Конспект занятия по окружающему миру одежда

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование: иллюстрации с изображением предметов одежды, мяч.

Ход занятия

Орг. Момент.

- О чём мы сегодня с вами поговорим?

- Какие предметы одежды вы знаете?

- Из чего шьют одежду?

- Какую одежду шьют или вяжут из шерсти?

- Где люди берут одежду?

- Где шьют одежду?

- Как ухаживают за одеждой?

Дидактическая игра “Назови ласково”.

- Давайте назовёт предметы одежды ласково:

Плащ – плащик, кофта – кофточка, свитер – свитерок, пальто – пальтишко, куртка – курточка, майка – маечка, юбка – юбочка, платье – платьице и т.д.

Физминутка (координация речи с движением)

Ох, испачкалась одежда,
Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно:
Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти
И в порядок привезти.
В тазик воду добавляем,
Порошочка насыпаем,
Всю одежду мы замочим,
Пятна тщательно потрём.
Постираем, прополощем,
Отожмём её, встряхнём!
А потом легко и ловко
Всё развесим на верёвках.
А пока одежда сушится,
Мы попрыгаем, покружимся.

(Дети сопровождают текст соответствующими движениями).

- Для чего людям нужна одежда?

Дидактическая игра “Один-несколько”

- А сейчас давайте превратим один предмет одежды в несколько.

Плащ – плащи, кофта – кофты, свитер – свитера, комбинезон – комбинезоны, носок – носки, куртка – куртки, платье – платья, юбка – юбки и т.д.

Дидактическая игра с мячом “Скажи со словом МНОГО”

- Плащ – много плащей, кофта – много кофт, свитер – много свитеров, куртка – много курток, майка – много маек, юбка – много юбок, комбинезон – много комбинезонов и т.д.

Выявление знаний и формирование представлений у детей о различных видах одежды, обуви и головных уборах и их частях, обогащение словарного запаса.

ВложениеРазмер
poznanie_odezhda._golovnye_ubory.docx 20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Цель : выявление знаний и формирование представлений у детей о различных видах одежды, обуви и головных уборах и их частях, обогащение словарного запаса.

-Учить различать окружающие предметы, знать их назначение, детали и части, определять и характеризовать материалы, из которых они изготовлены.

-Закреплять умения классифицировать одежду, обувь и головные уборы по сезонам, полу, профессии; выделять общий признак в словах, развивать умение обобщать.

-Закреплять понятия о производстве одежды. Изучить профессии: портной, швея, закройщик.

- Упражнять в словообразовании относительных прилагательных от существительных.

-Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-Тренировать в употреблении в речи антонимов.

-Развивать логическое мышление, связную речь, внимание, память.

-Воспитывать бережное отношение к вещам.

  1. Воспитатель вносит в мини – музей кукольную одежду, головные уборы и детскую обувь. Увидев это, подходят дети.

Ребята, что это? – Одежда. А вы хотите себе к Новому году новую, красивую одежду? – ответы детей. А где её можно купить? – в магазине. Верно. Но идти в магазин далеко, как быть? – ответы детей.

Но в автобус сядет тот, кто отгадает загадки.

В автобус садится тот, кто отгадывает загадку.

Соскочу, привечу. (Шапка).

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф).

Варежки для ног. (Носки).

Я любой девчонке

Прикрою и мальчишке

Стрижки-коротышки.
От солнца я защита —

Для того и сшита. (Панама).

На десятерых братьев

Двух шуб хватает. (Варежки, перчатки).

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля. (Шляпа).

На две дороги попал

По обеим пошел. (Брюки).

О чём сегодня мы будем говорить? (об одежде)

Рассаживайтесь удобнее на свои места, пристегните ремни и наш автобус отправляется.

Для чего человеку одежда нужна?

Укрывает от дождика, ветра она,

Согревает в морозы, защищает в жару,

От прохлады избавит она поутру.

Только, чтобы служила подольше одежда,

Содержать ее нужно опрятной и свежей.

Чистить, гладить, стирать и сушить,

Поносить, а потом аккуратно сложить.

По сезонам одежду всегда выбирают.

Летом жарким, конечно же, шубу снимают.

А холодной зимой ходят в теплой одежде.

Не промокнуть в плаще есть весною надежда.

Куртки, брюки, пальто и штаны,

Платья, юбки человеку нужны.

Все, что мы надеваем, одеждой зовется.

И название это запомнить придется.

(Беседа по содержанию стихотворения)

  • Что такое одежда?
  • О какой одежде говорится в стихотворении?
  • Какие предметы одежды вы знаете еще?
  • Чем украшают одежду?
  • Для чего человеку нужна одежда?
  • Как нужно ухаживать за одеждой? Для чего?
  • Почему животные не носят одежду, а люди носят?
  • Чем одежда мальчиков отличается от одежды девочек?

Как называется одежда, которую носят только женщины? – женская

как называется одежда, которую носят только мужчины? – мужская

как называется одежда, которую носят только дети? – детская

как называется одежда, которую носят только зимой? – зимняя

как называется одежда, которую носят только летом? - летняя

как называется одежда, которую носят весной и осенью?- демисезонная

как называется одежда, которую носят только дома? – домашняя

как называется одежда, которую носят рабочие? – рабочая

как называется одежда, которую носят спортсмены? – спортивная

как называется одежда, которую носят военные? - военная

как называется одежда, которую носят в праздники? - праздничная

А ещё есть верхняя одежда, что это за одежда? (шуба, пальто, куртка и.т. д.).

А нижнее белье, что это за одежда? (майка, трусы).

Показ картинок и презентации

Мама с дочкой пришли в магазин и купили себе одинаковую одежду. Только маме – большую, а дочке – маленькую. Кто продаёт одежду? – продавец

А покупает? – покупатель.

Назови, что купили дочке.

Взрослый называет слово, ребёнок повторяет его, употребив в уменьшительно-ласкательной форме.

Маме купили платье, а дочке – платьице

Маме купили юбку, а дочке – ….

Маме купили свитер, а дочке – ….

Маме купили куртку, а дочке – ….

Маме купили блузку, а дочке – ….

Маме купили брюки, а дочке – ….

( Косынка, колпак, панама, туфли, ботинки, сапоги, тапки, кроссовки, трусы, сарафан, колготки, платье, майка).

Кто шьёт одежду? – швея, портной.

Кто кроит одежду, снимает мерки? – закройщик.

Кто придумывает фасон, модель одежды? – модельер.

Как называется костюм, сшитый из шерсти? (шерстяной).

Как называется платье, сшитое из шелка? (Шелковое)

Как называется юбка, сшитая из ситца? (Ситцевая)

Как называется футболка, сшитая из трикотажа? (Трикотажная)

Как называется рубашка изо льна? (Льняная)

Как называется пальто, сшитое из драпа? (Драповое)

Как называется юбка, сшитая из бархата? (Бархатная)

Как называется плащ, сшитый из кожи? (Кожаный)

Как называется шуба из меха? (Меховая)

Работа с картинками, за столами.

Пример: у меня рубашка с воротником, с длинным рукавом, с карманом, с пуговицами;

у меня платье с поясом, с коротким рукавом, с длинным подолом и т.д.

(карман, воротник, воротник, рукава ,манжет, подол, пояс, пуговица, кнопка, молния, подошва, каблук, шнурок, язычок, задник, козырек, кисточка и. т. д.)

Пальто, комбинезон, купальник, шарф.

Соломенная шляпа, панама, шерстяная шапка, бейсболка.

Резиновые сапоги, шлепанцы, кожаные ботинки, утепленные кроссовки.

Косынка, берет, сандалии, шляпа. И т.д.

- На каких остановках мы сегодня были?

- О чем мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось больше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Занятие по ознакомлению с окружающим миром. Лексическая тема "Одежда, обувь, головные уборы".

В данном занятии использованы различные дидактические, словесные и пальчиковые игры, динамические паузы и т.п. по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы". Занятие направлено на пополнен.

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват.


Закрепление знания времён года, название одежды.


Тематическая неделя в ДОУ старшая группа: "Одежда, обувь, головные уборы"

Тематическая неделя в ДОУ старшая группа: "Одежда, лбувь, головные уборы".


Конструкт непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Одежда, обувь, головные уборы"


Цель: выявление знаний и формирование представлений у детей о различных видах одежды, обуви и головных уборах и их частях, обогащение словарного запаса.Задачи: -Учить различать окружающие предмет.

Тематическая неделя в старшей группе "Одежда, обувь, головные уборы"

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫДети должны знать:названия одежды для разных сезонов года, головных уборов (как части одежды), обуви и их составляющих;назначение и отличительные признаки разной.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Закрепить знания детей о одежде

Обучающие: Формировать у детей представление о различных видах одежды, их назначении и применении.

Развивающие: Развивать мыслительные операции, зрительное восприятие. Развивать умение работать в коллективе. Способствовать развитию творческих способностей и свободы самовыражения

Здравствуйте. Ребята. Сегодня к нам пришла кукла Маша. Она просит нас рассказать о одеже. Давайте поможем ей.

Воспитатель:

- ребята а как вы думаете для чего нам нужна одежда?

(Дети отечают)

- Правильно, одежда нужна, чтобы защитить человека от холода, жары, пыли и различных травм, а также одежда украшает человека. Одежду люди носят с давних времен. Сначала ее изготавливали из шкур животных, добытых на охоте, приспосабливали для одежды растения. Со временем у людей появилась одежда из растительных и искусственных тканей, она стала разнообразнее, прочнее, привлекательнее. Человек меняет свою одежду в зависимости от погоды . Какую одежду мы носим в разные времена года? (одежда бывает зимняя, летняя, осенняя и весенняя.)

- Перечислите зимнюю одежду. (Зимняя одежда – это шубы, пальто, пуховики.

- Перечислите осеннюю и весеннюю одежду. (К осенней и весенней одежде относятся куртки, свитера, перчатки, колготки.)

- Перечислите летнюю одежду. (Летняя одежда – это платья, сарафаны, шорты, футболки, гольфы, носки.)

- В любое время года мы можем быть дома, в гостях, заниматься спортом, отдыхать. Для каждого случая предназначена своя одежда.

2. Рассматривание одежды, беседа по картинкам.

Воспитатель показывает картинки с изображением разной одежды, а дети называют её и описывают в каком случае можно одевать эту одежду.

5. Воспитатель:

- а теперь вместе с Машей давайте отгадаем загадки.

Утром — в школу,

Днем — домой. (Валенки)

Если дождик, мы не тужим —

Бойко шлёпаем по лужам,

Будет солнышко сиять —

Нам под вешалкой стоять. (Галоши, сапоги)

Две сестрёнки,

Две плетёнки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять — так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки)

Пять пальцев, как у людей,

Но пальцы у неё без ногтей. (Перчатка)

Пять мешочков шерстяных —

Греются братишки в них. (Перчатки)

Разошлись мальчики

В темные чуланчики,

Каждый мальчик

В свой чуланчик. (Перчатки)

Днем обручем,

Ночью змеёй. (Пояс)

Стоит дом высок,

Дыряв потолок,

Две комнаты в доме,

Стены плетённые,

Кто в дом войдёт,

Тот в нём уйдёт. (Колготки)

Холодно босым стопам.

Они скучают по . (Носкам)

От холода и снега

Согреет, где б ты ни был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты? (Шубку)

Сшили их из черной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге –

Не промокнут наши ноги. (Сапоги)

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл. ( Штаны )

Словно, майка,

Но с рукавами.

И девчонка и мальчонка

Носят меня, ведь я. (футболка)

Воспитатель:

- давайте поиграем в игру , я буду называть слово, а вы будете говорить противоположное по смыслу слово.

- длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки,

зимняя одежда -…летняя одежда , чистые ботинки -…грязные ботинки,
широкая юбка – … узкая юбка, длинное пальто – … короткое пальто,
белый пиджак – … черный пиджак. и т . д.

Пришивать – отрезать, Яркий – бледный, Снимать – надевать,

Толстый – тонкий, Вешать – снимать, Сухая – сырая,

Расстёгивать – застёгивать, Лёгкий – тяжёлый, Завязывать-развязывать, Дорогая – дешёвая, Чистить – пачкать, Длинный-короткий, Шнуровать – развязывать, Твёрдый – мягкий, Найти – потерять,

Содержимое публикации

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему:

Материал и оборудование: картинки с изображением людей, одетых в разную сезонную одежду, с изображением стада овец, уборки хлопка, ткацких станков, предметные картинки с изображением предметов одежды для разных времен года (пальто, куртки, платья и т.д.) лоскуты разной ткани на каждый стол (шерстяной хлопчатобумажный и шелковый), ножницы, емкость с водой.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:

«У меня одеться рад

И артист и депутат.

Ловко шью своей иглой –

Воспитатель: Что делает портной?

Воспитатель: Правильно, портные шьют много разной одежды . О некоторых из них я загадаю вам загадки.

Черна, а не земля,

пушиста, а не снег,

греет, а не печка (шуба).

Воспитатель: Правильно, это шуба. Вторая загадка.

У нее есть капюшон,

пышным мехом опушен (куртка).

Воспитатель: Правильно, это куртка. Следующая загадка.

Если день стоит погожий,

Он не выйдет из прихожей.

Если дождик моросит,

Он на улицу бежит (плащ).

Воспитатель: Правильно, это плащ. И последняя загадка.

Дуйся, не дуйся, через голову суйся.

Попляши день-деньской и пойдешь на покой (рубашка).

Воспитатель: Правильно, это рубашка. Скажите, как называют одежду , которую носят летом, зимой?

Воспитатель: Как можно назвать одежду и для осени и для весны?

(Дети по очереди подходят к доске и ставят картинки с одеждой под определенное время года).

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, что одежду можно разделить на три группы: зимнюю, летнюю и демисезонную. По какому признаку мы разделили одежду ?

Ответы детей: потому, в какое время года ее носят.

Воспитатель: Из чего шьют одежду ?

Ответы детей: из ткани.

Воспитатель: Разрежьте пополам каждый кусочек ткани и сравните, легко ли работать ножницами. Попытайтесь разорвать кусочки ткани руками, легко это или тяжело? Опустите ткань в емкость с водой, как впитывается влага?

Воспитатель: А теперь мы можем сделать вывод о свойствах ткани.

Воспитатель: Какую же ткань можно использовать для пошива летней одежды, поднимите лоскуток этой ткани.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Почему вы подняли этот лоскуток?

Воспитатель: Какую же ткань можно использовать для пошива зимней одежды, покажите. Почему вы выбрали именно этот лоскуток?

Воспитатель: Поднимите лоскутки ткани, которая для демисезонной одежды.

Дети выполняют задание.

Мы - портные, мастерицы (поочередное поглаживание рук снизу вверх).

Вам костюм сошьем сейчас (провести руками по телу сверху вниз и присесть).

Сложностей не побоимся (повороты головы в стороны сидя).

Нарядим, украсим враз! (подпрыгнуть, показать большие пальцы).

Для начала мы замерим (руки вперед - в стороны).

Сколько нужно тканей нам,

Раскроим и вновь проверим,

Немало ли будет вам (наклоны в стороны, руки на поясе).

Вырежем из ткани ровно (руки вперед - ”ножницы”).

И сошьем все по краям, (имитировать движения с иголкой).

А теперь украсим пестро (руки в стороны, пальцы врозь).

Перья, бусы, ленты, тут и там (хлопки справа, слева, над головой).

Вот теперь- то можно точно (руки на пояс поворот вокруг себя ).

Нарядится и на бал!

Полюбуемся – все прочно

И красиво сшито вам! (руки на поясе, поочередное выставление ног на пятку).

Воспитатель: Ребята, а кто же делает ткань, вы узнаете, отгадав загадку?

Летают пальцы птицами —

Поток струится ситцевый.

Летают пальцы пчелками —

Поток струится шелковый.

Воспитатель: Для зимней и демисезонной одежды люди часто используют шерстяные ткани, а делают они их из шерсти овец.

(Воспитатель выставляет картинку с изображением стада овец или предметную картинку).

Дети поднимают лоскутки.

Воспитатель: Почему вы решили, что именно этот лоскуток — шерстяная ткань?

Ответы детей. Потому что он толстый, плотный.

Воспитатель . Для летней одежды ткань делают совсем по-другому. Для нее выращивают специальное растение — хлопок. Растет хлопок только в жарких странах. Цветок хлопка похож на коробочку, заполненную ватой. Вата — это и есть хлопок, только специально очищенный. Люди достают хлопок из коробочек, а потом специальные машины делают из него ткань — ситец, сатин, байку. Вот посмотрите на мои кусочки ткани — сатин плотный, ситец потоньше, а байка мягкая, ворсистая.

Воспитатель: Теперь посмотрите на лоскутки, которые лежат у вас на столе, най­дите ткань из хлопка и попробуйте ее назвать.

Дети выполняют задание. Если они забывают название ткани, вос­питатель им напоминает.

Воспитатель: Мы узнали, что шерстяную ткань делают из шерсти овец, летнюю — ситец, сатин, байку — из хлопка. Но у вас на столе лежит еще один лоскуток. Эта ткань называется шелк. Опишите мне, что это за ткань.

Ответы детей. Ткань тонкая, легкая, разноцветная, гладкая.

Воспитатель. Для какой одежды ее можно использовать?

Ответы детей. Для летней.

Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает, как делают шелк?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Шелк, ребята, людям дают гусеницы шелкопряды, они прядут шел­ ковую нить. Таких гусениц разводят специально, питаются они лис тьями только одного дерева — тутового. Тутовые деревья растут в миролюбивых странах, их выращивают для гусениц-шелкопрядов, (первые таких гусениц стали разводить в Китае. Китайцы долго хранили секрет изготовления шелковой ткани, и поэтому шелк считается одной из самых дорогих тканей. Эти шелковые нити обрабатывают и потом делают шелковые ткани. Они очень легкие, приятные на ощупь и в них нежарко летом. Поэтому из шелка шьют одежду в жарких странах — Японии, Индии.

Воспитатель: Итак, ребята, мы сегодня с вами поговорили об одежде и тканях. Что нового, вы узнали об одежде? А что нового вы узнали о ткани?

Игровая, самообслуживание и элементарный бытовой труд, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Цели: знакомить с предметами одежды; учить последовательности одевания на прогулку, развивать внимание, восприятие, речь, общую моторику, воспитывать аккуратное отношение к одежде и желание убирать вещи на место; обогащать словарь за счет названий предметов одежды и обуви, определений.

Целевые ориентиры дошкольного образования:

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Смотрю я на вас ребята, и радуюсь: какие вы сегодня красивые и нарядные. Расскажите мне, во что вас одели мамы.

Воспитатель: Если на улицу так пойти в платьицах и юбочках, сможем погулять?

Дети: Нет. На улице холодно. Замерзнем.

Сюрпризный игровой момент. (Стук в дверь.)

Приходит в группу к детям кукла Маша, одетая в летнюю одежду.

2. Воспитатель: Давайте поздороваемся с Машей (обращает внимание детей на внешний вид куклы). Что случилось с Машей, как вы думаете? (ответы детей.) А теперь послушайте Машу. Да она вся дрожит… (обращается к Маше). Маша, чем ты опечалена, не заболела ли?

Маша: Ребята я пошла к вам в гости, вышла на улицу и замерзла, апчи-апчи (чихает) можно я у вас погреться, я очень замерзла.

Воспитатель: Маша почему ты вышла на улицу, раздетой? Ребята, а на улице тепло или холодно? Правильно холодно ведь на улице сначала наступила осень, а после осени наступила зима, стало ещё холоднее. А как на улицу нужно одеваться? (Ответы детей.)

Мы пальчики погладим,

Гладим, гладим, гладим.

Мы пальчиками помнем.

Мы пальчиками пощиплем,

Щиплем, щиплем, щиплем.

И в кулачек сожмем.

Маша: Ребята, а вы мня научите разбираться в одежде?

Воспитатель: Поможем ребята? (Да.)

Маша хочет, чтобы ребята показали ей разные части одежды. Кукла будет называть эти части, а вы показывать их на своей одежде. (Воротник, пуговицы, карманы, рукаваэ).

Воспитатель: Ребята, а из чего шьют одежду? (Из ткани, меха, вяжут.)

Воспитатель: Знаете ли вы, как надо ухаживать за одеждой?

- Если она испачкалась, то ее. (Стирают.)

- Если измялась. (Гладят.)

- Если оторвалась пуговица то, что делают с пуговицей? (Пришивают.)

- Что нужно сделать с одеждой, когда ее снимаешь. (Аккуратно развесить или сложить.)

- Если порвалась. (Зашивают.)

«Мы стираем, мы стираем.

Нашей маме помогаем.

А теперь белье все вместе на веревочку повесим

Мы прищепки прищемили

Одевание Маши на прогулку, воспитатель рассказывает последовательность одевания (гуляют). Возвращение с прогулки, последовательность раздевания.

Читайте также: