Конспект группового коррекционного занятия с ребенком младшего школьного возраста с дислексией
Обновлено: 20.05.2024
Специалисты утверждают, что раннее начало коррекции дислексии позволяет устранить патологию или, как минимум, помогает ребенку успешно справляться с ее проявлениями. Лечением заболевания занимается логопед или дефектолог узкой специализации, но терапевтический процесс обязательно должен проходить в тесном сотрудничестве с родителями малыша.
Если ваш младший школьник испытывает явные сложности в освоении навыков чтения или находится в группе повышенного риска развития данного отклонения, то представленные ниже задачи и упражнения подойдут вам как нельзя лучше. Они помогут развивать у школьника логическое мышление и абстрактные представления, сформируют навыки чтения и восприятия информации, а также повысят концентрацию внимания.
1. Артикуляционная гимнастика
Начинать занятия следует с разминочных упражнений:
- вдыхаем через нос – выдыхаем ртом;
- вдыхаем – задерживаем на несколько секунд дыхание – выдыхаем;
- делаем неполный вдох – не полностью выдыхаем воздух.
После этого следуют упражнения, развивающие четкость и внятность произношения. Ребенку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:
Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:
- КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
- ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
- ВДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
- ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.
Прочитать чистоговорки медленно и внятно:
- ру-ру-ру – убежала кегуру;
- ты-ты-ты – замяукали коты;
- чи-чи-чи – покатились все мячи.
Прочитать шепотом в умеренном темпе:
- арна – арла;
- аржа – арка;
- арла – арма;
- арба – арфа.
Прочитать громко и как можно быстрее:
- жечь – печь – лечь;
- дверь – червь – зверь;
- мел – кол – ил;
- жарь – парь – гарь.
Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:
- каково волокно, таково и полотно;
- полили ли лилию, видели ли Лидию;
- корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
- на гору гогочут гуси, под горой огонь горит;
- наш дуда и туда, и сюда.
Для данного упражнения необходимо изготовить объемные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины, или же вырезать из твердого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается несколько вариантов данной игры:
- Необходимо, не доставая из коробки, определить на ощупь букву алфавита и описать ее. После этого вынуть букву, убедиться в правильности ответа и составить с ней слова. Можно усложнять задачу, требуя, чтобы эта конкретная буква находилась в начале, конце или средине придуманного ребенком слова.
- В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.
3. Работа с мячиком
Для реализации данного задания понадобится резиновый мячик, который легко сжимается, и любая детская книга с легким текстом. Ребенку необходимо читать слова по слогам, сопровождая озвучивание каждого слога стискиванием мяча двумя руками или поочередно правой и левой.
Ребенку предлагается прочитать слова с различным количеством слогов, которые расположены в виде лесенки:
ЁЖ
РАК
СВОЙ
КОМОК
ЛОШАДЬ
ДЕВОЧКА
ПРЕЗИДЕНТ
ШЕСТЕРЕНКА
ШЕЛКОВИСТЫЙ
При этом, школьнику необходимо выполнить несколько заданий:
5. Запоминание графического выражения слов
На каждой звездочке написан определенный слог. Необходимо составить слова и обвести их разноцветными карандашами (например, ворона, учебник, ковер, алфавит, учитель и др.).
С целью улучшения восприятия и дополнения ассоциативного ряда, можно дополнять задание карточками с изображением слов, которые составляет ребенок.
Упражнение направлено на улучшение навыков анализа и синтеза слогов, а также формирование словарного запаса школьника. Ребенку предоставляется игровое поле с изображением кораблей. На каждом нарисованном кораблике написаны слоги. Взрослому необходимо называть координаты морского судна на поле, а школьнику – находить нужную клетку и выписывать обозначенный в ней слог. Отыскивая кораблики в правильном порядке, учащийся сможет составлять слова из выписанных слогов.
- (Е5, Б6) бух – та: бухта;
- (Д3, И8) бук – сир: буксир;
- (Б2, Г10) па – ром: паром;
- (Г2, Ж7, З3) ко – раб – ли: корабли;
- (Д7, А9, Е1) ка – пи – тан: капитан.
7. Чтение слов с одинаковым корнем
Упражнение позволяет улучшать навыки чтения, а также восполнять упущения в развитии лексического словарного запаса. Ребенку выдаются карточки, с написанными на них схожими по звучанию и значению словами. Их необходимо распределить на два столбика, соответственно смысловой нагрузке:
- карточки первой группы: гора, горка, горушка, горный, гористый, пригорок;
- карточки второй группы: горе, горько, горевать, горюшко, пригорюнился, горемычный.
8. Работа над установкой правильного порядка слов
Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Задача заключается в составлении предложений в соответствии с картинкой. Ребенку необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение. При этом, важно следить, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно.
Девочка катается.
_______ _______ на _______.
_______ _______ на _______ в_______.
_______ _______ на _______ в_______ и ________.
Систематическое проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения. Дислексики существенно улучшают технику и качество чтения, совершенствуют навыки работы с текстовым материалом, а также повышают самооценку и уверенность в себе. При этом, важно помнить, что правильно скорректировать дислексию может только специалист, который подберет наиболее подходящие для конкретной формы заболевания виды работ и упражнений.
Форма занятия: подгрупповое занятие.
Коррекционно – образовательные цели:
- формирование и совершенствование навыка чтения;
- учить детей постепенно переходить от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух;
- учить подробно и выборочно пересказывать текст.
Коррекционно – развивающие цели:
- развитие четкости произношения;
- развитие внимания, мышления, воображения школьников;
- закреплять умения читать слова, отличающихся одной буквой
Коррекционно – воспитательные цели:
- воспитание интереса к чтению и книге;
- воспитание стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты
Личностные УУД: воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе.
Предметные УУД: формирование грамотного чтения и безошибочного чтения как показатель общей культуры человека; формирование потребности в систематическом чтении.
Метапредметные:
- регулятивныеУУД – умение пользоваться чтением для решения познавательных задач, умение планировать действия по выполнению задания, умение управлять своей деятельностью;
- коммуникативные УУД – умение слушать и понимать других, умение сотрудничать и кооперироваться в группы, читая текст по цепочке.
В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения, развития правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_po_korrektsii_disleksii.docx | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
общеобразовательное учреждение Московской области
«Хотьковская общеобразовательная школа – интернат
Тихонова Надежда Геннадьевна
г. Сергиев Посад
2018 г.
Конспект логопедического занятия по коррекции дислексии.
Аннотация: В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения, развития правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.
Тема: Чтение предложений с однородными членами. Перечислительная интонация.
Цель: развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.
- Формировать функциональный базис навыка чтения через систему упражнений, направленную на развитие психических функций.
- Развивать правильное безошибочное восприятие единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу чтения.
1. Дыхательная гимнастика.
- Глубокий вдох. Руки медленно поднять через стороны вверх.
- Задержка дыхания на вдохе (2-3 сек).
- Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить
- через стороны вниз
- Глубокий вдох. Руки поднять через стороны до уровня плеч.
- Задержка дыхания (2-3 сек).
- Выдох с сильным звуком О-О-О, руками обнять плечи, голову опустить на грудь.
- Глубокий вдох . Руки поднять до уровня груди ладонями вперед.
- Задержка дыхания (2-3 сек).
- Выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз, голову – на грудь.
2. Развитие базисного навыка чтения.
- чтение слоговой таблицы.
- составление и чтение скороговорок на проблемные звуки (р, с, ц, ч)
На завтрак у Варвары крабы и омары.
Цыплята и курица гуляют на нашей улице.
Четыре чертенка чертили черными чернилами чертеж.
- Работа с псевдословами.
Задание: Разложи слова на группы так, чтобы в группу попали тождественные по написанию псевдослова.
- упражнение на автоматизацию зрительного восприятия слогов.
Задание: Найди и прочитай слоги в правильной последовательности, из которых состоят слова : камера, колесо, барыня, хорошо, сирота, канаты, вера, кора, раковина, гора, вино, пора, берега, пара, дыра, сапоги, пироги, волосы, ворота, высота, лимоны, яблоки, яблоня, мужики лисица, (на время).
- упражнения на формирование интонации и силы голоса
3. Постановка цели урока.
Реки освободились ото льда. Озера освободились ото льда. Пруды освободились ото льда.
-Что вы о нем думаете?
-Можно ли эти предложения соединить в одно? Замените три предложения одним.
Реки, озера и пруды освободились ото льда.
Какие слова здесь перечисляются? Как называются эти слова? (однородные члены предложения).
Что такое однородные члены предложения? Какова их особенность? (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. В предложении могут быть как главными , так и второстепенными членами)
- Сегодня мы будем учиться читать предложения с однородными членами.
Родственники подарили брату велосипед, компьютер, книги.
-Назовите однородные члены. Как вы догадались? Как я выделяю при чтении однородные члены? (При помощи интонации).
-Правильно, однородные члены предложения выделяются при чтении перечислительной интонацией, понижением и повышением голоса, наличием пауз между однородными членами предложения.
II. Основной этап.
- Работа по теме. Отработка перечислительной интонации.
Катя, |Павел, |Иван, |Аня |спешили на помощь другу.
Проказница Мартышка, |Осел, |Козел, |да косолапый Мишка |затеяли сыграть
Приду из школы, |пообедаю,| сделаю уроки|| и пойду гулять.
Задание: Один из учащихся читает предложение, выделяя перечислительной интонацией однородные члены предложения, а другие учащиеся должны по интонации их выделить и назвать .
Семён Павлович был умным, добрым и отзывчивым человеком.
Для нахождения объема параллелепипеда необходимо знать длину, высоту и ширину.
Для поступления в технический институт необходимо сдать математику, русский язык, физику и химию.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.
С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.
Дом был маленький, но уютный.
Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.
III. Творческий этап.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
- Выполнение разноуровневых заданий по отработке чтения предложений с однородными членами.
1. Русская грамматика: научные труды : в 2 т. / под ред. Е. А. Брызгуновой. К. В. Габучана. М.: Изд-во Института русского языка имени В. В. Виноградова, 2005.
2. Зиновьева Т.И. Автореф. дис. Работа над интонацией в переод обучения грамоте, М.: 1996.
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968 ; Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. М., 1992.
4. Шпунтов А. И. Живое слово // Речевые уроки / под ред. Т. А. Ладыженской. М, 1994.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
Внимание! Проверьте,
Готовы ли вы начать урок.
Всё ли на месте, всё ли в порядке –
Ручка, карандаш, тетрадка.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели внов ь прийти.
Логопед: - Ребята, назовите какой сегодня день недели? Месяц? Какой это по счету зимний месяц?
II. Основная часть.
хобот-робот | гонка-горка |
танец-ранец | ночка-норка |
забота-работа | голод-город |
мычать-рычать | кошка-корка |
нога-рога | банан-баран |
мука-рука | маска-марка |
мак-рак | кот-рот |
Логопед: - Ребята, для того, чтобы узнать название рассказа вы должны разгадать шифр. Впишите в алфавитном порядке недостающую букву. Из вписанных букв составьте слова.
Р . Т, . П Р, П . С, Л М ., Ъ . Ь, Г Д .
Й . Л, . Ф Х, О П ., Щ Ъ .
(сорные куры)
5. Работа со слоговыми таблицами.
Логопед: - Перед тем, как приступить к чтению текста, необходимо потренировать речевой аппарат. Для этого прочитаем слоговую таблицу.
Логопед: - Давайте отдохнем.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Логопед: - Ребята, послушайте рассказ. Если какие-то слова окажутся для вас непонятным и, запомните их. После прочтения мы их объясним.
Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много разных родственников. К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.
Все перечисленные птицы производят потомство одинаково. По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.
Но в Австралии живут особые, сорные куры. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок. В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день принимаются летать.
(Словарная работа: Ряба и сорные–породы (вид) кур, имеющих определенный окрас; инкубатор – специальное место для выведения птенцов)
В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения, развития правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.
Содержимое разработки
Государственное казенное
общеобразовательное учреждение Московской области
«Хотьковская общеобразовательная школа – интернат
для обучающихся
Тихонова Надежда Геннадьевна
г. Сергиев Посад
2018 г.
Конспект логопедического занятия по коррекции дислексии.
Аннотация: В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения, развития правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.
Тема: Чтение предложений с однородными членами. Перечислительная интонация.
Цель: развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.
Формировать функциональный базис навыка чтения через систему упражнений, направленную на развитие психических функций.
Развивать правильное безошибочное восприятие единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу чтения.
I.Адаптационный этап.
1. Дыхательная гимнастика.
Глубокий вдох. Руки медленно поднять через стороны вверх.
Задержка дыхания на вдохе (2-3 сек).
Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить
через стороны вниз
Глубокий вдох. Руки поднять через стороны до уровня плеч.
Задержка дыхания (2-3 сек).
Выдох с сильным звуком О-О-О, руками обнять плечи, голову опустить на грудь.
Глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди ладонями вперед.
Задержка дыхания (2-3 сек).
Выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз, голову – на грудь.
2. Развитие базисного навыка чтения.
- чтение слоговой таблицы.
- составление и чтение скороговорок на проблемные звуки (р, с, ц, ч)
На завтрак у Варвары крабы и омары.
Цыплята и курица гуляют на нашей улице.
Четыре чертенка чертили черными чернилами чертеж.
- Работа с псевдословами.
Задание: Разложи слова на группы так, чтобы в группу попали тождественные по написанию псевдослова.
- упражнение на автоматизацию зрительного восприятия слогов.
Задание: Найди и прочитай слоги в правильной последовательности, из которых состоят слова: камера, колесо, барыня, хорошо, сирота, канаты, вера, кора, раковина, гора, вино, пора, берега, пара, дыра, сапоги, пироги, волосы, ворота, высота, лимоны, яблоки, яблоня, мужики лисица, (на время).
- упражнения на формирование интонации и силы голоса
3. Постановка цели урока.
Реки освободились ото льда. Озера освободились ото льда. Пруды освободились ото льда.
-Что вы о нем думаете?
-Можно ли эти предложения соединить в одно? Замените три предложения одним.
Реки, озера и пруды освободились ото льда.
Какие слова здесь перечисляются? Как называются эти слова? (однородные члены предложения).
Что такое однородные члены предложения? Какова их особенность? (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. В предложении могут быть как главными , так и второстепенными членами)
- Сегодня мы будем учиться читать предложения с однородными членами.
Родственники подарили брату велосипед, компьютер, книги.
-Назовите однородные члены. Как вы догадались? Как я выделяю при чтении однородные члены? (При помощи интонации).
-Правильно, однородные члены предложения выделяются при чтении перечислительной интонацией, понижением и повышением голоса, наличием пауз между однородными членами предложения.
II. Основной этап.
Работа по теме. Отработка перечислительной интонации.
Катя, |Павел, |Иван, |Аня |спешили на помощь другу.
Проказница Мартышка, |Осел, |Козел, |да косолапый Мишка |затеяли сыграть
Приду из школы, |пообедаю,| сделаю уроки|| и пойду гулять.
Задание: Один из учащихся читает предложение, выделяя перечислительной интонацией однородные члены предложения, а другие учащиеся должны по интонации их выделить и назвать .
Семён Павлович был умным, добрым и отзывчивым человеком.
Для нахождения объема параллелепипеда необходимо знать длину, высоту и ширину.
Для поступления в технический институт необходимо сдать математику, русский язык, физику и химию.
Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.
С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.
Дом был маленький, но уютный.
Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.
III. Творческий этап.
Самостоятельное редактирование текста.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
Выполнение разноуровневых заданий по отработке чтения предложений с однородными членами.
Тренировка чтения по технологии БОС.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
1. Русская грамматика: научные труды : в 2 т. / под ред. Е. А. Брызгуновой. К. В. Габучана. М.: Изд-во Института русского языка имени В. В. Виноградова, 2005.
2. Зиновьева Т.И. Автореф. дис. Работа над интонацией в переод обучения грамоте, М.: 1996.
3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968 ; Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. М., 1992.
4. Шпунтов А. И. Живое слово // Речевые уроки / под ред. Т. А. Ладыженской. М, 1994.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.
Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.
Читайте также: