Конспект занятия по лепке из глины в подготовительной группе
Обновлено: 05.07.2024
Дети входят в изостудию, здороваются и проходят к воспитателю.
Воспитатель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с декоративной посудой. Встаньте удобно, закройте глаза и представьте, что мы перенеслись в древний мир. Представили? А теперь послушайте мой рассказ. Люди с древних времен лепили глиняную посуду. Сначала они хранили в ней разные продукты: овощи, фрукты, зерно. Но однажды один горшок стал крепким , легким, звонким, но главное он не размокал от воды. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Постепенно при лепке посуды люди стали изменять форму изделий, делали кувшины с длинными узкими горлышками для воды и широкие массивные сосуды с крепкими ручками для других продуктов. Вскоре стали отбирать наиболее удачные и красивые изделия, а потом и сами стали украшать посуду разными способами. Вот, например древнегреческая ваза украшена глиной разных цветов. А еще, какими способами можно украсить посуду?
(Ответы детей: налепами, углубленным рельефом, росписью)
То есть со временем посуда стала настоящим украшением стола, а потом и жилища человека. Появились причудливые изящные вазы, кувшины разнообразных форм и размеров, т.е. появилась декоративная посуда. Что значит слово “декоративная”?
Давайте рассмотрим некоторые изделия поближе. Вот перед вами разные виды посуды: вазы, кувшины, конфетницы, чаши. Нравятся они вам? Чем именно?
Ребята, а как вы думаете, каким способом вылепили эту вазу? А эту сахарницу? и т.д.
(Выслушиваю ответы детей, дополняю, добавляю, еще раз повторяю способы лепки: вдавливание, выбирание, ленточный способ.)
Итак, сегодня мы с вами тоже будем создавать декоративную посуду, будем лепить известными способами самую разную посуду. И конечно будем украшать ее или налепами или прорисовывать узор стекой.
Рассаживайтесь за столы, кому как удобно, садитесь красиво, спину держим прямо. Подумайте, какую посуду вы хотели бы вылепить, и какой способ нужно для этого использовать.
(Ответы детей, совет, подсказ воспитателя)
Хорошо подумайте, на сколько частей вы разделите кусок глины. Самые удачные работы высушим, и вы заберете для украшения группы. Приступаем к работе, хорошо разминаем глину, делим ее на части.
(Самостоятельная работа детей, помощь, подсказ, напоминание, что перед налепами или прорисовкой необходимо тщательно загладить поверхность.)
После работы воспитатель предлагает детям вымыть руки и рассмотреть изделия вылепленные детьми, отметить наиболее удачные, выбрать для группы.
– А теперь давайте на минуту закроем глаза и постараемся вспомнить самые интересные моменты занятия, что вам понравилось больше всего?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе
- Формирование творческих способностей в различных видах художественной деятельности.
-Расширение знаний детей о многообразии профессий, знакомство с профессией гончара.
-Выявить знания детей о свойствах глины и разнообразии предметов быта изготавливаемых из нее.
- Закрепить способы и приемы лепки, усвоенные ранее.
- Развивать мелкую моторику рук.
-Воспитывать уважение к труду народных мастеров.
-Развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
(Дети входя в группу с педагогом)
-Ребята, я приглашаю вас сегодня на выставку, которую организовала в группе. Проходите. (На столе выставка глиняной посуды)
-Посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти изделия (что у них может быть общего)? (Ответы детей)
-Верно, все эти изделия сделаны из одного материала.
-А кто же их создал? ( Ответы.)
-Чтобы узнать (проверить) верно ли ваше предположение давайте расшифруем это слово. Но чтобы мы смогли все вместе выполнить это задание, необходимо разделиться на две команды. А помогут нам в этом четные и нечетные числа . (Дети делятся на две команды и собирают слово с двух сторон на магнитной доске из своего комплекта карточек)
1 2 3 4 5 6 (Читают)
-Правильно, есть такая древняя профессия – гончар, ремесленник, а что же означает это слово? Как мы можем узнать?
(Дети предлагают варианты)
-Верно, ребята, у нас в группе есть незаменимый помощник-словарь (показ), где есть толкование разных слов. Кто мне поможет ? (Дети находят значение слова)
Итак, гончар – это мастер по выделке глиняной посуды. (Показ иллюстрации с изображением гончара, работающим за гончарным кругом)
-Что же необходимо ему для работы? Без чего он не сможет обойтись? (Ответы детей)
-Верно, основной материал для его работы - это глина.
-А вы знаете, откуда берут глину? (Ответы)
-Глина — добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры, это остатки гор и образуется в результате их разрушения, и в процессе выветривания.
-Бывает она разного цвета: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка)
-Как вы думаете, почему именно глину используют мастера?
-Посмотрите, вот у меня кусочки глины возьмите их, потрогайте, обследуйте её, какая она? (твердая, шершавая, крошится, трескается, не пачкает руки) Давайте попробуем залить её водой (заливают) и через некоторое время посмотрим, что с ей стало..
-А в этой мисочке глина, которая уже постояла в воде. Какая она? (липкая, пластичная, пачкает руки, легко меняет форму, скользкая)
-Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина — единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве.
-Что из нее делают? (посуду, игрушки, кирпичи, черепицу для крыш)
Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали разнообразные по форме и декору (оформлению) горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы, необходимые в быту, а также разнообразные игрушки.
-А как называется посуда, которую делают из глины?
-Правильно, глиняная или керамическая.
-Глиняная - это один раз обожженная в печи посуда без всяких специальных добавок, не покрытая глазурью.
-Керамическая посуда – это все изделия из обожженной глины, выполненные по различным технологиям и с различными добавками. Это и фарфор, и фаянс, и терракота, и любая глиняная посуда, покрытая глазурью.
-Какой предмет посуды у вас получился ? ( Ответы детей.)
-Мы с вами починили нашу посуду очень быстро, а изготовление настоящего глиняного изделия процесс достаточно долгий: сначала происходитприготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка), сушка на воздухе или обжиг в печи.
-А сами изделия мастера изготавливают различными способами: формовка изделий вручную и формовка изделий на гончарном круге. ( Показ иллюстрации)
-Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы.
-Работа на гончарном круге требует мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет раскрашивание и декорирование.
-Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа.
- А вы как думаете, достойны эти мастера почета? (ответы)
-Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения С.Я.Маршака о работе гончара.
(Чтение стихотворения «Гончар сидит за верстаком..)
- Я тоже предлагаю вам ненадолго превратиться в маленьких гончаров - подмастерий и попробовать создать свою неповторимую посуду
-А для начала давайте вспомним основные приемы лепки.
(Показ иллюстрации)
(разминание,сплющивание, отщипывание, скатывание, раскатывание,разрезание, вдавливание, соединение, заострение)
Работать можете по одному или объединиться в пары, договориться, кто и что из вас будет делать. Проходите к рабочим столам, надевайте фартучки и за работу!
( Самостоятельная работа детей, советы, указания, пояснения)
(Готовые работы размещают на столике рядом с выставкой.)
-Сколько замечательной и разнообразной посуды у нас получилось! Расскажите, какой предмет посуды вы слепили? (рассказы детей)
- А когда наши изделия высохнут, мы тоже сможем их раскрасить и создать из них свою выставку, а затем показать её нашим родителям, малышам или ребятам из соседней группы.
Баночки с водой, чашечки для глины, лупы, пипетки, гончарный круг, леска, разная по цвету глина, посуда и изделия из глины, влажные салфетки, шарики влажной глины, фартуки.
(В коробке лежит глина, а на коробке письмо)
- Ой, ребята посмотрите!
Нас с утра почтальон навестил
И письмо заказное вручил
Он просил вас срочно прочитать
И то, что в коробке,
Самим догадаться, узнать.
- а подсказка находится в конверте.
- По картинкам вы должны догадаться, что находится в коробке.
(Первая картинка с частыми точками - значит вещество плотное,
Вторая — гиря, значит тяжёлое,
Третья — природа, значит находится в природе,
Вытянутая капля - вытягивается,
Посуда, керамические поделки - делают из этого вещества предметы.
- Вы догадались, о каком природном веществе идет речь?
- Послушайте загадку об этом веществе.
Гончар для меня разведёт жаркий пламень.
Сухая, я твёрдой бываю как камень.
Размочат - как тесто податливой буду,
Могу превратиться в игрушку, в посуду,
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая?
- Да! Это ребята глина - родственник песка и камней, удивительное природное вещество.
- Посмотрите, сколько удивительных вещей можно слепить из глины.
- А вы бы хотели, что-нибудь слепить из глины и чтобы ваши работы попали на выставку?
- А для этого нам нужно многое узнать о глине, познакомиться с ней и подружиться.
(Дети садятся за столы, на которых в чашечках лежит разная глина.)
- Посмотрите, какого цвета глина?
- Интересно, что глина из разных мест имеет разный цвет: красный, коричневый, голубой, зелёный, чёрный, жёлтый, белый. Больше всего на планете глины серого цвета. Цвет глины зависит от минералов из которых она состоит.
- Попробуйте глину на ощупь. Какая она? (Твёрдая, может крошиться)
- Можно сказать, что глина сыпучая?
- Посмотрите на глину через лупу. Из чего она состоит?
- Из мельчайших пылинок, они на много меньше частичек, из которых состоит песок.
- Оказывается, её пылинки давным - давно были частичками гор и камней. Когда дул сильный ветер, мельчайшие пылинки с гор летели в море, там они оседали на дне, и появлялась глина. Они как будто взялись за руки и прилипли друг к другу.
- У нас глина какая?
- Ребята, как вы думаете, что произойдёт с глиной, если добавить в глину воды?
- Давайте наберём пипеткой воды и капнем на глину. Что происходит?
(Глина впитала воду и стала тёмной)
- Как вы думаете, дружит ли глина с водой?
- Давайте проверим. Налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите?
(Глина плохо впитывает воду, медленно намокает)
- Да, глина плохой проводник воды.
- Вспомните, что происходило с водой, когда мы её наливали в песок?
(Она быстро просачивалась через песок)
- Какой вывод можно сделать?
(Песок быстро намокает и пропускает воду. Глине надо время, чтобы намокнуть. Она плохо пропускает воду.)
- Вчера такая же сухая глина была мною завёрнута в мокрую ткань, вот что получилось из неё сегодня.
(Воспитатель раздаёт детям шарики глины подготовленной для лепки)
- Какой стала глина?
(Мягкой, пластичной, из влажной глины можно лепить)
- Человек давно использует это свойство глины; если она влажная, из неё можно лепить посуду, игрушки, использовать в строительстве домов, делать разные красивые украшения и сувениры.
- Чистая глина без примесей применяется в медицинских целях для лечебных грязей и в приготовлении лекарств, различных масок.
- Мастер, который работает с глиной, называется гончар.
Руки хорошо потрём,
до тепла их разотрём.
Чисто вымоем сначала,
чтобы глина не серчала.
Нежно их погладим,
слова такие скажем:
«Ручки, ручки помогите,
- а сейчас мы превращаемся в частички песка и изображаем песок.
(стоят рядом друг с другом)
- а сейчас мы превращаемся в частички глины и изображаем глину.
(Встали плотно друг к другу взявшись за руки)
- А сейчас изобразим камень, превратимся в частички камня.
(Плотно прижались друг к другу)
- Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера гончары создавали разнообразные по форме и декору горшки, миски, кувшины, блюда и многие другие предметы необходимые в быту. Некоторые предметы становились произведением искусства.
- Мастера - гончары сначала готовят тестообразную массу, долго её мнут, выгоняя из глины пузырьки воздуха, затем бросают её на гончарный круг, который крутится во время работы и позволяет изделия из глины создавать равномерно расширяющиеся или сужающиеся, разной формы.
- Сейчас я вам, примерно, покажу работу гончара. Сначала нужно надеть фартук, приготовить таз с водой и запустить гончарный круг. Наш гончарный круг не настоящий и я тоже не гончар, поэтому изделия у меня могут получиться не очень сложные.
- Я буду показывать и рассказывать, как выполняют свою работу мастера — гончары.
- Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращается в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытягивают корпус и шейку изделия. Во время формования руки приходится периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки. Когда изделие высохнет - его раскрашивают и декорируют.
- А сейчас мы с вами превращаемся в гончаров и попробуем создать свои неповторимые изделия для выставки. Готовы?
Материал: предметы гончарного промысла (кружка, кувшин миска) видео.
Содержание ОД
На посуду мою посмотрите
Из какого материала сделана эта посуда?
Воспитатель: Из какого ещё материала делают посуду?
Дети: (стеклянная, железная, деревянная, пластмассовая).
Воспитатель : Моя посуда глиняная.
А что такое глина?
Воспитатель. Каждая миска, кувшин хранит тепло рук мастера, ведь глина имеет такое свойство впитывать и перенимать настроение, хорошее настроение, мысленный, духовный настрой и будучи обожженной, она сохраняет эти свойства.
Как же из простого куска глины при помощи только рук и гончарного круга рождаются чудеса?
Воспитатель: И вот мы в мастерской, оденем фартуки и сядем за рабочее место.
Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Смоленском крае.Гончары города покупали глину в д. Гнездово и добывали ее сами в Чуриловском рву. Глину, перед работой на несколько дней замачивали, а потом месили для обеспечения мягкости и эластичности материала. Вылепленную посуду продавали на ежегодной ярмарке, у церкви в с. Хиславичи. Стоила посуда очень, очень дешево. Перед Великой Отечественной войной здесь была Гончарная улица, где жили гончары.
Давным - давно на Руси изготавливали различные глиняные изделия, причем делали это вручную преимущественно женщины.
Позже появились гончарные круги. В то же время гончарным искусством стали заниматься мужчины. Сначала круг приводили в движение одной рукой, а потом ногами, что позволило гончарам работать обеими руками. Именно благодаря работе на нем люди смогли придавать куску глины правильную и красивую форму.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего делали глиняную посуду?
Дети: в ней варили и содержали пищу, из нее ели, в ней переносили съестные припасы, для домашних нужд и т. д.
Воспитатель: Какими способами мастера выполняли работу?
2.Расплющиваем его в круглую лепешку, получилось донышко
3.Катаем колбаску и прилепляем к донышку
4.Мы крутим донышко, а не колбаску.
1 катаем шар из глины
2 прилепляем к доске
3делаем углубление в шаре
4 во время работы поворачиваем круг, на котором держится изделие
А вы хотели бы попробовать вылепить посуду из глины , так же как гончары?
Воспитатель: А чтобы вы хотели слепить и для кого?
«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Руки, руки потираем.
Приступайте к работе (музыка)
Воспитатель: Вот какая красивая посуда у вас получилась. Поставим её на стол, для того чтобы она подсохла. Затем её раскрасим, и вы подарите тому, кому вы её лепили.
Читайте также:
- Конспект 1 главы введение в социологию книги нейла смелзера социология
- Конспект урока строение и грамматическое значение предложений 8 класс бархударов
- Конспект группового коррекционного занятия с ребенком младшего школьного возраста с дислексией
- С михалков фома конспект урока 2 класс
- Конспект урока буква м перспектива 1 класс