Конспект занятия по ознакомлению с птицами

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Воронежская область

Репьевский муниципальный район

отделение дошкольного образования

МКОУ Бутырская ООШ

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим миром

Провела: воспитатель

Мурадова Ольга Николаевна

2019 г.

Цель: расширение представлений детей об особенностях внешнего вида птиц и их повадках.

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с птицами, их особенностями и повадками весной (внешний вид птиц, где строят гнезда и выводят птенцов);

- познакомить детей с отличительными особенностями птиц и зверей;

- расширить активный словарный запас детей названиями птиц.

Развивающие:

- развивать умение выделять отличительные особенности внешнего вида

птиц на основе сравнения птиц и зверей;

- развивать связную речь через ответы на вопросы.

Воспитательные:

- воспитывать добрые чувства к пернатым;

- содействовать развитию сопереживания и взаимопомощи при совместной работе.

Раздаточный материал : рисунки с силуэтами птиц.

Организационный момент.

Ребята, посмотрите, что я увидела у нас в группе, когда пришла в детский сад.

Посмотрите, какое оно красивое и необычное. Это перо волшебное.

Голоса, каких птиц вы узнали?

А сейчас давайте попробуем узнать птиц по картинкам.

Воспитатель показывает картинки с птицами, дети называют (картинки прикрепляются к доске в один ряд)

Хотите поиграть? Тогда будьте внимательными.

Перышко летает, ребята глазки закрывают.

( воспитатель убирает одну картинку с птицей) Перышко летает, ребята глазки открывают.

Какой птички не стало? (игра повторяется второй раз)

На третий раз к картинкам с птицами добавляется картинка зверя (волк)

Что теперь изменилось? (появилась картинка с волком)

Кто здесь лишний ? (волк)

Почему ? (волк – зверь, все остальные – птицы)

Ребята, посмотрите, птицы и звери отличаются друг от друга? (да)

Давайте разберемся, чем птицы отличаются от зверей.

Что есть у птиц, чего нет у зверей? (у птиц две лапки, а у зверей – четыре лапы.

У птиц есть крылья, а у зверей – нет. У птиц клюв, а у зверей – пасть.

У птиц – перья, а у зверей – шерсть).

Давайте еще раз назовем особенности внешнего вида птиц.

А сейчас давайте отдохнем и с помощью перышка превратимся в маленьких птичек.

Раз, два, три – повернись,

Быстро в птичку превратись.

Лапка, раз (выставить вперед одну ногу)

Лапка, два (выставить вперед другую ногу)

Скок, скок, скок (прыжки на двух ногах)

Крылышко, раз (вытянуть руку в сторону)

Крылышко, два (вытянуть другую руку в сторону)

Хлоп, хлоп, хлоп (машем руками как крыльями)

Глазик, два (закрываем глаза ладошкой по очереди )

Клювик есть (потрогать рукой нос)

И хвостик - здесь ( повилять)

Вот какие птички, птички – невелички,

Весело скакали (прыгают на двух ногах)

Зернышки клевали (кивают головой)

И быстро улетали.

1, 2, 3 – повернись, в ребяток снова превратись.

Как вы думаете, куда полетели птички? ( в свои домики)

Как называется домик у птиц? (гнездо)

Где чаще всего птицы строят гнезда? (на деревьях)

Для чего птицы строят гнезда? (чтобы отложить в них яички, из которых потом вылупятся птенцы)

Давайте представим, что это дерево.

А это у нас гнездо с яичками, которые отложила птица. Давайте поместим гнездо на дерево, посмотрим, как это выглядит.

А сейчас мы проверим, что вы запомнили о птицах и об особенностях их внешнего вида.

На доске картинка птицы (голубь)

На столе рисунки с частями тела птицы и зверя. Дети смотрят на рисунок, который они взяли и определяют, подходит часть тела на рисунке к птице или нет. Объясняют, почему подходит или не подходит.

Остается рисунок гнезда. Можно ли этот рисунок поместить рядом с птицей? (да) Почему? ( птицы строят гнезда и откладывают яички)

Волшебное перышко дарит вам на память рисунки птичек. Вы их раскрасите, чтобы они стали яркими и красивыми, и мы оформим из них выставку рисунков.

hello_html_76d5ab24.jpg

hello_html_5c179932.jpg

hello_html_m7ee6bc7.jpg

hello_html_53ca4763.jpg

hello_html_m6e5c6a99.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 719 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.08.2019 285
  • DOCX 740.5 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мурадова Ольга Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

1. Продолжать углублять знания детей о птицах : внешнем виде, среде обитания, повадках, их пользе.

2. Познакомить детей с перелетными и зимующими птицами.

3. Выяснить, почему их так называют.

1. Расширять знания детей о птицах.

2. Закрепить обобщающие понятия.

3. Обучать развернутому высказыванию.

4. Расширять представления детей о внешнем виде птиц, их образе жизни.

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы:

Активизировать в речи детей следующие слова: перелет – стаей, вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие. Длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Оборудование и материалы:

- Картинки с изображением птиц

- Схема перелета птиц

- Наблюдение за птицами во время прогулок

- Чтение художественной литературы

- Рассматривание книжных иллюстраций

Ход занятия:

Встаньте дети, встаньте в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Чтобы у нас с вами было хорошее настроение.

А теперь улыбнемся нашим гостям, чтобы у них тоже было хорошее настроение. Повернемся поздороваемся.

(Дети здороваются)

Теперь тихонько присядем.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Птиц на земле великое множество. Есть птицы большие, а есть очень маленькие. Одни летают высоко за облаками, другие не очень высоко. А есть такие, которые не летают вовсе.

Одни птицы живут в городе, другие в лесу, третьи в степи, четвертые на берегу моря. Они разные по величине, по окраске, по поведению.

У всех птиц есть клюв, две лапы, два крыла, тело покрыто перьями, птенцы вылупляются из яиц.

Какую пользу приносят птицы человеку?

Уничтожают вредных насекомых, радуют нас своим пением

Как надо относиться к птицам?

Бережно, помогать им, не разрушать гнезда

Посмотрите, как много птиц прилетело на озеро…

• Как вы думаете, зачем они здесь собрались? (чтобы лететь в теплые края)

• В какое время года это происходит? (осенью)

• Все ли птицы улетают в теплые края? (нет)

• Как вы думаете, какие птицы покидают нас первыми? (ласточки, дрозды, скворцы, кукушка, жаворонки)

• Раньше всех нас покидают птицы, которые питаются кем? (насекомыми)

• Если птицы едят насекомых, как их можно назвать одним словом? (насекомоядные)

В этом слове спрятались два слова насекомые и ест. Эти птицы едят жуков, бабочек, ос, стрекоз и т. д. И как только становится холодно, насекомые исчезают, а эти птицы улетают.

Когда замерзают водоемы (реки, озера) к югу направляются – гуси, утки, лебеди.

• Как вы думаете, с чем это связано? (птицам негде плавать, добывать себе корм)

Правильно, и таких птиц называют как? (водоплавающие)

• Какие два слова прячутся в слове водоплавающие? (плавать в воде)

• Те птицы, которые улетают от нас, как мы их называем? (перелетные)

• Какие птицы остаются с нами? (зимующие)

Давайте поможем птицам разобраться, кому надо лететь, а кому нет.

- Назовите перелетных птиц…

- Почему их так называют?

- Назовите зимующих птиц…

- Почему их так называют?

Ребята, а вы знаете, как летят птицы в дальние края? (стаями)

Но еще они могут лететь углом или клином: это в основном крупные птицы : гуси, журавли, лебеди.

Скученной стаей улетают мелкие птицы : дрозды, скворцы и т. д.

Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки.

Повторяем, кто как летит.

Птички прыгают, летают – махи руками, прыжки на месте.

Крошки птички собирают – наклоны вперед.

Перышки почистили – правая рука вверх

Клювики почистили – левая рука вверх

Птички летают, поют – махи руками.

Зернышки клюют – наклоны вперед

Дальше полетели – покружились

И на место сели.

Это скворец. У него короткий хвост. Значит он какой? (короткохвостый)

Это лебедь. У него длинная шея. Значит он какой? (длинношеий)

Это утка. У нее плоский клюв. Значит она какая? (плоскоклювая)

Это гусь. У него на лапах перепонки. Значит какие у него лапы? (перепончатые)

Это ласточка. У нее длинный хвост. Значит она какая? (длиннохвостая)

Это грач. У него черное крыло. Значит он какой? (чернокрылый)

Это цапля. У нее острый клюв. Значит она какая? (остроклювая)

Это аист. У него длинные ноги. Значит он какой? (длинноногий)

Молодцы, все правильно ответили.

К нам прилетела сова. Она хочет узнать, сможете ли вы ответить на хитрые вопросы?

Зачем журавлю длинные ноги?

Зачем клесту крестообразный клюв?

Какая птица охотится ночью?

У какой птицы зимой появляются птенцы?

Какую птицу называю самым лучшем певцом?

Птенцы, каких птиц умеют плавать с первого дня жизни?

Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

Какие птицы умеют подражать голосам других пернатых?

Какие птицы танцуют весной?

Молодцы, как много вы знаете про птиц.

Пойка, подпевай-ка – хлопки в ладоши

Десять птичек – стайка – растопыривают пальцы на обеих руках.

Эта птичка – соловей – загибаем по одному пальцу, начиная с большого.

Эта птичка – воробей

Эта птичка – соловушка

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка – загибаем на левой руке также

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – орлан – поднимаем обе руки вверх, пальцы в виде когтей.

Птички, птички – по домам! Машем, как крылышками, соединяем над головой, как крыша.

…Молодцы, ребята, сегодня мы многое узнали о наших друзьях птицах, их особенностях и повадках. Вспомнили, что птицы делятся на перелетных и зимующих. Насекомоядных и водоплавающих. Вы знаете зачем надо подкармливать птиц зимой. Какую пользу они приносят людям.

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет – Воронеж, 2002

2. Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. Академия развития, 1996

3. Николаева С. Н. Как приобщить ребенка к природе. Методический материал для работы с родителями в дошкольных учреждениях. –М. : Новая школа 1993.

4. Шорыгина Т. А. Птицы – какие они? Москва 2000.


Цели изадачи

Образовательные: уточнить у детей о жизни зимующих птиц. Формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Развивающие: активизировать и расширять словарь, правильно употреблять относительные прилагательные; совершенствовать грамматический строй речи, развивать мышление.

Воспитательные: продолжать развивать познавательные способности детей.

Воспитывать любовь к живой природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о птицах. Работа в природном уголке, разучивание стихов, песен, пословиц.

Словарная работа: клесты, дятел, кормушка, подсолнечник, шишки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, подойдем к окошку и посмотрим, как много выпало пушистого белого снега.

Какое время года наступило? (наступила ЗИМА).

Какая бывает зима? (Зима бывает морозная, метельная, снежная, холодная, суровая, ветреная).

Почему почти не слышно пения птиц? (Птицы улетели в теплые края).

Почему они улетели в теплые края? (Нет корма, насекомых).

Основная часть.

Сегодня мы поговорим о птицах, которые не улетели в теплые края, а остались с нами зимовать. Как вы думаете, легко им будет зиму пережить? (ответы детей).

Ребята, для птиц страшны не только холод, сколько голод.

(Слышится стук). К нам птицы в окошко стучатся. Давайте впустим их в группу и спросим, что же они хотят.

(Влетают птицы: воробей, синица, снегирь).

— Что вы за птицы и как вас зовут?

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку

Кто узнал ее? (синичка).

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь).

Морозов не боится, живет среди людей.

Зимующая птица, бесстрашный… (воробей).

Вы, птички, много бед и забот перенесли в суровую зимнюю пору. У нас вас ждет тепло и корм. Проходите. Отдохните. Послушайте, какие загадки загадают ребята о ваших друзьях-зимующих птицах.

Эта хищница болтлива

А зовут ее… (сорока).

Эта птица — символ мира.

Чердаки ее квартира,

Там, где площади, фонтаны

Ищет крошки постоянно (голубь).

Тук да тук, тук да тук.

Что в лесу за странный звук.

Это леса врачеватель

Трудится веселый ….(дятел)

—Ребята, отгадайте мою загадку.

Жители добрых еловых лесов

Даже в морозы выводят птенцов. (клесты)

Где живут клесты? (клесты живут в лесу).

Чем питаются? (семенами шишек).

Вспомните, к нам на участок прилетела стайка птичек. Они похожи на воробьев, но крупнее. У этих птиц на голове хохолок. Какие птицы прилетали к нам на участок? (к нам прилетали свиристели).

Физкультминутка.

Дети выполняют движения по тексту.

Птицы крыльями махали- все летали и летали.

Птицы в воздухе кружились,

На дорогу опустились.

По дорожке поскакали-крошки, зернышки искали.

— Ребята, свиристели и снегири — это кочующие птицы. К нам они прилетают из леса и ищут корм: ягоды рябины, шиповника, боярышника.

Волнуются птицы: воробей, синица и снегирь.

«Кто нам поможет зимой? Кто нам поможет зимой?

—А вот ответить на вопрос птиц нам поможет стихотворение Ладонщикова Г.

Грач на березовой ветке признался синичке-соседке:

— Ты славная птичка-синичка

Словно родная сестричка.

Мне жалко тебя покидать, но время пришло улетать.

Тут холодно будет зимой,

Давай-ка, синичка с тобой

Отправимся вместе на юг. Поверь мне, что я тебе друг.

—На юг я совсем не хочу!

Синичка сказала грачу.

В дружбу я верю и все же не полечу никуда.

Нам Петя зимой поможет перенести холода.

Он и заботлив, и весел.

Я верю, что снова зимой

Для нас он кормушки повесит

Под елкой иль под сосной.

— Вот вам и ответ птичкам.

—Кто поможет птицам? (мы).

—А как мы поможем? (сделаем кормушки).

— Я принесла две коробки, и мы с вами сделаем кормушку для птиц и повесим за окошко. Но одной кормушки мало. Попросим наших пап сделать кормушки для детей группы малышей. Пусть и они заботятся о птицах и помогают им зимовать.

Ребята, к нам в гости пришел Почемучка. Он увидел на столе корм, который мы заготовили с осени, и хотел покормить птиц. Но расстроился, так как не знает, какой корм любят птицы. Давайте подскажем Почемучке: для кого какой корм.

(Ответы детей: семена арбуза, тыквы — для снегирей, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала- для синичек, крошки хлеба, крупа-для воробьев, шишки- для клестов).

— Прежде чем кормить птиц, давайте составим правила, как правильно кормить птиц.

  1. Не прибивать кормушку к стволу дерева.
  2. Не ломать ветки.
  3. Сметать с кормушки снег.
  4. Не класть в кормушку большие куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят!
  5. Кормить птиц постоянно, все время.

— А во время кормления мы с вами будем наблюдать за птицами, как они быстро узнают, что есть корм в кормушке, как сообщают друг другу.

Обобщение: ребята, если мы позаботимся о птицах зимой, как они нас отблагодарят? (они будут петь песни, уничтожать вредных насекомых и т. д). И летом сады, леса будут зеленеть на радость нам!

Основные термины (генерируются автоматически): птица, кормушка, воробей, зима, Какая птичка, какой корм, клест, лес, Ответ детей, ребята.

Похожие статьи

Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих.

Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет.

Дети: — Птицы. Воспитатель: — Правильно ребята, а как вы думаете, что может произойти, если птиц не станет?

Ответы детей: — Следить за чистотой кормушки, ее безопасности и чтобы каждый день в кормушке был корм.

− Какая птица выводит детей зимой? (клест).

— Ребята, а каких птиц в зимнем лесу мы никогда не встретим? (перелётных).

Сытая птица выживет даже в трескучий мороз. Одни птицы живут в лесу, а другие возле человека.

Выяснить, какой корм предпочитают разные виды птиц , которые посещают зимние кормушки .

Конспект интегрированной непосредственной образовательной.

Как надо помогать птицам в холодные зимние дни? (ответы детей). Правильно — надо мастерить кормушки и насыпать в них корм для зимующих птиц.

В России всегда с любовью относились к птицам, считая их живыми символами свободы, красоты, счастья. За птицами Подмосковья ребята ведут наблюдения давно. Им известно, что в нашем городе обитают очень необычные пернатые.

воспитатель, Ребята, Весна, Ответ детей, ребенок, птица, весенняя полянка, Красная книга, весенний лес, приход весны.

Дети по очереди решают пример, ходят птичку с нужным числом и прикрепляют ее к гнезду. (Грачи прилетели — весну на крыльях принесли) — Какие птицы.

Почему птицы улетают ? (ответы детей). Да, им здесь холодно и голодно.

Распределите птиц. Когда какие птицы прилетят? Да, самыми первыми прилетят грачи, затем

Эта птичка — воробей. Два раза касаются кончиками средних пальцев подушечек больших пальцев.

Внешнее строение птиц. Птицы – класс позвоночных животных, тело их покрыто перьями есть крылья для полета.

В голодную и холодную зиму необходимо подкармливать птиц.

Клёст имеет перекрещивающийся клюв. Муху им уже не поймаешь, зернышко с земли не склюешь.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для.

 Рисование птиц ладошками;  Прослушивание аудиозаписи с пением птиц;  Изготовление кормушек для птиц с привлечением родителей.

Воспитатель: Акак называются птицы, которые не улетают? (Ответы детей). Воспитатель: О чём поют и радуются птички?





Воспитатель: Что вы видели на экскурсии к грачевнику.
Дети: Как их было много. Они кричали. Некоторые носили в клювах палки. Они строили гнезда.
Воспитатель: А вот вам загадка попробуйте отгадать ее.
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут …
Дети: Гнездо.



Воспитатель: Включает голоса птиц.
Дети, как вы думаете, о чем поют птицы весной?
Дети: Они рады, что прилетели к нам.
Воспитатель: Скажите, как мы можем им помощь?
Дети: Развесить скворечники. Не губить деревья. Приносить корм.
Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас еще с одной птичкой. Это птица Зимородок. Смотрите, какая она красивая. У нее ярко-голубое оперенье со светло-каштановой манишкой, длинный клюв.



Скворцы селятся в скворечнике, грачи в гнездах на деревьях, а зимородок в глинистом берегу реки в норе, где у нее есть гнездо. Питается она рыбой. Поэтому у нее в гнезде можно найти кости от рыбы. Если у скворца, грача в гнездах можно найти пух, травники, то у зимородка чешую от рыб, мелкие кости от рыб, крылья стрекоз и другие остатки, насекомых.


Читайте также: