Рельеф беларуси план конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока географии содержит общее представление о положении страны на карте, границах, экономике Беларуссии, населении, его занятиях, крупными городами.
Урок развивает познавательную активность, географическое мышление, внимание, умение ориентироваться в географической карте, контурной карте.
Воспитывает гордость и уважение к людям, героически сражавшимся за свою Родину в годы Вов, повышать интерес к изучению географии.

Оценить 438 0

Конспект открытого урока географии .

Цели: Обобщить и систематизировать знания об-ся о гос-х Балтии.

Сформировать общее представление о положении их на карте, границах, экономике Беларуссии, населении, его занятиях, познакомить с крупными городами.

Развивать познавательную активность, географическое мышление, внимание, умение ориентироваться в географической карте, контурной карте.

Воспитывать гордость и уважение к людям, героически сражавшимся за свою Родину в годы Вов, повышать интерес к изучению географии.

Оборудование: мультимедийный проектор, контурные карты, карточки, предметные картинки.

- Какую тему мы начали изучать несколько уроков назад? ( Страны Балтии) сл 1

- Почему их так называют?

-Какие страны Балтии мы изучили? ( показ на карте)

-Какую страну изучали на прошлом уроке? ( Литва)

С какой областью России на западе граничит Литва? ( Калининградская область)

А сейчас отгадает кроссворд.

Животное, которое обитает в лесах Литвы ( кабан)

Главная река Литвы ( Неман)

Коренное население Литвы ( литовцы)

Лучший морской курорт Литвы ( Паланга)

Драгоценный камень, который добывают на побережье страны ( янтарь)

Второй по величине город Литвы ( Каунас)

Продукт, который изготавливают на молочных комбинатах Литвы ( сыр)

Столица Литвы ( Вильнюс)

Был основан в 14 веке. В центре города находится холм, на котором сохранились руины старого замка. У подножия холма расположена площадь, от которой в разные стороны расходятся узкие извилистые улочки. Самые красивые здания города: костел святой Анны и костел Петра и Павла.

Посмотрите на вертикальный столбец в кроссворде и прочитайте, что получилось. ( Беларусь)

Сегодня на уроке мы узнаем, где находится эта республика, познакомимся с ее экономикой, населением, крупными городами.

Мотивация: Зачем нужно изучать республику Беларусь?

Работать будем по плану.

Растительный и животный мир.

Города и достопримечательности.

Географическое положение

Республика Беларусь находится в Восточной Европе ( Уч-ль показывает на доске, дети- в атласах) . Она граничит с Россией, Украиной, Литвой, Латвией и Польшей)

Крупная река- Днепр. ( дети обводят границы страны на контурной карте).

Зима- не очень морозная, лето- прохладное.

Полезные ископаемые.

Учебники: с. 95. Прочитайте и выпишите полезные ископаемые в тетрадь.

Растительный и животный мир

Белоруссия- это лесной край. Для охраны растительного и животного мира здесь созданы заповедники и заказники. Широко всем известен заповедник Беловежская пуща. ( пуща- это крупный остаток равнинного леса, который сохранился в нетронутом состоянии с доисторических времен).

А вот каких животных можно встретить в Беловежской пуще, вы узнаете из фильма и постарайтесь запомнить. И обратите внимание на песню, которая будет звучать в фильме. ФИЛЬМ. ( лиса, куница, горностай, кабан, лось, олень, медведь, барсук, зубр)

Для охраны бобров и других животных на реке Березине создан Березинский заповедник. В нем растут еловые леса, дубы, клены- записывают в тетрадь.

На юге страны есть еще один Припятский заповедник с лугами, дубравами и болотами.

Промышленность

Б) химическая ( мин удобрения, шины)

В) легкая ( трикотаж- футболки, спорт костюмы, изделья из льна)

Г) военная ( боевая техника, оружие)

Смена динамических поз. Найдите в классе картинки с предметами. К какой промышленности они относятся?

Животноводство ( коровы, свиньи)

Картофелеводство ( бульба, из нее можно приготовить более 100 блюд)

Белорусы, а также русские, украинцы, поляки.

Гос. Язык- белорусский и русский.

Города и достопримечательности

Крупные города: Гомель, Витебск, Брест. Расположен на границе с Польшей. В городе находится одна из старейших крепостей- Брестская. 22 июня 1941 года она первой приняла на себя удар фашистов. Мужественно и стойко сражались русские солдаты, но все они погибли. Теперь здесь открыт музей- памятник ее защитникам.

Священна брестская земля,
И горсть ее - у стен Кремля!
И горсть земли из Ленинграда,
Из Сталинграда горсть земли
В сень Александровского сада
К огню Бессмертья принесли.

Прах Неизвестного солдата
Навеки здесь захоронен.
. Возможно, что за Брест когда-то
В бою с врагом сражался он.

Не спит душа его ночами,
С землею брестской говорит.
Огонь священными лучами
На землю брестскую глядит.

Священна брестская земля,
И горсть ее - у стен Кремля!

С какой республикой мы сегодня познакомились?

Белоруссия граничит с Казахстаном?

В Белоруссии климат жаркий?

Через Белоруссию протекает река Волга?

Главной рекой Белоруссии является Днепр?

В Белоруссии коренное население русские?

На машиностроительных заводах выпускают суда?

Брест- город герой?

Вам хотелось бы побывать в Белоруссии? ( Связь с профессиями)

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Цель: формирование представлений о строении поверхности территории Беларуси и основных типах рельефа, систематизация и закрепление знаний о факторах формирования рельефа.

Организовать деятельность учащихся по формированию представления об особенностях рельефа Беларуси; углублению знаний о факторах рельефообразования, формированию понятий об основных типах рельефа, значение рельефа, формирование единичных понятий об особенностях формирования и строения форм и элементов рельефа Беларуси; усвоению понятий: холмисто-моренный, моренный, водно-ледниковый, озерно-ледниковый, озерно-аллювиальный, лессовый тип рельефа, понятие морена, изучить причинно-следственные связи между тектоникой и рельефом.

Развивать умения анализировать тематические карты.

Содействовать умению общаться, задавать вопросы и уметь отвечать на них.

Программное содержание: строение поверхности. Факторы формирования рельефа. Генетические типы рельефа. Основные возвышенности, равнины и низины, их размещение, условия образования, характеристика. Влияние деятельности человека на изменение рельефа. Хозяйственное значение рельефа.

Основные понятия: генетический тип рельефа.

Требования к результатам обучения: Учащиеся должны

Знать

Основные формы рельефа и генетические типы, факторы формирования рельефа

Уметь

Характеризовать основные формы рельефа и их размещение

Называть и показывать элементы рельефа: Белорусская, Браславская, Мозырская, Свенцянская, Копыльская гряды; Оршанская, Ошмянская, Волковысская, Витебская, Городокская, Гродненская, Минская, Новогрудская возвышенности; Оршанско-Могилевская, Лидская, Прибугская, Центральноберезинская равнины, Загородье; Нарочано-Вилейская, Неманская, Полесская, Полоцкая, Приднепровская низменности.

Тип, вид урока: комбинированный. Составление кластера на этапе изучения нового материала

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: учебное пособие, физическая карта РБ, контурные карты, атласы.

Организация начала урока.

Всесторонняя проверка домашнего задания.

Дать общую оценку минеральным ресурсам Беларуси.

Охарактеризуйте различие полезных ископаемых в зависимости от их происхождения.

Охарактеризуйте различие полезных ископаемых в зависимости от их использования.

Дать оценку а) горючим, б) металлическим, в) неметаллическим г) жидким полезным ископаемым.

Дать характеристику основным типам четвертичных отложений.

Месторождения полезных ископаемых Беларуси преимущественно связаны с:

а) с магматическими породами;

б) с осадочными породами;

в) с метоморфическими породами.

Среди полезных ископаемых в Беларуси разрабатываются:

а) химическое сырье;

б) рудные полезные ископаемые;

в) горючие полезные ископаемые.

В недрах Беларуси имеются большие запасы:

а) глауберовой соли;

в) калийной соли.

Месторождения калийной соли находятся в границах:

а) Белорусской антеклизы;

б) Полесской седловины;

в) Припятского прогиба.

С разведанных месторождений каменной соли разрабатывается:

Для производства цемента используется:

а) только мергель;

б) только глина и песок;

в) мел, глина и песок.

В настоящее время торф используется преимущественно как:

а) органическое удобрение;

б) химическое сырье;

Разнообразными полезными ископаемыми обеспечена:

а) Центральная Беларусь;

б) Южная Беларусь;

в) Северная Беларусь.

Почему на юго-востоке страны, а не в центре, добывают нефть? Ответ обоснуйте.

Какой минеральный ресурс и почему дает нашей стране значительную прибыль?

Изучение нового материала

Актуализация.

1. В результате, каких процессов сформировался рельеф Беларуси?

2. Какую пользу дают знания о рельефе своей страны?

3. Есть ли горы в Беларуси?

Аккумулятивной деятельностью покровного оледенения сформирован рельеф и в Беларуси, и на севере Северной Америки. Однако в Северной Америке потоки талых ледниковых вод вслед за отступающим ледником текли к северу, а в Беларуси – к югу, прорывая цепи конечных морен. Аккумулятивные формы рельефа в Северной Америке ими были размыты и сглажены, а в Беларуси – наоборот, еще больше расчленены. Уклон поверхности, определявший направление потоков, обусловлен тектоническими процессами: они по-разному проявлялись на Северо-Американской и Русской платформах. Поэтому ледниковый рельеф – его формы, абсолютные и относительные высоты, распределение по территории и т.д. – этих регионов сильно различается.

1. Какие черты рельефа характерны для равнинных территорий?

2. Какие факторы оказывают влияния на формирование рельефа? ( эндогенные и экзогенные - работа временных и постоянных текущих вод, карстовые процессы, деятельность ветра, физическое выветривание ).

3. Что такое абсолютная и относительная высота поверхности?

Изучение нового материала.

Абсолютная высота – высота любой точки земной поверхности над уровнем моря (океана).

Относительная высота – превышение одной точки земной поверхности над другой.

Равнины – обширные участки земной поверхности с незначительными колебаниями относительных высот (не более 200 м). По характеру поверхности бывают плоскими и холмистыми, по абсолютной высоте представлены низменностями, возвышенностями и плоскогорьями. Низменность – равнины с абсолютной высотой до 200 м. Возвышенности – равнинные участки суши с абсолютными высотами от 200 до 500 м.

Общая характеристика строения поверхности Беларуси

Познавательная задача: определить доли возвышенностей, низменностей, равнин, самой низкой и высокой точек, средней высоты территории страны над уровнем моря.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Выполняют задания учителя на этапе перехода изучения нового материала. Рассматривают рисунки учебного пособия, анализируют карты атласа. Выполняют задания на контурной карте.

Территория Беларуси расположена на Восточно-Европейской (Русской) равнине. Для нее характерен равнинный рельеф. Средняя абсолютная высота поверхности составляет 160 м над уровнем моря. Минимальная – 80 м – на северо-западе в долине р. Неман на границе с Литвой. Максимальная – 345 м – г. Дзержинская на северо-западе Минской возвышенности.

Поверхность равнины имеет разный характер: в рельефе сочетаются возвышенности (выше 200 м) с относительными высотами от 20-30 до 150 м, равнины ( H 150-200 м) и низменности ( H до 150 м).

Работа с картой

Составление кластера

Восточно-Европейская (Русская) равнина

min – 80 м – на северо-западе в долине р. Неман на границе с Литвой

max – 345 м – г. Дзержинская на с-з Минской возвышенности

отн. h – 10-40 – 150 м

Зависимость строения поверхности территории от геологического строения

Познавательная задача: доказать, что рельеф Беларуси отражает особенности тектонического строения ее поверхности.

Возвышенности, равнины и низменности образуют орографический рисунок, в целом повторяя распределение крупных выпуклых и вогнутых элементов поверхности кристаллического фундамента.

Формы рельефа, повторяющие формы рельефа фундамента, являются унаследованными, а формы рельефа не соответствующие формам рельефа фундамента, - обращенными.

Самая значительная положительная форма рельефа – Белорусская гряда – соответствует Белорусской антеклизе фундамента. Обширная Полесская низменность – Припятскому прогибу и Подлясско-Брестской впадине.

Формы рельефа, повторяющие формы рельефа фундамента, являются унаследованными, а формы рельефа не соответствующие формам рельефа фундамента, - обращенными.

Работа с картой – сопоставьте физическую и тектоническую карты.

Установите связь между рельефом и геологическим строением.

Тектонические структуры

Соответствующие формы рельефа

Унаслед./обращ. формы рельефа

1. Латвийская седловина

2. Белорусская антеклиза

Белорусская гряда

Минская, Ошмянская возвышенности;

Нарочано-Вилейская, Неманская, Полоцкая низины

3. Оршанская впадина

Оршанская, Витебская возвышенность

4. Припятский прогиб

Полесская низменность

Факторы формирования рельефа

Познавательная задача: определить основные факторы формирования рельефа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Характер современной поверхности Беларуси и ее орографический рисунок – это не только, с одной стороны, отражение эндогенного фактора - тектонического строения, но, с другой стороны, экзогенного фактора - следствие действия гораздо более поздних рельефообразующих процессов: своеобразие проявления деятельности покровного ледника и современные рельефообразующие процессы.

На территории Беларуси представлены формы рельефа, созданные непосредственно ледником в результате его аккумулятивной (моренные равнины и конечно-моренные возвышенности) и эрозионной деятельности, а также формы рельефа, созданные деятельностью талых вод ледника…

С деятельностью древних и современных водных потоков связано образование оврагов, прирусловых валов и стариц, берегов рек. Деятельность ветра и водных потоков в основном на юге привела к появлению песчаных дюн.

Основные процессы орогенеза

Орогенез – процесс рельефообразования.

Работа с текстом, словарем географических терминов и понятий, иллюстративным материалом учебного пособия. Определение и характеристика факторов формирования рельефа.

Определение влияния антропогенного фактора.

Познавательная задача: усвоить влияние деятельности человека на формирование поверхности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Особенностью современного рельефообразования является усиление рельефообразующей роли человека. Она проявляется двояко. Во-первых, прямо: в процессе своей хозяйственной деятельности человек, разрушая естественные, созданные природными процессами, формы рельефа, создает на их месте новые (например, выравнивает поверхность под застройку или создает насыпи для прокладки дорог и т.д.). Такие формы рельефа – карьеры, отвалы, дамбы, терриконы – называют техногенными ( рисунок учебного пособия ) . Гораздо шире проявляется антропогенный фактор косвенно: изменяя характер растительности, применяя технологии обработки почвы, регулируя сток рек, уровень грунтовых вод и т.д., таким образом, направляя свою деятельность не на рельеф, а анна другие компоненты природного комплекса, человек через них регулирует естественные процессы рельефообразования. Например, при вырубке лесов на обнаженных поверхностях вода атмосферных осадков уже не поглощается растительностью, а в большом объеме, не успевая просачиваться вглубь, стекает по склону. В результате усиливается сток, а на склонах – поверхностный смыв, т.е. активизируются эрозионные флювиальные и склоновые процессы. Антропогенный фактор, внедряясь в комплекс взаимосвязанных природных процессов, проявляется очень сложно; часто его результат невозможно спрогнозировать, и он настолько нарушает природное равновесие, что может оказаться необратимым.

Заслушивание докладов учащихся о техногенных формах рельефа

Основные типы рельефа

Определение основных типов рельефа.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Перечисленные выше факторы приводят к формированию в Беларуси разных типов рельефа.

Самым значительным положительным ледниковым образованием является холмистый моренный рельеф . Наиболее характерные для него формы рельефа - это разные по высоте моренные холмы ( рисунок учебного пособия ). Они представляют собой системы холмов или гряд неправильной формы с крутыми склонами (более 25°) и выпуклыми вершинами. Сложены они мореной – несортированным разнообломочным материалом рыжего цвета (смесь песка, гравия, глин, суглинков, в которой велик удельный вес крупных фракций - валунов).

На их склонах образуются ложбины стока (достаточно глубокие 140-160 м, по которым во время оледенения ледниковые воды стекали на юг), которые после исчезновения ледника определили направление течения современных рек – в понижениях образуются долины рек и озерные котловины (при отступлении ледника скапливалась талая вода, до сих пор, особенно в северной части, сохранилось огромное количество озер).

В зависимости от времени формирования выделяют возвышенный моренный рельеф поозерского, сожского и днепровского возраста.

Самые древние конечно-моренные возвышенности днепровского возраста встречаются только на Полесье. Грядово-холмистый рельеф сожского возраста распространен в центральных районах республики. Формы рельефа в этих регионах сглажены эрозионными процессами. Возвышенности поозерского возраста характеризуются лучшей сохранностью первичных форм рельефа, крутыми склонами, наличием озерных котловин.

Среди моренных холмов встречаются формы, образование которых связано с деятельностью талой воды, скапливавшейся на поверхности ледника ли стекавшей по ней. Сезонные колебания температур приводили к протаиванию на поверхности ледниковой толщи западин, в которых образовывались озера. На их дне слоями накапливались обломочные породы – мелкозернистые пески, глины, гравий. После того, как ледниковый покров полностью растаял, отложения этих озер осадились на моренные толщи, образовав холмы – камы - округлые холмы правильной формы с выраженной слоистостью материала.

По происхождению камы относят к водно-ледниковым образованиям. Камы могут располагаться группами или поодиночке, представлять вершину моренной возвышенности. Форма кама – округлая, с крутыми склонами (40-60°) и куполообразной вершиной, относительная высота 40-50 м. В геологическом строении кама четко прослеживается слоистость разнообломочного (от глин до валунов) материала.

Донные морены заполнили неровности первичного рельефа и после отступления ледников образовали моренные равнины . Они распространены на севере и в центральных районах страны и характеризуются пологоволнистой поверхностью.

На севере Беларуси на месте приледниковых озер (где скапливались и застаивались талые воды отступающего ледника) после отступления поозерского ледника (поступление талых вод прекратилось, озера обмелели, сократили свою площадь, сохранивших в наиболее пониженных участках поверхности) сформировались озерно-ледниковые низменности с плоским рельефом ( рисунок учебного пособия ). Преобладающие абсолютные отметки поверхности здесь 130-140 м, однако при этом рельеф расчлененный – относительные высоты колеблются от 20 до 60 м за счет круто возвышающихся над низинами камов, моренных холмов и озов. Поверхность озерно-ледниковых равнин сложена плотными слоистыми глинами и суглинками, пылеватые частицы которых медленно осаждались в малоподвижной водной массе ледниковых озер.

Значительную часть поверхности территории Беларуси представляют формы, образованные деятельностью талых ледниковых вод. Наиболее обширные – водно-ледниковые (флювиогляциальные) равнины. Они создавались потоками вод, вытекавшими из-под тающего края ледника. Объем воды, переносимый потоком, и его скорость с удалением от края ледника убывали; соответственно менялся состав и объем переносимого потоком материала. Это отразилось в характере сформированной поверхности. Ближе к краю ледника она волнистая: это сочетание конусов выноса водно-ледниковых потоков, откладывавших здесь грубый песчаный и песчано-гравийный материал. Далее к югу поверхность становится плоской, сложенной мелкозернистыми песками. Такие водно-ледниковые равнины – с плоской поверхностью, сложенные песками, получили название зандров, или зандровых равнин (от немецкого Sand – песок) . Мощность покрова зандровых равнин небольшая, поэтому он не скрывает неровностей, образованных более ранними геологическими процессами. Над плоской поверхностью выступают невысокие моренные возвышенности днепровского и более давних оледенений, реликтовые карстовые воронки заняты озерами, ложбины стока направлены по древним долинам рек и заняты долинами рек соверменных. Пологоволнистая поверхность (относительные высоты 2-3 м) на севере при движении к югу становится все более плоской, и ее абсолютные отметки плавно снижаются с 200 до 145 м.

В результате деятельности древних и современных водных потоков на Полесье сформировались озерно-аллювиальные и аллювиальные низменности . Плоский рельеф в их пределах осложняется наличием стариц и дюн . Образование последних связано с деятельностью ветра и водных потоков на песчаных отложениях.

( По мере стаивания ледяных покровов поверхность, освобождавшаяся от льда и его талых вод, попадала под непосредственное влияние рельефообразующих процессов, сменявших на освобождавшихся пространствах ледниковые и водно-ледниковые. Набор этих процессов определялся климатическими условиями, устанавливавшимися на освобожденной от ледника территории, а они не оставались неизменными. Климат голоцена способствовал тому, чтобы на освободившейся от влияния ледника поверхности главной рельефообразующей силой стала вода.

В формировании рельефа территории Беларуси в течение последних 10 тыс. лет были задействованы почти все экзогенные процессы, в которых может участвовать вода: работали реки, временные потоки, подземные воды, водная масса озер, болот. Распределение процессов по территории и интенсивность их проявления регулировались рельефом, геологическим строением, растительным покровом.

На низменностях преобладала аккумулирующая работа. Здесь рельеф сглаживался: приносимый реками материал – аллювий – выстилал днища, затем склоны; при высоком уровне грунтовых вод или избытке атмосферной влаги низины заболачивались, в болотах постепенно нарастал слой торфа. Расширялись аллювиальные и озерно-аллювиальные заболоченные равнины.

Водно-ледниковые, зандровые и аллювиальные равнины сложены рыхлыми песками. Это, а также более засушливый климат юга и юго-востока республики, предопределило проявление здесь эоловых процессов. Под действием ветра песчаный материал сносится с выровненных, слабонаклоненных и не закрепленных растительностью поверхностей и переоткладывается, образуя дюны, холмы и гряды перевеваемых песков. )

Составление кластера

Основные типы рельефа:

холмисто-моренный ( рисунок учебного пособия ),

камы - округлые холмы правильной формы с выраженной слоистостью материала

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок географии в 9 классе.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы.

Население. Крупные города.

Цель: познакомить обучающихся с географическим положением и особенностями государства Белоруссия.

обучающая :

- закрепление понятий - географическое положение, рельеф, климат, реки, промышленность, сельское хозяйство;

коррекционная :

- коррекция пространственных представлений на основе упражнений в анализе,

- коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе,

- развитие связной речи (составление связного высказывания по результатам практической работы и по результату чтения);

воспитательная:

- воспитание любознательности, интереса к изучаемой стране,

- умение работать в коллективе и в группе.

Оборудование: доска, учебники, политическая карта, атласы.
Ход урока.

I. Организация урока.

II. Повторение пройденного материала.

1. На прошлом уроке мы изучали Республику Молдову.

Сейчас мы проверим, какие у вас накоплены знания по государствуМолдавия.

Раздаются вопросы-задания классу на полосках бумаги; на обдумывание 1-3 мин.

- Почему в Молдавии наиболее развито сельское хозяйство ? (Это объясняется тем, что в стране почти нет полезных ископаемых, очень плодородные почвы и мягкий теплый климат)

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель: с этого момента мы покидаем с вами Молдавию и берем курс на дружественное России государство- Белоруссию.

- Что нам предстоит узнать во время путешествия по Белоруссии?

1. Географическое положение

7. Сельское хозяйство

Это и будет целью нашего урока.

Работа с картой учебника.

Откройте политическую карту мира и найдите Белоруссию, назовите государства, с которыми проходит граница.

Латвия, Литва , Польша, Украина, Россия.

Работа с настенной картой в классе.

Предложить учащимся подойти к карте и найти Белоруссию на карте мира.

Территория составляет-207,6 тыс. кв. км

Население – 10,3 млн. чел.

Следовательно, Белоруссия значительно больше, чем все вместе взятые Эстония, Латвия, Литва и по площади и по численности населения.

Укажите рельеф Белоруссии.

Объяснение учителя: Белоруссия расположена на западе Русской равнины

Рельеф страны в основном равнинный, с невысокими возвышенностями в центре и на северо западе (прочитайте ее название)

В северной части страны много озер, этот край называется Поозёрье.

На юге - плоская, заболоченная местность, называется Полесье.

Здесь в непроходимой чаще водятся пушные звери: лисы, куницы, горностаи, выдры, а также лоси, косули, олени, барсуки, медведи, зубры ( взяты под охрану).

Учитель: Для охраны бобров и других животных на реке Березине создан Березинский заповедник. В нем растут леса хвойные, широколиственные с примесью дуба, березы, клена и живут олени, косули, кабаны, встречаются зубры. На юге страны есть еще заповедник - Припятский с лугами, дубравами болотами.

Климат в Белоруссии умеренный, мягкий, влажный: лето продолжительное не жаркое. Зимой выпадает снег, но морозов больших не бывает, частые оттепели. На равнинную поверхность республики заходят свободно влажные ветры с Атлантического океана и приносят большое количество осадков. Благодаря их обилию в Белоруссии много рек и озёр. На карте физической найдите реки Белоруссии.

Самые крупные реки: Западная Двина, Неман. Днепр, Припять, Березина

Полезные ископаемые

Предложить по физической карте найти, какими полезными ископаемыми богата Белоруссия. Из полезных ископаемых важное значение в хозяйстве имеет торф. Запасы торфа находятся в Центральных районах Белоруссии и в Полесье. Есть также залежи поваренной соли, железной руды, известняка, глины, кварцевого песка. В юго-восточной части Белоруссии добывают нефть и газ, но для страны своих природных ресурсов недостаточно, они покупают газ в России.

Учитель: Мы с вами хорошо знаем, что полезные ископаемые являются сырьём для промышленности.

Промышленность.

Ведущими отраслями промышленности в республике являются:

Химическая промышленность.

На предприятиях химической промышленности производят различные минеральные удобрения, шины, пластмассы.

Деревообрабатывающая.

Фабрики выпускают пиломатериалы, мебель, спички, фанеру, картон, бумагу.

Лёгкая промышленность выпускает льняные изделия, трикотажные, которые находят место в нашей жизни. У нас в школе частыми гостями бывают белорусы, которые привозят (готовые изделия) нашим сотрудникам костюмы, платья, блузки (производство Белоруссии).

Пищевая занимается переработкой сельскохозяйственного сырья.

Военная - военные заводы производят боевую технику и боевое оружие.

Белоруссия- край развитого сельского хозяйства . Особенно высоко развиты молочное и мясное животноводство, картофелеводство и льноводство. Картофеля белорусы сажают много. Он идёт в пищу, на корм скоту и переработку (спирт и крахмал). Белорусы очень любят картофель, они его называют бульбой. Из него они могут приготовить 100 различных блюд. Картофель у белорусов – первый хлеб. На севере страны выращивают лён, где больше влаги, а летом прохладнее. В таких условиях лён тянется вверх и дает длинное волокно.

Население. Основное население страны- белорусы, но живут и русские, поляки, украинцы. Государственный язык - русский и белорусский. Во время ВОВ погиб каждый четвертый житель страны. Столица Белоруссии - г. Минск.

Рассказы ученицы о г. Минске.

Минск - город- герой. Проживает в нём более миллиона жителей. Ему почти 1000 лет. Минчане 1000 дней и ночей вели ожесточенную борьбу с фашистскими оккупантами. Эта борьба создала славу непокорённого города. Ему заслужено присвоено звание города-героя. Фашисты превратили город в груду развалин. В настоящее время Минск - крупный научный и культурный центр республики. Здесь есть Белорусская академия, университет, др. ВУЗы, богатейшее книгохранилище, много театров, киностудий, концертных залов, музеев, картинных галерей. Минск - крупный промышленный центр страны. Здесь выпускается значительная часть велосипедов, мотороллеров, наручных часов и др. В городе много домов отдыха, детских и спортивных лагерей.

Учитель: Минск - красивый современный город.

Найдите крупные города Белоруссии.

Гомель- второй по величине город после Минска.

Витебск - по численности населения и в промышленном отношении стоит на третьем месте.

На западе страны у границы с Польшей находится город Брест. Главная его достопримечательность – Брестская крепость. Во время Великой Отечественной войны фашисты больше месяца не могли захватить крепость. Малочисленный гарнизон мужественно отражал атаки врага. Лишь после гибели всех защитников немцы смогли захватить крепость .Теперь здесь открыт музей - памятник ее защитникам.

За связь с партизанами во время войны было уничтожено 186 белорусских деревень. Одна из таких деревень – Хатынь. 149 человек были заживо сожжены фашистами. Среди них 75 детей. В память о жителях Хатыни открыт Мемориальный комплекс. На месте каждой хаты поставлен памятник в виде деревенской печи с колоколом. Когда дует ветер, над безжизненной деревней раздаётся тихий колокольный звон

Наиболее почитаемые праздники в Белоруссии: День Победы – 9 мая, День освобождения от фашизма – 3 июля.

IV. Закрепление нового материала.

Основное население - белорусы (русские, поляки, украинцы).

Заповедники: Беловежская пуща, Березинский, Припятский.

2. В какой стране побывали на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

1. Белоруссия граничит с Казахстаном? (нет).

2. Эта страна, где много озёр и болот? (да).

3. Рельеф страны горный.

4. Климат жаркий.

5. В Белоруссии много торфа.

7. Через Белоруссию течет Волга,

8. Главной рекой является Днепр.

9. Столица Белоруссии - город Вильнюс.

10. В Белоруссии живут русские, белорусы.

11. На машиностроительных заводах выпускают суда.

V. Задание на дом: по учебнику с. 95-97.

. Ответить на вопросы в конце статьи.

Цели : Обобщить и систематиз ировать з нания об - ся о гос - х Балтии.

Сформировать о бщее представл ение о п оложении их на карте, границах, эко номике

Беларуссии, н аселении, его зан ятиях, познак омить с круп ными городами.

Развивать познава тельную акт ивность, г еографиче ское мыш ление, внима ние,

умение орие нтировать ся в географиче ской карте, контурной карте.

Воспитывать го рдость и уважение к лю дям, героическ и сражавшимс я за свою

Родину в год ы Вов, повышать интерес к изучению геогра фии.

Оборудование : мультимедий ный проек тор, контурные к арты, карточ ки,

- Какую тему м ы начали изучать нескол ько уроков наза д? ( Стра ны Балтии)

Читайте также: