Конспект занятия по лепке дед мороз в подготовительной группе

Обновлено: 07.07.2024

Программное содержание:

Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам.
Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать лексическую сторону речи.
Повторить правила безопасности украшения елки.
Расширять кругозор детей: знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки.
Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки.
Совершенствовать технику рельефной лепки из соленого теста.
Развивать творческие способности.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы на зимнюю тему. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением елки, елочных украшений.

Словарная работа:

Самодельные игрушки, старинный обычай.

Материалы, инструменты, оборудование:

Плоскостные картонные шары на веревочке, соленое цветное тесто (красное, желтое, зеленое, синие, коричневое, белое), стеки, колпачки от фломастеров, тряпочка, стакан с водой, кисточка №2, бисер, бусины, угощение.

Содержание занятия:

Вводная часть:

Дети входят под новогоднюю мелодию, садятся за столы. Стук в дверь. Заходит почтальон и отдает письмо.

Воспитатель:

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Деду Морозу?

Воспитатель:

А чем можно нарядить елку?

Игрушками, хлопушками, гирляндами…

Воспитатель:

А украсить зажженными свечами елку можно? Что может случится?

Воспитатель:

Правильно, конечно нельзя наряжать елку свечами.

Воспитатель:

Были бы у елочки
Ножки,
Побежала бы она
По дорожке.
Заплясала бы она
Вместе с нами,
Застучала бы она
Каблучками.
Закружились бы на елочке
Игрушки -
Разноцветные фонарики,
Хлопушки.
Завертелись бы на елочке
Флаги
Из пунцовой и серебряной
Бумаги.
Засмеялись бы на елочке
Матрешки
И захлопали б от радости
В ладошки.
Потому что нынче ночью
У ворот
Постучался развеселый
Новый год!
Новый, новый,
Молодой,
С золотою бородой!

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что раньше был такой старинный обычай изготавливать самодельные игрушки: хлопушки, рыбки из яичной скорлупы, звезды из фольги, домики, избушки, гирлянды…

Давайте и мы тоже украсим елку самодельными игрушками. Для этого нам понадобятся: плоский шар на веревочке, цветное тесто, бисер, бусинки, колпачки, стеки и ваша фантазия. Посмотрите, на эти шары (показываю картонные шары) красиво будут они смотреться на елке?

Воспитатель:

Воспитатель:

А как их можно украсить?

Елочками, сердечками, снеговиком…

Воспитатель:

Молодцы, действительно наши шары можно украсить по разному но, чтобы нам хорошо работалось, давайте немного разомнем наши пальчики.

Шишечки, иголочки.
(кулачки, указательные пальчики выставлены)

Звёзды, человечки.
(ладони сложены, пальцы расправлены,; средний и указательный пальцы стоят на столе)

Воспитатель:

А теперь каждый из вас пусть подумает как он украсит свой шар, что для этого ему понадобится и может приниматься за работу (раздаю шары).

Основная часть занятия:

Включаю новогоднюю мелодию. Подхожу к каждому ребенку интересуюсь, что он будет лепить. Детям затрудняющимся с замыслом даю советы.

Заключительная часть:

Дети приносят свои работы на просмотр (кладут на стол).

Анализ занятия:

Воспитатель:

Ребята, кто запомнил какими игрушками украшали елку в старину?
Кому понравилось украшать сегодня елочные шары?
А кому было трудно в работе?

Молодцы, у вас у всех получились необычные новогодние игрушки. До праздника у нас еще осталось несколько дней, поэтому наши игрушки успеют высохнуть, а потом мы украсим ими елку. Я думаю ваши игрушки будут очень красиво смотреться на елке.

Стук в дверь - залетает ворона.

Кар-кар-кар. Здравствуйте, друзья! А я от Деда Мороза прилетела узнать выполнили ли вы его просьбу.

Молодцы, какие замечательные игрушки вы сделали для елки, как красиво…кар-кар-кар. За прекрасную работу Дед Мороз вам выслал угощение.

Воспитатель:

Спасибо большое тебе ворона и Деду морозу за угощение.

До свидания, ребята. Кар-кар-кар. (Ворона улетает).

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

План-конспект занятия с детьми 5-6 лет, рассчитанный на 35 минут. Лепка из пластилина объемной фигурки Деда Мороза.

Содержимое публикации

План-конспект занятия

Чебунина Валентина Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Возрастная категория: учащиеся от 5 до 6 лет.

Цель: Освоить приемы и навыки изготовления объемной фигуры Деда Мороза

образовательные – обучение основным приемам работы и формирование художественно-пластических умений и навыков работы с пластилином;

развивающие – развитие мелкой моторики рук и глазомера;

воспитательные – совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, демонстрация схем лепки

Форма организации: коллективная, индивидуальная.

Оборудование, дидактический материал: цветной пластилин, образцы изделий, схемы лепки, стеки, пластиковые подставки.

Ход занятия:

1.Организационная часть.

Педагог: Здравствуйте ребята! Все ли присутствуют на занятии, кого нет? Приготовьте пожалуйста свои рабочие места к занятию. Обратите внимание на обязательном соблюдении правил техники безопасности при работе в кабинете керамики.

Повторение пройденного материала.

Педагог: Давайте вспомним, что мы с вами выполняли на предыдущем занятии?

Учащиеся: Мы выполняли поздравительную открытку в технике пластилинография, с изображением новогодних часов. Основа открытки была картонная, а изображение наносили путем размазывания пластилина.

Педагог: Сегодня мы продолжим новогоднюю тематику и выполним объемную фигурку Деда Мороза.

Цель: Освоить приемы и навыки изготовления объемной фигуры Деда Мороза

образовательные – обучение основным приемам работы и формирование художественно-пластических умений и навыков работы с пластилином;

развивающие – развитие мелкой моторики рук и глазомера;

воспитательные – совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник …(Новый год)

Педагог: Сегодня у нас будет не обычное занятие. Какой праздник к нам приближается? Новый год! Какого числа отмечается тот праздник?

Учащиеся: 31 декабря! 1 января!

Педагог: Молодцы! Вот проходит очередной год …И вновь на пороге самый желанный и всеми любимый праздник – Новый год, - это особый праздник.

В этот день по нашей планете самым законным образом шагает сказка. Она совершает путешествие к нарядным елкам, гремит раскатами фейерверков, сияет разноцветными фонариками.

- А кто главный герой новогодних праздников?

Ева: Спору нет – Дед Мороз ! Он живет в каждой новогодней сказке, стоит в ватной шубе под каждой новогодней елочкой, играет самого себя в мультфильмах.

Педагог: Наш, Дед Мороз с 1989 года, обосновался в Великом Устюге Вологодской области. Здесь для Деда Мороза построили деревянный терем. Круглый год (особенно в конце декабря) приходят адресованные ему письма от мальчиков и девочек, живущих в разных уголках нашей страны.

Севиля: А вы знаете, что жизнь у Деда Мороза не такая уж легкая ? В течение всех каникул его ждут на тысячах новогодних елок во всех городах страны.

3.Теоретическая часть. Беседа. Чтение стихов.

Педагог: Кто же такой Дед Мороз? Дед Мороз — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, славянский вариант рождественского дарителя. Известен (как Мороз Иванович) с 1840 года, но создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Прообразами Деда Мороза являются персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов и Святой Николай.

Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый Год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х — середины 1980-х годов, а в одном из мультфильмов даже якобы является внуком Деда Мороза и летает на самолёте, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

Педагог: Ребята, а вы готовы к встрече Деда Мороза ?

Вы совершенно правы, чтобы встретить весело праздник к нему нужно подготовиться заранее. И вот, в одно мгновение, мы из обыкновенного кабинета попадаем в мастерскую Деда Мороза ! Но нам нужно больше помощников для зимнего волшебника, давайте слепим еще по одному Деду Морозу, чтоб мы вовремя успели сделать подарки? Вы согласны?

Учащиеся: Да! Хорошо, давайте приступим!

Педагог: Дети сегодня мы будем делать Деда Мороза из пластилина . Кто знает, что такое пластилин и из чего он сделан ?

Пластилин (итал. plastilina, от др. -греч. — лепной) — материал для лепки . Изготовляется из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, животных жиров и других веществ, препятствующих высыханию. Окрашивается в различные цвета. Служит для выполнения фигур эскизов для скульптурных работ, небольших моделей, произведений малых форм.

Пластилин как таковой представляет из себя кладовую для фантазии и игры воображения. Соединив его с ловкими руками, можно оживить всё, что захочешь. Сейчас мы будем делать Деда Мороза.

Павел: М ы сегодня нарядились
И на праздник собрались,
Танцевали, веселились,
И подарков дождались!
Кто же к нам пришел сегодня,
Кто гостинцы нам принес,
В этот вечер новогодний?
Ну конечно - Дед Мороз!

4. Физкультминутка.

Педагог: Послушали мы много интересного, давайте немного разомнемся и выполним веселые новогодние упражнения.
Пальчиковая гимнастика Новый год и деда Мороза
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу )
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар )
Светятся фонарики. (фонарики )
Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями )
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу )
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони )
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать( хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10. (по очереди массажируем каждый палец )

Педагог: А теперь еще задорнее !

Я мороза не боюсь

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз, (Присели)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)

5. Практическая часть.

Педагог: Давйте приступим к изготовлению пластилинового Деда Мороза.

Скатайте один большой шарик из красного пластилина, затем выполните из него морковку - это туловище Деда Мороза .

Из розового пластилина слепите голову - небольшой шарик. Для рук нам понадобятся два шарика красного цвета, из которых мы сделаем два цилиндра.

2. Соедините детали как показано на рисунке.

3. Раскатайте два жгутика из белого пластилина один толще и длиннее для воротника, а другой для отделки шапки. Для шапки нам понадобится маленький шарик красного цвета, приплюснутый снизу. Соедините детали.

4. Для отделки шубы Деда Мороза нам понадобится еще два тонких жгутика белого цвета. Прилепите их как на рисунке.

5. Далее слепим рукавицы. Скатайте два красных шарика и две тонкие колбаски красного цвета. Закрепите детали.

6. Из белого пластилина слепите усы , брови и бороду. Из маленького кусочка красного цвета слепите нос. Глаза - два маленьких шарика черного цвета. Прилепите сначала глаза, затем нос и усы.

7. Все дети любят подарки! Ну а Деду Морозу нужен мешок с подарками. Слепите конус и тонким жгутиком оформите бантик на мешке.

Кто пришел? Что принес?
Знаем мы: Дед Мороз,
Дед седой, с бородой,
Он наш гость дорогой.
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.

Молодцы! У вас все отлично получилось. Посмотрите, как красиво вы сделали Деда Мороза !

Рефлексия.

Педагог: Вот и заканчивается занятие, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что выполняли. Как звучала тема нашего занятия?

Педагог: Что вы запомнили о главном зимнем волшебнике?

Кира: Дед Мороз — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, славянский вариант рождественского дарителя.

Педагог:Расскажите какие основные этапы лепки Деда Мороза мы с вами изучили?

Анастасия:Сначала нужно скатать один большой шарик из красного пластилина, затем выполните из него морковку - это туловище Деда Мороза. Из розового пластилина слепить голову - небольшой шарик. Для рук нам понадобятся два шарика красного цвета, из которых мы сделали два цилиндра. Соедините детали.

Потом нужно раскатать два жгутика из белого пластилина один толще и длиннее для воротника, а другой для отделки шапки. Для шапки нам понадобится маленький шарик красного цвета, приплюснутый снизу. Для отделки шубы Деда Мороза нам понадобился еще два тонких жгутика белого цвета. Прилепили их как на рисунке.

Далее слепили рукавицы: скатали два красных шарика и две тонкие колбаски красного цвета, закрепили детали. Из белого пластилина слепили усы, брови и бороду. Из маленького кусочка красного цвета слепили нос. Глаза - два маленьких шарика черного цвета. Прилепили сначала глаза, затем нос и усы.

Педагог:Молодец, все верно, очень полный ответ. Какие цвета пластилина используем в процессе работы?

Эмир: Красный, белый, розовый, черный.

Педагог: Какой самый сложный элемент в лепке Деда Мороза?

Алиса:Для меня самым сложным было выполнить лицо с бородой и усами.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.Понаблюдайте какие еще популярные новогодние персонажи встречаются. Рассмотрите, какие у них части тела и декоративные детали, возможно, вы сможете их слепить самостоятельно, тем самым пополнив коллекцию сказочных персонажей.

Педагог:Большое спасибо за занятие, мы с вами отлично поработали и повеселились от души! Посмотрите, какие красивые изделия у вас получились. Ваши Деды Морозы, выполненные на занятии,станут отличными подарками к празднику. Всего доброго, до свидания!

Список литературы и Итернет-ресурсов :

Другова Е. Новогодняя сказка. Лепим из пластилина. С-Пб.: Питер, 2014. – 48 с.

Почивалов А. В. Новогодняя сказка из пластилина. М: Эксмо, 2017. – 64 с.

Автор: Гервальд Татьяна Ильинична
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБДОУ № 124 "Детский сад общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: конспект занятия художественно – эстетического развития для детей старшей группы
Тема: "Дед Мороз"
Раздел: дошкольное образование

художественно- эстетического развития

Программное содержание: Учить детей лепить сказочного персонажа Дед

Мороза используя конструктивный метод лепки. (плотное соединение частей

путем промазывания одной части к другой, объединение вылепленных частей

в одно целое). Развивать интерес, восприятие, мелкую моторику рук.

Воспитывать интерес к искусству, доводить начатое дело до конца.

Материал: игрушка Дед Мороза, пластилин, стеки, доска для лепки,

влажные салфетки, иллюстрации с Дед Морозом.

Предварительная работа: чтение стихотворений, рассказов про Дед Мороза.

Здравствуйте, ребята! Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

А сейчас отгадайте загадку:

На оленях быстро мчится.

Из царства Вьюг и Холодов

Полный праздничных трудов.

Он приходит в каждый дом-

Ярко, весело кругом.

Старый год он провожает…(Дед Мороз)

Педагог: - Ребята, кто знает, как называется город где живет Дед Мороз?

Педагог: — Живет Дед Мороз в городе Великий Устюг, в Вологодской

области. Его красивая усадьба находится прямо на берегу реки Сухона в

сосновом бору. В его деревянном расписном доме много комнат, где живут

его помощники. Они помогают дедушке разбирать почту, подбирать подарки

Гостям Деда Мороза, которые зашли в эту комнату желаний, говорят закрыть

глаза, и пока звенят колокольчики, надо успеть загадать самое заветное

желание. А вот, в какой комнате хранятся подарки для ребят – это секрет Деда

Педагог: Сегодня в нашей мастерской мы будем лепить Дед Мороза.

Педагог: Но прежде, мы рассмотрим одежду Дед Мороза.

- Он одет в красивую длинную шубу. (Педагог обращает внимание на шубу,

На голове - шапка, руках – рукавицы, на ногах – валенки.

В руке – посох, за плечами - мешок с подарками.

Педагог: Сегодня мы будем лепить Дед Мороза конструктивным способом из

отдельных частей путем скрепления и промазывания частей друг с другом.

Какие цвета мы будем использовать при лепке? (красный, белый, черный)

Разрезаем красный пластилин на части, разминаем пластилин в руках, чтобы

он разогрелся для дальнейшей работы. Делаем шарики из пластилина

Сначала формируем туловище, раскатывая пластилин по форме конуса. Затем

берем кусок белого пластилина катаем шар и прикрепляем голову к

туловищу. (добавляем глаза, брови, круглый красный нос, усы, борода).

Раскатываем рукава шубы по форме конусов и крепим к шубе. Делаем

шапочку. Мы с определили последовательность действий.

Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)

Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти

Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках,

Светятся фонарики. фонарики

Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)

Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями )

В гости дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по столу)

Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:(Хлопаем по коленям или по столу, одна рука –

ладонью, другая – кулаком, а затем меняем)

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. (По очереди массажируем каждый палец)

Практическая часть – педагог: - С чего мы начнем лепить?

-Делим пластилин на части, а затем его раскатываем.

Педагог ходит, следит за работой, напоминает о правильной осанке, помогает

Ребята! Посмотрите каких красивых Дедов Морозов вы слепили!

Выставка детских работ.

-Так какой же он, ваш Дедушка Мороз? (Добрый, веселый, хороший, озорной).



Цель. Помочь детям вылепить игрушку "Дед Мороз".
Задачи.
- Совершенствовать навыки детей по работе с пластилином.
- Закрепить основные приёмы лепки.
- Формировать навыки использования различных стеков для придания фактуры изделию.
- Развивать мелкую моторику, чувство цвета и формы.
- Побуждать детей изготавливать подарки своими руками.
- Помочь испытать радость от творчества.



Материалы: пластилин, фольга, краски акриловые, кисти, стеки разных видов, крупа для наполнения, пластиковая бутылочка из под йогурта.

В баночку из под йогурта насыпаем крупу для устойчивости фигурки. Формируем из фольги шарик - голову.





Раскатываем "колбаски" и формируем из них руки. Тщательно примазываем их к корпусу. Рукавицы - пластилиновые шарики. Из "колбасок" потоньше выкладываем опушение шапки и шубки.





Маленькому шарику пластилина придаём каплеобразную форму - это нос. Примазываем его к лицу. Добавляем усы и бороду. Обрабатываем стеком с шариком на конце бороду для придания фактуры.

Читайте также: