Конспект занятия по математике в старшей группе дни недели

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 902 0

Конспект по ФЭМП (старшая группа)

Цель: Способствовать развитию математических способностей у детей, формировать представление о днях недели, обогатить словарь ребенка словами, обозначающими математические понятия и представления, повышать интерес к занятиям математикой.

Образовательные:

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).

Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т.д.).

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, зрительную память, мелкую моторику, слуховое восприятие. Активизировать речь, развивать умение давать развернутые ответы.

Воспитательные:

Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости, побуждать детей к сотрудничеству и взаимопомощи. Воспитывать интерес к математике.

Дидактический наглядный материал:

Раздаточный материал: Карточки с нарисованными баночками, простые и цветные (красный, желтый, зеленый) карандаши.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Ребята, когда я утром шла на работу, мне повстречался почтальон и передал для вас вот эту посылку. Интересно, от кого она? Идите ко мне, становитесь в кружок, давайте посмотрим, что внутри! Здесь письмо… прочитаем его, и нам все станет ясно.

Воспитатель читает письмо:

Ребята, поможем жителям математического королевства? Тогда давайте посмотрим, какие задания приготовила для вас Королева Математики.

Воспитатель достает из посылки карточки с кругами , затем бубен.

Затем воспитатель достает мешочек с фишками.

Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему сосчитать фишки в мешочке. Ребенок считает фишки и хлопает столько раз сколько фишек у него в мешочке. Дети считают хлопки и объясняют, почему ребенок сделал столько хлопков. Проверка задания осуществляется путем непосредственного пересчета фишек.

Воспитатель хвалит детей и выставляет на доске картинки с частями суток. Дети садятся за столы.

Чем вы занимаетесь по утрам?

Что вам помогло определить, что это вечер?

Чем вы занимаетесь по вечерам?

Далее воспитатель предлагает обозначить части суток: утро, день, вечер, ночь одним словом – сутки.

Братцев этих ровно семь,

Вам известны они всем

Каждую неделю кругом,

Братья ходят друг за другом.

Появляется передний.(ДНИ НЕДЕЛИ)

Причем каждый день имеет свое название (на доске выставляются карточки с изображениями от 1 до 7 кругов). Каждый день имеет свое название: понедельник, вторник и т.д. Дети вместе с воспитателем повторяют названия дней недели и определяют их порядковое место.

-Сколько кругов на последней карточке?

-Сколько дней в неделе?

Молодцы и с этим заданием вы справились. А теперь немного отдохнем.

4.Физкультминутка:

В понедельник я купался,

(Имитируется купание)

А во вторник рисовал,

(Имитируется рисование)

В среду долго умывался,

(Имитируется умывание лица)

А в четверг – в футбол играл.

(Бег на месте)

В пятницу – я прыгал, бегал.

(Прыжки на месте)

Очень долго танцевал

(Кружиться на месте)

А в субботу, в воскресенье

(Хлопки в ладоши)

Целый день я отдыхал.

(Дети сидят на корточках, руки под щеку –засыпают).

Перед детьми карточки с изображениями банок и простой карандаш.

Жила была Муха-Чистюха

Все время купалась муха

Купалась она в ВОСКРЕСЕНЬЕ

В отличном клубничном варенье.

В вишневой наливке,

В томатной подливке.

В лимонном желе.

В киселе и смоле,

В простокваше, компоте и манной каше..

В СУББОТУ, помывшись в чернилах,

Сказала: «Я больше не в силах!

Ужжасно- ужжасно устала,

Задание и вопросы:

-Напишите на банке цифру, соответствующую дню недели, в который Муха-Чистюха купалась в банке.

Перечитывает детям отрывок

В вишневой наливке,

-Какую цифру написали на первой банке?(1) Почему?( Понедельник первый день недели)

В томатной подливке…

-Какую цифру написали на второй банке? (2) Почему?(Вторник- второй день недели) и т.д.

Сколько дней в неделе?(7)

Остальные дети следят за правильностью выполнения задания.

Подведение итогов.

закреплять представления детей о геометрических фигурах.

Продолжать учить называть дни недели.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10ти,умение называть соседей

Соотносить цифры с количеством предметов.

Упражнять в умении составлять фигуры из счетных палочек, формировать

умение решать логические задачи.

Воспитывать навык культуры поведения (девочкам надо уступать).

Развивать мелкую моторику рук, внимание, усидчивость, логическое

Демонстрационный материал :

Куклы Маша и медведь, геометрические фигуры, цветные облака, образец

Раздаточный материал :

Геометрические фигуры, счетные палочки, карточки с цифрами.

Ход занятия:

Воспитатель: - Дети сегодня к нам на занятие пришли очень интересные

гости. Узнаем и увидим мы их, только когда отгадаем загадку.

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной

Он сам того не ведая

Воспитатель: - Из какой сказки гости, ребята?

Ответы детей: - Маша и Медведь.

- Да, действительно, эта сказка называется Маша и Медведь. А вот и они.

Маша и Медведь мне рассказали, что скучно им стало в лесу, и они решили

прийти к ребятам в детский сад и поиграть с вами. Дело в том, что Маша и

Медведь очень любят у себя в лесном домике заниматься математикой. Но

давайте мы им поможем? Согласны?

Ответы детей: - Да. Воспитатель:

- У каждого из них есть конверты, в котором написаны задания. У кого мы

сначала возьмем конверт: у Маши или у Медведя? .

Берем конверт, открываем и читаем:

У вас на столах лежат геометрические фигуры. На листок надо выложить геометрической фигурой предметы, которые я буду называть, например, тарелка, какой формы? Круглая, значит выкладываем круг. А дальше думайте сами. (Дверь, крыша дома, огурец, кубик).

- Какие геометрические фигуры выложил Дима?

- Какие фигуры выложил Максим, Ваня?

- Сколько всего фигур?

Молодцы, как быстро вы справились с заданием.

- А теперь возьмем конверт у Мишки. Открываем его (достаю цветные облака и размещаю на доске).

- Смотрите, что это за волшебные облака? Ответы детей: - Дни недели.

- Сколько дней в неделе? Давайте вместе назовем дни недели.

- Сегодня у нас третий день недели. Назовите и покажите какого он цвета. (Третий день недели среда, он голубого цвета).

А какой будет завтра день недели, какого он цвета.

А вчера какой был день недели? Какого цвета?

Воспитатель:- Очень хорошо, ребята. Медведю очень понравились ваши

Воспитатель: - Возьмем еще конверт у Маши?

Открываю: Маша приглашает вас поиграть.

- Ребята, а сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?

Зайчикам не будет скучно,

Сделаем зарядку дружно?

Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.

Лапки кверху, лапки в бок

И на месте скок-скок - скок.

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляйте детки шаг,

Шаг на месте, стой!

Воспитатель: - Хорошо отдохнули.

Можно и у Медведя взять еще конвертик, да?

Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать

карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя,

можно только показывать карточку.

- Сколько пальцев на правой руке?

- Сколько глаз у светофора?

- Сколько носов у двух собак?

- Сколько ушей у двух мышей?

- Сколько хвостов у двух котов?

- Все верно, показали. Молодцы.

- Я смотрю, у Маши еще один конвертик, откроем? Маша просит вас выложить из счетных палочек два домика: маленький для Маши и большой для Медведя. (Образец на доске).

- Что сделала Настя?

- Что сделала Даша?

- Что сделал Максим?

- Сколько палочек использовали для домика Маши?

- Сколько палочек использовал Илья для домика Медведя? Какие красивые домики у вас получились.

Часть 6 Воспитатель:

- Сейчас я возьму последний конвертик у Медведя и прочитаю

порядку от 1 до 10.(Самостоятельная работа детей).

Теперь посчитаем в обратном порядке

.Назовите цифру которая стоит перед цифрой 6,8,10. (5,7,9).

Молодцы. все сделали правильно.

Анализ занятия :

Воспитатель: - Ребята, а кто был у нас в гостях, из какой сказки?

волщебным облакам. Все вы сегодня молодцы, справились с заданиями и

помогли Маше и Медведю понять, как надо делать задания.

- Ребята, я загадаю вам загадку.

Что за птицы прилетают?

По семерке в каждой стае,

Не воротятся назад?

– О чем говорится в загадке? (О днях недели.)

– Как вы думаете, сколько дней в одной неделе? (показываю детям модель)

– Посмотрите на модель. (Дети вместе с воспитателем считают дни недели.)

– В одной неделе семь дней (суток) и у каждого дня свое название и свой порядковый номер, и свой цвет. Помните все цвета радуги, вспомним стихотворение: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

- Назовите дни недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).

– Каждый день на календаре обозначен фигурой.

- Первый рабочий день – понедельник. Ваши мамы и папы после выходных идут на работу, а вы в детский сад. На модели он отмечен красным цветом, цифрой один и одной фигуркой.

– Сколько фигурок обозначено во вторник (Во вторник обозначено две фигуры).

– Две. Значит, это второй день недели.

- Какого цвета вторник? (Вторник оранжевого цвета.)

– Как называется седьмой день недели? (Воскресенье)

– Ребята, к нам в гости пришел Емеля. Вы знаете, кто это? Что он любит делать больше всего? (валяться на печи)

– Послушайте, чем он занят всю неделю.

Мы спросили у Емели:

Назови нам дни недели.

Стал Емеля вспоминать

Стал Емеля называть.

Это было в понедельник.

На забор я лез, и дворник,

Гнал меня метлой во вторник.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами,

И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку –

Изорвал себе рубаху.

А в субботу - вот потеха! –

На свинье верхом поехал.

На мосту сидел, дремал.

Да с моста свалился в реку.

Не везет же человеку!

Так у нашего Емели.

Дни недели пролетели.

– Вот какой непутевый Емеля. За семь дней ничего не успел сделать.

– Ребята, сегодня среда. Это середина рабочей недели. Каким числом он обозначен на нашей модели. (3) Давайте посчитаем, сколько фигурок стоит в этот день.

- Какого цвета среда? (Среда желтого цвета.)

– Какой день недели будет завтра? (Завтра будет четверг).

– А какой день недели будет перед воскресеньем? (перед воскресеньем будет суббота.)

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)

А во вторник – рисовал. (Изображаем рисование.)

В среду долго умывался. (Умываемся.)

А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)

В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)

Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)

А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)

Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки и засыпают.)

- Например, если понедельник, сколько фигур вы будите наклеивать (Будем наклеивать одну фигуру.)

- И так по порядку. Можете приступать.

(Дети выполняют работу)

- Давайте еще раз назовем дни недели. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект занятия по математике(старшая группа) по теме

занятие по математике для детей старшей группы "ЛЮБОПЫТНАЯ ВАРВАРА".


План-конспект НОД по математике (старшая группа) по теме: "Путешествие в город Цифроград".

Конспект НОД по математике в старшей группе на тему: "Путешествие в город Цифроград". Данный конспект занятия по математике проведен в старшей группе с целью:Упражнять в счете до 10 и в нахождении мес.


конспект нодс дошкольниками старшей группы тема Мамина неделя


план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему:"Путешествие в страну Математики"

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: "Путешествие в страну математики".


план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему «Количество и счет в пределах 10».

Конспект НОД По познавательному развитию в старшей группе Тема: "Дни недели"

Занятие по математикеЦель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счёте, названия геометрических фигур.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Конспект занятия по математике

Воспитатель: Аржаных Любовь Александровна

уточнить знания детей о днях недели;

формировать у детей представления о взаимосвязи математики с повседневной жизнью;

развивать логическое мышление, сообразительность, память, внимание;

воспитывать умения работать в коллективе, общаться; способствовать формированию коммуникативных качеств личности детей.

Тип занятия : усвоение новых знаний и умений

Форма занятия : фронтальная.

Продолжительность : 30 минут.

Участники : дети старшей группы.

Возраст обучающихся: 5-6 лет.

Предварительная подготовка.

Методы и приемы работы с детьми.

Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.

Структура занятия.

Беседа. Определение темы занятия.

Работа по содержанию стихотворения.

выполнение задания Емели;

работа с календарем;

Ход занятия.

Организация детей.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем.
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Дидактическая игра “Определи свое место”
Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.

Основная часть занятия.

- Ну что, ребята, позовем Емелю к себе в гости?

- А что это у него в руках? Давайте посмотрим, но сначала сядем поудобнее, чтобы всем было видно.

Выкладываю на наборном полотне геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, пятиугольник, шестиугольник, ромб).

- Что принес нам Емеля?

- Какие геометрические фигуры принес нам Емеля?

- Ребята, а давайте посчитаем, сколько фигур.

Дети считают фигуры.

- Так сколько фигур нам принес Емеля?

- Как вы думаете, почему именно семь фигур?

- Давайте теперь послушаем Емелю. Он нам расскажет стихотворение.

Вы спросили у Емели:

- Назови нам дни недели.

Стал Емеля вспоминать,

Стал Емеля называть:

Это было в понедельник.

На чердак я влез и дворник

Гнал меня метлой во вторник,

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

И застрял за воротами.

В пятницу дразнил собаку,

Разорвал себе рубаху.

А в субботу - вот потеха!

На свинье верхом поехал.

В воскресенье отдыхал,

На мосту лежал, скучал,

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели.

Ребята, вы догадались, почему Емеля принес 7 фигур?

Это было в . (понедельник) и т.д.

Так сколько дней в неделе? Давайте вместе посчитаем! (1,2..7). Всего в неделе 7 дней:

Цифра семь известна всем,

Что сказать о цифре семь?

Ты ведь знаешь дни недели

Посчитай-ка их живей!

Если в счете не собьешься -

Ровно семь получишь дней.

На столе в беспорядке лежат перевернутые цифры (два комплекта). Дети превращаются в семь дней недели, двигаются по группе. По сигналу воспитателя дети берут цифры со стола и строятся по порядку от 1 до 7. Играющие выстраиваются по порядку, в соответствии с цифрой, указанной на карточке.

- Ребята, а какой сегодня день недели?

- А какой день недели будет завтра? А какой был вчера?

- А теперь посмотрим, какой геометрической фигурой обозначил каждый день недели Емеля? Понедельник (белый квадрат), вторник (синий треугольник) и т.д.

- Емеля приготовил для вас задание. Он принес для каждого из вас такие же фигуры. Вам нужно расположить их также, как у меня и Емели. Вы готовы? Тогда мы с Емелей закрываем свои фигуры.

- Чтобы лучше запомнить дни недели давайте сделаем физминутку.

В понедельник я купался, (изображаем плавание)
А во вторник – рисовал. (изображаем рисование)
В среду долго умывался, (умываемся)
А в четверг в футбол играл. (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)
Очень долго танцевал. (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (спят).

- Ребята, а может вы знаете, где живут дни недели?

Работа с календарем

- Емеля предлагает найти сегодняшний день в календаре. Как мы это будем делать? Что надо вспомнить вначале?

- Кто может назвать какой сейчас месяц? (воспитатель показывает в календаре месяц)

- А какое время года?

- А знаете ли вы какое сегодня число?

- Кто сможет найти это число в календаре?

- Посмотрите, какой это день недели?

- Ребята, давайте посчитаем сколько недель в каждом месяце.

- Какой вывод мы можем сделать?

(В каждом месяце 4 недели)

- Ребята, а что такое неделя? Месяц? Год?

- Правильно, это единицы измерения времени.

Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геометрических фигур, временных представлений.

  • закрепление знаний прямого счета в пределах семи;
  • умение находить последующее и предыдущее число от названного
  • и обозначенного;
  • продолжать учить соотносить цифру с количеством предметов ;
  • продолжать учить составлять фигуру из геометрических фигур;
  • закрепление знаний в названии времен года, времени суток.
  • Чтение художественнойлитературы.
  • Наглядный (использование иллюстрации).
  • Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
  • Поощрение, анализ занятия.

- Скажите, сколько лепестков было у цветочка.

- Мы сегодня познакомимся с цифрой семь.

- Давайте вспомним с вами дни недели.

- Какой сегодня день недели?

- Какой был вчера день недели?

- Какой будет завтра день недели?

- Какой день недели будет послезавтра?

- Кто скажет, сколько всего дней недели?

- Мы выходим по порядку, начинаем физзарядку….

- Мы за стол все дружно сели, первое, второе, третье съели.

- Когда, ваши папа и мама приходят с работы?

- Ужинаем мы вечером, а спим ….

- В нашей группе мы соблюдаем режим дня (показываем плакат).

- Что раньше – обед или ужин?

- Что позже: прогулка или завтрак?

- Что раньше полдник или сон в тихий час?

- Скажите, пожалуйста, утро, день, вечер, ночь - что составляют?

1. Назовите части суток.

2. Сколько частей в сутках?

3. Как называются сутки, которые прошли?

4. Как называются сутки, которые скоро наступят?

5. Как называются сутки, в которые мы живем в настоящий момент?

- Ребята, я вам загадаю загадки, а вы слушайте внимательно.

Когда это бывает? (Зима.)

Тает снег, звенят ручьи,

Всё сильней потоки.

И летят уже грачи

К нам из стран далёких. (Весна.)

Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть. (Лето.)

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень.)

- Ребята, у нас на столе лежат цифры. Н о они поссорились и нам нужно с вами их помирить, а для этого нужно разделиться на две команды.

- Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?

Ответ детей: Выстроить числовой ряд.

- Давайте все вместе повторим числовой ряд.

Дети командами выкладывают числовой ряд. Одна команда считает числа по порядку. Вторая в обратном направлении от 10 до 0.

- Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 6 и 7?

Ответ детей: шесть.

- Назовите соседей числа 6, 2, 4;

- Назовите число, которое больше числа 3 на 1.

- Назовите число, которое меньше числа 5 на 1.

- Назовите число, которое больше числа 6 на 1.

- А теперь сходите друг к другу в гости и проверьте верно ли выполнено задание. Молодцы вы отлично справились с этим заданием.

В понедельник я купался, Изображаем плавание.

А во вторник –рисовал. Изображаем рисование.

В среду долго умывался, Умываемся.

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.

Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.

А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки

Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.

- Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру

На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд и называют свой день недели. («Первый – понедельник, второй – вторник …)

1. Прошу выйти день, который обозначает понедельник; … среда и т.д.

2. Прошу выйти день недели, который стоит после понедельника, перед субботой, между вторником и четвергом и т.д.

3. Педагог просит выйти дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь); перед средой (дети с цифрами один, два) и называют свои дни недели.

- Молодцы ребята, справились со всеми заданиями.

- Ребята, какую цифру мы сегодня повторяли?

- Какие задания с вами выполняли?

- Что же мы сегодня нового узнали?

- А сейчас покажите, какое у вас настроение.

- У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы.

Читайте также: