Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024




Сюрпризный момент
Слышите? Что же это звучит? (Ответы детей)
-Это не простой колокольчик. В нашем городе есть Колокол Мира, в который каждый ребенок может ударить в первый день лета – первого июня. А это – его сынок. Давайте в него позвоним! (Дети по желанию звонят в колокол)
Пусть будет Мир на нашей Земле, Стране и детском садике.
Дети под звон колокола выходят из музыкального зала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подбор и рассматривание иллюстраций с видами города, экскурсии по родному городу с целью ознакомления с достопримечательностями. Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, развивающие игры).

Оборудование: Слайд-шоу с достопримечательностями города, фотографии с достопримечательностями города, дидактический материал.

Восп.: Дети, встанем в круг и поздороваемся друг с другом и гостями.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!"

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то у них все получается. Ребята, для вас я приготовила вопросы. Итак, первый вопрос.

1. Наша страна называется.

Восп.: Россия - большое государство. В нашей стране много городов, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой Родиной. Ребята, родина это не только Россия - страна, в которой мы живем. У каждого из нас есть еще и малая Родина - это тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.


2. Мы живем в городе.

Восп.: Для всех нас город Хасавюрт является родным. Почему?

Восп.: На свете очень много больших и малых городов, а мы будем говорить о нашем родном городе: о самом любимом, о самом красивом. Я правильно сказала, что наш город самый красивый?

Дид. игра "Цветок красивых слов".

Восп.: Ребята, я вам предлагаю собрать цветок из красивых слов о нашем городе. Каждый из вас скажет по одному красивому слову о нашем городе и закрепит свой лепесток.

"Молодой, современный, культурный, спортивный, уютный, красивый, родной, зеленый, большой, маленький, добрый, любимый, милый, гостеприимный, доброжелательный".

Восп.: Вот какой красивый цветок мы собрали!

3. Как называется наш детский сад?

Восп.: Я живу на улице пр. Имама Шамиля 13, а вы?

Восп.: Родина для каждого человека- это прежде всего мама, родной дом, родная улица, это то место, где человек родился, увидел прекрасный мир, где у него много друзей.

1 реб.: Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озер, реки и поля,

Леса и степи, горы.

2 реб.: Живем мы в радостном краю

И знать его должны мы,

Страну Российскую свою,

Свой светлый край любимый.

3 реб.: Люблю я город свой,

Люблю я край родной,

И рада, что живу я тут,

Где новых все открытий ждут.

Наш город расцветает,

Как будто он живой.

И каждый гость пусть знает,

Про город наш родной.


Восп.: У каждой страны есть своя символика. У нашей России есть своя символика, которыми она отличается от других стран. Это герб, флаг и гимн. Посмотрите на флаг. Он состоит из полос разного цвета. Назовите, какого цвета полосы на нашем флаге? (Белого, синего, красного). Посмотрите на герб России. Кто на нем изображен?

У нашего города тоже есть свой герб. Посмотрите на герб Хасавюрта. Что на нем изображено?

Дид. игра "Собери герб города".

Восп.: А теперь посмотрите на картинку и сравните, правильно ли вы собрали герб нашего города?

Утром рано мы встаем

(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Город виден за окном.

(Показать руками на окно)

Он проснулся, он живет,

(Руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Нас на улицу зовет.

Мы живем, мы растем в нашем городе родном.

(Постепенно подняться на носки с поднятыми руками).

Восп.: Расскажите, пожалуйста, что вам нравится в нашем городе?

Восп.: Ребята, вы каждый день ходите по знакомым улицам, а какие здания можно увидеть на улицах нашего города?

Дети:(Магазины, школы, детские сады, больницы, библиотека, музей, почта и т. д.)

Восп.: В нашем городе много интересных мест, которые называются - достопримечательностями.


Восп.: Вы много рассказали о нашем городе, правильно сказали, что у нас много улиц, домов, красивая природа. Но главное богатство каждой страны, каждого города - это его народ. Люди - главное богатство нашего города. В нашем городе трудится много людей, которые хотят, чтобы наш город стал лучше, красивее и богаче. и чтобы всем было хорошо - надо уважать друг друга, беречь и помогать.

- Как вы заботитесь о бабушках и дедушках?

- О мамах и папах?

-О младших сестренках и братьях?

Дид. игра "Какой дом?"

- В этом доме много этажей - он. (многоэтажный)

- В этом доме один этаж - он. (одноэтажный)

- В этом доме много квартир - он. (многоквартирный)

-Дом построили из кирпича - он. (кирпичный)

- Дом построили из дерева - он. (деревянный)

- Дом построен из камня - он. (каменный)


Восп.: Ребята, я вам предлагаю самим создать макет города, соорудить здания, которые вы хотели бы видеть в нашем городе.

Практическая деятельность (создание макета города).

Восп.: - Ребята, вы молодцы, вы очень хорошо знаете свой город, многое можете рассказать о нем гостям. Я вам желаю, когда вы вырастите, кем бы вы не стали, где бы не жили, помнили свою малую родину, свой родной город.


Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

- формировать у детей представление о России как о родной стране;

- формировать уважительное отношение к государственным символам;

- воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Материалы:

Предметы декоративно – прикладного искусства, изображения президента РФ, герба и флага, аудиозапись гимна РФ, наглядно-дидактические пособия, кисти для клея, заготовки на листах белой бумаги, клей, салфетки, цветная бумага.

Предварительная работа:

Беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия:

Воспитатель :

Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Дети здороваются.

Вос-ль:- Сегодня ребята, мы поговорим о стране , в которой мы живем. У нашей страны удивительно красивое имя - Россия! Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина .

-Что означает слово - Родина? (Ответы детей: Родина значит родная, как отец и мать.)

Что мы Родиной зовём?

1Ребёнок: Дом ,где мы с тобой живём

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Вос-ль: Что мы Родиной зовём?.

2Ребёнок: Поле с тонким колоском

Наши праздники и песни,

Тёплый ветер за окном.

Вос-ль: Что мы Родиной зовём?

3Ребёнок: Всё ,что в сердце бережём

И под небом синим- синим

Флаг России над Кремлём!

Воспитатель читает отрывок из произведения К.Д. Ушинского

Наше отечество, наша родина - матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё, что в ней есть- для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, наша Родина, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

Воспитатель задает вопросы:

- Как называется наша Родина?

  • Наша Родина –… (матушка Россия).
  • Мы зовем Россию матерью потому что……..
  • Почему мы зовем Россию Отечеством? (Родиной?)
  • Наша Родина – Россия. А мы живущие в России люди?(россияне).

Вос-ль: -Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине.

- Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Вот некоторые из них.

- Нет земли краше, чем Родина наша!

- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

- Одна у человека мать - одна и Родина!

- Береги землю любимую, как мать родимую.

- Кто за Родину горой - тот истинный герой.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали

Это – березы в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Воспитатель: А сейчас давайте посмотрим какие главные символы у нашей России.

Флаг.

Воспитатель показывает детям изображение Российского флага.

Посмотрите сколько горизонтальных полосок на флаге. Какого цвета верхняя полоска, средняя, нижняя?

Воспитатель рассказывает детям почему именно эти цвета Государственного Российского флага.

У каждой страны есть свой флаг. А какой флаг у России?

В России много, много озер больших и маленьких рек все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появилась синяя полоска.

Вот он какой наш Российский флаг три полосы -белая, синяя, красная.

Гимн.

Воспитатель: Что такое гимн?

Это самая главная торжественная песня нашей страны. Гимн появился намного раньше, чем флаг и герб. Гимн исполняется в особо важных случаях например, когда вручают награды, когда спортсмены получают золотые медали на соревнованиях. Поэт Сергей Михалков , который сочинил много сказок и стихов для детей написал слова гимна.

Воспитатель включает аудиозапись гимна России

Москва – столица России

Воспитатель: В каждой стране есть главный город который называют столицей. В столице живет президент.

Столица России- город Москва. В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь.

По большим праздника здесь проходят военные парады. Красная площадь очень древняя и красивая.

Герб России

Чтение стихотворения В. Степанова. (Читает ребенок)

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Кроме двуглавого орла на гербе изображён воин на белом коне и страшный дракон которого воин поражает своим копьем. Этого воина зовут Георгий Победоносец.

Когда змей показался из озера, Георгий Победоносец, помолился и бросился с копьем на чудовище. Пронзив змея в самую глотку, святой Георгий прижал его к земле, а конь стал топтать его ногами. Змей с легкостью был связан поясом царской дочери, и как послушный пес приведен в город.

Испуганные жители в ужасе смотрели на связанное чудовище. После того как змей был убит на главной площади города, Георгия стали почитать как великого героя.

Аппликация "Российский флаг"

А сейчас я вас немного проверю ,как вы запомнили символы нашей страны?

Прошу всех ребят пройти за столы. Также приглашаю наших гостей к нам присоединиться. Мы будем делать из бумаги российский флаг.

Вспомните в каком порядке расположены по цвету полоски на флаге и наклейте их.

Подведение итогов занятия.

Понравилось ли вам занятие? Что интересного узнали? Что такое гимн? Как называется столица России? Как называют жителей России ? Кто изображен на гербе России? Какого цвета Российский флаг? Думаю ,получившийся у каждого флаг ,украсит ваш дом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- развития образного мышления и эстетического восприятия окружающего мира.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

- воспитание патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны, любви к народному искусству;

- визуальное ознакомление с Государственным гербом России;

- знакомство детей с образом солнца в народном творчестве (потешки, загадки, декоративно-прикладное искусство);

- развития образного мышления и эстетического восприятия окружающего мира.

Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно.

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал-

Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:

«Выйди, солнышко, скорей!

Нам без солнышка обидно-

Сбились, бедные, с пути,

Им до дому не дойти.

Затем воспитатель задаёт детям следующие вопросы:

- Почему заплакали птицы и звери? (Солнце спряталось за тучу. Стало темно, и ничего вокруг не видно.)

- Для чего нам нужно солнышко? (Оно светит, даёт нам тепло.)

- Могут ли люди, животные, растения жить без солнца? (Нет.)

- В какое время года солнышко ярче всего светит и сильнее греет? (Летом, весной.)

Воспитатель обобщает ответы детей, делает вывод о том, что и животные, и растения, и люди не могут жить без солнца.

Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!

Твои детки плачут, по камушкам скачут.

Воспитатель загадывает детям загадку:

По платку катается,

Далее он задаёт детям вопросы

- Где мы можем увидеть солнце? (На небе.)

- Кто летает по небу, кто летает в воздухе? (Птицы)

Подведя итог ответам ребят, воспитатель рассказывает им, что в старину людям солнце казалось похожем на огромную сказочную птицу Жар-птицу, которая летает высоко в небе. Перья на крыльях и на хвосте Жар-птицы напоминают солнечные лучи или язычки пламени. Солнце горячее, как огонь.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Сито свито, золотом покрыто. Кто взглянет, тот заплачет.

Затем он спрашивает:

- Можно ли смотреть на солнце? (Нет. Можно только в специальных тёмных, солнцезащитных очках.)

Воспитатель показывает детям дымковскую игрушку- глиняного петушка, обращая их внимание на красный петушиный гребень. Он рассказывает:

- В давние времена людям казалось, что утренние солнечные лучи похожи на петушиный гребень. Солнце будит нас по утрам своими лучами, своим светом, как петушок. Раньше солнышка просыпается петушок и своим пением прогоняет ночь.

Дети читают потешку:

Что ты рано встаёшь,

Деткам спать не даёшь?

Воспитатель обращает внимание ребят на то, что почти на всех дымковских, филимоновских и других глиняных игрушках можно увидеть солнце: жёлтые, оранжевые круги, украшенные точками, линиями – лучами. Затем он просит малышей показать солнышко, изображённое на глиняных народных игрушках.

- Каким цветом нарисовали мастера солнце на глиняных игрушках? (Жёлтым, оранжевым, красным – тёплыми цветами.)

- Солнышко очень красивое, сверкающее, лучистое, яркое. От солнца зависит наша жизнь на земле: оно освещаетземлю, согревает нас. О солнце народ сложил много сказок, загадок, песенок, его изображения украшают глиняные игрушки, вышивки. В давние времена люди думали, что солнце, как царь, - очень могущественное и величественное.

Далее воспитатель рассказывает старинную сказку о Царе Солнце и его двух сёстрах – Заре Утренней и Заре Вечерней:

- Далеко-далеко на востоке, за синим морем, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живёт Солнце. Всё необычно в том волшебном царстве. Растут там сады с залотыми и серебряными деревьями, шёлковой травой-муравой, жемчужными цветами и ягодами.

Посреди сада высится золотой дворец, ослепительно сверкающий. Во дворце Царь – Солнце восседает на золотом троне. Подле него стоят сестры Солнца: Заря Утренняя и Заря Вечерняя. Днём Царь – Солнце разъезжаетна колеснице (повозке), запряжённой двумя орлами с золотыми перями. Золотые орлы летят по небу, а Царь – Солнце освещает землю. Солнцева сестрица Утренняя заря выводит солнечную колесницу на небо, а Вечерняя Заря принимает колесницу, когда она возвращается.

Воспитатель показывает детям изображение Солнечной колестницы (см. иллюстративно-дидактический материал на с. 6), фотографии русских народных вышивок (см. с. 5). Обращает внимание детей на то, что мастерицы вышили и птиц, запряжённых в колесницу, и сестёр солнца.

Показывая современный герб России (см. иллюстративно-дидактический материал, с. 3), воспитатель поясняет, что прошло много лет и Солнечную колесницу стали называть двуглавым орлом. Двуглавый – означает, с двумя головами. Двуглавым он стал потому, что когда-то давным-давно люди верили в то, что два орла везут колесницу Царя Солнца по небу. Изображение двуглавого орла – теперь герб нашей страны. Герб объединяет всех людей, живущих в нашей стране, объединяет всех нас.

Далее воспитатель обращеет внимание детей на то, что золотой орёл на красном фоне очень похож на солнце, сияющее своими лучами – перьями.

Читайте также: