитатель задает вопросы:

- О чем говорится в этом стихотворении? (О посуде )

- Какие предметы посуды перечислил автор в своем стихотворении? (Чайник, чашка, блюдо, ножик, вилка, ложка, кастрюля, поварешка)

- Для чего нам необходим чайник (Ложка, вилка, чашка, кастрюля?

- Для чего нам нужна вся посуда ? (Ответ детей)

- Какую посуду вы знаете ? (Ответ детей) .

- Посмотрите, перед вами лежат листы бумаги, переверните их. Рассмотрите рисунок и разгадайте загадку художника, который нарисовал посуду так, что один контур предмета наложился на другой . Какие предметы спрятались в этом рисунке? Назовите их (Ответ детей).

Обведите предметы посуды по контуру цветными карандашами.

- Ребята, давайте мы с вами поможем Федоре вымыть посуду .

Раз, два, три, четыре,

(Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)

Мы посуду перемыли :

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибать пальчики по одному, начиная с мизинца)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился ,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

(Разгибать пальчики по одному, начиная с большого)

Так Федоре помогали!

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

- Молодцы! Настоящие помощники.

Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовой

- Посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (Ответ детей) . Как одним словом можно назвать все эти предметы? ( Посуда )

- Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? (Из них едят, обе они белого цвета)

- Чем они отличаются друг от друга? (Одна тарелка – глубокая, другая –мелкая.)

- Для чего нужна глубокая тарелка? (Чтобы есть первое блюдо)

- А мелкая тарелка для чего нужна? (Чтобы есть второе блюдо)

- Когда вы садитесь обедать какая посуда вам понадобится ? (Глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, вилка, ложка)

- Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (Из металла) .

Значит, как одним словом сказать, какие они? (Металлические) .

Воспитатель берет в руки металлические столовую и чайную ложки.

- Чем похожи эти два предмета? Правильно, он сделаны из одного материала, из металла, они металлические.

- Теперь подумайте и скажите, чем они различаются? (Одна большая, другая маленькая). Правильно, они различаются по размерам. А еще чем? Для чего нужна чайная ложка? А для чего столовая? (Ответ детей) .

- Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы) . Чем похожи эти стаканы? (Они сделаны из стекла, они стеклянные) . Чем различаются? (Один стакан высокий, другой низкий). Для чего они нужны? (Из них пьют воду, сок) .

Воспитатель выставляет на стол пластмассовые тарелку, стакан, вилку, ложку.

- Скажите, какая посуда стоит на столе ? (Тарелка, стакан, ложка, вилка) .

- Из чего они сделаны? (Из пластмассы) . Значит они какие? (Пластмассовые) .

Для чего нам необходима пластмассовая посуда ? (Брать на пикник, в дорогу) .

Воспитатель поднимает над столом посуду по два предмета , дети отвечают хором.

- Эта тарелка глубокая, а эта (мелкая)

- Эта ложка столовая, а эта (чайная)

- Этот стакан высокий, а этот (низкий)

- Эта вилка металлическая, а это (пластмассовая) . - Ребята, к нам в группу прислали посылку, давайте посмотрим что в ней.

Воспитатель достает из коробки с посылкой картинки с изображением хлеба, сахара, сухарей, соли, дети называют хором что изображено на картинках.

- Скажите, а в чем мы храним хлеб? (В хлебнице)

- Сахар? (В сахарнице)

- Во что кладем салат? (В салатницу)

- А конфеты? (В конфетницу) .

- А теперь немного отдохнем, физкультминутку проведем.

Очень важный, как начальник. (Приседают, одна рука на поясе)

Вот фарфоровые чашки, (Кружатся, руки на поясе)

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Руками показывают круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки. (Потягиваются, руки вверх)

Вот пластмассовый поднос – (Руки сомкнуть над головой, делают

Он посуду нам принёс . Большой круг).

Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч любому игроку и называет посуду , игрок ловит мяч, составляет уменьшительно-ласкательное слово заданного предмета.

Дети садятся на стулья.

- Молодцы, ребята. Отгадайте загадку:

Ходит в белом колпаке

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

- Правильно, это повар. У наших поваров в детском саду очень много работы и они попросили им помочь расставить посуду так чтобы было удобно ею пользоваться , а то вдруг посуда убежит, как от Федоры. Поможем?

Дети должны разложить посуду на нижние и верхние полки, плиту, в буфет, столовые приборы по ячейкам и объяснить, почему кастрюли и сковороды неудобно держать на верхних полках, а столовые приборы не хранят все вместе.

- Спасибо, ребята, большое. Вы помогли нашим поварам.

Воспитатель читает стихотворение:

Если б не было посуды

Нам пришлось бы очень худо

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей.

Брали мясо бы руками

Разрывали бы зубами.

Пили воду бы в реке

Или в грязном ручейке.

- Дети, скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили? (Ответ

Цель: формировать представление детей о разновидностях посуды; учить использовать посуду в соответствии с ее предназначением.

Социально-коммуникативное развитие: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение выслушивать друг друга ; учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них.

Познавательное развитие: формировать у детей умение различать и называть предметы посуды; учить группировать и объединять предметы посуды по сходным признакам (по назначению).

Речевое развитие: развивать умение детей четко и полно отвечать на вопросы; развивать навыки устной речи; обогащать словарный запас детей.

Физическое развитие: формировать у дошкольников элементарные навыки здорового образа жизни.

Художественно-эстетическое развитие: закреплять умение детей украшать посуду, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Тогда слушайте загадки, и говорите отгадки.

У кого ответа нет -
В чем сварить себе обед?
На плите стоит чистюля.
Суп сварить - нужна.
(Кастрюля)

Из железа, чугуна -
С длинной ручкой и кругла,
Жарь на ней ты без труда!
Это что?
(Сковорода)

Захочешь чай - любую выбирай!
Вот они - толстушки.
Кто такие?
(Кружки)

Чтоб поужинать всем дружно,
Что на стол поставить нужно?
Глубокую иль мелкую
Для еды.
(Тарелку)

Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.
(Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка)

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
(Нож)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали.

- Скажите ребята, о чём были загадки?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А как это можно назвать, одним словом?

- Какую посуду вы ещё знаете?
- Для чего нужна посуда?
- Можно ли прожить без посуды?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Давайте послушаем стихотворение о том, чтобы мы делали, если б не было посуды:
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей,
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
Воспитатель: Вот как необходима нам посуда.

- У нас на столе есть много разной посуды. Я её перемыла, а расставить не успела. Поможете мне? Нужно её разобрать по назначению.
Воспитатель: Выберите стол, на который поставим посуду, с помощью которой мы готовим еду. Поставьте на него эмблему плиты.

Дети: выбирают стол, ставят эмблему.
Воспитатель: Теперь выберите стол, на который поставим посуду, которая нам нужна для еды. Эмблема – стол.

Дети: выбирают стол, ставят эмблему.
Воспитатель: Теперь выберите стол, на который поставим посуду, которая нам нужна для чаепития. Эмблема-чашка чая.

Воспитатель: Подходите по очереди, выбирайте любой предмет посуды, и определяйте куда поставить.

Дети: дети выполняют задание.

После выполнения встаём вокруг столов и рассматриваем:

Воспитатель: Какая посуда стоит на столе с эмблемой плиты? Перечислите её. Какая она? Для чего нужна вся эта посуда?

Дети: ответы детей.


Воспитатель: Правильно эта посуда нужна для приготовления пищи на кухне и поэтому она так и называется - КУХОННАЯ.
Аналогично рассматриваем посуду на столе с эмблемой - стол. Эта посуда ставится на стол во время обеда, ужина. И называется – СТОЛОВАЯ.
Какая посуда стоит на столе с эмблемой – чашка чая? Для чего нужна эта посуда? Эта посуда так и называется – ЧАЙНАЯ, потому что нужна во время чаепития.
Воспитатель: Вот сколько посуды вы знаете. Молодцы.
- Ребята, давайте немного отдохнем.

Читайте также: