Конспект занятия по математике в старшей группе дни недели
Обновлено: 06.07.2024
Оценить 902 0
Конспект по ФЭМП (старшая группа)
Цель: Способствовать развитию математических способностей у детей, формировать представление о днях недели, обогатить словарь ребенка словами, обозначающими математические понятия и представления, повышать интерес к занятиям математикой.
Образовательные:
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т.д.).
Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику, слуховое восприятие. Активизировать речь, развивать умение давать развернутые ответы.
Воспитательные:
Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи. Воспитывать интерес к математике.
Дидактический наглядный материал:
Раздаточный материал: Карточки с нарисованными баночками, простые и цветные (красный, желтый, зеленый) карандаши.
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречался почтальон и передал для вас вот эту посылку. Интересно, от кого она? Идите ко мне, становитесь в кружок, давайте посмотрим, что внутри! Здесь письмо… прочитаем его, и нам все станет ясно.
Воспитатель читает письмо:
Ребята, поможем жителям математического королевства? Тогда давайте посмотрим, какие задания приготовила для вас Королева Математики.
Воспитатель достает из посылки карточки с кругами , затем бубен.
Затем воспитатель достает мешочек с фишками.
Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему сосчитать фишки в мешочке. Ребенок считает фишки и хлопает столько раз сколько фишек у него в мешочке. Дети считают хлопки и объясняют, почему ребенок сделал столько хлопков. Проверка задания осуществляется путем непосредственного пересчета фишек.
Воспитатель хвалит детей и выставляет на доске картинки с частями суток. Дети садятся за столы.
Чем вы занимаетесь по утрам?
Что вам помогло определить, что это вечер?
Чем вы занимаетесь по вечерам?
Далее воспитатель предлагает обозначить части суток: утро, день, вечер, ночь одним словом – сутки.
Братцев этих ровно семь,
Вам известны они всем
Каждую неделю кругом,
Братья ходят друг за другом.
Появляется передний.(ДНИ НЕДЕЛИ)
Причем каждый день имеет свое название (на доске выставляются карточки с изображениями от 1 до 7 кругов). Каждый день имеет свое название: понедельник, вторник и т.д. Дети вместе с воспитателем повторяют названия дней недели и определяют их порядковое место.
-Сколько кругов на последней карточке?
-Сколько дней в неделе?
Молодцы и с этим заданием вы справились. А теперь немного отдохнем.
4.Физкультминутка:
В понедельник я купался,
(Имитируется купание)
А во вторник рисовал,
(Имитируется рисование)
В среду долго умывался,
(Имитируется умывание лица)
А в четверг – в футбол играл.
(Бег на месте)
В пятницу – я прыгал, бегал.
(Прыжки на месте)
Очень долго танцевал
(Кружиться на месте)
А в субботу, в воскресенье
(Хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал.
(Дети сидят на корточках, руки под щеку –засыпают).
Перед детьми карточки с изображениями банок и простой карандаш.
Жила была Муха-Чистюха
Все время купалась муха
Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ
В отличном клубничном варенье.
В вишневой наливке,
В томатной подливке.
В лимонном желе.
В киселе и смоле,
В простокваше, компоте и манной каше..
В СУББОТУ, помывшись в чернилах,
Сказала: «Я больше не в силах!
Ужжасно- ужжасно устала,
Задание и вопросы:
-Напишите на банке цифру, соответствующую дню недели, в который Муха-Чистюха купалась в банке.
Перечитывает детям отрывок
В вишневой наливке,
-Какую цифру написали на первой банке?(1) Почему?( Понедельник первый день недели)
В томатной подливке…
-Какую цифру написали на второй банке? (2) Почему?(Вторник- второй день недели) и т.д.
Сколько дней в неделе?(7)
Остальные дети следят за правильностью выполнения задания.
Подведение итогов.
закреплять представления детей о геометрических фигурах.
Продолжать учить называть дни недели.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10ти,умение называть соседей
Соотносить цифры с количеством предметов.
Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать
умение решать логические задачи.
Воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).
Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое
Демонстрационный материал :
Куклы Маша и медведь, геометрические фигуры, цветные облака, образец
Раздаточный материал :
Геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами.
Ход занятия:
Воспитатель: - Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные
гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку.
Сидит в корзинке девочка
У Мишки за спиной
Он сам того не ведая
Воспитатель: - Из какой сказки гости, ребята?
Ответы детей: - Маша и Медведь.
- Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они.
Маша и Медведь мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили
прийти к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и
Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но
давайте мы им поможем? Согласны?
Ответы детей: - Да. Воспитатель:
- У каждого из них есть конверты, в котором написаны задания. У кого мы
сначала возьмем конверт: у Маши или у Медведя? .
Берем конверт, открываем и читаем:
У вас на столах лежат геометрические фигуры. На листок надо выложить геометрической фигурой предметы, которые я буду называть, например, тарелка, какой формы? Круглая, значит выкладываем круг. А дальше думайте сами. (Дверь, крыша дома, огурец, кубик).
- Какие геометрические фигуры выложил Дима?
- Какие фигуры выложил Максим, Ваня?
- Сколько всего фигур?
Молодцы, как быстро вы справились с заданием.
- А теперь возьмем конверт у Мишки. Открываем его (достаю цветные облака и размещаю на доске).
- Смотрите, что это за волшебные облака? Ответы детей: - Дни недели.
- Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели.
- Сегодня у нас третий день недели. Назовите и покажите какого он цвета. (Третий день недели среда, он голубого цвета).
А какой будет завтра день недели, какого он цвета.
А вчера какой был день недели? Какого цвета?
Воспитатель:- Очень хорошо, ребята. Медведю очень понравились ваши
Воспитатель: - Возьмем еще конверт у Маши?
Открываю: Маша приглашает вас поиграть.
- Ребята, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок-скок - скок.
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляйте детки шаг,
Шаг на месте, стой!
Воспитатель: - Хорошо отдохнули.
Можно и у Медведя взять еще конвертик, да?
Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать
карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя,
можно только показывать карточку.
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Все верно, показали. Молодцы.
- Я смотрю, у Маши еще один конвертик, откроем? Маша просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для Маши и большой для Медведя. (Образец на доске).
- Что сделала Настя?
- Что сделала Даша?
- Что сделал Максим?
- Сколько палочек использовали для домика Маши?
- Сколько палочек использовал Илья для домика Медведя? Какие красивые домики у вас получились.
Часть 6 Воспитатель:
- Сейчас я возьму последний конвертик у Медведя и прочитаю
порядку от 1 до 10.(Самостоятельная работа детей).
Теперь посчитаем в обратном порядке
.Назовите цифру которая стоит перед цифрой 6,8,10. (5,7,9).
Молодцы. все сделали правильно.
Анализ занятия :
Воспитатель: - Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки?
волщебным облакам. Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и
помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания.
- Ребята, я загадаю вам загадку.
Что за птицы прилетают?
По семерке в каждой стае,
Не воротятся назад?
– О чем говорится в загадке? (О днях недели.)
– Как вы думаете, сколько дней в одной неделе? (показываю детям модель)
– Посмотрите на модель. (Дети вместе с воспитателем считают дни недели.)
– В одной неделе семь дней (суток) и у каждого дня свое название и свой порядковый номер, и свой цвет. Помните все цвета радуги, вспомним стихотворение: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
- Назовите дни недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
– Каждый день на календаре обозначен фигурой.
- Первый рабочий день – понедельник. Ваши мамы и папы после выходных идут на работу, а вы в детский сад. На модели он отмечен красным цветом, цифрой один и одной фигуркой.
– Сколько фигурок обозначено во вторник (Во вторник обозначено две фигуры).
– Две. Значит, это второй день недели.
- Какого цвета вторник? (Вторник оранжевого цвета.)
– Как называется седьмой день недели? (Воскресенье)
– Ребята, к нам в гости пришел Емеля. Вы знаете, кто это? Что он любит делать больше всего? (валяться на печи)
– Послушайте, чем он занят всю неделю.
Мы спросили у Емели:
Назови нам дни недели.
Стал Емеля вспоминать
Стал Емеля называть.
Это было в понедельник.
На забор я лез, и дворник,
Гнал меня метлой во вторник.
В среду я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в четверг с котами,
И застрял под воротами.
В пятницу дразнил собаку –
Изорвал себе рубаху.
А в субботу - вот потеха! –
На свинье верхом поехал.
На мосту сидел, дремал.
Да с моста свалился в реку.
Не везет же человеку!
Так у нашего Емели.
Дни недели пролетели.
– Вот какой непутевый Емеля. За семь дней ничего не успел сделать.
– Ребята, сегодня среда. Это середина рабочей недели. Каким числом он обозначен на нашей модели. (3) Давайте посчитаем, сколько фигурок стоит в этот день.
- Какого цвета среда? (Среда желтого цвета.)
– Какой день недели будет завтра? (Завтра будет четверг).
– А какой день недели будет перед воскресеньем? (перед воскресеньем будет суббота.)
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался. (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки и засыпают.)
- Например, если понедельник, сколько фигур вы будите наклеивать (Будем наклеивать одну фигуру.)
- И так по порядку. Можете приступать.
(Дети выполняют работу)
- Давайте еще раз назовем дни недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по математике(старшая группа) по теме
занятие по математике для детей старшей группы "ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА".
План-конспект НОД по математике (старшая группа) по теме: "Путешествие в город Цифроград".
Конспект НОД по математике в старшей группе на тему: "Путешествие в город Цифроград". Данный конспект занятия по математике проведен в старшей группе с целью:Упражнять в счете до 10 и в нахождении мес.
конспект нодс дошкольниками старшей группы тема Мамина неделя
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему:"Путешествие в страну Математики"
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: "Путешествие в страну математики".
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему «Количество и счет в пределах 10».
Конспект НОД По познавательному развитию в старшей группе Тема: "Дни недели"
Занятие по математикеЦель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счёте, названия геометрических фигур.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Конспект занятия по математике
Воспитатель: Аржаных Любовь Александровна
уточнить знания детей о днях недели;
формировать у детей представления о взаимосвязи математики с повседневной жизнью;
развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание;
воспитывать умения работать в коллективе, общаться; способствовать формированию коммуникативных качеств личности детей.
Тип занятия : усвоение новых знаний и умений
Форма занятия : фронтальная.
Продолжительность : 30 минут.
Участники : дети старшей группы.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Предварительная подготовка.
Методы и приемы работы с детьми.
Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.
Структура занятия.
Беседа. Определение темы занятия.
Работа по содержанию стихотворения.
выполнение задания Емели;
работа с календарем;
Ход занятия.
Организация детей.
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Дидактическая игра “Определи свое место”
Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.
Основная часть занятия.
- Ну что, ребята, позовем Емелю к себе в гости?
- А что это у него в руках? Давайте посмотрим, но сначала сядем поудобнее, чтобы всем было видно.
Выкладываю на наборном полотне геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, пятиугольник, шестиугольник, ромб).
- Что принес нам Емеля?
- Какие геометрические фигуры принес нам Емеля?
- Ребята, а давайте посчитаем, сколько фигур.
Дети считают фигуры.
- Так сколько фигур нам принес Емеля?
- Как вы думаете, почему именно семь фигур?
- Давайте теперь послушаем Емелю. Он нам расскажет стихотворение.
Вы спросили у Емели:
- Назови нам дни недели.
Стал Емеля вспоминать,
Стал Емеля называть:
Это было в понедельник.
На чердак я влез и дворник
Гнал меня метлой во вторник,
В среду я ловил жука
И свалился с чердака.
Воевал в четверг с котами
И застрял за воротами.
В пятницу дразнил собаку,
Разорвал себе рубаху.
А в субботу - вот потеха!
На свинье верхом поехал.
В воскресенье отдыхал,
На мосту лежал, скучал,
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели.
Ребята, вы догадались, почему Емеля принес 7 фигур?
Это было в . (понедельник) и т.д.
Так сколько дней в неделе? Давайте вместе посчитаем! (1,2..7). Всего в неделе 7 дней:
Цифра семь известна всем,
Что сказать о цифре семь?
Ты ведь знаешь дни недели
Посчитай-ка их живей!
Если в счете не собьешься -
Ровно семь получишь дней.
На столе в беспорядке лежат перевернутые цифры (два комплекта). Дети превращаются в семь дней недели, двигаются по группе. По сигналу воспитателя дети берут цифры со стола и строятся по порядку от 1 до 7. Играющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке.
- Ребята, а какой сегодня день недели?
- А какой день недели будет завтра? А какой был вчера?
- А теперь посмотрим, какой геометрической фигурой обозначил каждый день недели Емеля? Понедельник (белый квадрат), вторник (синий треугольник) и т.д.
- Емеля приготовил для вас задание. Он принес для каждого из вас такие же фигуры. Вам нужно расположить их также, как у меня и Емели. Вы готовы? Тогда мы с Емелей закрываем свои фигуры.
- Чтобы лучше запомнить дни недели давайте сделаем физминутку.
В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (спят).
- Ребята, а может вы знаете, где живут дни недели?
Работа с календарем
- Емеля предлагает найти сегодняшний день в календаре. Как мы это будем делать? Что надо вспомнить вначале?
- Кто может назвать какой сейчас месяц? (воспитатель показывает в календаре месяц)
- А какое время года?
- А знаете ли вы какое сегодня число?
- Кто сможет найти это число в календаре?
- Посмотрите, какой это день недели?
- Ребята, давайте посчитаем сколько недель в каждом месяце.
- Какой вывод мы можем сделать?
(В каждом месяце 4 недели)
- Ребята, а что такое неделя? Месяц? Год?
- Правильно, это единицы измерения времени.
Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.
- закрепление знаний прямого счета в пределах семи;
- умение находить последующее и предыдущее число от названного
- и обозначенного;
- продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов ;
- продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур;
- закрепление знаний в названии времен года, времени суток.
- Чтение художественнойлитературы.
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
- Скажите, сколько лепестков было у цветочка.
- Мы сегодня познакомимся с цифрой семь.
- Давайте вспомним с вами дни недели.
- Какой сегодня день недели?
- Какой был вчера день недели?
- Какой будет завтра день недели?
- Какой день недели будет послезавтра?
- Кто скажет, сколько всего дней недели?
- Мы выходим по порядку, начинаем физзарядку….
- Мы за стол все дружно сели, первое, второе, третье съели.
- Когда, ваши папа и мама приходят с работы?
- Ужинаем мы вечером, а спим ….
- В нашей группе мы соблюдаем режим дня (показываем плакат).
- Что раньше – обед или ужин?
- Что позже: прогулка или завтрак?
- Что раньше полдник или сон в тихий час?
- Скажите, пожалуйста, утро, день, вечер, ночь - что составляют?
1. Назовите части суток.
2. Сколько частей в сутках?
3. Как называются сутки, которые прошли?
4. Как называются сутки, которые скоро наступят?
5. Как называются сутки, в которые мы живем в настоящий момент?
- Ребята, я вам загадаю загадки, а вы слушайте внимательно.
Когда это бывает? (Зима.)
Тает снег, звенят ручьи,
Всё сильней потоки.
И летят уже грачи
К нам из стран далёких. (Весна.)
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть. (Лето.)
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят. (Осень.)
- Ребята, у нас на столе лежат цифры. Н о они поссорились и нам нужно с вами их помирить, а для этого нужно разделиться на две команды.
- Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?
Ответ детей: Выстроить числовой ряд.
- Давайте все вместе повторим числовой ряд.
Дети командами выкладывают числовой ряд. Одна команда считает числа по порядку. Вторая в обратном направлении от 10 до 0.
- Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 6 и 7?
Ответ детей: шесть.
- Назовите соседей числа 6, 2, 4;
- Назовите число, которое больше числа 3 на 1.
- Назовите число, которое меньше числа 5 на 1.
- Назовите число, которое больше числа 6 на 1.
- А теперь сходите друг к другу в гости и проверьте верно ли выполнено задание. Молодцы вы отлично справились с этим заданием.
В понедельник я купался, Изображаем плавание.
А во вторник –рисовал. Изображаем рисование.
В среду долго умывался, Умываемся.
А в четверг в футбол играл. Бег на месте.
В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.
Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.
А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки
Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.
- Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру
На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели. («Первый – понедельник, второй – вторник …)
1. Прошу выйти день, который обозначает понедельник; … среда и т.д.
2. Прошу выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.
3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.
- Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.
- Ребята, какую цифру мы сегодня повторяли?
- Какие задания с вами выполняли?
- Что же мы сегодня нового узнали?
- А сейчас покажите, какое у вас настроение.
- У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы.
Читайте также: