Конспект группового коррекционного занятия с ребенком младшего школьного возраста с дислексией

Обновлено: 20.05.2024

Специалисты утверждают, что раннее начало коррекции дислексии позволяет устранить патологию или, как минимум, помогает ребенку успешно справляться с ее проявлениями. Лечением заболевания занимается логопед или дефектолог узкой специализации, но терапевтический процесс обязательно должен проходить в тесном сотрудничестве с родителями малыша.

Если ваш младший школьник испытывает явные сложности в освоении навыков чтения или находится в группе повышенного риска развития данного отклонения, то представленные ниже задачи и упражнения подойдут вам как нельзя лучше. Они помогут развивать у школьника логическое мышление и абстрактные представления, сформируют навыки чтения и восприятия информации, а также повысят концентрацию внимания.

1. Артикуляционная гимнастика

Начинать занятия следует с разминочных упражнений:

  • вдыхаем через нос – выдыхаем ртом;
  • вдыхаем – задерживаем на несколько секунд дыхание – выдыхаем;
  • делаем неполный вдох – не полностью выдыхаем воздух.

После этого следуют упражнения, развивающие четкость и внятность произношения. Ребенку предлагается дополнять фразы ассоциативными звуками:

Глубоко вдохнуть и на одном выдохе прочитать все согласные буквы в строке:

  • КНШЛЖЗЦСБТМПВЧФ;
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН;
  • ВДГБФКЗРЧПТКЗРМ;
  • ЧМКПБРВСФЩМЖДШХ.

Прочитать чистоговорки медленно и внятно:

  • ру-ру-ру – убежала кегуру;
  • ты-ты-ты – замяукали коты;
  • чи-чи-чи – покатились все мячи.

Прочитать шепотом в умеренном темпе:

  • арна – арла;
  • аржа – арка;
  • арла – арма;
  • арба – арфа.

Прочитать громко и как можно быстрее:

  • жечь – печь – лечь;
  • дверь – червь – зверь;
  • мел – кол – ил;
  • жарь – парь – гарь.

Прочитать вслух скороговорки, поговорки и пословицы:

  • каково волокно, таково и полотно;
  • полили ли лилию, видели ли Лидию;
  • корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали;
  • на гору гогочут гуси, под горой огонь горит;
  • наш дуда и туда, и сюда.

Для данного упражнения необходимо изготовить объемные буквы алфавита. Сделать их можно из пластилина, глины, или же вырезать из твердого картона. Буквенный материал помещается в коробку или непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается несколько вариантов данной игры:

  1. Необходимо, не доставая из коробки, определить на ощупь букву алфавита и описать ее. После этого вынуть букву, убедиться в правильности ответа и составить с ней слова. Можно усложнять задачу, требуя, чтобы эта конкретная буква находилась в начале, конце или средине придуманного ребенком слова.
  2. В коробку помещаются буквы, из которых можно составить несколько коротких слов. Ребенок достает буквы, выполняет поставленную задачу, после чего придумывает предложения с разгаданным словом.

3. Работа с мячиком

Для реализации данного задания понадобится резиновый мячик, который легко сжимается, и любая детская книга с легким текстом. Ребенку необходимо читать слова по слогам, сопровождая озвучивание каждого слога стискиванием мяча двумя руками или поочередно правой и левой.

Ребенку предлагается прочитать слова с различным количеством слогов, которые расположены в виде лесенки:
ЁЖ
РАК
СВОЙ
КОМОК
ЛОШАДЬ
ДЕВОЧКА
ПРЕЗИДЕНТ
ШЕСТЕРЕНКА
ШЕЛКОВИСТЫЙ

При этом, школьнику необходимо выполнить несколько заданий:

5. Запоминание графического выражения слов

На каждой звездочке написан определенный слог. Необходимо составить слова и обвести их разноцветными карандашами (например, ворона, учебник, ковер, алфавит, учитель и др.).

Дислексия. Упражнение 1

Дислексия. Упражнение 2

С целью улучшения восприятия и дополнения ассоциативного ряда, можно дополнять задание карточками с изображением слов, которые составляет ребенок.

Упражнение направлено на улучшение навыков анализа и синтеза слогов, а также формирование словарного запаса школьника. Ребенку предоставляется игровое поле с изображением кораблей. На каждом нарисованном кораблике написаны слоги. Взрослому необходимо называть координаты морского судна на поле, а школьнику – находить нужную клетку и выписывать обозначенный в ней слог. Отыскивая кораблики в правильном порядке, учащийся сможет составлять слова из выписанных слогов.

Дислексия. Упражнение 3

  • (Е5, Б6) бух – та: бухта;
  • (Д3, И8) бук – сир: буксир;
  • (Б2, Г10) па – ром: паром;
  • (Г2, Ж7, З3) ко – раб – ли: корабли;
  • (Д7, А9, Е1) ка – пи – тан: капитан.

7. Чтение слов с одинаковым корнем

Упражнение позволяет улучшать навыки чтения, а также восполнять упущения в развитии лексического словарного запаса. Ребенку выдаются карточки, с написанными на них схожими по звучанию и значению словами. Их необходимо распределить на два столбика, соответственно смысловой нагрузке:

  • карточки первой группы: гора, горка, горушка, горный, гористый, пригорок;
  • карточки второй группы: горе, горько, горевать, горюшко, пригорюнился, горемычный.

8. Работа над установкой правильного порядка слов

Задание направлено на улучшение понимания школьником текста, который он читает. Задача заключается в составлении предложений в соответствии с картинкой. Ребенку необходимо правильно заполнить пропуски, описывая изображение. При этом, важно следить, чтобы порядок слов был правильным, а предложения сконструированы корректно.

Дислексия. Упражнение 4

Девочка катается.
_______ _______ на _______.
_______ _______ на _______ в_______.
_______ _______ на _______ в_______ и ________.

Систематическое проведение подобных игровых упражнений помогает ученику справляться с трудностями, возникающими при освоении навыков чтения. Дислексики существенно улучшают технику и качество чтения, совершенствуют навыки работы с текстовым материалом, а также повышают самооценку и уверенность в себе. При этом, важно помнить, что правильно скорректировать дислексию может только специалист, который подберет наиболее подходящие для конкретной формы заболевания виды работ и упражнений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма занятия: подгрупповое занятие.

Коррекционно – образовательные цели:

- формирование и совершенствование навыка чтения;

- учить детей постепенно переходить от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух;

- учить подробно и выборочно пересказывать текст.

Коррекционно – развивающие цели:

- развитие четкости произношения;

- развитие внимания, мышления, воображения школьников;

- закреплять умения читать слова, отличающихся одной буквой

Коррекционно – воспитательные цели:

- воспитание интереса к чтению и книге;

- воспитание стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты

Личностные УУД: воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе.

Предметные УУД: формирование грамотного чтения и безошибочного чтения как показатель общей культуры человека; формирование потребности в систематическом чтении.

Метапредметные:

- регулятивныеУУД – умение пользоваться чтением для решения познавательных задач, умение планировать действия по выполнению задания, умение управлять своей деятельностью;

- коммуникативные УУД – умение слушать и понимать других, умение сотрудничать и кооперироваться в группы, читая текст по цепочке.

В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения, развития правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.

ВложениеРазмер
logopedicheskoe_zanyatie_po_korrektsii_disleksii.docx 38.13 КБ

Предварительный просмотр:

общеобразовательное учреждение Московской области

«Хотьковская общеобразовательная школа – интернат

Тихонова Надежда Геннадьевна

г. Сергиев Посад
2018 г.

Конспект логопедического занятия по коррекции дислексии.

Аннотация: В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения, развития правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.

Тема: Чтение предложений с однородными членами. Перечислительная интонация.

Цель: развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.

  • Формировать функциональный базис навыка чтения через систему упражнений, направленную на развитие психических функций.
  • Развивать правильное безошибочное восприятие единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами.
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу чтения.

1. Дыхательная гимнастика.

  • Глубокий вдох. Руки медленно поднять через стороны вверх.
  • Задержка дыхания на вдохе (2-3 сек).
  • Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить
  • через стороны вниз
  • Глубокий вдох. Руки поднять через стороны до уровня плеч.
  • Задержка дыхания (2-3 сек).
  • Выдох с сильным звуком О-О-О, руками обнять плечи, голову опустить на грудь.
  • Глубокий вдох . Руки поднять до уровня груди ладонями вперед.
  • Задержка дыхания (2-3 сек).
  • Выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз, голову – на грудь.

2. Развитие базисного навыка чтения.

- чтение слоговой таблицы.

- составление и чтение скороговорок на проблемные звуки (р, с, ц, ч)

На завтрак у Варвары крабы и омары.

Цыплята и курица гуляют на нашей улице.

Четыре чертенка чертили черными чернилами чертеж.

- Работа с псевдословами.

Задание: Разложи слова на группы так, чтобы в группу попали тождественные по написанию псевдослова.

- упражнение на автоматизацию зрительного восприятия слогов.

Задание: Найди и прочитай слоги в правильной последовательности, из которых состоят слова : камера, колесо, барыня, хорошо, сирота, канаты, вера, кора, раковина, гора, вино, пора, берега, пара, дыра, сапоги, пироги, волосы, ворота, высота, лимоны, яблоки, яблоня, мужики лисица, (на время).

- упражнения на формирование интонации и силы голоса

3. Постановка цели урока.

Реки освободились ото льда. Озера освободились ото льда. Пруды освободились ото льда.

-Что вы о нем думаете?

-Можно ли эти предложения соединить в одно? Замените три предложения одним.

Реки, озера и пруды освободились ото льда.

Какие слова здесь перечисляются? Как называются эти слова? (однородные члены предложения).

Что такое однородные члены предложения? Какова их особенность? (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. В предложении могут быть как главными , так и второстепенными членами)

- Сегодня мы будем учиться читать предложения с однородными членами.

Родственники подарили брату велосипед, компьютер, книги.

-Назовите однородные члены. Как вы догадались? Как я выделяю при чтении однородные члены? (При помощи интонации).

-Правильно, однородные члены предложения выделяются при чтении перечислительной интонацией, понижением и повышением голоса, наличием пауз между однородными членами предложения.

II. Основной этап.

  1. Работа по теме. Отработка перечислительной интонации.

Катя, |Павел, |Иван, |Аня |спешили на помощь другу.

Проказница Мартышка, |Осел, |Козел, |да косолапый Мишка |затеяли сыграть

Приду из школы, |пообедаю,| сделаю уроки|| и пойду гулять.

Задание: Один из учащихся читает предложение, выделяя перечислительной интонацией однородные члены предложения, а другие учащиеся должны по интонации их выделить и назвать .

Семён Павлович был умным, добрым и отзывчивым человеком.

Для нахождения объема параллелепипеда необходимо знать длину, высоту и ширину.

Для поступления в технический институт необходимо сдать математику, русский язык, физику и химию.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.

С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.

Дом был маленький, но уютный.

Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.

III. Творческий этап.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

  1. Выполнение разноуровневых заданий по отработке чтения предложений с однородными членами.

1. Русская грамматика: научные труды : в 2 т. / под ред. Е. А. Брызгуновой. К. В. Габучана. М.: Изд-во Института русского языка имени В. В. Виноградова, 2005.

2. Зиновьева Т.И. Автореф. дис. Работа над интонацией в переод обучения грамоте, М.: 1996.

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968 ; Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. М., 1992.

4. Шпунтов А. И. Живое слово // Речевые уроки / под ред. Т. А. Ладыженской. М, 1994.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

Внимание! Проверьте,
Готовы ли вы начать урок.
Всё ли на месте, всё ли в порядке –
Ручка, карандаш, тетрадка.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели внов ь прийти.

Логопед: - Ребята, назовите какой сегодня день недели? Месяц? Какой это по счету зимний месяц?

II. Основная часть.

хобот-робот гонка-горка
танец-ранец ночка-норка
забота-работа голод-город
мычать-рычать кошка-корка
нога-рога банан-баран
мука-рука маска-марка
мак-рак кот-рот


Логопед: - Ребята, для того, чтобы узнать название рассказа вы должны разгадать шифр. Впишите в алфавитном порядке недостающую букву. Из вписанных букв составьте слова.
Р . Т, . П Р, П . С, Л М ., Ъ . Ь, Г Д .
Й . Л, . Ф Х, О П ., Щ Ъ .
(сорные куры)

5. Работа со слоговыми таблицами.

Логопед: - Перед тем, как приступить к чтению текста, необходимо потренировать речевой аппарат. Для этого прочитаем слоговую таблицу.

Логопед: - Давайте отдохнем.
Из-за парт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно.
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши - ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто дует ветер южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.

Логопед: - Ребята, послушайте рассказ. Если какие-то слова окажутся для вас непонятным и, запомните их. После прочтения мы их объясним.

Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много разных родственников. К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.

Все перечисленные птицы производят потомство одинаково. По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.

Но в Австралии живут особые, сорные куры. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок. В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день принимаются летать.

(Словарная работа: Ряба и сорные–породы (вид) кур, имеющих определенный окрас; инкубатор – специальное место для выведения птенцов)


В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения, развития правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.

Содержимое разработки

Государственное казенное

общеобразовательное учреждение Московской области

«Хотьковская общеобразовательная школа – интернат

для обучающихся

Тихонова Надежда Геннадьевна

г. Сергиев Посад
2018 г.

Конспект логопедического занятия по коррекции дислексии.

Аннотация: В данном конспекте предлагаются задания для формирования функционального базиса навыка чтения, развития правильного безошибочного восприятия единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами и отработки правильной интонации при чтении предложений с однородными членами.

Тема: Чтение предложений с однородными членами. Перечислительная интонация.

Цель: развивать умение находить однородные члены, соблюдать интонацию перечисления при чтении предложений с однородными членами.

Формировать функциональный базис навыка чтения через систему упражнений, направленную на развитие психических функций.

Развивать правильное безошибочное восприятие единиц чтения через работу со слоговыми таблицами и словами.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к процессу чтения.

I.Адаптационный этап.

1. Дыхательная гимнастика.

Глубокий вдох. Руки медленно поднять через стороны вверх.

Задержка дыхания на вдохе (2-3 сек).

Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно опустить

через стороны вниз

Глубокий вдох. Руки поднять через стороны до уровня плеч.

Задержка дыхания (2-3 сек).

Выдох с сильным звуком О-О-О, руками обнять плечи, голову опустить на грудь.

Глубокий вдох. Руки поднять до уровня груди ладонями вперед.

Задержка дыхания (2-3 сек).

Выдох с сильным звуком У-У-У. Руки опустить вниз, голову – на грудь.

2. Развитие базисного навыка чтения.

- чтение слоговой таблицы.

- составление и чтение скороговорок на проблемные звуки (р, с, ц, ч)

На завтрак у Варвары крабы и омары.
















Цыплята и курица гуляют на нашей улице.

















Четыре чертенка чертили черными чернилами чертеж.











- Работа с псевдословами.

Задание: Разложи слова на группы так, чтобы в группу попали тождественные по написанию псевдослова.

- упражнение на автоматизацию зрительного восприятия слогов.

Задание: Найди и прочитай слоги в правильной последовательности, из которых состоят слова: камера, колесо, барыня, хорошо, сирота, канаты, вера, кора, раковина, гора, вино, пора, берега, пара, дыра, сапоги, пироги, волосы, ворота, высота, лимоны, яблоки, яблоня, мужики лисица, (на время).

- упражнения на формирование интонации и силы голоса

3. Постановка цели урока.

Реки освободились ото льда. Озера освободились ото льда. Пруды освободились ото льда.

-Что вы о нем думаете?

-Можно ли эти предложения соединить в одно? Замените три предложения одним.

Реки, озера и пруды освободились ото льда.

Какие слова здесь перечисляются? Как называются эти слова? (однородные члены предложения).

Что такое однородные члены предложения? Какова их особенность? (Они отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. В предложении могут быть как главными , так и второстепенными членами)

- Сегодня мы будем учиться читать предложения с однородными членами.

Родственники подарили брату велосипед, компьютер, книги.

-Назовите однородные члены. Как вы догадались? Как я выделяю при чтении однородные члены? (При помощи интонации).

-Правильно, однородные члены предложения выделяются при чтении перечислительной интонацией, понижением и повышением голоса, наличием пауз между однородными членами предложения.

II. Основной этап.

Работа по теме. Отработка перечислительной интонации.

Катя, |Павел, |Иван, |Аня |спешили на помощь другу.

Проказница Мартышка, |Осел, |Козел, |да косолапый Мишка |затеяли сыграть

Приду из школы, |пообедаю,| сделаю уроки|| и пойду гулять.

Задание: Один из учащихся читает предложение, выделяя перечислительной интонацией однородные члены предложения, а другие учащиеся должны по интонации их выделить и назвать .

Семён Павлович был умным, добрым и отзывчивым человеком.

Для нахождения объема параллелепипеда необходимо знать длину, высоту и ширину.

Для поступления в технический институт необходимо сдать математику, русский язык, физику и химию.

Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.

В вазе лежали фрукты: яблоки, груши, апельсины.

С давних времен люди мечтали о добре, правде, счастье.

Дом был маленький, но уютный.

Метели бушевали всю ночь, и утро, и день.

III. Творческий этап.

Самостоятельное редактирование текста.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

Выполнение разноуровневых заданий по отработке чтения предложений с однородными членами.

Тренировка чтения по технологии БОС.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. Русская грамматика: научные труды : в 2 т. / под ред. Е. А. Брызгуновой. К. В. Габучана. М.: Изд-во Института русского языка имени В. В. Виноградова, 2005.

2. Зиновьева Т.И. Автореф. дис. Работа над интонацией в переод обучения грамоте, М.: 1996.

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические произведения. М., 1968 ; Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка. М., 1992.

4. Шпунтов А. И. Живое слово // Речевые уроки / под ред. Т. А. Ладыженской. М, 1994.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

В пруду водились караси, водились лещи, водились окуни. Птицы летом живут в лесах, живут на озерах, живут на реках, живут на болотах. В лесу цвел орешник, цвела ива, цвела ольха, цвела осина. Мы давали ежику мясо, давали хлеб, давали молоко. Коровы питаются травой, овцы питаются травой, овцы питаются травой, лошади питаются травой.

Задание: отредактируйте предложения, прочитайте их без лишних слов, выделяя однородные члены перечислительной интонацией.

Читайте также: