Конспект занятия по макраме

Обновлено: 20.05.2024

Кошка весело играет,
Шарик по полу гоняет.
Кто из вас быстрее скажет,
Шарик как назвать из пряжи?

(Клубок)

– Правильно. Мы отправляемся в путешествие вот с этим красивым клубочком.
Учитель достает из корзины клубок с красивой шляпкой на голове и показывает ребятам. Выходят две ученицы. Первая берет в руки клубок, любуется им и начинает его катать по столу, как бы играя с ним. Потом пускает его так, чтобы он упал со стола на пол.

Ученица.

Мой любименький клубок,
Ты куда помчался, скок?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

(Вторая ученица поднимает клубок, одевает его на руку и от лица клубка путешествует с ребятами по станциям.)

Клубочек.

Прыгну вниз и покачусь
Вдруг на станцию примчусь…

Клубочек. Эта станция, какая?

Все (хором): Это наша узловая.

Клубочек (восхищается): Как прекрасно и красиво!

Ученица.

Клубочек.

Свежих сил надо набраться,
Чтобы дальше отправляться.
На полянке отдохну
И венок себе сплету.

Учитель.

Покатился наш клубок,
Докатился до ворот.
Стоп! Решетка!
Хода – нет.
Здесь загадки, дай ответ!

Учитель. Ребята, давайте поможем Клубочку отгадать загадки.

Ученица.

Мы загадки отгадали
Дальше быстро побежали.

Учитель. А Клубочек катится впереди нас по голубой дорожке. У него отличное настроение, на душе радостно. Катится он и напевает песенку.

Я Клубочек, я Клубок
По дорожкам прыг да скок.
Полюбуйтесь на меня
Весь свечусь от счастья я.
Все ребята – молодцы,
Все великие творцы
И в работе не ленились,
Очень многого добились.

Припев.

Макраме все увлеклись
Добрым делом занялись
Ведь умелые их руки
Никогда не знают скуки.

  • Рукам работа – душе праздник.
  • Одной рукой узла не завяжешь.
  • Умел начать, умей и окончить.
  • Без терпенья, нет уменья.
  • В умелых руках и былинка – не соринка.
  • Без хорошего труда – нет плода.
  • Ремесло не коромысло, плеч не оттянет.

Клубочек. Побыстрей я покачусь и на станцию примчусь!

Ученица.

Наш Клубок вприпрыжку прыг,
Бегать быстро он привык.
Вмиг на станцию попал,
Где кроссворд он отгадал.

По горизонтали:

Учитель. На многих станциях побывал Клубочек, но впереди у него еще много тропинок, по которым ему стоит пройти. Прыгнул он на красную дорожку, покатился все дальше и дальше. Мы тоже побежим следом за ним.

(Проводится физкультминутка. Слова сопровождаются движениями.)

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
Дальше мы пешком пойдем.

Ученица.

А Клубочек прикатился.
Кружевам он удивился.

Клубочек (восхищается): Ах! Какие кружева!

Ученица.

Прыгнул быстро в них тогда.
Бедняжка словно в тине,
Увяз он в паутине
А на ней сидит паук
Восемь ног, как восемь рук,
Вышивает шелком круг.
Вправо, влево вертит нить –
Все решил он заменить.
Паутины уж наплел
Ловко буквы спутал он.

Учитель. Выбраться из паутины Клубочек сможет лишь только с вашей помощью. Поможем ему? (Да)
– У вас на столах лежат карточки. В словах все буквы перепутались. Если вы расставите их в правильном порядке, то сможете прочитать названия узлов.

Учащиеся работают в парах.

Клубочек. Ребята, большое спасибо вам, что не бросили меня в беде и помогли мне выбраться из паутины.

(Клубочек заглядывает в сундучки.)

Поиграли, навязали
И немного разбросали.
Образцы свои возьмите,
По порядку все сложите
И получится у вас
Композиция, просто – класс!

Учитель. Подойдите к рабочему столу и составьте композиции:

(Учащиеся составляют композиции под сопровождение музыки. Готовые работы показывают Клубочку и всем присутствующим.)

Клубочек. Спасибо, ребята! Вы настоящие творцы! У вас получились отличные композиции. Ну, а мне пора спешить на другую станцию. Осталась всего лишь одна синяя тропинка – покачусь по ней.

Учитель. Прыгнул Клубочек на эту дорожку и покатился дальше.

Учитель. Вот, наконец, он приблизился к последней станции, которая называется – «Узелок на память. На опушке Клубочек увидел пенек, на котором лежали нити
разного цвета. Уселся на него и стал завязывать узелки для того, чтобы не забыть на каких станциях он побывал.
– Ребята! А вы знаете, что и по сей день сохранился такой обычай: чтобы не забыть – завязать узелок на память.

Выходит ученица. Она обращается к Клубочку.

Ученица: Я вижу, Клубочек, ты немного утомился путешествовать и тебе пора отдохнуть. ( Она берет в руки Клубок и укладывает его в корзинку).


Если папа твой рыбак –
Сети он вязать мастак.
Папе тоже помоги
Узелочки завяжи.
Время ты не пожалей,
Все получится, смелей!

1. Сложите нить пополам и прикрепите к подушке для плетения.
2. Правую нить (рабочую) положите на натянутую левую нить справа налево.
3. Обогните концом обе нити и проденьте его в образовавшуюся петлю сверху вниз.
4. Затяните петлю, потянув за оба конца.

Дети подходят к дереву и прикрепляют.

Учитель. Посмотрите, какое чудесное дерево расцвело в нашем классе.

Клубочек. Ребята, наше путешествие подошло к концу. Я рад, что вы путешествовали вместе со мной и помогали преодолевать препятствия, которые встречались мне на пути. За это я хочу вас отблагодарить и дать вам очень ценный и полезный совет.

Чтоб умелыми вам стать,
Надо многое узнать.
Надо многому учиться
В жизни все вам пригодится!
Рукоделье ж не бросайте
Наслажденье получайте!

Учитель. Ребята! Всегда помните о том, что вещи, которые вы выполнили своими руками, всегда будут хранить тепло ваших рук! Так создавайте такие вещи, которые доставят радость не только вам, но и тем, кому вы их будите дарить. Завязывайте узелки и сотворяйте чудо! Желаю вам успехов в макраме и творческих озарений в любом виде рукоделия!

- рассказать о истории древнейшего вида рукоделия - макраме,- показать, что сочетанием различных узлов можно создать настоящее произведение искусства, дать возможность попробовать овладеть узлами.

ВложениеРазмер
zhumagazieva_s.m.-urok_makrame.docx 811.8 КБ

Предварительный просмотр:

- рассказать о истории древнейшего вида рукоделия - макраме,- показать, что сочетанием различных узлов можно создать настоящее произведение искусства, дать возможность попробовать овладеть узлами.

2. Материальное обеспечение:

  1. Плакаты по технике безопасности,
  2. Инструкции,
  3. Журнал по технике безопасности,
  4. Ножницы,
  5. Сантиметровая лента,
  6. Булавки,
  7. Нити.

3. Техническое обеспечение:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Экран.
  4. Интерактивная доска.

4. Программное обеспечение:

  1. Microsoft Power Point.
  2. Microsoft Word.

5. Слово учителя:

История узелкового плетения исчисляется столетиями. Изделия, выполненные техникой макраме - прочные и красивые. С этим видом рукоделия мы с вами уже познакомились на предыдущих уроках. Сегодня на нашем уроке мы с вами вспомним и закрепим все чему научились затем поделимся своими умениями на практике.

" Давным - давно, так давно, что представить ту давность трудно, жили на свете племена. Мужчины ходили на охоту, женщины управлялись в пещерах, а дети играли вблизи жилища, им строго запрещали отходить далеко. Однажды ребята решили посмотреть, а что там темнеет вдалеке. Рано утром отправились они в путь. А когда солнце поднялось высоко в небе, увидели они лес. Очарованные его красотой, дети не смотрели под ноги и один из них упал в глубокую яму. Как помочь выбраться? Бежать за взрослыми, но ведь они накажут всех, что делать? Около леса росла высокая, прочная трава, но она не доставала до дна ямы. Тогда, один из мальчиков соединил два стебля узлом ". Так ли это было, но история узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Вначале человек завязал первый узел, а потом из шерсти животных и болотных трав первобытные охотники плели сети. Сначала это были примитивные безузловые сети, потом сети стали скручивать между собой. В скандинавских музеях можно увидеть сохранившиеся до наших дней остатки древних крученых сетей, сделанных из липового лыка. Этот метод плетения применяют и в наши дни рыбаками Мальты и Канарских островов при изготовлен ия крышек к корзинам. На смену безузловым пришли сети на основе " свайного " и " перуанского " узлов. Такие сети плели рыбаки Перу, жители Океании и древние африканские рыбаки из бассейна реки Конго. Позднее появился ткацкий узел. Изготовление сетей при его помощи практико- валось на северо - западе Европы очень давно. В финских болотах 50 лет назад были найдены остатки сетей времён каменного века. На протяжении всего своего пути развития человечество относилось к узлам по - разному. Были периоды, когда узлы просто запрещали. Среди многих табу, соблюдение которых выпало на долю римских сенаторов, был запрет иметь на одежде хотя бы один узел. Табу на узлы существовало в Лапландии, Ост - Индии, у жителей северной части острова Целебес (Индонезия). На Руси вязать узлы - " наузить " означало колдовать, знахарить, ворожить, так пишет об этом Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов - амулетов. Но такое отношение к узлу было недолгим и неповсеместным. Некоторые народы, наоборот считали, что узлы приносят известную пользу. Люди того времени, например, верили, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить болезни. Применяли их для лечения переломов. На Востоке, в древности, существовала узелковая грамота благодаря которой, люди собирали и сохраняли нужную информацию. На греческих вазах часто встречается изображение Геракла, облачённого в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди героя узлом, который люди так и назвали " геракловым ". Древние греки были уверены в магической силе узла. Войны с его помощью перевязывали себе раны. Узел завязывали на бечёвке и носили, как талисман. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины матч, свято веря, что они уберегут их от бед. Издавна считается, что развязать или разрубить гордиев узел, значит решить очень трудную задачу. Откуда пошло выражение: " гордиев узел? " Вот легенда о гордиевом узле. Сын фригийского бедняка Гордия - Мидас, когда в стране начались смуты, на повозке отца прибыл в народное собрание и был провозглашён царём. Эту простую повозку с хитроумным узлом на дышле из лыка дикой вишни Мидас преподнёс в дар Зевсу, и с того времени она находилась во дворце. Александр Македонский знал легенду об удачном царе из народа и ему очень хотелось увидеть знаменитую повозку и хитроумно сплетённый узел, распутывание которого, согласно древнему пророчеству, обещало власть над Азией. По одним источникам, дошедшим до нас, Александр не мог распутать гордиев узел и, выхватив меч, разрубил его, по другим - царь вытащил колышек и распутал узел, и снял ярмо, чем подтвердил своё право быть властелином Азии. Какой же узел завязал Гордий? Его изображение не дошло до нас, но вероятно он завязал узел " древо жизни ". Сейчас его называют турецким В Древней Греции во время народных гуляний турецкий узел предлагалось развязать и завязать снова, что являлось своеобразным соревнованием в ловкости. У монахов был пояс с завязанными узлами, их было три " капуцины " и это означает

1 не иметь собственности,

3 слушаться свыше.

Расцвет плетения вещей относится к 9 веку до н.э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Завязывая узелки, люди помнили их символы. " Узел счастья "- это древний узел. Ему приписывали волшебные силы. Женщины носили его как нагрудное украшение.

Узел " древо жизни " также украшал женскую одежду. Узел " жозефина " был широко распространён в искусстве Азии и Европы. Он являлся символом мужества и верности, поэтому украшал гусарский кивер 19 века В узелковом плетении, как и в других видах рукоделия, имеются широкие возможности для проявления творческих способностей. При помощи узлов можно создать неповторимые изделия. Плетение - это приятный отдых и полезное занятие. И сейчас мы с вами вспомним с чем мы познакомились на прошлых уроках и покажем на практике чему мы научились попробуем завязать узлы.

6. презентация (демонстрируется предметы изготовленные при помощи макраме) вопросы к учащимся.

7. Практическая часть.( ребята самостоятельно плетут узлы)

8. Кросворд ( При помощи интерактивной доски ребята работают у доски)

Для плетения плоского узла потребуются 4 нити, т.е. 2 перегнутые нити. Две средние нити в плетении не участвуют, поэтому их длина равна длине готового изделия. А левая и правая нити должны быть в 4 раза длиннее готового изделия. Например, если хотим сплести шнурок длиной 20 см, надо нарезать 2 нити по 1 метру каждая. Первую перегнуть в соотношении 80см/20см (т.е. 4/1) и прикрепить к основе первым или вторым способом. Вторую нить перегнуть в соотношении 20см/80см (т.е. 1/4) и также прикрепить к основной нити. Один плоский узел образуется двумя плетениями, один раз с левой стороны, другой раз с правой.

1. Левую нить кладут над средними нитями и проводят вниз под правую, затем правая проходит снизу под средними и выходит наверх между левой и средними. Затягивают обе нити. (Фактически делается обыкновенный узел, только при этом надо обхватить 2 средние нити: левая нить их обхватывает сверху, а правая проходит снизу.)

2. Второй раз плетут аналогично с правой стороны. Нить, которая сейчас находится справа, проходит над средними под левую, а нить, которая сейчас слева, проходит снизу под средними и выводится наверх между средними и правой. Узел туго затягивают.

Повторяя первое и второе плетения, получаем прямой шнурок, как показано на фотографии. Плоский узел является одним из самых распространенных в технике макраме.

Для витой цепочки нити нарезаются такой же длины и в таком же соотношении, как и для прямого шнурка. Делается только плетение, описанное в первом пункте для плоского узла. И снова повторяется то же самое. Шнурок сам начнет закручиваться в правую сторону. После скручивания нить опять следует брать слева (независимо от того, правой или левой она была прежде.)

Если хотим, чтоб цепочка закручивалась в другую сторону, повторяем плетение, описанное во втором пункте для плоского узла. Т.е. все время плетем, начиная с правой стороны. Получатся витые цепочки, как показано на фотографии. В макраме витые цепочки часто используются при плетении кашпо для цветов.

Плоский узел из пучка нитей

Этот шнурок плетут из 6 нитей. Две средние нити имеют длину изделия. Нити слева и справа от них имеют длину в 3 раза большую, а самые крайние нити в 2,5 раза длиннее готового изделия.

Сначала из четырех средних нитей плетут плоский узел, потом эти 4 нити используют в качестве средних нитей для плоского узла, сплетенного крайними нитями. Затем снова плетут плоский узел из четырех средних нитей и т.д. Можно этот шнурок делать двухцветным

Узоры для фона. Плетение макраме

Фоновый узор из плоских узлов

Плоские узлы можно использовать в качестве фона для других узоров. Для этого их располагают в шахматном порядке или плетут из пучка нитей. При использовании плоских узлов в качестве фона берут число нитей кратное четырем, а длина их должна быть в 3,5 раза больше длины изделия.

Ажурную сетку из плоских узлов плетут следующим образом: крепят все нити на горизонтальной основной нити. Затем из каждых+ четырех нитей плетут по одному плоскому узлу. В следующем ряду оставляют первые 2 нити и последние 2 нити ряда, а из остальных плетут плоские узлы (они получатся со сдвигом на 2 нити). Третий ряд плетут так же, как и первый, используя все нити. Четвертый ряд будет такой же, как второй, т.е. крайние 2 нити с каждой стороны не учавствуют в узоре. И так продолжаем. Получится ажурная сетка.

Ее можно делать более густой или более разреженной, закрепляя рабочие нити на основной нити ближе друг к другу или на свободнее. Но узлы надо туго затягивать и следить, чтоб расстояние между узлами везде было одинаковое.

Для разреженных узоров, когда узлы не плотно прилегают друг к другу, лучше не использовать скользкие шелковые нити. Иначе со временем узлы ослабнут.

Для узора из соединительных узлов на горизонтальную основную нить крепят рабочие нити не очень плотно друг к другу. Длина их должна быть в 2 раза больше готового изделия. В первом ряду соединяют каждые 2 нити этим узлом. В следующем ряду первая и последняя нити не участвуют. Из остальных делаются такие же соединительные узлы. Нужно их делать на некотором расстоянии от первого ряда, чтоб получился ажурный узор, и следить, чтоб везде расстояния между узлами были одинаковые.

На узоре, показанном на этой фотографии, ажур из соединительных узлов сочетается с плоскими узлами, сделанными из пучка нитей. Нити должны быть в 3 раза длиннее готового изделия.

На основной нити крепятся рабочие нити в количестве кратном 10. Эти нити делятся на группы по 10 нитей. В каждой группе плетутся 5 соединительных узлов. Затем в каждой группе оставляются первая и последняя нити, а из остальных делаются 4 соединительных узла. В следующем ряду опять оставляют крайние нити и делают 3 соединительных узла и так далее. Получается треугольник. Между треугольниками осталось по 8 нитей. Из них плетут по одному плоскому узлу крайними нитями, оставляя 6 нитей в качестве средних нитей плоского узла.

Левой и правой крайними нитями поочередно набрасываются петли на средние нити.

Двойная петля отличается от односторонней петли тем, что получаемые шнурки не скручиваются по спирали, а остаются гладкими. Эти шнурки можно разнообразить с помощью пико.

Двойная петля делается из двух нитей. Средняя нить равна длине изделия, а рабочая нить в 4 раза длиннее. Двойная петля образуется из двух петель – верхней и нижней. Левой рукой натягивают среднюю нить, правой кладут нить на среднюю и под нее, затем протягивают рабочую нить между средней и рабочей сверху вниз. Во второй раз рабочую нить кладут под среднюю и продевают через петлю сверху вниз.

Такой шнурок можно плести как из двух, так и из пучка нитей. Длина их должна быть в 3 раза больше готового изделия.

Одну нить туго натягивают, второй набрасывают одну одностороннюю петлю. Потом натягивают вторую нить, а первой набрасывают петлю. Чтобы не запутаться, надо помнить, что натягивают всегда ту нить, которая находится сверху от узла.

Репсовый узел в технике макраме

Одним из самых популярных узлов в технике макраме является репсовый узел. Даже можно сказать, что это самый популярный узел. Есть много изделий, выполненных одними только репсовыми узлами. Можно выполнять очень тугое плетение, располагая нити вплотную друг к другу. Так плетут коврики. В зависимости от направления нитей основы плетутся горизонтальные, вертикальные и диагональные бриды.

Закрепляют на основе любое количество рабочих нитей. Крайняя левая нить должна быть очень длинной – она теперь будет основной нитью. Можно ее вообще не отрезать, а оставить в клубке. Остальные нити должны быть в 4,5 раза длиннее готового изделия.

Крайнюю левую нить (основную) натягивают правой рукой горизонтально вправо над всеми остальными нитями (конечно же, закрепив ее булавкой). Затем левой рукой из следующей слева нити образуют на этой основе две односторонние петли. Узлы туго затягивают и оставляют рабочую нить висеть вертикально вниз. Затем берут левой рукой следующую нить и повторяют плетение, т.е. опять плетут на той же основе две односторонние петли. Образуется горизонтальная брида.

Когда узлы всеми рабочими нитями сплетены, основная нить разворачивается налево. Ее берут теперь левой рукой и направляют налево горизонтально. А правой рукой плетут горизонтальную бриду теперь начиная с правого края налево.

На месте поворота надо обязательно закрепить нить булавкой, иначе красивый угол не получится.

Макраме для начинающих

Макраме – это вид рукоделия, основанный на плетении узелков. Считается, что искусство плетения узелков происходит из Китая и Японии, но плетенные изделия были найдены и в других странах, например в египетских пирамидах, им более четырех тысяч лет.

У древних народов по-разному завязанные узлы являлись еще и способом накопления и передачи информации. У инков существовала узелковая письменность, которую можно расшифровать по форме, цвету, размеру и взаимному расположению различных узелков. Подобную систему письменности имели также и древние китайцы, а также индейцы Северной Америки.

За свою историю макраме много раз забывалось, но затем снова возрождалось, обогащаемое новыми материалами, приемами и способами применения. В Средневековую Европу искусство плетения узелков проникло через Испанию из стран Востока. После крестовых походов плетение как декоративное искусство начинает развиваться в Италии. Особого расцвета оно достигло в викторианскую эпоху в Англии.

Как в древнем мире, так и теперь, узелковое плетение применяется для украшения одежды. Это разнообразные накидки, кружева, пояса, перчатки. Очень красиво смотрятся сумочки и кошельки, выполненные в технике макраме. Широко используется макраме для создания частей интерьера – скатертей, абажуров, покрывал, настенных панно и подвесных кашпо для растений.

В макраме, как и в других видах рукоделия, существует огромный простор для фантазии и проявления творческих способностей. Используя только несколько основных узлов, можно создать изумительные по красоте изделия.

Инструменты и приспособления

Нити для плетения макраме могут быть самые разнообразные: шелковые, хлопчатобумажные, капроновые, шнуры разной толщины. Даже из обыкновенной бельевой веревки можно сплести замечательное кашпо для растений. Чем больше скручена нить, тем лучше, так как узор выйдет четким, рельефным. Пушистые нити с ворсом не подходят для макраме, так как пух будет скрадывать узор, рисунок не будет виднеться. Шелковые нити немного неудобны тем, что они скользкие – надо будет очень сильно затягивать узлы, чтоб они не раскрывались.

Кроме нитей обязательно понадобятся вот такие булавки с головками, как на фотографии, ножницы, сантиметровая лента для отмеривания нужной длины нити.

Для выполнения мелких работ нужна будет плотная, тугая подушка, к которой булавками будут крепиться нити. Хорошо подойдет валик от кушетки – подушка в форме цилиндра. Можно использовать мешочек с песком или кусок пенопласта, обтянутые тканью. Очень удобно крепить работу на спинку кресла или стула. В любом случае основа должна быть устойчивой, достаточно твердой, но чтоб в нее легко входили булавки. Вот, пожалуй, и все.

Подготовка нитей к плетению

Существуют основные нити и рабочие. Основная нить в работе не участвует – к ней крепятся рабочие нити. Основная нить должна быть немного длиннее ширины изделия. На ее концах делают по обыкновенному узлу и крепят к основе (подушке, спинке кресла) булавками, ближе к верхнему краю. На нее будут вешать (крепить) рабочие нити. Их нарезают так, чтоб они были в 2-5 раза длиннее готового изделия (в описании каждого изделия указывается, какой длины нарезать нити). При выполнении больших изделий длина рабочих нитей получается очень большая и затрудняет работу, поэтому их наматывают на шпульки и закрепляют, чтоб они не разматывались. Можно использовать бигуди с резинками. Нити не очень длинные можно намотать на пальцы в виде восьмерки и закрепить.

Если в процессе работы оказалось, что нить была слишком короткая и закончилась, ее можно удлинить следующим образом: за 3-4 сантиметра от конца ее срезать половину ее толщины, то же самое сделать и с новой нитью. Обмазать эти кончики клеем и скрутить между собой.

Есть много видов крепления нитей – от простых до декоративных. В любом случае нить перегибают или пополам, или один ее конец делают длиннее другого – в зависимости от того, какой узор будут плести. Три самые простые способы крепления нитей следующие:

1. Образовавшуюся после перегибания нити петлю кладут сверху на основную нить, петлю загибают за основную нить и оба конца протягивают через петлю.

2. В этом случае петлю кладут под основной нитью, загибают ее вперед над основной нитью и концы протягивают через петлю.

3. Сначала делают как во втором случае, а затем оба конца нити еще раз закрепляют каждый со своей стороны. Это делают, чтоб не просвечивала основа.

Цель: Образовательные: познакомить с историей макраме, материалами и приспособлениями; научить вязать классические узлы.

Воспитательные: заинтересовать интересным видом рукоделия; прививать уважение к народным традициям; воспитать терпение и умение доводить до конца работу.

Развивающие: развивать координацию движений рук, исполнительские умения.

Планируемые результаты:

Предметные: знать: инструменты и приспособления, последовательность выполнения работы. Уметь: подбирать нитки по цвету

Личностные: Выражение желания трудиться; Самооценка умственных и физических способностей для труда; Личная ответственность за качество своей деятельности.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Работа над новым материалом

История узелкового плетения исчисляется тысячелетиями. Началась она с того времени, когда человеку понадобилось соединить два конца нити и он завязал первый узел.

Родоначальниками узелкового плетения в те далекие времена были моряки. В часы досуга во время морских путешествий они плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их в далеких странах как сувениры.

В древней Греции узлы использовали в медицине при лечении переломов.

Во время народных гуляний в играх предлагалось развязать турецкий узел. Сделать это было нелегко, т. к. узел сложный.

Однако искусством плетения во все времена владели немногие мастера. Они создавали прекрасные образцы плетеных изделий – шторы, покрывала, салфетки.

За свою многовековую историю макраме неоднократно забывалось, но благодаря красоте и прочности возрождалось вновь и вновь. С каждым разом оно не только приобретало новые черты, но и меняло свое назначение: квадратное плетение, узелковое кружево, и только в XIX веке этот вид прикладного искусства стали называть макраме.

В 1920 – 30 годах макраме входит в моду. Комнаты стали украшать плетеными коврами, салфетками, абажурами, ширмами, кашпо. Плели также сумки, кулоны, пояса, футляры.

Работа макраме кажется трудной только с самого начала, но, освоив два – три узла, обладая терпением и фантазией, вы можете сделать очень красивые и нужные вещи.

Этот вид рукоделия, как никакой другой, дает широкую возможность проявления творческой индивидуальности исполнения.

3. Первичное закрепление практических умений и навыков.

Воспитатель: Давайте поучимся вязать узлы, которым уже не менее пяти тысяч лет. Но до сих пор их используют и в повседневной жизни, и для декоративного плетения.

Сначала определимся с терминами!

Коренной – конец веревки, закрепляется неподвижно или не используется при вязке узла; противоположен ходовому концу; ходовой конец – незакрепленный свободный конец веревки, которым начинают движение при вязке узла; петля (открытая) – ходовой (или коренной) конец веревки, изогнутый вдвое таким образом, что не перекрещивается с самим собой; обнос – обхват, веревкой какого – либо предмета (бревна, столбца, кольца и пр., сделанным таким образом, что оба конца веревки не перекрещиваются.

Упражнения: выполнение учащимися узлов на образцах

Прямой узел (геркулесовый) представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. Это обычный, самый простой способ его вязки. А теперь тренируемся завязывать и развязывать узел (надо дернуть концы одной веревки и вытащить ее из другой). Для того чтобы научиться вязать узлы, надо их завязать не мене 25 раз. На уроке вы завяжете каждый узел по 5 раз, а дома еще по 20 раз. Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. (морской способ завязывания этого же узла дети выполняют самостоятельно по технологической карте).

Самостоятельная работа учащихся – текущий инструктаж учителя

Наши пальчики сплетем

И соединим ладошки.

А потом, как только можем,

Крепко – накрепко сожмем.

Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

Прежде чем начать плести узлы макраме, надо на подушечку при помощи иголок закрепить основную нить. На ней мы будем крепить узелковые нити.

Как можно закрепить нити, чтобы их можно было легко снять, если нет подушечки?

Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приемов плетения узла, соблюдения техники безопасности.

• Обобщить ответы учащихся на проблемные вопросы.

• Дать анализ выполненных работ учащихся: отметить типичные ошибки, определить пути их исправления (без демонстрации работ)

• Оценить все работы, выставлением оценок в журнал

• Убрать рабочие места.

5. Итоги занятия

Рефлексивная оценка занятия: понравилось занятие? Чем понравился? Чему вы научились? Что нового узнали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме Макраме с демонстрацией основных техник и последовательности изготовления изделия.
Урок рассчитан на 7 класс. Урок разработан со всеми необходимыми частями планирования начиная от темы и целей и заканчивая рефлексией и заданием на дом. Данный урок позволит за 2 часа освоить с учащимися основные узлы, а также научить изготовлению простых изделий. Это позволит увлечь их и в дальнейшем усовершенствовать навыки.

ТЕХНОЛОГИЯ ПЛЕТЕНИЯ

ВИДЫ КРЕПЛЕНИЯ


Нить можно прикрепить к основе тремя способами, ее перегибают пополам или оставляют один конец длиннее в зависимости от вида узла:
1-й способ - образованную петлю кладут сверху на основную нить, петлю загибают за основную нить и оба конца протягивают через петлю (рис. 1А);
2-й способ - петлю помещают под основной нитью (рис. Б), загибают ее вперед над основной нитью и концы нити протягивают через петлю;
3-й способ - чтобы не просвечивала основа, сперва нить закрепляют по образцу на рис. 1Б, а затем оба конца нити еще раз закрепляют каждый со своей стороны (рис. 1В).



Первый плоский узел.


Крепим на основе 2 нити. Распределяем 4 конца следующим образом: две средние нити (2 и 3) - нити основы, две крайние (1-4) - правая и левая рабочие нити.


Берем правой рукой правую рабочую нить, заводим ее на основу и под левую рабочую нить. Берем левой рукой левую нить, заводим ее под основу и снизу в петлю, образовавшуюся между основой и правой рабочей нитью (рис. 2).

Левосторонняя витая цепочка.


На основе первого плоского узла можно сплести витую цепочку. Продолжаем работу на начатом образце. Завязываем еще 3 первых плоских узла. На образце завязано 4 первых плоских узла. Внимательно осмотрев работу, вы заметите, что группа узелков чуть-чуть повернулась "на бочок" влево. Повернем работу на 180° влево. Затем сделаем еще 5 первых плоских узлов и опять повернем работу на 180° влево. Так, поворачивая работу через каждые 5 узлов, получим левостороннюю витую цепочку. Надо следить за тем, чтобы при плетении не было видно основы (рис. 3).

Второй плоский узел.

Крепим на основе 2 нити. Получаем 4 конца. Как распределить эти нити, мы уже знаем: две средние - нити основы, две по краям - рабочие. Берем правой рукой правую рабочую нить, заводим ее под основу и на левую рабочую нить (рис. 4). Берем левой рукой левую рабочую нить, укладываем ее на основу и вводим сверху в петлю, образовавшуюся между основой и правой рабочей нитью.

Правосторонняя витая цепочка.


На основе второго плоского узла тоже можно сплести витую цепочку, но она будет закручиваться вправо. Завяжем 5 вторых плоских узлов и повернем работу вправо на 180°. Повторим это 3-4 раза и получим правостороннюю витую цепочку (рис. 5).

КВАДРАТНЫЙ УЗЕЛ


Квадратный (двойной плоский) узел.

Сочетание первого и второго плоских узлов дает новый узел - квадратный.


первый плоский узел I и сразу под ним — второй III (рис. 6). Получаем двойной плоский узел, который назовем квадратным. Признак законченности узла - замочек справа II.

В квадратном узле с замочком слева II (рис. 7) сначала завязан второй плоский узел III, затем — первый I. Количество квадратных узлов в цепочке можно посчитать по замочкам (рис. 8).




Общий квадратный узел.

Если в обычном квадратном узле 2 нити основы и 2 рабочие, то в общем квадратном узле количество рабочих нитей и нитей основы определяется характером рисунка. Приведем три типа общих квадратных узлов: 2×2 (рис. 9), 1×1 (рис. 10) и 2×5 (рис.11). Что обозначают эти цифры? Первая - количество рабочих нитей с каждой стороны, вторая (множитель) - количество нитей основы.Квадратные узлы, связанные в шахматном порядке, назовем шахматкой. Для образца крепим на основе 4 нити. Получаем 8 концов. В первом ряду на центральных четырех нитях завязываем квадратный узел (рис. 12). Во втором ряду завязываем 2 квадратных узла. Берем 2 левые нити верхнего узла и 2 новые нити слева, завязываем левый квадратный узел. Берем 2 правые нити верхнего квадратного узла и 2 новые нити справа и завязываем правый квадратный узел. В третьем ряду берем 2 нити от правого узла и 2 от левого. Завязываем квадратный узел. Таков принцип плетения узлов в шахматном порядке.






РЕПСОВЫЙ УЗЕЛ


Этот узел интересен тем, что в зависимости от направления нити основы, на которой он завязан, может быть горизонтальным - основа направлена по горизонтали, диагональным - основа диагональная и вертикальным - узел завязан на вертикальной основе.

Горизонтальный узел.


Крепим на основе 2 нити. Получаем 4 конца. Первая нить слева - основа. Берем ее правой рукой и укладываем на рабочие нити слева направо. Остальные 3 нити - рабочие. Место загиба нити основы закрепляем булавкой (рис. 13, а). Нить основы держим правой рукой горизонтально, слегка натягивая (рис. 13, б).

1. Берем левой рукой первую рабочую нить 2, перекидываем ее через основу влево (рис. 13, в), аккуратно укладываем нить, натянув основу.

2. Выводим рабочую нить вперед, вверх на основу и вниз в петлю (рис. 13, г).



3. Затягиваем узелки, аккуратно уложив 2 петли рядом. Итак, завязан первый горизонтальный узел (рис. 13, д).

4. Провязываем следующую рабочую нить 3, потом нить 4 и получаем на основе (нить 1) 3 горизонтальных узла. Один горизонтальный ряд слева направо готов.

5. Теперь провязываем ряд горизонтальных узлов справа налево. Основа - первая нить справа. Закалываем место поворота основы и провязываем горизонтальный ряд (рис. 14).

Держим основу левой рукой, слегка натянув ее. Берем первую рабочую нить и перекидываем ее через основу вправо, выводим вперед, вверх на основу и вниз в петлю. Аккуратно затягиваем узелок, натянув основу. Так же провязываем 2 другие рабочие нити.


Диагональный узел

Диагональный узел - это горизонтальный, завязанный на диагональной основе (рис. 15).

Как видно на рисунке, при провязывании наклонного ряда какая-то часть нити остается свободной. Она называется брида. Бриды в наклонном ряду не надо сильно натягивать.Ряд диагональных узлов можно сплести справа налево (рис. 16)Вертикальный узел.


Крепим на основе 2 нити, получаем 4 конца. Распределение нитей при плетении вертикального узла несколько иное. Первая нить слева - рабочая, нити 2, 3, 4 - основа. Завязываем рабочей нитью один репсовый узел на вертикальной основе - нити 2. Далее нитью 1 завязываем узел на нити 3 и потом на нити 4 (рис. 17,а). Если нужно сплести вертикальный узел справа налево, то рабочей нитью будет крайняя правая (рис. 17, б).


ХАМЕЛЕОН




ЗАДЕЛКА КОНЦОВ НИТЕЙ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ

Выплести красивую вещь – это еще не все. Ее надо аккуратно закончить. Существует несколько способов заделки концов нитей.











Тема: Макраме

Образовательная:

Расширить знания об истории макраме, инструментов, материалов и приспособлений; ознакомить учащихся с технологией плетений различными узлами.

Отработать и усовершенствовать навыки плетения.

Воспитательная:

Воспитать интерес к технике макраме, как к ремеслу;

Воспитать чувство прекрасного через развитие творческих способностей учащихся, эстетических взглядов;

Развить умения творчески подходить к решению разнообразных задач;

Развить художественный вкус.

Развить мышление, воображение, внимание.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, демонстрация, практическая самостоятельная творческая работа.

Средства обучения:

Материалы: нитки, ленточки, шнуры.

Инструменты: ножницы, скотч.

Наглядные пособия: инструкционные карты, образцы, видео демонстрация.

Технические средства: ноутбук, телевизор.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Межпредметные связи:

Рисование: правильный подбор цветов;

Экономика: расчет ниток при плетении;

Черчение: чтение схем образцов;

ОБЖ: знания правил безопасной работы с инструментами.

Структура урока:

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Показ образцов изделий украшений, видео демонстрация различных техник.

Вводный инструктаж:

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами

Правильная посадка во время работы

Последовательность выполнения работы

Самостоятельная работа – текущий инструктаж учителя.

Заключительный инструктаж.

Итоги урока.

Домашняя работа.

Уборка рабочих мест и помещения учащимися.

Организационный момент: (2-3 мин.)

Проверка присутствующих и готовность учащихся.

Изучение нового материала. (25 мин.)

Учитель: Сегодня на уроке, девочки, мы должны приобрести знания и умения по технике макраме. Мы с вами будем работать, учиться создавать новые изделия, которыми можно украсить одежду, повесить в виде панно на стену, сделать кашпо для цветов, а также создавать эксклюзивные украшения.

Макраме ( фр. Macramé , от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения.

Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности, еще с первого завязывания узлов на каменном топоре и первой циновке. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII — IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте , Ассирии , Иране , Перу , Китае , Древней Греции .

Развитию макраме очень помог парусный флот. Издавна моряки плели сети, сращивали с помощью узлов тросы, оплетали различные конструкции, украшали плетёными покрышками рулевые колёса. Известно около четырёх тысяч морских узлов. Комбинации узлов очень часто бывали необыкновенно сложными. Многие морские узлы благодаря своей красоте и оригинальности перешли в художественное ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются не только красотой, но и прочностью. Недаром один из основных узлов макраме — двойной плоский — в древности называли Геркулесовым узлом.

В наше время насчитывается 6 видов узелкового плетения, и сотни всевозможных узлов.

Откуда взялись фенечки?

Браслеты-феньки не выходят из моды вот уже который десяток лет. Меняются материалы, цвета, направления субкультур, неизменными остаются лишь они.

Официальная версия выдвинута уже давно: фенечки позаимствованы у субкультуры хиппи. А те в свою очередь переняли идею у индейцев Северной Америки. Однако это относится только к фенечкам плетеным из ниток. Но как же быть с бисерными плетеными браслетами, которые пришли к нам из Марокко? А это, как известно из курса географии, уже Северная Африка… может, идея фенечек просто витала в воздухе мировой истории?

Учитель: сейчас рассмотрим различные узлы техники макраме.

Вопросы учителя к учащимся:

Что вы можете сказать, посмотрев на эти изделия?

Какие чувства вызывают увиденные вами изделия?

При помощи чего они приобретают свою неповторимость?

Ответы учащихся.

Вводный инструктаж. (15 мин.)

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами

Правильная посадка во время работы

Последовательность выполнения работы (демонстрация материалов по изготовлению изделия Приложение 2)

Самостоятельная работа (текущий инструктаж учителя) (30 мин.)

Учащиеся работают индивидуально. Выдается задание в двух вариантах. Задания разноуровневые.

1 вариант – двойная змейка (1 уровень сложности)

2 вариант – именная фенечка (2 уровень сложности)

В течении выполнения работы учитель проводит текущий инструктаж и индивидуальную работу с учащимися. Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приемов выполнения плетения, соблюдения ТБ.

Заключительный инструктаж. (7 мин. )

Обобщить ответы учащихся на проблемные вопросы.

Дать анализ выполненных работ учащихся.

Оценить все работы, выставлением оценок в журнал.

Убрать рабочие места.

Итоги урока (7 мин.)

Рефлексивная оценка урока: понравился урок? Чем понравился? Чему вы научились? Что нового узнали?

Сегодня мы расширили свои знания о плетении, узнали, что существуют много разных видов плетений. Купить в подарок в магазине неповторимую вещь или же вещь, сделанную своими руками значит сделать незабываемый подарок другу и не стираемую память о себе. Результаты работы часто поражают нас своею высокой художественностью. Достичь ее может каждый из вас если приложит терпение овладев приемами этого вида рукоделия.

Педагог: Внимание на экран (Слайд 4 материалы и инструменты)
На экране представлены материалы необходимые для изготовления браслета.
И у вас на столах лежит необходимый материал и инструменты для работы: 2 кусочка вощеного шнура, длиной 50 см с нанизанными бусинами и длиной 1,5метра, клей "Момент", ножнички, скотч, линейка.

На фоне музыки педагог читает стих
Современная женщина, современная женщина!
Суетою замотана, но, как прежде божественна!
Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!
До конца непонятная, никому не подвластная!

Современная женщина, современная женщина!
То грустна и задумчива, то светла и торжественна!
Доказать ее слабости, побороть ее в дерзости,
Зря мужчины стараются, понапрасну надеются!

Не бахвалится силою, но на ней, тем не менее,
И заботы служебные, и заботы семейные!
Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая,
Остается загадкою современная Женщина!
(Роберт Рождественский)
Педагог: До свидания! До новых встреч!

Читайте также: